Элективный курс "Биологическая роль химических элеменов"
элективный курс по химии (9 класс) по теме

Искра Ольга Юрьевна

Элективный курс «Биологическая роль химических элементов или неизвестная планета» предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. Курс призван вызвать интерес у школьников к предметам «химия» и «биология», помочь в выборе профиля, будущей профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение

Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа №1 Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

«Рассмотрен»                         «Согласовано»                                        «Утвержден»                             на заседании ШМО учителей        с зам. директора по УВР                  директор        школы

Протокол №

                                                                                                                    «____»__________2013 г.                                                                              «____»_________2013г                    «____»_________2013г.

_________/Кузнецова О.Н.            _________/Полунина Н.В./                _________/Зубков А.А./                                    

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                             

Рабочая программа

элективного курса по химии  

«Биологическая роль химических элементов»

для обучающихся 9б класса

на 2013-2014 учебный год.

Учитель: Искра О.Ю.

г.Бутурлиновка, 2013г


Пояснительная записка к элективному курсу

«Биологическая роль химических элементов »

Элективный курс «Биологическая роль химических элементов или неизвестная планета» предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. Курс призван вызвать интерес у школьников к предметам «химия» и «биология», помочь в выборе профиля, будущей профессии.

Элективный курс рассчитан на 32 часа, из которых 13 лекционных занятий, 11 – семинарских и 10 – практических. Предусмотрены различные формы контроля, которые учитывают индивидуальные интересы и особенности школьников, их уровень подготовки.

Программа элективного курса адаптирована для обучающихся 9-х классов. В занимательной форме рассматривается материал следующих разделов: «Неорганическая химия», «Общая химия», «Анатомия и физиология человека», «Экологические проблемы и охрана окружающей среды». Школьникам предлагается дополнительный материал по химии и биологии, направления учебных исследований, темы для творческих дистанционно-информационных проектов (ДИП).

Курс носит интегрированный характер. Его содержание позволяет развивать идеи, заложенные в базовых курсах химии и биологии, а также дополнять их новым содержанием. Материал курса подобран таким образом, что позволяет повысить мотивацию и развить творческий потенциал при выполнении как учебных, так и исследовательских заданий межпредметного характера по химии, биологии и экологии.

Содержание курса способствует соблюдению принципов тесной связи науки и практики, что обеспечивает сознательное усвоение дополнительного материала по химии и биологии. Курс предусматривает проведение лабораторных опытов и практических работ, что направлено на развитие предметно-ориентированных компетентностей обучающихся.

Курс включает в себя пояснительную записку, программу, методические рекомендации, список учебной литературы для учителя и учащихся. Отличительной особенностью данного курса является разработанное авторским коллективом учителей Белгородской области электронное пособие «Биологическая роль химических элементов или неизвестная планета», которое содержит рабочие презентации учебных и практических занятий с методическими комментариями, а также теоретический материал, раскрывает прикладной аспект ряда современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, метод проектов, кейс-технология и др.).

Материал данного элективного курса может быть использован при организации учебных занятий по химии и биологии в рамках школьной программы 8-9 классов. Авторские презентации и методические материалы позволят учителю провести интересные практикоориентированные занятий на высоком профессиональном уровне, организовать поисково-исследовательскую деятельность школьников как на уроках, так и во внеклассной деятельности.


Программа элективного курса

«Биологическая роль химических элементов

или неизвестная планета»

Раздел 1. Молекулы и клетки

Тема 1.1. Клетка – единица всего живого. Строение и химический состав клетки

Клетка – единица развития, строения и функционирования организма. Современные методы исследования клетки (метод меченых атомов, флуоресцентная микроскопия). Строение клетки: биологическая мембрана, мембранные (ядро, вакуолярная система, митохондрии, пластиды) и немембранные (опорно-двигательная система клетки, клеточный центр, рибосомы) органеллы, клеточные включения. Классификация химических веществ, входящих в состав клетки на органические (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты) и неорганические. Содержание химических соединений в клетке в % на сырую массу.

Тема 1.2. Какие химические элементы находятся в клетке, их классификация

Понятия «химический элемент», «вещество», «ион». Классификация химических элементов, входящих в состав клетки: макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы. Биогенная роль химических элементов. Живые организмы как накопители определенных химических элементов. Современные методы определения содержания химических элементов в живых объектах. Ионы в клетке и организме. Понятие о буферных свойствах цитоплазмы. Содержание некоторых химических элементов в клетке в % на сухую массу вещества.

Раздел 2. Макроэлементы и их биологическое значение

Тема 2.1. Вездесущий кислород

Кислород как химический элемент и как простое вещество. Физические свойства кислорода. Кислород – сильный окислитель. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Распространение элемента кислорода в природе. История открытия кислорода. Опыт Лавуазье. Получение кислорода в лаборатории и в промышленности. Круговорот кислорода в природе. Процессы дыхания и горения. Этапы дыхания. Профилактика органов системы дыхания. Кровообращение, перенос кислорода к клеткам организма. Применение кислорода в медицине, промышленности и быту. Экологические аспекты круговорота кислорода в природе.

Тема 2.2. Его Величество - Углерод

Элемент углерод и его характеристика. Строение атома углерода. Углерод как простое вещество. Понятие об аллотропии (алмаз, графит, карбин, фуллерены). Круговорот углерода в природе. Неорганические соединения углерода на примере оксида углерода (IV), оксида углерода (II), карбоната кальция (мел, мрамор, кальцит). Понятие об органических соединениях. Способность углерода образовывать углерод-углеродные цепочки. Причина многообразия органических соединений. Представление о биологических полимерах на примере белков. Фотосинтез – основа существования жизни на Земле. Экологические аспекты круговорота углерода. Понятие о «парниковом эффекте».

Тема 2.3. Водород- это космический или земной элемент?

История открытия водорода. Водород как химический элемент и как простое вещество. Физические и химические свойства водорода. Нахождение элементы водорода в природе. Водород как основа живых организмов. Знакомство с жирами и углеводами. Биологическое значение водорода на примере биохимических реакций, протекающих в живых организмах. Использование водорода в промышленности. Водород как экологический вид топлива. Водород и проблема долголетия (современные теории старения и их обоснование).

Тема 2.4. Нужен ли кальций живым организмам?

Кальций как химический элемент и как простое вещество. История открытия кальция. Нахождение соединений кальция в природе. Кальций как биогенный элемент в растениях и животных. Соединения кальция в организме человека, их биологическая роль. Строение костей. Свертываемость крови. Витамин D и его значения для организма человека. Профилактика недостатка элемента кальция в организме человека.

Тема 2.5. Знакомый и незнакомый фосфор

Фосфор как химический элемент и как простое вещество. История открытия фосфора. Аллотропные модификации фосфора. Физические и химические свойства красного и белого фосфора. Круговорот фосфора в природе. Роль фосфора в жизни растений, животных и человека. Представление о РНК и ДНК. Понятие об АТФ. Удобрения и нормы их внесения в почву. Получение фосфора. Применение фосфора в промышленности и быту. Фосфор и экологические проблемы современности.

Тема 2.6. Калий и натрий – их биологическая роль в клетке

Элементы калий и натрий. Нахождение их в природе. Открытие элементов калия и натрия. Физические свойства простых соединений. Роль натрия и калия в клетке. Роль натрия и калия в растительном организме. Роль натрия и калия в животном организме. Представление о биоэлектрическом потенциале клетки и калий-натриевом насосе. Нарушения в организме человека, вызванные недостатком калия и натрия. Пищевые источники натрия и калия.

Тема 2.7. Сера в неорганическом и органическом мире

Сера как химический элемент и как простое вещество. Аллотропные модификации серы. Физические и химические свойства серы как простого вещества. Из истории серы и ее соединений. Нахождение серы в природе. Круговорот серы в природе. Сера, как необходимый элемент для ряда биоактивных органических молекул. Понятие о биоактивности ряда веществ. Фитонциды. Феромоны. Фитогормоны. Экологические проблемы, связанные с соединениями серы. Кислотные дожди и методы борьбы с ними. Биологическая роль элемента серы для живых организмов.

Тема 2.8. Хлор, иод, бром, фтор – добрые-злые элементы

Общая характеристика подгруппы галогенов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Галогены как элементы и как простые вещества. Биологическая роль элементов галогенов. Фтор и здоровье. Зуб и его строение. Профилактика кариеса. Иод и его роль для организма человека. Щитовидная железа и гормон тироксин. Заболевания, вызванные недостатком или избытком иода в организме человека. Хлор и здоровье человека. Биологическое значение ионов хлора. Вредное воздействие соединений, содержащих элемент хлор на организм человека. Бром и здоровье человека. Медицинские препараты, содержащие хлор, иод, бром и фтор.

Тема 2.9. «Энергичный» магний – можно ли так сказать?

Магний как химический элемент и как простое вещество. История открытия магния. Физические и химические свойства магния. Магний – биогенный элемент. Роль магния для живых организмов. Магний, хлорофилл и фотосинтез. Магний как участник ряда ферментативных реакций. Понятие о «кофакторах». Магний и синтез белка. Магний и энергетические процессы клетки. Магний и здоровье мышц. Нормы потребления магния для организма человека.

Тема 2.10. Биологическая роль железа или нужно ли есть гвозди?

Железо как химический элемент и как простое вещество. Физические свойства железа. Нахождение железа в природе. Основные минералы, содержащие железо. Курская магнитная аномалия и экологические проблемы, связанные с добычей железа. Биологическая роль железа в живых организмах. Продукты питания, содержащие железо. Анемия и ее профилактика. Гемоглобин и его функции. Форменные элементы крови, их строение. Кроветворение.

Раздел 3. Микроэлементы и их биологическое значение

Тема 3.1. Загадки знакомого цинка

Цинк как химический элемент и как простое вещество. Распространение цинка в природе. История открытия цинка. Применение цинка и его соединений. Сплавы. Значение цинка для живых организмов. Цинк и здоровье человека. Источники поступления цинка в организм. Соединения цинка – биологические катализаторы. Понятие о катализе в неорганической и органической химии.

Тема 3.2. Медь – богиня красоты

Медь как химический элемент и как простое вещество. Распространение меди в природе. Неорганические соединения меди. Представление о комплексных соединениях и комплексообразовании. Значение меди в истории человеческих цивилизаций. Применение меди. Биологическая роль меди как микроэлемента для растений, животных и человека. Понятие о бактерицидности.

Тема 3.3. Кобальт – таинственный дух

Нахождение кобальта в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. История открытия и исследования. Кобальт как элемент и как простое вещество. Распространение кобальта в неживой и живо и природе. Биологическая роль кобальта в растениях, в организмах животных и человека. Витамин В12. Основные проявления недостатка и избытка кобальта. Обмен веществ в организме человека. Понятие об анаболизме и катаболизме.

Тема 3.4. Кремний – только ли элемент неживой природы?

Кремний как элемент и как простое вещество. Распространение кремния в природе. Неорганические соединения химия, их значение. Кремний и электротехника. Аллотропные модификации кремния. Алгоритмы распознавания ряда неорганических веществ в лабораторных условиях. Кремний в живой природе: в растениях и животных. Нужен ли кремний нашему организм?

Раздел 4. Ультрамикроэлементы и их загадки

Тема 4.1. 34-ый элементы

Положение селена в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома. История открытия. Физические и химические свойства простого вещества. Биологическая роль селена в жизни растений, животных и человека. Особенности физиологической роли селена в организме человека. Источники поступления селена в организм человека. Использование селена в промышленности, медицине. Понятие о биологически-активных добавках. Их польза и вред.

Тема 4.2. Золото – благородный или жестокий «король металлов»?

Золото как химический элемент и как простое вещество. Физические и химические свойства золота. Золото – король металлов. Золото в истории развития химии. Алхимические представления и поиск философского камня. Золото как стимул совершения великих географических открытий. Основные направления применения золота и его соединений. Золото в медицине и космической промышленности. Золото в живых организмах. Биологическое значения золота и его соединений. Золото и нанотехнологии.

Тема 4.3. Уран – неизученная планета

Уран как радиоактивный элемент. Понятие об радиоактивности. История открытия урана. Роль урана в жизни растений, грибов и микроорганизмов. Уран – ультрамикроэлемент в организме человека. Основные источники поступления урана в живой организм. Наиболее распространенные соединения урана. Атомная энергетика и угроза окружающей среде. Чернобыльская катастрофа и ее последствия. Лучевая болезнь: симптомы и лечение.

Раздел 5. Роль воды в нашей жизни

Тема 5.1. Роль воды в живой системе – клетке. Аномалии физических и химических свойств

Строение молекулы, схема образования межмолекулярной водородной связи. Аномалии воды. Уникальные химические свойства, связанные со строением молекулы. Требования к качеству воды. Жёсткость воды, её виды и способы умягчения. Опреснение воды. Биологическая роль воды. Роль воды в клетке. Методы очистки питьевой воды.

Тема 5.2. Круговорот воды в природе и экологические проблемы современности

Распространение воды в природе и её применение. Круговорот воды в природе. Экологические проблемы, связанные с загрязнением водных источников. Классификация загрязнений водных источников. Исследования  качества воды по органолептическим  и физико-химическим свойствам. Выполнение исследовательской работы по выявлению экологического состояния  водных объектов в вашей местности

Учебно-тематическое планирование элективного курса

«Биологическая роль химических элементов »

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

семинары

практичзанятия

Раздел 1. Молекулы и клетки (3 часа)

1

Тема 1.1. Клетка – единица всего живого. Строение и химический состав клетки

2

1

1

Составление кластера по теме

2

Тема 1.2. Какие химические элементы находятся в клетке, их классификация

1

1

Решение творческих задач

Раздел 2. Макроэлементы и их биологическое значение(17 часов)

Тема 2.1. Вездесущий кислород

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.2. Его Величество - Углерод

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.3. Водород- это космический или земной элемент?

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.4. Нужен ли кальций живым организмам?

2

1

1

Составление кластера по теме

Тема 2.5. Знакомый и незнакомый фосфор

2

1

1

Выполнение экологического проекта

Тема 2.6. Калий и натрий –биологическая роль в клетке

2

1

1

Выполнение биологического проекта

Тема 2.7. Сера в неорганическом и органическом мире

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.8. Хлор, иод, бром, фтор – добрые-злые элементы

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.9. «Энергичный» магний – можно ли так сказать?

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.10. Биологическая роль железа или нужно ли есть гвозди?

2

1

1

Творческий проект по КМА

Раздел 3. Микроэлементы и их биологическое значение (5 часов)

Тема 3.1. Загадки знакомого цинка

1

1

Решение творческих задач

Тема 3.2. Медь – богиня красоты

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 3.3. Кобальт – таинственный дух

1

1

Решение творческих задач

Тема 3.4. Кремний – только ли элемент неживой природы?

1

1

Проект «Нанотехнологии сегодня»

Раздел 4. Ультрамикроэлементы и их загадки (4 часа)

Тема 4.1. 34-ый элементы

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 4.2. Золото – благородный или жестокий «король металлов»?

1

1

Решение творческих задач

Тема 4.3. Уран – неизученная планета

1

1

Решение творческих задач

Раздел 5. Роль воды в нашей жизни (4 часа)

Тема 5.1. Роль воды в живой системе – клетке. Аномалии физических и химических свойств

3

1

2

Выполнение исследовательского проекта

Тема 5.2. Круговорот воды в природе и экологические проблемы современности

1

1

Выполнение исследовательского проекта

Итоговое занятие элективного курса (1 час)

Конференция исследовательских работ школьников «Биоэлементы»

1

Итого

34

13

11

10

Методические рекомендации к элективному курсу

«Биологическая роль химических элементов »

При проведении занятий курса, основной акцент необходимо сделать на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов в образовании. Использовать следующие педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, ТРИЗ-технология, технология проектного обучения.

На заключительном этапе работы рекомендуется организовать научно-практическую конференцию «Биоэлементы" с защитой проектов обучающихся. В качестве промежуточного контроля предложить школьникам систему творческих заданий по основным темам программы.

Рекомендуем использовать для организации лекционных и семинарских занятий электронное пособие «Биологическая роль химических элементов или неизвестная планета», в котором предлагаются разработки занятий, методические рекомендации, тематические приложения, примерные темы исследовательских работ.

Для каждого занятия, предложенного в электронном пособии, определены тема, цель, задачи, основные понятия и технологический аспект организации (приложения и дополнительный материал). При использовании пособия следует иметь в виду, что каждое занятие является примерным, учитель может его доработать, используя собственные педагогические находки.

Особое внимание при реализации программы курса учителю следует уделить формированию следующих компетентностей обучающихся:

- предметно-ориентированные (владение определенной системой химических понятий, уметь раскрывать значимость тех или иных химических элементов и соединений, образуемых этими элементами);

- методолого-мировоззренческие (владение теоретическими и эмпирическими методами научного исследования, умение предсказывать ход химических и биологических процессов на основе экспериментальных данных);

- практико-ориентированные (умеет перерабатывать химическую информацию, применять химические знания для объяснения природы и явлений, связанных с жизнедеятельностью человека).

Рекомендованная литература для учителя и учащихся

  1. Агафонин Н.П. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Химия, 1995.
  3. Артеменко А.И. Удивительный мир химии. М.: Дрофа, 2006.
  4. Будруджак П. Задачи по химии: Пер. с румынск. – М.: Мир, 1989.
  5. Габриелян О.С. Органическая химия: задачи и упражнения: пособие для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. Изучением химии/ О.С. Габриелян и др. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Габриелян О.С. Органическая химия: задачи и упражнения: пособие для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. Изучением химии/ О.С. Габриелян и др. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Гроссе Э., Вейсмантель Х. Химия для любознательных. – Л..: Химия, 1985.
  8. Друдцова Д.Д. Окислительно-восстановительные реакции. М.: Дрофа, 2005.
  9. Задачи всероссийской олимпиады по химии/ Под общей ред. академика РАН, профессора В.В. Лунин – М.: Издательство «Экзамен», 2003.
  10. Кузьменко  Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999 (и все последующие издания).
  11. Кузьменко Н.Е. и др. Начала химии. – М.: Экзамен, 2005.
  12. Леенсон И.А. 100 вопросов и ответов по химии: Материалы для школьных рефератов, вакультативных занятий и рефератов. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издатеьство Астрель», 2002.
  13. Леенсон И.А. Химические реакции: Тепловой эффект, равновесие, скорость / Леенсон И.А.. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издатеьство Астрель», 2002.
  14. Литвинов Т.Н. Задачи по общей химии с медико-биологической направленностью. – Ростов н/Д: «Феникс», 2001.
  15. Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990.Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002.
  16. Неорганическая химия. Энциклопедия школьника. Гл. ред. И.П. Алимарин – М.: Советская энциклопедия, 1975.
  17. Раков Э. Вещества и люди. Заметки и очерки о химии. – М.: Академкнига, 2003.
  18. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М.: Дрофа, 2006.
  19. Оржековский П.А. и др. Творчество учащихся на практических занятиях по химии: Книга для учителя. М., 1999 (Методическая библиотека



Предварительный просмотр:


«Утверждаю» ____________ директор  МКОУ Бутурлиновская СОШ №1

Зубков А.А.                                                                                    

Календарно-тематическое планирование

элективного курса по химии

«Биологическая роль химических элементов»

для обучающихся 9б класса

на 2013-2014 уч. год

Учитель: Искра О.Ю.

2013 год

Пояснительная записка

Элективный курс «Биологическая роль химических элементов или неизвестная планета» предназначен для предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов. Курс призван вызвать интерес у школьников к предметам «химия» и «биология», помочь в выборе профиля, будущей профессии.

Элективный курс рассчитан на 32 часа, из которых 13 лекционных занятий, 11 – семинарских и 10 – практических. Предусмотрены различные формы контроля, которые учитывают индивидуальные интересы и особенности школьников, их уровень подготовки.

Программа элективного курса адаптирована для обучающихся 9-х классов. В занимательной форме рассматривается материал следующих разделов: «Неорганическая химия», «Общая химия», «Анатомия и физиология человека», «Экологические проблемы и охрана окружающей среды». Школьникам предлагается дополнительный материал по химии и биологии, направления учебных исследований, темы для творческих дистанционно-информационных проектов (ДИП).

Учебно-тематическое планирование элективного курса

«Биологическая роль химических элементов »

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

Формы контроля

лекции

семинары

практичзанятия

Раздел 1. Молекулы и клетки (3 часа)

1

Тема 1.1. Клетка – единица всего живого. Строение и химический состав клетки

2

1

1

Составление кластера по теме

2

Тема 1.2. Какие химические элементы находятся в клетке, их классификация

1

1

Решение творческих задач

Раздел 2. Макроэлементы и их биологическое значение(17 часов)

Тема 2.1. Вездесущий кислород

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.2. Его Величество - Углерод

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.3. Водород- это космический или земной элемент?

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.4. Нужен ли кальций живым организмам?

2

1

1

Составление кластера по теме

Тема 2.5. Знакомый и незнакомый фосфор

2

1

1

Выполнение экологического проекта

Тема 2.6. Калий и натрий –биологическая роль в клетке

2

1

1

Выполнение биологического проекта

Тема 2.7. Сера в неорганическом и органическом мире

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.8. Хлор, иод, бром, фтор – добрые-злые элементы

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.9. «Энергичный» магний – можно ли так сказать?

1

1

Решение творческих задач

Тема 2.10. Биологическая роль железа или нужно ли есть гвозди?

2

1

1

Творческий проект по КМА

Раздел 3. Микроэлементы и их биологическое значение (5 часов)

Тема 3.1. Загадки знакомого цинка

1

1

Решение творческих задач

Тема 3.2. Медь – богиня красоты

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 3.3. Кобальт – таинственный дух

1

1

Решение творческих задач

Тема 3.4. Кремний – только ли элемент неживой природы?

1

1

Проект «Нанотехнологии сегодня»

Раздел 4. Ультрамикроэлементы и их загадки (4 часа)

Тема 4.1. 34-ый элементы

2

1

1

Решение творческих задач

Тема 4.2. Золото – благородный или жестокий «король металлов»?

1

1

Решение творческих задач

Тема 4.3. Уран – неизученная планета

1

1

Решение творческих задач

Раздел 5. Роль воды в нашей жизни (4 часа)

Тема 5.1. Роль воды в живой системе – клетке. Аномалии физических и химических свойств

3

1

2

Выполнение исследовательского проекта

Тема 5.2. Круговорот воды в природе и экологические проблемы современности

1

1

Выполнение исследовательского проекта

Итоговое занятие элективного курса (1 час)

Конференция исследовательских работ школьников «Биоэлементы»

1

Итого

34

13

11

10

Рекомендованная литература для учителя и учащихся

  1. Агафонин Н.П. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. – М.: Просвещение, 1982.
  2. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. – М.: Химия, 1995.
  3. Артеменко А.И. Удивительный мир химии. М.: Дрофа, 2006.
  4. Будруджак П. Задачи по химии: Пер. с румынск. – М.: Мир, 1989.
  5. Габриелян О.С. Органическая химия: задачи и упражнения: пособие для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. Изучением химии/ О.С. Габриелян и др. – М.: Просвещение, 2006.
  6. Габриелян О.С. Органическая химия: задачи и упражнения: пособие для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. Изучением химии/ О.С. Габриелян и др. – М.: Просвещение, 2006.
  7. Гроссе Э., Вейсмантель Х. Химия для любознательных. – Л..: Химия, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль химических элементов в жизнедеятельности организма

Вашему  вниманию предлагается презентация  для урока в 10 классе к теме : "Химические элементы".Урок интегрированный, используется технология "Критического мышления"....

Роль химического эксперимента в обучении химии

Выступление на областном семинаре 2011 года...

Роль химических знаний в становлении материальной культуры мира

Значение химии в формировании культуры мира....

Статья: «Реализация межпредметных связей и роль химического эксперимента при изучении химического равновесия в 11 классе»

Как показывает практика, межпредметные связи в обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышен...

Роль химического эксперимента в установлении взаимосвязи курса химии и проектной деятельности школьников

Презентация включает фрагменты проектных работ учащихся, демонстрирующих применение базовых школьных знаний...

Программа элективного курса по химии «Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма»

Данный элективный курс предназначен для обучающихся 9 класса, интересующихся вопросами химии и биологии. Содержание элективного курса имеет интегрированный характер....

Внеклассное мероприятие на тему: Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма.

Внеклассное мероприятие на тему: Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма....