Программа элективного курса по химии «Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма»
элективный курс по химии (9 класс) на тему
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 9 класса, интересующихся вопросами химии и биологии. Содержание элективного курса имеет интегрированный характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Курская областная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Программа элективного курса
«Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма»
Выполнил учитель химии
Архипова Т.Н.
Пояснительная записка
Содержание элективного курса имеет интегрированный характер. Курс предназначен для обучающихся 9 класса, интересующихся вопросами химии и биологии.
Курс базируется на сведениях, получаемых при изучении химии, ботаники, зоологии, анатомии в основной школе. В процессе изучения данного курса происходит расширение и углубление предметных знаний, сокращаемых из-за недостатка времени в традиционных школьных курсах химии и биологии; развитие общих приемов интеллектуальной и практической деятельности.
Цель изучения курса:
- расширить и углубить знания обучающегося о роли химических элементов, оксидов, кислот, солей на жизнедеятельность организмов;
- показать учащимся взаимосвязь химии и биологии;
- раскрыть химизм некоторых биологических процессов;
- изучить биологическое значение некоторых неорганических веществ.
Задачи курса:
- показать практическую значимость химии;
- дать возможность каждому обучающемуся самостоятельно выстроить свою индивидуальную образовательную траекторию;
- совершенствование экспериментальных умений;
- формирование умений анализировать ситуации и делать прогнозы, решать расчетные задачи;
- развитие учебно-коммуникативных умений;
- ориентирование обучающихся в выборе естественнонаучного профиля для дальнейшего изучения.
В рамках элективного курса используется несколько форм обучения: лекционно-семинарские занятия и практические работы обучающихся. В завершение курса проводится ученическая конференция по основным вопросам курса. Нужно отметить, что контроль знаний обучающихся не считается главным в работе на занятиях. Главная мотивация работы - это познавательный интерес учащихся к рассматриваемым вопросам.
Элективный курс рассчитан на 16 часов.
По структуре программа элективного курса носит модульный характер. Порядок изучения отдельных тем курса может быть различным. Программа рассчитана на учащихся 9 класса; занятия проводятся 1 час в неделю, всего 16 часов в любом учебном полугодии.
Методы работы: лекции, беседы, диспуты, ролевые и деловые игры, лабораторные работы, практические работы, экскурсии. Преподаватель выступает в роли инструктора, информатора, организатора и консультанта.
Предполагаемые результаты:
В результате проводимых занятий обучающиеся углубят знания о роли химических элементов, некоторых оксидов, кислот, солей на жизнедеятельность организмов, о здоровье человека. Обучающиеся должны:
знать: (репродуктивный уровень) основные химические, биологические термины, определения явлений и процессов;
уметь: (эвристический и исследовательский уровни) объяснять причинно-следственные связи между явлениями и процессами; оценивать процессы и явления на основе комплекса критериев; используя теоретические знания, осуществлять практические операции: ставить эксперимент и осуществлять его результаты; решать количественные (типовые расчетные задачи) и качественные задачи (на определение основных катионов и анионов в растворе). Важнейшим итогом проведенных занятий станут выполнение обучающимися проектов по темам:
- Биологическое действие и медицинское применение химических элементов;
- Питьевая вода города Курска;
- Экологическая химия оксидов углерода и азота.
Тематический план
№ п\п | Название темы | Всего часов | Теор. занятия (лекции) | Практич. занятия | Экскурсии | Защита проекта | Образов, продукт |
1 | Тема№1: Биологическая роль хим. элементов | 3 | 1 | 1 | 1 | Конспект, сообщение, реферат | |
2 | Тема №2: Биологическая роль воды | 3 | 2 | 1 | Конспект, доклад, серия опытов | ||
3 | Тема №3: Биологическая роль оксидов углерода, азота, кремния | 3 | 2 | 1 | Конспект, сообщение, серия опытов, доклад | ||
4 | Тема №4: Биологическая роль кислот | 4 | 2 | 1 | 1 | Реферат, конспект, серия опытов, сообщение | |
5 | Тема №5: Биологическая роль солей (на примере хлорида натрия) | 2 | 1 | 1 | Конспект, ряд опытов, сообщение | ||
6 | Тема №6: Зашита проектных работ | 1 | 1 | Реферат | |||
Всего | 16 | 8 | 4 | 2 | 2 |
Содержание курса:
Тема 1. «Биологическая роль химических элементов в организме» (3 часа)
Занятие №1 (лекция) «Биологическая роль химических элементов в организме» Особенности строения атомов s-, р-, d- элементов. Биогенные элементы, их расположение в «Периодической системе химических элементов». Классификация элементов по Вернадскому. Микро и макро элементы. Концентрирование микро и макро элементов в организме. Физиологическая роль микро и макро элементов. Клинические признаки заболеваний. Медицинское применение химических элементов. Нарушение экологического равновесия в организме человека и в окружающей среде.
Занятие №2 Экскурсии в музей КГМУ, аптеку, гор. поликлинику №1 (профориентация, связь данной темы с медициной и фармацевтикой).
Занятие №3 Защита проекта темы «Биологическое действие и медицинское применение химических элементов» (лабораторные опыты).
Тема №2. «Биологическая роль воды» (3 часа)
Занятие №1 (лекция) «Состав, строение, химические свойства воды». Валентные углы, гибридизация, графическая формула. Изотопы водорода. Тяжёлая вода. Биологическая роль тяжёлой воды. Аномалии воды. «Живая вода». Вода-растворитель.
Занятие №2 (лекция) «Вода в организме человека». Баланс воды в живом организме. Вода и возможности жизни. Количество воды в организме - в тканях, органах. Функции воды в организме. Жажда.
Беседа с работником производственно-технического отдела «Водоканала г. Курска» на тему: «Питьевая вода г. Курска»
Занятие №3 Практическая работа №1 «Химические свойства воды (взаимодействие воды с оксидом кальция, оксидом углерода (IV), с натрием, с кальцием)».
Тема №3. «Биологическая роль оксидов» (3 часа)
Занятие №1 (лекция) «Оксиды углерода»
Углекислый газ, его физиологическое значение. Получение углекислого газ, его свойства. Вред курения. Оксид углерода (II) получение, физические и химические свойства. Физиологическая активность угарного газа.
Занятие №2 (лекция) «Оксид кремния (IV). Оксиды азота» Оксид кремния. Биологическое значение кремния. Кремний и патология, кремний и долголетие. Оксиды азота и охрана окружающей среды. Оксид азота (IV) и жизнь, оксиды азота в составе смога. Защитный экран Земли и оксиды азота.
Занятие №3 Практическая работа №2 «Получение углекислого газа, изучение его физических и химических свойств».
Тема №4. «Биологическая роль кислот» (4 часа)
Занятие №1 (лекция) «Соляная кислота»
Соляная кислота. Открытие соляной кислоты, физические и химические свойства Соляная кислота в составе желудочного сока.
Занятие №2 (лекция) «Фосфорная кислота»
Структурная формула. Способы получения. Свойства. Фосфорная кислота в составе нуклеиновых кислот.
Занятие №3 Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и изучение её химических свойств»
Занятие №4 Экскурсия на Биофабрику (профориентация).
Тема №5. «Биологическая роль солей (на примере хлорида натрия)» (2 часа)
Занятие №1 (лекция) «Биологическая роль хлорида натрия» Получение хлорида натрия. Поваренная соль в природе. Добыча соли. Свойства хлорида натрия. Биологическая роль хлорида натрия. Медицинское применение.
Занятие №2 Практическая работа №4 «Качественная реакция на ион хлора, окрашивание пламени солями натрия. Приготовление физиологического раствора»
Тема №6. «Защита проектных работ» (1 час)
Примерные темы проектных работ обучающихся.
- Биологическое действие и медицинское применение химических элементов;
- Питьевая вода города Курска;
- Экологическая химия оксидов углерода и азота.
Литература
1. Боровский Е. Э. Парниковый эффект и его последствия / Химия в школе.-2002-№1.- С. 7- 13.
2. Боровский Е. Э. Планетарная гипоксия // Химия в школе.-2004.-№9- С. 5-8.
3. Величковский Б. Т. Здоровье человека и окружающая среда - М.: Новая школа, 1997.
4. Леенсон И.А. Занимательная химия. 8-11 кл.: В 2ч - М.: Дрофа, 1996.
5. Ленинджер А. Основы биохимии. Т. 1,2, З.-М.: Мир, 1985.
6. Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь - М.: Наука, 1990.
7. СинюковВВ. Вода. Известное и неизвестное-М.: Знание, 1987.
8. Шустов СБ., Шустова Л.В. Химические основы экологии - М: Просвещение, 1995.
9. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия - М.: Аванта+, 2000.
10. Биологическая химия: Учеб. для хим., биол. и мед. спец. вузов / Д.Р. Кнорре, С.Д. мызина. - 3-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2002.
11. Общая химия. Биофизическая химия. Химия биогенных элементов: Учеб. Для вузов / Ю.А. Ершов, В.А. Попков, А.С. Берлянд и др.; Под ред. Ю.А. Ершова - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план - конспект урока по химии "Фосфор - химический элемент и простое вещество"
План - конспект урока по химии в 9 классе влючает в себя технологическую карту и ЭОР, которые можно использовать на различных этапах урока. ...
Программа элективного курса по химии "Методы решения химических задач"
Элективный курс для учащихся 9 класса 34 часа....
Программа элективного курса по химии в 9 классе «Решение усложненных химических задач».
Элективный курс «Решение усложненных химических задач» предназначен для учащихся 9 класса основной школы и рассчитан на 34 часа. Он ориентирован на углубление и расширение ...
Программа элективного курса по химии в 9 классе «Решение усложненных химических задач».
Элективный курс «Решение усложненных химических задач» предназначен для учащихся 9 класса основной школы и рассчитан на 34 часа. Он ориентирован на углубление и расширение ...
Программа элективного курса по химии для учащихся 11 класса "Методы химического познания"
Курс способствует систематизации полученных знаний по химии, расширяет и углубляет их. Также способствует качественной подготовке к итоговой аттестации....
Авторская программа элективного курса "Организи человека - кладовая химических элементов"
Программа разработана для учащихся девятых классов общеобразовательных школ с ориентацией на естественнонаучный профиль. Данная программа освещает вопросы биологической роли химических элементов в жив...
Внеклассное мероприятие на тему: Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма.
Внеклассное мероприятие на тему: Роль химических элементов и неорганических веществ в жизнедеятельности организма....