Рабочая программа по химии за курс 8 класса
рабочая программа по химии (8 класс) по теме
Рабочая программа по химии разработана для обучения в 8 классах на основе примерной программы для основного общего образования по химии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, базисного учебного плана, основной программы ОУ МБОУ «СОШ №14», федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих программы общего образования, и авторской программы по химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений: И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская — М.: «Русское слово», 2013.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование | 157 КБ |
пояснительная записка | 40.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС (2 ч в неделю: всего 68 ч, из них 1 ч - резервное время)
УЧЕБНИК: И.И.НОВОШИНСКОГО, Н.С.НОВОШИНСКОЙ «ХИМИЯ.8 КЛАСС», Москва, «Русское слово», 2013г.
ПРОГРАММА: авторский коллектив под руководством Н. С. Новошинской.
№ | ТЕМА УРОКА | ТИП УРОКА | ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ | ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ |
ВИД КОНТРОЛЯ | ЭКСПЕРИМЕНТ | ЗАДАНИЯ НА ДОМ | ДАТА |
1 | Введение (5ч). Предмет химии. Вещества и их физические свойства. | Рассказ, беседа, объяснительно-иллюстративный | Предмет химии. Вещество. Свойства вещества. Свойства тела. Сравнивать вещества по физическим свойствам. Физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, запах и т.д. | Знать понятие вещества, тела, их отличия, правила ТБ при работе в химическом кабинете. Знать понятие о физических свойствах веществ. Уметь сравнивать вещества по физическим свойствам. | Письменный и устный опрос | Д.о.: коллекция изделий тел из железа, алюминия и стекла. | П.1, вопросы1-4. | |
2 | Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и основы безопасности при работе в химическом кабинете. | Практическая работа, объяснительно-иллюстративный | Правила ТБ при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. Строение пламени. | Знать правила работы с оборудованием, веществами в кабинете химии, знать строение пламени, технику химического эксперимента. Уметь обращаться с оборудованием. | Устный опрос и практическая работа | Практическая работа 1. | С.р.1, варианты 1(1), 2(1),3(1). | |
3 | Вещества и их физические свойства. | Практическая работа. | Техника химического эксперимента. | Знать правила работы с веществами. Уметь обращаться с веществами. | Отчёт о работе | Практическая работа 2. | С.р.1, варианты 5-8 (1). | |
4 | Частицы, образующие вещества. Относительная атомная масса. | Рассказ, беседа, исследование, объяснительно-иллюстративный. | Молекулы и атомы. Размер и масса атома. Относительная атомная масса. Первоначальное знакомство с Периодической системой химических элементов (ПСХЭ) | Знать понятия атомы и молекулы, их отличие, относительная атомная масса. Уметь находить значения атомной массы по таблице для всех химических элементов. | Письменный опрос | Д.о. 1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 2. Факты, подтверждающие реальное существование молекул: испарение воды, духов, перемешивание двух разных веществ (воды и перманганата калия) в результате хаотического движения их частиц. | П.2,задания 4,5. | |
5 | Химические элементы. | Рассказ, объяснительно-иллюстративный | Химический элемент. Знаки химических элементов. Понятие о коэффициенте. | Знать знаки химических элементов, историю открытия названий некоторых химических элементов. Уметь записывать знаки химических элементов, формулы, используя понятия об индексе и коэффициенте | 1.Найти в ПСХЭ элементы. 2.Написать символы и названия элементов с относительной атомной массой 32, 56. (письменный, опрос-диктант) | Д.о. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | П.3, задание 6. | |
6 | Т1. Состав атома. Структура периодической системы (8ч). Состав атома и атомного ядра. | Объяснительно-иллюстративный рассказ, беседа | Состав атома: ядро, электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного номера химического элемента. Современное определение понятий «атом», «химический элемент» | Знать модуль строения атома, состав атома, физический смысл атомного номера, современное определение понятий атом, химический элемент. Уметь находить значение заряда ядра, число электронов, протонов, нейтронов по ПСХЭ | Устный опрос | Д.о. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | П.4, задания 5-8. | |
7 | Изотопы. | Объяснительно-иллюстративный рассказ, беседа | Изотопы – разновидности атомов одного и того же химического элемента. Относительная атомная масса – средняя величина из масс всех природных изотопов с учётом их распространённости | Знать понятие об изотопах. Уметь находить среднее значение относительной атомной массы для природных изотопов | Письменный опрос | Д.о. 1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 2. Таблица «Изотопы кислорода». | П.5, задания 1,3,5. | |
8 | Строение электронных оболочек атомов первых двадцати химических элементов. | Объяснительно-иллюстративный рассказ, беседа | Понятие об энергетическом уровне (электронном слое), от завершённых и незавершённых электронных слоях. Максимальное число электронов на энергетическом уровне | Знать понятие об энергетических уровнях, движении электронов вокруг ядра атома, завершённых и незавершённых электронных слоях. Уметь составлять схемы строения атомов химических элементов, рассчитывать максимальное число электронов на энергетическом уровне. | Устный и письменный опрос | Д.о. 1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 2. Плакат с электронными схемами атомов водорода, гелия, лития, неона. | П.6, задания 1,2,4. | |
9 | Классификация элементов на основе строения их атомов. | Беседа, объяснительно-иллюстративный | Металлы, неметаллы, благородные газы | Знать классификацию элементов на основе строения их атомов. Уметь определять на основе строения атома, к какой группе будет относится элемент | Письменный опрос | Д.о. 1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 2. Плакат с электронными схемами атомов натрия, аргона, калия, кальция. | П.7. С.р.1, варианты 4,5(3). | |
10 | Структура Периодической системы элементов Д.И.Менделеева и электронное строение атома. | Рассказ, объяснительно-иллюстративный, проблемный | Физический смысл номера периода и группы. Малые и большие периоды. Главные и побочные подгруппы | Знать структуру периодической системы, физический смысл номера и труппы. Уметь определять местонахождение элемента в Периодической системе | Работа в группах | Д.о. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | П.8, задания 3-5. | |
11 | Периодическое изменение некоторых характеристик и свойств атомов химических элементов в малых периодах и главных подгруппах. | Беседа, проблемный, эвристический | Изменение: зарядов ядер и радиусов атомов; числа электронов, движущихся вокруг ядра, и числа валентных электронов; металлических и неметаллических свойств атомов элементов | Знать изменение свойств атомов химических элементов. Уметь сравнивать атомы химических элементов по величине радиусов атомов, заряда ядра, металлическим и неметаллическим свойствам | Устный опрос | Д.о. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | П.9, задания 1-3. | |
12 | Характеристика химического элемента на основе его положения в Периодической системе и строения атома. | Программирование | Характеристика атомов химических элементов | Уметь характеризовать атомы химических элементов по плану: химический символ и название элемента; положение элемента в периодической системе; строение атома химического элемента; свойства атомов элемента | Тестирование | Д.о. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | П.10.С.р.1, варианты 2,9(3). | |
13 | Обобщение по теме «Строение атома. Структура ПС химических элементов». | Проблемный | Понятия: атомная масса, молекулярная масса, массовая доля элемента, простое и сложное вещество | Знать основные понятия темы. Уметь составлять формулы веществ, уметь их читать, рассчитывать массовую долю элемента в веществе | Письменная и устная работа | П.1-10 | ||
14 | Т2. Химическая связь. Строение веществ (13ч). Химические формулы. Индекс. Относительная молекулярная масса вещества. | Рассказ, беседа,объяснительно-иллюстративный | Химическая формула, индекс, коэффициент: запись и чтение формул | Знать понятие о химических формулах, коэффициенте, индексе. Уметь составлять химические формулы и читать их | Письменная работа | П.11, задания 6,8. | ||
15 | Вычисления по химическим формулам. | Практикум по решению задач, эвристический | Относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля химического элемента в веществе | Уметь вычислять относительную молекулярную массу вещества, массовую долю химического элемента в веществе по формуле | Самостоятельная работа | Расчётные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества. 2. Вычисление массовой доли атомов химического элемента в соединении. | П.12, задания 2,3. | |
16 | Простые и сложные вещества | Комбинированный урок. Рассказ , беседа, практический, объяснительно-иллюстративный | Простое и сложное вещество. Различие понятий «химический элемент» и «простое вещество» | Знать понятие о химическом элементе, простых и сложных веществах. Уметь различать понятие «химический элемент» и «простое вещество», выполнять лабораторный опыт, соблюдать правила по технике безопасности | Письменный опрос | Л.о.1 «Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам». | П.13.С.р.1, варианты 2,21,24. | |
17 | Контрольная работа №1 по теме «Строение атома. Структура ПС. Химические формулы». | Самостоятельная работа, эвристический | Систематизация знаний по теме: «Строение атома. Структура ПСХЭ» | Уметь характеризовать химический элементы по плану, находить закономерности в изменении свойств элементов | Контрольная работа | |||
18 | Ковалентная связь. | Объяснительно-иллюстративный рассказ, беседа | Понятие о химической связи и валентности. Схемы образования молекул, электронные и структурные формулы | Знать определение химической связи, валентности, их взаимосвязь. Уметь объяснять схему образования химической связи на примере некоторых молекул | Устный опрос | Д.о. Плакат со схемами образования ковалентной связи. | П.14,15, задания 2,5. | |
19 | Ковалентная неполярная и полярная связи. Электроотрицательность атомов. | Рассказ, беседа, объяснительно- иллюстративный | Понятие о ковалентной полярной и неполярной связях. ЭО атома элемента. Изменение ЭО элементов в периодах и главных под группах. Длина и энергия ковалентной связи | Знать разновидности ковалентной связи, понятие электроотрицательности, его изменение в периодах и группах, знать основные характеристики ковалентной связи. Уметь определять тип ковалентной связи | Письменный опрос | Д.о. Плакат со схемами образования ковалентной полярной и неполярной связи. | П.16, задания 3,4. | |
20 | Вещества молекулярного строения. Закон постоянства состава. | Объяснительно-иллюстративный рассказ, беседа | Твёрдое, жидкое и газообразное состояние веществ молекулярного строения. Закон постоянства состава | Знать понятия веществ с молекулярным строением, газообразное состояние вещества, формулировать закон постоянства состава. Уметь примеры веществ молекулярного строения, объяснять взаимосвязь строения и свойств веществ | Письменный опрос | Д.о. 1. Модели кристаллических решеток сахара, углекислого газа, иода. 2. Возгонка йода. | П.17, задания 3,4. | |
21 | Ионная связь. Вещества ионного (немолекулярного) строения. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Понятие о положительно и отрицательно заряженных ионах. Схема образования ионных соединений. Понятие о ионной связи. Твёрдое состояние вещества ионного (немолекулярного) строения | Знать понятие об ионах, ионной связи, строение веществ молекулярного и немолекулярного строения. Уметь приводить примеры веществ немолекулярного строения, сравнивать свойства веществ молекулярного и немолекулярного строения | Устный опрос | Д.о. 1. Плакат со схемой образования ионной связи. 2. Модель кристаллической решётки поваренноё соли. 3. Образцы ионных соединений. | П.18,19, задания 1,3. | |
22 | Степень окисления. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ, самостоятельная работа | Понятие о степени окисления. Определение степени окисления атома в соединении | Знать понятие о степени окисления. Уметь определять степень окисления элемента в веществе | Фронтальный опрос | Д.о. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | П.20, задание 1. | |
23 | Составление химических формул бинарных соединений по степени окисления. | Семинарское занятие, эвристический | Составление химических формул по степени окисления | Уметь составлять химические формулы по степени окисления | Письменный опрос | Д.о. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. | П.21, здания 1-3. | |
24 | Количество вещества. Моль. Молярная масса. | Рассказ, эвристический, объяснительно-иллюстративный | Количество вещества, моль, молярная масса | Знать понятие физической величины «количество вещества», «моль». Уметь решать задачи на нахождение количества вещества, молярной массы | Письменный опрос | Д.о. Показ коллекции некоторых соединений количеством вещества 1 моль. | П.22, здания 1,2. | |
25 | Обобщающий урок по темам «Химическая связь. Строение вещества» | Программирование, тест (химический диктант) | Типы химической связи. Степень окисления. | Уметь выполнять упражнения в составлении формул по названиям и названий по формулам соединений. Рассчитывать по химическим формулам количество вещества, массу | Письменный опрос | П.14 - 22, задания 1,2. | ||
26 | К.р.2. «Химическая связь. Строение вещества». | Контрольная работа | ||||||
27 | Т3. Классификация сложных неорганических веществ (6ч). Оксиды. Определение, состав, номенклатура и классификация. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Определение оксидов, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы | Знать определение оксидов, состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять формулы оксидов | Письменная работа в группах | Д.о. 1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 2.Образцы оксидов. | П.24,задания 1-3. | |
28 | Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Определение оснований, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы | Знать определение оснований, состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять формулы оснований | Письменный опрос | Д.о.1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 2. Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде». 3. Образцы оснований, растворимых и нерастворимых в воде.. | П.25, задания, 1,3,4. | |
29 | Кислоты. Определение, состав, классификация и номенклатура. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Определение кислот, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы. Различия в обозначении степени окисления и заряда иона | Знать определение кислот, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы. Уметь составлять формулы кислот. Знать различие в обозначении степени окисления и заряда иона | Устный и письменный опрос | Д.о.1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 2. Образцы кислородсодержащих и бескислородных кислот. | П.26,задания 1,2,5. | |
30 | Соли средние. Определение, состав, классификация и номенклатура. | Беседа. проблемный | Определение, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы | Знать определение, состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять формулы солей | Устный опрос | Л.о.2. Определение принадлежности соединений к соответствующему классу по их формуле. | П.27, задания 3,4. | |
31 | Соли кислые. Определение, состав, классификация и номенклатура. | Беседа. проблемный | Определение, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы | Знать определение, состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять формулы солей | Устный опрос | П.27, | ||
32 | Обобщение по теме «Классификация сложных неорганических веществ» Промежуточная контрольная работа. | Письменный контроль | Определение, состав, номенклатура, классификация, структурные формулы | Знать определение, состав, номенклатуру, классификацию, структурные формулы. Уметь составлять формулы веществ. | - | |||
33 | Т4. Химические реакции (8ч). Физические и химические явления. Химические реакции. | Беседа, лабораторный опыт, проблемный | Химические реакции, признаки химической реакции | Знать признаки химических реакций, отличие физических и химических явлений. Уметь приводить примеры физических и химических явлений | Устный опрос | Л.о.3. Физические явления (накаливание стеклянной трубки). Л.о.4. Химические явления (накаливание медной пластинки). | П.28, задания 1,2. | |
34 | Закон сохранения массы веществ. Уравнения химических реакций. | Объяснительно-иллюстративный, беседа | Материальный баланс химической реакции. Понятие о химическом уравнении. Составление уравнений химических реакций | Знать формулировку закона сохранения массы, понятие о химическом уравнении. Уметь составлять уравнения химических реакций | Письменная работа | Д.о. Опыт, подтверждающий закон сохранения массы веществ. | П.29, задания 3,4. | |
35 | Признаки химических реакций. | Практическая работа, объяснительно-иллюстративный | Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Техника химического эксперимента | Знать правила работы с веществами в кабинете химии. Уметь проводить химический эксперимент | Отчёт о работе | Практическая работа 3. | С.р.3, варианты 2,3(2). | |
36 | Основные типы химических реакций. | Объяснительно-иллюстративный, беседа | Реакции соединения и разложения. Экзо- и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Сущность этих реакций | Знать определения химических реакций соединения и разложения, понятие об экзотермических и эндотермических реакциях. Уметь составлять уравнения реакций. Определять тип химической реакции | Письменная работа по карточкам | Д.о. Реакции: соединения - горение магния или угля; разложение гидроксида меди(II). | П.30. С.р.3, варианты 1,2,5,15(1). | |
37 | Основные типы химических реакций. | Проблемный | Реакции замещения и обмена. Сущность этих реакций | Знать определения химических реакций замещения и обмена. Уметь составлять уравнения реакций, определять тип химической реакции | Работа по карточкам | Л.о.5. Типы химических реакций. | П.30, задания 1,2,3. | |
38 | Расчёты по уравнениям реакций. | Беседа, самостоятельная работа, объяснительно-иллюстративный | Решение задач по уравнениям реакций; нахождение массы, количество вещества или продукта реакции. Алгоритм расчётных задач по уравнениям реакций | Уметь решать задачи по уравнениям реакций | Самостоятельная работа | П.31, задания 3,5,6. | ||
39 | Систематизация и обобщение знаний по теме «Классификация сложных неорганических веществ. Химические реакции». | Программирование | Решение задач и упражнений | Знать основные понятия темы. Уметь решать задачи | Тестирование | П.31, задания 7-9. | ||
40 | К.р. №3. «Химические реакции» | Тестирование | Уметь составлять уравнения химических реакций, определять тип | Самостоятельная работа | ||||
41 | Т5. Растворы. Электролитическая диссоциация (14ч). Чистые вещества и смеси. Способы разделение смесей. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей: отстаивание, фильтрование, выпаривание | Знать отличие понятий «чистых веществ» и «смеси». Уметь приводить примеры. Знать способы разделения смесей | Групповая работа по карточкам | Д.о. Разделение смеси растительного масла и воды при помощи делительной воронки. | П.33, задания 1,2. | |
42 | Очистка поваренной соли. | Практическая работа, объяснительно-иллюстративный | Процесс растворения вещества, фильтрование раствора, выпаривание раствора, кристаллизация вещества из раствора | Знать правила работы с оборудованием, веществами кабинете химии. Основные этапы работы при очистке поваренной соли | Отчёт о работе | Практическая работа 4. | П.33, задание 3. | |
43 | Понятие о растворах. Процесс растворения. Кристаллогидраты. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Понятие о растворах, растворение – физико-химический процесс. Экзо- и эндотермические эффекты растворения. Кристаллогидраты. Факторы, влияющие на растворимость веществ. Насыщенные и ненасыщенные растворы | Иметь представление о растворах, процессе растворения, его сущности, понятие о кристаллогидратах, факторах, влияющих на растворимость, объяснять понятия насыщенных и ненасыщенных растворов | Устный опрос | Л.о.6. Гидратация сульфата меди(II). | П.34. С.р.3, варианты 6,7,9(5). | |
44 | Выражение количественного состава раствора. | Урок-практикум, решение задач | Определение массовой доли вещества, определение масс вещества и воды, вычисления по уравнениям реакций, протекающих в растворах | Уметь решать задачи на растворы | Письменная работа | Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворенного вещества». | П.35, задания 1,3,4,9. | |
45 | Приготовление раствора и измерение его плотности. | Практическая работа, проблемный | Измерение плотности раствора ареометром. Приготовление раствора с заданной массовой долей поваренной соли и измерение его плотности | Уметь приготовить раствор с заданной массовой долей поваренной соли, измерить плотность. Знать правила обращения с лабораторным оборудованием, веществами | Письменный отчёт | Практическая работа 5. | С.р.3, вариант 8(4). | |
46 | Электролитическая диссоциация. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов молекулярного и немолекулярного строения. Гидратация ионов | Знать понятия о веществах электролитах и неэлектролитах, механизме электролитической диссоциации | Устный опрос | Д.о. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. | П.36, задания 1-3. | |
47 | Основные положения теории электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Ионы, их строение и свойства. Классификация ионов по составу, заряду. Понятие о степени диссоциации. Факторы, влияющие на степень диссоциации, сильные и слабые электролиты | Знать основные положения теории электролитической диссоциации, понятие степени диссоциации, ионов, их классификации. Уметь определять сильные и слабые электролиты | Устный опрос | Д.о. Влияние концентрации уксусной кислоты на электропроводность её раствора. | П.38. | |
48 | Кислоты и основания в свете представлений об электролитической диссоциации. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Составление уравнений диссоциации. Кислоты и основания, их определение с позиций электролитической диссоциации. Общие свойства растворов электролитов | Уметь составлять уравнения диссоциации кислот и оснований | Письменный опрос | П.39. С.р.3, варианты 16,17,20(3,4). | ||
49 | Соли в свете представлений об электролитической диссоциации. | Семинарское занятие, проблемный | Соли (средние и кислые). Их определение с позиций электролитической диссоциации. Общие свойства электролитов | Уметь составлять уравнения диссоциации солей | Письменный опрос | П.41, задание 1. | ||
50 | Среда водных растворов электролитов. | Самостоятельная работа, лабораторный опыт | Понятие о нейтральной. Кислой и щелочной средах. Окраска индикаторов (лакмуса, фенолфталеина, метилоранжа) в воде, растворах кислот и щелочей. Понятие о водородном показателе | Знать характер среды растворов, понятие о водородном показателе, индикаторах | Письменный опрос | Л.о.7. Окраска индикаторов в различных средах. | П.42, задания 1,2. | |
51 | Определение рН среды. | Практическая работа | Определение среды растворов с помощью индикаторов | Уметь работать с веществами и лабораторным оборудованием. Знать правила техники безопасности при работе в химическом кабинете | Письменный отчёт | Практическая работа 6. | С.р.3, варианты 19,24(3.4). | |
52 | Реакции ионного обмена. Ионно-молекулярные уравнения реакций. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, рассказ | Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Правила составления полных и сокращённых ионно-молекулярных уравнений реакций | Уметь составлять реакции ионного обмена. Знать сущность реакций ионного обмена | Письменный опрос | Л.о. №8. Реакции ионного обмена. | П.43, задания 1,2. | |
53 | Условия протеканий реакций ионного обмена. | Урок-практикум по составлению уравнений | Реакции, протекающие с образованием осадков, слабодиссоциирующих и газообразных веществ | Уметь составлять реакции ионного обмена. Указывая те, которые будут протекать до конца | Письменный опрос | Л.о.№9. Условия протекания реакций ионного обмена. | П.44, задание 1.С.р.4,вариант23(4). | |
54 | Обобщение по теме «Реакции ионного обмена» | Урок - практикум | Составление полных и сокращённых ионно-молекулярных уравнений реакций | Уметь составлять реакции ионного обмена. | Письменный опрос | |||
55 | Т6. Важнейшие классы неорганических соединений, способы их получения и химические свойства (14ч). Оксиды. Способы получения. Основные оксиды. | Семинарское занятие, объяснительно-иллюстративный | Способы получения оксидов. Классификация оксидов по химическим свойствам. Свойства основных и кислотных оксидов | Знать способы получения оксидов, их классификацию, химические свойства. Уметь записывать уравнения химических реакций, определять тип оксида | Самостоятельная работа | Л.о. 10. Взаимодействие оксида магния с кислотами. | П.45, задания 1,5. | |
56 | Кислотные и амфотерные оксиды. | Объяснительно-иллюстративный, беседа, проблемный | Понятие об амфотерных оксидах. Взаимодействие с кислотами и кислотными оксидами, со щелочами и основными оксидами | Знать об амфотерных оксидах, их свойствах. Уметь составлять уравнения химических реакций | Письменный опрос | Л.о. 11. Распознавание оксидов на основании их свойств. | П.46, задания 2,6. | |
57 | Основания. Способы получения и свойства. | Семинарское занятие, объяснительно-иллюстративный | Способы получения растворимых и нерастворимых оснований. Химические свойства оснований. Сущность реакции нейтрализации сильного основания сильной кислотой. Разложение нерастворимых оснований при нагревании | Знать способы получения растворимых и нерастворимых в воде оснований, химические свойства оснований, сущность реакции нейтрализации сильного основания сильной кислотой. Уметь составлять уравнения химических реакций | Самостоятельная работа | Л.о.12. Реакция нейтрализации. | П.46.1, задания 1-3. | |
58 | Кислоты. Способы получения и свойства. | Объяснительно-иллюстративный, рассказ | Способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот. Химические свойства кислот: отношение к индикаторам, взаимодействие с основаниями, основными и амфотерными оксидами | Знать способы получения бескислородных и кислородсодержащих кислот, их химические свойства. Уметь составлять уравнения химических реакций | Письменный опрос | Л.о.13. Обнаружение кислот и оснований. | П.46.2, задание 1-5. | |
59 | Кислоты. Взаимодействие с металлами. Ряд активности металлов. | Объяснительно-иллюстративный, рассказ | Взаимодействие кислот с металлами. Ряд активности металлов. Взаимодействие кислот с солями. Летучие и неустойчивые кислоты | Знать понятие о ряде напряжений металлов, химические свойства кислот. Уметь составлять уравнения химических реакций | Письменный опрос | Д.о.1. Взаимодействие серной и хлороводородной кислоты с металлами. 2. Ряд активности металлов. | П. 49, задания 1-3. | |
60 | Амфотерные гидроксиды. способы получения и свойства. | Объяснительно-иллюстративный, рассказ | Получение и химические свойства: взаимодействие с растворами кислот и щелочей | Знать получение и химические свойства. Уметь составлять уравнения химических реакций | Устный опрос | Л.о. 14. Получение и свойства амфотерного гидроксида. | П.50, задания 1-3. | |
61 | Положение химических элементов в Периодической системе и кислотно-основные свойства их оксидов и гидроксидов. | Урок-практикум | Изменение состава и свойств оксидов и гидроксидов в ряду Элементов третьего периода | Знать изменение кислотно-основных свойств элементов третьего периода | Устный опрос | Д.о.1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. 2. Кислотно-основные свойства элементов третьего периода. | П.51. С.р.4, вариант 5(1,4). | |
62 | Соли. Способы получения и свойства. | Объяснительно-иллюстративный, рассказ | Основные свойства получения. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами. Разложение некоторых солей при нагревании | Знать основные способы получения, химические свойства солей. Уметь писать уравнения химических реакций | Письменный опрос | Л.о. 15. Способы получения солей. | П.52. С.р.4, вариант 7(2,4). | |
63 | Обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений.». | Урок-практикум | Способы получения и свойства оксидов, кислот, оснований, солей | Знать способы получения и химические свойства изученных классов соединений | Письменный опрос | П.45-52, задания 1,2,3,6. | ||
64 | Итоговая контрольная работа №4 по темам «Электролитическая диссоциация. Классы неорганических соединений» | |||||||
65 | Генетическая связь между классами неорганических веществ. | Урок-практикум | Генетическая связь между классами неорганических веществ | Уметь решать генетические цепочки | Самостоятельная работа | Д.о. Опыты, демонстрирующие генетические связи между веществами, составляющими генетические ряды металла и неметалла. | П.53, задания 1,2. | |
66 | Вычисления по химическим уравнениям. | Урок-практикум по решению задач | Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворённого вещества», «количество вещества», «моль» | Уметь решать расчётные задачи | Письменная работа | |||
67 | Выполнение упражнений на написание ОВР и ионно-молекулярных уравнений. | Урок-практикум | Решение упражнений | Знать основные вопросы изученных тем. | Письменный опрос | |||
68 | Резерв |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данный курс химии 8 класса направлен на реализацию следующих целей и задач:
- Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира.
- Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов.
- Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
- Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде.
- Применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; для решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; для проведения исследовательских работ, сознательного выбора профессии, связанной с химией.
Теоретическую основу курса химии 8 класса составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах). Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о простых веществах, классах неорганических соединений и их свойствах.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у обучающихся специальные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Рабочая программа по химии разработана для обучения в 8 классах на основе примерной программы для основного общего образования по химии, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, базисного учебного плана, основной программы ОУ МБОУ «СОШ №14», федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих программы общего образования, и авторской программы по химии для 8–11 классов общеобразовательных учреждений: И.И. Новошинский, Н.С. Новошинская — М.: «Русское слово», 2013.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
- Уменьшено число часов (13 ч вместо 14 ч) на изучение темы «Химическая связь. Строение вещества».
- Уменьшено число часов (8 ч. вместо 9 ч.) на изучение темы «Химические реакции»
- Увеличено число часов на тему «Важнейшие классы неорганических соединений» (12 ч. Вместо 11 ч.).
Данные изменения не носят существенного характера, т.к. авторы программы предоставляют возможность учителю корректировать по своему усмотрению число часов, отводимое на изучение тем.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, т. е. 2 часа в неделю.
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение практических, тестовых, разноуровневых письменных контрольных работ.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен:
Уметь
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством, - экологических, энергетических и сырьевых;
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
- оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.
Учебно-методический комплект
- Новошинский, И. К, Новошинская, Н. С. Химия. 8 кл.: учебн. для общеобразоват. учреждений. М: «Русское слово», 2010-2014гг.
- Новошинский, И. И., Новошинская, Н. С. Текущий и итоговый контроль по курсу «Химия. 8 класс».: М.: «Русское слово» 2013 г.
- Новошинский И.И., Л.Ф.Федосова, Н.С.Новошинская «Контрольные работы по химии»:М. «ОНИКС 21 век» 2010г
- Новошинский, И, И., Новошинская, Н. С. Программа по химии:для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово» 2013
Содержание программы
Введение (5 ч.)
Предмет химии. Вещество. Свойства веществ. Свойства тел.
Физические свойства веществ: агрегатное состояние, цвет, блеск, запах, растворимость в воде и т.д.
Молекулы и атомы. Атомная единица массы. Первоначальное знакомство с ПС хим. Элементов Д.И. Менделеева.
Химический элемент. Знаки химических элементов. Понятие о коэффициенте.
Строение атома (8 ч.)
Состав атома: ядро (протоны, нейтроны), электроны, их заряд и масса. Физический смысл атомного номера хим. элемента. Современные определения понятий «атом», «Хим. элемент».
Изотопы – разновидности атомов элемента, относительная атомная масса изотопов.
Электронная оболочка атома, энергетический уровень.
Классификация химических элементов по числу электронов на внешнем энергетическом уровне. Металлы, неметаллы, благородные газы.
Физический смысл номера периода, группы. Малые и большие периоды. Главные и побочные группы.
Изменение зарядов ядер и радиусов атомов, числа электронов, металлических и неметаллических свойств атомов элементов.
Характеристика хим. элемента по плану.
Химическая связь. Строение вещества. (13 ч.)
Химические формулы, индекс, коэффициент.
Относительная молекулярная масса вещества. Массовая доля хим. элемента в веществе.
Различие понятий «простое» вещество и «сложное» вещество.
Химическая связь, валентность. Схемы образования молекул, электронные и структурные формулы.
Понятие о ковалентной полярной и неполярной связях. Электроотрицательность атом и ее изменение в периодах и главных подгруппах. Длина и энергия ковалентной связи.
Твердое, жидкое и газообразное состояние веществ молекулярного строения. Закон постоянства состава веществ. Молекулярные кристаллические решетки.
Положительно, отрицательно заряженные ионы. Схема образования ионных соединений. Ионная связь. Ионные кристаллические решетки.
Неполярные и полярные молекулы. Ионные соединения, степень окисления атом в соединении.
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем. Число Авагадро.
Выполнение упражнений и решение расчетных задач на массовую долю хим. элемента в веществе.
Решение расчетных задач на количество вещества по массе и объему.
Классификация сложных неорганических веществ (6 ч.)
Определение, состав, номенклатура, классификация структурные формулы оксидов.
Определение, состав, номенклатура, классификация структурные формулы оснований.
Определение, состав, номенклатура, классификация структурные формулы кислот.
Определение, состав, номенклатура, классификация структурные формулы солей.
Решение расчетных задач по формулам веществ.
Химические реакции (8ч.)
Химические реакции. Признаки химических реакций.
Материальный баланс химических реакций. Химические уравнения.
Реакции соединения, разложения, замещения, обмена.
Реакции экзо- и эндотермические. Термохимические уравнения.
Растворы. Электролитическая диссоциация (14 ч.)
Смеси. Способы разделения: отстаивание, фильтрование, выпаривание.
Растворы. Растворение: физико-химический процесс. Кристалло-гидраты. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость. Насыщенные и ненасыщенные растворы.
Массовая доля растворенного вещества в растворе.
Растворение. Растворимость.
Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов.
Ионы, их строение и свойства. Классификация ионов по заряду и составу. Понятие о степени диссоциации.
Кислоты и основания, их определение с позиции представлений об ЭДС. Средние, кислые соли.
Среда растворов – кислая, щелочная, нейтральная. Окраска индикаторов в воде, кислотах, щелочах.
Сущность реакций ионного обмена. Условия протекания.
Важнейшие классы неорганических соединений (13 ч.)
Классификация оксидов. Способы получения. Химические свойства.
Способы получения, химические свойства растворимых и нерастворимых оснований.
Способы получения, химические свойства кислот.
Химические свойства амфотерных оснований: взаимодействие с кислотами и щелочами.
Способы получения, химические свойства средних солей.
Взаимопереход классов неорганических соединений.
Резерв 1 час
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения химии 8 класса ученик должен
знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы
Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....
Рабочая программа по химии за курс основной школы (8-9 класс) по О.С. Габриеляну
Рабочая программа по учебному курсу «Химия» в 8-9 классах составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии за курс основной школы (базовый уровень) 8 - 9 класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на о...
рабочая программа по химии 10-11 класс (курс - 102 часа)
рабочая программа по химии ( базовый уровень) 102 часа...
Рабочая программа по химии. профильный курс. 3 часа
профильный курс по химии для учащихся 10 класса...