Рабочая программа по химии за курс основной школы (базовый уровень) 8 - 9 класс
календарно-тематическое планирование по химии (8, 9 класс) на тему
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 -9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс. 9 класс». Дрофа, 2013. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования РФ. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом программа рассчитана на преподавание курса химии в 8- 9 классе в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень практических работ; перечень проверочных работ по модулям; перечень лабораторных опытов; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmy_himiya_8-9_dlya_shkolnogo_sayta.docx | 119.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
МБОУ СОШ №57
Рабочая программа по химии за курс основной школы
(базовый уровень) 8 - 9 класс
Составитель: Батырева Л.В.
учитель химии
Екатеринбург, 2015
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на основе примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в основе УМК лежат принципы развивающего и воспитывающего обучения. Последовательность изучения материала: строение атома → состав вещества → свойства).
Рабочая программа предназначена для изучения химии в 8 -9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс». Дрофа, 2013. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта основного общего образования по химии и реализует авторскую программу О.С. Габриеляна. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования РФ. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования и в соответствии с учебным планом программа рассчитана на преподавание курса химии в 8- 9 классе в объеме 2 часа в неделю.
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы; цели изучения курса; годовой календарный график текущего контроля; структуру курса; перечень практических работ; перечень проверочных работ по модулям; перечень лабораторных опытов; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся 8 -9 класса; информационно – методическое обеспечение, критерии оценивания.
Измерители – контрольные и проверочные работы составлены с использованием пособия:
Химия. 8- 9 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8, 9 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158 с.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования Стандарт основного общего образования по химии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015-16 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
- Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2014 г.
8. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
Цели изучения курса
Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ
Методы познания веществ и химических явлений Химия как часть естествознания. Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Вещество. Атомы и молекулы. Химический элемент.
Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева. Строение молекул. Химическая связь. Типы химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие о валентности и степени окисления.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая.
Химическая реакция Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Элементарные основы неорганической химии Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей. Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода. Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли. Сера. Оксиды серы. Серная,сернистая и сероводородная кислоты и их соли. Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Фосфор. Оксид фосфора. Ортофосфорная кислота и ее соли. Углерод. Алмаз, графит. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния. Кремниевая кислота. Силикаты. Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения. Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида. Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.
Первоначальные представления об органических веществах Первоначальные сведения о строении органических веществ. Углеводороды: метан, этан, этилен. Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах на примере полиэтилена Экспериментальные основы химии
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Нагревательные приборы. Проведение химических реакций при нагревании. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ.
Химия и жизнь Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Калорийность жиров белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов( поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные материалы и поделочные материалы( мел, мрамор, известняк, стекло, цемент. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая и химическая грамотность.
Содержание тем учебного курса
8 класс
Введение – 5 часов
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVIв. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Практическая работа №1
1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.
Расчетные задачи. 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Тема 1
Атомы химических элементов — 10 часов
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов.Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Тема 2
Простые вещества -7 часов
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Расчетные задачи. 1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам. 2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «постоянная Авогадро».
Демонстрации. Получение озона. Образцы белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы, количество вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
Тема 3
Соединения химических элементов – 14 часов
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул. Представители оксидов: вода, углекислый газ и негашеная известь.
Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.
Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочнойсреде.
Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде.
Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Аморфные и кристаллические вещества.
Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».
Расчетные задачи. 1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ. 2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя. 3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации. Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов. 2. Разделение смесей.
Практические работы
2.Очистка загрязненной поваренной соли
3.Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе.
Тема 4
Изменения, происходящие с веществами — 13 часов
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Реакции горения как частный случай экзотермических реакций, протекающих с выделением света.
Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества вещества, массы или объема продукта реакции по количеству вещества, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.
Реакции разложения и соединения
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты.
Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции.
Расчетные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции. 2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей. 3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации. Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания. Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты. 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. 4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки. 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Практические работы.
4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание 5. Признаки химических реакций.
Тема 5.
Растворение. Растворы.
Свойства растворов электролитов -21 час
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты. 8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной). 9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия). 10. Получение и свойства нерастворимого основания, например гидроксида меди (II). 11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (И). 12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция). 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Практические работы.
6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. 7. Решение экспериментальных задач.
Годовой календарный график текущего контроля
№ | Раздел (тема) курса | Кол-во часов | Сроки изучения | Контрольная работа, дата проведения | Практическая работа, дата проведения |
1. | Введение. | 5 | П.р. № 1 | ||
2. | Атомы химических элементов. | 10 | К.р. № 1 | ||
3. | Простые вещества. | 7 | |||
4. | Соединения химических элементов. | 14 | К.р. № 2 | П.р. № 2 П.р. №3 | |
5. | Изменения, происходящие с веществами. | 13 | К.р. № 3 | П.р. № 4,5 | |
6. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | 21 | К.р. № 4 |
П.р. № 6 П.р. №7 |
Перечень практических работ
Знакомство с правилами работы в химической лаборатории. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. | |
2. | Практическая работа № 2. Очистка загрязненной поваренной соли. |
3. | Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе |
4. | Практическая работа № 4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание |
5. | Практическая работа № 5. Признаки химических реакций. |
6. | Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. |
7. | Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач. |
Перечень проверочных работ
№ | Тема | Вид проверки |
1. | Атомы химических элементов. | Контрольная работа № 1 |
2. | Простые вещества. | Зачет № 1 |
3. | Соединения химических элементов. | Контрольная работа № 2 |
4. | Изменения, происходящие с веществами. | Контрольная работа № 3 |
5. | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. | Контрольная работа № 4 |
Перечень лабораторных опытов
№ | Тема |
1. | Лабораторный опыт № 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
|
2. | Лабораторный опыт № 2. Разделение смесей. |
3. | Лабораторный опыт № 3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге. |
4. | Лабораторный опыт № 4. Окисление меди в пламени спиртовки. |
5. | Лабораторный опыт № 5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа. |
6. | Лабораторный опыт № 6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты. |
7. | Лабораторный опыт № 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. |
8. | Лабораторный опыт № 8. Реакции, характерные для растворов кислот. |
9. | Лабораторный опыт № 9. Реакции, характерные для растворов щелочей. |
10. | Лабораторный опыт № 10. Получение и свойства нерастворимого основания. |
11. | Лабораторный опыт № 11. Реакции, характерные для растворов солей. |
12. | Лабораторный опыт № 12. Реакции, характерные для основных оксидов.
|
13. | Лабораторный опыт № 13. Реакции, характерные для кислотных оксидов. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Раздел программы | Тема урока
| Коли-чество часов | Использование | |
ТСО | Эксперимент | ||||
1 | Введение – 5 часов | Химия как часть естествознания Предмет химии. Вещества. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Понятие о хим. анализе и синтезе, моделирование Вводный инструктаж. | 1 | Л.о. №1 | |
2 | Практическая работа № 1. Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами. | 1 | Пр. работа | ||
3 | Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии. Химическая символика. Знаки химических элементов Химические формулы. Закон постоянства состава веществ | 1 | |||
4 | Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчеты по химической формуле: массовые доли элементов в веществе. | 1 | |||
5 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. | 1 | |||
6 | Атомы химических элементов - 10 часов | Основные сведения о строении атома. Ядро ( протоны и нейтроны) и электроны. | 1 | + | |
7 |
Изотопы. Ядерные реакции. | 1 | |||
8 | Строение электронных оболочек атомов, распределение электронов по энергетическим уровням элементов № 1-20. | 1 | |||
9 | Периодическая система в свете теории строения атома. Понятие о валентности и степени окисления. | 1 | |||
10 | Химическая связь. Ионы, ионная связь. | 1 | + | ||
11 | Ковалентная неполярная связь. | 1 | + | ||
12 | Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. | 1 | + | ||
13 | Металлическая связь. | 1 | |||
14 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Атомы химических элементов». Подготовка к контр. Работе. | 1 | |||
15 | Контрольная работа № 1 по теме «Атомы химических элементов». | 1 | |||
16 | Простые вещества – 7 часов | Анализ контр. работы. Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.Простые вещества – металлы. | |||
17 | Простые вещества – неметаллы. Аллотропия. | 1 | |||
18 | Количество вещества. Моль. Молярная масса вещества. | 1 | |||
19 | Молярный объем газообразных веществ. Закон Авогадро. | 1 | |||
20 | Решение задач с использованием понятий: количество вещества, молярная масса. | 1 | |||
21 | Решение задач с использованием понятий: молярный объем газов, число Авогадро. | 1 | |||
22 | Обобщающий урок по тем « Простые вещества» | 1 | |||
23 | Соединения химических элементов – 14 часов | Степень окисления и Валентность. | 1 | ||
24 | Важнейшие классы бинарных соединений: оксиды и летучие водородные соединения | 1 | |||
25 | Основания. | 1 | + | ||
26 | Кислоты. | 1 | + | ||
27 | Соли. | 1 | + | ||
28 | Коррекционные упражнения по важнейшим классам бинарных соединений. | 1 | |||
29 | Кристаллические решетки. Типы крист. решеток (атомная, молекулярная, ионная, металлическая). Кристаллические и аморфные вещества. | 1 | + | ||
30 | Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. | 1 | Л.о. №2 | ||
31 | Практическая работа № 2.Очистка загрязненной поваренной соли | 1 | Пр. работа | ||
32 | Качественный и количественный состав вещества. Массовая и объемная доли компонентов смеси. | 1 | |||
33 | Количественные расчеты, связанные с понятием «доля». | 1 | |||
34 | Практическая работа № 3. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе. | 1 | Пр. работа | ||
35 | Решение задач и упражнений по теме «Соединения химических элементов». Подготовка к контр. работе. | 1 | |||
36 | Контрольная работа № 2 по теме«Соединения химических элементов». | 1 | |||
37 | Изменения, происходящие с веществами – 13 часов | Анализ контр. работы Физические явления в химии. | 1 | Л.о. №3 | |
38 | Практическая работа № 4. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой. | 1 | Пр. работа | ||
39 | Химические реакции. Условия признаки химических реакций. | 1 | Л. о. №4, 5, 6 | ||
40 | Практическая работа № 5. Признаки химических реакций. | 1 | Пр. работа | ||
41 | Сохранение массы веществ при хим. реакциях. Химические уравнения. | 1 | |||
42 | Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Реакции соединения и разложения. | 1 | + | ||
43 | Реакции замещения и обмена | 1 | Л. о. №7 | ||
44 | Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости от природы веществ, температуры, концентрации веществ. Катализаторы. | 1 | + | ||
45 | Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Способы смещения равновесия. Правило Ле Шателье. | 1 | + | ||
46 | Решение расчетных задач по химическим уравнениям. | 1 | |||
47 | Решение расчетных задач по химическим уравнениям. | 1 | |||
48 | Обобщение по теме «Изменения, происходящие с веществами». Подготовка к контр. работе. | 1 | + | ||
49 | Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами». | 1 | |||
50 | Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов – 21 час | Анализ контрольной работы. Растворение. Растворимость веществ в воде | 1 | + | |
51 | Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы Основные положения теории электролитической диссоциации. | 1 | + | ||
52 | Диссоциация кислот, солей и оснований в воде. Уравнения диссоциации. | 1 | + | ||
53 | Степень электролитической диссоциации | 1 | + | ||
54 | Реакции ионного обмена.Ионные уравнения. | 1 | + | ||
55 | Кислоты в свете ТЭД. | 1 | Л.о. №8 | ||
56 | Основания в свете ТЭД. | 1 | Л.о №9,10 | ||
57 | Оксиды основные | 1 | Л. о №12 | ||
58 | Оксиды кислотные | 1 | Л.о 13 | ||
59 | Соли в свете ТЭД. | 1 | Л. о №11 | ||
60 | Решение задач и упражнений по теме « Оксиды, кислоты, основания, соли в свете ТЭД». | 1 | + | ||
61 | Практическая работа № 6. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. | 1 | + | ||
62 | Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. | 1 | + | ||
63 | Практическая работа № 7. Решение экспериментальных задач. | 1 | + | ||
64 | Классификация химических реакций по изменению степеней окисления. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 1 | + | ||
65 | Упражнения в составлении ОВР методом электронного баланса. | 1 | |||
66 | Свойства веществ изученных классов соединений как окислителей и восстановителей.. | 1 | + | + | |
67 | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | 1 | |||
68 | Контрольная работа № 4 по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». | 1 | |||
69 | Анализ контрольной работы. Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 8 класса. | 1 | |||
70 | Резервное время | 1 |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения химии ученик должен
знать / понимать
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание тем учебного курса 9 класса
В содержании курса 9 класса в начале обобщённо раскрыты сведения о свойствах классов веществ - металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров (белков и углеводов).
Принципиальным моментом является перепланирование изучения тем 2 и 4 - «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. В курсе 9 класса практические работы проводятся во время изучения тем «Металлы» и «Неметаллы».
Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
В темах «Органические соединения» и «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» сокращен материал. Освободившиеся часы отводятся для изучения темы « Химия и жизнь», так как этот материал необходимо изучать в конце обучения в основной школе, ведь многие учащиеся заканчивают обучение в школе и выбирают химию для итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Содержание
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса( 6 часов)
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Лабораторный опыт. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
Тема 1. Металлы(15 часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. Сплавы, их свойства и значение. Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.
Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения.
Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве.
Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III).
Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+.
Практические работы.
Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов. Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ
Контрольная работа №1
Тема 2. Неметаллы(23 часа)
Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл».
Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение.
Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Основные соединения галогенов (галогеноводороды и галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и йоде. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве.
Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион.
Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты, проблема их содержания в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения.
Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. Оксиды углерода (II) и (IV), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион.
Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности .
Демонстрации. Образцы галогенов — простых веществ. Взаимодействие галогенов с натрием,алюминием. Вытеснение хлором брома или иода из растворов их солей. Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом. Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния. Образцы важнейших для народного хозяйства сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов. Образцы стекла, керамики, цемента.
Лабораторные опыты. 7. Качественная реакция на хлорид-ион. 8. Качественная реакция на сульфат-ион. 9. Распознавание солей аммония. 10. Получение углекислого газа и его распознавание. 11. Качественная реакция на карбонат-ион. 12. Ознакомление с природными силикатами. 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности.
Тема 4. Свойства неметаллов и их соединений.
Практические работы. Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Практическая работа №5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». Практическая работа №6. Получение, собирание и распознавание газов.
Контрольная работа №2
Тема 4. Органические соединения(10 часов)
Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ.
Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.
Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение.
Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин.
Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту.
Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот.
Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот.
Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль.
Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Демонстрации. Модели молекул метана и других углеводородов. Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия. Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Получение уксусно-этилового эфира. Омыление жира. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков.
Лабораторные опыты. 14. Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом.
Контрольная работа №3
Тема 5. Химия и жизнь (5 часов)
Химия и жизнь Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Калорийность жиров белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов( поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные материалы и поделочные материалы ( мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая и химическая грамотность.
Демонстрации: коллекции «Нефть и нефтепродукты», «Минералы и горные породы», «Стекло».
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы(4 часа)
Физический смысл порядкового номера элемента в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева, номеров периода и группы. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона.
Типы химических связей и типы кристаллических решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.
Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов).
Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. Генетические ряды металла, неметалла и переходного металла. Оксиды (основные, амфотерные и кислотные), гидроксиды (основания, амфотерные гидроксиды и кислоты) и соли: состав, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений о процессах окисления-восстановления.
Контрольная работа №4.
Учебно-тематическое планирование по химии ( 9 класс)
№ п/п | Тема | Количество часов | В том числе | |||
по программе О.С. Габриеляна | по рабочей программе | практ. работы | контр. работы | лаборат. опыты | ||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса | 6 | 6 |
|
| 1 |
2. | Металлы
| 15 | 18
| 3 | 1 | 5 |
3 | Неметаллы
| 23 | 25
| 3 | 1 | 7 |
4. | Органические соединения | 10 | 10 |
| 1 | 4 |
5. | Химия и жизнь | 6 | 5 |
|
|
|
6. | Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | 4 |
| 1 |
|
| Итого | 68 | 68 | 6 | 4 | 17 |
Перечень практических работ
Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. | |
2. | Практическая работа № 2. Получение и свойства соединений металлов. |
3. | Практическая работа № 3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. |
4. | Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». |
5. | Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». |
6. | Практическая работа № 6. Получение, собирание и распознавание газов. |
Перечень проверочных работ
№ | Тема | Вид проверки |
1. | Металлы | Контрольная работа № 1 |
2. | Неметаллы | Контрольная работа №2 |
3. | Органические соединения | Контрольная работа № 3 |
4. | Обобщение знаний за курс основной школы | Контрольная работа № 4 |
Перечень лабораторных опытов
№ | Тема |
1. | Лабораторный опыт № 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.
|
2. | Лабораторный опыт № 2. Ознакомление с образцами металлов. |
3. | Лабораторный опыт № 3. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. |
4. | Лабораторный опыт № 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. |
5. | Лабораторный опыт № 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. |
6. | Лабораторный опыт № 6. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. |
7. | Лабораторный опыт № 7. Качественная реакция на хлорид-ион. |
8. | Лабораторный опыт № 8. . Качественная реакция на сульфат-ион. |
9. | Лабораторный опыт № 9. Распознавание солей аммония. |
10. | Лабораторный опыт № 10. Получение углекислого газа и его распознавание |
11. | Лабораторный опыт № 11. Качественная реакция на карбонат-ион. |
12. | Лабораторный опыт № 12. Качественная реакция на карбонат-ион.
|
13. | Лабораторный опыт № 13. Ознакомление с продукцией силикатной промышленности. |
14. | Изготовление моделей молекул углеводородов. 15. Свойства глицерина. 16. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. 17. Взаимодействие крахмала с йодом. |
15. | Свойства глицерина. |
16. | Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) без нагревания и при нагревании. |
17. | Взаимодействие крахмала с йодом. |
Календарно- тематическое планирование в 9 классе
Раздел программы | №урока | Тема урока | Эксперимент |
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса (6 часов) | 1.1 | Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. | |
Металлы (18 часов) | 1.2 | Химическая связь и теория электролитической диссоциации. | |
1.3 | Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. | Дем. опыты: характерные свойства кислот, солей, оснований и оксидов. | |
1.4 | Генетические ряды металлов и неметаллов. | ||
1.5 | Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента и исследование его свойств. | Л.о.№1. Получение амфотерного гидроксида и изучение его свойств | |
1.6 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. |
Изучение курса 9 класса
Тема №1 | № урока | Тема урока | Эксперимент |
Металлы (18 часов) | 1.7 | Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов. | Дем. опыт.Кристаллические решетки металлов |
2.8 | Сплавы, их свойства и значение.
Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития и кальция с водой. Взаимодействие натрия и магния с кислородом. Взаимодействие металлов с неметаллами. Получение гидроксидов железа (II) и (III). Лабораторные опыты. 2. Ознакомление с образцами металлов. 3. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. 4. Ознакомление с образцами природных соединений: а) натрия; б) кальция; в) алюминия; г) железа. 5. Получение гидроксида алюминия и его взаимодействие с растворами кислот и щелочей. 6. Качественные реакции на ионы Fe2+ и Fe3+. 14.20. Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. 15.21. Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов.
17.23. Обобщение темы «Металлы». | Коллекция «Металлы и сплавы» | |
2.9 | Химические свойства металлов как восстановителей. Электрохимический ряд напряжений металлов и его использование для характеристики химических свойств конкретных металлов | Дем. опыты: взаимодействие металлов с неметаллами, с кислотами, водой, солями. Горение магния, железа. | |
4.10 5.11 6.12 7.13 8.14 9.15 10.16 11.17 12.18 13.19 14.20 15.21 16.22 17.23 18.24 | Металлы в природе. Способы получения металлов: пиро-, гидро- и электрометаллургия. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. Общая характеристика щелочных металлов. Металлы в природе. Общие способы их получения. Строение атомов. Щелочные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства.
Важнейшие соединения щелочных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Калийные удобрения. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы. Строение атомов. Щелочноземельные металлы — простые вещества, их физические и химические свойства. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов — оксиды, гидроксиды и соли (хлориды, карбонаты, нитраты, сульфаты и фосфаты), их свойства и применение в народном хозяйстве. Алюминий. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Соединения алюминия — оксид и гидроксид, их амфотерный характер. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений.
Железо. Строение атома, физические и химические свойства простого вещества. Сплавы железа: чугун и сталь Генетические ряды Fe2+ и Fe3+. Оксиды и гидроксиды железа. Качественные реакции на Fe2+ и Fe3+. Важнейшие соли железа. Значение железа, его соединений и сплавов в природе и народном хозяйстве. .Практическая работа №1. Осуществление цепочки химических превращений металлов. Практическая работа №2. Получение и свойства соединений металлов. Практическая работа №3. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение веществ. Обобщение темы «Металлы». Подготовка к контрольной работе Контрольная работа №1. «Металлы» | Коллекция минералов, руд металлов Дем. опыт: коррозия железа Демонстрации. Образцы щелочных и щелочноземельных металлов. Образцы сплавов. Взаимодействие натрия, лития с водой. Взаимодействие натрия с кислородом. Дем. опыт: окрашивание пламени ионами лития, натрия, калия. Образцы природных соединений щелочных металлов Образцы щелочноземельных металлов, взаимодействие их с водой, кислородом, неметаллами. Образцы оксидов и гидроксидов. Образцы природных соединений кальция и магния. Свойства известняка и негашеной извести Коллекция «Алюминий и его сплавы» Взаимодействие алюминия с кислотами и щелочами Лаб. Опыт: Получение гидроксида алюминия, амфотерность его свойств Демонстрация: Коллекция «Чугун и сталь». Горение железа в кислороде и хлоре, отношение к кислотам и растворам солей, к конц. азотной и серной кислотам Лаб. Опыты: Получение гидроксидов Fe(OH)2, Fe(OH)3 , изучение их свойств. Качественные реакции на ионы Fe2+ Fe3+ |
Тема 2. Неметаллы (25 ( Тема 3.О Органические соедине (10 часов)Пер Первоначальные пр Тема 4. Химия и жизн Химия и жизнь Тема 5. Обобщение зна курс основной школы Неметаллы | Тема №3. Неметаллы ( 25 часов) Тема №4. Первоначальные представления об органических веществах. (10 часов) Тема 5. Химия и жизнь. (5 часов) Обобщение знаний по курсу химии основной школы . (4 часа) Итого: | 1/25 2.26 3.27 4.28 5.29 6.30 7.31 8.32 9.33 10.34 11.35 12.36 13.37 14.38 15.39 16.40 17.41 18.42 19.43 20.44 21.45 22.46 23.47 24.48 25.49 1.50 2.51 3.52 4.53 5.54 6.55 7.56 8.57 9.58 10.59 1.60 2.61 3.62 4.63 5.64 1.65 2.66 3.67 4.68 68 часов | Общая характеристика неметаллов: положение в периодической системе Д. И. Менделеева, особенности строения атомов, электроотрицательность как мера «неметалличности», ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов — простых веществ. Аллотропия. Кислород и озон. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл», «неметалл». Водород. Положение в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома и молекулы. Физические и химические свойства водорода, его получение и применение. Водородные соединения неметаллов. Общая характеристика галогенов. Строение атомов. Простые вещества, их физические и химические свойства. Краткие сведения о хлоре, броме, фторе и иоде. Основные соединения галогенов (галогеноводороды, галогеноводородные кислоты и их соли - галогениды), их свойства. Качественная реакция на хлорид-ион. Применение галогенов и их соединений в народном хозяйстве. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и применение. Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве. Качественная реакция на сульфат-ион. Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. Соли аммония, их свойства и применение.
Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота, ее свойства и применение. Нитраты и нитриты. их содержание в сельскохозяйственной продукции. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора, их применение. Основные соединения: оксид фосфора (V), ортофосфорная кислота и фосфаты. Фосфорные удобрения.
Углерод. Строение атома, аллотропия, алмаз и графит, свойства аллотропных модификаций, применение.
Оксиды углерода (II) и (IV) (угарный и углекислый газ), их свойства и применение. Качественная реакция на углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Карбонаты: кальцит, сода, поташ, их значение в природе и жизни человека. Качественная реакция на карбонат-ион. Кремний. Строение атома, кристаллический кремний, его свойства и применение. Оксид кремния (IV), его природные разновидности. Кремниевая кислота. Силикаты. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. Понятие о силикатной промышленности . Практическая работа№5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппы азота и углерода». Практическая работа№6. Получение, собирание и распознавание газов. Обобщение темы «Неметаллы». Подготовка к контрольной работе. Контрольная работа «Неметаллы». Вещества органические и неорганические, относительность понятия «органические вещества». Причины многообразия органических соединений. Химическое строение органических соединений. Молекулярные и структурные формулы органических веществ. Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ Метан и этан: строение молекул. Горение метана и этана. . Применение метана и других углеводородов. Химическое строение молекулы этилена. Двойная связь. Взаимодействие этилена с водой. Реакции полимеризации этилена. Полиэтилен и его значение. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примерах метанола и этанола. Трехатомный спирт — глицерин. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. Окисление альдегида в кислоту. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. Ее свойства и применение. Стеариновая кислота как представитель жирных карбоновых кислот. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. Жиры как сложные эфиры глицерина и жирных кислот. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации. Белки, их строение и биологическая роль. Понятие об углеводах. Глюкоза, ее свойства и значение. Крахмал и целлюлоза (в сравнении), их биологическая роль.
Контрольная работа «Первоначальные представления об органических веществах». Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая картина мира. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов [поваренная соль, уксусная кислота (столовый уксус)]. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением Химические вещества как строительные и поделочные материалы( мел, мрамор, известняк, стекло, цемент) Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в периодах и группах в свете представлений о строении атомов элементов. Значение периодического закона. Взаимосвязь строения и свойств веществ. Вещества простые и сложные. Генетические ряды. Классификация химических реакций по различным признакам (число и состав реагирующих и образующихся веществ; тепловой эффект; использование катализатора; направление; изменение степеней окисления атомов). Контрольная работа по курсу химии основной школы. Практических работ – 6 Контрольных работ – 4 Лабораторных опытов - 17 | Образцы неметаллов: сера, фосфор, хлор, бром, уголь Д.опыт: превращение красного фосфора в белый; серы кр. В серу пласт. Д.опыт. Получение водорода, взаимодействие с кислородом, оксидом меди Образцы простых веществ галогенов Л. О №7 Д.о. Вытеснение бромом иода Образцы природной серы, вз-е серы с металлами, водородом и кислородом Д.О. горение серы, растворение оксида серы в воде Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Л.о. №8 Д. о. получение аммиака, растворение его в воде, вз-е с кислотами Л.о. №9.Д.о. разложение солей аммония при нагревании Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью. Д.опыт.Разложение нитратов при нагревании Д.о. Превращение кр. Р в белый, горение Р Образцы фосф. удобр. Поглощение углем растворенных веществ или газов. Восстановление меди из ее оксида углем. Л.о. №10 Образцы карбонатов, Л.о. №11 Образцы стекла, керамики, цемента Л.о.№12,13 Модели молекул метана и других углеводородов. Л.О. №14 Взаимодействие этилена с бромной водой и раствором перманганата калия Образцы этанола и глицерина. Качественная реакция на многоатомные спирты. Л.о. №15 Получение уксусно-этилового эфира. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Горение белков (шерсти или птичьих перьев). Цветные реакции белков. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра. Качественная реакция на крахмал. Л.о.№16,17 |
В результате изучения химии ученик должен:
знать/понимать:
- химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- уметь:
- называть: химические элементы, соединения изученных классов;
- объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в Периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
- характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
- определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
- составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
- вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- безопасного обращения с веществами и материалами;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
- приготовление растворов заданной концентрации
Контроль знаний, умений, навыков
Контроль за уровнем знаний учащихся предусматривает проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Кроме вышеперечисленных основных форм контроля проводятся текущие самостоятельные работы в рамках каждой темы в виде фрагмента урока
Критерии оценки
Устный ответ
Оценка «5» - ответ полный, правильный, самостоятельный, материал изложен в определенной логической последовательности.
Оценка «4» - ответ полный и правильный, материал изложен в определенной логической последовательности, допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но допущены существенные ошибки или ответ неполный.
Оценка «2» - ученик не понимает основное содержание учебного материала или допустил существенные ошибки, которые не может исправить даже при наводящих вопросах учителя.
Расчетные задачи
Оценка «5» - в логическом рассуждении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4» - в рассуждении нет ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - в рассуждении нет ошибок, но допущена ошибка в математических расчетах.
Оценка «2» - имеются ошибки в рассуждениях и расчетах.
Экспериментальные задачи
Оценка «5» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, при этом допущено не более двух ошибок (несущественных) в объяснении и выводах.
Оценка «3» - правильно составлен план решения, подобраны реактивы, допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2» -допущены две и более ошибки в плане решения, в подборе реактивов, выводах.
Практическая работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, эксперимент осуществлен по плану, с учетом техники безопасности, поддерживается чистота рабочего места, экономно расходуются реактивы.
Оценка «4»- работа выполнена полностью, правильно сделаны наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Оценка «3»- работа выполнена не менее чем на половину или допущены существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, но исправляются по требованию учителя.
Оценка «2»- допущены две или более существенные ошибки, учащийся не может их исправить даже по требованию учителя.
Контрольная работа
Оценка «5» - работа выполнена полностью, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4» - работа выполнена полностью, допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3» - работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная или две несущественные ошибки.
Оценка «2» - работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Учебно- методическое и материально – техническое
обеспечение образовательного процесса
Литература
Основная литература:
- Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2013.
- Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2013. – 270.
- Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2011.
- Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 158
- 1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. М., «Дрофа», 2013.
- 2.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа? 2011
- 3.Химия. 9 кл.; Контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. - М.: Дрофа, 2012
- 4.Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2012
- 5.Габриелян О.С, Яшукова А.В. Рабочая тетрадь. 9 кл. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9». - М.: Дрофа.
- Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа.
- Материалы ОГЭ по химии - 2016 (составлены ФИПИ)
Дополнительная литература:
- Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2013. – 224с.
- Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2012 – 159,(Серия «Учебно-методический комплект).
- Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2009. – 256с.
- Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 2010
Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа.2014
- Габриелян О.С, Остроумов И.Г. Изучаем химию в 9 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс.2012
- Габриелян О.С, Яшукова А.В. Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 9 кл. к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 9 класс». — М.: Дрофа.2013
- Габриелян О.С, Воскобойникова Н.П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8 - 9 кл. - М.: Дрофа.2010
- Химия. ОГЭ – 2016.Тематические тесты. Базовый и повышенный уровень: учебно-методическое пособие / под ред.В.Н. Доронькина. – Ростов н/Д: Легион, 2016.
- 11. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников для проведения в 2016 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по химии обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
- 12. Спецификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для ОГЭ 2016 года по химии.
- Интернет-ресурсы:
- http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
- http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
- http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
- http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
- http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
- http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
- «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
- http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
22. http://him.1september.ru/urok/- Материалы к уроку.
23. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
24. www.km.ru/education - учебные материалы и словари
25. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
Материально - техническое обеспечение
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА
1.Телевизор
2. Видеомагнитофон
3. Комплект видеофильмов по химии
2. Коллекции - раздаточный материал
- Алюминий
- Волокна
- Каменный уголь
- Каучук
- Металлы
- Минералы и горные породы – сырье для химической промышленности
- Нефть и важнейшие продукты ее переработки
- Пластмассы
- Раздаточный материал к коллекции "Минералы и горные породы"
- Стекло и изделия из стекла
- Топливо
3.Химические реактивы ( кислоты, основания, соли и т. д.)
4. Модели кристаллических решеток ( магния, меди, графита, алмаза и др.)
5. Наборы посуды и принадлежностей для химического эксперимента
6. Пособия на печатной основе
- таблицы по неорганической химии
- таблицы по органической химии
- таблицы по химическим производствам
7. Стационарные наглядные пособия
- периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
- таблица растворимости кислот, солей и оснований в воде
- электрохимический ряд напряжений металлов
- ряд электроотрицательности неметаллов
- окраска индикаторов в различных средах
- порядок заполнения электронами уровней и подуровней в атоме
- портреты ученых – химиков
8. Приборы
- прибор для опытов с электрическим током
- весы технические с разновесами
- прибор для окисления спирта в альдегид
- прибор для демонстрации закона сохранения массы веществ
9. Раздаточный материал
- карты-инструкции для практических работ по неорганической химии
- карты-инструкции для практических работ по неорганической химии
- дидактический материал для разного вида самостоятельных и проверочных работ
10. Аптечка
11. Противопожарный инвентарь
12. Доска для сушки посуды
13. Защитные средства
14. Подъемный столик
15. Сейф и шкафы для хранения реактивов и оборудования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
итоговая контрольная работа по химии за курс основной школы
материал подобран с учетом самых важных химических знаний за курс основной школы.Представлены 2 варианта работы , а также разные уровни контрольных работ....
Итоговая контрольная работа по химии за курс основной школы.
Данный тест, предназначен для итогового контроля за курс основной и средней школ. Тест составлен в соответствии с обязательным минимумом содержания образования, рассчитан на 1 академическ...
Контрольная работа по химии за курс основной общей школы
Контрольная работа по химии за курс основной общей школы проводится с целью определения исходного уровня знаний студентов 1 курса. Она содержит задания по основным темам школьного курса химии: «С...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии для средней школы (Базовый уровень)
Рабочая программа по географии для средней школы (Базовый уровень)....
Рабочая программа по химии за курс основной школы (8-9 класс) по О.С. Габриеляну
Рабочая программа по учебному курсу «Химия» в 8-9 классах составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа...
Программа внеурочной деятельности «I LoveEnglish» Английский язык 5-8 класс, основная школа, базовый уровень
Программа внеурочной деятельности «I LoveEnglish»Английский язык 5-8 класс, основная школа, базовый уровень...
Рабочая программа по учебному курсу "Математика" для 5-6 класса общеобразовательной школы (базовый уровень)
Рабочая программа по математике составлена на основе примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобреной решением федерального учебно-методического объединения п...