Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации.
план-конспект урока по химии на тему
Открытый урок на тему: "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_tsareva_duvovets_lomakina_filatova_klyuchnik.docx | 53.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации
Место урока в теме: 5 урок.
Тип урока: формирование новых знаний.
Цель урока: сформировать у обучающихся знания о химических свойствах кислот и способы деятельности по применению этих знаний.
Задачи:
- Используя технологию проблемного обучения, создать условия для формирования химических знаний по теме «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
- Провести отбор содержания с учетом возрастных особенностей, способностей и возможностей обучающихся, опираясь на знания: определение кислот, классификация кислот, теория электролитической диссоциации (ранее изученный материал)
- сформировать коммуникативные навыки (толерантность, умение высказывать свою точку зрения, слушать другого, вести диалог), используя работу в парах.
Технологии: проблемного обучения, ИКТ.
Форма организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Методы и приемы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения: лабораторный эксперимент, таблица растворимости, учебник, доска, интерактивная доска, , презентация по теме, инструктивные карты для выполнения практической работы.
Оборудование: оборудование и реактивы для химического эксперимента.
Планируемые результаты
личностные | метапредметные | предметные |
Знать действие кислот на организм человека, Умение обращаться с кислотами в быту, Знать о влиянии соляной кислоты на процесс пищеварения человека и вреде жевательной резинки, Знать о разрушающем влиянии кислот на окружающую среду, Получить удовольствие от труда. | РУУД: Умение классифицировать Умение прогнозировать Умение работать по алгоритму Умение самостоятельно определять цели своего обучения Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи Владение основами самоконтроля и самооценки ПУУД: Извлечение необходимой информации из различных источников; выдвижение гипотезы и её обоснование; формирование и развитие экологического мышления КУУД: Умение слушать и вступать в диалог; умение в коллективном обсуждении формулировать проблему; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Знать химические свойства кислот; знать условия протекания реакций, идущих до конца; уметь определять электролит или неэлектролит; уметь определять сильный и слабый электролит; уметь пользоваться таблицей растворимости; уметь определять вещества, которые будут реагировать с кислотами; уметь составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
|
Ход урока:
- Организационный момент (1 мин)
Приветствие.
- Актуализация знаний, мотивация (8 мин)
Учитель: Я хотела бы начать наш урок с письма. Учитель берёт письмо, вскрывает конверт и читает:
Многоуважаемые коллеги-химики 8 класса! Недавно я познакомился с теорией электролитической диссоциации, а также занялся изучением химических свойств кислот. Несмотря на мои обширнейшие знания в области химических наук, у меня возник неразрешимый вопрос. Помогите мне, пожалуйста, ответить на него.
На днях в одной из книг я прочитал, что кислоты – с позиции теории электролитической диссоциации это электролиты, и в их водном растворе присутствуют катионы водорода и анионы кислотного остатка. Объясните мне, пожалуйста, что означают эти заумные слова.
С большим нетерпением жду ответа. Желаю удачи!
С уважением сыщик – химик Шерлок Холмс»
Учитель: Ребята! Прежде чем вы дадите ответы на поставленные в письме вопросы, давайте расшифруем все химические понятия, упомянутые в письме:
электролитическая диссоциация, электролит, катион, анион.
(обучающиеся дают определения перечисленным понятиям, а затем отвечают на вопрос, заданный в письме).
Я очень рада, что на все вопросы вы смогли дать правильные ответы. Но вы не сказали о самом главном, что сделает полным его представление о кислотах?
Обучающиеся отвечают: Химические свойства кислот.
Учитель: Верно, но химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
(Дети формулируют тему совместно с учителем).
Обучающиеся записывают в тетради тему «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
Учитель: исходя из темы урока, скажите, какая цель стоит перед нами?
Обучающиеся отвечают: охарактеризовать химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.
Учитель: Что нам необходимо сделать, чтобы достигнуть данной цели?
Обучающиеся отвечают: провести эксперимент, посмотреть в учебнике, спросить у Вас.
Учитель: а я вам предлагаю посмотреть следующую анимацию.
анимация на тему (металл подлетает к кислоте и обнимаются; нарезка из картинок по теме «Кислоты»…)
Учитель: Какие химические свойства кислот вы можете предположить, просмотрев этот сюжет?
Обучающиеся отвечают: могут взаимодействовать с металлами, с солями, с оксидами, с основаниями.
Учитель: Давайте проверим ваши предположения экспериментально. Вам всем предстоит на некоторое время стать наблюдателями и активными участниками урока. Вашим путеводителем и помощником на этом уроке будут таблица растворимости, ряд активности металлов, инструктивная карта, листы самооценки. Прошу вас использовать их в работе.
- Основная часть урока (25 мин)
У вас на столах лежат в папках инструктивные карты. (Приложение 1). В них предложены задания, с помощью которых нам удастся решить обозначенные ранее проблемы. Вы работаете в парах. Приступайте. (Деятельность обучающихся направлена на формирование умений прогнозировать, работать по алгоритму, самостоятельно определять цели своего обучения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. )
Обучающиеся выполняют задание.
Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает)( Формирование навыков самоконтроля)
Обучающиеся выполняют задание 2.
Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает) )( Формирование навыков самоконтроля)
Обучающиеся выполняют задание 3
Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает) )( Формирование навыков самоконтроля)
Обучающиеся выполняют задание 4
Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает) )( Формирование навыков самоконтроля)
Обучающиеся выполняют задание 5
Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает) )( Формирование навыков самоконтроля)
- Подведение итогов (5 мин)
Учитель: давайте вернемся к анимации, которую смотрели в начале урока. Опираясь на выводы, сделанные вами в результате экспериментов, конкретизируйте этот сюжет. ( Формирование навыков оценивания правильности выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля и самооценки.)
V. Первичное закрепление «Химический цветок». ( Деятельность обучающихся направлена на формирование познавательных и предметных умений: знать химические свойства кислот;
знать условия протекания реакций, идущих до конца;
уметь определять электролит или неэлектролит;
уметь определять сильный и слабый электролит;
уметь пользоваться таблицей растворимости;
уметь определять вещества, которые будут реагировать с кислотами;
уметь составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.)
В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с серной кислотой? На лепестках написаны формулы: Ag, Zn, CuО, NaOH, BaCl2, Na2CO3, HCI, Mg(OH)2. Пойти к доске и прикрепить нужные лепестки, обосновывая свой выбор.
VI. Рефлексия (3 мин)
Обучающимся предлагается лист самооценки предметных, метапредметных, личностных достижений направленных на знание химические свойства кислот; условий протекания реакций, идущих до конца;
умение определять электролит или неэлектролит;
умение определять сильный и слабый электролит;
умение пользоваться таблицей растворимости;
умение определять вещества, которые будут реагировать с кислотами;
умение прогнозировать, работать по алгоритму, умение в коллективном обсуждении формулировать проблему,
получить удовольствие от труда.
Лист самооценки личностных достижений Ф.И. ученика
Отметьте V вопросы, ответы на которые Вы знаете. За каждый положительный ответ поставьте себе 1балл | Знаю (могу) | Не знаю (не могу) |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
А) металлами Б) оксидами В) основаниями Г) солями | ||
Оцени свои знания: - 9 баллов – молодец! -7-8 баллов - есть к чему стремиться! -6-5 баллов – задумайся… -4 и меньше баллов – жду тебя на консультации | ||
А) тему урока Б) цель урока В) вопросы по теме урока | ||
| ||
|
Оцените свою работу на уроке:
Теперь я могу называть химические свойства кислот и составлять уравнения реакций, на уроке мне было все понятно.
Я могу называть химические свойства кислот, но испытываю некоторые затруднения при составлении уравнений.
Я могу называть химические свойства кислот, но с трудом могу составлять уравнения реакций.
Приложение 1
Карта – инструкция
Химическая экспертиза химических свойств кислот как электролитов
Цель:
-В это работе вам предстоит экспериментально исследовать химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Вы будете прогнозировать возможность протекания реакций, сравнивать свои прогнозы с тем, что наблюдаете в действительности
-Вам предстоит продемонстрировать умения : проводить эксперимент, вести наблюдения за ходом эксперимента с участием кислот, анализировать и объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы о химический свойствах кислот как электролитов ; продемонстрировать умение работать в сотрудничестве .
-Данная работа даст вам возможность совершенствовать умения в составлении формул веществ и уравнения химических реакций в молекулярной и ионной формах , навыки в работе с реактивами .
!Т.Б. Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот нужно осторожно, т. к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь». Вещества наливать и насыпать в небольших количествах. Твердые вещества брать шпателем.
Химическая экспертиза
Проблема 1. Как и почему кислоты изменяют окраску индикаторов?
Чтобы решить проблему, используйте текст § 20 стр.118, проведите опыт и ответьте на вопросы.
ЛО№ 1 Действие кислот на индикаторы
Цель: обнаружить среди предложенных растворов кислоты.
Задание Даны 3 пробирки с растворами веществ : вода, кислота 1, кислота 2 . В двух пробирках - кислоты ( 1ая - соляная , 2ая - серная) . Опытным путём определите, в какой пробирке находятся кислоты. Для этого используйте один из предложенных индикаторов: 1, 3ряд -метиловый оранжевый; 2 ряд – лакмус.
Возьмите ёмкость с индикатором, отметьте его цвет, в каждую пробирку добавьте 1-2 капли индикатора.
Памятка исследователю
!Обсуди с соседом по парте что наблюдаете? Ответьте на вопросы. Сформулируйте вывод.
1.Как изменилась окраска индикатора?
2. Объясните ответ, используя уравнения диссоциации соляной и серной кислот.
3. Какой ион определяет изменение окраски индикатора в кислотах?
4. Вывод об окраске индикатора в кислотах запишите в тетрадь.
Сделайте вывод, вставив пропущенные слова. Кислоты изменяют окраску ___ за счет катионов ___, образующихся в результате ___. (Вывод запишите в тетрадь).
Проблема 2 С какими металлами реагируют кислоты?
Чтобы решить проблему, используйте текст § 32стр. 184 и § 39 стр239, проведите опыт и ответьте на вопросы.
ЛО№ 2 Взаимодействие металлов с растворами кислот
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислот с металлами.
Задание. Рассмотрите на практике реакции металлов с растворами кислот. Для эксперимента возьмите металлы цинк, медь и раствор соляной кислоты.
Возьмите две пробирки. Соответственно в каждую пробирку поместите шпателем металлы: № 1-цинк 2гранулы ; №2-медь .В каждую пробирку прилейте 1мл раствора соляной кислоты.
Памятка исследователю
!Обсуди с соседом по парте что наблюдаете . Ответьте на вопросы . Сформулируйте вывод .
-Какие признаки химических реакций вы наблюдаете в пробирке №1, пробирке №2 .
-Любой ли металл способен вступать в реакцию с кислотой.?
-Как же узнать, будет ли взаимодействовать металл с раствором кислоты?
(Ответить на некоторые из этих вопросов поможет текст учебника (с.184 учебника). Поработайте с текстом учебника и отметьте все новое, что вы узнали из учебника (§ 39 с.239 учебника).
-Обсудите в паре, что вы узнали, на какие вопросы вам удалось найти ответ?
- Какие продукты образуются при взаимодействии кислот с металлами.
- Напишите уравнение химической реакции между металлом и соляной кислотой в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме: с цинком.
Вставьте пропущенные слова
Признак реакции: _____________________
Тип реакции _______________________
Сформулируйте вывод о взаимодействии металлов с кислотами относительно их положения в ЭРНМе.
Запишите вывод, вставив пропущенные слова. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ЭРНМе __ __ ,образуя ___________ и ______.
Проблема 3 С какими оксидами реагируют кислоты?
Чтобы решить проблему, используйте текст § 39 стр 238, проведите опыт №20 и ответьте на вопросы.
ЛО №3 Взаимодействие кислот с оксидами металлов
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислот с оксидами. (на примере оксида меди и оксида кремния).
Задание . Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидами.
Для этого в1 пробирку с 1 г порошка оксида меди (II) (в размере спичечной головки ) прилейте 1 мл соляной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения ) содержимое пробирки. Во 2 пробирку с оксидом кремния также прилейте 1 мл соляной кислоты и слегка нагрейте.
Памятка исследователю
!Обсуди с соседом по парте что наблюдаете ? Ответьте на вопросы . Сформулируйте вывод .
-Каков признак реакции? Признак реакции: 1 пробирка____; 2 пробирка________.
-Тип реакции _______________________
- Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.
- Сделайте вывод о взаимодействии оксидов с кислотами и запишите в тетрадь.
- Какие вещества образуются в результате реакции?
Сделайте вывод, вставив пропущенные слова. Кислоты реагируют с оксидами _____, в результате образуются _____ и _____. (Вывод запишите в тетрадь)
Проблема 4 Почему лаборанты для уничтожения оснований используют кислоты?
Чтобы решить проблему, используйте текст § 39 стр. 237, проведите опыт и ответьте на вопросы.
Определите по таблице растворимости отношение оснований к воде .
Л.О №4 Взаимодействие кислот с основаниями
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислот с основаниями.
Задание1 Изучите взаимодействие кислоты со щелочью (растворимым основанием).
1.Возьмите пробирку с раствором гидроксида натрия и добавьте 3 капли индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете? Отметьте, какой цвет был изначально у индикатора фенолфталеина и каким стал цвет после добавления к щелочи.
Почему изменил цвет индикатор в растворе гидроксида натрия? Затем добавляйте по каплям раствор соляной кислоты. Что наблюдаете? Почему индикатор изменил цвет?
2. Напишите уравнение химической реакции взаимодействия серной кислоты с гидроксидом натрия в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме. Как называется эта реакция?
Задание 2 Изучите взаимодействие кислоты с нерастворимым основанием.
Технику эксперимента см. на стр.238
Получите нерастворимое основание гидроксид железа (3)..
Внимание ! Замени гидроксид калия на гидроксид натрия ,сульфат железа (3) - на хлорид железа(3) .
Памятка исследователю
!Обсуди с соседом по парте что наблюдаете .
-Какие признаки химических реакций вы наблюдаете ?
Признак реакции: 1 пробирка_______, 2 пробирка _____________.
Тип реакции______________________
- Напишите уравнение химической реакции взаимодействия гидроксида железа (3) с соляной кислотой в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
- Какие вещества образуются в результате реакций между кислотами и основаниями?
-Сделайте вывод, вставив пропущенные слова. Кислоты реагируют с основаниями ____ и ______, в результате образуются _____ и _____. (Вывод запишите в тетрадь)
Проблема 5. Почему не все соли реагируют с кислотами?
Л.О №5 Взаимодействие кислот с солями
Чтобы решить проблему, используйте текст § 39, проведите опыт и ответьте на вопросы.
Л.О №6 Взаимодействие кислот с растворами солей
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислот с растворами солей.
Задание Проведите реакцию между р-ром соли и кислоты.
В трех пробирках попарно слейте по 1-2мл раствора веществ :1-я пробирка -соляная кислота и сульфат натрия ; 2-я пробирка—серная кислота и хлорид бария; 3-я пробирка-серная кислота и карбонат натрия .
Памятка исследователю
!Обсуди с соседом по парте что наблюдаете .Ответьте на вопросы .Сформулируйте вывод.
-Какие признаки химических реакций вы наблюдаете ?
Признак реакции: 1 пробирка ____, 2 пробирка _______, 3 пробирка __________.
Тип реакции______________________
- Почему возможна реакция в пробирке №2 и №3 .?
- Напишите уравнения возможных реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
- Какие вещества образуются в результате реакции между кислотой и солью?
-Каковы условия их протекания
-В каком случае возможна реакция между кислотой и солью?
Сделайте вывод, вставив пропущенные слова. Кислоты реагируют с ___, в результате образуются ___ и ___, если выделяется ___,образуется ____
VII. Объяснение домашнего задания (3 мин)
Домашнее задание: & 39 , ответить на вопросы для самопроверки:
- Каждый день с экранов телевизора нам говорят о пользе жевательной резинки. Как вы думаете, так ли это на самом деле?
- Многие люди выбрасывают использованные аккумуляторы в любом месте, не учитывая их опасность для окружающей среды. В чем заключается опасность? Как правильно поступить в этом случае?
- Многие люди при изжоге принимают соду. Стоит ли делать это регулярно или можно использовать, только как скорую помощь?
- «Начни утро со стакана свежевыжатого сока». Вырази своё отношение к этой фразе.
- Дифференцированные задания в формате домашнего эксперимента
Составь план работы в домашней лаборатории «Кислоты на кухне».
- Совместно с родителями найдите кислоты на кухне, составьте их список, дайте названия.
- Выполни практическое домашнее задание, используя проблему № 5
Проблема 5 Почему кислотные дожди (содержат растворенные кислоты) разрушают памятники и здания ?
Домашний опыт Взаимодействие кислот с солями
Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислот с солями.
Задание. Изучите взаимодействие кислоты с нерастворимыми солями.
Проведите реакцию между солью и кислотой. Для этого используй яичную скорлупу (положи её на блюдце) прилейте несколько капель уксусной кислоты.
Осторожно работайте с кислотой, не вдыхайте пары, не наклоняйтесь над блюдцем.
Памятка исследователю:
!Обсуди с родителями, что наблюдаете.
-Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?
Признак реакции: ______________________________________
Тип реакции______________________
Почему возможна данная реакция?
Напишите уравнение химической реакции между карбонатом кальция и кислотой, используя формулу соляной кислоты в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.
Какие вещества образуются в результате реакции между кислотой и солью?
В каком случае возможна реакция между кислотой и солью?
Сделайте вывод, вставив пропущенные слова. Кислоты реагируют с ___, в результате образуются ___ и ___, если выделяется ___.
- Если Вам было интересно, предложите свой план эксперимента с другой солью найденной на кухне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"
В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....
.Тема: «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации»
Урок химии, 8 класс...
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации
Технологическая карта урока по химии в 8 классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"....
Технологическая карта урока химии в 8-м классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"
Урок химии в 8 классе....
урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
Технологическая карта урока химии в 8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации». УМК О.С. Габриелян...
Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"
Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать ...
Сценарный план урока химии "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."
Сценарный план урока химии на тему "Химические свойства кислот в свете ТЭД"...