Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации.
план-конспект урока по химии на тему

Царева Ирина Дмитриевна

Открытый урок на тему: "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tsareva_duvovets_lomakina_filatova_klyuchnik.docx53.51 КБ

Предварительный просмотр:

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации

Место урока в теме: 5 урок.

Тип урока: формирование новых знаний.

Цель урока: сформировать у обучающихся знания  о химических свойствах кислот и способы деятельности по применению этих знаний.

Задачи:

  1. Используя технологию проблемного обучения, создать условия для формирования химических знаний по теме «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».
  2. Провести отбор содержания с учетом возрастных особенностей, способностей и возможностей обучающихся, опираясь на знания: определение кислот, классификация кислот, теория электролитической диссоциации (ранее изученный материал)
  3.  сформировать коммуникативные навыки (толерантность, умение высказывать свою точку зрения, слушать другого, вести диалог), используя работу в парах.

Технологии: проблемного обучения, ИКТ.

Форма организации учебной деятельности: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.

 Методы и приемы обучения: словесный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения: лабораторный эксперимент, таблица растворимости, учебник, доска, интерактивная доска, , презентация по теме, инструктивные карты для выполнения практической работы.

Оборудование: оборудование и реактивы для химического эксперимента.

Планируемые результаты

личностные

метапредметные

предметные

Знать действие кислот на организм человека,

Умение обращаться с кислотами в быту,

Знать о влиянии соляной кислоты на процесс пищеварения человека и вреде жевательной резинки,

Знать о разрушающем влиянии кислот на окружающую среду,

Получить удовольствие от труда.

РУУД: Умение классифицировать

Умение прогнозировать

Умение работать по алгоритму

Умение самостоятельно определять цели своего обучения

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи

Владение основами самоконтроля и самооценки

ПУУД:

Извлечение необходимой

информации из различных источников;

выдвижение гипотезы и её обоснование;

формирование и развитие экологического мышления

КУУД: Умение слушать и вступать в диалог;

умение в коллективном обсуждении формулировать проблему;

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  Знать химические свойства кислот;

знать условия протекания реакций, идущих до конца;

 уметь определять электролит или неэлектролит;

 уметь определять сильный и слабый электролит;

 уметь пользоваться таблицей  растворимости;

  уметь определять вещества, которые будут реагировать с кислотами;

  уметь составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.

   

Ход урока:

  1. Организационный момент (1 мин)

Приветствие.

  1. Актуализация знаний, мотивация (8 мин)

Учитель: Я хотела бы начать наш урок с письма. Учитель берёт письмо, вскрывает конверт и читает:

Многоуважаемые коллеги-химики 8 класса! Недавно я познакомился с теорией электролитической диссоциации, а также занялся изучением химических свойств кислот. Несмотря на мои обширнейшие знания в области химических наук, у меня возник неразрешимый вопрос. Помогите мне, пожалуйста, ответить на него.

На днях в одной из книг я прочитал, что кислоты – с позиции  теории электролитической диссоциации это электролиты, и в их водном растворе присутствуют катионы водорода и анионы кислотного остатка. Объясните мне, пожалуйста, что означают эти заумные слова.

                     С большим нетерпением жду ответа. Желаю удачи!

                    С уважением сыщик – химик Шерлок Холмс»

Учитель: Ребята! Прежде чем вы дадите ответы на поставленные в письме вопросы, давайте расшифруем все химические понятия, упомянутые в письме:

электролитическая диссоциация, электролит, катион, анион.

(обучающиеся  дают определения перечисленным понятиям, а затем отвечают на вопрос, заданный в письме). 

 Я очень рада, что на все вопросы вы смогли дать правильные ответы. Но вы не сказали о самом главном, что сделает полным его представление о кислотах?

Обучающиеся отвечают: Химические свойства кислот.

Учитель: Верно, но химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

 (Дети формулируют тему совместно с учителем).

Обучающиеся  записывают в тетради тему «Химические свойства кислот в свете  теории электролитической диссоциации».

Учитель: исходя из темы урока, скажите, какая цель стоит перед нами?

Обучающиеся  отвечают: охарактеризовать химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации.

Учитель: Что нам необходимо сделать, чтобы достигнуть данной цели?

Обучающиеся  отвечают: провести эксперимент, посмотреть в учебнике, спросить у Вас.

Учитель: а я вам предлагаю посмотреть следующую анимацию.

анимация на тему (металл подлетает к кислоте и обнимаются; нарезка из картинок по теме «Кислоты»…)

Учитель: Какие  химические свойства кислот вы можете предположить, просмотрев этот сюжет?

Обучающиеся отвечают: могут взаимодействовать с металлами, с солями, с оксидами, с основаниями.

Учитель: Давайте проверим ваши предположения экспериментально. Вам всем предстоит на некоторое время стать наблюдателями и активными участниками урока. Вашим путеводителем и помощником на этом уроке будут таблица растворимости, ряд активности металлов, инструктивная карта, листы самооценки. Прошу вас использовать их в работе.

  1. Основная часть урока (25 мин)

      У вас на столах лежат в папках инструктивные карты. (Приложение 1). В них предложены задания, с помощью которых нам удастся решить обозначенные ранее проблемы. Вы работаете в парах. Приступайте. (Деятельность  обучающихся направлена на формирование умений прогнозировать, работать по алгоритму,  самостоятельно определять цели своего обучения, оценивать правильность выполнения учебной задачи, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. )

         Обучающиеся  выполняют задание.

Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает)( Формирование навыков самоконтроля)

Обучающиеся  выполняют задание 2.

Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает) )( Формирование навыков самоконтроля)

Обучающиеся  выполняют задание 3

Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает) )( Формирование навыков самоконтроля)

Обучающиеся  выполняют задание 4

Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает) )( Формирование навыков самоконтроля)

Обучающиеся  выполняют задание 5

Учитель: Соотнесите полученные результаты с эталоном на экране. Какой вывод вы записали в тетрадь? (ученик отвечает) )( Формирование навыков самоконтроля)

  1. Подведение итогов (5 мин)

Учитель: давайте вернемся к анимации, которую смотрели в начале урока. Опираясь на выводы, сделанные вами в результате экспериментов, конкретизируйте этот сюжет. ( Формирование навыков оценивания правильности выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля и самооценки.)

V.  Первичное закрепление «Химический цветок». ( Деятельность обучающихся направлена на формирование познавательных и предметных умений: знать химические свойства кислот;

знать условия протекания реакций, идущих до конца;

 уметь определять электролит или неэлектролит;

 уметь определять сильный и слабый электролит;

 уметь пользоваться таблицей  растворимости;

  уметь определять вещества, которые будут реагировать с кислотами;

  уметь составлять уравнения реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.)

В нашей лаборатории расцвёл цветок необычайной красоты – на его лепестках – формулы веществ. Вспомним о лете. Летом вы, наверное, гадали на ромашке «любит – не любит», так и сегодня мы погадаем «взаимодействует – не взаимодействует» данное вещество с серной кислотой? На лепестках написаны формулы: Ag, Zn, CuО, NaOH,  BaCl2,  Na2CO3HCI, Mg(OH)2. Пойти к доске и прикрепить нужные лепестки, обосновывая  свой выбор.

  VI. Рефлексия (3 мин)

Обучающимся предлагается лист самооценки предметных, метапредметных, личностных достижений направленных на знание химические свойства кислот;  условий протекания реакций, идущих до конца;

 умение определять электролит или неэлектролит;

 умение определять сильный и слабый электролит;

 умение пользоваться таблицей  растворимости;

умение определять вещества, которые будут реагировать с кислотами;

умение прогнозировать,  работать по алгоритму, умение в коллективном обсуждении формулировать проблему,

 получить удовольствие от труда.

Лист самооценки личностных достижений                                              Ф.И. ученика

Отметьте V вопросы, ответы на которые Вы знаете. За каждый положительный ответ поставьте себе 1балл

Знаю (могу)

Не знаю (не могу)

  1. Что такое электролитическая диссоциация?

  1. Что такое кислота в свете ТЭД?

  1. Что такое электролит, неэлектролит?

  1. Как кислоты меняют окраску индикатора ?

  1. Признаки химических реакций.

  1. Взаимодействие кислот с:

А) металлами

Б) оксидами

В) основаниями

Г) солями

Оцени свои знания:

- 9 баллов – молодец!

-7-8 баллов  - есть к чему стремиться!

-6-5 баллов – задумайся…

-4 и меньше баллов – жду тебя на консультации

  1. Я могу сформулировать:

А) тему урока

Б) цель урока

В) вопросы по теме урока

  1. Я могу спланировать эксперимент

  1. Я могу делать выводы на основании эксперимента

Оцените  свою работу на уроке:

        Теперь я могу называть химические свойства кислот и составлять уравнения реакций, на уроке мне было все понятно.

        Я могу называть химические свойства кислот, но испытываю некоторые затруднения при составлении уравнений.

        Я могу называть химические свойства кислот, но с трудом могу составлять уравнения реакций.

Приложение 1

Карта – инструкция

Химическая экспертиза химических свойств кислот как электролитов

Цель:

-В это работе вам предстоит экспериментально исследовать химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Вы будете прогнозировать возможность протекания реакций, сравнивать свои прогнозы с тем, что  наблюдаете в действительности

-Вам предстоит продемонстрировать умения : проводить эксперимент, вести наблюдения за ходом эксперимента с участием кислот,  анализировать и объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы о химический свойствах кислот как электролитов ;  продемонстрировать  умение работать в сотрудничестве .

-Данная  работа   даст  вам возможность  совершенствовать умения в составлении формул веществ и  уравнения химических реакций в молекулярной и  ионной  формах , навыки в работе с реактивами .

 !Т.Б.  Прежде чем приступить к выполнению опытов, вспомните, что работать с растворами кислот нужно осторожно, т. к. они опасны. С растворами работайте по принципу «не разлей», с твердыми веществами – по принципу «не рассыпь». Вещества наливать и насыпать в небольших количествах. Твердые вещества брать шпателем.

Химическая экспертиза

Проблема 1.        Как и почему  кислоты изменяют окраску индикаторов?                 

 Чтобы решить проблему, используйте текст § 20 стр.118, проведите опыт и ответьте на вопросы.

ЛО№ 1        Действие кислот на индикаторы

Цельобнаружить среди предложенных растворов кислоты.

  Задание      Даны 3 пробирки с растворами веществ : вода,  кислота 1, кислота 2 . В  двух  пробирках -  кислоты (  1ая - соляная ,  2ая - серная) . Опытным путём определите, в какой пробирке находятся  кислоты. Для этого используйте один из предложенных индикаторов: 1, 3ряд -метиловый оранжевый; 2 ряд – лакмус.

 Возьмите ёмкость с индикатором, отметьте его цвет, в каждую пробирку добавьте 1-2 капли  индикатора.

Памятка исследователю   

!Обсуди с соседом по парте что наблюдаете? Ответьте на вопросы. Сформулируйте вывод.

1.Как изменилась окраска индикатора?            

2. Объясните ответ, используя  уравнения диссоциации соляной и серной  кислот.

3. Какой ион определяет изменение окраски индикатора в кислотах?

4. Вывод об окраске индикатора в кислотах запишите в тетрадь.

Сделайте вывод, вставив пропущенные слова.  Кислоты изменяют окраску  ___ за счет катионов ___,  образующихся в результате ___. (Вывод запишите в тетрадь).

Проблема 2       С какими металлами реагируют кислоты?

Чтобы решить проблему, используйте текст § 32стр. 184 и  § 39 стр239, проведите опыт и ответьте на вопросы.

 

ЛО№ 2            Взаимодействие металлов с растворами кислот

Цель:  проанализировать информацию о взаимодействии кислот  с металлами.

Задание.    Рассмотрите на практике реакции металлов с растворами кислот. Для эксперимента возьмите металлы  цинк,  медь и раствор соляной кислоты.

Возьмите две пробирки. Соответственно в каждую пробирку поместите шпателем металлы: № 1-цинк 2гранулы ; №2-медь .В каждую пробирку прилейте 1мл раствора соляной кислоты.

Памятка исследователю

 !Обсуди с соседом по парте что наблюдаете . Ответьте на вопросы . Сформулируйте вывод .

-Какие признаки химических реакций вы наблюдаете в пробирке №1, пробирке №2 .

-Любой ли металл способен вступать в реакцию  с кислотой.?

-Как же узнать, будет ли взаимодействовать металл с раствором кислоты?

 (Ответить  на некоторые  из этих  вопросов поможет  текст учебника (с.184 учебника).  Поработайте с текстом учебника и отметьте все новое, что вы узнали  из учебника    (§ 39 с.239 учебника).

-Обсудите в паре, что вы узнали, на какие вопросы вам удалось найти ответ?

- Какие продукты образуются при взаимодействии кислот  с металлами.

- Напишите уравнение химической реакции между металлом  и соляной кислотой в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме:  с цинком.

Вставьте пропущенные слова

Признак реакции: _____________________

Тип реакции    _______________________

Сформулируйте вывод о взаимодействии металлов с кислотами относительно их положения  в   ЭРНМе.

Запишите вывод, вставив пропущенные слова.  Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в  ЭРНМе  __   __ ,образуя ___________ и ______.

   Проблема 3        С какими оксидами реагируют кислоты?

Чтобы решить проблему, используйте текст § 39 стр 238, проведите опыт №20 и ответьте на вопросы.  

ЛО №3             Взаимодействие кислот с оксидами металлов

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии  кислот с оксидами.        (на примере оксида  меди и оксида кремния).

 Задание . Проделайте химическую реакцию взаимодействия соляной кислоты с оксидами.

 Для этого в1 пробирку с 1 г порошка оксида меди (II) (в размере спичечной головки ) прилейте 1 мл соляной кислоты. Для ускорения реакции слегка нагрейте (не доводя до кипения ) содержимое пробирки. Во 2 пробирку с оксидом кремния также прилейте 1 мл соляной кислоты и слегка нагрейте.

Памятка исследователю   

!Обсуди с соседом по парте что наблюдаете ? Ответьте на вопросы . Сформулируйте вывод .    

-Каков признак реакции? Признак реакции: 1 пробирка____; 2 пробирка________.

-Тип реакции _______________________

- Составьте уравнение реакции в молекулярном, полном и сокращённом ионном виде.

- Сделайте вывод о взаимодействии оксидов с кислотами и запишите в тетрадь.

- Какие вещества образуются в результате реакции?

Сделайте вывод, вставив пропущенные слова.  Кислоты реагируют с оксидами _____, в результате образуются _____ и _____.  (Вывод запишите в тетрадь)  

Проблема 4             Почему лаборанты для  уничтожения оснований        используют кислоты?

Чтобы решить проблему, используйте текст § 39 стр. 237, проведите опыт и ответьте на вопросы.  

Определите по таблице растворимости отношение оснований к воде .

Л.О №4            Взаимодействие кислот с основаниями

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислот с основаниями.

 Задание1  Изучите взаимодействие кислоты со щелочью (растворимым основанием).

 1.Возьмите пробирку с раствором гидроксида натрия  и добавьте 3 капли индикатора фенолфталеина. Что наблюдаете?  Отметьте, какой цвет был изначально  у индикатора фенолфталеина и каким стал цвет после добавления к щелочи.

 Почему изменил цвет индикатор в растворе гидроксида натрия? Затем  добавляйте по каплям раствор соляной кислоты.  Что наблюдаете? Почему индикатор изменил цвет?

2. Напишите уравнение химической реакции взаимодействия серной кислоты с гидроксидом натрия в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме. Как называется эта реакция?

Задание 2   Изучите взаимодействие кислоты с нерастворимым основанием.

 Технику эксперимента см.  на стр.238

Получите нерастворимое основание гидроксид железа (3)..

Внимание ! Замени гидроксид калия на гидроксид натрия ,сульфат железа (3) - на хлорид железа(3) .

Памятка исследователю

 !Обсуди с соседом по парте что наблюдаете .

-Какие признаки химических реакций вы наблюдаете ?

Признак реакции: 1 пробирка_______, 2 пробирка _____________.

Тип реакции______________________

 - Напишите уравнение химической реакции взаимодействия гидроксида железа (3) с соляной кислотой в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

- Какие  вещества  образуются в результате реакций между кислотами и основаниями?

-Сделайте вывод, вставив пропущенные слова.  Кислоты реагируют с основаниями ____ и ______, в результате образуются _____ и _____.  (Вывод запишите в тетрадь)  

   Проблема 5.  Почему не все соли реагируют с кислотами?

Л.О №5              Взаимодействие кислот с солями

Чтобы решить проблему, используйте текст § 39, проведите опыт и ответьте на вопросы.

Л.О №6  Взаимодействие кислот с растворами солей

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислот с растворами солей.

 Задание Проведите реакцию между р-ром  соли и кислоты.

В трех пробирках попарно слейте по 1-2мл раствора веществ :1-я  пробирка -соляная кислота и сульфат натрия ; 2-я пробирка—серная кислота и хлорид бария; 3-я пробирка-серная кислота и карбонат натрия .

Памятка исследователю

 !Обсуди с соседом по парте что наблюдаете .Ответьте на вопросы .Сформулируйте вывод.

-Какие признаки химических реакций вы наблюдаете ?

Признак реакции: 1 пробирка ____, 2 пробирка _______, 3 пробирка __________.

Тип реакции______________________

- Почему возможна  реакция в пробирке №2 и №3 .?

- Напишите уравнения возможных  реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

- Какие  вещества  образуются в результате реакции между кислотой и солью?

-Каковы условия их протекания

-В каком случае возможна реакция между кислотой и солью?

Сделайте вывод, вставив пропущенные слова.  Кислоты  реагируют с ___, в результате образуются ___ и ___, если  выделяется ___,образуется ____

VII. Объяснение домашнего задания (3 мин)

Домашнее задание: & 39 , ответить на вопросы для самопроверки:

  1. Каждый день с экранов телевизора нам говорят о пользе жевательной резинки. Как вы думаете, так ли это на самом деле?
  2. Многие люди выбрасывают использованные аккумуляторы в любом месте, не  учитывая их опасность для окружающей среды. В чем заключается опасность? Как правильно поступить в этом случае?
  3. Многие люди при изжоге принимают соду. Стоит ли делать это регулярно или можно использовать, только как скорую помощь?
  4. «Начни утро со стакана свежевыжатого сока».  Вырази своё отношение к этой фразе.
  5. Дифференцированные задания в формате домашнего эксперимента

Составь план работы в домашней лаборатории «Кислоты на кухне».

  • Совместно с родителями найдите кислоты на кухне, составьте их список, дайте названия.
  • Выполни практическое домашнее задание, используя проблему № 5

Проблема 5        Почему кислотные дожди (содержат растворенные кислоты)  разрушают памятники и здания ?

Домашний опыт              Взаимодействие кислот с солями

Цель: проанализировать информацию о взаимодействии кислот с солями.

Задание.      Изучите взаимодействие кислоты с нерастворимыми солями.

 Проведите реакцию между солью и кислотой. Для этого используй яичную скорлупу (положи её на блюдце)  прилейте  несколько капель уксусной кислоты.

Осторожно работайте с кислотой, не вдыхайте пары, не наклоняйтесь над блюдцем. 

Памятка исследователю:

 !Обсуди с родителями, что наблюдаете.

-Какие признаки химических реакций вы наблюдаете?

Признак реакции: ______________________________________

Тип реакции______________________

 Почему возможна данная реакция?

Напишите уравнение химической реакции между  карбонатом кальция  и кислотой, используя формулу соляной кислоты   в молекулярной, полной и сокращенной ионной форме.

 Какие  вещества  образуются в результате реакции между кислотой и солью?

 В каком случае возможна реакция между кислотой и солью?

Сделайте вывод, вставив пропущенные слова.  Кислоты  реагируют с ___, в результате образуются ___ и ___, если  выделяется ___.

  • Если Вам было интересно, предложите свой план эксперимента с другой солью найденной на кухне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Кислоты в свете теории электролитической диссоциации

Технологическая карта урока по  химии в 8 классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"....

урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».

Технологическая карта урока  химии в  8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».  УМК О.С. Габриелян...

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"

Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать ...

Сценарный план урока химии "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."

Сценарный план урока химии на тему "Химические свойства кислот в свете ТЭД"...