Кислоты в свете теории электролитической диссоциации
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему

Петроченко Анна Владимировна

Технологическая карта урока по  химии в 8 классе по теме "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_dlya_konkursa.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Петроченко Анна Владимировна

Класс: 8 класс

Школа: МБОУ СОШ №2 г. Николаевска-на-Амуре

Тема

«Кислоты в свете теории электролитической диссоциации»

Цель урока

Изучить химические свойства кислот, выявить причину этих свойств.

Девиз урока: «Не получается у того, кто ничего не делает”.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

В познавательной сфере:

  1. Конкретизировать понятия кислоты.
  2. Обобщить знания о физических и химических свойствах кислот.
  3. Научиться составлять уравнения реакций в молекулярном и ионном виде, отражающих химические свойства кислот.

В ценностно-ориентационной сфере:

  1.  Понять единство и противоположность  опасности и ценности кислот.

Личностные: 

  1. Умение управлять своей познавательной деятельностью.
  2. Самоконтроль и самооценка.

Регулятивные: 

     1.Постановка  цели и анализ условий достижения цели.

     2. Прогнозирование результата и оценивание уровня

         достижения результата.

 Познавательные: 

  1. Определение понятий.
  2. Умение  структурировать знания.
  3. Умение выделять существенные характеристики объектов.
  4. Умение устанавливать  причинно-следственные связи,

             сравнивать изучаемые факты, логично излагать мысли и  делать       выводы; размышлять, делать предположения,  прогнозировать.

Коммуникативные: 

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами.
  2. Умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию, показать связь изучаемого материала с жизнью.

Основные понятия

Сильные и слабые кислоты, реакция нейтрализации, индикаторы.

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Экология,

технология.

  1. Работа с информацией (лабораторный опыт, контекстная задача, текст).
  2. Работа с программой деятельности (алгоритмом).
  3. Работа в группах.

Рабочая тетрадь, раздаточный материал: листы с шаблоном таблицы (28 шт.), карточки с заданиями, контекстными задачами, правилами ТБ, инструкциями к опытам, план с этапами урока.

Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, пробирка с газоотводной трубкой, химический стакан, спиртовка, спички, держатель для пробирок; растворы: гидроксид натрия, соляная кислота, серная кислота, фенолфталеин, лакмус, метилоранж,карбонат натрия, нитрат бария, цинк; таблица растворимости.

Оборудование для учителя: ПК, проектор, экран, (презентация)

Этапы урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Время

1-й этап  ВЫЗОВ.

1. Работа с информацией.

 2. Актуализация знаний.

3. Работа в группах.

1.Здравствуйте, ребята!

(Приём «да – нет»)

Я загадала вещество. Нужно задать мне семь вопросов о свойствах этого вещества, на которые я могу ответить только «да» или «нет». Ваша задача -  определить, к какому классу  относится загаданное вещество.

Тема урока: «Кислоты в свете теории электролитической диссоциации».

Внимание: Ваша дальнейшая работа будет связана с этой информацией.

Учитель задаёт вопросы о понятии кислоты, их классификации.

 1.  Дети составляют семь вопросов. Задают вопросы учителю.

 2.  Определяют тему урока.

 3. Отвечают на вопросы:

1)  Что такое кислоты?

2)  Из предложенных веществ выберите кислоты.

3) Как классифицируют кислоты?

4) Какими физическими свойствами обладают кислоты?

5) Являются ли кислоты электролитами? Составьте уравнения диссоциации  серной и азотной кислот

6) Как изменяют окраску индикаторы в растворах кислот?

(Обучающиеся проводят лабораторный опыт по изменению окраски индикаторов в кислой среде. Делают выводы.).

7) Будут ли изменять окраску индикаторы в слабых кислотах?

4.Формулируют цель урока.        

4 мин. – вопросы и определение темы.

2 мин.– определение цели урока.

2-й  этап  ОСМЫСЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ.

Осмысление содержания. Первичное применение знаний.  

Учитель организует работу

в группах по 4 человека.

Для решения выше поставленных задач нужно провести исследование.

Даю на это 5 минут.

Инструкции для групп написаны в технологических картах.

Помните, что вы группах должны помогать друг другу.

Все этапы исследования написаны на листах.

Итак, проводим 1 этап.

По результатам исследования должен быть представлен чёткий отчёт за 30 сек.

Благодаря вашим выводам мы определим, в какие химические реакции вступают кислоты.

На доске учителем составлены сокращённые ионные уравнения, отражающие химические свойства кислот

Ребята! Приступаем ко второму этапу изучения.

Помните, по результатам исследования должен быть представлен чёткий отчёт за 30 сек.

Выводы: свойства кислот  - это свойства водород-ионов, находящихся в их растворах.

Итак, ребята, результаты наших исследований на экране.

1 этап. Изучение химических свойств кислот. Составление уравнений реакций.

1-я группа: опыт – взаимодействие гидроксида натрия с соляной кислотой; задание. (Обучающиеся проводят лабораторный опыт, обсуждают результат. Составляют уравнение реакции).

2-я группа:  опыт – взаимодействие соляной кислоты и карбоната натрия, задание.

3-я группа: опыт – взаимодействие серной кислоты и нитрата бария, задание.

4-я группа: опыт - взаимодействие соляной кислоты и цинка, задание.

5-я группа: опыт – получение угольной кислоты, и запись уравнения.

После выполнения лабораторного опыта:

Обучающиеся переходят в новые группы, объясняют изученное свойство в новой группе, обмениваются информацией.

Делают выводы о химических свойствах кислот. Заполняют таблицу.

Обучающиеся определяют, каким из реакций соответствуют сокращённые ионные уравнения. Комментируют правильность записей, выполненных в группах.

2 этап. Первичное применения знаний.

    Окончить предложения:

Кислоты  едкие, т.к. ….

Кислоты  взаимодействуют с …, т.к. ….

      Угольная кислота слабая, т.к….

Обучающиеся отвечают на вопрос.

Познавательные: извлечение информации из различных источников (контекстная задача, лабораторный опыт, текст)

переработка, систематизация, структурирование информации и предъявление  её разными способами;

выполнение логических операций: сравнение, анализ, обобщение.

Регулятивные:

 управление своей деятельностью (планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);

контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой

деятельности и адекватная формулировка их в устной и письменной форме;

внесение необходимой коррекции в процессе деятельности;

 волевая саморегуляция (способность к преодолению препятствий).

Коммуникативные:

участие  в коллективном обсуждении; аргументированное изложение своего мнения;

работа в группе,

 корректировка поведения; осуществление контроля,

выполнение заданий.

2 мин. –опыт.

3 мин. – оформление выводов.

15мин.–работа в новых группах

1мин.- озвучивание вывода.

Работа с заданием на доске –  4 минуты

3 мин. – задание 1

4 мин. – на составление «телеграммы»

3-й этап РЕФЛЕКСИЯ.

После выступления групп – выводы:

Приём «Телеграмма» - каждая группа должна написать для других групп кратко самое важное, чему научился на уроке, что было для тебя главным.

Познавательные:

структурирование информации и предъявление  её, работа с орфографическими словарями.

Регулятивные:

управление своей деятельностью (планирование последовательности деятельности, прогнозирование её результатов);

контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности.

Коммуникативные:

Умение работать в группе, давать рефлексию; осуществление контроля.

4 мин. - рефлексия

Домашнее задание

Учитель задаёт вопрос: что изменилось бы, если бы в мире не было кислот?

§39  Упр. 3 (б, г, е, з)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - презентация "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации"

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать определение понятий "электролиты", "неэлектролиты"....

Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации.

Открытый урок на тему: "Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации в условиях их реализации."...

Презентация к уроку "Кислоты в свете теории электролитической диссоциации"

Презентация содержит иллюстрации, уравнения химических реакций, а также ссылки на электронные образовательные ресурсы по заданной теме. доступ к ресурсам возможен при подключении к сети Интернет. През...

урок химии «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».

Технологическая карта урока  химии в  8 классе «Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации».  УМК О.С. Габриелян...

Сценарный план урока химии "Свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации."

Сценарный план урока химии на тему "Химические свойства кислот в свете ТЭД"...