Конспект урока по теме "Металлическая связь"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Конспект урока по химии по теме «Металлическая химическая связь» (8 класс) с инструктивными картами, лекционным материалом. Урок с использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока Металлическая связь | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по химии по теме «Металлическая химическая связь» (8 класс)
С использованием технологий проблемного обучения, элементами информационно-коммуникативных технологий, технологии поэтапного формирования умственных действий и проектного обучения.
Цели урока:
Образовательные:
- познакомить учащихся с металлической связью, знать определение металлической связи;
- уметь объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью;
Развивающие:
- создание условий для развития умения самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации;
- развитие познавательных способностей, мышления, памяти, внимания, наблюдательности;
- формирование информационно – коммуникативных навыков.
Воспитательная:
- воспитание положительной мотивации учения; правильной самооценки и чувства ответственности, умения работать в команде.
Тип урока: - изучение нового материала.
Оборудование: ПК, медиапроектор, планшеты, на каждом столе у учащихся – образцы металлов и сплавов, инструктивные карты к уроку.
Проблемы, решаемые обучающимися:
- Что такое металлическая связь
- Каков механизм ее образования;
- Каковы сходство и различие данного вида связи с ковалентной и ионной
- Каковы общие свойства у веществ с металлической связью?
№ | Этап занятия | Задача на этапе | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы взаимодействия |
Мотивационно-проблемный | Адаптировать учеников к деятельности, организовать межличностное взаимодействие, создать проблемную ситуацию, создать условия для формулирования задач обучающимися самостоятельно или под руководством учителя. | После вступительного слова предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать самостоятельно тему урока | Просматривают видеоролик и формулируют тему урока. Например, «Химическая связь в металлах» | Фронтальная | |
Деятельностный | Организовать деятельность обучающихся, направленную на решение проблемной ситуации. | Предлагает работу с инструктивными картами (часть 1) в режиме ограниченного времени. | Выполняют инструкции части 1 инструктивной карты – работа с теоретическим материалом по выяснению механизма образования металлической связи и ее особенностей. Работают с коллекциями металлов и сплавов. | Парная | |
Контрольный | Организовать деятельность обучающихся, направленную на исполнения действия для достижения поставленных целей и задач. | Предлагает перейти к выполнению части 2 инструктивной карты, для чего выбрать наиболее удобную форму работы –индивидуальную , парную или групповую. | Работа с частью 2 инструктивной карты по выполнению практических заданий на выбор: съемка видеоролика или выполнение письменного задания для контроля за качеством усвоения материала. | Групповая, парная или индивидуальная. | |
Рефлексивный | Организовать оценку учеником результата своей деятельности по определённым им самим критериям; оценку усвоения общего способа деятельности полученному результата, поставленной задачи; соотнесение правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи; выдвижение гипотез о причинах успехов, ошибок; определение границ своих результатов. | Организует просмотр отснятого учащимися видеоматериала, обсуждение по вопросам механизма образования металлической, ее особенностей и свойствам веществ с данным типом связи. | Обсуждают и комментируют созданный видеоматериал. | Фронтальная | |
Коррекционый | Организовать деятельность обучающихся для внесения корректировок в свою работу в случае расхождения с эталоном. | Демонстрирует ролик механизма образования металлической связи, предлагает: выполнявшим письменное задание внести исправления в них, снимавшим ролик – прокомментировать изменения, которые необходимо внести , проанализировать ошибки. | Вносят корректировки в свою работу в письменной или устной форме. | Фронтальный |
Инструктивная карта к уроку по теме «Металлическая связь»
Работайте с мини – лекцией и §11 на стр.
Часть 1
Ответьте на вопросы устно:
- Упорядоченно или хаотично (беспорядочно) располагаются частицы в кристаллах металлов?
- Какие частицы располагаются в узлах кристаллической решетки металлов?
- Какие частицы располагаются между узлами кристаллической решетки металлов?
Запишите в тетрадь определение металлической связи и схему ее образования.
Работайте с образцами металлов и выделите 4 основных общих свойства металлов:
- Посмотрите на образцы. Вы еще не притронулись к ним, а уже знаете, что это металл. Как вы догадались? Какое свойство металлов
навело вас на это предположение? Запишите в тетрадь: Общие свойства металлов: первое свойство – это ……..
- Согните образец. Он сломался? Из него можно было бы вытянуть проволоку? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: второе свойство – это …….
- Подумайте, почему только из металлов изготавливают электрические провода. Догадались? Запишите в тетрадь: третье свойство – это …….
- Подумайте, почему у металлической кастрюли, стоящей на горячей плите нагреваются даже ручки и крышка – ведь мы их не грели? Как называется это свойство? Запишите в тетрадь: четвертое свойство – это …….
Подумайте, почему все металлы так похожи?
Часть 2 Задание для группы:
Ф.И. учащихся_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вставьте в текст пропущенные слова и снимите видео – ролик «Механизм образования металлической связи»
- Это атом металла, а это его эн с внешнего уровня.
- Таких атомов в образце металла много.
- Они располагаются определенным порядком, образуя кю ру
- Для завершения внешнего электронного слоя атомам выгоднее свой эн. Но кому? Никто не хочет принимать э ы
- Тогда атомы металлов просто объединяют свои внешние э ы в общее облако, сами при этом превращаясь в положительно заряженные и ы.
- Свободное эе облако может легко перемещаться по всему кристаллу металла. Эти э ы общие.
- Связь между общими э и и атом – ионами за счет сил эо притяжения называется металлической. Все металлы имеют эту связь.
Возьмите раздаточный материал в конверте, планшет и приступайте к съемке ролика
Часть 2 Задание для работы в паре или индивидуально :
Ф.И. учащихся_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обведите кружком вещества с металлической связью (пользуйтесь таблицей Д.И.Менделеева)
NaCl , O2 , HCl , Na , K2S , H2S, Mg , H2 ,Al
Запишите схему образования металлической химической связи для выбранных веществ. ( См. §11 или мини – лекцию)
1.
2.
3.
Ответьте на вопросы:
Для каких веществ характерна металлическая связь? Ответ:_______________________________
Какие частицы участвуют в ее образовании? Ответ:______________________________________
Какие свойства у металлов определяет металлическая связь? Ответ:____________________________
_______________________________________________________________________________________
Мини-лекция.
Атомы металлов на внешнем энергетическом уровне имеют небольшое число электронов, поэтому они стремятся их отдать. Хорошо, если есть неметалл, который их примет. А если его нет, что тогда?
В куске металла, слитке или металлическом изделии атомы металла отдают внешние электроны и посылают их в этот кусок, слиток или изделие, превращаясь при этом в положительные ионы См рисунок в учебнике стр …) «Оторвавшиеся» электроны перемещаются от одного иона к другому, временно снова соединяются с ними в атомы, снова отрываются. И этот процесс происходит непрерывно. В куске металла существуют то атомы, то ионы. Их так и называют атом-ионы. Здесь же присутствуют и свободные электроны, которые формируют общее электронное облако.
А схему образования металлической связи можно записать так:
Ме0 – ne- ←→ Mеn+
атомы ионы
металла металла
где n – число внешних электронов, участвующих в образовании связи.
Наблюдается этот вид связи в металлах – простых веществах и сплавах.
Таким образом, металлической называется связь в металлах и сплавах между атом-ионами посредством обобществленных внешних электронов.
Металлическая связь имеет некоторое сходство с ковалентной связью, так как основана на обобществлении внешних электронов. Однако при образовании ковалентной связи обобществляются внешние неспаренные электроны только двух соседних атомов, в то время как при образовании металлической связи в обобществлении этих электронов участвуют все атомы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Ковалентная связь"
На этом уроке обучающиеся знакомятся с новым типом химической связи....
Конспект урока по теме «Ковалентная химическая связь»
Данная разработка содержит подробный конспект урока по химии по теме "Ковалентная химическая связь"....
Конспект урока русского языка в 9 классе «Понятие о сложноподчинённом предложении. Средства связи в СПП» (с использованием ИКТ)
Конспект урока в 9 классе, презентация к уроку...
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»
Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...
Конспект урока по трудовому обучению в 8 классе коррекционной школы VIII вида. «Связь поколений – национальный женский головной убор (эскиз)»
Конспект урока по трудовому обучениюв 8 классе коррекционной школы VIII вида.«Связь поколений – национальный женский головной убор (зарисовка эскиза)»Эстетическая неделя на уроке трудового обуче...
Конспект урока по СБО. 9 класс. Раздел: «Средства связи». Тема урока: «Посылки».
Знакомим учеников с правилами оформления и отправления посылок. Даём представление о разнообразии посыочных отправлений....
Конспект урока. Виды химической связи
Тема урока: Виды химической связи и типы кристаллических решеток. Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных видах химической связи и типах крист...