Конспект урока по теме «Ковалентная химическая связь»
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
Данная разработка содержит подробный конспект урока по химии по теме "Ковалентная химическая связь".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Гуково Ростовской области
Конспект урока по химии
8 класс
Тема урока «Ковалентная химическая связь»
Подготовила Берлизова Юлия Викторовна,
Преподаватель химии и биологии
первой категории
г. Гуково
2011 г.
Урок по теме «Ковалентная химическая связь»
Цель: изучить механизм образования ковалентной химической связи.
Задачи:
Образовательные:
- изучить механизм образования ковалентной химической связи;
- научиться составлять электронные формулы молекул веществ;
- ввести понятие электроотрицательности и на основе этого объяснить природу ковалентной полярной связи.
Развивающие:
- закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
- формировать умения написания электронных формул веществ;
- формировать умения определять вид ковалентной связи.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование и реактивы:
- периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева;
- учебник;
- аппликация;
- прибор для получения и собирания газов;
- лабораторный штатив, пробирки;
- цинк металлический, р-ры перманганата калия и соляной кислоты.
Ход урока:
- Организационный момент.
Добрый день! Сегодня мы начинаем изучение новой темы «Химическая связь. Строение вещества». Для лучшего понимания нового материала необходимо освежить изученный ранее материал.
- Актуализация знаний.
Задание учащимся у доски по карточкам. (индивидуальное задание)
№1. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов углерода и кремния.
№2. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов азота и аргона.
№3. Изобразить схему строения атомов и электронную формулу атомов неона и хлора.
Остальные учащиеся выполняют самостоятельную работу
ВАРИАНТ 1
1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 4:
а) Mg; б) Si; в) Cl; г) S.
2. Максимальное число электронов на третьем энергетическом уровне:
а) 14; б) 18; в) 8; г) 24.
3. Орбитали, имеющие сферическую форму, называют:
а) s-орбиталями;
б) p-орбиталями;
в) d-орбиталями;
г) f-орбиталями.
4. Максимальное число электронов на р-орбиталях:
а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.
5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу
1s22s22p63s23p1:
а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.
6. Сколько орбиталей в атоме водорода, на которых находятся электроны?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Атом какого химического элемента содержит три протона?
а) B; б) P; в) Al; г) Li.
8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +22?
а) Na; б) P; в) О; г) Ti.
9. Число нейтронов в атоме марганца равно:
а) 25; б) 29; в) 30; г) 55.
10. Количество неспаренных электронов в атоме серы равно:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
ВАРИАНТ 2
1. Определите элемент со схемой распределения электронов в атоме 2, 8, 8:
а) Na; б) P; в) Al; г) Ar.
2. Максимальное число электронов на четвертом энергетическом уровне:
а) 14; б) 32; в) 26; г) 18.
3. Орбитали, имеющие гантелеобразную форму, называют:
а) s-орбиталями;
б) p-орбиталями;
в) d-орбиталями;
г) f-орбиталями.
4. Максимальное число электронов на s-орбиталях:
а) 2; б) 6; в) 10; г) 14.
5. Укажите химический элемент, атомы которого имеют электронную формулу
1s22s22p63s23p5:
а) Mg; б) P; в) Cl; г) Si.
6. Сколько орбиталей в атоме гелия, на которых находятся электроны?
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
7. Атом какого химического элемента содержит десять электронов?
а) S; б) H; в) Ne; г) Li.
8. Атом какого химического элемента имеет заряд ядра +35?
а) Ni; б) Pt; в) Br; г) Te.
9. Число нейтронов в атоме цинка равно:
а) 65; б) 22; в) 30; г) 35.
10. Количество неспаренных электронов в атоме хлора равно:
а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.
ОТВЕТЫ
Вариант 1
1 – б, 2 – б, 3 – а, 4 – б, 5 – в, 6 – а, 7 – г, 8 – г, 9 – в, 10 – б.
Вариант 2
1 – г, 2 – б, 3 – б, 4 – а, 5 – в, 6 – а, 7 – в, 8 – в, 9 – г, 10 – а.
Ответы к заданию учащиеся сдают учителю.
Проверка индивидуального задания у учащихся, работавших у доски.
Дополнительные вопросы:
- У каких элементов внешний электронный слой завершен? Незавершен?
- Сколько электронов не хватает до завершения внешнего электронного слоя?
Вывод:
Атомы химических элементов, кроме атомов инертных газов, имеют недостаток электронов на внешнем электронном уровне. И этот недостаток электронов обуславливает химическую активность атомов.
Демонстрационный опыт:
Атом водорода имеет один электрон на внешнем электронном уровне, поэтому должен проявлять высокую химическую активность. А будет ли такой же активностью обладать молекула водорода?
Получение водорода в приборе Zn + 2HCI ZnCI2 + H2 ↑
Пропускание молекулярного водорода через раствор KMnO4.
Пропускание атомарного (в момент получения) водорода через раствор KMnO4.
Вывод по результатам опыта:
Атомы водорода обладают большей химической активностью, чем молекулы водорода. Потому что атомы водорода имеют энергию неспаренных электронов, а при образовании молекулы водорода эта энергия уменьшается, так как образуется химическая связь между атомами.
- Изучение нового материала.
Химическая связь может образовываться различными путями, познакомимся с одним из них.
Тема сегодняшнего урока «Ковалентная связь».
Цель нашего урока: разобрать механизм образования химической ковалентной связи и научиться составлять электронные формулы молекул веществ.
Каждый атом стремится завершить свой внешний электронный уровень, чтобы уменьшить потенциальную энергию. Поэтому ядро одного атома притягивается к себе электронную плотность другого атома и наоборот, происходит наложение электронных облаков двух соседних атомов.
Демонстрация аппликации и схемы образования ковалентной неполярной химической связи в молекуле водорода. (Учащиеся записывают и зарисовывают схемы).
Вывод:
Связь между атомами в молекуле водорода осуществляется за счет общей электронной пары. Такая связь называется ковалентной.
Прочитать последний абзац на стр. 123 в учебнике и записать определение.
Какую связь называют ковалентной неполярной? (Учебник стр. 125).
Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов:
•• ••
•• CI •• CI •• - электронная формула молекулы хлора,
•• ••
CI -- CI - структурная формула молекула хлора.
••
•• N •• N •• - электронная формула молекулы азота,
••
N ≡ N - структурная формула молекулы азота.
Но молекулы могут образовывать и разные атомы неметаллов и в этом случае общая электронная пара будет смещаться к более электроотрицательному химическому элементу.
Изучить материал учебника на стр. 121 – 122 и ответить на вопросы:
- Что такое «электроотрицательность»?
- Как меняются значения электроотрицательности в периодической системе по периоду и подгруппе?
- Какой самый электроотрицательный химический элемент?
Вывод:
Металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем неметаллы. И между ними она сильно отличается.
Демонстрация схемы образования полярной ковалентной связи в молекуле хлороводорода. (Записываем в тетради).
Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она образована атомами, электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь.
Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды:
••
H •• J •• - электронная формула молекулы йодоводорода,
••
H → J - структурная формула молекулы йодоводорода.
••
H •• O •• - электронная формула молекулы воды,
••
H
Н →О - структурная формула молекулы воды.
↑
Н
- Закрепление материала.
Задание по группам:
1-3 группа: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи Br2 ; NH3.
4-6 группы: Cоставьте электронные и структурные формулы молекул веществ и укажите тип связи F2 ; HBr.
Два ученика работают у дополнительной доски с этим же заданием для образца к самопроверке.
Вывод по теме урока.
- Рефлексия.
- Оценки за урок.
- Домашнее задание.
§ 40, 41, стр. 123-125, до слов «ионная связь…», упр. 1, стр. 126.
Список использованной литературы
- Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия 8», М: Просвещение, 2003г.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Методическое пособие. Химия 8 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 156 с.
- Учебное электронное издание «Химия (8-11 класс). Виртуальная лаборатория» CD-ROM (2шт), лаборатория систем мультимедия, МарГТУ, 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Ковалентная связь"
На этом уроке обучающиеся знакомятся с новым типом химической связи....
Урок по теме "Ковалентная химическая связь" для 11 класса
Урок по теме "Ковалентная химическая связь" для 11 класса БУП 1 час по программе О.С.Габриелян...
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи".
Технологическая карта урока по теме "Виды химической связи" составлена в соответствии с требованиями ФГОС. 8 класс....
Мультимедийный тест по теме "Ковалентная химическая связь"
С помощью теста " Ковалентная химическая связь" можно оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения по данной теме. Возникающие ошибки сразу исправляются и ошибочные представления н...
Урок по теме "Ионная химическая связь"
Урок химии "Ионная химическая связь", 8 класс, О.С. Габриелян...
Урок по теме "Ковалентная неполярная связь"
Рассматривается краткое содержание урока по этапам и видам деятельности...
Презентация по теме "Ковалентная химическая связь"
Презентация используется при изучении темы "Химическая связь" на занятиях химии в группах технического профиля СПО...