формирование УУД на уроках химии в 8 классе
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
какие виды УУД формируются при решении различных задач по химии в 8 классе на примере темы "Растворение. Растворы. Электролитическая диссоциация".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr1_avtosohranennyy.ppt | 1.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стремительное увеличение объема информации; Учащийся сам становится «архитектором и строителем» образовательного процесса; Система УУД, построенная на основе современных информационных технологий, способствует самостоятельному и успешному усвоению новых знаний и компетентностей.
создание методического инструментария, который бы позволил формировать УУД на уровне предмета химии в 8 классе и соответствовал требованиям ФГОС; реализация уровневой дифференциации; формирование компетентностей; формирование предметных и метапредметных результатов. Таким образом, целенаправленное, планомерное формирование универсальных учебных действий через выполнение разноуровневых заданий, выступает ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Предлагаю примерные варианты заданий разного уровня по теме «Растворы. Растворение. Электролитическая диссоциация» для уроков химии в 8 классе, которые могут быть использованы : * на уроках, при изучении данной темы; * при проведении предметной недели по химии; * в курсе внеурочной деятельности; * в индивидуальной работе.
Виды заданий для формирования УУД ЛИЧНОСТНЫЕ − участие в проектах; подведение итогов урока; – творческие задания; – зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки; – мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма; – самооценка события, происшествия; – дневники достижений РЕГУЛЯТИВНЫЕ − «преднамеренные ошибки»; – «ищу ошибки»; - диспут поиск информации в предложенных источниках;– взаимоконтроль; взаимный диктант –– заучивание материала наизусть в классе –контрольный опрос на определенную проблему ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ − «Найди отличия» (можно задать их количество); – «На что похоже?» – Поиск лишнего – «Лабиринты» – Упорядочивание – «Цепочки» – Хитроумные решения – Составление схем-опор – Работа с разного вида таблицами – Составление и распознавание диаграмм – Работа со словарями КОММУНИКАТИВНЫЕ −– составь задание партнеру; – отзыв на работу товарища; – групповая работа по составлению кроссворда; – магнитофонный опрос; – «отгадай, о ком говорим»; – диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); – «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.
Задание №1 . Личностные УУД Познавательные УУД самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Выбери правильный ответ: Электролитической диссоциацией называют: распад электролита на ионы при растворении; способность веществ проводить электрический ток; - способность веществ растворяться в воде; - процесс упорядоченного движения ионов. Контроль, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки Дистиллиро-ванная вода Сахароза Глюкоза Минеральная вода Соляная кислота Нитрат алюминия Известковая вода Гидроксид калия Карбонат кальция Личностные УУД Хлорид натрия Сахароза Сульфат натрия Вода, насыщенная кислородом Серная кислота Спирт Дистиллиро-ванная вода Азотная кислота Гидроксид натрия Задание №2. Работа в парах. Игра в «крестики-нолики». Соединив прямой линией три клетки покажите выигрышный путь, состоящий из названий веществ, растворы которых: а) проводят ток б) не проводят ток - поиск и выделение информации; - анализ с целью выделения признаков; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне организовывать работу в паре; корректировать свое мнение; инициативное сотрудничество выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Задание №3. Работа в парах. Заполните пропуски в тексте формулами и выполните задания. В состав гидроксида калия --------- входит анион --------------. Пользуясь таблицей растворимости выбрать из предложенных катион, который образует с этим анионом осадок: К + ; B a 2 + ; Cu 2 + . Запишите ионное уравнение : ------------ + -------- = --------------- Запишите два молекулярных уравнения, соответствующих составленному ионному. Личностные УУД Познавательные УУД - поиск и выделение информации; Коммуникативные УУД организовывать работу в паре; корректировать свое мнение; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Регулятивные УУД определять цель, проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели планировать деятельность аргументировано оценивать свои и чужие поступки анализ с целью выделения признаков; -синтез, как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты
Задание №3. Работа в парах. Заполните пропуски в тексте формулами и выполните задания. В состав гидроксида калия --------- входит анион --------------. Пользуясь таблицей растворимости выбрать из предложенных катион, который образует с этим анионом осадок: К + , Ba 2 + , Cu 2 +. Запишите ионное уравнение : ------------ + -------- = --------------- Запишите два молекулярных уравнения, соответствующих составленному ионному. Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Задание № 4. Сравнить частицы: а) Li 0 и Li + б) Cl 0 и Cl - оформить таблицу, сделать вывод Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Регулятивные УУД Определять цель, проблему деятельности аргументировано оценивать свои и чужие поступки сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне
Задание № 5 Личностные УУД формирование понимания необходимости прочных знаний по химии ; отражение личного видения проблемы Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно; контроль и оценка Закончите уравнения возможных реакций. Запишите уравнения в молекулярном и ионном виде: а ) FeCl 3 + NaNO 3 --> б ) AgNO 3 + BaBr 2 --> в ) H 2 S + Pb(NO 3 ) 2 --> г ) Ca(OH) 2 + HCl --> д ) ZnSO 4 + CuCl 2 --> умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
Личностные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Задание № 6 . Работа в парах. С какими из перечисленных веществ – оксид меди (II), хлорид меди (II) (р-р), оксид углерода (IV), соляная кислота, золото, хлорид натрия (р-р), карбонат кальция – может взаимодействовать гидроксид натрия? Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реакций. поиск и выделение информации; - анализ с целью выделения признаков; определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения - на простом и сложном уровне, использовать аналогии инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; организовывать работу в паре; корректировать свое мнение. определять цель, проблему в деятельности; работать по плану, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально контроль, коррекция
Личностные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки Познавательные УУД Анализ с целью выделения признаков Коммуникативные УУД контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД Задание №7 . Верно ли утверждение: А. Все реакции ионного обмена являются не окислительно-восстановительными реакциями. Б. В реакциях ОВР хотя бы одно вещество меняет значение степени окисления (СО). Верно только А. Верны оба. Верно только Б. Неверны оба.
Задание №8 . Синквейн - от французского слова «cing» – пять. Используется как способ синтеза материала. Он предложен как задание для работы в парах. План 1 строка – 1 слово- существительное- название темы 2 строка – 2-3 слова – прилагательные - свойства темы 3 строка – 2-3 слова – глаголы – действия темы 4 строка- 4-5 слов – ваше отношение к данной теме 5 строка – 1 –2 слова – философское понятие данной темы, синоним первой строки. Ключевое слово – кислота. Например: Синквейн. Раствор. Разбавленный, водный. Растворять, смешивать, решать. Растворы широко встречаются в быту. Смеси. Личностные УУД саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий; Познавательные УУД Коммуникативные УУД умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально рефлексия ; выделение необходимой информации; представление информации в разных формах
Задание №9 . Р абота в парах или небольших группах. Личностные УУД Аргументирова-но оценивать свои и чужие поступки ; Познавательные УУД Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество, излагать свое мнение, выдвигая контраргументы в дискуссии Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; Морская вода содержит ионы натрия, магния, калия; хлорид, -сульфат- , иодид- , и бромид - ионы. Какие соли необходимо растворить, чтобы приготовить «морскую воду»? Запишите формулы веществ.
Задание №10 Личностные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД определение цели, функций участников, способов взаимодействия; излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами , выдвигая контраргументы в дискуссии Регулятивные УУД анализ с целью выделения признаков; классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям Напишите уравнения диссоциации следующих веществ: H 2 SO 4 , Na 3 PO 4 , Ba(OH) 2 . Назовите вещества и ионы. К какому типу ионов (по заряду и по составу) относится каждый из них? аргументировано оценивать свои и чужие поступки контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) коррекция Ответ:
Задание №11 . Личностные УУД Аргументирова-но оценивать свои и чужие поступки ; Познавательные УУД Коммуникативные УУД инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, излагать свое мнение, выдвигая контраргументы в дискуссии Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально владеть смысловым чтением, анализировать, устанавливать аналогии и использовать их в решении задач В 100 г 10%-го раствора плавиковой кислоты распалось на ионы 2,408 · 10 22 ее молекул. Определите степень диссоциации плавиковой кислоты. Ответ:
Задание №13 . Личностные УУД Формирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы; осознавать целостность мира, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально поиск и выделение информации; представлять информацию в разных формах Работа по группам. Краткосрочный проект « Кислоты вокруг нас». Результат оформить в виде групповой презентации. Творческие задания по группам: 1 группа: Кислоты в природе. 2 группа: Кислоты в продуктах питания. 3 группа: Осторожно, кислота! (ТБ) 4 группа: Экология и кислоты. готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; определение цели, ф ункций участников, способов взаимодействия; умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно используя ИКТ
Личностные УУД аргументировано оценивать свои и чужие поступки Познавательные УУД Коммуникативные УУД развитие умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно Задание №14 . Работа в парах. Используя схему получения солей, предложите не менее пяти способов получения: а) хлорида меди ( II ) б) нитрата меди ( II) Составьте уравнения химических реакций, рассмотрите их в свете ТЭД или ОВР. построение логической цепи рассуждений; устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне
Задание № 12. При оказании первой медицинской помощи при ожогах белым фосфором применяют 5%-ный раствор питьевой соды. Сколько соды (карбоната натрия) надо взять для приготовления 600 г раствора? Личностные УУД формирование понимания необходимости прочных знаний по химии ; отражение личного видения проблемы . Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач. Коммуникативные УУД продуктивно взаимодействовать; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться Регулятивные УУД работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно Задание №15. Для засола огурцов используют 7% водный раствор поваренной соли (хлорида натрия NaCl). Именно такой раствор в достаточной мере подавляет жизнедеятельность болезнетворных микроорганизмов и плесневого грибка, и в то же время не препятствует процессам молочнокислого брожения. Рассчитайте массу соли и массу воды для приготовления 1 кг такого раствора?
Задание №16. Личностные УУД Формирование понимания необходимости прочных знаний по химии; отражение личного видения проблемы; осознавать целостность мира, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально поиск и выделение информации; представлять информацию в разных формах Работа в парах. Осуществить цепочку превращений: а ) FeCl 2 --> Fe(OH) 2 --> H 2 O - - -> Ca(OH) 2 б ) Na --> NaOH --> Cu(OH) 2 - --> CuO готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; определение цели, ф ункций участников, способов взаимодействия; умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно используя ИКТ
Задание № 17. Работа в группах Личностные УУД формирование понимания необходимости прочных знаний по химии ; отражение личного видения проблемы Познавательные УУД Находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективного способа решения задач. Коммуникативные УУД Регулятивные УУД работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т.ч. самостоятельно; контроль и оценка Экспериментальная задача. Выданы три пронумерованных сосуда с водой, раствором кислоты и раствором щелочи. Определить одним реактивом, что в какой пробирке находится. умения излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами; умения сотрудничать; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;
Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков. Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков. Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков. Для обучающихся: формирование и совершенствование универсальных учебных действий и метапредметных навыков; личностные, метапредметные и предметные результаты Для педагогов: получение педагогического инструментария для реализации ФГОС и наработка материалов для методической копилки.
1. ФГОС ООО. 2. Демидова М. Естественнонаучный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126. 3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – М., 1998. 4. Кривых С.В. Методика приобщения учащихся к методам научного познания как средства формирования рефлексивных умений при изучении химии в современной школе (спецкурс для учителей и методические рекомендации). Изд-во ИПК, Новокузнецк, 1998. 5. Селевко Г.К .Энциклопедия образовательных технологий. – М., 2006. 6. Татьянченко Д, Воровщиков С. Развитие общеучебных умений школьников //Народное образование. – 2003. – № 8. – с.115-126. 7. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – СПб, 2007. 8. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – М., 1993. 9. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. – № 8. – с.11-15. 10. Шамова Т.И, Ильина И.В. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – №2. – с.112-119.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроках химии при изучении темы "Основные классы неорганических соединений" 8 класс
В работе представлен материал для формирования и развития универсальных учебных действий на уроках химии: регулятивных, познавательных, коммуникативных, дано краткое описание урока - практическо...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Классы неорганических соединений. 8 класс
Бинарные соединения: оксиды и летучие водородные соединенияОснованияКислотыСоли...
Формирование УУД на уроках химии. Методическая разработка уроков по теме "Типы химических реакций". 8 класс
Реакции соединенияРеакции разложенияРеакции замещенияРеакции обмена...
Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в8 классе.
Доклад на тему "Формирование экологической культуры учащихся на уроках химии в 8 классе"...
Состояние формирования предметных УУД на уроках химии (8 класс)
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социальн...
Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
Работа рассказывает об эффективной методике приемов мониторинга на уроках химии...
Разработка примеров мониторинга формирования УУД и функциональной грамотности на уроках химии Формирование УУД на уроках химии: контроль и диагностика
Эффективная методика мониторинга учебных достижений на уроке химии...