Урок на тему: "Соли"
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
----
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 70 КБ |
![]() | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
предмет химия
урок по теме: «Соли»
Шакун Наталья Михайловна
учитель химии МКОУ Николаевская СОШ
Цель: сформировать понятие о классе соли
Задачи:
Образовательные: изучить состав и названия солей, продолжить формирование умений различать и обозначать на письме заряды ионов и степень окисления элемента, рассмотреть какую роль играют соли в нашей жизни и где они встречаются в быту.
Развивающие: уметь сравнивать, анализировать, делать выводы, проводить взаимопроверку, самооценку.
Воспитательные: формирование навыков поведения в коллективном и индивидуальном учебном труде.
Оборудование: ноутбук, проектор мультимедийный, образцы кристаллических солей: поваренная соль, карбонат кальция (мел, известняк), медный купорос, фосфат кальция
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель:
1) Работа в группах: первая группа (1ряд) – специалисты по оксидам, вторая группа (2ряд)_- специалисты по основаниям, третья группа (3 ряд)- специалисты по кислотам. Задание 1. Распределите по классам формулы указанных веществ (слайд 1) (Приложение к уроку).
(Все учащиеся имеют возможность проверять ответы других и их корректировать)
2) Фронтальная беседа по вопросам:
Учитель: какие вещества называются оксидами?
Учащиеся: оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород в степени окисления -2.
Учитель: назовите оксиды.
Учащиеся: CaO - оксид кальция, PbO - оксид свинца, MgO – оксид магния CO2 – оксид углерода, BaO-оксид бария, SO2-оксид серы, Na2O-оксид натрия.
Учитель: какие вещества называются основаниями?
Учащиеся: основания - это соединения, состоящие из атомов металла и одного или нескольких гидроксид-ионов OH-
Учитель: назовите основания.
Учащиеся: Cu(OH)2 – гидроксид меди, NaOH – гидроксид натрия, KOH гидроксид калия, Fe(OH)3 – гидроксид железа, Mg(OH)2 – гидроксид магния, LiOH- гидроксид лития.
Учитель: какие вещества называются кислотами?
Учащиеся: кислоты - это соединения, состоящие из ионов водорода и связанных с ними ионами кислотных остатков.
Учитель: как называются выделенные вами кислоты?
Учащиеся: H3PO4 – ортофосфорная кислота, H2SO4 – серная кислота, HNO3 - азотная кислота, HCl – соляная кислота, H2S-сероводородная кислота, H2SiO3- кремниевая кислота.
Учитель: какие формулы соединений ни одна группа не выбрала?
Учащиеся: NaCl, CaCO3, CuSO4, K2SO4, BaCl2, Ca3(PO4)2, AgBr
Учитель: в каких из изученных классов соединений есть эти составные части?
Учащиеся: ионы металлов - есть у оснований, а кислотные остатки есть у кислот.
Учитель: можно ли используя кислоты и основания получить эти вещества?
Учащиеся: видимо, да.
Учитель: какие же вещества состоят из ионов металлов и ионов кислотных остатков? Посмотрите на (Слайд №2)
Учащиеся: соли
Учитель: это наша новая тема
3. Изучение нового материала
Учитель: в тетрадях напишите тему урока, сформулируйте цель урока, напишите определение соли.
Учитель: как составить формулу соли? (Слайд 3)
Пример (Слайд 4)
Учитель: запишите названия солей, соответствующих данным кислотам.
(Учебник стр. 109, таблица 5)
Название кислоты | Формула кислоты | Название соли |
Соляная кислота | НСl | Хлориды NaCl |
Серная кислота | H2SO4 | Сульфаты K2 SO4 |
Сернистая кислота | Н2SО3 | Сульфиты MgSО3 |
Азотная кислота | НNО3 | Нитраты NaNО3 |
Ортофосфорная кислота | Н3РO4 | Фосфаты Ca3(РO4)2 |
Сероводородная кислота | H2S | Сульфиды BaS |
Угольная кислота | Н2СО3 | Карбонаты CaСО3 |
Кремниевая кислота | Н2SiO3 | Силикаты K2SiO3 |
Бромоводородная кислота | НВr | Бромиды AlBr2 |
Фтороводородная кислота | HF | Фториды LiF |
Иодоводородная кислота | HI | Иодиды CuI2 |
Демонстрация некоторых солей (набор солей ставится на каждую парту)
Задание 2. Учитель: по формулам, которые написаны на склянках, дать название соли (работа в парах). (Ответы учащихся)
Учитель: по растворимости в воде соли делят: (Слайд5)
Учитель: какую роль играют соли в нашей жизни и где нам они встречаются в быту
(обучающиеся вспоминают, где они встречались с солями в быту и какова их роль в
жизни человека). (Слайд 6; 7; 8; 9)
4. Закрепление
Самостоятельная работа (по дифференцированным карточкам)
Карточка №1(для сильных уч-ся)
Заполните таблицу - на пересечении запишите формулы солей, назовите соли,
определите степени окисления элементов в формулах солей, подчеркните
растворимые соли
Zn | Ca | Al | |
Азотная кислота | |||
Серная кислота | |||
Фосфорная кислота |
Карточка №2 (для средних уч-ся)
Приведите формулы солей: сульфат бария, фосфат алюминия, сульфид магния, хлорид железа, нитрат серебра, сульфит кальция карбонат хрома. Определите степени окисления элементов в формулах солей, подчеркните растворимые соли.
Карточка №3 (для слабых уч-ся)
К названию соли подберите формулу соли
сульфат бария | NiS |
карбонат меди | Na2S |
нитрат цинка | CuCO3 |
хлорид серебра | AgCl |
сульфид никеля | Na2SiO3 |
фосфат свинца | Cu(NO3)2 |
силикат натрия | BaSO4 |
| Pb3(PO4)2 |
| Zn(NO3)2 |
| BaSO3 |
Самопроверка по ключу (учащиеся сверяются с ответами, выставляют себе оценки. Критерии оценивания на листочках у каждого)
5. Итог урока
Учитель: подведем итоги нашей работы.
Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока?
Как вы считаете, достигли ли мы целей? (Ответы учащихся)
А теперь оцените свою деятельность на уроке. Ответьте на предложенные вопросы.
Что изучали сегодня на уроке? Кто желает сформулировать определение соли.
Как составить формулу соли? Как дать название соли?
Какую роль играют соли в нашей жизни и где они встречаются в быту. (Ответы учащихся)
Коррекция самооценок, самоанализа, выставление оценок.
Домащнее задание: § 21, №2, 3 стр. 113. Составить смнквейн по теме: «Соли»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химия 8 кл. Урок по теме -Соли в свете ТЭД
В урок включён материал регионального компонента. Есть возможности применить его к своему региону....
Урок по теме: "Соли и их классификация"
закрепление знаний по темам: "Оксиды", "Кислоты", "основания" в игровй форме изучение нового материала по теме: "Соли"...
разработка урока на тему "Соли"
Методическая разработка урока химии на тему "Соли"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-95618-1350189889.jpg)
Методическая разработка урока по теме "Соли"
Методическая разработка урока по порограмме О.С. Габриелян 8 класс. Тема "Соли". 2 часа.Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обоз...
Конспект урока по теме "Соли аммония"
Конспект урока по теме "Соли аммония"...