Урок по теме: "Соли и их классификация"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме
закрепление знаний по темам: "Оксиды", "Кислоты", "основания" в игровй форме
изучение нового материала по теме: "Соли"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka__soli.docx | 26.38 КБ |
soli.ppt | 988 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока химии
8 класс
Тема урока «Соли и их классификация».
Учитель Кузнецова А.С.
Цель урока: сформировать понятие о солях и их классификации и закрепить умение определять валентность по химическим формулам и составлять химические формулы по валентности.
Задачи урока
- Образовательные.
1. Познакомить с понятием солей.
2. Рассмотреть состав и название солей.
3. Продолжить обучение школьников определению валентности элементов в сложных соединениях.
4. Научить составлять формулы солей.
II. Воспитательные.
Формирование всесторонне развитой личности; показать значимость солей; выработать умение работы с химическими реактивами, навыки индивидуальной работы
III. Развивающие.
Умение анализировать и обобщать данные, классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике. Приобретение навыков самостоятельной работы.
Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим материал по темам: «Оксиды. Основания, Кислоты». Закрепим умения различать эти классы соединений и характеризовать вещества. А затем перейдем к изучению новой темы.
Итак, первый вопрос: Какие классы соединений вы знаете? Дайте определение каждому из них. (предполагаемый ответ – Оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов 2 элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).
Названия классов соединений повешены на доске:
Оксиды Основания Кислоты
Распределите перечисленные вещества по группам (учащиеся вытягивают карточку с названием вещества, определяют класс соединения и дают характеристику): Al2O3, FeO, CaO, Cr2O3, SO3, WO3, Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2, HCl, HNO3, H2CO3, HF, H2SO4, H2S.
Молодцы, все активно работающие учащиеся получат отметки.
А теперь перейдем к нашей сегодняшней теме урока, записываем в тетрадях тему: «Соли и их классификация»
Название соли вам должно быть знакомо, где вы встречались с солями и какие соли вам известны? (предполагаемый ответ: при приготовлении пищи – пищевая соль, в воде – морская)
Да, действительно соли широко распространены в природе. Огромная масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. В океанической воде присутствует в виде растворимых солей большинство химических элементов.
В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция.
Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.
Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли, необходимые для роста и жизни. При большой потери крови в организм пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь), представляющий собой раствор с массовой долей хлорида натрия 0,8 %.
Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.
Вот какие удивительные и полезные вещества соли! Посмотрите на образцы солей и подумайте чем все соли похожи и в чем их различие? (предполагаемый ответ – все соли твердые вещества, имеющие различную окраску)
Правильно соли представляют собой твердые вещества, при растворении некоторых из них в воде, мы получаем растворы солей. А окраска солей зависит от того какие элементы входят в их состав.
Но нас больше интересует состав солей: чем они образованы и какие свойства проявляют!
Все перечисленные ниже вещества соли. Что общего в этих соединениях и чем они отличаются:
Na2SO4 K3PO4
BaCl2 K2S
Cu(NO3)2 CaSiO3
Все они состоят из металла и кислотного остатка.
Давайте запишем определение солей.
Cоли – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и кислотного остатка
Общая формула солей - MexAy,
где Ме- метал
А – кислотный остаток
x, y – число атомов
А теперь давайте попробуем выбрать из перечня вещества только формулы солей:
Na2S LiCl K3PO4
Mg(OН)2 Fe(OH)2 NH3
K2SO4 Ca(NO3)2 Na2O
Правильно, Na2S, LiCl, K3PO4, K2SO4, Ca(NO3)2 – это все формулы солей.
Как мы можем различить растворы кислоты и основания, оба прозрачные жидкости? Только с помощью специального индикатора – лакмусовой бумажки: в кислой среде – красный цвет, а в щелочной – синий.
А какого цвета будет лакмусовая бумажка в растворе соли? В зависимости от того какой металл и какой кислотный остаток входит в состав соли: синяя, красная или может вообще не изменять окраску. (опыт)
Кроме того, все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. К первой группе относится: NaCl, K2SO4, ZnCl2, а ко второй: BaSO4, CaCO3. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем (опыт). А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.
А теперь будем учиться составлять названия солей, с помощью следующей схемы:
Название кислотного остатка |
Название металла (в Р.п.) | Указание валентности (если она переменная) |
Пользуясь таблицей на странице 123, составим названия следующих солей:
KNO3 - нитрат калия
BaSO4 – сульфат бария
AlCl3 – хлорид алюминия
Теперь сделаем обратное задание по названию соли составим ее формулу:
нитрат магния
Для этого необходимо:
1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать валентность
2. Найти наименьшее общее кратное
3. Разделить полученное число на валентность каждого элемента
2
II I
Mg(NO3)2
А теперь давайте закрепим полученные знания, выполнив следующие задания:
- Расставьте индексы и дайте названия следующим веществам:
Zn…Cl…
Ba…NO3...
Ca…PO4…
Al…S…
Na…SO4…
- Составьте формулы следующих солей:
Нитрат меди (II)
Хлорид ртути (II)
Силикат магния
Нитрат натрия
Карбонат кальция
Итак, подведем итог, сегодня на уроке мы познакомились с еще одним классом соединений Соли, дали определение, научились отличать их от других соединений, классифицировать, составлять формулы солей и давать им названия.
Запишите домашнее задание: §33, упр. 1-4, задачник № 5-106 (в,г)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Химия 8 кл. Урок по теме -Соли в свете ТЭД
В урок включён материал регионального компонента. Есть возможности применить его к своему региону....
разработка урока на тему "Соли"
Методическая разработка урока химии на тему "Соли"...
Методическая разработка урока по теме "Соли"
Методическая разработка урока по порограмме О.С. Габриелян 8 класс. Тема "Соли". 2 часа.Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обоз...
Разработка урока по теме: «Соли азотной кислоты»
«Соли азотной кислоты»...
Конспект урока по теме "Соли аммония"
Конспект урока по теме "Соли аммония"...
Конспект урока по теме "Соли аммония"
Конспект содержит материал урока с проблемным вопросом...
разработка урока по теме "Соли"
план - конспект урока...