Урок по теме: "Соли и их классификация"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

закрепление знаний по темам: "Оксиды", "Кислоты", "основания" в игровй форме

изучение нового материала по теме: "Соли"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka__soli.docx26.38 КБ
Office presentation icon soli.ppt988 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  химии

8 класс

Тема урока  «Соли и их классификация».

Учитель Кузнецова А.С.

Цель урока:  сформировать понятие о солях и их классификации и закрепить умение определять валентность по химическим формулам и составлять химические формулы по валентности.

Задачи урока 

  1. Образовательные.

1. Познакомить с понятием солей.

2. Рассмотреть состав и название солей.

3. Продолжить обучение школьников определению валентности элементов в сложных соединениях.

4. Научить составлять формулы солей.

II. Воспитательные.

       Формирование всесторонне развитой личности; показать значимость солей; выработать умение работы с химическими реактивами, навыки индивидуальной работы

III. Развивающие.

       Умение анализировать и обобщать данные, классифицировать вещества, записывать и читать химические формулы, применять правила на практике. Приобретение  навыков самостоятельной работы. 

Сегодня на уроке мы с вами повторим и обобщим  материал по темам: «Оксиды. Основания, Кислоты». Закрепим умения различать эти классы соединений и характеризовать вещества. А затем перейдем к изучению новой темы.

Итак, первый вопрос: Какие классы соединений вы знаете? Дайте определение каждому из них. (предполагаемый ответ – Оксиды – сложные вещества, состоящие из атомов 2 элементов, один из которых кислород в степени окисления -2. Основания – это сложные вещества, состоящие из атомов металла и гидроксильной группы. Кислоты – это сложные вещества, состоящие из атомов водорода и кислотного остатка).

Названия классов соединений повешены на доске:

Оксиды                          Основания                        Кислоты

       Распределите перечисленные вещества по группам (учащиеся вытягивают карточку с названием вещества, определяют класс соединения и дают характеристику): Al2O3,  FeO, CaO, Cr2O3,  SO3,   WO3, Fe(OH)3, NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2,  HCl, HNO3, H2CO3,  HF, H2SO4,  H2S.

Молодцы, все активно работающие учащиеся получат отметки.

А теперь перейдем к нашей сегодняшней теме урока, записываем в тетрадях тему: «Соли и их классификация»

Название соли вам должно быть знакомо, где вы встречались с солями и какие соли вам известны? (предполагаемый ответ: при приготовлении пищи – пищевая соль, в воде – морская)

Да, действительно соли широко распространены в природе. Огромная масса солей растворена в океанической и морской воде. Три четверти этой массы приходится на поваренную соль. В океанической воде присутствует в виде растворимых солей большинство химических элементов.

В земной коре встречается мрамор, который образовался из известняка в далекие времена. Залежи известняка и мела находятся на дне океанов и морей. Частично они образовались из раковин морских простейших. Эта соль карбонат кальция.

Наземные животные строят свои скелеты из другой соли, в состав которой входят атомы кальция и кислотные остатки фосфорной кислоты. Эта же соль фосфат кальция – основа минералов фосфоритов и апатитов, из которых получают необходимые для сельского хозяйства фосфорные удобрения.

Ученые полагают, что миллионы лет назад жизнь зародилась в первичном Мировом океане. В нем живые организмы получали минеральные соли, необходимые для роста и жизни. При большой потери крови в организм пациента вводят физиологический раствор (временно замещающий кровь), представляющий собой раствор с массовой долей хлорида            натрия 0,8 %.

Соли играют важную роль в процессах обмена веществ. Они содержатся в клеточном соке живых организмов, входят в состав нервной, мышечной и костной тканей. Поэтому без солей, и прежде всего поваренной соли, жизнь человека невозможна.

Вот какие удивительные и полезные вещества соли! Посмотрите на образцы солей и подумайте чем все соли похожи и в чем их различие? (предполагаемый ответ – все соли твердые вещества, имеющие различную окраску)

Правильно соли представляют собой твердые вещества, при растворении некоторых из них в воде, мы получаем растворы солей. А окраска солей зависит от того какие элементы входят в их состав.

Но нас больше интересует состав солей: чем они образованы и какие свойства проявляют!

Все перечисленные ниже вещества соли. Что общего в этих соединениях и чем  они отличаются:

Na2SO4                        K3PO4

BaCl2                             K2S

Cu(NO3)2                    CaSiO3

Все они состоят из металла и кислотного остатка.

Давайте запишем определение солей.

Cоли – это сложные вещества, состоящие  из    атомов    металла   и кислотного остатка

Общая формула солей - MexAy,
где   Ме- метал

 А – кислотный остаток

 x, y – число атомов

А теперь давайте попробуем выбрать из перечня вещества только формулы солей:

Na2S                    LiCl                K3PO4

Mg(OН)2             Fe(OH)2          NH3

 K2SO4                  Ca(NO3)2         Na2O

Правильно, Na2S, LiCl, K3PO4, K2SO4, Ca(NO3)2 – это все формулы солей.

 Как мы можем различить растворы кислоты и основания, оба прозрачные жидкости? Только с помощью специального индикатора – лакмусовой бумажки: в кислой среде – красный цвет, а в щелочной – синий.

А какого цвета будет лакмусовая бумажка в растворе соли? В зависимости от того какой металл и какой кислотный остаток входит в состав соли: синяя, красная или может вообще не изменять окраску. (опыт)

Кроме того, все соли можно разделить на 2 группы: растворимые в воде и нерастворимые. К первой группе относится: NaCl, K2SO4, ZnCl2,                     а ко второй: BaSO4, CaCO3. Как можно узнать растворимая соль или нет? Попробовать растворить ее, что мы сейчас и сделаем (опыт). А если соли под рукой нет? Тогда необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необходимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.

А теперь будем учиться составлять названия солей, с помощью следующей схемы:

Название

кислотного

остатка

 

Название металла

(в Р.п.)

Указание

валентности

(если она

переменная)

Пользуясь таблицей на странице 123, составим названия следующих солей:

KNO3  - нитрат калия

BaSO4 – сульфат бария

AlCl3 – хлорид алюминия

Теперь сделаем обратное задание по названию соли составим ее формулу:

нитрат магния

Для этого необходимо:

1. Записать химические знаки металла и кислотного остатка, указать валентность            

2. Найти наименьшее общее кратное

3. Разделить полученное число на валентность каждого  элемента


2


                                                          II      I

   Mg(NO3)2

А теперь давайте закрепим полученные знания, выполнив следующие задания:

  1. Расставьте индексы и дайте названия следующим веществам:

Zn…Cl…

 Ba…NO3...

Ca…PO4

 Al…S…

Na…SO4

  1. Составьте формулы следующих солей:

Нитрат меди (II)

Хлорид ртути (II)

Силикат магния

Нитрат натрия

Карбонат кальция

Итак, подведем  итог, сегодня на уроке мы познакомились с еще одним классом соединений Соли, дали определение, научились отличать  их от других соединений, классифицировать, составлять формулы солей и давать им названия.

Запишите домашнее задание: §33, упр. 1-4, задачник № 5-106 (в,г)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Химия 8 кл. Урок по теме -Соли в свете ТЭД

В урок включён материал регионального компонента. Есть возможности применить его к своему региону....

разработка урока на тему "Соли"

Методическая разработка урока химии на тему "Соли"...

Методическая разработка урока по теме "Соли"

Методическая разработка урока по порограмме О.С. Габриелян 8 класс. Тема "Соли". 2 часа.Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обо­з...

Конспект урока по теме "Соли аммония"

Конспект урока по теме "Соли аммония"...

Конспект урока по теме "Соли аммония"

Конспект содержит материал урока с проблемным вопросом...

разработка урока по теме "Соли"

план - конспект урока...