Разработка урока по теме: «Соли азотной кислоты»
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Разработка урока химии в 9 классе по теме:
«Соли азотной кислоты».
Учитель химии Шишкина Т. В.
Дидактические цели:
Образовательный аспект: углубить знания о солях-нитратах в свете теории электролитической диссоциации и участии их в окислительно-восстановительных процессах, создать условия для выявления общих и специфических свойств нитратов посредством решения экспериментальных и познавательных задач.
Развивающий аспект: способствовать развитию у учащихся исследовательских умений в процессе выполнения эксперимента.
Воспитательный аспект: содействовать воспитанию сотрудничества, формированию творческого отношения к учебной деятельности.
Цели для учащихся:
-работающему на репродуктивном уровне: необходимо знать и воспроизводить общие и специфические свойства нитратов, уметь составлять уравнения реакций по алгоритму.
-работающему на конструктивном уровне: уметь составлять уравнения реакций с участием нитратов в различных ситуациях.
-работающему на творческом уровне: уметь анализировать условия процессов, находить различные варианты их решения, прогнозировать результаты взаимодействия нитратов с другими веществами.
Методы обучения: частично-поисковые, исследовательские, репродуктивные.
Приемы реализации методов: создание заданий исследовательского характера, задания на сравнение и анализ ранее изученной информации, задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: групповая (экспериментальная) исследовательская деятельность, индивидуальная деятельность.
Оборудование и реактивы:
Для демонстрации: набор нитратов, прибор для испытания электрической проводимости растворов, штатив, вата, концентрированные растворы едкого натра, серной кислоты, медь, мерный цилиндр с песком, уголь, щипцы, спички.
Для лабораторных опытов: кристаллические нитраты меди, натрия, цинка, аммония, цинк, щелочь, соляная кислота, индикаторы, вода, раствор сульфида натрия.
Структура урока:
- Организационный момент (мотивация, целеполагание, актуализация знаний).
- Основной этап (усвоение новых знаний и способов действий, первичная проверка понимания).
- Закрепление и применение знаний.
- Подведение итогов и рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока:
Структура урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
Организационный момент. | Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют наличие материалов, необходимых к уроку. |
Подготовительный этап. | Формирует тему урока. Математик Н.М. Крылов сказал: «Теория без практики мертва, практика без теории сверх того и пагубна» Пусть эти слова послужат девизом к уроку. Обращает внимание учащихся на оборудование на их столах и столе учителя, поясняет, что они будут проводить исследовательскую работу по группам и индивидуально, а также наблюдать за демонстрационным экспериментом. Предлагает план изучения темы: -общие свойства нитратов -особенные свойства солей -применение полученных знаний при решении задач. Предлагает учащимся сформулировать цели. Проводит повторение материала с целью актуализации знаний. | Записывают тему в тетрадь Учащиеся формулируют цели. Знать: общие и специфические свойства нитратов. Уметь: составлять уравнения реакций с участием нитратов, проводить эксперимент. Применять полученные знания о свойствах нитратов для решения задач. Отвечают на вопросы учителя, составляют уравнения (приложение 1) |
Усвоение новых знаний и первичное закрепление материала. | Предлагает выполнить групповые задания с целью изучения физических свойств нитратов. Демонстрация электропроводности солей. Предлагает заслушать результаты эксперимента. Предлагает исследовать свойства нитратов общие с другими солями, используя алгоритм экспериментальной работы (приложение 5) Формулировка проблемы: как отличить нитраты от других солей. Обращает внимание на особенное свойство нитратов взаимодействовать с конц. серной кислотой и медью с выделением бурого газа. Объясняет новый материал, создавая условия для усвоения учащимися знаний преимущественно в форме деятельности. «Разложение нитратов - специфическое свойство солей. Давайте проанализируем схему разложения солей». (поясняет ее, схема 1.) Предлагает посмотреть демонстрационный эксперимент и проанализировать его. (приложение 6) Предлагает учащимся, исходя из свойств нитратов, предположить области применения солей | Учащиеся рассматривают кристаллические соли, проверяют их растворимость в воде (приложение 2) Делают выводы о хорошей растворимости солей в воде, составляют уравнения диссоциации солей. (приложение 3) Делают выводы о взаимодействии нитратов с металлами, растворами кислот щелочей и солей. Выполнение заданий (приложение 4). Записывают уравнения реакций, указывают окислитель и восстановитель Делают вывод о качественной реакции на нитрат - ион. Слушают учителя. Записывают уравнения реакций. 2KNO3→2KNO2+O2 2Cu(NO3)2→ 2CuO+ 4NO2+ O2 Делают выводы о применении нитратов в качестве удобрений, взрывчатых веществ, в медицине. |
Закрепление новых знаний и их применение. | Предлагает решить экспериментальные задачи. (приложение 7) | Обсуждают способы распознавания солей, записывают уравнения. Предлагают способы решения задач. |
Подведение итогов работы. | Предлагает учащимся сделать вывод по уроку, исходя из поставленных целей, и написать памятку о мерах предосторожности при хранении нитратов на складе минеральных удобрений. | Формулируют выводы. |
Домашнее задание. | Информирует о домашнем задании. | Записывают домашнее задание. |
Приложение 1.
Приведите уравнения реакций по получению солей азотной кислоты, используя схемы:
металл+азотная кислота =
оксид металла+азотная кислота =
гидроксид металла+ азотная кислота =
соль+ азотная кислота =
аммиак+азотная кислота =
Приложение 2.
Исследуйте растворимость нитратов в воде и электропроводность растворов этих солей.
Вариант 1. Вариант 2.
NaNO3 КNO3
NH4NO3 Са(NO3 )2
Mg(NO3 )2 Zn (NO3 )2
Напишите уравнения диссоциации солей.
Приложение 3.
Используя имеющиеся реактивы, исследуйте проявляют ли нитраты общие свойства солей.
Вариант 1. Вариант 2.
нитрат+металл нитрат+щелочь
нитрат+кислота нитрат+соль
Составьте уравнения реакций.
Предполагаемый ответ:
Вариант 1. Вариант 2.
Сu(NO3 )2+ Zn Сu(NO3 )2+NaOH
AgNO3+HCl Сu(NO3 )2+Na2S
Приложение 4.
Спрогнозируйте результат взаимодействия нитратов с конц. серной кислотой и медью, напишите уравнения реакций.
Инструкция по выполнению демонстрационного опыта: в сухую пробирку поместить зачищенную медную пластинку, немного кристаллического нитрата натрия или калия и несколько капель конц. серной кислоты. В пробирке появляются бурые пары оксида азота IV, а раствор приобретает зеленоватую окраску. Пробирку быстро опустить в стеклянный цилиндр, на дне которого находится песок. Цилиндр закрыть ватным тампоном, смоченным конц. раствором щелочи.
Вариант 1.
NaNO3+H2SO4→NaHSO4+HNO3
4HNO3+Cu→ Сu(NO3 )2+2NO2+2H2O
Вариант 2.
КNO3+H2SO4→КHSO4+HNO3
4HNO3+Cu→ Сu (NO3 )2+2NO2+2H2O
Приложение 5.
Алгоритм экспериментальной работы.
- Внимательно прочтите текст задания.
- Сформулируйте цели.
- Составьте план работы, определите порядок действий.
- Повторите правила техники безопасности.
- Подберите реактивы и необходимое оборудование.
- Проведите эксперимент.
- Зафиксируйте наблюдения и составьте уравнения возможных реакций.
- Сделайте вывод и соотнесите его с поставленными целями.
Приложение 6.
Демонстрационные опыты.
Разложение нитрата калия.
В пробирку поместить кристаллический нитрат калия, закрепить пробирку вертикально в штативе, нагреть до расплавления соль. В расплав поместить предварительно нагретый уголек. Наблюдать яркую вспышку и горение угля.
Разложение нитрата меди.
В большую пробирку поместить нитрат меди, пробирку закрыть ватным тампоном, смоченным в растворе щелочи. Закрепить пробирку в штативе и нагреть. Наблюдать образование бурого газа оксида азота (IV) и черного оксида меди.
Приложение 7.
Экспериментальные задачи.
- Этикетки на склянках с сульфатом и нитратом натрия испорчены. Предложите химический способ распознавания солей.
- Fe(NO3)3 используют в качестве протравы при окраске и хранении шерсти. Укажите, какими двумя способами можно получить эту соль реакциями обмена. Напишите уравнения, укажите условия протекания.
- Как, исходя из нитрата натрия (чилийской селитры) получить нитрат калия (калийную селитру)?
Схема 1.
до Mg M(NO2)n+O2↑
М(NO3)n от Mg до Cu MхOу+NO2↑ +O2↑
правее Cu M+NO2↑+O2↑
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока на тему "Соли"
Методическая разработка урока химии на тему "Соли"...
Методическая разработка урока по теме "Соли"
Методическая разработка урока по порограмме О.С. Габриелян 8 класс. Тема "Соли". 2 часа.Цели урока. Познакомить учащихся с составом и названиями солей. Продолжить формирование умений различать и обоз...
Методическая разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления"
Разработка модульного урока химии в 8 классе по теме: "Соли как производные кислот и оснований. Составление солей по степени окисления" содержит структуру, ход урока, приложения к мод...
разработка урока по теме "Соли"
план - конспект урока...
Методическая разработка к уроку химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия".
Конспект урока химии в 8 классе на тему "Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия"....
Разработка урока по теме "Соли аммония" 9 класс
Разработка урока с использованием ЭОР...
Методическая разработка урока по теме "Соли"
Урок изучения и первичного закрепления нового материала в 8 классе. В данной разработке есть конспект урока, технологическая карта, презентация и рабочий лист урока....