Спирты
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме
«СПИРТЫ»
10 класс
Ховалыг Айырана Шуур-ооловна, учитель химии МБОУ «Ак-Дашская СОШ»
8-923-263-10-58
Открытый урок по теме
«СПИРТЫ»
10 класс
Цели урока:
1. Обучающие: добиться усвоения понятия «спирты»; сформировать знания о составе, строении, номенклатуре спиртов, физиологическом воздействии на организм, физических и химических свойствах, способах получения, областях применения.
2. Развивающие: формировать умение делать выводы, сравнивать, работать с источниками информации (учебник, таблица, схема), высказывать суждения по изучаемым вопросам.
3.Воспитательные: формировать умение находить пути решения проблемных ситуаций, обосновывать свое решение адекватно поставленной проблеме.
Тип урока: комбинированный с использованием технологии проектного обучения.
Методы: проблемный, проектный.
ФОУД: фронтальная, групповая, парная.
Материалы и оборудование: инструктивные карты, дистиллированная вода, этиловый спирт, глицерин, этиленгликоль, гидроксид натрия, сульфат меди (II), спиртовка, зажим.
План урока:
1. Понятие «спирты», их состав, строение, номенклатура.
2. Физические и химические свойства спиртов.
3. Физиологическое действие спиртов на организм.
4. Способы получения и применение.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала:
• Что такое углеводороды?
Ответ учащихся:
- Углеводороды - органические соединения, состоящие из углерода и водорода.
• Какие классы углеводородов вы изучили?
Ответ:
- Предельные (насыщенные) и непредельные (ненасыщенные) углеводороды.
• Чем они отличаются друг от друга?
Ответ:
- Насыщенные (предельные) углеводороды содержат все одинарные (С-С) связи между атомами углерода. Ненасыщенные (непредельные) одну двойную (С=С) или тройную (С≡С) связь между двумя атомами углерода.
• Какие вещества называются гомологами?
Ответ:
- Гомологи - вещества, сходные по строению и химическим свойствам, но отличающиеся друг от друга на одну или несколько групп СН2.
• Какие вещества называются изомерами?
Ответ:
- Изомеры – вещества, имеющие одинаковый состав, но разное пространственное строение.
• Что такое функциональная группа?
Ответ: Функциональная группа- атом или группа атомов, от которых зависят свойства вещества.
III. Изучение нового материала.
На сегодняшнем уроке мы с вами должны познакомиться и выяснить отличительные особенности, а также некоторые химические свойства одного из важнейших классов органических веществ – спиртов.
Если заменить атом водорода в углеродной цепи на какую-либо функциональную группу, получаются производные углеводородов.
Задание: Напишите структурную формулу метана, этана и один атом водорода замените на -ОН группу. Напишите структурную формулу этана, пропана и замените около каждого атома углерода один атом водорода на -ОН группу.
Вопросы:
1. Какие вещества получились? (СН3 – ОН, СН3 – СН2 – ОН, СН2ОН-СН2ОН, СН2ОН-СНОН-СН2ОН)
2. Как назвать класс получившихся веществ? (спирты)
3. Как можно отличить спирты от других классов органических веществ? (по ОН- группе)
4. Какое определение спиртов вы можете предложить?
Вместе с учащимися формулируется определение спиртов:
Спирты – органические вещества, в молекулах которых содержится одна или несколько гидроксогрупп (ОН).
Вопрос: Чем отличаются полученные формулы спиртов друг от друга?
Ответ учащихся:
Количеством ОН- групп.
Спирты подразделяются на несколько групп в зависимости от количества гидроксильных групп в молекуле.
Классификация спиртов по числу гидроксильных групп:
• одноатомные (одна группа - ОН),
• многоатомные (две и более групп - ОН)
Вопрос: Можно вывести общую формулу одноатомных и многоатомных спиртов?
R-OH - общая формула одноатомных спиртов.
R-(OH)n- общая формула многоатомных спиртов.
Далее на доске вместе с учащимися составляется схема, отражающая классификацию спиртов, систематическую и тривиальную номенклатуру:
Спирты
Одноатомные Многоатомные
( одна ОН группа) (две и более ОН групп)
R-OH R-(OH)n
СН3 – ОН (метанол, древесный спирт) СН2ОН-СН2ОН (этандиол-1,2, этиленгликоль)
СН3 – СН2 – ОН (этанол, винный спирт) СН2ОН-СНОН-СН2ОН (пропантриол-1,2,3,
глицерин)
Схему ученики заносят в рабочую тетрадь.
Для дальнейшего изучения спиртов учащиеся делятся на проектные группы, раздаются инструктивные карты. В группе определяют аналитиков, теоретиков, докладчиков. Результатом работы будет опорный конспект. На работу отводится 20 минут.
Затем учитель проходит, оценивает опорные конспекты. Организуется выступление проектной группы с лучшей презентацией. Учитель побуждает учащихся других групп участвовать в обсуждении вопросов, задает вопросы, поправляет или сам дает ответы в случае затруднения, дает пояснения.
Примерный вариант конспекта.
Получение
- Брожением сахаристых веществ:
С6Н12О6→дрожжи 2 С2Н5ОН + СО2↑
- Гидратацией алкенов:
Н2С=СН2 + Н-ОН→Н, t СН3-СН2ОН
Спирты
↑
Физические Химические
свойства свойства
Среди спиртов нет газов, 1) Горят в кислороде и на воздухе:
это бесцветные жидкости, 2С2Н5ОН + 6О2→ 4СО2↑ + 6Н2О
хорошо растворимы в воде. 2)Взаимодействие с Си(ОН)
С увеличением молекулярной (качественная реакция на
массы плотность увеличивается, многоатомные спирты):
многоатомные спирты вязкие. Глицерин+ Си(ОН)2= голубой р-р
Одноатомные спирты имеют Этиленгликоль+ Си(ОН)2= голубой р-р
резкий запах, летучи. Метанол- яд
для человека, вызывает слепоту
или смерть. Этанол- ядовитое нар-
котическое вещество.
Применение
Одноатомные спирты используют в качестве растворителей, для производства пластмасс, уксусной кислоты, лаков, медикаментов,
Душистых веществ и алкогольных напитков.
Многоатомные для получения антифризов, средств смягчения кожи, медикаментов, нитроглицерина - взрывчатого вещества.
В заключении делается краткое обобщение по плану урока.
IV. Закрепление
Тестирование с взаимопроверкой. Тест выводится на экран. (5 минут).
V. Итоговый
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание
§ 55, № 1,2 или задача №1(стр.173)
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Тест « Спирты». 10 класс
1. Функциональная группа спиртов:
1) – ОН
2) – СОН
3) – СООН
4) – С= ОО
2. Какое органическое соединение является гомологом этанола?
1) СН4 2) СН3ОН
3) С6Н6 4) С2Н4
3.В результате горения этанола в кислороде образуется
2) С и Н2О 2) СО и Н2О
3) СО2 и Н2О 4) С2Н2 и Н2О
4.Общая формула предельных одноатомных спиртов:
1) R-О- R 2) R-СООН
3) R-СООR 4) R-ОН
5. Количество коэффициентов в уравнении реакции горения метанола равно:
1) 4 2) 5
3) 6 4) 7
6. Глицерин имеет --- гидроксильные группы.
7. Образование ярко-синего комплексного соединения с гидроксидом меди (II) является качественной реакцией на
1) алканы
2) многоатомные спирты
3) циклоалканы
4) бензин
8. Получить предельный одноатомный спирт можно
1) окислением алкена
2) гидратацией алкена
3) восстановлением алкена
4) полимеризацией этилена
Взаимопроверка в парах
Обменяйтесь листами с работами, проверьте правильность выполнения заданий.
1.1)
2.2)
3.3)
4.4)
5.3)
6. 3)
7.2)
8.2)
Оцените работу.
«5»- 8 правильных ответов
«4»-6-7 правильных ответов
«3»-4-5 ответов
«2»- меньше четырех правильных ответов.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА теоретикам
Спирты: способы получения. Применение спиртов.
1. Изучите стр.164-165 учебника и напишите уравнения реакций получения этанола из: а) этилена, б) глюкозы. Укажите особенности условий протекания реакций.
2. На основании выполненных упражнений обобщите способы получения спиртов.
3. Обобщите информацию о применении предельных одноатомных спиртов.
4. Обобщите информацию о применении многоатомных спиртов.
5. Оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 5 минут.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА аналитикам
Спирты: физические и химические свойства.
1. Ознакомьтесь с образцами выданных вам предельных одноатомных и многоатомных спиртов. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) летучесть в) агрегатное состояние. Проанализируйте изменение их физических свойств с увеличением молекулярной массы.
2. Проверьте растворимость этанола в воде. Сделайте вывод о растворимости предельных одноатомных спиртов в воде.
3. Исходя из практического опыта, охарактеризуйте физиологическое действие этанола.
5. На основании выполненной работы, обобщите физические свойства спиртов.
6. Возьмите этанол и подожгите его. Сделайте вывод о продуктах реакции. Составьте уравнение реакции, проставьте коэффициенты.
7. Налейте в пробирку несколько миллилитров этиленгликоля и добавьте к нему свежеприготовленный Си(ОН)2. Запишите упрощенное уравнение реакции:
Этиленгликоль + Си(ОН)2= цвет полученного раствора
8. Налейте в пробирку несколько миллилитров глицерина и добавьте к нему свежеприготовленный Си(ОН)2. Запишите упрощенное уравнение реакции:
Глицерин + Си(ОН)2= цвет полученного раствора
9. Сделайте вывод о том, какие именно спирты дают качественную реакцию с гидроксидом меди (II).
Опорный конспект
Получение
↑
Физические Спирты Химические
свойства свойства
Применение
Конспект должен быть кратким и компактным. Каждый член группы переносит его в тетрадь.
Литература:
1. Горковенко М.Ю. «Поурочные разработки по химии. 9 класс», М.: «Вако» 2008.
2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия. 9 класс», М.: «Просвещение» 2008.
3. Химия. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М.: «Дрофа» 2007.
4. Штремплер Г. И «Школьный словарь химических понятий и терминов», М.: «Дрофа», 2007.
5. Иванов В.Г., Гева О.Н. «Химия в формулах. Справочные материалы», М.: «Дрофа», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме "Спирты"
Презентация содержит весь программный материал по теие, применяется на уроках в 10 классе...
К уроку по теме: "Спирты" 10 класс
Презентация, иллюстрирующая свойства спиртов...
Урок-обобщение Тема: «Спирты и фенолы»
Урок-обобщение "Спирты и фенолы"...
Открытый урок по теме "Спирты. 9класс"
p { margin-bottom: 0.21cm; } p { margin-bottom: 0.21cm; } Конспект комбинированного урока с применением технологии проектного обучения по теме "Спирты" в 9 классе. Учебная цель урока:добиться ...
Спирты,классификация,изомерия спиртов..
Разработка является уроком изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...
Спирты,классификация,изомерия спиртов (презентация к уроку)
Разработка является уроком изучения нового материала. Прослеживается генетическая связь с ранее изученными классами органических соединений.Подробно изучается классификация и изомерия спиртов.В ...
Многоатомные спирты. Особенности строения многоатомных спиртов.
Урок с использованием модульной технологии....