Конспект урока " Общие свойства металлов"
план-конспект урока по химии (9 класс) на тему

Белова Антонида Павловна

Модульная  технология 

Урок: «Общие свойства металлов»

(9класс, рассчитан на 2 часа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_no1.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

Модульная  технология

В условиях реализации личностно ориентированной концепции обучения возникла необходимость проектирования и внедрения развивающих педагогических технологий. Одна из которых – проблемно- модульное обучение.

Модульное обучение подразумевает самостоятельное достижение учащимися конкретных учебных целей в процессе работы с модулем во время урока, а также во внеурочное время. Учитель при этом выступает как организатор самостоятельной работы школьников, экспериментатор, участник совместной исследовательской деятельности.

Модуль

«Общие свойства металлов»

(9класс, рассчитан на 2 часа)

Цели урока: опираясь на ранее полученные знания учащихся, подвести их к пониманию различий в представлениях о металлах как химических элементах и металлах как простых веществах;

закрепить знания о физических и химических свойствах металлов, их нахождении в природе, основных областях применения;

акцентировать внимание на возможности интеграции курсов химии, литературы и истории;

развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;

развивать представления о причинно-следственных связях явлений,  познаваемости мира.

Реактивы и оборудование:  цинк, магний, медь, железо, вода, соляная кислота, раствор хлорида меди (II), спиртовка, спички, держатель, штатив с пробирками.

В данный модуль входит четыре учебных элемента(УЭ):

УЭ-1. Постановочная часть.

УЭ-2. Металлы - химические элементы.

УЭ-3.  Металлы – простые вещества.

УЭ -4 Самостоятельная работа.

УЭ-1

Постановочная часть урока

Цель: познакомить учащихся с содержанием модуля, поставить учебные цели и определить пути их достижения.

На доске написано: « Общие свойства металлов».

Актуализация знаний. Знакомство с содержанием модуля по карте ( табл. 1)

После этого предлагаю вспомнить, что  учащиеся уже знают о металлах. Заполняем на доске таблицу №2 и ставим учебные цели.

На каждой парте лежит незаполненная  схема-кластер « Общие свойства металлов» (рис.1) Совместно с учащимися заполняем её на основании таблицы № 2

Содержание

Что нужно знать

Что нужно уметь

Контрольные вопросы и задания

Источники информации (№№ параграфов и страницы учебников

Положение хими-ческих элементов металлов в пери-одической систе-ме. Нахождение металлов в природе.

Положение хими-ческих элементов металлов в пери-одической систе-ме и особенности строения их атомов.

Давать сравни-тельную характе-ристику металлов по положению в периодической системе

1.Какова распространённость металлов в природе?

2. В чём различие в строении атомов металлов? Привидите пример.

3. Как изменяется восстановительная способность метал-лов в периодах, в главных подгруппах? Почему?

4. Чем отличаются металличкские кри-сталлические решет-ки от:  а) от ионных; б) атомных?

Металлы –простые вещества. Получение металлов в промышшленности, физические свойства металлов.

Основные физи-ческие свойства простых веществ – металлов. Спо-собы получения, важнейшие восстановители металлов.

Описывать физи-ческие свойства металлов и объ-яснять их. Назы-вать способы получения металлов в промышленности.

1. В виде каких соединений встречаются в приро-де хром, свинец? Привидите уравне-ния реакций  получе-ния этих металлов.

Чем объясняется сходство физических свойств металлов?

Металлы –простые вещества. Химичес-кие свойства метал-лов: взаимодей-ствие с неметалла-ми, солями, водой, кислотами.

Важнейшие хи-мические свой-ства металлов.

Составлять урав-нения химических реакций метал-лов с неметалла-ми, водой, кисло-тами, солями. Составлять электронный ба-ланс для окисли-тельно-восстано-вительных реакций.

1.Допишите уравнения реакций:

Mg+N2→ ?

K + H2O→?+H2

Mg + HNO3разб→N2+?+?

Объясните окислительно-восстановительные процессы

         

Металлы –простые вещества. Применение металлов и их сплавов.

Области применения металлов и их сплавов.

Доказать преимущества применения ме-таллов и их спла-вов в различных областях

Таблица 1

        

Рис.1. Кластер по теме «Общие свойства металлов»

                               ЗНАЕМ

                   ХОТИМ        УЗНАТЬ

Таблица 2.

Уэ-2

« Металлы -  химические элементы»

Цель: сформировать понятие о металлах как о химических элементах.

Учащиеся в течение 10 мин работают с частью 1 опорного конспекта « Химия металлов» и делают краткие записи в тетрадях по плану:

1.Положение химических элементов - металлов в псхэ.

2. Строение атомов металлов.

3. Нахождение металлов в природе ( использовать рис 2 « Распространённость металлов в земной коре»)

После этого организуем обсуждение данных вопросов и сообщаем интересную информацию.

Опорный конспект «Химия металлов»


Уф-3

Металлы – простые вещества

Цель: сформировать понятие о металлах как простых веществах, повторить и закрепить знания  о физических и химических свойствах металлов, их нахождения в природе, применения в основных областях.

Заранее подготовленные учащиеся делают краткие сообщения (по 3 мин) по темам:

  1. Историческая справка о металлах.
  2. Области  использования и применения.

В течение 7 мин учащиеся изучают самостоятельно физические свойства металлов по учебнику и опорному конспекту « Химия металлов».  В процессе работы они составляют схему по теме

 « Физические свойства металлов ». Зарисовывают схему металлической кристаллической решётки и отвечают на вопросы: вид химической связи в металлах? Чем обусловлены общие физические свойства металлов?

На изучение химических свойств металлов отводим 15 мин. Учащиеся работают с учебником и опорным конспектом « Химия металлов». Зарисовывают в тетради схему « Химические свойства простых веществ – металлов» из этого  конспекта. Обращаем их внимание на то, что металлы проявляют восстановительные свойства. Учащиеся сравнивают восстановительные свойства металлов, используя электрохимический ряд напряжений.

После этого проводим лабораторные опыты « Химические свойства металлов» по плану:

  1. Окисление меди кислородом воздуха.
  2. Взаимодействие магния с водой.
  3. Взаимодействие цинка с соляной кислотой.
  4. Взаимодействие железа с хлоридом  меди(II).

Учащиеся фиксируют наблюдения и делают выводы о химических свойствах металлов.

Следующий этап – изучение способов получения металлов (7мин). Учащиеся самостоятельно работают с табл.3 « Общие способы получения металлов», а также используют материал учебника. Записывают в тетрадь общие свойства получения металлов и перечисляют основные восстановительные свойства металлов.

Изучая применение металлов (7 мин) учащиеся работают с дополнительной литературой и составляют рассказ о применении металлов, заслушиваем и оцениваем два лучших.

УФ-4

Самостоятельная работа

Цель: повторить и обобщить знания о металлах, выявить степень усвоения учащимися материала модуля « Общие свойства металлов».

Самостоятельная работа по четырём  вариантам. Время работы 10 мин.

Задания для самостоятельной работы.

Закончите уравнения реакций, объясните один из окислительно-восстановителььных процессов

( подчёркнут).

1 ВАРИАНТ :

  1. Cu2O + C →;
  2. Cu2O + CO →
  3. TiCl4 +Mg →
  4. CuSO4 + Fe→

2  ВАРИАНТ:

  1. ZnO + C →
  2. TiO + Al  →
  3. MoO3 + Al →
  4. Cu + Hg(NO3)2 →

3 ВАРИАНТ:

  1. CdO + CO →
  2. MoO3 + H2 →
  3. WO3 +H2 →
  4. Zn + CuCl2 →

4 ВАРИАНТ:

  1. V2O5 + Si →
  2. MnO2 + Al →
  3. CoO + CO →
  4. Fe + CuCl2 →

В конце урока учащиеся высказывают свое мнение об уроке.

БЕЛОВА А.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие свойства металлов(урок-семинар в 9 классе по изучению нового материала)

Данный материал поможет учителю, особенно молодому, провести первый урок по теме "Общие свойства металлов", используя технологию работы в группах, самостоятельной работы учащихся по приоб...

Конспект урока «Общие химические свойства металлов»- 9 класс

Считаю, что урок с применением ЭОР во многом отличается от стандартного урока. Получение новой информации происходит в основном в процессе самостоятельной деятельности, которая заключается в освоении ...

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР "Общие свойства металлов"

Урок изучения нового материала по теме "Общие свойства металлов" с критериями самооценки выполненной работы....

Урок химии в 9 классе с использованием ЭОР "Общие свойства металлов"

урок изучения нового материала с использованием ЭОР с критериями самооценки выполнения работы...

Конспект урока по теме:"Металлы, их положение в Периодической системе, строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов."

План - конспект урока разработан для учащихся 9 класса на основе Примерной программы по химии для основной школы и на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна (в ...

Общие свойства металлов. Урок изучения нового материала. 9 класс.

Реализация целей в ходе урока осуществляется через систему таких методов и приемов, как совместное планирование будущей деятельности, работа с дополнительными источниками информации, анализ предложенн...

Урок химии в 9 классе "Обобщение знаний по теме "Общие свойства металлов"

Урок химии в 9 классе посвящён обобщению и систематизации знаний учащихся о физических и химических свойствах металлов с помощью разноплановых заданий (традиционных, игровых, логических), основных спо...