Рассказы Химилы
рабочая программа по химии (5, 6 класс) на тему

Rasskazova

Программа спецкурса "Рассказы Химилы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazy_khimily.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов»

(МАОУ «Средняя школа №8»)

                                                                                             

                                                                    Рассмотрена на заседании

                                                                                        методического совета                            

                                                                                               МОУ «Средняя школа №8

                                                                                               с углублённым изучением

                                                                                         отдельных предметов»

                                                                                                 12 .10. 2009г. Протокол № 1

Программа спецкурса

«Рассказы Химилы» 

для учащихся 5-6 классов

(17 часов-5 класс, 17 часов-6 класс)

                       Составитель программы:

                                                                 Рассказова Наталья Леонидовна,

                                   учитель химии                                                          

                                                           МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма,

                                         идентификатор: 101-372-934

                                             

2012 год

                               Рассказы Химилы

    Цель курса: курс является  пропедевтическим, способствующим подготовке учащихся к углублённому изучению систематического курса химии на втором этапе в 8-9 классах, формированию у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е ключевых компетенций, определяющих  современное качество образования.

  Структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с химическим оборудованием  и химическими реактивами, информацией из справочной литературы; отработать основные понятия из раздела «Основные понятия химии», «Свойства неорганических и органических  веществ» с учетом возрастных особенностей учащихся; использование на уроках проблемного обучения через эксперимент, наблюдения, исследования.

 

         Задачи курса:

  • Первоначальное знакомство с языком и методами новой науки – химии;
  • Развитие мышления учащихся;
  • Создание условий для приобретения учащимися практических навыков;
  • Создание условий для развития устойчивого интереса к изучению химии.

    Курс рассчитан на :

5 класс- 17 часов

6 класс – 17 часов

Основное содержание курса:

5 класс

I. Введение (2 часа)

   Природа. Химия. Научный метод. Вещество. Химическое явление.

II. Вещество

   Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии.

   Знаки химических элементов, химические формулы.

   Смеси. Чистые вещества. Вещество простые и сложные.

   Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.     Группы и периоды периодической системы.

   Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Ионы

   Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Растворы. Явления физические и химические. Закон сохранения массы.

III. Элементарные основы неорганической химии. Кислород. Водород. Вода.

IV. Экспериментальные основы неорганической химии.

      Правила работы в школьной лаборатории.

      Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.

      Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Нагревание устройства.

     Проведение химических реакций при нагревании. Получение газообразных веществ.   Наблюдения физических и химических явлений.

         

           Требования к уровню подготовки пятиклассников.

      В результате изучения вопросов химии в 5 классе ученик должен знать/ понимать:

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы веществ, являющихся важным составляющими природы (кислород, водород, вода, поваренная соль, соляная кислота, гидроксид натрия), уравнения химических реакций;
  • Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, ион, вещество, классификация веществ, химическая реакция;
  • Основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон.

   Уметь:

  • Называть: химические элементы, отдельные соединения;
  • Объяснять: положение химического элемента в периодической системе Д.И. Менделеева;
  • Определять: состав веществ по их формулам;
  • Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • Распознавать опытным путем: кислород, водород, кислоты, щёлочи, крахмал.

  Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Безопасного обращения с веществами;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Требования к уровню подготовки шестиклассников.

      В результате изучения вопросов химии в 6 классе ученик должен знать/ понимать:

  • Химическую символику: знаки химических элементов, формулы веществ, являющихся важным составляющими природы (поваренная соль, соляная кислота, гидроксид натрия), уравнения химических реакций;
  • Важнейшие химические понятия: вещество, классификация веществ,  оксид, кислота, основание, соль, белки, жиры, углеводы, химическая реакция (соединеия, разложения);
  • Основные законы химии: сохранения массы веществ.

   Уметь:

  • Называть: химические элементы, отдельные соединения;
  • Объяснять: состав неорганических и органических веществ.
  • Определять: состав веществ по их формулам;
  • Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
  • Распознавать опытным путем: кислоты, щёлочи, крахмал.

  Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Безопасного обращения с веществами;
  • Экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Основное содержание курса:

6 класс

I. Повторение основных вопросов курса 5 класса.

Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Вещество. Атомы и молекулы. Смеси. Простые и сложные вещества. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.

II. Химические явления.

Химические реакции как процессы образования одних веществ из других. Признаки химических явлений и условия их протекания. Объяснение протекания химических реакций с молекулярной точки зрения. Распад веществ на атомы или ионы, образование из них новых веществ. Сохранение массы веществ в химических реакциях. Повторение знаков химических элементов. Реакции соединения и разложения.

III. Элементарные основы неорганической химии.

Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространённых оксидов, их распространение в природе и использование.

Основные сведения о кислотах, примеры наиболее распространённых кислот. Использование кислот в народном  хозяйстве и быту. Правила обращения с ними. Распознавание кислот.

Общие сведения об основаниях, растворимые основания-щёлочи; известковая вода, гашёная известь. Применение оснований в народном хозяйстве быту. Правила обращения с основаниями. Распознавание оснований. Реакция нейтрализации.

Соли как сложные вещества, в состав которых входят ионы металлов и кислотных остатков. Примеры солей, распространение их в природе. Свойства и применение ряда солей: поваренной соли NaCl, соды Na2SO4, медного купороса CuSO4 и др.

Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека.

Происхождение природного газа. Нефти, угля как продуктов гниения различных органических остатков без доступа воздуха при больших давлениях. Наиболее важные месторождения нефти и газа в России, их значение как источников для получения различных видов топлива и как важней шего сырья для химической промышленности.

Календарно – тематический план спецкурса

«Рассказы Химилы»

№ пп

Название тем

Кол-во часов

Виды деятельности

Дата проведения

Планируемая

фактическая

I. Введение ( 3 часа)

1.

Природа. Человек преобразует природу.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

2.

Что изучает химия? Научный метод.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

3.

Школьная лаборатория. Правила безопасности. Пр. работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием.

1

Практическая работа.

 II. Вещество (8 часов)

4.

Атомы и молекулы. Химические элементы.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

5.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

6.

Вещества простые сложные. Чистые вещества и смеси.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

7.

Пр. работа №2. Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием.

1

Практическая работа.

8.

Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

9.

Растворы. Пр. работа №3. Приготовление истинного раствора и взвеси.

1

Практическая работа.

10.

Пр. работа  №4. Выделение вещества из раствора.

1

Практическая работа.

11.

Явления физические и химические. Закон сохранения массы веществ.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

 III. Элементарные основы неорганической химии      (5 часов)

12.

Кислород.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

13.

Пр. работа №5. Получение кислорода.

1

Практическая работа.

14.

Пр. работа №6. Наблюдение горения угля в кислороде.

1

Практическая работа.

15.

Водород.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

16.

Пр. работа №7. Получение водорода.

1

Практическая работа.

 IV. Подводим итоги (1час)

1

Итоговый тест.

        

 Литература и другие информационные источники.

  1. Гуревич А.Е, Исаев Д.А, Понтак Л.С. Физика, Химия, 5-6 класс. М.: Дрофа, 2006.
  2. Гуревич А.Е, Исаев Д.А, Понтак Л.С Физика. Химия. Методическое пособие. 5-6 М.: дрофа, 2001.
  3. Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А. Физика, Химия, 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2008.

Календарно -  тематический план спецкурса «Рассказы Химилы» (6 класс).

Название тем

Кол-во

часов

Виды

деятельности

Дата провндения

Планируемая

Фактическая

I.

Повторение основных вопросов курса 5 класса.

1

Беседа.

II.

Химические явления.

1

1.

Закон сохранения массы веществ. Реакции соединения и разложения.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

III.

Элементарные основы неорганической химии.

4

1.

Оксиды.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

2.

Кислоты.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

3.

Основания.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

4.

Соли.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

IV.

Элементарные основы органической химии.

4

1.

Белки.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

2.

Жиры.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

3.

Углеводы.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

4.

Природный газ и нефть.

1

Лекция. Беседа. Опорный конспект.

V.

Экспериментальные основы неорганической и органической химии.

4

1.

Правила работы в школьной лаборатории. Практическая работа №1. Наблюдения физических и химических явлений.

2

Практическая работа.

2.

Практическая работа №2. Действие кислот и оснований на индикаторы.

1

Практическая работа.

3.

Практическая работа №3. Распознавание крахмала.

1

Практическая работа.

VI.

Повторение и подготовка к итоговой работе.

1

Решение упражнений.

VII.

Итоговая работа.

1

Тест.

VIII.

Анализ итоговой работы.

1

Литература и другие информационные источники.

  1. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Физика. Химия. 5-6 класс. М.: Дрофа, 2006.
  2. А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Физика. Химия. Методическое пособие. 5-6 класс. М.: Дрофа, 2006.
  3. А.Е. Гуревич, М.В. Краснов, Л.А. Нотов. Химия. 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.

В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса?  Конечно, необходимы пла...

Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа

Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...