Рассказы Химилы
рабочая программа по химии (5, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
с углублённым изучением отдельных предметов»
(МАОУ «Средняя школа №8»)
Рассмотрена на заседании
методического совета
МОУ «Средняя школа №8
с углублённым изучением
отдельных предметов»
12 .10. 2009г. Протокол № 1
Программа спецкурса
«Рассказы Химилы»
для учащихся 5-6 классов
(17 часов-5 класс, 17 часов-6 класс)
Составитель программы:
Рассказова Наталья Леонидовна,
учитель химии
МАОУ «Средняя школа №8» г. Когалыма,
идентификатор: 101-372-934
2012 год
Рассказы Химилы
Цель курса: курс является пропедевтическим, способствующим подготовке учащихся к углублённому изучению систематического курса химии на втором этапе в 8-9 классах, формированию у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е ключевых компетенций, определяющих современное качество образования.
Структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с химическим оборудованием и химическими реактивами, информацией из справочной литературы; отработать основные понятия из раздела «Основные понятия химии», «Свойства неорганических и органических веществ» с учетом возрастных особенностей учащихся; использование на уроках проблемного обучения через эксперимент, наблюдения, исследования.
Задачи курса:
- Первоначальное знакомство с языком и методами новой науки – химии;
- Развитие мышления учащихся;
- Создание условий для приобретения учащимися практических навыков;
- Создание условий для развития устойчивого интереса к изучению химии.
Курс рассчитан на :
5 класс- 17 часов
6 класс – 17 часов
Основное содержание курса:
5 класс
I. Введение (2 часа)
Природа. Химия. Научный метод. Вещество. Химическое явление.
II. Вещество
Атомы и молекулы. Химический элемент. Язык химии.
Знаки химических элементов, химические формулы.
Смеси. Чистые вещества. Вещество простые и сложные.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Ионы
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Растворы. Явления физические и химические. Закон сохранения массы.
III. Элементарные основы неорганической химии. Кислород. Водород. Вода.
IV. Экспериментальные основы неорганической химии.
Правила работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности.
Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Нагревание устройства.
Проведение химических реакций при нагревании. Получение газообразных веществ. Наблюдения физических и химических явлений.
Требования к уровню подготовки пятиклассников.
В результате изучения вопросов химии в 5 классе ученик должен знать/ понимать:
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы веществ, являющихся важным составляющими природы (кислород, водород, вода, поваренная соль, соляная кислота, гидроксид натрия), уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, ион, вещество, классификация веществ, химическая реакция;
- Основные законы химии: сохранения массы веществ, периодический закон.
Уметь:
- Называть: химические элементы, отдельные соединения;
- Объяснять: положение химического элемента в периодической системе Д.И. Менделеева;
- Определять: состав веществ по их формулам;
- Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- Распознавать опытным путем: кислород, водород, кислоты, щёлочи, крахмал.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с веществами;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки шестиклассников.
В результате изучения вопросов химии в 6 классе ученик должен знать/ понимать:
- Химическую символику: знаки химических элементов, формулы веществ, являющихся важным составляющими природы (поваренная соль, соляная кислота, гидроксид натрия), уравнения химических реакций;
- Важнейшие химические понятия: вещество, классификация веществ, оксид, кислота, основание, соль, белки, жиры, углеводы, химическая реакция (соединеия, разложения);
- Основные законы химии: сохранения массы веществ.
Уметь:
- Называть: химические элементы, отдельные соединения;
- Объяснять: состав неорганических и органических веществ.
- Определять: состав веществ по их формулам;
- Обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- Распознавать опытным путем: кислоты, щёлочи, крахмал.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Безопасного обращения с веществами;
- Экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Основное содержание курса:
6 класс
I. Повторение основных вопросов курса 5 класса.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Вещество. Атомы и молекулы. Смеси. Простые и сложные вещества. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома.
II. Химические явления.
Химические реакции как процессы образования одних веществ из других. Признаки химических явлений и условия их протекания. Объяснение протекания химических реакций с молекулярной точки зрения. Распад веществ на атомы или ионы, образование из них новых веществ. Сохранение массы веществ в химических реакциях. Повторение знаков химических элементов. Реакции соединения и разложения.
III. Элементарные основы неорганической химии.
Оксиды как сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. Примеры наиболее распространённых оксидов, их распространение в природе и использование.
Основные сведения о кислотах, примеры наиболее распространённых кислот. Использование кислот в народном хозяйстве и быту. Правила обращения с ними. Распознавание кислот.
Общие сведения об основаниях, растворимые основания-щёлочи; известковая вода, гашёная известь. Применение оснований в народном хозяйстве быту. Правила обращения с основаниями. Распознавание оснований. Реакция нейтрализации.
Соли как сложные вещества, в состав которых входят ионы металлов и кислотных остатков. Примеры солей, распространение их в природе. Свойства и применение ряда солей: поваренной соли NaCl, соды Na2SO4, медного купороса CuSO4 и др.
Белки, жиры и углеводы как важнейшие питательные вещества для организма человека.
Происхождение природного газа. Нефти, угля как продуктов гниения различных органических остатков без доступа воздуха при больших давлениях. Наиболее важные месторождения нефти и газа в России, их значение как источников для получения различных видов топлива и как важней шего сырья для химической промышленности.
Календарно – тематический план спецкурса
«Рассказы Химилы»
№ пп | Название тем | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата проведения | |
Планируемая | фактическая | ||||
I. Введение ( 3 часа) | |||||
1. | Природа. Человек преобразует природу. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
2. | Что изучает химия? Научный метод. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
3. | Школьная лаборатория. Правила безопасности. Пр. работа №1. Знакомство с лабораторным оборудованием. | 1 | Практическая работа. | ||
II. Вещество (8 часов) | |||||
4. | Атомы и молекулы. Химические элементы. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
5. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
6. | Вещества простые сложные. Чистые вещества и смеси. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
7. | Пр. работа №2. Разделение растворимых и нерастворимых веществ фильтрованием. | 1 | Практическая работа. | ||
8. | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
9. | Растворы. Пр. работа №3. Приготовление истинного раствора и взвеси. | 1 | Практическая работа. | ||
10. | Пр. работа №4. Выделение вещества из раствора. | 1 | Практическая работа. | ||
11. | Явления физические и химические. Закон сохранения массы веществ. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
III. Элементарные основы неорганической химии (5 часов) | |||||
12. | Кислород. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
13. | Пр. работа №5. Получение кислорода. | 1 | Практическая работа. | ||
14. | Пр. работа №6. Наблюдение горения угля в кислороде. | 1 | Практическая работа. | ||
15. | Водород. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
16. | Пр. работа №7. Получение водорода. | 1 | Практическая работа. | ||
IV. Подводим итоги (1час) | 1 | Итоговый тест. |
Литература и другие информационные источники.
- Гуревич А.Е, Исаев Д.А, Понтак Л.С. Физика, Химия, 5-6 класс. М.: Дрофа, 2006.
- Гуревич А.Е, Исаев Д.А, Понтак Л.С Физика. Химия. Методическое пособие. 5-6 М.: дрофа, 2001.
- Гуревич А.Е., Краснов М.В., Нотов Л.А. Физика, Химия, 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2008.
Календарно - тематический план спецкурса «Рассказы Химилы» (6 класс).
№ | Название тем | Кол-во часов | Виды деятельности | Дата провндения | |
Планируемая | Фактическая | ||||
I. | Повторение основных вопросов курса 5 класса. | 1 | Беседа. | ||
II. | Химические явления. | 1 | |||
1. | Закон сохранения массы веществ. Реакции соединения и разложения. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
III. | Элементарные основы неорганической химии. | 4 | |||
1. | Оксиды. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
2. | Кислоты. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
3. | Основания. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
4. | Соли. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
IV. | Элементарные основы органической химии. | 4 | |||
1. | Белки. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
2. | Жиры. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
3. | Углеводы. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
4. | Природный газ и нефть. | 1 | Лекция. Беседа. Опорный конспект. | ||
V. | Экспериментальные основы неорганической и органической химии. | 4 | |||
1. | Правила работы в школьной лаборатории. Практическая работа №1. Наблюдения физических и химических явлений. | 2 | Практическая работа. | ||
2. | Практическая работа №2. Действие кислот и оснований на индикаторы. | 1 | Практическая работа. | ||
3. | Практическая работа №3. Распознавание крахмала. | 1 | Практическая работа. | ||
VI. | Повторение и подготовка к итоговой работе. | 1 | Решение упражнений. | ||
VII. | Итоговая работа. | 1 | Тест. | ||
VIII. | Анализ итоговой работы. | 1 |
Литература и другие информационные источники.
- А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Физика. Химия. 5-6 класс. М.: Дрофа, 2006.
- А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. Физика. Химия. Методическое пособие. 5-6 класс. М.: Дрофа, 2006.
- А.Е. Гуревич, М.В. Краснов, Л.А. Нотов. Химия. 5 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Особенности стиля рассказов Чехова.
Урок литературы в 5 классе. Прилагается краткий литературоведческий словарик.Цели: 1) Познакомить с биографией А.П. Чехова. -Повысить общую культуру учен...
Конспект занятия. Тема. Пересказ рассказа «Грачи открыли весну» (по мотивам статьи из «Жизни животных » А.Э.Брема, рассказа В.Бианки «Грачи открыли весну» из «Лесной газеты», рассказа Н.Сладкова «Грачи прилетели»).
Конспект по развитию связной речи для детей подготовительной группы с ОНР 3 ур.р.р...
Материалы к изучению рассказа И. С. Тургенева "Муму" в 5 классе: 1. Планы рассуждений к рассказам о барыне, Татьяне, Герасим. .2.Тест по содержанию рассказа.
В учебнике по литературе для 5 класса Г. С. Аркина в вопросах и заданиях предложено рассказать о барыне, Татьяне, Герасиме, Как это сделать рационально ученикам 5 класса? Конечно, необходимы пла...
В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа. Нравственные проблемы в рассказе. Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев
Маршрутный лист дистанционного урока...
В.П. Астафьева. Рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Творческая работа №10. Классное сочинение-рассуждение по мотивам рассказа В.П. Астафьева,
Маршрутный лист дистанционного урока...
Конспект урока литературы в 5 классе (новый ФГОС). Тема: Л.Н. Толстой рассказ "Кавказский пленник": историческая основа, рассказ-быль, тема, идея рассказа
Данный урок является первым в цикле уроков по изучению рассказа Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". На этом уроке обучающиеся знакомятся с биографией писателя, исторической основой рассказа,...