Занятие по элективному предмету в 10 классе
методическая разработка по химии (10 класс) на тему

Заборская Елена Андреевна

Занятие по элективному предмету в 10 химико-биологическом классе по теме: "Физиологическое действие спиртов" (используются презентации, видеоматериалы, эксперимент, мини-исследования, социологический опрос и т.д.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие по элективному предмету28.82 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Заборская, учитель химии МАОУ СОШ №6, г. Северодвинск 

Занятие по элективному предмету в 10 классе химико–биологического профиля

Тема: «Физиологическое действие спиртов»

Цели:

1. Расширить и углубить знания о спиртах, показать влияние их на организм человека.

2. Развивать познавательную активность и самостоятельность, общие приёмы практической, в том числе экспериментальной деятельности.

3. Способствовать развитию речи учащихся, умений анализа и сопоставления фактов, творческой самореализации.

4. Создать основу для формирования отрицательного отношения подростков к явлению пьянства и алкоголизма в обществе, активной социальной позиции в отношении здорового образа жизни.

Девиз занятия: «Случай помогает только подготовленному уму»

Оборудование: 

  1. Компьютер, проектор, экран
  2. Этиловый спирт, глицерин; растворы белка, сульфата меди (II), гидроксида натрия; вода, медная спираль, спиртовка, спички, пробирки,
  3. Косметический крем и лосьон для лица и рук.

Ход занятия

Вводное слово учителя.

Здоровье - драгоценнейшее свойство человека, которое зависит от его образа жизни. Угрозой являются социальная среда, внешние факторы, в том числе вещества, с которыми соприкасается человек в своей повседневной жизни. Мы изучили строение и свойства спиртов. Сегодня мы практически научимся определять спирты и подробнее узнаем о влиянии спиртов на организм человека. Для изучения мы возьмём четыре спирта. Составим кластер, а в дальнейшем, выяснив положительное  и отрицательное значение спиртов, его заполним.

Кластер «Спирты»

Учитель. Проведём эксперимент  (Инструктаж по ТБ)

Опыт №1

В пробирку №1 прилейте несколько капель сульфата меди (II).

Туда же добавьте избыток гидроксида натрия.

Взболтайте полученную смесь. Отметьте превращение голубого осадка в раствор тёмно-синего (василькового) цвета.

-Для каких спиртов данная реакция является качественной?

Задание:

-запишите в кластер спирты: этиленгликоль и глицерин

-на примере данных спиртов составьте уравнения проведённой химической реакции (в тетради и на доске).

Сообщение учащегося с презентацией «Этиленгликоль, свойства, применение»

Опыт №2

Определите наличие глицерина в предложенном косметическом средстве. Сначала долейте к нему 2-3  мл воды, перемешайте, затем проведите реакцию на многоатомный спирт.

Учитель. Мы знаем, что глицерин применяют в качестве лекарственного препарата, как водоотнимающий агент. Его используют при лечении гидроцефалии.

А на каком свойстве основано применение глицерина в косметических средствах?

Сообщение учащегося с презентацией «Глицерин в медицине и косметологии»

Учитель. Глицерин используют для приготовления питательных масок.

Питательные маски с глицерином

Наибольший эффект питательные маски оказывают после горячего компресса или паровой ванны. Время действия масок обычно 15-30 минут. После процедуры маску смывают водой, кожу смазывают кремом, соответствующим типу кожи.

Медовая маска для лица. Одну чайную ложку мёда смешать с одной чайной ложкой глицерина и одной чайной ложкой муки. Смесь развести в двух столовых ложках воды, наложить на лицо и шею. Маска хорошо очищает и освежает кожу.

Медовая маска для рук. Перемешать три столовых ложки глицерина, одну чайную ложку нашатырного спирта, буру на кончике ножа, одну чайную ложку мёда, полстакана воды. Перед употреблением взболтать.

Опыт №3

Качественная реакция на одноатомные спирты.

Нагрейте медную спираль в пламени спиртовки и опустите в содержимое пробирки №2, а затем вновь прокалите медную спираль и внесите в косметическое средство пробирки №3.

Задание:

-запишите в кластер спирты: метанол и этанол

-на примере данных спиртов составьте уравнения проведённой химической реакции (в тетради и на доске).

Сообщение учащегося с презентацией «Физиологическое действие метанола»

Учитель. А какое действие оказывает этанол на живые механизмы?

Опыт №4

Действие этанола на яичный белок.

К одному миллилитру яичного белка прилейте столько же этанола. Почему в пробирке образуется плотный белый осадок?

В результате воздействия спирта нарушаются структура, свойства и функции белков.

Сообщения учащихся с презентациями «Алкогольная зависимость», «Воздействие алкоголя на печень»

Данные социологического опроса «Отношения учащихся 10-х классов к алкоголю»

Вопросы анкеты

Результаты тестирования

А

Б

1. Пробовали спиртное

Д

Ю

2. Когда впервые пробовали                   Д

Ю

3. В каком кругу впервые

4. Сколько раз в месяц употребляете сейчас

5. В каком кругу употребляете сейчас

6. Причины для оправдания пьянства

7. Негативное отношение к алкоголю

8. Знают о последствиях употребления алкоголя

Видеоклип «Действие алкоголя на человека»

Рефлексия

Учитель предлагает учащимся прочитать составленный ими синквейн по теме данного занятия.

По итогам занятия учащимся предлагается приём «Недописанное предложение».

- На этом уроке мне понравилось …..

- Я никогда не буду ….

- Я думаю, что ….

Заключительное слово учителя. Чтобы защитить себя от вредного воздействия окружающей нас действительности, необходимо быть морально и интеллектуально готовым к благоприятному и здоровому образу жизни…

Задание:

-запишите в кластер положительное и отрицательное действие спиртов на человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытое занятие по элективному курсу 9 класс

Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...

Программа элективного предмета "Бизнес-немецкий" для учащихся социально-гуманитарного класса

Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10—11 классов и составлен на основе методической разработки «Немецкий язык. Бизнес-курс» (авт. Т.Н. Сухова.: «Учитель», Волгог...

элективный предмет 10 класс "Методы решения физических задач"

Элективный предмет рассчитан на учащихся 10 класса и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю....

Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015

Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...

Факультативные занятия, элективные предметы

Факультативные занятия, элективные предметы...

Занятие №6 «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ФОРМУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ», элективный предмет по химии для учащихся 10 классов

Нахождение молекулярной формулы по данным о массовых долях элементов и относительной молекулярной массе (или молярной массе)....

Конспект занятия элективного предмета "Психология общения". Тема: "Плюсы и минусы виртуального общения"

Беседа с подростками на тему виртуального общения. В чём его преимущество? Почему виртуальное общение сейчас занимает столько времени? К чему может привести чрезмерная увлеченность общением в сети?...