Занятие по элективному предмету в 10 классе
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
Занятие по элективному предмету в 10 химико-биологическом классе по теме: "Физиологическое действие спиртов" (используются презентации, видеоматериалы, эксперимент, мини-исследования, социологический опрос и т.д.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
занятие по элективному предмету | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Е.А. Заборская, учитель химии МАОУ СОШ №6, г. Северодвинск
Занятие по элективному предмету в 10 классе химико–биологического профиля
Тема: «Физиологическое действие спиртов»
Цели:
1. Расширить и углубить знания о спиртах, показать влияние их на организм человека.
2. Развивать познавательную активность и самостоятельность, общие приёмы практической, в том числе экспериментальной деятельности.
3. Способствовать развитию речи учащихся, умений анализа и сопоставления фактов, творческой самореализации.
4. Создать основу для формирования отрицательного отношения подростков к явлению пьянства и алкоголизма в обществе, активной социальной позиции в отношении здорового образа жизни.
Девиз занятия: «Случай помогает только подготовленному уму»
Оборудование:
- Компьютер, проектор, экран
- Этиловый спирт, глицерин; растворы белка, сульфата меди (II), гидроксида натрия; вода, медная спираль, спиртовка, спички, пробирки,
- Косметический крем и лосьон для лица и рук.
Ход занятия
Вводное слово учителя.
Здоровье - драгоценнейшее свойство человека, которое зависит от его образа жизни. Угрозой являются социальная среда, внешние факторы, в том числе вещества, с которыми соприкасается человек в своей повседневной жизни. Мы изучили строение и свойства спиртов. Сегодня мы практически научимся определять спирты и подробнее узнаем о влиянии спиртов на организм человека. Для изучения мы возьмём четыре спирта. Составим кластер, а в дальнейшем, выяснив положительное и отрицательное значение спиртов, его заполним.
Кластер «Спирты»
Учитель. Проведём эксперимент (Инструктаж по ТБ)
Опыт №1
В пробирку №1 прилейте несколько капель сульфата меди (II).
Туда же добавьте избыток гидроксида натрия.
Взболтайте полученную смесь. Отметьте превращение голубого осадка в раствор тёмно-синего (василькового) цвета.
-Для каких спиртов данная реакция является качественной?
Задание:
-запишите в кластер спирты: этиленгликоль и глицерин
-на примере данных спиртов составьте уравнения проведённой химической реакции (в тетради и на доске).
Сообщение учащегося с презентацией «Этиленгликоль, свойства, применение»
Опыт №2
Определите наличие глицерина в предложенном косметическом средстве. Сначала долейте к нему 2-3 мл воды, перемешайте, затем проведите реакцию на многоатомный спирт.
Учитель. Мы знаем, что глицерин применяют в качестве лекарственного препарата, как водоотнимающий агент. Его используют при лечении гидроцефалии.
А на каком свойстве основано применение глицерина в косметических средствах?
Сообщение учащегося с презентацией «Глицерин в медицине и косметологии»
Учитель. Глицерин используют для приготовления питательных масок.
Питательные маски с глицерином
Наибольший эффект питательные маски оказывают после горячего компресса или паровой ванны. Время действия масок обычно 15-30 минут. После процедуры маску смывают водой, кожу смазывают кремом, соответствующим типу кожи.
Медовая маска для лица. Одну чайную ложку мёда смешать с одной чайной ложкой глицерина и одной чайной ложкой муки. Смесь развести в двух столовых ложках воды, наложить на лицо и шею. Маска хорошо очищает и освежает кожу.
Медовая маска для рук. Перемешать три столовых ложки глицерина, одну чайную ложку нашатырного спирта, буру на кончике ножа, одну чайную ложку мёда, полстакана воды. Перед употреблением взболтать.
Опыт №3
Качественная реакция на одноатомные спирты.
Нагрейте медную спираль в пламени спиртовки и опустите в содержимое пробирки №2, а затем вновь прокалите медную спираль и внесите в косметическое средство пробирки №3.
Задание:
-запишите в кластер спирты: метанол и этанол
-на примере данных спиртов составьте уравнения проведённой химической реакции (в тетради и на доске).
Сообщение учащегося с презентацией «Физиологическое действие метанола»
Учитель. А какое действие оказывает этанол на живые механизмы?
Опыт №4
Действие этанола на яичный белок.
К одному миллилитру яичного белка прилейте столько же этанола. Почему в пробирке образуется плотный белый осадок?
В результате воздействия спирта нарушаются структура, свойства и функции белков.
Сообщения учащихся с презентациями «Алкогольная зависимость», «Воздействие алкоголя на печень»
Данные социологического опроса «Отношения учащихся 10-х классов к алкоголю»
Вопросы анкеты | Результаты тестирования | |
А | Б | |
1. Пробовали спиртное Д Ю | ||
2. Когда впервые пробовали Д Ю | ||
3. В каком кругу впервые | ||
4. Сколько раз в месяц употребляете сейчас | ||
5. В каком кругу употребляете сейчас | ||
6. Причины для оправдания пьянства | ||
7. Негативное отношение к алкоголю | ||
8. Знают о последствиях употребления алкоголя |
Видеоклип «Действие алкоголя на человека»
Рефлексия
Учитель предлагает учащимся прочитать составленный ими синквейн по теме данного занятия.
По итогам занятия учащимся предлагается приём «Недописанное предложение».
- На этом уроке мне понравилось …..
- Я никогда не буду ….
- Я думаю, что ….
Заключительное слово учителя. Чтобы защитить себя от вредного воздействия окружающей нас действительности, необходимо быть морально и интеллектуально готовым к благоприятному и здоровому образу жизни…
Задание:
-запишите в кластер положительное и отрицательное действие спиртов на человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытое занятие по элективному курсу 9 класс
Элективный курс "Дети и молодежь в англоязычных странах"...
Программа элективного предмета "Бизнес-немецкий" для учащихся социально-гуманитарного класса
Элективный бизнес-курс по немецкому языку предназначен для учащихся 10—11 классов и составлен на основе методической разработки «Немецкий язык. Бизнес-курс» (авт. Т.Н. Сухова.: «Учитель», Волгог...
элективный предмет 10 класс "Методы решения физических задач"
Элективный предмет рассчитан на учащихся 10 класса и предполагает совершенствование подготовки школьников по освоению основных разделов физики. Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю....
Рабочая программа элективного предмета предмета "Математика на практике" в 10 классе физико - математического профиля на 2014-2015
Данная работа содержит программу элективного предмета "Математика на практике" для 10 класса...
Факультативные занятия, элективные предметы
Факультативные занятия, элективные предметы...
Занятие №6 «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ НА НАХОЖДЕНИЕ ФОРМУЛ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ», элективный предмет по химии для учащихся 10 классов
Нахождение молекулярной формулы по данным о массовых долях элементов и относительной молекулярной массе (или молярной массе)....
Конспект занятия элективного предмета "Психология общения". Тема: "Плюсы и минусы виртуального общения"
Беседа с подростками на тему виртуального общения. В чём его преимущество? Почему виртуальное общение сейчас занимает столько времени? К чему может привести чрезмерная увлеченность общением в сети?...