Факультативные занятия, элективные предметы
элективный курс по русскому языку
Факультативные занятия, элективные предметы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_8_klass_sekrety_orfografii.doc | 258 КБ |
elektivnyy_predmet_9_a_rabochaya_programma_gnevashevoy_l.n.docx | 49.1 КБ |
rabochaya_programma_kultura_rechi.docx | 65.87 КБ |
konspekty_zanyatiy.doc | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка……………………………….. | |
2. | Общая характеристика факультатива………….. | |
3. | Место факультатива в учебном плане…………. | |
4. | Результаты изучения факультатива……………… | |
5. | Содержание факультатива……………………… | |
6. | Тематическое планирование……………………. | |
7. | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения………………………… | |
8. | Планируемые результаты изучения…………………………………………….. |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
______________________________________________________________________
Рабочая программа факультатива «Секреты орфографии» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ №40».
Рабочая программа факультатива «Секреты орфографии» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897, с особенностями развития, интересами и потребностями обучающихся 8 В класса (Результаты 2014-2015 учебного года обучающихся 7В класса -уровень качества знаний по русскому языку по результатам 2014-2015 учебного года - 62%, успеваемости - 100%, что соответствует достаточному уровню); обучающимся 8В класса на факультативных занятиях будут предложены задания повышенной сложности, задания опережающего характера.
Цели и задачи обучения:
1.Углубление и систематизация знаний о языке, создание прочной, надежной базы орфографических навыков.
2.Умение контролировать себя в процессе письма, применяя правила и привлекая для проверки трудных написаний словари и справочники.
3.Умение находить и исправлять орфографические ошибки.
4.Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
5.Умение составлять схемы-таблицы, помогающие решать орфографические задачи.
Особенности организации учебного процесса:
Факультатив «Секреты орфографии» обеспечивает осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков владения языком. Занятия данного курса ориентированы на подготовку к государственной итоговой аттестации, где независимо от формы проведения экзамена обучающиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Доминирующей идеей факультативных занятий является анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, интенсивное речевое и интеллектуальное развитие обучающихся. В процессе обучения обучающийся получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности.
Факультативные занятия спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у обучающихся в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся как средства их развития и как основы для овладения материалом.
Материал в программе подается с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Форма организации образовательного процесса:
Основной, главной формой организации учебного процесса является факультативное занятие.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: взаимоконтроль, самоконтроль, составление орфографических и пунктуационных упражнений самими обучающимися, анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления, работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде); итоговое занятие – зачёт.
Технологии, используемые в обучении: развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), деятельностный метод, метод проектов, игровые методики, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве (групповые технологии), проблемное обучение, развитие исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии, технология уровневой дифференциации и другие.
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
______________________________________________________________________
Содержание факультатива «Секреты орфографии» в 8 классе обусловлено общей нацеленностью на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сфер и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
Усиление коммуникативно-деятельностной направленности, нацеленность на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.
Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:
коммуникативные универсальные учебные действия: владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета;
познавательные универсальные учебные действия: формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами;
регулятивные универсальные учебные действия: ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию.
Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, способности классифицировать языковые явления и факты, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности.
Факультативные занятия спланированы с учетом знаний, умений и навыков по предмету, которые сформированы у обучающихся в процессе реализации принципов развивающего обучения. На первый план выдвигается раскрытие и использование познавательных возможностей обучающихся как средства их развития и как основы для овладения материалом.
Основные содержательные линии:
Направленность факультативных занятий направлена на формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
- МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
______________________________________________________________________
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных организаций Российской Федерации предусматривает ведение факультативных занятий (из расчета 35 учебных недель, 1 учебный час в неделю).
- РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
______________________________________________________________________
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных. творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения: способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
-адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
-владение разными видами чтения;
-адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
-способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;
-умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
-способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
-умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свернутости;
-умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
-владение разными видами монолога и диалога; соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
-способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
-способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; -умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные результаты: осмысление системы знаний о языке, формирование устойчивых навыков, овладение нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
- СОДЕРЖАНИЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
______________________________________________________________________
Орфография.
Принципы русской орфографии.
Безударные гласные корня, проверяемые и непроверяемые ударением.
Чередование в корнях.
О-E после шипящих и “Ц” в различных частях слова.
Правописание приставок.
Правописание согласных в корне слова.
Правописание Ъ и Ь.
Правописание суффиксов и окончаний различных частей речи.
Буквы “Н” и “НН” в словах различных частей речи.
Небуквенные орфограммы. Слитное и раздельное написание слов. Основные случаи дефисных написаний.
Написание “НЕ” с разными частями речи. Разграничение частиц НЕ и НИ.
Правописание служебных частей речи.
Тренировочные задания по разделу “Орфография ”.
6. Тематическое планирование
№ | Тема факультативного занятия | Тип | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата | ||||||
план | факт | |||||||||||
Правописание гласных, согласных в корне. Работа с тестами | Обобщение и систематизация | 1 | Гласные и согласные в корне | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание гласных и согласных в корне | 8В-02.09 | |||||||
Непроизносимые согласные | Обобщение и систематизация | 1 | Непроизносимые согласные | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание непроизносимых согласных | 8В-09.09 | |||||||
Согласные корня перед суффиксами. Двойные согласные в корне слова | Обобщение и систематизация | 1 | Согласные в корне слова | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание двойных согласных в корне слова | 8В-16.09 | |||||||
Двойные согласные на стыке приставки и корня. Правописание согласных в приставках. | Обобщение и систематизация | 1 | Согласные в приставках | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать написание согласных в приставках | 8В-23.09 | |||||||
Н и НН в прилагательных, образованных от существительных | Обобщение и систематизация | 1 | Н и НН в суффиксах прилагательных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи, знать написание Н и НН в суффиксах прилагательных | 8В-30.09 | |||||||
Н и НН в наречиях, образованных от прилагательных | Обобщение и систематизация | 1 | Н и НН в наречиях | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Н и НН в наречиях | 8В-07.10 | |||||||
Правописание Н и НН в отглагольных прилагательных | Обобщение и систематизация | 1 | Н и НН в отглагольных прилагательных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Н и НН в отглагольных прилагательных | 8В-14.10 | |||||||
Правописание Н и НН в причастиях | Обобщение и систематизация | 1 | Н и НН в причастиях. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Н и НН в причастиях | 8В-21.10 | |||||||
Правописание Н и НН в существительных. Работа с тестами | Обобщение и систематизация | 1 | Н и НН в существительных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Н и НН в существительных | 8В-28.10 | |||||||
Безударные гласные в корнях. Особые случаи написания гласных в корнях | Обобщение и систематизация | 1 | Гласные в коре слова | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание | 8В-11.11 | |||||||
Правописание безударных гласных в приставках. «Умники и умницы» | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в приставках | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в корне | 8В-18.11 | |||||||
Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и причастий. Работа со схемами и таблицами | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в суффиксах глаголов и причастий | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в суффиксах глаголов и причастий | 8В-25.11 | |||||||
Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий. Составление карточек | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в суффиксах деепричастий и наречий | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в суффиксах деепричастий и наречий | 8В-02.12 | |||||||
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в окончаниях существительных и прилагательных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях существительных и прилагательных | 8В-09.12 | |||||||
Безударные гласные в корне. Особые случаи написания гласных в корнях слов | Обобщение и систематизация | 1 | Безударные гласные в корнях | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в корнях слов | 8В-16.12 | |||||||
Гласные в окончаниях числительных | Обобщение и систематизация | Гласные в окончаниях числительных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях числительных | 8В-23.12 | ||||||||
Гласные в окончаниях глаголов. Работа со схемами. | Обобщение и систематизация | 1 | Гласные в окончаниях глаголов | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях глаголов | 8В-30.12 | |||||||
Правописание гласных в окончаниях причастий. | Обобщение и систематизация | 1 | Гласные в окончаниях причастий | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание безударных гласных в окончаниях причастий | ||||||||
Чередование гласных в корне | Обобщение и систематизация | 1 | Чередование гласных в корне | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание чередующихся гласных в корне | ||||||||
Правописание О и Е после шипящих и Ц | Обобщение и систематизация | 1 | Правописание О и Е после шипящих и Ц | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание О и Е после шипящих и Ц | ||||||||
Ы – И после Ц. Составление таблицы | Обобщение и систематизация | 1 | Ы – И после Ц | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание Ы – И после Ц | ||||||||
Правописание букв Ь и Ъ | Обобщение и систематизация | 1 | Правописание букв Ь и Ъ | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание букв Ь и Ъ | ||||||||
Правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- | Обобщение и систематизация | 1 | Приставки ПРИ- и ПРЕ- | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание приставок ПРИ- и ПРЕ- | ||||||||
Прописная, строчная буква | Обобщение и систематизация | 1 | Прописная, строчная буква | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание прописных и строчных букв | ||||||||
25. | Слитное и дефисное написание существительных | Обобщение и систематизация | 1 | Слитное и дефисное написание существительных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, уметь прменять знания при написании существительных (слитное, дефисное) | |||||||
26. | Слитное и дефисное написание прилагательных | Обобщение и систематизация | 1 | Слитное и дефисное написание прилагательных | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание прилагательных (слитное, дефисное) | |||||||
26. | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий | Обобщение и систематизация | 1 | Слитное, дефисное и раздельное написание наречий | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание наречий(слитное, дефисное) | |||||||
27. | Правописание предлогов. Производные предлоги | Обобщение и систематизация | 1 | Правописание предлогов. Производные предлоги | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание предлогов | |||||||
28. | Правописание союзов | Обобщение и систематизация | 1 | Правописание союзов | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание союзов | |||||||
29. | Правописание частиц. Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение | Обобщение и систематизация | 1 | Частицы НЕ и НИ, их смысловое значение | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание частиц | |||||||
30. | Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге | Обобщение и систематизация | 1 | НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное | |||||||
31. | Различение НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге | Обобщение и систематизация | 1 | НЕ и НИ по положению в ударном или безударном слоге. | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное | |||||||
32. | Правописание НЕ с именами и наречиями на О | Обобщение и систематизация | 1 | НЕ с именами и наречиями на О | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание НЕ с именами и наречиями на О | |||||||
33. | Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом и деепричастием | Обобщение и систематизация | 1 | Частица НЕ и приставка НЕ с глаголом и деепричастием | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание частицы НЕ и приставки НЕ с глаголом и деепричастием | |||||||
34. | Частица НЕ и приставка НЕ с причастием | Обобщение и систематизация | 1 | Частица НЕ и приставка НЕ с причастием | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать правописание частицы НЕ и приставки НЕ с причастием | |||||||
35. | Итоговое повторение. Контрольное тестирование | Обобщение и систематизация | 1 | Повторение изученного | Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, знать изученные орфограммы |
7.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
______________________________________________________________________
Литература для учителя
- Л.А. Ахременкова «К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором». Русский язык. 8 класс», М.:«Просвещение», 2005.
- Г.К. Лидман-Орлова «Хочу быть грамотным». Краткий орфографический справочник по русскому языку. М.:«Вахазар», 2005.
- Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии», М,:«Просвещение», 1991.
- Д.Э. Розенталь «Пишите, пожалуйста, грамотно. М.:«Астра», 1996.
- В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э.Розенталь «Занимательно о русском языке»,С.-П.: «Просвещение», 2004.
- М.М. Бушуева «Русский язык. Орфография».М.: «Марк», 2004.
- М.Г. Бройде. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
Литература для обучающихся
- Михайлова С. Ю. Ключи к орфографии / С. Ю. Михайлова. - М.: Просвещение, 2006.
- Олимпиады по русскому языку / Сост. О. Н. Белявская. - Минск, 1995.
Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы
- http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
- http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
- http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
- http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
- http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
- http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
- http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
- http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Ресурсы для дистанционных форм обучения
- Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
- Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
- Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
- Открытый колледж – http://www.college.ru
Материально-техническое обеспечение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран.
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский с тумбой.
Ученические столы с комплектом стульев.
8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
_________________________________________________________________________
Речь и речевое общение:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность. Обучающийся научится:
• понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного текстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Обучающийся получит возможность научиться:
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Текст. Обучающийся научится:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста;
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
Правописание: орфография и пунктуация. Обучающийся научится:
• соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса);
• обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
• извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма.
Обучающийся получит возможность научиться:
• демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
• извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Пояснительная записка……………………………….. | 2 |
2. | Общая характеристика элективного предмета………….. | 2 |
3. | Место элективного предмета в учебном плане…………. | 4 |
4. | Результаты изучения элективного предмета………………………………………………… | 4 |
5. | Содержание элективного предмета……………………… | 5 |
6. | Тематическое планирование………………………….. | 6 |
7. | Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса……………………………………………….. | 14 |
8. | Планируемые результаты изучения элективного предмета………………………………………………. | 14 |
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа ориентирована на повышение грамотности обучающихся, развитие культуры письменной речи и подготовку к ГИА в форме ОГЭ. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
Цель курса– представить теоретическое истолкование системы современной русской орфографии и пунктуации с выработкой последующих практических навыков грамотного письма.
Задачи:
акцентировать внимание обучающихся на трудных случаях русской орфографии и пунктуации;
закрепить и развить владение орфографическими и пунктуационными нормами в процессе анализа текстов-образцов, а также при продуцировании собственных текстов.
Элективный предмет позволяет обучающимся закрепить следующие
умения и навыки:
умение обосновать орфограмму определенным принципом русской орфографии;
умение подобрать фактический материал, позволяющий установить (доказать) применение определенного принципа орфографии;
умение обосновать пунктограмму определенным принципом русской пунктуации, учитывая синтаксическую структуру как отдельного предложения, так и связного текста в целом;
автоматический навык грамотного письма при создании собственного текста.
Все предлагаемые виды работ должны по возможности обращать внимание обучающихся на необходимость воспитания чувств языка и интуиции.
В целом курс направлен на анализ трудностей и тонкостей русского правописания.
2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс в 9 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
- развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Деятельностный подход к обучению русскому языку определяет основную цель преподавания – развитие личности учащегося путём усвоения им основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, формирования у него умений нормативного, целесообразного использования языковых средств через различные виды деятельности.
Программа направлена на интенсивное речевое развитие школьников. Вся система упражнений нацелены на развитие основных видов речевой деятельности: способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать).
Основная цель данного элективного предмета состоит в повышении грамотности обучающихся. Свободное владение орфографией и пунктуацией предполагает не только знание правил и способность пользоваться ими, но и умение применять их, учитывая речевую ситуацию и необходимость как можно точнее передать смысл высказывания, используя при этом возможности письма. Именно поэтому программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи.
Особенностью данной системы обучения является опора на языковое чутье обучающихся, целенаправленное развитие лингвистической интуиции. В связи с этим основными направлениями в работе становятся, во-первых, усиленное внимание к семантической стороне анализируемого явления (слова, предложения), что обеспечивает безошибочное применение того или иного правила без искажения смысла высказывания. Во-вторых, опора на этимологический анализ при обучении орфографии, который держится на языковом чутье и удовлетворяет естественную, неистребимую потребность каждого человека разгадать тайну рождения слова, понять его истоки. Эта «этимологическая рефлексия» (Г. О. Винокур) становится надежным помощником в процессе формирования системы правописных умений и навыков. И наконец, важнейшим направлением в обучении становится систематизация и обобщение знаний в области правописания и формирование умения ориентироваться в орфографии и пунктуации, учитывая их системность, логику, существующую взаимосвязь между различными элементами (принципы написания, правила, группы и варианты орфограмм, пунктограмм и т. п.).
Программа даёт представление о том, как нужно распределить материал по темам, какую последовательность изучения правил избрать, чтобы в результате обучения у старшеклассников укрепилась уверенность в целесообразности системы русского правописания, в его мотивированности, логичности (несмотря на некоторые нарушения общих орфографических и пунктуационных закономерностей).
На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает задачу усвоения самих правил, так как заставляет в разных орфографических (пунктуационных) фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.
Для достижения основных целей курса необходимо пользоваться наиболее эффективными приёмами, которые помогают реализовать указанные направления в обучении. Это прежде всего работа с обобщающими схемами и таблицами по орфографии и пунктуации; семантический анализ высказывания и поиск адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма; работа с разнообразными словарями.
Русское правописание может быть освоено в процессе совершенствования, обогащения всего строя речи школьника, в результате овладения всеми видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи.
Коммуникативно-деятельностный подход к совершенствованию правописных умений и навыков способствует активному развитию грамотности в широком смысле этого слова — функциональной грамотности, то есть способности извлекать, понимать, передавать, эффективно использовать полученную разными способами текстовую информацию (в том числе и представленную в виде правила правописания), а также связно, полно, последовательно, логично, выразительно излагать мысли в соответствии с определённой коммуникативной задачей и нормативными требованиями к речевому высказыванию (в том числе и правописными).
3.МЕСТО ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Русское правописание» изучается в качестве элективного предмета в 9 классах в общем объеме 35 часов (1 час в неделю).
4.РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения элективного предмета обучающийся должен знать:
- основные орфографические и пунктуационные правила;
- типы словосочетаний, грамматические основыпростых и сложных предложений;
- основные признаки текста;
- основные признаки сжатия текста;
- основные приемы написания сочинений разных типов.
В результате изучения элективный предметного курса обучаемый должен уметь:
- осознанно воспринимать текст;
- определять тему, проблему, основную мысль текста, авторскую позицию и точку зрения героя;
- правильно и лаконично излагать содержание текста;
- определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения слова, анализировать их структурно-смысловые связи;
- членить текст на смысловые части, то есть определять не только его главную тему, но и микротемы;
- выявлять главную и второстепенную информацию в тексте, распознавать ее на слух;
- владеть различными приемами сжатия текста;
- письменно передавать содержание текста в сжатом виде, используя при этом различные средства речевой выразительности;
- самостоятельно создавать тексты заданных типов и стилей речи;
- проводить иллюстративные аргументы из прочитанного текста, подтверждающие указанные мысли;
- выполнять орфографические, пунктуационные и грамматические нормы;
- свободно владеть знаниями по грамматике русского языка при решении тестовых заданий.
5.СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания.
Работа с текстом. Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания внутри простого предложения.
Знаки препинания между членами предложения. Подготовка к ГИА в форме ОГЭ. Работа с текстом. Тире между подлежащим и сказуемым.
Знаки препинания между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения.
Обобщающие слова при однородных членах.
Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения и приложения.
Обособленные дополнения.
Обособление обстоятельств.
Выделение на письме знаками препинания уточняющих членов предложения.
Сравнительные обороты.
Знаки препинания при сравнительных оборотах.
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Предложение с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в речи.Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно – восклицательных слов (что, что ж, как же, что же…).
Сложное предложение
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.
Знаки препинания при сочетании союзов.
Сочетание знаков препинания.
Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
Знаки препинания при передаче чужой речи.
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога.
Разные способы оформления на письме цитат.
Знаки препинания в связном тексте.
Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста
Подготовка к ГИА в форме ОГЭ.Работа с текстом.
6.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата урока | Тема урока | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Форма контроля | Домашнее задание | |
план | факт | Элементы содержания | |||||
Раздел 1. Пунктуация как система правил постановки знаков препинания | |||||||
1 | 1 н. | 1 н. | Работа с текстом. Знаки препинания в конце предложения. | Пунктуация. | Знать особенности постановки знаков завершения в конце предложения. Уметь расставлять знаки завершения в конце предложения. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
Раздел 2. Знаки препинания внутри простого предложения | |||||||
2 | 2 н. | 2 н. | Знаки препинания между членами предложения. Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом. Тире между подлежащим и сказуемым. | Употребление знаков препинания. | Знать сведения о различных случаях употребления знаков препинания. Уметь применять навыки орфографической и пунктуационной грамотности. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
3 | 3 н. | 3 н. | Знаки препинания между однородными членами. | Постановка знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами. | Знать пунктуацию при однородных членах Уметь видеть и применять на практике навыки самоконтроля и самопроверки | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
4 | 4 н. | 4 н. | Однородные и неоднородные определения. | Однородные и неоднородные определения. Постановка знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами. | Знать про однородными и неоднородными определениями Уметь распознавать однородные и неоднородные определения; ставить запятые в предложениях с однородными членами. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
5 | 5 н. | 5 н. | Обобщающие слова при однородных членах | Обобщающие слова при однородных членах Постановка знаков препинания при однородных членах предложения, соединенных союзами. | Знать, что однородные члены и обобщающие слова - понятия разных объектов (видовые и родовые, часть и целое) Уметь использовать пунктуационные навыки при однородных членах с обобщающим словом | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
6 | 6 н. | 6 н. | Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. | Предложение с обособленными членами. | Знать особенности предложений с обособленными членами. Уметь расставлять знаки препинания при обособленных членах. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
7 | 7 н. | 7 н. | Обособленные дополнения. | Обособленные дополнения. | Знать об обособлении дополнений Развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
8 | 8 н. | 8 н. | Обособление обстоятельств. | Обособление обстоятельств, выраженных одиночным деепричастием и деепричастным оборотом. Смысловые и интонационные особенности предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными именем существительным в косвенном падеже. | Знать об обособлении обстоятельств Развивать пунктуационные навыки, творческие способности учащихся, воспитывать культуру языка, письма. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
9 | 9 н. | 9 н. | Выделение на письме знаками препинания уточняющих членов предложения. | Уточняющие члены предложения | Знать постановку знаков препинания при уточняющих членах предложенияна письме и правильного чтения в устной речи. Уметь употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
10-11 | 10 н. 11 н. | 10 н. 11 н. | Сравнительные обороты. Знаки препинания при сравнительных оборотах. | Сравнительные обороты. Сравнительные союзы. | Знать о сравнительных оборотах; Уметь грамотно пунктуационно оформлять сравнительные обороты; уметь отличать предложения со сравнительным оборотом от сложноподчинённых предложений с придаточными сравнительными. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
12-13 | 12 н. 13 н. | 12 н. 13 н. | Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Предложение с обращениями. Речевые формулы обращений, используемые в речи. | Обращения, вводные слова и вставные конструкции. | Знать особенности предложений с обращениями, вводными и вставными конструкциями. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях такого типа. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
14 | 14 н. | 14 н. | Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительно – восклицательных слов (что, что ж, как же, что же…). | Междометие. Пунктуация при междометии и др. | Знать особенности предложений с междометиями, утвердительными, отрицательными, вопросительно – восклицательными словами. Уметь расставлять знаки препинания в предложениях такого типа. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
Раздел 3. Сложное предложение | |||||||
15-16 | 15 н. 16 н. | 15 н. 16 н. | Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. | Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам. Знаки препинания в ССП. | Знать теоретический материал о ССП. Уметь определять смысловые отношения в ССП. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
17 | 17 н. | 17 н. | Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения | Сложноподчиненные предложения. Строение СПП. Подчинительные союзы и союзные слова. | Знать характеристику СПП, его строение. Уметь различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
18 | 18 н. | 18 н. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. | Бессоюзное сложное предложение | Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
19 | 19 н. | 19 н. | Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. | Бессоюзное сложное предложение | Знать грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
20 | 20 н. | 20 н. | Знаки препинания при сочетании союзов. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | Знать представление о структуре сложных предложений. Уметь применять орфографические и пунктуационные навыки. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
21-22 | 21 н. 22 н. | 21 н. 22 н. | Сочетание знаков препинания. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | Знать представление о структуре сложных предложений. Уметь применять орфографические и пунктуационные навыки. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
23 | 23 н. | 23 н. | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | Знать представление о структуре сложных предложений. Уметь применять орфографические и пунктуационные навыки. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
24 | 24 н. | 24 н. | Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них. | Знать представление о структуре сложных предложений. Уметь применять орфографические и пунктуационные навыки. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
Раздел 4. Знаки препинания при передаче чужой речи | |||||||
25 | 25 н. | 25 н. | Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога. | Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге | Знать знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, при диалоге Уметь различать прямую, косвенную речь и диалог; правильно их оформлять. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
26-27 | 26 н. 27 н. | 26 н. 27 н. | Разные способы оформления на письме цитат. | Цитаты. Пунктуация при цитировании. | Знать способы действия при оформлении цитат в письменной речи, трудные случаи пунктуации при цитатах Уметь включать цитаты в собственные высказывания с целью овладения цитатой как инструментом рассуждения. | Фронтальный опрос Синтаксически, пунктуационный виды разборов | Синтаксически, пунктуационный виды разборов Работа с вариантами ОГЭ. |
Раздел 5. Знаки препинания в связном тексте | |||||||
28-29 | 28 н. 29 н. | 28 н. 29 н. | Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. | Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста | Знать, что каждый абзац – это микротема текста. Уметь продуцировать тексты разных типов речи на заданную ему, высказывать своё отношение к фактам, явлениям, событиям, делить текст на абзацы | Фронтальный опрос Работа с текстами. | Работа с вариантами ОГЭ. |
Раздел 6. Подготовка к ОГЭ | |||||||
30-35 | 30 н. -35 н. | 30 н.- 35 н. | Подготовка к ОГЭ. Работа с текстом. | Развитие речи. Сжатое изложение. Сочинение. Отбор материала для написания сочинения. | Знать приемы написания сочинения-рассуждения, сжатого изложения. Уметь применять на практике полученные знания | Сжатое изложение. Сочинение (тема по выбору). | Сжатое излож. Сочин. (тема по выбору). |
7.ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература для учителя:
- ОГЭ – 2015: Русский язык: 9 класс: Практикум/ авт.- сост. Т.Н.Назарова, Е.Н.Скрипка. - М.:Экзамен, 2015
- Голуб И. Б. , Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. – М. 1989.
- Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе. 5- 9 классы. – М., 1989.
- Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. – М., 2004.
- Панов Е. Н. Знаки, символы, языки. – М. 1983.
- Панов М. В. Занимательная орфография. – М., 1984.
- Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? – М., 1988.
- Сочинение- рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах: учебно-методическое пособие. Т.И. Павлова, Н.А. Раннева. – Издание 2-е. – Ростов- на- Дону, 2012
- Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка 2004. – М, 2004.
8.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ученик получит возможность научиться:
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.
адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;
интерпретировать информацию прочитанного текста;
использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;
последовательно излагать собственные мысли.
В итоге к концу 2015-2016 учебного года у обучащихся должны быть сформированы следующие знания и умения:
определять основные, изученные в 9 классе языковые явления, речеведческие понятия, пунктуационные правила, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.
ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях;
ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми;
находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор;
определять тип и стиль текста;
сжато излагать повествовательные тексты;
писать сочинения - описания, рассуждения на лингвистические темы.
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные).................................................................. …………...3 |
2. | Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности ………………………………..………………………………………….5 |
3. | Календарно-тематическое планирование..........................................................................................9 Приложение 1: описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности ……….13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса «Культура речи» составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «СШ № 40» на основе:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ-273);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями от 13.12.2013 № 1342 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015»);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 №№ 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;
- письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» (при организации предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования);
- Устав МБОУ «СШ №40»;
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №40» (приказ от 30.08.2018г. № 833);
- Учебный план МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска на 2018-2019 уч. год;
- Годовой календарный учебный график на 2018-2019 уч. год. МБОУ «СШ №40» города Нижневартовска.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Культура речи» общекультурной направленности рассчитана на 1 год, ориентирована на обучающихся 9 класса (35 часов в год, 1 час в неделю).
Предметом программы является воспитание культуры мышления и речевого поведения, лингвистического вкуса, защита и «оздоровление» литературного языка, определение путей и способов его обогащения и совершенствования, эстетика речи. Лингвоэкологический подход предполагает бережное отношение к литературному языку одновременно как к культуре и как к орудию культуры.
В современном литературном языке происходит интенсивное сближение традиционных книжно-письменных и устных средств с обиходно-разговорной стихией, городским просторечием, социальными и профессиональными диалектами. Однако известное раскрепощение литературных норм не должно приводить к их расшатыванию или стилистическому снижению. В качестве нормального и неизбежного процесса такое раскрепощение создает условия для богатства и разнообразия всех выразительных средств и, следовательно, для совершенствования речевой культуры. Вместе с тем, нам хорошо известно, что современная устная и письменная речь стилистически снижается и огрубляется. Язык художественной литературы испытывает тенденции к безликости и стандартности (включая стандарты новейшего модернизма). Язык науки страдает от ненужной усложненности, обилия не всегда оправданных иноязычных заимствований в области терминологии. Публицистика подчас грешит многословием, невнятностью и невыразительностью. Состояние современного литературного языка волнует писателей, журналистов, ученых, широкие круги образованных людей, всех, кому небезразличны судьбы русской речи, кто всерьез озабочен состоянием ее культуры.
Становление гражданского общества предполагает, что каждый гражданин должен уметь формулировать свои мысли в соответствии с занятой им гражданской позицией, вести конструктивный диалог с оппонентами.
Владение родным языком - это один из самых главных показателей профессиональной подготовки работника любой специальности, поскольку формирование культуры речи теснейшим образом связано с умением мыслить, рассуждать.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности (личностные и метапредметные)
Целью программы является формирование культуры речи обучающихся через использование информационно- коммуникационных технологий, обеспечивающей:
-повышение качества образования;
-повышение коммуникативной компетентности школьников;
-формирование у подростков представления о литературном языке, как о высшей, образцовой форме национального языка, объединяющего кодифицированный литературный язык и литературную речь;
-обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся;
-привитие обучающимся лингвистического вкуса;
-формирование бережного отношения к слову;
-развитие языкового и эстетического идеала.
Задачи программы:
1. Создать возможности для углубления лингвистических знаний подростков, повышения коммуникативной компетентности обучающихся, корректировки речи, устранения речевых ошибок, правильности, уместности выбора языковых средств, которые наилучшим образом выражают мысли и чувства говорящего или пишущего, соответствующие социальной ситуации; приобретения качеств, которые должен выработать каждый, кто хочет чувствовать себя свободно и уверенно в любом обществе.
2. Применить полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
Освоение курса внеурочной деятельности «Культура речи» предполагает достижение следующих результатов:
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- готовность к самостоятельной творческой деятельности;
- толерантное сознание и поведение в обществе;
- навыки сотрудничества со сверстниками;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- готовность и способность к самообразованию.
Метапредметные:
- умение самостоятельно планировать, осуществлять, корректировать деятельность;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской деятельности;
- умение ориентироваться в различных источниках информации;
- умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;
- умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;
- владение навыками познавательной рефлексии.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием основных видов деятельности
Содержание | Основные виды деятельности |
«Речь и речевое общение» | Осознают роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека. Узнают основные особенности устной и письменной речи. Владеют основными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога - нормами речевого поведения в типичных ситуациях. Анализируют образцы устной и письменной речи; соотносят их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Характеризуют коммуникативные цели и мотивы говорящего. Сравнивают образцы диалогической и монологической речи. Осуществляют осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения. |
«Речевая деятельность» | Формируют представление об основных видах речевой деятельности и их особенностях. Адекватно принимают основную и дополнительную информацию текста, воспринимаемого зрительно или на слух. Овладевают различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным), различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками. Передают в устной форме содержание прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде. Излагают в письменной форме содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, тезисов, конспекта, в соответствии с ситуацией речевого общения. Создают устные и письменные монологические и диалогические высказывания на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения; письменные высказывания разной коммуникативной направленности с использованием разных функционально-смысловых типов речи и их комбинаций. Отбирают и систематизируют материал на определенную тему. Осуществляют поиск, анализ, преобразование информации, извлеченной из различных источников, представляют и передают ее с учетом заданных условий общения. |
«Текст» | Изучают признаки текста. Определяют тему, основную мысль текста, ключевые слова, виды связи предложений в тексте; смысловые, лексические и грамматические средства связи предложений текста и частей текста Выделяют микротемы текста, делят его на абзацы. Знают композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, средняя часть, концовка). Анализируют и характеризуют текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения, уместности и целесообразности использования лексических и грамматических средств связи. Делят текст на смысловые части, осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного, тезисного), конспекта, аннотации, схемы, таблицы и т.п. Создают и редактируют собственные тексты с учетом требований к построению связного текста. |
«Функциональные разновидности языка» | Выявляют особенности разговорной речи, языка художественной литературы и функциональных стилей. Устанавливают принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка. Сопоставляют и сравнивают речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. Создают письменные высказывания разных стилей, жанров соблюдают нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.). Оценивают чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Оценивают чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковым нормам. Выступают перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом. |
«Общие сведения о языке» | Осознают роль русского языка в жизни общества и государства, в современном мире; роль языка в жизни человека; красоту, богатство, выразительность русского языка. Формируют элементарные представления о месте русского языка в кругу индоевропейских языков, роли старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка, об основных формах функционирования современного русского языка; о развитии русистики. Различают функциональные разновидности современного русского языка. Имеют представление о лингвистике как науке, выдающихся отечественных лингвистах. Знают основные разделы лингвистики, основные изобразительные свойства русского языка. |
«Лексикология и фразеология» | Овладевают основными понятиями лексикологии. Понимают роль слова в формировании и выражении мыслей, чувств, эмоций. Расширяют свой лексикон. Находят основания для переноса наименования (сходство, смежность объектов или признаков). Узнают общие принципы классификации словарного состава русского языка. Объясняют различие лексического и грамматического значений слова; толкуют лексическое значение слов различными способами. Различают однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значения слова. Опознают омонимы, синонимы, антонимы; основные виды тропов Устанавливают смысловые и стилистические различия синонимов, сочетаемостные возможности слова. Сопоставляют прямое и переносное значение слова; синонимы в синонимических цепочках; пары антонимов, омонимов. Наблюдают за использованием слов в переносном значении в художественной и разговорной речи; синонимов в художественных, публицистических и учебно-научных текстах, антонимов, устаревших слов и неологизмов, диалектизмов в языке художественной литературы. Группируют слова по тематическим группам. Характеризуют слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Используют в собственной речи синонимы, антонимы и т.д. Осуществляют выбор лексических средств и употребляют их в соответствии со значением и сферой общения. Извлекают необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и используют ее в различных видах деятельности. Осознают основные понятия фразеологии. Опознают фразеологические обороты по их признакам. Различают свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Наблюдают за использованием синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов в переносном значении, диалектизмов и т.д. как средств выразительности в художественном тексте. |
«Язык и культура» | Используют орфографические словари и справочники по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем. Приводят примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны. Имеют представление об особенностях русского речевого этикета. Уместно используют правила речевого поведения в учебной деятельности и повседневной жизни. |
Формы организации учебных занятий по курсу «Культура речи» следующие:
- лекция;
- самостоятельная работа;
- работа в группах;
- собеседование;
- практикум;
- консультация;
- дискуссия;
- работа со справочной литературой.
Основные виды учебной деятельности на занятиях:
- оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.;
- аудирование;
- информационная переработка устного и письменного текста: переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения;
- участие в дискуссии;
- создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка;
- работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Система оценки усвоения курса внеурочной деятельности «Культура речи» включает следующие критерии:
- участие в школьных, творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- участие в городских, региональных, всероссийских творческих и интеллектуальных мероприятиях;
- итоговый коллективный или индивидуальный творческий проект (сочинение, презентация, литературное, художественное или декоративно-прикладное произведение, представленное через выставки и т.д.);
- Результаты индивидуальных достижений обучающихся фиксируются учителем в портфолио обучающегося.
- Тематическое планирование
В данном разделе представлено тематическое планирование внеурочной деятельности для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. Тематическое планирование рассчитано на 35 учебных недель, что составляет 35 часов в год (1 час в неделю). Тематическое планирование отражает содержание курса, количество часов, отводимое на каждую тему. Дана характеристика основных видов деятельности обучающихся.
Календарно-тематическое планирование
Приложение 1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Используемая литература
- Акишина А.А, Формановская Н.И. Этикет русского письма. – М.: ВАКО,1981.
- Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи - М.: Эксмо,2006.
- Бройде М.Д. Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
- Введенская Л.А. Культура речи. – Ростов - на – Дону: ВАКО,2001.
- Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. – М.: Эксмо, 2002.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. – М.: Эксмо, 2001.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. – М., Эксмо, 1994.
- Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М.,Просвещение, 1991.
- Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
- Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 9 класс – М.: ВАКО, 2010.
- Ивченков П.Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. - М.: Просвещение, 1994.
- Симашко Т.В. Работа на занятиях спецкурса «Искусство слова». - М.: ИНОС, 2001.
- Скиргайло Т.О. Сочинение в жанре интервью. – Казань: Слово, 2005.
- Львов В.В. Давайте говорить правильно. Краткий словарь – справочник произношения и ударения. 5-9. -М.: ИНОС, 2005.
- Львов В.В. Обучение нормам произношения и ударения: 5-9 классы. – М.: Эксмо, 1989.
- Львов М.Р. Основы теории речи. – М.: Эксмо,2000.
- Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. – М.: Эксмо,1991.
- Львова С. И., Цибулько И. П., Гостева Ю. М. Культура речи: Настольная книга учителя русского языка. 5-11 классы. - М.: Эксмо, 2007.
- Мучник Б.С. Культура письменной речи (формирование стилистического мышления). – М.: Эксмо,1994.
- РозентальД.Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: Просвещение, 1998.
- Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М.: Просвещение, 1980.
- Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. – М.: Эксмо,2006.
Ресурсы Интернета
- http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
- http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
- http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
- http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
- http://www.gramota.ru – Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
- http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
- http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
- http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
9.Виртуальная школа Кирилла и Мифодия – http://www.vschool.km.ru
10.Образовательный сайт Teachpro.ru – http://www.teachpro.ru
11.Обучающие сетевые олимпиады – http://www.ozo.rcsz.ru
12.Открытый колледж – http://www.college.ru
Технические средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок.
- Стенд для размещения творческих работ обучающихся.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня экономической грамотности учащихся через внедрение программ элективных курсов и факультативных занятий по экономике
Выступление на методическом объединении . Материал собран из опыта работы в направлении экономической подготовки учащихся....
Разработка факультативного занятия элективного курса БИЗНЕС АНГЛИЙСКИЙ по теме "Телефонные разговоры"
Разработка факультативного занятия элективного курса БИЗНЕС АНГЛИЙСКИЙ по теме «Телефонные разговоры» в 9 классеПоставленные цели реализуются через:...
Формирование активного познавательногоинтереса к предмету через факультативное занятие
Развивающим факультативом является факультатив "Русское правописание: орфография и пунктуация", основная цель которого состоит в повышении правописной грамотности обучающихся , в развитии культуры пис...
Проблема предпрофильной подготовки и профильного обучения, роль элективных курсов, факультативных занятий, специальных курсов для усиленной подготовки к ГИА и ЕГЭ по физике.
Доклад был подготовлен в рамках районного методического объединения учителей физики....
Конспект занятия элективного предмета "Психология общения". Тема: "Плюсы и минусы виртуального общения"
Беседа с подростками на тему виртуального общения. В чём его преимущество? Почему виртуальное общение сейчас занимает столько времени? К чему может привести чрезмерная увлеченность общением в сети?...
Авторский методический материал к факультативному занятию по черчению. Презентация на тему "Построение предмета на одну плоскость проекций"
Проекционное черчение является основным разделом курса черчения, в котором изучаются правила, условности и практические приемы построения изображений в ортогональных и аксонометрических прое...
Методическая разработака факультативного занятия: «Предмет экологической химии, химической экологии».
В рамках внеурочной деятельности по химии для учеников 8-9 классов проводится факультатив "Химия окружающей среды". Материал его занятий включает информацию о роли металлов и неметалло...