Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического значения металлов в различных областях, использования ИКТ.Инновационность по методам обучения - использование методов ,включающих каждого ученика в познавательную деятельностьпо овладению содержанием урока. При разработке урока использовались технология критического мышления и технология деятельностного подхода при организации различных форм учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_khimii_v_8a_klasse.docx | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Российский межрегиональный конкурс педагогов «Региональное образование:
взгляд в будущее»
Номинация: Открытый урок.
Открытый урок по теме «Металлы - простые вещества» для учащихся 8 классов.
Учитель: Федосеева Ольга Николаевна.
МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» 2014-2015 учебный год.
Урок химии в 8а классе (С элементами системно-деятельностного подхода).
Тема: Простые вещества – металлы.
цели урока:
Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и их значением.
Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах.
Развивающие - развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.
Методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ);
-практические; (выполнение лабораторной)
-наглядные (презентации)
-частично-поисковые (проектная деятельность, инструктивные карточки)
методические приемы – работа с текстом, лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов, работы в паре.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
- Презентация в PowеrPoint.
- Проектор
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
- Учебник: О. С. Габриелян, Химия, 8 класс,
- Инструктивная карточка для проведения данного урока
- наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.
- интернет – ресурсы.
Ход урока.
II. Организационный момент урока.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение физических свойств металлов.
IV.Проектная деятельность по теме «Значение металлов»
Учитель: Приветствует детей ,знакомит с присутствующими коллегами .
Учитель: Обратите внимание, на ваших столах лежит карточка-тест по теме «Металлы» Посмотрите, прочтите и отложите в сторонку. (Стадия осмысления)
Карточка-тест.
Закончите предложения.
1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.
2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………
4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...
5. Все металлы проводят……………………………….
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.
7. Определите тип химической связи: Н2, Na, K Cl, H Cl
Учитель. Прежде чем мы запишем тему урока, я попрошу вас послушать мой рассказ.(Формируем потребность в знании)
В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.
Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».
Учитель. (Подвожу к осознанию темы)
Скажите, о каких жителях царства идёт речь? (Металлы и неметаллы).
С какими простыми веществами мы познакомились на прошлом уроке? (Неметаллами)
Какие вещества называются простыми?
Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся )
«Простые вещества-металлы»
(запись в тетрадь) (Слайд№1)
Учитель. Давайте вместе спланируем нашу работу.
Вспомним ,что обозначает термин – химия?
Учащиеся. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Учитель. Поработаем с определением. Что мы можем узнать о металлах, исходя из определения? Дискуссия. ( Планируем совместную деятельность с учениками.) (Слайд№2)
План изучения темы.
1.Повторить особенности строения металлов и металлическую связь.
2.Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.
3.Выяснить значение металлов.
Учитель. И так повторим особенности строения атомов металлов и связь, которая для них характерна, а на основании знаний о связи познакомимся с физическими свойствами металлов. Запишем в тетрадь информацию для запоминания(Слайд№3).Вернёмся к рассказу. (Слайд№4).
Работаем в парах по инструктивной карте№1 . Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповые методы) (Приложение 1).Время на выполнение заданий -5 минут.
Учитель. Учащиеся осуществляют контроль. Проверяем задание №1.(Работа по периодической системе) с классом. Двое учащихся представляют схему на доске. (Обсуждение).
Делаем вывод о положении металлов согласно, предложенных схем. Переносим схемы на периодическую таблицу ( Слайд№5).
Учитель. Ребята, какая схема более правильная и почему?
Учитель. Трое учащихся у доски готовят к проверке (Задание №2,№3 инструктивная карта-приложение 1.)
Проверяем. Работаем по заданию№4.Делаем вывод о строении металлов и наличии металлической связи.
Учитель. Внимание видеосюжет. Старинная легенда. (Простые вещества металлы и неметаллы – кадр №2)
http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html
Учитель: Почему царь назвал кузнеца главным? (проблемный вопрос)
Изучение физических свойств металлов.
Учитель. Ребята, давайте вспомним строение кристаллической решётки металлов.
Какие частицы находятся в узлах кристаллической решётки? (положительные ионы и атомы металлов)
Какие частицы перемещаются между положительными ионами и атомами металлов. (Электроны)
Почему эти электроны называются свободными?
Учитель Внимание-видеосюжет. (Общая характеристика металлов. Значение металлов в природе и жизни человека. Кадр№3)
http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html
Какие физические свойства обуславливают свободные электроны? Запишите их в тетрадь в процессе просмотра видеосюжета.
Учитель. Теоритически с физическими свойствами металлов мы познакомились. А теперь давайте познакомимся на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. (Приложение 2).Время-5 минут.
Не забываем правила работы по ТБ : (Вспоминаем в процессе беседы)
- Выполняй работу строго по инструкции.
- При выполнении работы будь аккуратен.
- Во время эксперимента не отвлекайся.
- Фиксируй результаты.
Учитель: Сделаем вывод .Какие физические свойства характерны для металлов? Какие физические свойства обуславливают свободные электроны?
Вернёмся к проблемному вопросу. Почему кузнеца ,царь назвал главным? (Дискуссия)
Ответы учащихся, основанные на строении металлов ( Кристаллическая решётка, металлическая связь, характерные физические свойства)
Учитель (Работа с учебником) (страница 87)
На основании данных таблицы ,сравните физические свойства металлов и неметаллов).Учащиеся делают вывод, сравнивая агрегатное состояние, виды химической связи и физические свойства).
Учитель. Скажите, пожалуйста ,а зачем нам нужны знания о металлах?
Учащиеся выступают с проектами по темам. (Презентации прилагаются)
1 презентация - металлы в нашей жизни.
2презентация - металлы в медицине.
3презентация - металлы в организме человека.
Учащиеся класса работают с планом «Резюме» (Слайд№6).Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (оценивание результатов деятельности товарищей)
Возвращаемся к вопросу. Учащиеся делают вывод о значении металлов в быту, медицине, в организме человека.
Учитель: Вернёмся к тестам – карточкам. (Работа с тестами) Передайте для проверки соседу по парте. Оцените работы , подпишите и передайте на первую парту.(Учим проводить взаимопроверку)
Рефлексия:
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал……
Было интересно, потому что…..
Такой урок интересен тем ……
Учитель: Домашнее задание на выбор. (Творческие задания)(Слайд№8)
Синквейн. Кластер. Интеллектуальная карта по теме «Металлы»
Всем спасибо за урок. Оценки. Дополнительные оценки продиктую после просмотра инструктивных карт.
Приложение 1.
Инструктивная карта к уроку на тему «Простые вещества-металлы»
Работа в группах.
В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.
Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».
1.Укажите местожительство металлов в периодическом государстве?( Составьте схему)
2.Докажите с точки зрения строения атомов различия между жителями царства.
Строение атомов химических элементов. | |
Металлы | Неметаллы |
№3 | №7 |
№12 | №17 |
Вывод: количество электронов на последней оболочке. | |
3.Докажи ,что бедные жители были уверены в себе? Механизм образования связи на примере лития №3.
4.Как данная связь называется?
Приложение2.
Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"
Лабораторная работа «Физические свойства металлов»
Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.
Оборудование: Поднос с набором металлов (алюминиевая проволока, медная проволока).
- Внимательно рассмотрите образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
- Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
- Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск.
- Несколько раз перегните образцы металлов и, установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
- Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность металлов.
Металл | Твёрдость | цвет | Блеск | пластичность | Теплопроводность | Электро- проводность |
AL | ||||||
Си |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме Простые и составные числа 6 класс
Урок с использованием ЭОР...
Открытый урок по алгебре в 10 классе на тему: "Решение простейших тригонометрических уравнений."
Открытый урок по алгебре проводится после прохождения решения тригонометрических уравнений несколькими способами. На одном из этапов урока проводится "Математическое лото", на минут 7, не ...
конспект открытого урока по алгебре в 10 классе по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений"
В конспекте указаны цели, этапы урока с их подробным описанием; проверка домашнего задания; задания для устной, индивидуальной , самостоятельной и домашней работы учащихся....
открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Простое предложение, осложненное обращением"
Урок "Открытия нового знания" при работе с текстом по теме "Простое предложение, осложненное обращением" построен с учетом требований ФГОС: начинается с мотивации, затем от знакомого матер...
План-описание открытого урока английского языка в 3в классе по теме "Вопрос и отрицательный краткий ответ в прошедшем простом времени"
Урок английского языка в 3«в» классеУчитель: Соловьёва Р. Г.Дата и место проведения: 17.10.14 МОБУ СОШ №7Тип урока – урок усвоения новых знанийТема урока: «Вопрос и отрицательный кра...
Открытый урок русского языка в 5 классе "Простое и сложное предложение"
Урок углубляет знания обучающихся о простом и сложном предложениях, знакомит с делением сложных предложений в зависимости от средств связи в них....
Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»
Открытыйурок по химии в 8 классе на тему:«Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»...