Открытый урок по теме "Металлы- простые вещества" 8 класс.
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Урок по теме "Металлы- простые вещества"-8 класс с элементами системно-деятельностного подхода. Инновационность данного урока заключается в отборе материала по принципу целостности ,практического значения металлов в различных областях, использования ИКТ.Инновационность по методам обучения - использование методов ,включающих каждого ученика в познавательную деятельностьпо овладению содержанием урока. При разработке урока использовались технология критического мышления и технология деятельностного подхода при организации различных форм учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Российский межрегиональный конкурс педагогов «Региональное образование:
взгляд в будущее»
Номинация: Открытый урок.
Открытый урок по теме «Металлы - простые вещества» для учащихся 8 классов.
Учитель: Федосеева Ольга Николаевна.
МОУ ИРМО «Уриковская СОШ» 2014-2015 учебный год.
Урок химии в 8а классе (С элементами системно-деятельностного подхода).
Тема: Простые вещества – металлы.
цели урока:
Обучающие - Повторить особенности строения металлов. Ознакомиться с общими физическими свойствами металлов и их значением.
Воспитательные - воспитывать культуру общения через работу в парах.
Развивающие - развивать умение вести наблюдение, анализировать информацию, выделять главное, способствовать развитию познавательного интереса.
Методы обучения:
- словесные (беседа, рассказ);
-практические; (выполнение лабораторной)
-наглядные (презентации)
-частично-поисковые (проектная деятельность, инструктивные карточки)
методические приемы – работа с текстом, лабораторная работа, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов, работы в паре.
Тип урока: Комбинированный
Оборудование:
- Презентация в PowеrPoint.
- Проектор
- Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
- Учебник: О. С. Габриелян, Химия, 8 класс,
- Инструктивная карточка для проведения данного урока
- наборы коллекций металлов, инструктивная карта для проведения лабораторной работы.
- интернет – ресурсы.
Ход урока.
II. Организационный момент урока.
II. Актуализация знаний.
III. Изучение физических свойств металлов.
IV.Проектная деятельность по теме «Значение металлов»
Учитель: Приветствует детей ,знакомит с присутствующими коллегами .
Учитель: Обратите внимание, на ваших столах лежит карточка-тест по теме «Металлы» Посмотрите, прочтите и отложите в сторонку. (Стадия осмысления)
Карточка-тест.
Закончите предложения.
1. У металлов на внешнем энергетическом уровне ……….электрона.
2. У всех металлов имеется ………………………….блеск.
3. Все металлы по агрегатному состоянию……………….., за исключением…………
4. Все металлы……………………………цвета, за исключением металлов ……………...
5. Все металлы проводят……………………………….
6. Общность физических свойств металлов объясняется наличием у них………………связи.
7. Определите тип химической связи: Н2, Na, K Cl, H Cl
Учитель. Прежде чем мы запишем тему урока, я попрошу вас послушать мой рассказ.(Формируем потребность в знании)
В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.
Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».
Учитель. (Подвожу к осознанию темы)
Скажите, о каких жителях царства идёт речь? (Металлы и неметаллы).
С какими простыми веществами мы познакомились на прошлом уроке? (Неметаллами)
Какие вещества называются простыми?
Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся )
«Простые вещества-металлы»
(запись в тетрадь) (Слайд№1)
Учитель. Давайте вместе спланируем нашу работу.
Вспомним ,что обозначает термин – химия?
Учащиеся. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Учитель. Поработаем с определением. Что мы можем узнать о металлах, исходя из определения? Дискуссия. ( Планируем совместную деятельность с учениками.) (Слайд№2)
План изучения темы.
1.Повторить особенности строения металлов и металлическую связь.
2.Познакомиться с общими физическими свойствами металлов.
3.Выяснить значение металлов.
Учитель. И так повторим особенности строения атомов металлов и связь, которая для них характерна, а на основании знаний о связи познакомимся с физическими свойствами металлов. Запишем в тетрадь информацию для запоминания(Слайд№3).Вернёмся к рассказу. (Слайд№4).
Работаем в парах по инструктивной карте№1 . Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповые методы) (Приложение 1).Время на выполнение заданий -5 минут.
Учитель. Учащиеся осуществляют контроль. Проверяем задание №1.(Работа по периодической системе) с классом. Двое учащихся представляют схему на доске. (Обсуждение).
Делаем вывод о положении металлов согласно, предложенных схем. Переносим схемы на периодическую таблицу ( Слайд№5).
Учитель. Ребята, какая схема более правильная и почему?
Учитель. Трое учащихся у доски готовят к проверке (Задание №2,№3 инструктивная карта-приложение 1.)
Проверяем. Работаем по заданию№4.Делаем вывод о строении металлов и наличии металлической связи.
Учитель. Внимание видеосюжет. Старинная легенда. (Простые вещества металлы и неметаллы – кадр №2)
http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html
Учитель: Почему царь назвал кузнеца главным? (проблемный вопрос)
Изучение физических свойств металлов.
Учитель. Ребята, давайте вспомним строение кристаллической решётки металлов.
Какие частицы находятся в узлах кристаллической решётки? (положительные ионы и атомы металлов)
Какие частицы перемещаются между положительными ионами и атомами металлов. (Электроны)
Почему эти электроны называются свободными?
Учитель Внимание-видеосюжет. (Общая характеристика металлов. Значение металлов в природе и жизни человека. Кадр№3)
http://fcior.edu.ru/card/11249/prostye-veshestva-metally-i-nemetally.html
Какие физические свойства обуславливают свободные электроны? Запишите их в тетрадь в процессе просмотра видеосюжета.
Учитель. Теоритически с физическими свойствами металлов мы познакомились. А теперь давайте познакомимся на практике. Для этого проведём лабораторную работу. Работаем по инструктивной карте. (Приложение 2).Время-5 минут.
Не забываем правила работы по ТБ : (Вспоминаем в процессе беседы)
- Выполняй работу строго по инструкции.
- При выполнении работы будь аккуратен.
- Во время эксперимента не отвлекайся.
- Фиксируй результаты.
Учитель: Сделаем вывод .Какие физические свойства характерны для металлов? Какие физические свойства обуславливают свободные электроны?
Вернёмся к проблемному вопросу. Почему кузнеца ,царь назвал главным? (Дискуссия)
Ответы учащихся, основанные на строении металлов ( Кристаллическая решётка, металлическая связь, характерные физические свойства)
Учитель (Работа с учебником) (страница 87)
На основании данных таблицы ,сравните физические свойства металлов и неметаллов).Учащиеся делают вывод, сравнивая агрегатное состояние, виды химической связи и физические свойства).
Учитель. Скажите, пожалуйста ,а зачем нам нужны знания о металлах?
Учащиеся выступают с проектами по темам. (Презентации прилагаются)
1 презентация - металлы в нашей жизни.
2презентация - металлы в медицине.
3презентация - металлы в организме человека.
Учащиеся класса работают с планом «Резюме» (Слайд№6).Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (оценивание результатов деятельности товарищей)
Возвращаемся к вопросу. Учащиеся делают вывод о значении металлов в быту, медицине, в организме человека.
Учитель: Вернёмся к тестам – карточкам. (Работа с тестами) Передайте для проверки соседу по парте. Оцените работы , подпишите и передайте на первую парту.(Учим проводить взаимопроверку)
Рефлексия:
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал……
Было интересно, потому что…..
Такой урок интересен тем ……
Учитель: Домашнее задание на выбор. (Творческие задания)(Слайд№8)
Синквейн. Кластер. Интеллектуальная карта по теме «Металлы»
Всем спасибо за урок. Оценки. Дополнительные оценки продиктую после просмотра инструктивных карт.
Приложение 1.
Инструктивная карта к уроку на тему «Простые вещества-металлы»
Работа в группах.
В одном Менделеевском царстве, периодическом государстве в семиэтажном дворце поселились коренные жители. Называли их в зависимости от местожительства в занимаемых комнатах.
Впрочем, догадайтесь сами. Одни жители в этом дворце были бедны, но беспечны. Хотя в карманах у большинства из них было мало монет, никто не горевал по этому поводу. Если же заводилась хоть одна лишняя монета, то характер их портился, они становились агрессивными и даже опасными, поэтому скорее хотели от неё избавиться, чтобы стать опять добрыми и веселыми.
Другие жители - «знать» этой страны отличалась от простых граждан своей скупостью. Свои монеты они неохотно одалживали и при малейшей возможности стремились забрать еще. Не смотря на разное материальное благополучие – бедные жители и знать были уверенны в себе и жили под девизом «мой дом - моя крепость».
1.Укажите местожительство металлов в периодическом государстве?( Составьте схему)
2.Докажите с точки зрения строения атомов различия между жителями царства.
Строение атомов химических элементов. | |
Металлы | Неметаллы |
№3 | №7 |
№12 | №17 |
Вывод: количество электронов на последней оболочке. | |
3.Докажи ,что бедные жители были уверены в себе? Механизм образования связи на примере лития №3.
4.Как данная связь называется?
Приложение2.
Инструктивная карта по выполнению лабораторной работы
"Физические свойства металлов"
Лабораторная работа «Физические свойства металлов»
Цель: Познакомиться с физическими свойствами металлов.
Оборудование: Поднос с набором металлов (алюминиевая проволока, медная проволока).
- Внимательно рассмотрите образцы и установите: твердыми или жидкими являются металлы. Зафиксируйте результат.
- Рассмотрите образцы металлов и определите цвет каждого из них. Зафиксируйте результат.
- Рассмотрите образцы металлов и определите есть ли у них блеск.
- Несколько раз перегните образцы металлов и, установите, пластичны ли они? Зафиксируйте результат.
- Определите из жизненного опыта тепло и электропроводность металлов.
Металл | Твёрдость | цвет | Блеск | пластичность | Теплопроводность | Электро- проводность |
AL | ||||||
Си |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме Простые и составные числа 6 класс
Урок с использованием ЭОР...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/18/picture-281865-1376834043.jpg)
Открытый урок по алгебре в 10 классе на тему: "Решение простейших тригонометрических уравнений."
Открытый урок по алгебре проводится после прохождения решения тригонометрических уравнений несколькими способами. На одном из этапов урока проводится "Математическое лото", на минут 7, не ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/23/picture-323108-1382549577.jpg)
конспект открытого урока по алгебре в 10 классе по теме "Решение простейших тригонометрических уравнений"
В конспекте указаны цели, этапы урока с их подробным описанием; проверка домашнего задания; задания для устной, индивидуальной , самостоятельной и домашней работы учащихся....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/29/picture-541972-1419881186.png)
открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Простое предложение, осложненное обращением"
Урок "Открытия нового знания" при работе с текстом по теме "Простое предложение, осложненное обращением" построен с учетом требований ФГОС: начинается с мотивации, затем от знакомого матер...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/01/picture-577343-1422793493.jpg)
План-описание открытого урока английского языка в 3в классе по теме "Вопрос и отрицательный краткий ответ в прошедшем простом времени"
Урок английского языка в 3«в» классеУчитель: Соловьёва Р. Г.Дата и место проведения: 17.10.14 МОБУ СОШ №7Тип урока – урок усвоения новых знанийТема урока: «Вопрос и отрицательный кра...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/15/picture-709649-1447600286.jpg)
Открытый урок русского языка в 5 классе "Простое и сложное предложение"
Урок углубляет знания обучающихся о простом и сложном предложениях, знакомит с делением сложных предложений в зависимости от средств связи в них....
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/28/picture-717039-1448721937.jpg)
Открытый урок по химии в 8 классе на тему: «Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»
Открытыйурок по химии в 8 классе на тему:«Простые вещества – неметаллы. Аллотропия»...