открытый урок русского языка в 5 классе по теме "Простое предложение, осложненное обращением"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Молодых Елена Юрьевна

Урок "Открытия нового знания" при работе с текстом  по теме "Простое предложение, осложненное обращением" построен с учетом требований  ФГОС: начинается с мотивации, затем от знакомого материала учитель подводит детей к новому материалу, целям и теме урока. На протяжении всего урока прослеживается деятельностный подход, после каждого этапа урока делается вывод детьми, выводится алгоритм дальнейших действий. Разнообразные задания, виды деятельности, упражнения, связанные с жизненными ситуациями, позволяют сохранить интерес детей, их активность на уроке.Стадия "рефлексия" помогает осмыслить, что нового узнали, для чего, что еще необходимо отработать по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrashchenie.pptx763.62 КБ
Файл otkrytyy_urok_v_5_klasse.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.

Слайд 2

Запишите предложения, сравните их по интонации и разберите по членам предложения (знаки препинания не расставлены) Милая барышня попрощалась спокойно села в карету и уехала. Вы милая барышня играли в любительских спектаклях ?

Слайд 3

Восстановите текст, вставив недостающие слова 1) Ты, …….. ,всех милее, всех румяней и белее. 2) Отпусти ты меня в море, …. 3)… ! ... ! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч. 4) …….. ! Скажи, да всю правду доложи… 5) Здравствуй, ……. ! Слова для справок: Ветер, ветер; царица; свет мой, зеркальце; старче; князь ты мой прекрасный. царица старче Ветер Ветер Свет мой, зеркальце князь ты мой прекрасный

Слайд 4

Всем нам при общении Поможет обращение. К людям, звездам или птицам Можешь смело обратиться. На письме не забывай, Запятыми выделяй!

Слайд 5

Цели урока Знать 1 2 3 Уметь 1 2 3 Что такое обращение Какую роль играет обращение в предложении Какими знаками препинания выделяется обращение на письме Находить обращение в тексте Использовать обращение в речи в соответствии с речевой ситуацией Выделять обращение на письме

Слайд 6

Простые предложения, осложненные обращением Урок русского языка в 5 классе

Слайд 7

Дополнительный материал Найдите ошибочное суждение. Обращение не является членом предложения. Обращение указывает на того, к кому обращаются с речью. Обращение грамматически связано с главными членами предложения.

Слайд 8

1.Вы уронили перчатку, Оленька. 2 .Мы Вас, уважаемый Пётр Васильевич, сегодня ждём. 3 .Уважаемые дамы и господа! Поздравляем вас с праздником!

Слайд 9

Проверь себя! 1 . 2. . 3 .

Слайд 11

Самостоятельная работа 1.Из карточки выписать только те предложения, в которых есть обращение. 2.Показать(подчеркнуть)обращение (…………). 3.Составить схему.

Слайд 12

Домашнее задание Напишите мини – сочинение «Как обращаются друг к другу мои одноклассники, и как бы я хотел, чтобы ко мне обращались»; или выписать из произведений художественной литературы предложения с обращениями (5-7 предложений), продолжить проект «Роль знаков препинания в простом осложненном предложении»

Слайд 13

Знаю что знаю как знаю зачем

Слайд 14

Благодарю за внимание!

Слайд 15

Укажите предложение с обращением 1. В туманах над сверканьем рос Безжалостный святой и мудрый Я в старом парке дедов рос И солнце золотило кудри (А. Блок). 2 . Спасибо скромный русский огонёк За то что ты в предчувствии тревожном Горишь для тех кто в поле бездорожном От всех друзей отчаянно далёк (Н . Рубцов). 3. И розы осенние розы Мне снятся на каждом шагу Сквозь мглу и огни и морозы На белом на лёгкой снегу (А. Блок).



Предварительный просмотр:

Тема урока: Простое предложение, осложненное обращением.

Класс: 5

Тип урока: урок «открытия нового знания»; работа с информационным текстом.

Педагогические технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо, развивающего обучения, развития творческих способностей и навыков конструирования, проектирования, работа в парах.

Планируемые результаты:

Предметные

УУД

Личностные

Научиться выделять интонационно, пунктуационно в предложении обращение

  • Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, умение высказывать свои суждения, умение слушать и понимать других;

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; умение планировать, предвосхищать полученный результат, контролировать и оценивать свои действия. Формируем умение высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника;

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследований предложений

Формирование культуры общения, формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Цели:

обучающие:

Формировать умение и навыки находить обращение в речи, выделять обращение на письме запятыми, в устной речи – интонационно;

-формировать коммуникативную компетенцию, обеспечивающую свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;

- формировать культурологическую компетенцию;

развивающие:

- развивать речемыслительную деятельность учащихся на основе работы с текстами;

воспитательные:

-воспитывать культуру общения.

Задачи обучения:

1.Формировать умение находить обращения в предложении.

2.Формировать умение отличать обращение от подлежащего.

3.Формировать умение составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации.

4.Формировать умение использовать обращение, как средство оценки того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью.

5.Формировать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.

6.Формировать умение верно ставить знаки препинания.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Приветствие  Мы продолжаем с вами изучение раздела  «Синтаксис и пунктуация» и сегодня вспомним материал 4 класса, связанный с неким лингвистическим понятием, над которым нам предстоит работа.

Настраиваются на урок

Записывают дату, вид работы

2

Целеполагание, мотивация.

Постановка проблемы

Давайте вспомним, что нам известно о структуре предложений.

Помогите мне разобраться со следующими предложениями, записанными на слайде.

Запишите  предложения: (Слайд)

 Милая барышня попрощалась, спокойно села в карету и уехала.

Дайте характеристику предложению, объясните постановку знаков препинания.

Какими словами осложнено предложение?

 Вы ,милая барышня ,играли в любительских спектаклях?

Какими словами осложнено предложение? Кого или что называют эти слова?

Кто вспомнит, как называются  слова, называющие лицо, предмет, к которому обращаются с речью?

Сравните их по интонации, разберите по членам.

Почему не подчеркнули во втором предложении «милая барышня»? как  в устной речи, на письме мы должны показать, что в предложении есть обращение?

Сделайте вывод о роли выделенных слов в предложении.

Как отличить обращение от подлежащего.

Прикрепление выводов к доске.

Обращается к ученикам

Вам всем хорошо известны сказки А.С.Пушкина. Посмотрите на экран. Перед вами строчки из сказок поэта, но с пропущенными словами. Восстановите текст, вставив недостающие слова.

1) Ты,…, всех милее, всех румяней и белее.

 2) Отпусти ты  меня в море, ….

3)…!...! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

4)……..! Скажи, да всю правду доложи…

5) Здравствуй, …….!

Слова для справок: Ветер, ветер; царица; свет мой, зеркальце; старче; князь ты мой прекрасный.

Как называются эти слова?

Для чего они нужны в этих предложениях?

Почему они так называются?  Какую функцию (работу) они выполняют?

Выделяются ли эти слова в предложении?

Какое место в предложении занимает обращение?

 Зависит ли количество знаков препинания от места обращения в предложении?

Послушайте внимательно стихотворение. Правильно ли мы предположили?

Читает стихотворение

Всем нам при общении

Поможет обращение.        

К людям, звездам или птицам

Можешь смело обратиться.

На письме не забывай, запятыми выделяй!

Как вы думаете, ребята, над какой проблемой мы сегодня будем работать на уроке? Какие задачи мы должны решить, чему научиться?

Прикрепить к доске «три З»

Попробуйте сформулировать тему урока. – Простое предложение, осложненное обращением.

Все ли мы назвали? Давайте обратимся к материалу учебника и посмотрим.

Ответы: по структуре (количеству грамматических основ) предложения делятся на простые и сложные

Дети отвечают.

Интонация, запятые

Вывод делают учащиеся:

одни и те же слова в предложении могут быть подлежащим, могут быть обращением.

Делают выводы:

1.От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос.

Обращение произносится с особой звательной интонацией. Мы повышаем голос и делаем паузу.

Обращения не являются членами предложения.

В предложении обращения выделяются запятыми

Отвечают: «Обращение»

Ставят  перед собой цели и задачи

Знать: что такое обращение,

 какими знаками препинания выделяются обращения

уметь: находить обращения в тексте,

выделять их нужными знаками препинания.

3

Включение уч-ся в освоение системы новых знаний

Работа с информационным текстом учебника

Прочитайте внимательно теоретический материал на стр. 137.

 Выполните тренировочное задание  на слайде: 

Найдите ошибочное суждение.

  • Обращение не является членом предложения.
  • Обращение указывает на того, к кому обращаются с речью.
  • Обращение грамматически связано с главными членами предложения

Что касается готовых предложений, осложненных обращениями, то вы показали неплохие результаты, а теперь давайте потренируемся  в составлении этих предложений и их схем.

Выполните упр.301.- Составьте и запишите предложения с обращением: 1 ряд – обращение в начале предложения (попросите своего товарища дать вам книгу);

2 ряд – обращение в середине предложения (спросите у учителя разрешения войти в класс);

3 ряд  – обращение в конце предложения (посоветуйте другу не есть холодное мороженое)

Прочитайте со знаками препинания.

Читают текст,

выполняют задание по группам (рядам)

Зачитывают полученные тексты вслух.                              

Закрепление материала

Самостоятельная работа

Запишите предложения, выделите обращения, разберите по членам предложения.

1.Вы уронили перчатку, Оленька.

2.Мы Вас, уважаемый Пётр Васильевич, сегодня ждём.

3.Уважаемые дамы и господа! Поздравляем вас с праздником!

Составьте схемы предложений.

Выполнив это задание, мы можем сделать вывод, что для грамотного написания простого предложения, осложненного обращением, нам необходимо выполнить следующие операции:

(запись на доске)

1.услышать  обращение в предложении;

2.определить место обращения в предложении;

3.выделить знаками препинания.

А теперь потренируемся  в выполнении этих умений  при работе с карточками.

 1.Из карточки выписать только те предложения, в которых есть обращение.

2.Показать (подчеркнуть) обращение (…………).

3.Составить схему.

Проверка схем у доски

 

.

Самостоятельное выполнение, фронтальная  проверка схем у доски

  1  .

2      .

3   .

Делают выводы

1.услышать  обращение в предложении;

2.определить место обращения в предложении;

3.выделить знаками препинания.

Выписывают предложения с обращением, делают вывод

Читают полученные предложения, объясняют постановку знаков препинания.

Работа в группах.

Чертят схему, читают предложение, проверяют друг друга

5

Домашнее задание

 Напишите мини – сочинение

«Как обращаются друг к другу мои одноклассники, и как бы я хотел, чтобы ко мне обращались»; или выписать из произведений художественной литературы предложения с обращениями (5-7 предложений),

продолжить проект «Роль знаков препинания в простом осложненном предложении»

6

Стадия рефлексии

- Подходит к концу наш урок, давайте подытожим, что же вы можете сегодня положить в багаж знаний.

Какие задачи мы решали на уроке? Достигли ли вы поставленных целей? Обращение к таблице «Три З»

- Как вы оцените свою работу на уроке. Заполняем лист самооценки

Знаю что?

Знаю как?

Знаю зачем?  

Ответы детей

7

Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Урок русского языка 5 класс. Второстепенные члены предложения и здоровый образ жизни.

    Предлагаю разработку урока русского языка для 5 класса по программе Бабайцевой В.В. Раздел «Синтаксис. Второстепенные члены предложения. Обобщение»....

Урок русского языка 5 класс Однородные члены предложения

Урок изучения и закрепления материала...

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

Урок русского языка 9 класс Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины....