Тема: Оксиды
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Оксиды.
Оксиды – это сложные вещества, состоящие из атомов двух элементов, один из которых кислород.
ОКСИДЫ
СОЛЕОБРАЗУЮЩИЕ | НЕСОЛЕОБРАЗУЮЩИЕ |
N2O, NO, CO |
ОСНОВНЫЕ | АМФОТЕРНЫЕ | КИСЛОТНЫЕ |
Na2O, CaO, FeO, CrO | ZnO, Fe2O3, Cr2O3, MnO2 | SO2, NO2, CO2, Mn2O7, CrO3 |
Все оксиды одновалентных металлов и большинства двухвалентных металлов. | Большинство оксидов металлов с валентностью II и III. | Оксиды неметаллов и оксиды металлов с валентностью IV, V и VI. |
Несолеобразующие оксиды – это оксиды, которые не образуют солей при взаимодействии с кислотами или основаниями.
Солеобразующие оксиды – это оксиды, которые образуют соли при взаимодействии с кислотами или основаниями.
Основные оксиды – это оксиды, которые с водой образуют соответствующие основания.
Кислотные оксиды – это оксиды, которые с водой образуют соответствующие кислоты.
Амфотерные оксиды – это оксиды, которым соответствуют амфотерные основания.
ОКСИДЫ
по агрегатному состоянию
ТВЁРДЫЕ | ЖИДКИЕ | ГАЗООБРАЗНЫЕ |
Оксиды металлов, SiO2, P2O5 | SO3, N2O4 | CO2, NO2, SO2 |
ОКСИДЫ
по растворимости
РАСТВОРИМЫЕ | НЕРАСТВОРИМЫЕ |
Оксиды щелочных и щелочноземельных металлов, оксиды неметаллов (кроме SiO2) | Амфотерные оксиды, SiO2 |
Оксиды имеют разные цвета: CuO – чёрный, NiO – зелёный, CaO – белый.
Графические формулы.
Показывают порядок связей и их количество (по валентности). В оксидах атомы кислорода связаны только с атомами других элементов и не связаны между собой.
IV CO2 | O = C = O |
III Al2O3 | O = Al – O – Al = O |
V P2O5 | O = P – O – P = O ║ ║ O O |
Получение оксидов
- При горении простых веществ:
2Mg + O2 → 2MgO
C + O2 → CO2↑
- При горении сложных веществ:
CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O
2H2S + 3O2 → 2SO2 + 2H2O
- При окислении кислородом оксидов элементов с меньшей валентностью:
IV VI
2SO2 + O2 → 2SO3
- При разложении сложных веществ:
- нерастворимых оснований
II II
Cu(OH)2 → CuO + H2O
- нестойких кислородосодержащих кислот
IV IV
H2CO3 → CO2↑ + H2O
IV IV
H2SiO3 → SiO2↓ + H2O
- некоторых солей (в основном нерастворимых)
II IV IV II
CuCO3 → CO2↑ + CuO (CuO·CO2 → CO2↑ + CuO)
Химические свойства
- Основные оксиды.
- Взаимодействуют с водой
Na2O + H2O → 2NaOH (Na2O·H2O)
CaO + H2O → Ca(OH)2 (CaO·H2O)
- Взаимодействуют с кислотными оксидами
CaO + CO2 → CaCO3 (CaO·CO2)
Na2O + SiO2 → Na2SiO3 (Na2O·SiO2)
- Взаимодействуют с кислотами
CaO + H2SO4 → CaSO4 + H2O (CaO + SO3·H2O → CaO·SO3 + H2O)
- Взаимодействуют с амфотерными оксидами
Na2O + ZnO → Na2ZnO2 (Na2O·ZnO)
- Взаимодействуют с более активным металлом
3CuO + 2Al → 3Cu + Al2O3
- Взаимодействуют с кислородом (если у элемента оксида промежуточная переменная валентность)
II III
4FeO + O2 → 2Fe2O3
- Взаимодействуют с водородом
CuO + H2 → Cu + H2O
- Взаимодействуют с некоторыми неметаллами
FeO + C → Fe + CO
- Кислотные оксиды.
- Взаимодействуют с водой
CO2 + H2O → H2CO3 (CO2·H2O)
- Взаимодействуют с основными оксидами
CO2 + Na2O → Na2CO3 (Na2O·CO2)
- Взаимодействуют с основаниями
CO2 + 2NaOH → Na2CO3 + H2O (CO2 + Na2O·H2O → Na2O·CO2 + H2O)
- Взаимодействуют с амфотерными оксидами
CO2 + ZnO → ZnCO3 (ZnO·CO2)
- Взаимодействуют с кислородом (если у элемента оксида промежуточная переменная валентность)
IV VI
2SO2 + O2 → 2SO3
- Амфотерные оксиды.
- Не взаимодействуют с водой
ZnO + H2O ≠
- Взаимодействуют с кислотными оксидами
CO2 + ZnO → ZnCO3 (ZnO·CO2)
- Взаимодействуют с основными оксидами
Na2O + ZnO → Na2ZnO2 (Na2O·ZnO)
- Взаимодействуют с кислотами
ZnO + H2SO4 → ZnSO4 + H2O (ZnO + SO3·H2O → ZnO·SO3 + H2O)
- Взаимодействуют с основаниями
ZnO + 2NaOH → Na2ZnO2 + H2O (ZnO + Na2O·H2O → Na2O·ZnO + H2O)
- Взаимодействуют с кислородом (если у элемента оксида промежуточная переменная валентность)
III VI
2Cr2O3 + 3O2 → 4CrO3
- Взаимодействуют с водородом
Fe2O3+ 3H2 → 2Fe + 3H2O
- Взаимодействуют с металлом
Fe2O3+ 2Al → 2Fe + Al2O3
- Взаимодействуют с некоторыми неметаллами
PbO2 + C → Pb + CO
Ме +O2 Основной оксид +H2O
Основание | амфМе +O2 Амфотерный оксид
+H2O Амфотерное основание | неМе +O2 Кислотный оксид +H2O Кислота |
Соли |
ОСНОВНОЙ ОКСИД | НЕМЕТАЛЛ | НЕМЕТАЛЛ |
ТИПИЧНЫЙ МЕТАЛЛ «АМФОТЕРНЫЙ» МЕТАЛЛ» | МЕТАЛЛ | |
ОСНОВНОЙ ОКСИД АМФОТЕРНЫЙ ОКСИД КИСЛОТНЫЙ ОКСИД | ОКСИД | |
ОСНОВНОЙ (ОСНОВАНИЕ) АМФОТЕРНЫЙ ГИДРОКСИД КИСЛОТНЫЙ (КИСЛОТА) | ГИДРОКСИД | |
СОЛЬ | СОЛЬ | |
ВОДА (H2O) |
КИСЛОТНЫЙ ОКСИД | НЕМЕТАЛЛ | НЕМЕТАЛЛ |
ТИПИЧНЫЙ МЕТАЛЛ «АМФОТЕРНЫЙ» МЕТАЛЛ» | МЕТАЛЛ | |
ОСНОВНОЙ ОКСИД АМФОТЕРНЫЙ ОКСИД КИСЛОТНЫЙ ОКСИД | ОКСИД | |
ОСНОВНОЙ (ОСНОВАНИЕ) АМФОТЕРНЫЙ ГИДРОКСИД КИСЛОТНЫЙ (КИСЛОТА) | ГИДРОКСИД | |
СОЛЬ | СОЛЬ | |
ВОДА (H2O) |
АМФОТЕРНЫЙ ОКСИД | НЕМЕТАЛЛ | НЕМЕТАЛЛ |
ТИПИЧНЫЙ МЕТАЛЛ «АМФОТЕРНЫЙ» МЕТАЛЛ» | МЕТАЛЛ | |
ОСНОВНОЙ ОКСИД АМФОТЕРНЫЙ ОКСИД КИСЛОТНЫЙ ОКСИД | ОКСИД | |
ОСНОВНОЙ (ОСНОВАНИЕ) АМФОТЕРНЫЙ ГИДРОКСИД КИСЛОТНЫЙ (КИСЛОТА) | ГИДРОКСИД | |
СОЛЬ | СОЛЬ | |
ВОДА (H2O) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект по теме: "Оксиды"
Рассматривается один из возможных вариантов урока по теме "Оксиды"....
9 класс. Урок по химии № 15 Тема" Оксид серы (6).Серная кислота."
Урок химии в 9 классе по теме "Оксид серы (6). Серная кислота" . Цель урока: Изучить свойства оксида серы(6) и свойства разбавленной серной кислоты.Познакомить учащихся с качественной реакцией на суль...
Открытый урок по теме «Оксиды» с применением ИКТ
Урок по теме «Оксиды»Использование объяснительно- иллюстративной технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала.ТЕМА УРОКА: «Химические свойства оксидов».ТИП УРОКА: Об...
Урок по теме "Оксиды"
Конспект урока химии 8 класса (пр. О.С.габриелян) по теме "Оксиды"...
Химия. 8 класс. Урок по теме: "Оксиды" с мультимедийным сопровождением.
Урок по химии 8 класс по теме: "Оксиды" с мультимедийным сопровождением. Проблемно-поисковый....
Урок по химии на тему: "Оксиды углерода"
На данном уроке формируются знания о кислородсодержащих соединениях углерода; рассмотриваются свойства и физиологическое воздействие на организм человека оксидов углерода IIи IV; а также с...
Презентация по теме Оксиды - оксид водорода
Тема "Важнейшие классы бинарных соединений - оксиды", на примере "Вода"...