Открытый урок по теме «Оксиды» с применением ИКТ
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Урок по теме «Оксиды»
Использование объяснительно- иллюстративной технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала.
ТЕМА УРОКА: «Химические свойства оксидов».
ТИП УРОКА: Объяснение нового материала.
ВИД УРОКА: Блок – схема с элементами игрового пояснения.
ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся записывать уравнения реакций химических свойств оксидов.
ЗАДАЧИ УРОКА: 1. Выделить основные свойства оксидов по блок-схеме. 2. Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами. 3. Проговорить схему «словами». 4. Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения. 5. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ: 1. Заранее приготовить блок-схему (используя доску, плакат). Наиболее интересным и эффективным является составление компьютерной блок-схемы с анимацией при поэтапном ее объяснении. 2. Продумать работу учащихся с дидактическим материалом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_teme_oksidy.docx | 413.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по теме «Оксиды» с применением ИКТ
УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ И ХИМИИ
МБОУ «Карабай- Шемуршинская СОШ»
Измайлова Галина Григорьевна (2010)
Урок по теме «Оксиды»
Использование объяснительно- иллюстративной технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала.
ТЕМА УРОКА:
«Химические свойства оксидов».
ТИП УРОКА: Объяснение нового материала.
ВИД УРОКА: Блок – схема с элементами игрового пояснения.
ЦЕЛЬ УРОКА: научить учащихся записывать уравнения реакций химических свойств оксидов.
ЗАДАЧИ УРОКА:
1. Выделить основные свойства оксидов по блок-схеме.
2. Показать различия и сходство между кислотными и основными оксидами.
3. Проговорить схему «словами».
4. Научить подставлять в схему формулы оксидов и писать соответствующие химические уравнения.
5. Закрепить умение расстановки коэффициентов в уравнениях реакций.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
1. Заранее приготовить блок-схему (используя доску, плакат). Наиболее интересным и эффективным является составление компьютерной блок-схемы с анимацией при поэтапном ее объяснении.
2. Продумать работу учащихся с дидактическим материалом.
Оборудование и ресурсы
1.Компьютер, экран, диск «Мультимедийное учебное пособие нового образца» для 8 класса
2.Урок в кабинете биологии и химии №214
3.Учебник для 8 класса. (Фельдман, Рудзитис)
ПЛАН УРОКА:
1. Вводное слово учителя о цели и задачах урока.
2. Повторение опорных знаний о классификации оксидов.
3. Работа по блок – схеме:
- Устная (проговаривание свойств «словами»);
- Письменная (составление уравнений химических реакций по схеме).
4. Закрепление материала.
ХОД УРОКА:
1-й этап урока
РАБОТА С ОПОРНЫМИ ЗНАНИЯМИ
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поближе познакомимся с очень важными соединениями – оксидами.
Некоторые сведения о них вы уже имеете и, надеюсь, легко ответите на мои вопросы.
ВОПРОСЫ:
ИКТ. Урок 38 стр. 2. «Оксиды. Общая формула, классификация.»
1. Оксиды - это простые или сложные вещества? Свой ответ мотивируйте, т.е. докажите, почему вы так думаете.
2. Дайте определение оксидов.
3. Какие виды оксидов вы знаете?
Урок 38 стр.3 « Получение оксидов и их названия»
Вы хорошо ответили на мои вопросы .Теперь рассмотрим данную схему.
Прошу пока ничего не зарисовывать в своих тетрадях. Это вы сделаете немного позже.
CaO + H2 O= Ca (OH)2 А основной оксид с водой
Образует основания !
1(Осн. Оксид + вода = основание)
CaO + H2 SO4 CaSO4 + H2 O
2.(Осн. Оксид + кислота = соль + вода)
SO3 + H2 O H2 SO4 Кислотный оксид с водой
3.(Кисл. Оксид + вода = кислота Льет дождливой кислотою!
SO3 + Ca (OH)2 Ca SO4 + H2 O
4.(Кисл. Оксид + осн-е = соль + вода)
CaO + SO3 Ca SO4
5.(Осн. Оксид + кисл. оксид = соль)
2-й этап урока
УСТНАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ
Учитель:
1. Почему одни оксиды называют кислотными, а другие – основными?
- Дети отвечают, что в кислотных помимо кислорода содержится атом неметалла, а в основных оксидах – атом металла.
Учитель: Это совершенно правильный ответ, но я хочу, чтобы вы еще раз внимательно вслушались в названия этих оксидов, может быть в них самих кроется ответ на вопрос?
- Кислотные
- Основные
Почему в их названиях скрываются кислоты и основания?
- По всей видимости, они сами образуют эти вещества.
Учитель: Ребята, взгляните на схему и попытайтесь догадаться, с каким веществом реагируют оксиды с образованием кислот и оснований?
- Учащиеся отвечают, что это вода.
ИКТстр.4 «Взаимодействие оксидов неметаллов с водой».
ИКТ стр.6 «Взаимодействие оксидов металлов с водой».
Учитель: Замечательно! Действительно кислотные оксиды с водой образуют кислоты, а основные – с водой образуют основания, поэтому они так и называются.
ИКТ стр.5. «Получение SO2 и H2SO4 “
Кто догадается , видя стрелки в схеме, какими еще свойствами обладают оксиды?
●Кислотные оксиды взаимодействуют с основаниями, в результате также образуются соль и вода.
Учитель просит учащихся еще раз повторить по схеме и провести по стрелкам «схемы» взаимодействия оксидов с водой, кислотами и основаниями и «проговорить», что в результате реакций образуется.
Учитель: И какое же последнее свойство у оксидов, исходя из схемы?
- Оксиды реагируют друг с другом с образованием соли.
Учитель: Ребята, теперь попробуйте внимательно мысленно повторить свойства оксидов (даю 2 минуты!), затем я закрою схему и вы постараетесь по памяти ее зарисовать
в тетрадь. Итак, время пошло!
Примечание: Ограничение времени на задание обычно концентрирует у детей внимание и стимулирует желание быстрее и лучше других запомнить схему!
После перенесения схемы в тетрадь по памяти учитель опять открывает свою рабочую схему и учащиеся проверяют правильность сделанной работы, выясняют, где допустили неточность или ошибку.
3-й этап урока.
ПИСЬМЕННАЯ РАБОТА СО СХЕМОЙ, СОСТАВЛЕНИЕ ХИМИЧЕСКИХ УРАВНЕНИЙ
Учитель: Ребята, прежде чем начать писать химические уравнения свойств оксидов, давайте вспомним, как мы узнаем кислоты, основания и соли? (см. урок «Основные классы неорганических соединений»)
- Учащиеся дают определения кислот, оснований и солей.
Задание №1.любовный треугольник.
Лакмус был страстно влюблен в Кислоту и в её присутствии всегда краснел, а ревнивая Щелочь, которая была к нему неравнодушна, раздражала Лакмуса до посинения.
Несчастный Фенолфталеин тайно питал нежные чувства к Щелочи, но, зная едкий характер, при малейшем к ней прикосновении весь становился малиновым
- Проводится быстрая игра «найдите лишнее»
Учитель: А теперь давайте подставим вместо названий оксидов формулы и напишем химические свойства конкретных оксидов:
CaO + H2 O= Ca (OH)2 А основной оксид с водой
Образует основания !
1(Осн. Оксид + вода = основание)
CaO + H2 SO4 CaSO4 + H2 O
2.(Осн. Оксид + кислота = соль + вода)
SO3 + H2 O H2 SO4 Кислотный оксид с водой
3.(Кисл. Оксид + вода = кислота Льет дождливой кислотою!
SO3 + Ca (OH)2 Ca SO4 + H2 O
4.(Кисл. Оксид + осн-е = соль + вода)
CaO + SO3 Ca SO4
5.(Осн. Оксид + кисл. оксид = соль)
ИКТ-Урок № 38 стр.7 «Выводы»
Вызываются два ученика к доске – один пишет химические свойства кислотного, а другой – основного оксидов.
Например: SO2 и MqO (можно разрешить пользоваться схемой, зарисованной в тетрадь).
Учитель: Ребята, запомните, каждому кислотному оксиду соответствует определенная кислота:
Например:
CO2 H2CO3
SO2 H2 SO3
SO3 H2SO4
N2 O5 HNO3
P2 O5 H3 PO4
Как вы думаете, почему так происходит?
Учащиеся отвечают, что
- В этом опять играет роль вода, эти оксиды при взаимодействии с водой образуют соответствующие кислоты.
Например:
N2 O5 + 2 H2 O 2HNO3 + H2 O
ИКТ- урок №38 стр. 8 Упражнения 2,3,4
Заключение:
Проверка этой работы покажет качество усвоения изученного материала, позволит на следующем уроке откорректировать моменты непонимания, осуществить дифференцированную помощь учащимся.
Домашнее задание:
Выучить схему. Составить уравнения реакций химических свойств следующих оксидов: CO2 и Na2 O.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы».
Ход открытого урока по сольфеджио в первом классе по теме «Развитие ритмического и мелодического слуха на уроке сольфеджио в младших классах с применением инновационных форм работы»....
Открытый урок "Кислород. Водород. Оксиды"
Презентация для урока-обобщения по теме: "Кислород. Водород. Оксиды"...
Открытый урок на тему:" Су водород оксиды"
Тема урока : Су- водород оксиды." Цель урока: Изучение строения, свойства\. применение воды. Ход урока....
Открытый урок по теме «Понятие отношения. Применение технологии проблемного обучения на уроке рефлексии», математика 6 класс
(конспект урока программы «Математика 6 класс» по учебнику Н.Я. Виленкина учителя АОУ школы №6 г. Долгопрудного Потехиной Татьяны Викторовны) тип урока: урок рефлексии технологии:...
Открытый урок на тему: "Разворот с применением заднего хода в ограниченном пространстве".
Способы перехода на низшую передачу, способы торможения, способы наблюдения за дорогой. Правила постановки автомобиля в бокс....
Конспект открытого урока на тему: «Изучение и применение Метода фокальных объектов»
Метод фокальных объектов- это метод поиска новых идей, при этом к свойствам объекта добавляют что-то новое, необычное или изменяют уже имеющиеся в нем качества, форму, свойства на основе присоединения...
Открытый урок на тему : "Масштаб. Практическое применение понятия масштаба".
Первый урок а теме "Масштаб", дидактические материалы и оценочный лист для ребят....