Урок по теме "Оксиды"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Конспект урока химии 8 класса (пр. О.С.габриелян) по теме "Оксиды"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_oksidy_8_klass.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Оксиды: состав, номенклатура
Тип урока. Изучение нового материала.
Цель урока: Формирование понятия оксидов, как бинарных соединений.
Задачи урока:
1. Ввести понятия оксидов, как сложных бинарных соединений; их признаки, классификацию
2.Познакомить с формулами важнейших оксидов.
3. Отрабатывать умения записывать и читать формулы оксидов.
4. Тренироваться в составлении молекулярных формул оксидов.
5.Уметь выделять оксиды среди других классов веществ и выделять оксиды металлов по их признакам.
6.Отрабатывать умения работы по алгоритму.
Оборудование: ПК, карточки.
ХОД УРОКА:
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте! Присаживайтесь. Представьте себе, что вы вошли в темную комнату, в которой есть парафиновая свечка и керосиновая лампа. Что вы зажжете в первую очередь? (правильный ответ – спичку)
Горение – это один из процессов, которые изучает химия. Я – учитель химии пятой школы. Меня зовут Ольга Валерьевна и сегодняшний урок мы проведем вместе. Его тема .... А вот это мы узнаем, когда отгадаем кроссворд. На работу вам отводится 3 мин. Вы в парах, помогая, друг другу, впишите химические термины в бланк и найдите ключевое слово.
По горизонтали:
- Очень положительный
С массою внушительной,
А таких, как он, отряд
Создает в ядре заряд.
Лучший друг его нейтрон.
Догадались? Он - …
- Название этого элемента содержит в своем составе хвойное дерево, а атом этого элемента содержит 28 протонов
- Он бесцветный, но тяжелый,
В нем огонь всегда веселый.
Он в крови у нас живет,
Ну, конечно …
- Назовите науку о веществах и их превращениях
5. Он с морской капустой дружит,
И лекарством людям служит,
Знает млад и стар народ –
Коль ушиб, то нужен …
- Назовите элемент, в названии которого спряталось сразу двое животных
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Правильно - оксиды. Это тема сегодняшнего урока. Запишите, пожалуйста, ее в тетради.
УЧИТЕЛЬ: На сегодняшнем уроке мы должны научиться:
- выделять оксиды среди других веществ.
- читать и записывать формулы оксидов.
- составлять молекулярные формулы оксидов.
(читает, демонстрируя образцы на слайдах)
Класс оксидов это да!
Ведь без них мы никуда…
Очень важная вода,
Без неё кругом беда!
При строительстве идёт
Глина, известь и песок.
Ну а красный железняк
В металлургии мастак!
Загрязняют атмосферу,
Отравляют биосферу
Угарный и сернистый газ,
А винить то надо нас!
Чтоб природу не губить,
Надо химию учить.
К концу урока оксиды изучим,
Новые сведения с вами получим!
Изучение нового материала
Задание 1: Посмотрите внимательно на слайд. Вы видите формулы веществ, о которых говорилось в стихотворении. Давайте прочтем их. (Читают)
Найдите сходства в предложенных веществах.
H2O AL2O3 СаО SiO2 Fe2O3 CO SO2
(Работают)
Что же общего вы заметили в этих веществах
ОТВЕТЫ:
- сложные вещества
- состоят их двух элементов
Один из элементов – кислород
УЧИТЕЛЬ: Правильно, молодцы! А теперь давайте вместе сформулируем определение понятия оксиды и запишем его в тетрадь.
(СЛАЙД)
УЧИТЕЛЬ: Я предлагаю поиграть в игру «Третий лишний»
1 группа: К2O HCl MgО,
2 группа: АI2О3 SO3, СaH2
3 группа: HNO3 SO2, Fe2О3
4 группа: FeО N2О5, CaCO3
УЧИТЕЛЬ: Молодцы! Еще раз обратите внимание, что оксиды состоят из двух элементов, один из них кислород.
УЧИТЕЛЬ: А сейчас давайте научимся называть оксиды.
(СЛАЙД)
Например, вещество CaO я назову – оксид кальция, а Na2O – оксид натрия. А как вы назовете вещество MgO ? Al2O3? CO2? CO?
УЧИТЕЛЬ: Вот здесь вы ошибаетесь. Два разных вещества не могут иметь одинаковое название. Запомните, если в состав оксида входит элемент, проявляющий разные степени окисления, то мы должны указать римской цифрой степень окисления данного элемента. Так как мы назовем CO2? CO?
ОТВЕТЫ: CO2 оксид углерода (IV), CO – оксид углерода (II)
А знаете ли вы, что в 1870 году в Петербургской академии обсуждалась возможность называть вещества следующим образом:
Барий кислородович
Калий кислородович
Сера двукислородовна
Сера трикислородовна
А как сейчас будут звучать названия этих веществ?
Выполните задание самостоятельно.
(проверяем по слайду)
УЧИТЕЛЬ: А теперь – физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать.
Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 , НNО3, PbO
УЧИТЕЛЬ: Присаживайтесь. Продолжаем наш урок. Перед нами стоит еще одна задача – научиться составлять формулы оксидов. Давайте с вами составим формулу оксида фосфора (V). Записываем рядом символы химических элементов: фосфора и кислорода. Причем кислород всегда стоит справа. Проставляем степени окисления. Находим наименьшее общее кратное чисел 5 и 2. Это 10. Наименьшее общее кратное 10 делим на значение степени окисления элементов. Индекс фосфора 2, кислорода 5. Кто хочет попробовать у доски составить формулу оксида хлора (VII). А теперь составим формулу оксида марганца (II)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ:
УЧИТЕЛЬ: Итак, с какими бинарными соединениями мы познакомились на сегодняшнем уроке? (оксидами)
- Какие вещества мы называем оксидами?
УЧИТЕЛЬ: Мы научились с вами отличать оксиды от других веществ, называть их, составлять их формулы. В конце урока я предлагаю вам проверить себя: насколько хорошо вы овладели новыми знаниями.
На ваших столах лежат конверты с заданиями. На их выполнение вам отводится три минуты.
ВАРИАНТ 1 Игра «Крестики – нолики».
CaO | KOH | HCl |
P2O5 | H3PO4 | SiO2 |
SO3 | CO | H2 |
O2 | H2SO3 | KI |
Cl2O5 | Mn2O7 | Ag2O |
CuO | Na2CO3 | Al2O3 |
MgO | CaSO4 | NaOH |
MgCO3 | Na2O | O3 |
CO2 | HBr | N2O3 |
Вариант 2. Расположите оксиды азота в порядке возрастания степени окисления азота в них:
NO2, N2O, NO
Вариант 3. Соберите из фрагментов формулы трех оксидов:
+2
Ni
-2
O3
-2
O5
+3
Cr2
-2
O
+5
N2
(выполняют задания. Взаимопроверка по слайду. Выставление оценок)
РЕФЛЕКСИЯ:
УЧИТЕЛЬ: Вы, наверное, обратили внимание, что на доске записаны следующие фразы:
- Меня удивило….
- Я задумался…
- У меня возник вопрос…
Давайте попробуем их продолжить по итогам сегодняшнего урока. Итак, на сегодняшнем уроке меня удивило….
На сегодняшнем уроке я задумался над тем, что…..
На сегодняшнем уроке у меня возник вопрос….
А у меня возник вопрос к вам: А хотелось бы вам узнать что-нибудь еще об оксидах?
(Да!)
УЧИТЕЛЬ: Тогда я предлагаю в качестве домашнего задания прочитать параграф 18, выполнить упражнение 1 после параграфа и подготовить сообщения на тему: «Оксиды в жизни человека».
Я благодарю вас за урок. До свиданья!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...