Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"
учебно-методический материал по химии на тему

Романова Надежда Николаевна

Кружок по химии "Вода, которую мы пьем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_voda.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное  учреждение «Сизябская средняя общеобразовательная школа»

Принята                                                                                         Утверждаю

 методическим советом школы                                                   Директор школы

Протокол №                         2013г                                                                       /Ванюта О.С.

                                                                                                         Приказ  №            2013г                                            

Образовательная программа химического кружка  по теме:

«Вода, которую мы пьем»

Для обучающихся 8 -11 классов

Составила Романова Н.Н

Учитель химии и биологии

2013 год

Пояснительная записка

Химический кружок – это  добровольное объединение обучающихся под руководством учителя, в рамках которого проводятся систематические занятия во внеурочное время.

Основные задачи кружка:

  1. Обеспечение более прочных знаний по химии
  2. Расширение теоретических и практических навыков.
  3. Продолжить  развитие практических умений и навыков исследовательской работы
  4. Научить  работать с полученными результатами (сравнивать, обобщать. делать выводы).
  5. Познакомить с методами оценки качества воды

Одним из самых необходимых в жизни человека веществ является вода. Часть жителей нашего села берут для питья воду  из колодцев, а также в селе имеется родник, В селе 23 колодца, Администрация села не несет ответственность за водоснабжение жителей.  Качество воды в этих колодцах не проверялось давно.

Цель наших занятий: изучить историю некоторых из них и исследовать в них свойства воды.

Программа рассчитана на 34 часа

Тематический план:

Тема занятия

Оборудование

1.

Цели и задачи кружка

2-5

 Практическое занятие: опрос жителей села. Изучение истории  8колодцев

6

 Практическое занятие: забор воды из родника и колодцев. измерение температуры воды в колодцах при температуре воздуха -15—20С*

Посуда для сбора воды из колодцев, термометры

7

Изучение методики определения :прозрачности, цветности, запаха воды

8.

Практическая работа: изучение прозрачности, цветности, запаха воды родника и 8 колодцев

Колбы. белый лист бумаги ,штатив, спиртовка ,спички, водный термометр.

9-10

Практическая работа: Содержание взвешенных частиц

Фильтровальная бумага, ножницы, пробы воды. колбы .электронные весы.

11-12

Практическая работа: Определение рН воды, наличие  хлоридов, фосфатов, сульфатов

Пробы воды, раствор ВаCl2

13-14

Практическая работа: Определение нитратов в данных пробах воды.

Пробы воды физиологический раствор, таблетка риванола, спиртовка

15-16

Практическая работа: Определение железа в воде

Пробы воды, конц.НNO3.раствор Н2О2, раствор роданида калия

17-18

Практическая работа: Определение меди в воде

Пробы воды, фарфоровая чашка, спиртовка, нашатырный спирт.

19-20

Практическая работа: Определение жесткости воды

21-23

Обработка полученных данных. Обобщение, сравнение

24-25

Составление паспортов для родника и 8 колодцев

26.

Выводы. Сравнение полученных данных с ПДД

27-28

Написать исследовательскую работу о проделанной работе

ИКТ

29-33

Сделать презентацию к работе

Мультимедийный проектор

34

Итоги работы: Выступить с работой перед учащимися

План изучения истории колодцев:

1.Место расположения в селе

2.Год создания

3.Кто впервые построил

4.Особенности строения

5.Состояние колодца зимой

6.В каких целях используется

7.Интересные факты.

Методы изучения свойств воды:

.1.Температура воды.

 .Измеряется температура воды водным термометром . Держать его в воде рекомендуют не менее 3 минут. Одновременно обычным термометром измеряется температуру воздуха около колодца

            2. Определение цветности.

             Цвет воды определяется на белом фоне бумаги., для этого воду наливают в прозрачный         цилиндр или колбу и рассматривают на белом фоне бумаги..Можно использовать также для этого специальную « цветовую шкалу»

           3. Определение прзрачности  воды.

Определяется описательно: отсутствие , слабая муть, заметная муть

            4 Интенсивность запаха воды

Балл

Интенсивность

Качественная характеристика

0

Никакой

Отсутствие ощутимого запаха

1

Очень слабый

Запах, не поддающийся обнаружению потребителем, но обнаруживаемый в лаборатории опытным исследователем

2

Слабый

Запах, не привлекающий внимания потребителя ,но  обнаруживаемый, если на него обратить внимание

3

Заметный

Запах, легко обнаруживаемый и дающий повод относиться к воде с неодобрением

4.

Отчетливый

Запах воды , заставляющий воздержаться от питья

5

Очень сильный

Запах настолько сильный, что вода становится непригодной для питья

  5.Содержание взвешенных частиц.

 Этот показатель качества воды определяют  следующим образом :

      а) готовят фильтр.

      б) определяют его массу  до фильтрования (m1).

     в) фильтруют воду из каждой пробы в объеме 1 литр.

     г) высушивают фильтр после опыта и снова взвешиваем (m2) .

     д) Содержание взвешенных частиц вычисляют по формуле (m1 – m2 )* 1000/v

 6. Определение рН воды.

 Для этого полоску индикаторной работы пинцетом на короткое время погружают в пробу воды и тут же сравнивают полученную окраску со шкалой.  ГОСТ 287482 нормирует для воды рН в пределах 6,0 – 9,0

7. Наличие хлорид и фосфат – ионов.

Определяли с помощью нитрата серебра (АgNO3)

 

8.Наличие сульфат – ионов (S04-2) определяли действием раствора хлорида бария (ВаCL2)

9.Определение нитратов.

К 2 мл. исследуемой воды приливают 1 мл. физиологического раствора  и 1 мл. ривонального раствора ( его готовят так: 1 таблетку аптечного риванола растворяют при нагревании в 200 мл 8% соляной кислоты). Появление бледно – розовой окраски в пробе сигнализирует о том, что  уровень нитратов опасен для здоровья

10.Определение железа в воде.

В пробирку наливают 10 мл испытываемой воды, добавляют каплю концентрированной азотной кислоты, 3 – 5 капель пероксида водорода и 0,5 мл. раствора роданида калия. Розовое окрашивание наблюдается при содержании железа 0,1мг/л. А при более высоком – это окрашивание будет уже красным. Справка: ПДК железа в воде – 0.3. лимитирующий признак вредности  - органолептический, т. е. содержание железа ощущается на вкус.

11. Определение меди в воде.

В фарфоровую чашку наливают 3 – 5 мл. воды. Осторожно ее выпаривают и на периферийную часть пятна наносят каплю раствора нашатырного спирта. .Появление интенсивно синей или фиолетовой окраски сигнализирует о присутствии меди. Справка: ПДК меди в воде: 0,1 мг/л.

12.Жесткость воды измеряли, добавляя мыльный раствор  по 1 мл. в колбы с по водой по 10мл, раствор встряхиваем. Продолжаем добавлять мыльный раствор, пока не образуется устойчивая пена высотой 1 см, Эта пена должна держаться 30 и более секунд

.Интернет – ресурсы

1http://www.polyset.ru/ 

.2polyset.ruGOST/all-doc/GOST/GOST-2874-82/

.3http://www.normacs.ru/

Литература:

1 Озеров А,Г, [Текст] Исследовательская деятельность учащихся в природе./ А.Г.Озеров./ Москва. ФЦДТЮТиК. 2005г.

2  Габриелян О.С.[Текст].Учебное пособие / Габриелян О.С./ Журнал «Химия»2009 стр.22-25.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок проект по теме Вода которую мы пьем

Проектно-исследовательская работа группы учащихся на элективном курсе по химии "Химический анализ окружающей среды". Сформированная группа ребят по теме экологическое состояние питьевой воды в п. Петр...

Проект кружка «Мойдодыр». Кружок, в рамках которого проводится работа по проекту «Твое здоровье» для начальной ступени 1-4 классы образования МБОУ «Ак-Дашской СОШ» на 2011-2016уч.г

Получение учащимися знаний в этой области позволит укрепить их здоровье, предупредить развитие вредных привычек в условиях неблагоприятного окружения....

Проект по теме "Вода, которую мы пьем"

Проект по теме "Вода, которую мы пьем"...

Презентация проект по теме "Вода, которую мы пьем"

Презентация проект по теме "Вода, которую мы пьем"...

Исследование воды, которую мы пьем

Какую воду мы пьём? Как и чем определяется качество питьевой воды? Как от состава воды зависит здоровье человека? Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со ...

Проектная работа моих учеников на тему: "Вода, которую мы пьем"

1.     Полное название проекта  Вода, которую мы пьём2.     ФИО  автора 1  Сазонов Александр Сергеевич...

Исследование воды, которую мы пьем

Исслледовательская работа о качествах воды, выполненная Ухаловой динарой под моим руководством....