Конспект урока по теме "Гидролиз неорганических соединений"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Урок химии в 11 классе, изучающем химию на углубленном уровне. Форма проведения - лекция. Рассматриваются основные вопросы темы - определение понятия гидролиз; вещества, способные и неспособные к гидролизу; классификация солей, исходя из способа их образования; алгоритм написания уравнений гидролиза: простейшие уравнения гидролиза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidroliz_neorganicheskikh_soedineniy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок
Тема: Гидролиз неорганических веществ
Цели: сформировать представление о гидролизе веществ, познакомить с алгоритмом написания уравнений гидролиза, научить определять среду раствора соли.
Ход и содержание урока.
I. Оргмомент. Цели и задачи урока.
II. Изучение нового материала
Лекция.
Гидролиз — процесс обменного взаимодействия сложных веществ с водой.
При гидролизе, как правило, степени окисления элементов сохраняются.
Гидролизу подвергаются:
1) Солеподобные вещества: нитриды, фосфиды, силициды, карбиды:
Са3Р2 + 6HOH → 3Са (ОН)2 + 2РН3↑
СаС2 + 2HOH → Са (ОН)2 + С2Н2 ↑
2) Некоторые соединения неметаллов между собой:
РСl5 + 4HOH → 5НСl + H3PO4
Особо необходимо остановиться на гидролизе солей.
Гидролизу не подвергаются:
1) соли, нерастворимые в воде;
2) растворимые соли, образованные сильной кислотой и сильным основанием.
Например: NaCl, K2SO4, LiNO3, BaBr2, CaI2 и т. д.
Гидролизу подвергаются:
1) растворимые соли, в состав которых входит хотя бы один слабый ион:
Nа2СО3, CuSO4, NH4F и т. д. Это обратимый гидролиз, равновесие смещено в сторону исходных веществ.
2) соли, напротив которых в таблице растворимости стоит прочерк, необратимо гидролизируются:
Al2S3 + 6Н2О → 2А1(OH)3↓ + 3H2S ↑
Любую соль можно представить как продукт взаимодействия кислоты и основания. В зависимости от силы основания и кислоты выделяют 4 группы солей:
1 группа: соли образованные сильным основанием и сильной кислотой. Соли гидролизу не подвергаются, среда раствора нейтральная.
2 группа: соли образованные сильным основанием и слабой кислотой. Гидролизуются по аниону, среда раствора щелочная.
3 группа: соли образованные слабым основанием и сильной кислотой. Гидролизуются по катиону, среда раствора кислая.
4 группа: соли образованные слабым основанием и слабой кислотой. Гидролизуются и по катиону и по аниону. Среда раствора может быть слабокислой, нейтральной или слабощелочной. Это зависит от константы диссоциации слабых электролитов, образовавшихся в результате реакции.
При составлении уравнений обратимого гидролиза следует придерживаться следующего алгоритма:
- Рассмотреть состав соли: NaNO2 — соль образована
NaOH — сильное основание, НNО2 — слабая кислота
- Записать уравнение диссоциации соли:
NaNO2 → Na+ + NO2 -
3. Выбрать слабый ион: NO2 -
4. Записать его взаимодействие с водой:
NO2 - + HOH ↔ HNO2 + OH- - краткое ионное уравнение
↓
слабый электролит
5. Составить полное ионное уравнение:
Na+ + NO2 - + HOH ↔ HNO2 + Na+ + OH-
6. Составить молекулярное уравнение:
NaNO2 + HOH ↔ HNO2 + NaOH
↓
7. Определить среду раствора: щелочная среда.
Рассматриваем примеры реакций гидролиза солей.
А) KCN – соль, образована KOH — сильное основание, НCN — слабая кислота
Записать уравнение диссоциации соли:
KCN → K+ + СN-
Выбрать слабый ион: СN-
Записать его взаимодействие с водой:
СN- + HOH ↔ HСN + OH- - краткое ионное уравнение
Составить полное ионное уравнение:
K+ + СN- + HOH ↔ K+ + HСN + OH-
Составить молекулярное уравнение:
KСN + HOH ↔ HСN + KOH
↓
Определить среду раствора: щелочная среда.
Б) NH4Cl – соль, образована NH4OH —слабое основание, НCl — сильная кислота
Записать уравнение диссоциации соли:
NH4Cl → NH4+ + Сl-
Выбрать слабый ион: NH4+
Записать его взаимодействие с водой:
NH4+ + HOH ↔ NH4+OH + H+ - краткое ионное уравнение
Составить полное ионное уравнение:
NH4+ + Сl- + HOH ↔ NH4OH + H+ + Сl-
Составить молекулярное уравнение:
NH4Cl + HOH ↔ NH4OH + HСl
↓
Определить среду раствора: кислотная среда.
В) LiClO – соль, образована LiOH — сильное основание, НClO — слабая кислота
LiClO → Li+ + ClO-
ClO- + HOH ↔ HClO + OH-
Li+ + ClO- + HOH ↔ HClO + Li+ + OH-
LiClO + HOH ↔ HClO + LiOH
↓
щелочная среда
Домашнее задание.
§ 16, стр. 165 – 168
Упр. 3,4 стр. 175
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по химии "Неорганические соединения"
В данной презентации отражен основной матери ал урока, что облегчает запоминаие учащимися основных аспектов данной темы....
Модульный урок "Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды"
Данный урок проводится в теме "Важнейшие классы неорганических соединений" в 8 классе. Урок построен таким образом, что каждый учащийся является активным участником учебного процесса, позволяющего ему...
Призентация к интерактивному уроку:"Основные классы неорганических соединений" 7класс
На данном уроке ученикам предоставляется возможность в не традиционной(игровой) форме изучить сложную для понимания в их возрасте тему....
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Конспект урока по химии:« Неорганические соединения. Периодическая таблица Д.И.Менделеева».
Конспект урока по химии...
Презентация к уроку "основные классы неорганических соединений"
Урок обобщение. Проводится в группах в виде небольших отчетов....
План урока-исследования "Гидролиз неорганических соединений" 11 класс
Урок предназначен для повторения, закрепления и обобщения знаний по теме "Гидролиз" в 11 классе...