Презентация к уроку "основные классы неорганических соединений"
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Урок обобщение. Проводится в группах в виде небольших отчетов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ya_ispolzuyu.doc | 79 КБ |
osnovnye_klassy_neorganicheskih_veshchestv.pptx | 133.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок - обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений»
Цель урока.
1. Обобщить, закрепить и совершенствовать знания о важнейших классах неорганических соединений на примере оксидов, кислот, оснований и солей.
Задачи урока.
Обучающие: обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся об основных классах неорганических соединений, их классификации и свойствах.
Развивающие: развитие умения применять теоретические знания; умение обобщать, использовать терминологию, анализировать, сравнивать, систематизировать, делать выводы, проводить самоанализ и самопроверку. Развивать экспериментальные умения и практические навыки.
Воспитательные: формирование интереса к труду, развитие чувства ответственности, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися, закрепление навыков безопасного проведения химического эксперимента в процессе выполнения опытов.
Тип урока: обобщающий урок.
Способы обучения: индивидуально-групповой способ, фронтальный способ.
Средства обучения: карточки с заданиями, ноутбук, лотки с лабораторным оборудованием и реактивами, демонстрационный ящик с неорганическими веществами разных классов.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас проведу я – Вачаева Н.И. Я очень рада видеть вас всех на уроке.
Надеюсь, что вы ребята, продемонстрируете высокий уровень знаний по данной теме. От того, насколько хорошо вы усвоили тему, будет зависеть дальнейшее изучение предмета химии.
Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и подарим хорошее настроение.
- Создание проблемы..
Учитель: Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Скажите, что находится внутри каждой склянки?
Ученики: Химическое вещество.
Учитель: Мы с вами знаем, что по правилам техники безопасности каждая склянка должна быть подписана. Обратите внимание на этикетки склянок. Можно ли эти вещества каким-то образом рассортировать?
Ученики: Вещества относятся к разным классам неорганических соединений, мы можем, глядя на химическую формулу на этикетках распределить их на классы.
Учитель: Сколько классов веществ мы должны получить? Какие?
Ученики: 4; оксиды, основания, кислоты, соли.
Учитель: Следовательно, какая будет тема сегодняшнего урока? (Слайд)
Ученики: «Основные классы неорганических веществ».
Учитель: Вы уже изучили каждый класс веществ по отдельности. Что мы должны сделать на уроке сегодня?
Ученики: Обобщить знания обо всех четырёх классах неорганических веществ.
Учитель: Какие вопросы мы должны рассмотреть, чтобы достичь поставленной цели?
Ученики:
- Что такое оксиды, основания, кислоты, соли?
- Какие они бывают?
- Как правильно давать названия веществам разных классов?
- Как составлять химические формулы веществ?
- Как можно распознать вещества разных классов?
II.Организация деятельности.
Учитель: Ребята, вам предстоит поработать в группах, на которые вы поделились до начала урока. Но работа в группе будет зависеть и от работы индивидуально каждого из вас. У нас образовалось 4 группы. У каждой группы на столах лежит лист с заданиями и источники информации. Если у вас возникнут вопросы, вы всегда можете получить консультацию у меня.
Задания для группы №1. Оксиды.
Даны формулы веществ: Na2O, CaO, SO2, P2O5, Al2O3.
- Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Оксиды – это _____ вещества, состоящие из _____ химических элементов, один из которых _____ , в валентности _____ .
- Заполните схему Приведите примеры. Обоснуйте свой ответ.
- Установите соответствие между формулами оксидов и их названиями.
Формулы оксидов | Названия оксидов |
1. P2O5 2. MgO 3. Al2O3 4. SO3 5. Na2O | А. Оксид серы (VI) Б. Оксид натрия В. Оксид фосфора (V) Г. Оксид магния Д. Оксид алюминия |
Как даются названия веществам данного класса?
- Составьте формулы:
1) оксидов железа, в которых металл проявляет валентность, равную II и III
2) оксидов серы, в которых неметалл проявляет валентность, равную IV VI.
Задания для группы №2. Основания.
- Даны формулы веществ NaOH, Fe(OH)2, Ca(OH)2, KOH, Al(OH)3, Fe(OH)3, относящихся к классу оснований. Проанализируйте их, и допишите определения, вставив пропущенные слова:
Основания – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ , связанных с одной или несколькими _____ .
- Записаны три ряда формул:
А. NaOH, Ba(OH)2, Cu(OH)2, KOH
Б. Fe(OH)2, Pb(OH)2, LiOH, Ba(OH)2
В. LiOH, KOH, Al(OH)3, NaOH
В каждом ряду находится одно лишнее основание. Определите его формулу, ответ обоснуйте.
- Распределите формулы оснований, предложенных в первом задании, по соответствующим их названиям:
А. гидроксид кальция - …
Б. гидроксид железа (III) - …
В. гидроксид натрия - …
Г. гидроксид алюминия - …
Д. гидроксид железа (II) - …
Е. гидроксид калия - …
- Пользуясь таблицей растворимости, составьте формулы трёх нерастворимых оснований и назовите их.
Задания для группы №3. Кислоты.
- Формулы: HCl, H2SO4, HNO3, H2CO3, H3PO4. Проанализируйте предложенные вам формулы веществ и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Кислоты – это _____ вещества, молекулы которых состоят из атомов _____ и _____.
- Даны формулы кислот: H2S, HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4, H2CO3. Распределите их по двум признакам на 2 группы.
- Ответ обоснуйте.
- Верны ли утверждения?
А. Азотная кислота имеет формулу HNO3.
Б. Формула соляной кислоты H2S.
В. H3PO4 – это фосфорная кислота.
Г. Вещество H2SO3 называется серная кислота.
Д. H2CO3 – это угольная кислота.
Е. Серная кислота имеет формулу H2SiO3.
Ж. Хлороводородная кислота имеет формулу HCl.
З. Соединение H2SO4 называется сероводородная кислота.
- Установите соответствие между формулами кислот и их названиями:
Формулы кислот | Названия кислот |
1. HNO3 2. H2SO4 3. HCl 4. H3PO4 5. H2SiO3 6. H2CO3 | А. Фосфорная кислота Б. Кремниевая кислота В. Серная кислота Г. Азотная кислота Д. Угольная кислота Е. Соляная кислота |
Задания для группы №4. Соли.
- Даны формулы веществ: NaCl, K2CO3, BaSO4, Li3PO4. Проанализируйте их и допишите определение, вставив пропущенные слова:
Соли – это _____ вещества, состоящие из атомов _____ и _____ .
- Даны формулы солей: K2SO4, CuCl2, Al(NO3)3, , BaSO4. Назвать по международной номенклатуре.
- Б. Приведите по два примера растворимых и нерастворимых солей.
- Составьте формулы солей, которые можно получить при взаимодействии кислот и металлов, обозначенных в таблице (в скобках указаны степени окисления металлов).
Кислоты | Металлы | Названия солей, содержащих атомы алюминия | ||
К (I) | Mg(II) | Al (III) | ||
HNO3 | ||||
H2SO4 | ||||
H3PO4 |
Защита результатов деятельности.
По истечении времени, отведенного на данную работу, каждая группа представляет свои результаты. Учащиеся других групп слушают ответы, задают уточняющие вопросы.
Учитель: А сейчас, ребята, для закрепления выполним тест «УЛЫБКА».
Тест “Улыбка”
Вариант 1.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) Na2 О; б) Na(OH); в) H3PO4
2) Вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков, называются:
а) основание; б) кислота; в) соль.
3) В растворах щелочей фенолфталеин имеет цвет:
а) бесцветный; б) синий; в) малиновый.
4) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа (II); б) гидроксид натрия; в) гидроксид цинка (II).
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков, называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.
Тест “Улыбка”
Вариант 2.
1) Из предложенного перечня выберите оксид:
а) СО2 ; б) Са(ОH)2; в) K2 SО4.
2) Из предложенного перечня выберите щелочь:
а) гидроксид железа(III); б) гидроксид бария; в) гидроксид меди (II).
3) В растворах щелочей лакмус имеет цвет:
а) бесцветный; б) красный; в) синий.
4) Вещества, состоящие из атомов водорода и кислотных остатков, называются:
а) основания; б) кислоты; в) соли.
5) Вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков, называются:
а) соли; б) кислоты; в) основания.
(Проверка теста)
Химия – наука экспериментальная и куда мы без эксперимента. И сейчас вам предстоит провести небольшой эксперимент по распознаванию химических веществ. У вас на столах стоят три пронумерованные пробирки с бесцветными растворами. В одной пробирке находится раствор кислоты, в другой – раствор щелочи, в третьей – вода. Вам нужно доказать, в какой пробирке находится то или иное вещество.
Учитель: Как можно распознать вещества разных классов?
Ученики: Можно использовать универсальный индикатор. (В кислоте он станет малиновым, в щелочи – синим, в воде - без изменений).
V. Рефлексия.
Учитель: Теперь я предлагаю вам оценить свою работу и работу своих одноклассников.
Отметьте, насколько хорошо вы усвоили тему «Основные классы неорганических соединений».
1. Отлично усвоена
2. Хорошо усвоена, но требует повторения
3. Тема непонятна
Для этого заполните, пожалуйста, таблицу, которая лежит у вас на столах, и сдайте ее, а я посмотрю на результат.
А сейчас составьте синквейн по названию класса неорганических соединений.
1 строка - одно существительное, это и есть тема синквейна.
2 строка - два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - целое предложение или фраза, отражающая свое личное отношение к теме.
5 строка - обобщающее слово, характеризующее суть темы.
Мне приятно было работать с вами. Благодарю всех за сотрудничество и хорошую подготовку к уроку.
Сейчас прозвенит долгожданный звонок
Увы, но к концу подошел наш урок
Прошу уберите рабочее место
Давайте без слов, и пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам объявляю
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно
Что будут они «хорошо» и «отлично»
Большое спасибо я вам говорю
Мы цели достигли. Благодарю!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое оксиды, основания, кислоты, соли? Какие они бывают? Как правильно давать названия веществам разных классов? Как составлять химические формулы вещества? Как можно распознать вещества разных классов? Цель урока: обобщение и систематизация знаний обучающихся об основных классах неорганических веществ, их классификации, составе и номенклатуре
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОКСИДЫ ОСНОВАНИЯ КИСЛОТЫ СОЛИ
CaO Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород , в валентности II ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОКСИДЫ Al 2 O 3 S О 2 P 2 O 5 Na 2 O
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ Mg O Na 2 O Al 2 O 3 SO 3 P 2 O 5 Оксид алюминия Оксид фосфора ( V ) Оксид серы ( VI ) Оксид магния Оксид натрия
неметаллы и металлы с валентностью > IV металлы главных и побочных подгрупп с валентностью III, IV металлы I-II групп Классификация оксидов основные амфотерные кислотные оксиды
Сложные вещества, состоящие из атомов металлов, связанных с одной или несколькими гидроксогруппами . ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ ОСНОВАНИЯ Fe(OH) 2 NaOH Са (ОН) 2 KOH AI(OH) 3 Fe(OH) 3
Классификация оснований Ba (ОН) 2 KOH NaOH Fe(OH) 2 С u (ОН) 2 Pb (OH) 2 LiOH Ba (OH) 2 LiOH KOH Al(OH) 3 NaOH
Распределите формулы оснований KOH Са (ОН) 2 Fe(OH) 3 NaOH AI(OH) 3 Fe(OH) 2 гидроксид кальция гидроксид железа (III) гидроксид натрия гидроксид алюминия гидроксид железа (II) гидроксид калия
Сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотных остатков . ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ КИСЛОТЫ HCl H 2 SO 4 HNO 3 H 2 CO 3 H 3 PO 4
Одноосновные Классификация КИСЛОТ Кислородосодержащие Бескислородные Трёхосновные Двухосновные H 3 PO 4 HCl HNO 3 H 2 SO 4 H 2 CO 3
ВЕРНЫ ЛИ УТВЕРЖДЕНИЯ? Азотная кислота имеет формулу HNO 3 Соединение H 2 SO 4 называется сероводородная кислота Вещество H 2 SO 3 называется серная кислота H 3 PO 4 - это фосфорная кислота Формула соляной кислоты H 2 S Хлороводородная кислота имеет формулу HCl Кремниевая кислота имеет формулу H 2 SiO 3 H 2 CO 3 - это угольная кислота
УСТАНОВИТЕ СООТВЕТСТВИЕ HNO 3 H 3 PO 4 H 2 SiO 3 H 2 CO 3 HCl H 2 SO 4 азотная кислота серная кислота соляная кислота фосфорная кислота кремниевая кислота угольная кислота
Сложные вещества, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ СОЛИ NaCl K 2 CO 3 BaSO 4 Li 3 PO 4
Классификация СОЛЕЙ Растворимые Средние Нерастворимые CaCO 3 Al(NO 3 ) 3 BaSO 4 K 2 CO 3 CuCl 2 NaCl
ПОЛУЧЕНИЕ СОЛЕЙ Кислоты Металлы Названия солей, содержащих атомы алюминия K(I) Mg(II) Al(III) HNO 3 K NO 3 Mg (NO 3 ) 2 Al(NO 3 ) 3 Нитрат алюминия H 2 SO 4 K 2 SO 4 Mg SO 4 Al 2 (SO 4 ) 3 Сульфат алюминия H 3 PO 4 K 3 PO 4 Mg 3 (PO 4 ) 2 AlPO 4 Фосфат алюминия
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Важнейшие классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Цели:1)Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, номенклатуре важнейших классов неорганических соединений, химических свойствах, генетической связи ; совершенствовать навыки состав...
"Основные классы неорганических соединений. генетическая связь неорганических соединений"
Заключительный урок обобщения по химии в 8 классе...
Презентация к теме "Классы неорганических соединений"
Презентация к теме " Классы неорганических соединений"...
План-конспект урока химии в 11 классе "Обобщение по теме "Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между классами неорганических соединений."
Цель урока: обобщение, систематизация и углубление знаний по основным классам неорганических соединений, генетической связи между ними; подготовка учащихся к контрольной работе. Нетрадиционная форма у...
Презентация и конспект урока "Обобщающий урок по основным классам неорганических соединений" 8 класс
Конспект урока-игры "Основные классы неорганических соединений". Это урок-обощение по большому разделу для 8 класса. Урок построен в форме игры, в котором класс разделен на группы....
Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс
Презентация. Обобщение по теме «Основные классы неорганических соединений» 8 класс...
Презентация по теме Классы неорганических соединений
Презентация по теме Классы неорганических соединений...