Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_rierrdegsgjsgj2.docx | 25.9 КБ |
Предварительный просмотр:
- 8 класс
(5 часов в неделю; всего 170 ч , из них 20ч-резервное время)
Тема 1. Первоначальные химические понятия(40г)
Предмет и задачи химии , значение химии. Химия и химическая промышленность. История и развития химии как науки. Химия в Древнем Египте и странах Востока. Средневековый период алхимии. Поиски << философского камня > > и эликсира жизни.
Вещества. Индивидуальность веществ. Чистые вещества и смеси(растворы). Свойства веществ и их использования. Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения реакций.
Элементарные частицы (молекулы, атомы, ионы). Строение атома. Химические элементы. Знаки химических элементов. Латинские названия химических элементов. Изотопы . Радиоактивность. Ядерные реакции. Относительна атомная масса. Закон постоянства состава веществ.
2)
Простые и сложные вещества. Химические формулы ( молекулярные, электронные, графические) Относительная молекулярная масса. Валентность. Определение валентности по формулам соединений. Составление химических формул по валентности. Количества вещества. Молярная масса. Атомно - молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ атомно – молекулярного учения. Закон сохранения массы веществ. Эквивалент. Закон эквивалентов. Химические уравнения и стехиометрические расчеты по ним. Техника безопасности. Правила поведения в кабинете химии. Бытовые химикаты и обращения с ними.
Расчетные задачи.
- Вычисление относительной молекулярной массы веществ по химическим формулам.
- Вычисления массовых отношений химических элементов в сложном веществе.
- Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов, входящих в состав данного вещества (нахождение формулы из результатов анализа)
3)
4) Вычисление массовых долей химических элементов в сложном веществе.
5) Вычислите по химическим уровням массы или количества вещества, по известной массе или количеству одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.
6) Определение молекулярных масс , веществ в газообразном состоянии. Определение плотности газа по отношению к другому газу.
7) Химические формулы и расчеты по ним.
8) Комбинированные задачи ( в приделах программы)
Демонстрации.
- Примеры химических явлений : изменения происходящих при нагревании сахара, горении парафина и магния.
- Разложение воды электрическим потоком.
- Соединение железа или цинка с серой.
- Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.
- Набор моделей атомов.
- Некоторые металлы, неметаллы и их соединения количеством вещества 1 моль.
4)
Лабораторные опыты
- Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами ( хлорид натрия, сахароза, алюминий, цинк, железо , медь, вода, сера и т.д.)
- Разделение смесей, применение хроматографии для разделения смесей.
- Примеры химических явлений: окисление меди в пламени горелки или спиртовки, действие соляной кислоты на мел или мрамор.
- Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород, металлов и неметаллов.
- Разложение основного карбоната меди (малахита).
- Замещение меди в растворе хлорида меди(2) и железом.
Практические занятия.
1 ) Приемы обращения с лабораторным штативом , спиртовкой, газовой горелкой, электронагревателем , изучение строение пламени. Правило техники безопасности при работе в химическом кабинете (2ч)
5)
2) Резка и сгибания тонких стеклянных трубок , изготовление капилляров и наборов газоотводных трубок для приборов . Обработка пробок. Монтаж приборов по заданному образцу . Монтаж приборов по заданному образцу (2ч)
3)Очистка загрязненных веществ фильтрованием , выпариванием , перекристаллизацией, дистилляцией.(2ч)
6)
Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение.(13ч) Кислород химический элемент, химический знак, относительная атомная масса, валентность , нахождение в природе. Аллотропное видоизменение кислорода. Озол. Свойства озона. Физические свойства кислорода. Химические свойства кислорода: взаимодействие с фосфором , улем, серой и металлами. Кислород как окислитель. Окисление. Оксиды . Способы получения оксидов. Применение кислорода. Интенсификация химических и металлургических процессов. Круговорот кислорода в природе . Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Понятие о катализаторе . Условие возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топлива и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Реакция экзо-и эндотермические . Состав воздуха. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.
7)
Демонстрации
- Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
- Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
- Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
- Разложение перманганата калия.
- Опыты выясняющие условие горения веществ.
- Наполнение газометра кислородом , сжигание в кислороде различных простых и сложных веществ.
Лабораторные опыты
- Ознакомление с образцами оксидов.
- Получение некоторых газообразных оксидов.
Практические занятия
- Получение и свойства кислорода (1ч)
- Количественное определение содержание кислорода и углекислого газа в воздухе (1ч)
- Экскурсия на кислородную станцию и в котельную.(1ч)
Расчетные задачи
- Расчеты по термохимическим уравнением .
- Расчеты по уравнением химических реакций .
- Вычисление объема определенной массы газообразного вещества. ( н. ц)
8)
Тема 3. Водород. Кислоты. Соли.(23ч) Водород- химический элемент : химический знак, относительная атомная масса , относительная молекулярная масса, валентность, нахождение в природе. Водород простое вещество. Получение водорода в лаборатории и в промышленности, его физические свойства. Химические свойства : взаимодействие с кислородом , оксидами металлов. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности .Меры предосторожности при работе с водородом. Молярный объем газов. Газовые законы закон Гей-Люссака. Закон Бойля-Мариотта. Объединенный газовый закон Бойля Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Кислоты. Состав кислот. Классификация кислот по различным признакам. Получение кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот : изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами и оксидами металлов. Меры предосторожности при работе с кислотами. Ряд активности металлов. Реакции обмена.
9) Соли. Состав солей , их названия. Классификация солей. Физические и химические свойства солей. Способы получения солей. Составления формул солей по валентности металлов и кислотного остатка. Применение солей.
Расчетные задачи
- Вычисление по химическим уравнением объема газов по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результата её.
- Расчеты ,связанные с использованием плотностей, относительных плотностей и малярного объема газов.
- Определение молекулярных масс веществ в газообразном состоянии.
- Комбинированные задачи.
Лабораторные опыты
Получение водорода взаимодействием раствора кислоты с цинком, обнаружение водорода и соли. Взаимодействие водорода с оксидом миди(2). Действие раствора кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам ( железу, цинку, алюминию, меди).
10)
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
Демонстрации
- Ознакомление с физическими свойствами водорода.
- Зарядка прибора и демонстрация правил техники безопасности при работе с аппаратом для получения газов; диффузия, переливание, горение водорода, его восстановительная способность.
- Горение водорода в воздухе и кислороде.
- Взрыв смеси водорода с воздухом.
- Образцы кислот и солей.
Практические занятия
- Реакции обмена между оксидом меди (2) и серной кислотой(1ч).
- Получение и свойства солей(1ч)
11)
Тема 4. Вода. Растворы. Основания. (18ч) Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Понятие о растворе. Процесс растворения как физико – химический процесс. Растворитель и растворимое вещество. Массовая доля растворенного вещества. Численное выражение состава растворов. Тепловые явления при растворении. Кристаллизация веществ. Химически связанная вода. Кристаллогидраты. Кристаллы в природе и их применение . Растворимость веществ в зависимости от условий. Растворы ненасыщенные, насыщенные, нерасчищенные. Коллоидные растворы. Коэффициент растворимости. Кривые растворимости . Зависимость плотности растворов кислот и оснований от концентрации. Значение воды и растворов в промышленности, сельском хозяйстве, быту. Очистка воды. Методы очистки воды. Состав воды. Химические свойства воды : взаимодействие с некоторыми металлами ( натрием, кальцием) и оксидами ( фосфора, углерода, серы, кальция ,бария ) . Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа. Кислотность оснований. Классификация оснований. Щелочи.
12)
Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. Взаимодействие оснований с кислотами – реакция нейтрализации. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов . Меры предосторожности при работе с щелочами.
Расчетные задачи
- Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе.
- Вычисление по химическим уравнениям массы по известному количеству вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
- Растворимость вещества в воде.
- Молярная концентрация.
- Расчеты по уровням реакций, проникающих в растворах.
Демонстрации
- Очистка воды перегонкой.
- Разделение смесей веществ с помощью делительной воронки.
- Синтез воды.
- Взаимодействие воды с оксидом фосфора (5) и оксидом кальция ; испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.
- Реакция нейтрализации.
13)
6) Взаимодействие оксида углерода (4) с раствором гидроксида кальция и твердым гидроксидом натрия.
7) Приготовление растворов щелочей.
Лабораторные опыты
- Ознакомление со свойствами гидроксидов натрия , кальция , меди (2) или железа (3)
- Взаимодействие щелочей с кислотами.
- Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
- Методы очистки воды.
Практические занятия
- Приготовление растворов солей с определенной массой долей растворенного вещества (1ч)
- Получение нерастворимых оснований (1ч)
- Приготовление растворов заданной концентрации, необходимых для учебной работы. (1ч)
- Получение данной соли всеми возможными методами(1ч)
- Работа с алебастром(1ч)
14)
Тема 5 . Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений. (9ч) Состав и название оксидов, оснований , кислот и солей. Классификация неорганических соединений ( оксидов, кислот, оснований, солей). Генетическая связь между классами неорганических веществ. Взаимосвязь состава, строение и свойств веществ. Состав вещества : а)структурные единицы; б) качественный состав; в) количественный состав. Строение вещества: а) последовательность соединений атомов в молекулах; б) внутренняя структура и внешняя сфера; в) расположение атомов в пространстве ( длина связи ,её прочность и углы между направлениями связей ); г) распределение электронной плотности в молекуле; д) полярность связи и полярность молекулы. Свойства веществ : а) физические; б) химические; в) биологические . Роль химии в народном хозяйстве . Защита окружающей среды. Профессия химика на производстве , сельском хозяйстве , в науке, медицине , в педагогике.
15)
Практические занятия
- Осуществить в опытах следующие превращения (2ч)
а) Cu - CuO - CuSO4 - Cu(OH)2 - CuO – Cu
б)Mg – MgO – MgCl2- Mg(OH)2 –MgSO4 – MgCl2
16)
Тема6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (25ч)
Сведения о химических элементах и их соединениях с древнейших времен. Попытки классификаций химических элементов ( А. Ловузье, и Доберейнер , Д. Ньюлендс, Л. Мейер ). Классификация химических элементов. Металлические и неметаллические , химические элементы. Химические элементы , оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства. Понятие о группах сходных химических элементов на примере щелочных металлов , галогенов. Краткие сведения о жизни и деятельности Д.И.Менделеева . Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. Порядковый номер элемента – заряд ядра его атома. Периодическая зависимость свойств химических элементов от заряда ядра атома. Состав атомных ядер ( протоны и нейтроны) . Изотопы – разновидность атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов. Как создавались периодическая система и 17)периодический закон химических элементов . Распределение элементов в атомах элементов первых электронов в атомах элементов первых четырех периодов. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Характеристика отдельных химических элементов главных подгрупп на основании положения в периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона для понимания научной картины мира , развития науки и техники. Накопление, перемещение и рассеивание технических соединений в земной коре. Добыча полезных ископаемых . Научный подвиг Д.И Менделеева.
Демонстрации
- Взаимодействие натрия с водой.
- Образцы щелочных металлов и галогенов.
- Простейшие способы получения неорганических веществ.
Лабораторные опыты.
- Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
- Сравнение скорости реакции взаимодействия магния и алюминия с соляной кислотой.
- Сравнение свойств гидроксида алюминия и магния.
18)
Тема7. Химическая связь. (13ч) Химическая связь. Понятие об электронном облаке. Ковалентная связь, её образование на примере молекулы водорода. Свойства ковалентной связи. Электроотрицательность атомов химических элементов. Полярные и неполярные ковалентные связи. Донорно- акцепторный механизм образования ковалентной связи. Металлическая связь. Водородная связь. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типа химической связи и кристаллической решетки. Ионная связь. Степень окисления. Понятие об окислительно – восстановительных реакциях. Химическая связь и валентность.
Демонстрации
- Модели атомов.
- Взаимодействие кислот с металлами как примеры окислитильно – восстановительных реакций.
- Модели кристаллических решеток.
Лабораторные опыты
Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различными видами химических связей.
19) Расчетные задачи
1) Валентность и степень окисления.
2) Химическая связь.
3) Решение О-В реакций.
20)
Тема 8. Галогены.(9ч)
Общая характеристика подгруппы галогенов. Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Получение и применение хлора. Хлороводород и и соляная кислота. Строение молекулы. Физические и химические свойства кислоты. Применение и получение соляной кислоты. Соли соляной кислоты. Краткие сведения о фторе, броме, йоде. Сравнительная характеристика галогенов.
Демонстрации
- Образцы галогенов .
- Взаимодействие хлора, йода с металлами.
Лабораторные опыты
Вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений.
Практические занятия
- Получение соляной кислоты и опыты с ней(1ч).
- Решение экспериментальных задач по теме << Галогены>> (1ч).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса
Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса...
Рабочая программа ФГОС углубленного изучения химии в 7 классе
Рабочая программа ФГОС по химии в 7 классе по учебникам О.С.Габриеляна "Химия. Пропедевтический курс" 7 класс и "Химия 8 класс" с календарно-тематическим планированием объемом 70 часов....
Формирование экологического сознания при реализации программы «Углубленное изучение химии».
На протяжении 20 лет старшеклассники нашего города проходят углубленное изучение химии и биологии в нашем Детском эколого-биологическом центре с целью поступления в вузы биологического, медицинского и...
Статья "Формирование экологического сознания детей в рамках реализации программы "Углубленное изучение химии"
В статье изложен опыт работы педагога дополнительного образования по формированию экологического сознания детей старшего школьного возраста в рамках реализации общеобразовательной общеразвивающей прог...
программа углубленного изучения химии
Программа углубленного изучения химии С.А.Пузаков, Н.В.Машнина, В.А.Попков для 10-11классов...
Рабочая программа по курсу "Химия" углубленное изучение 11 класс
Рабочая программа у учебнику Еремина "Химия" углубленное изучение 11 класс. Программа содержит пояснительную записку, требования к результатам освоения учебного курса, содержание и КТП...
Авторская программа "Углубленное изучение бурятской литературы для 10-11 классов"
Программа рассчитана на углубленное изучение бурятской литературы...