Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Адаев Альберт Хаджимуратович

Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_rierrdegsgjsgj2.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

  1.                                                                       8 класс  

(5 часов в неделю; всего 170 ч , из них 20ч-резервное время)

Тема 1. Первоначальные химические понятия(40г)

Предмет и задачи химии , значение химии. Химия и химическая промышленность. История и развития химии как науки. Химия в Древнем Египте и странах Востока. Средневековый период алхимии. Поиски << философского камня > >  и эликсира жизни.            

    Вещества. Индивидуальность веществ. Чистые вещества и смеси(растворы). Свойства веществ и их использования. Явления физические и химические. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения реакций.

    Элементарные частицы (молекулы, атомы, ионы). Строение атома. Химические  элементы. Знаки химических элементов. Латинские названия химических элементов. Изотопы . Радиоактивность. Ядерные реакции. Относительна атомная масса. Закон постоянства состава веществ.

2)

Простые и сложные вещества. Химические формулы ( молекулярные, электронные, графические) Относительная молекулярная масса. Валентность. Определение валентности по формулам соединений. Составление химических формул по валентности. Количества вещества. Молярная масса. Атомно - молекулярное учение. Роль М.В. Ломоносова и Д. Дальтона в создании основ  атомно – молекулярного учения. Закон сохранения массы веществ. Эквивалент. Закон эквивалентов. Химические уравнения и стехиометрические расчеты по ним. Техника безопасности. Правила поведения в кабинете химии. Бытовые химикаты и обращения с ними.

   Расчетные задачи.

  1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ по химическим формулам.
  2. Вычисления массовых отношений химических элементов в сложном веществе.
  3. Вывод химических формул, если известны массовые доли химических элементов, входящих  в состав данного вещества (нахождение формулы из результатов анализа)

3)                        

                            4) Вычисление  массовых долей химических  элементов  в сложном веществе.

                            5) Вычислите по химическим уровням  массы или количества вещества, по известной массе или количеству одного из вступивших или получающихся в реакции веществ.

                            6) Определение молекулярных масс , веществ в газообразном состоянии. Определение плотности газа по отношению к другому газу.

                            7) Химические формулы и расчеты по ним.

                            8) Комбинированные задачи ( в приделах программы)

Демонстрации.

  1. Примеры химических  явлений :  изменения  происходящих  при нагревании сахара, горении парафина и магния.
  2. Разложение воды электрическим потоком.
  3. Соединение железа или цинка с серой.
  4. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы веществ.
  5. Набор  моделей  атомов.  
  6. Некоторые металлы, неметаллы и их  соединения  количеством  вещества 1 моль.

      4)                                

                                                          Лабораторные опыты

  1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами  ( хлорид натрия, сахароза, алюминий, цинк, железо , медь, вода, сера и т.д.)
  2. Разделение  смесей, применение хроматографии для разделения смесей.
  3. Примеры химических  явлений: окисление меди в пламени горелки или спиртовки, действие соляной кислоты на мел или мрамор.
  4. Ознакомление с образцами простых и  сложных веществ,  минералов и горных пород, металлов и неметаллов.
  5. Разложение основного карбоната меди (малахита).
  6. Замещение меди в растворе хлорида меди(2)  и железом.

                                         Практические  занятия.

       1 ) Приемы обращения с лабораторным штативом , спиртовкой, газовой горелкой, электронагревателем , изучение строение пламени. Правило техники безопасности при работе в химическом кабинете (2ч)

  5)

2) Резка и сгибания тонких стеклянных трубок , изготовление  капилляров и наборов газоотводных трубок для приборов . Обработка пробок. Монтаж приборов по заданному образцу . Монтаж приборов по заданному образцу (2ч)

       3)Очистка загрязненных веществ фильтрованием , выпариванием , перекристаллизацией, дистилляцией.(2ч)

6)

Тема 2. Кислород. Оксиды. Горение.(13ч)  Кислород химический элемент, химический знак, относительная атомная масса, валентность , нахождение в природе. Аллотропное видоизменение кислорода. Озол. Свойства озона. Физические свойства кислорода.  Химические свойства кислорода: взаимодействие с фосфором , улем, серой и металлами. Кислород как окислитель. Окисление. Оксиды . Способы получения оксидов. Применение кислорода. Интенсификация химических и металлургических процессов. Круговорот кислорода в природе . Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Понятие о катализаторе . Условие возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Топлива и способы его сжигания. Тепловой эффект химической реакции. Реакция экзо-и эндотермические . Состав воздуха. Охрана атмосферного воздуха от загрязнений.

7)

Демонстрации

  1. Ознакомление с физическими свойствами кислорода.
  2. Сжигание в кислороде угля, серы, фосфора, железа.
  3. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора.
  4. Разложение перманганата калия.
  5. Опыты выясняющие условие горения веществ.
  6. Наполнение газометра кислородом , сжигание в кислороде различных простых и сложных веществ.

                 

                                Лабораторные опыты

  1. Ознакомление  с образцами оксидов.
  2. Получение некоторых газообразных оксидов.

                             Практические занятия

  1. Получение и свойства кислорода (1ч)
  2. Количественное определение содержание кислорода и углекислого газа в воздухе (1ч)
  3. Экскурсия на кислородную станцию и в котельную.(1ч)

                              Расчетные задачи

  1. Расчеты по термохимическим уравнением .
  2. Расчеты по уравнением химических  реакций .
  3. Вычисление объема определенной массы газообразного вещества. ( н. ц)

8)

Тема 3. Водород. Кислоты. Соли.(23ч) Водород- химический элемент : химический знак, относительная атомная масса , относительная молекулярная масса, валентность, нахождение в природе. Водород простое вещество. Получение водорода в лаборатории и в промышленности, его физические свойства. Химические свойства : взаимодействие с кислородом , оксидами металлов. Применение водорода как экологически чистого топлива и сырья для химической промышленности .Меры предосторожности при работе с водородом. Молярный объем газов. Газовые законы  закон Гей-Люссака. Закон Бойля-Мариотта. Объединенный газовый закон Бойля Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева - Клапейрона. Кислоты. Состав кислот. Классификация кислот по различным признакам. Получение кислот. Валентность кислотных остатков. Общие свойства кислот : изменение окраски индикаторов, взаимодействие с металлами и оксидами металлов. Меры предосторожности при работе с кислотами. Ряд активности металлов. Реакции обмена.

9)   Соли. Состав солей , их названия.  Классификация солей. Физические и химические свойства солей. Способы получения солей. Составления формул солей по валентности металлов и кислотного остатка. Применение солей.

                                                         Расчетные задачи

  1. Вычисление по химическим уравнением объема газов по известному количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или получающихся в результата её.
  2. Расчеты ,связанные  с использованием плотностей, относительных плотностей и малярного объема газов.
  3. Определение молекулярных масс веществ в газообразном состоянии.
  4. Комбинированные задачи.  

     

                                      Лабораторные опыты

Получение водорода взаимодействием раствора кислоты с цинком, обнаружение водорода и соли. Взаимодействие водорода с оксидом миди(2). Действие раствора кислот на индикаторы. Отношение кислот к металлам ( железу, цинку, алюминию, меди).

10)

Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

                                                                Демонстрации

  1. Ознакомление с физическими свойствами водорода.
  2. Зарядка прибора и демонстрация правил техники безопасности при работе с аппаратом для получения газов; диффузия, переливание, горение водорода, его восстановительная способность.
  3. Горение водорода в воздухе и кислороде.
  4. Взрыв смеси водорода с воздухом.
  5. Образцы кислот и солей.

                                         Практические занятия

  1. Реакции обмена между оксидом меди (2)  и серной кислотой(1ч).
  2. Получение и свойства солей(1ч)

11)  

        Тема 4. Вода. Растворы. Основания. (18ч) Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде.  Понятие о растворе. Процесс растворения как физико – химический процесс. Растворитель и растворимое вещество. Массовая доля растворенного  вещества. Численное выражение состава растворов. Тепловые явления при растворении. Кристаллизация веществ. Химически связанная вода. Кристаллогидраты. Кристаллы в природе и их применение . Растворимость веществ в зависимости от условий. Растворы ненасыщенные, насыщенные, нерасчищенные.  Коллоидные растворы. Коэффициент растворимости.  Кривые растворимости . Зависимость плотности растворов кислот и оснований от концентрации. Значение воды и растворов в промышленности, сельском хозяйстве, быту. Очистка воды. Методы очистки воды. Состав воды. Химические свойства воды : взаимодействие с некоторыми металлами ( натрием, кальцием) и оксидами ( фосфора, углерода, серы, кальция ,бария ) . Основания. Состав оснований. Гидроксогруппа.  Кислотность оснований. Классификация оснований. Щелочи.

12)

 Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. Взаимодействие оснований с кислотами – реакция нейтрализации. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов . Меры предосторожности при работе с щелочами.

                                                              Расчетные задачи

  1. Вычисление массовой доли и массы вещества  в растворе.
  2. Вычисление по химическим уравнениям  массы по известному количеству  вещества одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
  3. Растворимость вещества в воде.
  4. Молярная концентрация.
  5. Расчеты по уровням реакций,  проникающих в растворах.

                                                  Демонстрации

  1. Очистка воды перегонкой.
  2. Разделение смесей веществ с помощью делительной воронки.
  3. Синтез воды.
  4. Взаимодействие воды с оксидом фосфора (5) и оксидом кальция ; испытание полученных растворов гидроксидов индикаторами.
  5. Реакция нейтрализации.      

  13)                                                                

         6) Взаимодействие оксида углерода (4) с раствором гидроксида кальция и твердым гидроксидом натрия.

               7) Приготовление растворов щелочей.

                                                          Лабораторные опыты

  1. Ознакомление со свойствами гидроксидов натрия , кальция , меди (2) или железа (3)
  2. Взаимодействие щелочей с кислотами.
  3. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами.
  4. Методы очистки воды.

                                         Практические занятия

  1. Приготовление растворов солей с определенной массой долей растворенного вещества (1ч)
  2. Получение нерастворимых оснований (1ч)
  3. Приготовление растворов заданной концентрации, необходимых для учебной работы. (1ч)
  4. Получение данной соли всеми возможными методами(1ч)
  5. Работа с алебастром(1ч)

14)

   Тема 5 . Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений. (9ч) Состав и название оксидов, оснований , кислот и солей. Классификация неорганических соединений ( оксидов, кислот, оснований, солей). Генетическая связь между классами неорганических веществ. Взаимосвязь состава, строение и свойств веществ. Состав вещества : а)структурные единицы; б) качественный состав; в) количественный состав. Строение вещества: а) последовательность соединений атомов в молекулах; б) внутренняя структура и внешняя сфера; в) расположение атомов в пространстве ( длина связи ,её прочность и углы между направлениями связей ); г) распределение электронной плотности в молекуле; д) полярность связи и полярность молекулы. Свойства веществ : а) физические; б) химические; в) биологические . Роль химии  в народном хозяйстве . Защита окружающей среды. Профессия химика на производстве , сельском  хозяйстве , в науке, медицине , в педагогике.

15)

                                                     Практические занятия

  1. Осуществить в опытах следующие превращения (2ч)

а) Cu - CuO - CuSO4 - Cu(OH)2 - CuO – Cu

б)Mg – MgO – MgCl2- Mg(OH)2 –MgSO4 – MgCl2

 

16)

 Тема6. Периодический закон и периодическая система  химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (25ч)

Сведения о химических элементах  и их соединениях с древнейших времен. Попытки классификаций химических элементов ( А. Ловузье, и Доберейнер ,  Д. Ньюлендс,  Л. Мейер ). Классификация химических элементов.  Металлические и неметаллические , химические элементы. Химические элементы , оксиды и гидроксиды которых проявляют амфотерные свойства. Понятие о группах сходных  химических элементов на примере щелочных металлов , галогенов. Краткие сведения о жизни и деятельности Д.И.Менделеева .  Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева. Порядковый номер элемента – заряд ядра его атома. Периодическая  зависимость свойств химических элементов от заряда ядра атома.  Состав атомных ядер ( протоны и нейтроны) .  Изотопы – разновидность атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов. Как создавались периодическая система и 17)периодический закон химических элементов .  Распределение элементов в атомах элементов первых электронов в атомах элементов первых четырех периодов. Малые и большие периоды. Группы и подгруппы химических элементов. Характеристика отдельных химических элементов главных подгрупп на  основании положения в периодической системе и строения атомов. Значение периодического закона для понимания научной картины мира , развития науки и техники. Накопление, перемещение и рассеивание технических соединений в земной коре. Добыча полезных ископаемых . Научный подвиг Д.И Менделеева.

                                                                      Демонстрации

  1. Взаимодействие натрия с водой.
  2. Образцы щелочных  металлов и галогенов.
  3. Простейшие способы получения неорганических веществ.

                             

                                                   Лабораторные опыты.

  1. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
  2. Сравнение скорости реакции взаимодействия магния и алюминия с соляной кислотой.
  3. Сравнение свойств гидроксида алюминия и магния.

18)

 Тема7. Химическая связь. (13ч) Химическая связь. Понятие об электронном облаке. Ковалентная связь, её образование на примере молекулы водорода. Свойства ковалентной связи. Электроотрицательность атомов химических элементов. Полярные и неполярные ковалентные связи. Донорно- акцепторный механизм образования ковалентной связи. Металлическая связь. Водородная связь. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типа химической связи и кристаллической решетки. Ионная связь. Степень окисления.  Понятие об окислительно – восстановительных реакциях. Химическая связь и валентность.

                                                                    Демонстрации

  1. Модели атомов.
  2. Взаимодействие кислот с металлами как примеры окислитильно – восстановительных реакций.
  3. Модели кристаллических решеток.

                                                  Лабораторные опыты

Составление  моделей  молекул  и  кристаллов  веществ  с различными  видами химических  связей.

19)                                                            Расчетные задачи

        1) Валентность и степень окисления.

        2) Химическая связь.

        3) Решение О-В реакций.

20)

                                                        Тема 8. Галогены.(9ч)

Общая характеристика подгруппы галогенов. Положение галогенов в периодической системе и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Получение и применение хлора. Хлороводород и и соляная кислота. Строение молекулы. Физические и химические свойства кислоты. Применение и получение соляной кислоты. Соли соляной кислоты. Краткие сведения о фторе, броме, йоде. Сравнительная характеристика галогенов.

                                                           Демонстрации

  1. Образцы галогенов .
  2. Взаимодействие хлора, йода с металлами.

                           

                                        Лабораторные опыты

Вытеснение галогенов друг другом из растворов их соединений.

                                       Практические занятия

  1. Получение соляной кислоты и опыты с ней(1ч).
  2. Решение экспериментальных задач по теме << Галогены>> (1ч).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса

Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса...

Рабочая программа ФГОС углубленного изучения химии в 7 классе

Рабочая программа ФГОС по химии в 7 классе по учебникам О.С.Габриеляна "Химия. Пропедевтический курс" 7 класс и "Химия 8 класс" с календарно-тематическим планированием объемом 70 часов....

Формирование экологического сознания при реализации программы «Углубленное изучение химии».

На протяжении 20 лет старшеклассники нашего города проходят углубленное изучение химии и биологии в нашем Детском эколого-биологическом центре с целью поступления в вузы биологического, медицинского и...

Статья "Формирование экологического сознания детей в рамках реализации программы "Углубленное изучение химии"

В статье изложен опыт работы педагога дополнительного образования по формированию экологического сознания детей старшего школьного возраста в рамках реализации общеобразовательной общеразвивающей прог...

программа углубленного изучения химии

Программа углубленного изучения химии С.А.Пузаков, Н.В.Машнина, В.А.Попков для 10-11классов...

Рабочая программа по курсу "Химия" углубленное изучение 11 класс

Рабочая программа у учебнику Еремина "Химия" углубленное изучение 11 класс. Программа содержит пояснительную записку, требования к результатам освоения учебного курса, содержание и КТП...

Авторская программа "Углубленное изучение бурятской литературы для 10-11 классов"

Программа рассчитана на углубленное изучение бурятской литературы...