Формирование экологического сознания при реализации программы «Углубленное изучение химии».
статья (9, 10, 11 класс) на тему
На протяжении 20 лет старшеклассники нашего города проходят углубленное изучение химии и биологии в нашем Детском эколого-биологическом центре с целью поступления в вузы биологического, медицинского и химического профилей (100% поступаемость). За это время программа «Углубленное изучение химии» постоянно дополнялась и совершенствовалась, обязательным компонентом ее оставалась экологическая составляющая и региональный компонент. Каким образом можно формировать экологическое сознание школьников на моих занятиях? Конечно, это должно быть комплексное (объемное) воздействие через интегрированные занятия, лабораторные работы, индивидуальную работу, экскурсии, мероприятия, совместную работу с родителями. В данной статье освещаются некоторые из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 21.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Формирование экологического сознания при реализации программы «Углубленное изучение химии».
АбдрахмановаГульназМидхатовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» НМР РТ (слайд 1)
Эпиграф: "Любовь к родной стране начинается с любви к природе" (Константин Паустовский, русский писатель) (слайд 2)
Уважаемые коллеги! На протяжении 20 лет старшеклассники нашего города проходят углубленное изучение химии и биологии в нашем Детском эколого-биологическом центре с целью поступления в вузы биологического, медицинского и химического профилей (100% поступаемость). За это время программа «Углубленное изучение химии» постоянно дополнялась и совершенствовалась, обязательным компонентом ее оставалась экологическая составляющая и региональный компонент.
Нижнекамск имеет градообразующие предприятия «Нижнекамскнефтехим», «Нижнекамскшина», «Танэко», «Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод», поэтому мы должны постоянно заботиться об улучшении экологического состояния окружающей нас среды, а точнее искать компромиссы между воздействием промышленных предприятий и чистотой экосистем.
Русский писатель, посвятивший свое творчество именно природе, не может ошибаться. Для кого-то природа – лишь вечный поставщик сырья: древесины, воды, полезных ископаемых. Для других природа – лишь красивый пейзаж за окном. Но те, кто изучают природу, знают, что природа – это и есть сама жизнь во всем ее великолепии (слайд 3).
Каким образом можно формировать экологическое сознание школьников на моих занятиях? Конечно, это должно быть комплексное (объемное) воздействие через интегрированные занятия, лабораторные работы, индивидуальную работу, экскурсии, мероприятия, совместную работу с родителями (слайд 4).
Остановимся конкретно на некоторых из них.
Интегрированные занятия (слайд 5), например, химия+экология (занятие «Полимерные материалы»), химия +биология (Химическая викторина «Невероятно, но факт!»), химия+физика (обобщающее занятие «Химический бульон»), химия + медицина (курс лекций «Нанохимия и нанотехнология»).
На занятии «Полимерные материалы» я напоминаю учащимся важность вопросов экологии при производстве и использовании пластиков: «Давайте составим «жизненный цикл полимеров». Для этого вы должны составить логическую цепочку, правильно подобрав последовательность предложенных стадий: сбор отходов, формование изделия, компаундирование, утилизация отходов, синтез исходного полимера, эксплуатация изделия, обработка готового изделия (работа с интерактивной доской). При этом предполагается и экономический расчет по исходным данным всей технологической цепочки (слайд 6).
Химическая викторина «Невероятно, но факт!» предлагает учащимся побывать на нескольких станциях (химическая, биологическая, историческая и др.) и в том числе на технологической станции, вопрос которой звучит так: «Придумайте и аргументируйте своё решение замкнутого производственного цикла работы ЦБК (целлюлозно-бумажного комбината) с учетом экологической безопасности. Как Вы думаете, что в современном производстве имеет наибольший приоритет: экономика или экология? Объясните свой выбор» (слайд 7).
На обобщающем занятии «Химический бульон» школьники решают задачу, связанную с восстановлением плодородия почвы (слайд 8).
На примере этих разработанных мною занятий наши учащиеся учатся видеть ситуацию объемно, закладываются умения видеть проблему, формулировать ее и находить решение, причем наибольший и живой интерес они проявляют, когда после экономических расчетов сами видят, что решение одной и той же проблемы может потребовать различные затраты и прибыли.
Очень заинтересовало учащихся и свременное видение химии на лектории «Нанохимия и нанотехнологии» (слайд 9). Вот лишь некоторые темы: «Знакомство с наноматериалами, используемых для изготовление электродов в миниатюрных источниках тока (углеродные трубки) и твердополимерных топливных элементах (наноструктированный композит)»; «катализ на наночастицах и цеолитах»; «нанотехнологии в медицине». Для визуалицации такого интересного современного материала я использовала видеоматериалы.
Индивидуальная работа (слайд 10) включает совместно-творческую работу ученика и педагога и мой опыт работы предполагает на начальной стадии заложить умение работать по определенной теме с различными источниками информации (книги, журналы, справочники, интернет) и путем анализа и синтеза полученной информации умения составлять доклад и/или реферат.
Затем ученик пробует свои силы в исследовательской деятельности: к умению работать с литературой добавляется умение видеть проблему (проблемы), подбирать методики исследования, проводить анализ результатов и формулировать выводы. Затем ученик готов в участию в конкурсах-олимпиадах и проектах.
Успешность данного пути обучения подтверждается высокими результатами учащихся (слайд 11).
Важными составляющими объемного формирования экосознания школьников являются также их активное участие в мероприятиях, экскурсиях, вечерах встреч с выпускниками. Немалую роль играют родители наших учащихся, которых мы, педагоги, и сами дети «заражают» своей творческой активностью (слайд 12).
Конечно, любая реализация идей невозможна без тщательно разработанных учебно-образовательных программ, методических пособий, систематического обобщение и распространение как собственного опыта, так и использование новых современных методик (слайд 13).
В заключение хотелось бы привести слова нашего великого русского поэта Ф.Тютчева:
«Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...» (слайд 14)
Я думаю, что мы взрослые сами должны хорошо изучить этот удивительный язык природы и привить нашим детям умение общаться на нем, получая в ответ позитивную энергию и желание совершенствовать свои мысли и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологического сознания школьников при обучении английскому языку на региональном материале
Современная концепция языкового образования предполагает личностно-ориентированный, продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьника, активное взаимодей...
Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса
Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса...
Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса
Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса...
Формирование экологического сознания и воспитание экологической культуры в преподавании географии и во внеклассной деятельности.
В проекте представлены эффективные пути реализации геоэкологического образования через разработку системы в изучении вопросов взаимоотношения общества и окружающей среды в курсе географии средней школ...
Статья "Формирование экологического сознания детей в рамках реализации программы "Углубленное изучение химии"
В статье изложен опыт работы педагога дополнительного образования по формированию экологического сознания детей старшего школьного возраста в рамках реализации общеобразовательной общеразвивающей прог...
программа углубленного изучения химии
Программа углубленного изучения химии С.А.Пузаков, Н.В.Машнина, В.А.Попков для 10-11классов...
Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников
Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...