Рабочая программа ФГОС углубленного изучения химии в 7 классе
рабочая программа по химии (7 класс) на тему
Рабочая программа ФГОС по химии в 7 классе по учебникам О.С.Габриеляна "Химия. Пропедевтический курс" 7 класс и "Химия 8 класс" с календарно-тематическим планированием объемом 70 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_7_klass_s_ktp_2_chasa_v_nedelyu_popova_n.n.docx | 92.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа-интернат № 5 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр «Лидер» города Кинеля городского округа Кинель Самарской области
Утверждена Рассмотрена и рекомендована
Приказом ГБОУ СОШ № 5 к утверждению
«ОЦ «Лидер» г.о. Кинель кафедрой____________________
№ 409-ОД от 1 сентября 2015 г. (Протокол №1 от августа 2015 г.)
Директор В.С.Тепаев Руководитель ______________
Рабочая программа
по химии для 7 класса
(углубленный уровень)
на 2015 – 2016 учебный год
( 2 часа в неделю, за год 70 часов)
Составила учитель: Попова Н.Н.
Учитель химии
Рабочая программа по химии (7 класс)
(углубленный уровень)
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации № 1897 от 17.12.2010 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
- Фундаментальное ядро содержания общего образования (под редакцией Кондакова А.М., Козлова В.В.) (раздел «Химия») М.: Просвещение, 2011 г.
- Примерная программа по учебным предметам (Химия 7-9 класс), М.:Просвещение, 2010 г.
- Программа «Курса химии для 8 – 11 классов общеобразовательных учреждений» ( авт. О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2010г)
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования (Приказ МОиН РФ № 253 от 31.03.2014 г., с изменениями от 08.06.2015 № 576)
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях- СанПиН 2.4..2.2821-10 (утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010, зарегистрированным в Минюсте РФ 03.03.2011 г. № 19993)
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель Самарской области
- Учебный план ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель Самарской области на 2015-2016 учебный год;
- Положение о рабочей программе «ГБОУ СОШ № 5 «Образовательный центр «Лидер» г.о.Кинель.
Рабочая программа углубленного изучения химии состоит из 2-х частей: пропедевтического курса О.С.Габриеляна, И.Г.Остроумова, А.К.Ахлебинина «Химия. Вводный курс» и избранных вопросов основного курса химии О.С.Габриеляна «Химия-8».
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь основы фундаментальных знаний по химии (химическая символика, химические понятия, факты, основные законы и теории), позволяющие выработать представления о составе веществ, их строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
По окончании пропедевтического курса химии, вводятся темы курса химии 8-го класса, (учебник Габриелян О.С.)-основы классификации и номенклатуры простых и сложных веществ, первоначальные сведения об экологии воздуха.
Цели и задачи изучения предмета
Цель курса:формирование целостной системы химических знаний и естественнонаучного представления об окружающем мире, развитие функционально грамотной и творческой личности с системно-творческим мышлением и практическими способностями в области химических технологий, а также эколого-гуманистическим отношением к окружающей природе.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
За основу первой части рабочей программы взята авторская программа О.С.Габриеляна и И.Г.Остроумова к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». Предложенный курс формирует устойчивый познавательный интерес к химии, готовит учащихся к изучению серьёзного учебного предмета, позволяет разгрузить, насколько это возможно, курс химии основной школы и отработать те предметные знания и умения, на которые не достаточно времени в 8-9 классах (для проведения химического эксперимента, решения расчетных задач). В содержание курса включены яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды из истории становления и развития химической науки. За основу второй части курса химии 7-го класса взяты вопросы классификации неорганических веществ, номенклатуры и правил составления формул бинарных и сложных соединений из курса химии О.С.Габриеляна для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.: М., «Дрофа», 2009 г.
Цели изучения основных разделов курса:
№ | Раздел | Цели |
1 | Химия в центре естествознания | Актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках окружающего мира, биологии, географии, физики и других наук о природе, что позволит в дальнейшем снизить психологическую нагрузку на обучающегося, связанного с введением нового предмета |
2 | Математика в химии | Отработать расчетные навыки и умения при решении расчетных задач на нахождение части от целого (массовая доля элемента в сложном веществе, массовая и объемная доля компонентов в смеси, доли примесей) |
3 | Явления, происходящие с веществами | Актуализировать знания обучающихся о физических и химических процессах. |
4 | Рассказы по химии | Ознакомить обучающихся с биографией великих химиков, внесших вклад в развитие мировой науки, рассмотреть занимательные сведения из истории науки. |
5 | Классификация и номенклатура простых веществ | Ознакомить обучающихся с основной химической символикой и основами номенклатуры химических веществ. |
6 | Классификация и номенклатура сложных веществ. Главные вещества в жизни человека: кислород и вода. | Расширить и углубить знания о веществах, обучить основам номенклатуры основных классов неорганических веществ. Формировать основы экологической культуры в процессе изучения состава воздуха и роли воды в жизни человека. |
Общая характеристика предмета
В системе естественнонаучного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в формировании научной картины мира, а также в воспитании экологической культуры людей.
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными вопросами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7 классе рассматриваются такие важнейшие методологические понятия, как «эксперимент», «наблюдение», «измерение», «описание», «моделирование», «гипотеза», «вывод».
Для формирования экспериментальных умений учащихся в программе предусмотрены несложные по технике выполнения эксперименты, лабораторные опыты и практические работы. Также этой цели способствует предусмотренный в курсе домашний эксперимент, который полностью соответствует требованиям техники безопасности и обеспечивает ушедшие из практики обучения химии экспериментальные работы лонгетюдного (продолжительного по времени) характера.
Изучение предлагаемого курса предусматривает широкое использование активных форм и методов обучения: повышение роли самостоятельной работы учащихся в обучении (например, проведение домашнего химического эксперимента), в том числе подготовка сообщений для ученических конференций, защита проектов, обсуждение результатов домашнего эксперимента.
Рабочая программа предусматривает развитие таких логических операций мышления, как анализ и синтез, сравнение и обобщение, выдвижение и подтверждение или опровержение гипотез и т. д.
Программа построена на основе межпредметных связей, прежде всего, с курсом физики, биологии, географии, математики, экологии.
Место предмета в учебном плане
На реализацию рабочей программы изучения курса химии в 7 классе учебным планом отводится 70 часов (2 часа в неделю, 35 учебных недель) из школьного компонента. В том числе, на проведение практических работ - 9 часов, на проведение контрольных работ - 5 часов, уроков повторения и обобщения изученного материла - 7 часов.
Формы организации учебного процесса и контроля:
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.В этом направлении приоритетными для пропедевтического курса химии являются: эксперимент, измерения, опыты, наблюдения. Предусмотрено проведение 9 практических работ, в том числе с использованием оборудования цифровой лаборатории «Архимед»
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих методов: стартовый, текущий, итоговый. При этом используются различные формы контроля: практическая работа, самостоятельная работа, тест, устный опрос, письменная контрольная работа, защита реферата.
Текущий контроль осуществляется с помощью собеседования, тестирования, наблюдения в ходепрактических работ.
Тематический контроль осуществляется по завершении темы в форме контрольного тестирования или письменной контрольной работы.
Итоговый контроль знаний учащихся предполагает тестирование (дифференцированное) по основным вопросам изученного материала.
Для контроля деятельности учащихся предполагается использовать различные формы, в том числе проверку результатов домашнего эксперимента (обучающиеся приносят выращенные кристаллы и т. д.); проведение краткой фронтальной беседы по выполнению и результатам опытов со всеми (или с отдельными) учащимися; проверку письменных отчетов.
Для реализации рабочей программы будут использованы образовательные технологии:
- информационно-коммуникативные;
- интерактивные;
- практико-ориентированные;
- проектная деятельность;
Основные формы организации деятельности обучающихся на учебных занятиях:
- классно-урочная;
- лабораторные работы;
- практические работы;
- самостоятельная работа;
- работа в парах и малых группах;
- тестирование;
- контрольные уроки.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- работа с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой и глобальной сетью Интернет;
- практическая деятельность учащихся по проведению эксперимента;
- проектно-исследовательская деятельность.
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5.Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка — оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.
Результаты изучения химии в 7 классе:
Содержание курса выстроено с учётом психолого-педагогических принципов, возрастных особенностей школьников. В подростковом возрасте происходит развитие познавательной сферы, учебная деятельность приобретает черты деятельности по самоорганизации и самообразованию, учащиеся начинают овладевать теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. На первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности. На этапе основного общего образования происходит включение обучаемых в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
В результате изучения пропедевтического курса химии ученик научится:
знать /понимать:
• химическую символику: знаки некоторых химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химия, химические методы изучения, химический элемент, атом, ион, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, минерал, вещество, классификация веществ, химическая реакция, коррозия, катализаторы, ингибиторы, фильтрование, дистилляция, адсорбция; органическая и неорганическая химия; углеводороды, спирты, карбоновые кислоты, жиры, углеводы, белки, качественные реакции;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава вещества, периодический закон;
• важнейшие вещества и материалы: некоторые металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, известковая вода, СМС;
уметь:
• называть отдельные химические элементы, их соединения; соединения неметаллов и металлов, изученные органические соединения и другие вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять принадлежность веществ к определенным классам неорганических веществ;
• характеризоватькачественный и количественный состав вещества по его формуле, вычислять относительную молекулярную массу вещества;
• составлять формулы неорганических веществ по их названиям
• выполнять химический эксперимент по распознаванию некоторых веществ; расчеты по нахождению доли вещества в растворе, элемента в веществе;
• проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов).
В результате изучения пропедевтического курса химии ученик получит возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью:
• объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту.
Основное содержание курса
Глава I. Химия в центре естествознания - 13ч.
Химия как часть естествознания. Предмет химии. Химия – часть естествознания. Взаимоотношения человека и окружающего мира. Предмет химии. Физические тела и вещества.
Свойства веществ. Применение веществ на основе их свойств.
Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. Наблюдение как основной метод познания окружающего мира. Условия проведения наблюдения. Гипотеза. Эксперимент. Вывод. Строение пламени. Лаборатория и оборудование.
Моделирование. Модель, моделирование. Особенности моделирования в географии, физике, биологии. Модели в биологии. Муляжи. Модели в физике. Электрофорная машина. Географические модели. Химические модели: предметные (модели атома, молекул, химических и промышленных производств), знаковые, или символьные (символы элементов, формулы веществ, уравнения реакций).
Химические знаки и формулы. Химический элемент. Химические знаки. Их обозначение, произношение. Химические формулы веществ. Простые и сложные вещества. Индексы и коэффициенты. Качественный и количественный состав вещества.
Химия и физика. Универсальный характер положений молекулярно-кинетической теории. Понятия «атом», «молекула», «ион». Строение вещества. Кристаллическое состояние вещества. Кристаллические решетки твердых веществ. Диффузия. Броуновское движение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Агрегатные состояния веществ. Понятие об агрегатном состоянии вещества. Физические и химические явления. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Аморфные вещества.
Химия и география. Строение Земли: ядро, мантия, кора. Литосфера. Минералы и горные породы. Магматические и осадочные (неорганические и органические, в том числе и горючие) породы.
Химия и биология. Химический состав живой клетки: неорганические (вода и минеральные соли) и органические (белки, жиры, углеводы, витамины) вещества. Биологическая роль воды в живой клетке. Фотосинтез. Хлорофилл. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов для жизнедеятельности организмов.
Качественные реакции в химии. Качественные реакции. Распознавание веществ с помощью качественных реакций. Аналитический сигнал. Определяемое вещество и реактив на него.
Демонстрации
- Коллекция различных предметов или фотографий предметов из алюминия для иллюстрации идеи «свойства — применение».
- Учебное оборудование, используемое на уроках физики, биологии, географии и химии.
- Электрофорная машина в действии. Географические модели (глобус, карта). Биологические модели (муляжи органов и систем органов растений, животных и человека). Физические и химические модели атомов, молекул веществ и кристаллических решеток.
- Объемные и шаростержневые модели воды, углекислого и сернистого газов, метана.
- Образцы твердых веществ кристаллического строения. Модели кристаллических решеток.
- Вода в трех агрегатных состояниях. Коллекция кристаллических и аморфных веществ и изделий из них.
- Коллекция минералов (лазурит, корунд, халькопирит, флюорит, галит).
- Коллекция горных пород (гранит, различные формы кальцита — мел, мрамор, известняк).
- Коллекция горючих ископаемых (нефть, каменный уголь, сланцы, торф).
Демонстрационные эксперименты
- Научное наблюдение и его описание. Изучение строения пламени.
- Спиртовая экстракция хлорофилла из зеленых листьев растений.
- «Переливание» углекислого газа в стакан на уравновешенных весах.
- Качественная реакция на кислород.
- Качественная реакция на углекислый газ.
Лабораторные опыты
- Распространение запаха одеколона, духов или дезодоранта как процесс диффузии.
- Наблюдение броуновского движения частичек черной туши под микроскопом.
- Диффузия перманганата калия в желатине.
- Изучение гранита с помощью увеличительного стекла.
- Определение содержания воды в растении.
- Обнаружение крахмала в пшеничной муке.
- Продувание выдыхаемого воздуха через известковую воду.
- Обнаружение известковой воды среди различных веществ.
Домашние опыты
- Изготовление моделей молекул химических веществ из пластилина.
- Диффузия сахара в воде.
- Опыты с пустой закрытой пластиковой бутылкой.
- Обнаружение крахмала в продуктах питания; яблоках.
Практические работы
- Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.
- Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки.
- Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение эфирных масел в апельсиновой корочке.
- Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом (определение витамина С в различных соках).
Глава II. Математика в химии - 15 ч.
Относительные атомная и молекулярная массы. Относительная атомная масса элемента. Молекулярная масса. Определение относительной атомной массы химических элементов по таблице Д. И. Менделеева. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества как суммы относительных атомных масс, составляющих вещество химических элементов.
Массовая доля элемента в сложном веществе. Понятие о массовой доле химического элемента (w) в сложном веществе и ее расчет по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов (для двухчасового изучения курса).
Чистые вещества и смеси. Чистые вещества. Смеси. Гетерогенные и гомогенные смеси. Газообразные (воздух, природный газ), жидкие (нефть), твердые смеси (горные породы, кулинарные смеси и синтетические моющие средства).
Объемная доля газа в смеси. Определение объемной доли газа (ϕ) в смеси. Состав атмосферного воздуха и природного газа. Расчет объема доли газа в смеси по его объему и наоборот. Понятие о ПДК.
Массовая доля вещества в растворе. Массовая доля вещества (w) в растворе. Концентрация. Растворитель и растворенное вещество. Расчет массы растворенного вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества.
Массовая доля примесей. Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси (w) в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчет массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей.
Демонстрации
- Коллекция различных видов мрамора и изделий из него.
- Смесь речного и сахарного песка и их разделение.
- Коллекция нефти и нефтепродуктов.
- Коллекция бытовых смесей.
- Диаграмма состава атмосферного воздуха.
- Диаграмма состава природного газа.
- Коллекция «Минералы и горные породы».
Домашние опыты
- Изучение состава некоторых бытовых и фармацевтических препаратов, содержащих определенную долю примесей.
Практические работы
- Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
- Определение рН раствора и его электропроводности при помощи датчиков цифровой лаборатории «Архимед»
Глава III. Явления, происходящие с веществами - 13 ч.
Разделение смесей.Способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, разделение смесей порошков железа и серы, отстаивание, декантация, центрифугирование, разделение с помощью делительной воронки, фильтрование. Фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. Адсорбция. Понятие об адсорбции и адсорбентах. Активированный уголь как важнейший адсорбент. Устройство противогаза. Способы очистки воды.
Дистилляция, или перегонка. Дистилляция (перегонка) как процесс выделения вещества из жидкой смеси. Дистиллированная вода и области ее применения.
Кристаллизация или выпаривание. Кристаллизация и выпаривание в лаборатории (кристаллизаторы и фарфоровые чашки для выпаривания) и природе.
Перегонка нефти. Нефтепродукты. Фракционная перегонка жидкого воздуха.
Химические реакции. Условия протекания и прекращения химических реакций. Химические реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия протекания и прекращения химических реакций. Соприкосновение (контакт) веществ, нагревание. Катализатор. Ингибитор. Управление реакциями горения.
Признаки химических реакций. Признаки химических реакций: изменение цвета, образование осадка, растворение полученного осадка, выделение газа, появление запаха, выделение или поглощение теплоты.
Демонстрации
- Фильтр Шотта. Воронка Бюхнера. Установка для фильтрования под вакуумом.
- Респираторные маски и марлевые повязки.
- Противогаз и его устройство.
- Коллекция «Нефть и нефтепродукты».
Демонстрационные эксперименты
- Разделение смеси порошка серы и железных опилок.
- Разделение смеси порошка серы и песка.
- Разделение смеси воды и растительного масла с помощью делительной воронки.
- Получение дистиллированной воды с помощью лабораторной установки для перегонки жидкостей.
- Разделение смеси перманганата и дихромата калия способом кристаллизации.
- Взаимодействие железных опилок и порошка серы при нагревании.
- Получение углекислого газа взаимодействием мрамора с кислотой и обнаружение его с помощью известковой воды.
- Каталитическое разложение пероксида водорода (катализатор – диоксид марганца (IV)).
- Обнаружение раствора щелочи с помощью индикатора.
- Взаимодействие раствора перманганата калия и раствора дихромата калия с раствором сульфита натрия.
- Взаимодействие раствора перманганата калия с аскорбиновой кислотой.
- Взаимодействие хлорида железа с желтой кровяной солью и гидроксидом натрия.
- Взаимодействие гидроксида железа (III) с раствором соляной кислоты.
Лабораторные опыты
- Адсорбция кукурузными палочками паров пахучих веществ.
- Изучение устройства зажигалки и пламени.
Домашние опыты
- Разделение смеси сухого молока и речного песка.
- Отстаивание взвеси порошка для чистки посуды в воде и ее декантация.
- Адсорбция активированным углем красящих веществ пепси-колы.
- Растворение в воде таблетки аспирина УПСА.
- Приготовление известковой воды и опыты с ней.
- Изучение состава СМС.
Практические работы
- Выращивание кристаллов соли (домашний эксперимент).
- Очистка поваренной соли.
- Изучение процесса коррозии железа.
Глава IV. Рассказы по химии 5 ч.- включает интересные сведения о русских химиках, об отдельных веществах и некоторых химических реакциях. По итогам подготовки обучающихся проводится конкурс сообщений учащихся. «Мое любимое химическое вещество» (открытие, получение и значение), «Выдающиеся русские ученые-химики».
Глава V. Классификация и номенклатура простых веществ-3 ч.Металлы и неметаллы. Физические свойства металлов и неметаллов. Аллотропияуглерода, олова, железа, серы. Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева.
Глава VI.Классификация и номенклатура сложных веществ-21 ч. Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, сульфиды, галогениды, фосфиды. Валентность. Составление формул по валентности. Определение валентности химического элемента по известной валентности другого элемента. Кислоты, основания, соли. Составление формул солей со сложными ионами. Главные вещества в жизни человека: кислород и вода. Получение кислорода в лаборатории. Доказательство наличия кислорода.Круговорот кислорода в природе. Озон. «Озоновые дыры»-их возникновение, последствия. Вещества-разрушители озонового слоя.Загрязнение окружающей среды (физическое, химическое, биологическое)Атмосферные явления (аэрозоль, смог). Токсическое действие.Это удивительное вещество-вода.
Домашние опыты
- Подсчет суточного расхода воды на среднестатистическую семью.
Практическиеработы
- Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия.Учебно – тематический план
№ П/п | Тема раздела | Количество часов | ||
учебных | практических работ | Контрольных работ | ||
1 | Химия в центре естествознания. | 13 | Практическая работа № 1,2,3,4 | |
2 | Математика в химии. | 15 | Практическая работа № 5,6 | Контрольная работа № 1 |
3 | Явления, происходящие с веществами. | 13 | Практическая работа № 7,8,9 | Контрольная работа № 2 |
4 | Рассказы по химии. | 5 | ||
5 | Классификация простых веществ | 3 | ||
6 | Классификация сложных веществ | 21 | Практическая работа № 10,11 | Контрольная работа № 3,4 |
итого | 70 | 11 | 4 |
Учебно – методические средства обучения.
Основная литература:
- Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Ахлебинин А. К. «Химия. Вводный курс. 7 класс» .- учебное пособие для учащихся. - М.: Дрофа, 2010 г.
- Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия: Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». - М.: Дрофа, 2010 г. (программа, тематическое планирование, рекомендации).
- Габриелян О. С.«Химия. 8 класс»- учебник для общеобразовательных учреждений.-М.Дрофа, 2014 г
Дополнительная литература:
- Аликберова Л. Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. — М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Полезная химия: задачи и истории. — М.: Дрофа, 2005.
- Булычева Н. В. В мире колб, или Потомство одного пузыря. // Химия в школе. — 1997. — № 3. — с. 70 —72.
- Гуревич А. Е., Исаев Д. А., Понтак Л. С. Физика. Химия. 5—6 кл. Методическое пособие. — М.: Дрофа, 1995.
- Загорский В. В. Огни потешные. Фейерверк: история, теория, практика. — М.: Школа им. А. Н. Колмогорова «Самообразование», 2000.
- Занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию/Авт. Н. В. Груздева, В. Н. Лав-рова, А. Г. Mypaвьев.- СПб.: Крисмас, 2003.
- Краузер Б., Фримантл М. - Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.
- Кузнецова Н. Е., Шаталов М. А. Обучение на основе межпредметной интеграции. 8—9 кл. – М.: Вентана-Граф, 2005.
- Химия и общество: Пер. с англ. — М.: Мир, 1995.
- Химия. Интересные уроки: / Авт.-сост. В. Н. Головнер. – М.: НЦЭНАС, 2005.
- Штремплер Г. И., Пичугина Г. А. Дидактическиеигры при обучении химии. — М.: Дрофа, 2004.
- В. А. Крицман. Книга для чтения по неорганической химии:, М., Просвещение, 2003 г
- Химия в таблицах: А. Е. Насонова, М., Дрофа, 2004 г
- Химия в формулах: В. Г. Иванов, О. Н. Гева. Дрофа, 2004 г
- 111 вопросов по химии для всех: П. Бенеш, В. Пумпр, М., Просвещение, 1994 г
- Что мы знаем о химии?: Ю. Н. Кукушкин, М., Высшая школа, 1993 г
- Проектная деятельность уч-ся. Химия.: Н. В. Ширшина, Волгоград, Учитель,2007 г
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/
Тематическое планирование (70ч)
№ | Раздел (ч) | № урока | Тема | Планируемые результаты | Сроки | |
предметные | Метапредметные и личностные | |||||
1 | Химия в центре естествознания.(13 ч) | 1 | Химия как часть естествознания. Предмет химии. | Формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, знание предмета и задач химии, правил поведения в кабинете химии, умение отличать тела от вещества. | Регулятивные: формирование понятия о химии и ее роли в жизни человека. Понятий о строении атома, химических формулах Познавательные:Формирование умения наблюдать, делать выводы при проведении опытов, умения работать с книгой и с периодической системой; умения работать с книгой, умения интегрировать знания из физики в химию. Коммуникативные:Формиро-вание умения работать в парах, отвечать на вопросы учителя, умение использовать химический язык, умение работать с химической посудой.Умения слушать учителя, вести диалог с учителем и другими учащимися. Личностные:Формирование интереса к новому предмету. Интересак конкретному химическому элементу, поиск дополнительной информации о нем. | 1 учебная неделя |
2 | Наблюдение и эксперимент как методы изучения естествознания и химии. | Формирование понятия «метод», понимание особенностей методов химии в сравнении с общенаучными методами. Объясняет значение наблюдения - как основного метод познания окружающего мира. Знает условия проведения наблюдения. Гипотеза как предположение, объясняющее или предсказывающее протекание наблюдаемого явления. Объясняет значение эксперимент, лаборатория. | 1 учебная неделя | |||
3 | Практическая работа №1 «Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.» | Знает правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Знает лабораторное оборудование: устройство, назначение, приемы обращения. | 2 учебная неделя | |||
4 | Практическая работа №2 «Наблюдение за горящей свечой. Устройство и работа спиртовки» | Проводит наблюдение. Знает устройство спиртовки и умеет обращаться с нагревательными приборами. | 2 учебная неделя | |||
5 | Моделирование. | Приводит примеры моделей в физике, в биологии. Создают модели в химии: материальные (модели атомов и молекул) и знаковые (химические знаки и химические формулы) | 3 учебная неделя | |||
6 | Химические знаки и формулы. | Понимание химического языка, умение переводить информацию из одной формы представления в другую. Знает химический элемент, химические знаки, их обозначение, произношение и информация которую они несут. Индексы и коэффициенты. Простые и сложные вещества. | 3 учебная неделя | |||
7 | Химия и физика. | Знает понятие «атом», «молекула», «ион». Основные положения атомно-молекулярного учения. Кристаллические состояние вещества. | 4 учебная неделя | |||
8 | Агрегатные состояния веществ. | Знает понятие об агрегатном состоянии вещества. Газообразные, жидкие и твердые вещества. Объясняет физические и химические явления. | 4 учебная неделя | |||
9 | Химия и география. | Знает геологическое строение планеты Земля: ядро, мантия, литосфера. Минералы и горные породы. | 5 учебная неделя | |||
10 | Химия и биология. | Рассказывает химический состав живой клетки. Знает простые и сложные вещества, их роль в жизнедеятельности организмов. Фотосинтез. Биологическое значение жиров, белков, эфирных масел, углеводов и витаминов. | 5 учебная неделя | |||
11 | Качественные реакции в химии. | Знает понятие о качественных реакциях. Определяемое вещество и реактив на него. | 6 учебная неделя | |||
12 | Практическая работа №3 «Обнаружение масла в семенах подсолнечника и грецкого ореха. Обнаружение эфирных масел в в апельсиновой кожуре» | Формирование понятия «качественный анализ вещества», умеет проделывать простейший эксперимент, делать выводы по его итогам. | 6 учебная неделя | |||
13 | Практическая работа № 4 «Взаимодействие аскорбиновой кислоты с иодом» (Определение витаминаС в различных соках) | Умение производить простейший количественный анализ содержания вещества. | Умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. | 7 учебная неделя | ||
2 | Математика в химии. (15ч.) | 14 | Относительная атомная и молекулярная масса. | Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, умение проводить вычисления. | Регулятивные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией Познавательные: Умение работать с учебником, дополнительной литературой периодической системой. Коммуникативные: Умение сотрудничать с учителем в поиске и сборе информации, слушать его. Личностные:Овладение навыками для практической деятельности в традиционном химическом эксперименте и использованием датчиков ЦЛ «Архимед». Использует приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для приготовления растворов заданной концентрации | 7 учебная неделя |
15-16 | Массовая доля элемента в сложном веществе. Решение задач. | Знает понятие о массовой доле химического элемента в сложном веществе и ее расчет по формуле. | 8 учебная неделя | |||
17 | Чистые вещества и смеси. | Знает понятие о чистом веществе и смеси. Смеси гомогенные и гетерогенные. | 9учебная неделя | |||
18-19. | Объемная доля газа в смеси. Решение задач. | Знает понятие об объемной доле компонента газовой смеси. Состав воздуха и природного газа. | 9-10 учебная неделя | |||
20 | Массовая доля вещества в растворе. | Знает понятие о массовой доле вещества в растворе. Растворитель и растворенное вещество. Рассчитывает массу растворимого вещества по массе раствора и массовой доле растворенного вещества. | 10 учебная неделя | |||
21 | Практическая работа №5 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.» | Умеет выполнять важнейшие лабораторные операции: взвешивание, отбор проб твердых и жидких веществ; | 11 учебная неделя | |||
22-23 | Практическая работа № 6 «Определение рН раствора и его электропроводности при помощи датчиков цифровой лаборатории «Архимед» | Умеет работать с программным обеспечение «MultiLab», подключать датчики ЦЛ, снимать показания, фиксировать их в таблице Excel и переносить значения в презентацию Power Point. | 11-12 учебная неделя | |||
24-25 | Массовая доля примесей. Решение задач | Знает понятие о чистом веществе и примеси. Рассчитывает массовую долю примесей в образце исходного вещества. Расчеты массы основного вещества по массе вещества, содержащего определенную массовую долю примесей. | 12 -13 учебная неделя | |||
26 | Решение задач и упражнений по теме «Математика в химии». | Умение проводить расчеты по формулам для приготовления растворов и их количественным характеристикам. Умение решать химические задачи. | 13 учебная неделя | |||
27 | Контрольная работа №1 «Математика в химии». | Знание основных понятий, изучаемых в данных темах | 14 учебная неделя | |||
28 | Анализ контрольной работы № 1 | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | 14 учебная неделя | |||
3 | Явления, происходящие с веществами. (13 ч) | 29 | Разделение смесей. Способы разделения смесей | Знает способы разделения смесей и очистка веществ. Некоторые простейшие способы разделения смесей: просеивание, отстаивание и т.д. | Регулятивные:. Понятий о химических реакциях, их типах; умения писать реакции и расставлять уравнение в химических реакциях. Познавательные: Умение работать с учебником, умение сопоставлять, работать с формулами. Умение работать с учебником, периодической системой, алгоритмом расставления коэффициентов в химических уравнениях; умение интегрировать знания из физики в химию. Коммуникативные: Умение работать в парах, в группах, отвечать на вопросы учителя. Умение вести диалог, работать в парах, работать с учителем Личностные:Умение использовать знания в быту. Умение интегрировать полученные знания в практической жизни. | 15 учебная неделя |
30 | Фильтрование. | Знает фильтрование в лаборатории, быту и на производстве. Понятие о фильтрате. | 15 учебная неделя | |||
31 | Адсорбция. | Знает понятие об адсорбции и адсорбентах. | 16 учебная неделя | |||
32 | Дистилляция. | Объясняет процесс дистилляция как выделения вещества из жидкой смеси. Знает про дистиллированную воду и области ее применения. | 16 учебная неделя | |||
33 | Демонстрация и обсуждение результатов домашней практической работы №7 «Выращивание кристаллов соли» | 17 учебная неделя | ||||
34 | Кристаллизация и выпаривание. Практическая работа №8 «Очистка поваренной соли» | Знает различные приёмы разделения смеси на основе знаний физических свойств её компонентов; | 17 учебная неделя | |||
35 | Перегонка нефти. Нефтепродукты. | Знает состав нефти и основные продукты ее переаботки, области использования нефтепродуктов. | 18 учебная неделя | |||
36 | Химические реакции. Условия протекания химических реакций. | Знает понятие о химической реакции как процесс превращения одних веществ в другие. Условия начала и прекращения химических реакций. | 18 учебная неделя | |||
37 | Признаки химических реакций. | Знает признаки химических реакций. Образование осадка, выделение газа, появление запаха, изменение цвета, выделение или поглощение тепла. | 19 учебная неделя | |||
38 | Демонстрация и обсуждение результатов практической работы №9 «Изучение процесса коррозии железа» (домашний эксперимент) | 19 учебная неделя | ||||
39 | Обобщение и актуализация знаний по теме «Явления, происходящие с веществами» | Обобщенные и систематизированные знания по изученным темам, умение решать химические задачи | 20 учебная неделя | |||
40 | Контрольная работа №2 «Явления происходящие с веществами» | Знание основных понятий, изучаемых в данных темах | 20 учебная неделя | |||
41 | Анализ контрольной работы №2. | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | 21 учебная неделя | |||
4 | Рассказы по химии (5 ч) | 42 | Ученическая конференция «Выдающиеся русские ученые-химики» | Формирует чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к учебному труду, целеустремленность | познавательные осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов Коммуникативные Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии. Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии. | 21 учебная неделя |
43-44 | Конкурс сообщений учащихся «Мое любимое химическое вещество» | Формирует чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к учебному труду, целеустремленность | 22 учебная неделя | |||
45-46 | Конкурс ученических проектов, посвященный исследованиям в области химических реакций. | Формирует чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к учебному труду, целеустремленность | 23 учебная неделя | |||
5 | Класси-фикация и номен-клатура простых веществ | 47 | Классификация простых веществ. Положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева | Характеризует металлы по их положению в ПСХЭ.Характеризует неметаллы по их положению в ПСХЭ. | Познавательные: Углубление представлений о материальном единстве мира, Регулятивные:развитие навыка самостоятельного приобретения новых знаний, самоорганизации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления, тренировка памяти Коммуникативные: Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре. | 24 учебная неделя |
48 | Физические свойства металлов и неметаллов | Описывает физические свойства металлов. Описывать физические свойства неметаллов | 24 учебная неделя | |||
49 | Аллотропия углерода, олова, железа, серы. | Описывает различные аллотропные модификации простых веществ, умеет сопоставлять свойства аллотропных видоизменений. | 25 учебная неделя | |||
6 | Класси-фикация и номенкла-тура сложных веществ | 50 | Валентность химического элемента. | Умение определять валентность атомов химических элементов в бинарных соединениях; умение пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И.Менделеева при определении валентности, составлять формулы бинарных соединений по известной валентности атомов химических элементов. | Познавательные: дает определение понятиям; устанавливает причинно-следственные связи Регулятивные: сравнивать по составу оксиды, основания, кислоты, соли и бинарные соедеинения Коммуникативные: развивать устную и письменную коммуникации при работе с текстами учебника и дополнительной литературой, справочными таблицами, проявлять готовность к уважению иной точки зрения при обсуждении результатов выполненной работы | 25 учебная неделя |
51 | Бинарные соединения: оксиды, сульфиды, галогениды, фосфиды. Составление формул по валентности. | Умение вычислять молярную массу и определять связь между числом структурных единиц в веществе и количеством вещества, понимать состав простейших соединений по их химическим формулам, умение определять массу вещества по известному количеству вещества и количество вещества по известной массе. Устанавливать простейшие формулы веществ по массовым долям химических элементов. | 26 учебная неделя | |||
52 | Определение валентности элементов по известной валентности другого элемента. | Составление формулы оксидов металлов и неметаллов, водородных соединений, определять принадлежность вещества к классу оксидов и водородных соединений | 26 учебная неделя | |||
53 | Кислоты. Общая характеристика. | Классификация кислот по основности, наличию кислорода в составе молекулы и растворимости | 27 учебная неделя | |||
54 | Основания. Общая характеристика | Составление формул оснований по валентности металла. Классификация оснований по признаку растворимости. | 27 учебная неделя | |||
55 | Соли. Общая характеристика. | Составление формул солей кислородных.кислот. Название солей. Классификация солей по признаку растворимости | 28 учебная неделя | |||
56 | Составление формул солей со сложными ионами. | Составлять формулы солей и называть их | 28 учебная неделя | |||
57 | Обобщение и актуализация знаний по теме «Валентность химических элементов» | Обобщенные и систематизированные знания по изученным темам, умение решать химические задачи | 29 учебная неделя | |||
58 | Контрольная работа № 3 «Валентность химических элементов» | Знание основных понятий, изучаемых в данных темах | 29 учебная неделя | |||
59. | Анализ контрольной работы № 3 | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | 30 учебная неделя | |||
60. | Важнейшие вещества жизни: кислород. | Умение характеризовать свойства вещества и его влияние на живые организмы | 30 учебная неделя | |||
61 | Практическая работа № 10 «Получение кислорода в лаборатории разложением перманганата калия» | Проводит химический эксперимент | 31 учебная неделя | |||
62 | Круговорот кислорода в природе. | Умение понимать причинно-следственные связи природных химических процессов | 31 учебная неделя | |||
63 | Аллотропное видоизменение кислорода – озон. «Озоновые дыры». Вещества-разрушители озонового слоя | Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ | 32 учебная неделя | |||
64 | Загрязнение окружающей среды (физическое, химическое, биологическое). | Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ | 32 учебная неделя | |||
65 | Атмосферные явления (аэрозоль, смог). Токсическое действие. | Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ | 33 учебная неделя | |||
66 | Это удивительное вещество-вода. | Описывает свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки. | 33 учебная неделя | |||
67 | Обсуждение результатов домашней практической работы № 11 «Подсчет суточного расхода воды на среднестатистическую семью» | Структурирует изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников | 34 учебная неделя | |||
68 | Обобщение и систематизация знаний по курсу химии 7 класса. | Обобщенные и систематизированные знания по изученным темам, умение решать химические задачи | 34 учебная неделя | |||
69 | Контрольная работа № 4 | Знание основных понятий, изучаемых в данных темах | 35 учебная неделя | |||
70 | Итоговый урок | Описывает и различает изученные классы соединений, простые и сложные вещества; классифицирует изученные объекты и явления | 35 учебная неделя |
Метапредметными результатами изучения данного курса в основной школе являются:
Регулятивные УУД:
- Обнаруживает и формулирует учебную проблему под руководством учителя.
- Ставит цель деятельности на основе поставленной проблемы и предлагает несколько способов ее достижения.
- самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
- планирует ресурсы для достижения цели.
- Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
- Называет трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагает пути их преодоления/ избегания в дальнейшей деятельности.
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
- Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Познавательные УУД:
- осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
- Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.
- Создает модели и схемы для решения задач.
- Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.
- Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
- Участвует в проектно- исследовательской деятельности.
- проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя.
- осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- дает определение понятиям.
- устанавливает причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.):
- Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
- Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.
- формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.
- Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего.
- устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
- спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
- осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
- организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;.
- умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Предметными результатами являются:
В познавательной сфере:
- давать определения изученных понятий (химический элемент, атом, молекула, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, валентность, оксиды, основания, кислоты, соли)
- описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого химическую терминологию;
- описывать и различать изученные классы соединений, простые и сложные вещества;
- классифицировать изученные объекты и явления;
- структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из других источников;
- В ценностно-ориентационной сфере:
- Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ
- В трудовой сфере
- Проводить химический эксперимент
- В сфере безопасности жизнедеятельности:
- Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Личностными результатами являются:
- В ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую химическую науку, гуманизм, отношение к учебному труду, целеустремленность
- В трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории
- В познавательной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса
Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса...
Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса
Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса...
Рабочая программа для углубленного изучения английского языка для 2-х классов
Данная программа дополнительного обучения рассчитана на детей начальной школы, которые хотели бы знать английский на более высоком уровне. Программа дополнительного образования “English Together” напр...
Программа курса углубленного изучения химии "Юный химик"
Программа для углубленного изучения химии для 8-9 и 10-11 классов средней школы.Рассмотрены основные разделы ...
Рабочая программа к учебнику Еремина Химия 10 класс углубленный уровень
Рабочая программа разработана с учетом сех требований ФГОС СОО...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС учебного предмета химия 2019– 2020 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. Приказом Минобрнауки РФ №1987 от 17...
Рабочая программа по углубленному изучению английского языка
Рабочая программа по углубленному изучению английского языка в системе платных образовательных услуг...