Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса
учебно-методический материал по химии (9 класс) на тему
Авторская программа углубленного изучения химии 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9rierrdegsgjsgj1.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
9 класс
- (4ч) в неделю; всего 136ч, из них 16ч- резервное время)
Повторение основных вопросов курса (7ч)
Основные законы и понятия : атомно – молекулярное учение; закон сохранения массы веществ; закон эквивалентов; закон соединения газов и закон Авогадро; закон кратных отношений ; относительная атомная масса; относительная молекулярная масса; количество вещества; молярная масса; молярный объем ; химический элемент; изотопы; простые и сложные вещества; аллотропия; химические формулы ( молекулярные, электронные, графические); химические реакции; классификация химических реакций; валентность; степень окисления. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И Менделеева в свете учения о строении атома характеристика элемента по его положению в периодической системе. Виды химической связи : ковалентная ( полярная, неполярная, донорно– акцепторная );
- Ионная; металлическая ; водородная. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типа химической связи и кристаллической решетки.
Состав и свойства оксидов, оснований, кислот и солей. Классификация оксидов, кислот, оснований, солей. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
- Тема 1. Электрическая диссоциация. (15ч)
Электролиты и неэлекролиты . Механизм растворения веществ с разными типами связи в воде. Электролитическая диссоциация. Основные положения теории электролитической диссоциации. Гидратация молекул и ионов. Гидраты. Кристаллогидраты. Электрическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Сильные и слабые электролиты . Степень диссоциации. Реакции обратимые и необратимые. Ассоциация . Реакции ионного обмена. Характерные свойства ионов. Классификация ионов. Химические свойства кислот, оснований , солей в свете представлений об электролитической диссоциации и об окислительно – восстановительных процессах. Диссоциация воды. Водородный показатель . Индикаторы. Гидролиз солей.
Демонстрации
1)Испытание веществ и их растворов на электрическую проводимость.
2) Сравнение электрической проводимости концентрированного и разбавленного растворов уксусной кислоты.
3) Движение окрашенных ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты.
- Реакции обмена между растворами электролитов. Качественная реакция на хлорид – ион.
- Получение и свойства нерастворимого основания ( гидроксида меди)
Практические занятия
Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов. (3ч)
5) Тема 2. Окислительно – восстановительные реакции. (12ч)
Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель и восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Важнейшие окислители и восстановители. Схемы простых веществ – металлов и неметаллов, и их соединений- в свете окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса. Составление уравнений окислительно – восстановительных реакций ионно – электронным методом.
Демонстрации.
- Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, раствором хлорида меди (2)
- Горения магния
- Взаимодействие растворов хлора и сероводорода.
Решение задач.
Решение окислительно – восстановительных реакций методом электронного баланса и ионно- электронным методом (3ч)
6) Тема 3. Основные закономерности химических реакций. Химическая кинетика и химическое равновесие.(10ч)
Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Факторы определяющие скорость химических реакций :природа реагирующих веществ, их концентрация ,влияние температуры , велечины поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Влияние геометрии молекул на скорость реакции .
Обратимые и необротимые химические процессы .Химическое равновесие условия его смещения .Константа равновесия .Принцип Ле-Шателье.
Катализ. Действие католизатора на скорость химических реакций. Понятие о ферментах. Гомогенный и гетерогенный катализ. Механизм каталического действия. Выбор оптимальных условий проведения химического процесса. Катализ в промышленности.
ДЕМОНСТРАЦИИ 1 Взаимодействие цинка с соляной кислотой и уксусной кислотой .
2 Взаимодействие мела (Са СО 3) (в измельченном виде и в виде кусков)с соляной кислотой.
7) Лабораторные опыты
Изучение влияния условий на скорость химических реакций.
Практические занятия
- Расположение пероксида водорода под действием оксида марганца (4) (1ч)
- Изучение зависимости скорости реакций от концентрации и температуры на примере взаимодействием тиосульфата натрия с серной кислотой (1ч) Решение расчетных задач (2ч)
8) Тема 4.Подгруппа кислорода (10ч)
Положение элементов подгруппы кислорода в периодической системе химических элементов. Общая характеристика элементов .Строение атомов элементов подгруппы кислорода Валентные возможности атомов .Кислород как окислитель . Интенсификация химических и металлургических процессов Озон. Свойства озона .
Сера. Аллотронные видоизменения серы. Физические свойства серы. Строение атома .Химические свойства серы :взаимодействие с кислородом, неметаллами ,металлами, водородом .
Оксиды серы (4-6) их получение ,свойства, применение .Сернистая кислота и ее соли. Серная кислота и ее соли, их применение в народном хозяйстве .Качественная реакция на сульфат-ион.
Сравнительная характеристика элементов подгруппы кислорода .
Производство серной кислоты контактным способом. Химические реакции, лежащие в основе пр-ва серной кислоты контактным способом ,закономерности их протекания и управление ими; охрана труда и окружающей среды.
9) Демонстрации
- Получение кислорода и озона.
- Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом
Лабораторные опыты
- Ознакомление с образцами серы и ее соединений
- Распознавание сульфит - иона и сульфат иона в растворе.
Практические занятия
Решение экспериментальных задач ( 2 ч)
Получение аллотропных видоизменений серы (1ч)
Решение расчетных задач (3ч)
10) Тема 5. Подгруппа азота (20ч). Положение элементов подгруппы азота в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Общая характеристика элементов подгруппы азота, строение их атомов.
Азот. Физические и химические свойства азота. Аммиак : строение, свойства, получение и применение. Образование иона аммония . Соли аммония : состав, свойства , применение. Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота, ее свойства и применение. Соли азотной кислоты. Применение азотной кислоты и ее солей в народном хозяйстве. Азотные удобрения. Фосфор. Строение атома, аллотропия, свойства белого и красного фосфора , их применение. Оксид фосфора (5) . Ортофосфорная кислота, фосфаты, фосфорные удобрения. Применения фосфорных удобрений в сельском хозяйстве.
Демонстрации
- Растворение аммиака в воде .
- Получение хлорида аммония
- Получение минеральных удобрений
- Модель установки для получения аммиака
11) Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью.
12) Тема 6. Подгруппа углерода(12ч) Положение химических элементов подгруппы углерода в периодической системе химических элементов . Общая характеристика элементов подгруппы углерода и строение их атомов.
Углерод. Аллотропные видоизменения углерода. Адсорбция. Физические и химические свойства углерода. Оксиды углерода (2) и (4). Химические свойства оксидов углерода. Угольная кислота. Карбонаты и гидрокарбонаты : сода (питьевая, кальцинированная), поташ, известняк , их значение в природе и в жизни человека.Превращение карбонатов в природе. Круговорот углерода в природе. Качественная реакция на карбонат – ион. Кремний. Строение атома, его свойства и применение. Оксид кремния (4). Силикаты. Значение соединений кремния в природе. Силикатная промышленность. Строительная промышленность. Строительные материалы : стекло, цемент, бетон, их получение в промышленности.
13) Демонстрации
1) Поглощение углем растворенных веществ из газов.
2) Восстановление меди из оксида меди (2)углем.
3)Получение оксида углерода (4) и взаимодействие его с водой и раствором щелочи.
4) Изучение устройства и принципа действия огнетушителя.
5) Виды стекла.
6) Затвердевание цемента при смешивании с водой.
Лабораторные опыты
- Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на карбонат ион.
- Ознакомление с образцами природных силикатов.
- Ознакомление с видами стекла
Практические занятия
- Получения оксида углерода (4) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов (1ч)
- Приготовление легкоплавких окрашенных стекол.(1ч)
Решение расчетных задач (3ч)
14) Тема 7. Химические вещества в сельском хозяйстве (минеральные и органические удобрения, пестициды ) (9ч)
Основные направления химизации сельского хозяйства. Растения и почва. Состав и свойства почв. Значение основных элементов в жизни растений. Удобрения и их классификация. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Важнейшие простые удобрения : азотные, фосфорные, калийные. Сложные удобрения : аммофос, нитрофоска . Микроудобрения. Пестициды , их классификация, важнейшие представители. Техника безопасности при использовании пестицидов в сельском хозяйстве. Стимуляторы роста растений. Использование химических веществ в кормовых рационах животных. Химическая мелиорация почв. Методы устранения кислотности почв. Проблемы выращивания экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Условия рационального хранения и использования удобрений и проблемы охраны природы. Роль химии в решении продовольственных проблем Российской Федерации.
15) Демонстрации
1) Образцы минеральных удобрений.
2) Коллекции различных пестицидов.
3) Коллекция стимуляторов роста растений.
4) Ознакомление с некоторыми минеральными добавками кормовых рационов животных, с образцами гормонов и витаминов.
Лабораторные опыты.
- Влияние минеральных удобрений на рост и развитие растений.
- Ознакомление с образцами различных удобрений и пестицидов. Сравнение действия различных удобрений на содержание нитратов в плодах и овощах.
Практические занятия
1)Распознование минеральных удобрений
2)Качественное определение нитритов и нитратов в сельскохозяйственных продуктах (2ч)
3)Определение кислотности почвы и расчет норм внесения извести (1ч)
4)Определение содержания азота ,калия и фосфора в почве и расчет норм внесения удобрения(1ч)
16) Тема 8. Материалы (17ч)
Положение материалов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева .
Особенности строения атомов металлов. Металическая химическая связь и металлические кристаллические решетки.Физические свойства металлов.Химические свойства металлов как восстановителей в свете их положения в электрохимическом ряду напряжений металлов.
Электрохимические процессы. Понятие об электродных потенциалах .Гальвонические элементы .Аккумуляторы,Корозия металлов и способы борьбы с ней.
Сплавы,их свойства и значение.Металлы в природе.Металлы в современной науке и технике.
МЕТАЛЛЫ ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ ПЕРВОЙ ГРУППЫ.
Общая характиристика щелочных металлов.Строение их атомов .
Важнейшие соединения щелочных металлов их свойства и применения в народном хозяйстве.
МЕТАЛЛЫ ГЛАВНОЙ ПОД ГРУППЫ ВТОРОЙ ГРУППЫ.
Строение атомов щелочноземельных металлов.Кальций.Оксид и гидроксид кальция .Соли кальция.
17) Важнейшие соединения щелочноземельных металлов - оксиды, гидроксиды и соли ,их свойства и применения в народном хозяйстве. Жесткость воды и способы ее устронения.
МЕТАЛЛЫ ГЛАВНОЙ ПОДГРУППЫ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ
Алюминий. Строение атома. Природные соединения алюминия. Получение, физические и химические свойства алюминия. Оксид и гидроксид алюминия, их амфотерный характер.
Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия ,его сплавов и соединений .Краткие сведения о других металлах и их соединениях данной подгруппы.
МЕТАЛЛЫ ПОБОЧНЫХ ПОДГРУПП (ХРОМ И ЖЕЛЕЗО)
Хром. нахождение в природе. Получение, физические и химические свойства хрома. Оксиды и гидроксиды хрома ,их амфотерный характер. Соли хрома :хроматы и дихроматы. Применение хромае го сплавов и соединений. Железо. Важнейшие руды железа Физические и химические свойства железа.
18.Важнейшие соединения железа. Качественные реакции на железа(2)и железа(3) - ионн.
Сплавы железа-чугун и сталь. Применение сплавов и соединений железа в промышленности и народном хозяйстве. Краткие сведения о других металлах побочных подгрупп
Демонстрации..
20) Тема 9.Металлургия (8-10 ч).
Понятие о металлургии. Металлы в современной технике. Основные способы промышленного получения металлов : металлотермия, восстановление углем с и оксидом углерода(2),восстановление водородом, электролиз.
Сырье для производство металлов. Обогащение руд .Руды железа.
Доменное производство чугуна. Химические реакции ,протекающие в доменной печи. Производство стали. Способы производство стали. Ферросплавы. Термическая обработка стали. Легирование стали. Разливка стали.
Производство щелочных , щелочноземельных металлов и алюминия электролитическим методом. Процессы протекающие на электродах. Устройство и принцип работы электролизера.
Получение меди, свинца, цинка, сурьмы, висмута на основе переработке полиметаллических руд в шахтных печах, конверторах и в кипящем слое.
Извлечение золота и серебра из руд на основе образования и превращения комплексных соединений.
21) Производство титана металлотермическим способом. Получение молибдена из его соединений восстановлением водородом. Краткие сведения о редкоземельных металлах и применение их в металлургии. Производство других металлов и применение их в народном хозяйстве.
Демонстрации.
1)Модель бессемеровского Конвертора. 2)Модель электролизера для получения алюминия.3)Образцы металлов и их сплавов.
Лабораторные опыты.
1)Взаимодействие металлов с растворами кислот.
2)Ознакомление с природными образцами металлов.
3) Ознакомление с образцами сплавов металлов.
4)Свойства железа и его соединения.
Практические занятия.
1)Приготовление легкоплавких сплавов.
2)Получение металлического серебра из раствора нитрата серебра.
3)Взаимодействие различных металлов с кислородом ,серой ,галогенами , водой, кислотами.
22.Тема 10.Обобщение знаний по неорганической химии (7)
Электрохимическая диссоциация. Основные положения теории? электрохимической диссоциации. Реакции ионного обмена. Гидролиз солей. Степень окисления. Окислительно-восстановительные реакции.
Основные закономерности течения химических реакций. Факторы определяющие скорость химических реакций.
Периодический закон и периодическая система химических элементов как обобщение знаний о химических элементах.
Обобщение сведений о строении вещества .Зависимость свойств веществ от их состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами.
Химическая промышленность. Общие научные принципы химического производства. Химические реакции лежащие в основе получения кислот, аммиака, минеральных удобрений, металлов и их сплавов, цемента? ,стекла и. т.д. Развитие химической промышленности в Российской Федерации. Охрана окружающей среды от загрязнений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса
Авторская программа углубленного изучения химии 8 класса...
Рабочая программа ФГОС углубленного изучения химии в 7 классе
Рабочая программа ФГОС по химии в 7 классе по учебникам О.С.Габриеляна "Химия. Пропедевтический курс" 7 класс и "Химия 8 класс" с календарно-тематическим планированием объемом 70 часов....
Формирование экологического сознания при реализации программы «Углубленное изучение химии».
На протяжении 20 лет старшеклассники нашего города проходят углубленное изучение химии и биологии в нашем Детском эколого-биологическом центре с целью поступления в вузы биологического, медицинского и...
Статья "Формирование экологического сознания детей в рамках реализации программы "Углубленное изучение химии"
В статье изложен опыт работы педагога дополнительного образования по формированию экологического сознания детей старшего школьного возраста в рамках реализации общеобразовательной общеразвивающей прог...
программа углубленного изучения химии
Программа углубленного изучения химии С.А.Пузаков, Н.В.Машнина, В.А.Попков для 10-11классов...
Рабочая программа по курсу "Химия" углубленное изучение 11 класс
Рабочая программа у учебнику Еремина "Химия" углубленное изучение 11 класс. Программа содержит пояснительную записку, требования к результатам освоения учебного курса, содержание и КТП...
Авторская программа "Углубленное изучение бурятской литературы для 10-11 классов"
Программа рассчитана на углубленное изучение бурятской литературы...