Обобщение опыта работы по теме "Развитие творческой личности путём использования деятельностного подхода в воспитательной работе"
статья на тему
Обобщение опыта работы за 3 последних года помогло подвести итоги своей работы и наметить новые горизонты в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21» г.Сергиев Посад
Описание опыта воспитательной работы
Крюкова Светлана Юрьевна
Учитель русского языка и литературы
Классный руководитель 8 А класса
«Развитие творческой личности путём использования деятельностного подхода в воспитательной работе»
Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя.
Ш.Амонашвили
Незаметно летит время, меняются поколения: новые приоритеты, высокие технологии. А жалобы родителей и учителей остаются прежними: «Он не хочет учиться», «Совсем не думает о будущем». Мы забываем о главном. О том, что каждый ребёнок – маленький росток, в котором изначально заложено стремление к развитию. Поэтому важно не столько вразумить, сколько вдохновить. Не просто принуждать, а вселять веру в свои силы и способность преодолевать сложности. Очень точно заметил Антуан де Сент-Экзюпери: «В мире так много людей, которым никто не помог пробудиться…» Именно поэтому, став в 2012 году классным руководителем 5 А класса, я решила выстроить работу так, чтобы каждый нашёл себя в интересной для него деятельности, проявил себя как личность и в то же время стал частью дружного коллектива единомышленников.
Деятельностный подход наиболее эффективен в реализации поставленной цели: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный и разумный выбор жизненных позиций.
Мне оказалась близка теория коллективного творческого дела И.П.Иванова, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», а также работы современных педагогов (Н.Е.Щурковой, И.Д.Аванесова и др.), которые предлагают сочетать КТД с личностно ориентированной технологией.
В нашей школе идея реализации КТД осуществляется на протяжении многих лет, она прописана в Концепции Программы воспитательной системы школы, в соответствии с которой строится работа во всех классных коллективах, а это значит, что в образовательном учреждении создано единое воспитательное пространство. Но самое главное, на мой взгляд, что реальное участие в окружающей жизни, совместное коллективное творчество интересно самим ребятам. Любой ребёнок имеет право рассчитывать на то, что в школе он сможет пережить и муки творчества, и радость достижения, почувствовать свою значимость, получить опыт сотрудничества.
В своей работе я выделила несколько необходимых условий для реализации деятельностного подхода в воспитании.
1. Очень важно включение каждого в общую воспитательную систему с учётом интересов и склонностей.
Уже на этапе планирования воспитательной системы класса я работаю совместно с детьми и родителями. Вместе мы определили пять важных направлений – «Здоровье и безопасность», «Я – гражданин», «Эрудит», «Школа+семья», «Коммуникативная и эмоционально-нравственная культура». Ежегодно в сентябре школьники предлагают формы проведения мероприятий. Что лучше сделать? С кем? Для кого? Как? Учебный год внесёт в дальнейшем свои коррективы, добавится что-то новое, но останется дух сотрудничества.
Не менее значимым я считаю организацию самоуправления в классе. Причем привычная схема с выбором старосты класса нам не подошла. В классе оказалось много амбициозных ребят с завышенной самооценкой. С другой стороны, у некоторых учащихся наблюдалась инертность в работе, боязнь критики со стороны более «сильного» одноклассника. Мы выбрали систему малых групп, которые условно назвали секторами. В небольшой группе дети быстрее находят взаимопонимание, помогают друг другу, чувствуют себя комфортно. Сегодня в классе четыре сектора: спортивно-оздоровительный, учебно-организационный, творческий, познавательный. Каждый выбрал то, что ему по силам и по вкусу.
2. Одним из условий совместной деятельности является отсутствие формализма в работе. Творчество не должно вытесняться готовыми шаблонами. Поэтому каждое мероприятие по-своему неповторимо, иногда непредсказуемо. «Каждое КТД…- творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте…» (И.П.Иванов).
Из года в год активность учащихся нашего класса повышается, увеличивается число детей, готовых проявить себя в конкурсах, олимпиадах, социальных акциях. К примеру, в этом учебном году в школе проходила благотворительная акция «Время надежды», в которой приняли участие 90% учеников класса.
Активизации творческого начала личности каждого ученика способствовали КТД с элементами театральной педагогики. Я обратила внимание, с каким уважением дети относятся к своей первой учительнице – Глуховой Ольге Владиславовне. Идея шефской работы захватила ребят. Так были подготовлены мероприятия для начальной школы: новогоднее представление «Лесные приключения»(5 класс); театрализованная викторина «В гостях у сказки»(6 класс) , театрализованные соревнования «Помни правила движенья, как таблицу умноженья» (7 класс). Мы продолжаем сотрудничать с начальными классами и в этом году.
В форме театрализованной игры в 6 классе проводилось мероприятие под названием «Добро и зло в жизни человека». Ребята рассуждали о мудрости русских пословиц, поучительности басен, которые сами же и инсценировали, наиболее интересным оказалось творческое задание. Не всё у нас получилось, рассуждать о добре и зле просто лишь на первый взгляд. Постепенно мы будем учиться анализировать жизненные явления, человеческие поступки и определимся с нравственными идеалами.
Элементы театрализации мы использовали и в общешкольных мероприятиях: КТД «Великолепный XVIII век» (7 класс), «Город полезных привычек» ( 7 класс), литературная викторина с элементами театрализации «Талантливый читатель» (8 класс).
Подготовка КТД проходит в сотворчестве с детьми, вовлечёнными в роли декоратора, художника по костюмам, звукорежиссёра, режиссёра-постановщика, драматурга, актёра. Подобные мероприятия решают целый спектр задач. Развивается воображение, художественный вкус, наблюдательность, зрительная память, образное мышление, расширяется кругозор. Дети учатся лучше понимать друг друга, приобщаются к миру прекрасного, получают положительные эмоции.
Вспоминаю сегодня о том, что в 5 классе ребята отказались посетить театр, но уже в 7 классе предложили это сделать сами.
3. Формирование классного коллектива есть непременное условие эффективной работы классного руководителя. Личность воспитывается через коллектив старших и младших, учителей и родителей. Степень сплочённости коллектива напрямую влияет на результаты совместной деятельности. Но умение жить в коллективе, бережно относиться друг к другу приобретается не за один день. Поэтому свою работу я начала с изучения состояния класса, используя наблюдение, анкетирование, помощь школьного психолога в проведении диагностики, психологических тренингов.
Проведённая диагностика выявила активность класса, устойчивый познавательный интерес, положительное отношение к школе. С другой стороны, обнаружились и негативные факторы: неумение слушать друг друга, высокомерие, нетерпимость, склонность к конфликтам некоторых учащихся. Система коллективных творческих дел с общими целями и задачами ставит учеников в положение партнёров, заинтересованных в успехе каждого. Если же ученик осознаёт значимость такой деятельности, то воспитательный эффект повышается.
Так, уже с 5 класса дети вовлечены в проектную деятельность, предполагающую совместное решение проблем. Очень интересными получились проекты ко Дню здоровья в школе «Будь здоров без докторов»(5 класс), где учащиеся работали в малых группах, предлагая свой рецепт здоровья. Проектные работы «Чтение с увлечением»(6 класс) были связаны с созданием рекламы увлекательной книги, будь то энциклопедия или художественная литература. Подготовка проектов предполагала знакомство с приёмами создания рекламы, а также с новыми для детей профессиями копирайтера, веб-дизайнера, иллюстратора, маркетолога.
Наш класс ежегодно участвует в работе школьного научного сообщества «Искатель», выбирая интересную для себя область науки или искусства. Мы торжественно чествуем лауреатов общешкольной конференции на празднике «Ученик года», вместе радуемся успехам, ведь успех класса складывается из достижений каждого.
Не менее значима для сплочения коллектива и создания комфортных условий в классе работа с родителями. Если родители примут и поддержат установку на сотрудничество, то и дети будут стремиться к тому же. К родительским собраниям мы готовимся вместе с детьми, отбираем фотографии, придумываем к ним комментарии, просматриваем видеоматериал, чтобы подготовить своеобразный творческий отчёт о жизни класса. Это тоже вариант КТД. Родители давно оценили нашу работу, проявляют интерес к школьным мероприятиям, активно в них участвуют, организуют экскурсионные поездки.
Вначале нашей совместной с детьми деятельности возникла идея создания проекта «Летопись класса». Так в творческом секторе появились начинающие журналисты, которые не оставляли без внимания ни одно мероприятие в классе.
Задачи у проекта были следующие:
-формирование у детей активной жизненной позиции;
-развитие навыков поисковой и исследовательской деятельности;
-развитие коммуникативных навыков;
-воспитание уважения к людям, достигающим успеха в жизни трудом. Ребята не только рассказывают о каком-либо событии, но и высказывают своё отношение к происходящему. Со временем «Летопись» станет источником приятных воспоминаний о далеко не бесполезных школьных годах.
Сегодня наш девиз: «Класс хорош, если в нём хорошо каждому!» Мне кажется, нам удалось выйти на новый уровень взаимоотношений между детьми, педагогами и родителями. В его основе – взаимопонимание и ответственность каждого за общее дело.
4. Воспитательный процесс должен быть ориентирован на всестороннее развитие личности, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, уважающей духовные и культурные традиции своего народа.
Убеждена, что активная гражданская позиция, нравственные качества лучше всего воспитываются не путём нравоучительных бесед и лекций, а через вовлечение школьников в конкретную полезную деятельность. Так, при подготовке литературно-музыкальной композиции о Курской битве к общешкольному мероприятию, посвященному празднику Победы, ребята отбирали исторический материал, просматривали видеохронику военных лет, слушали военные песни, предлагали идеи их инсценировки, готовили презентацию и подбирали стихи. Как потом признавались, перечитали и пересмотрели столько, что ни в один учебник по истории не поместится. К выступлению, на котором присутствовали и родители, учащиеся отнеслись очень серьёзно без лишних наставлений. Через год мы снова вернулись к исторической памяти страшных военных лет. И снова КТД – презентация проектов «Читаем книги о войне». Именно книга способна сделать нас свидетелями любых исторических событий, заставляет пережить их и задуматься над важными нравственными понятиями: о добре и зле, самопожертвовании и предательстве, о сложном нравственном выборе, который стоит перед каждым человеком. Выступления получились очень разными: одни не скрывали слёз от переполнявших эмоций, другие были спокойны и рассудительны, главное, что не было равнодушных. Защиту проектов мы проводили на конкурсной основе, где каждый являлся и участником, и членом жюри.
Очень познавательным для учащихся класса оказалось КТД «Князь Владимир и крещение Руси». Для того чтобы любить свою страну, нужно знать её историю и культуру, осваивать многовековой духовный опыт.
Чтобы показать важность исторической памяти, преемственность поколений, способствовать нравственному развитию личности, в нашей школе в прошлом учебном году проводилось сразу несколько акций, посвященных 70-летию победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Самые яркие из них – «Звезда Победы», «Свеча памяти», «Возьми себе героя в пример», «Военная песня». Ребята сами предложили подготовить материал для военной газеты, создать презентацию с рассказом о герое войны, подобрать военную песню для выступления, словом, превратить все четыре акции в единое КТД, объединённое общей идеей. Мне было приятно, что дети серьёзно относятся к подобным мероприятиям, а их инициативу можно считать крупицей гражданского самосознания.
5. Использование личностно-ориентированного подхода в совместной деятельности предполагает особое отношение к ребёнку, ведь это не просто подрастающий человек, не объект педагогического воздействия, это личность со своим характером и взглядами. «Одной из наиболее злостных ошибок является суждение, что педагогика – это наука о ребёнке, а не о человеке. Нет детей – есть люди, но с другим масштабом понятий, другими источниками опыта, другими стремлениями, другой игрой чувств». (Януш Корчак)
Классный руководитель должен знать сильные и слабые стороны своих воспитанников, создавать условия для их саморазвития, внушать сознание собственной неповторимости. Для этого нужно жить интересами детей, понимать их и любить.
Я заметила, что пятиклассникам очень нравиться рассказывать о себе. Так возникла идея КТД «Моя визитная карточка», где каждый смог проявить себя: рассказать о своей семье, домашних питомцах, своих увлечениях и интересах. Объединив презентации с фотографиями, мы получили визитную карточку всего класса. Я как полноценный участник коллективного дела тоже рассказала о себе. Это был наш первый опыт совместной работы, на мой взгляд, удачный.
Случались в нашем классе и межличностные конфликты. Поэтому очень актуальными были классные часы с элементами КТД и психологическими тренингами: «Выбираем добрую дорогу», «Мой сосед по парте», «Мы – это класс».
В изучении индивидуальных особенностей детей, их способностей я сотрудничала со школьным психологом. Чтобы расширить свои возможности в работе с классом, в 2015 году прошла курсы повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение выбора профессии в 5-9 классах». Сегодня восьмиклассники и их родители уже задумываются над выбором жизненного и профессионального пути. Так как профессиональное самоопределение предполагает не только выбор карьеры, но и саморазвитие личностных возможностей, мы запланировали работу по выявлению индивидуальных психологических качеств личности и ознакомлению с миром профессий. Уже в 7 классе ребята готовили проекты для классного часа «Что мы знаем о профессиях?» В 8 классе, помимо занятий с психологом, мы занимаемся самодиагностикой, используя тетради самодиагностики Г.А.Резапкиной. Такая подготовительная работа позволяет не только узнать свои профессиональные интересы и склонности, но и мотивирует подростков на достижение учебных результатов, формирует ценностные ориентации: добросовестное отношение к труду, понимание роли труда в жизни человека. Вопрос «Кем быть?» мы связываем с вопросом «Каким быть?». Поиски ответа на него закладывают фундамент личности, без которого невозможно воспитание ни профессионала, ни гражданина. Задача педагога не просто уважать личность ребёнка, но создавать условия для развития личности, её обогащения новыми знаниями, получения опыта самостоятельной деятельности. Не просто лелеять талант, но открывать ему новые горизонты.
Ежегодно в школе классные руководители проводят сравнительный анализ показателей психолого-педагогической экспертизы образовательной среды ( по методике В.Ясвина). По итогам экспертизы прошлого года в нашем классе сформирована творческая образовательная среда, ориентированная на развитие инициативы и самостоятельности каждого ребёнка. Кроме того, ежегодно снижается уровень тревожности учащихся, повышается коэффициент сплочённости классного коллектива по данным социометрического теста.
6. Работая с классным коллективом, нельзя забывать о роли семейного воспитания в развитии и становлении личности. Мнение родителей очень важно для детей, а значит должно стать важным и для педагога. Демонстрируя доброжелательное отношение, готовность помочь, мы обретаем в лице родителей верных помощников во всех начинаниях. Родители в моём классе очень активны, принимают участие и в подготовке мероприятий, и в их проведении, организуют экскурсионные поездки. Ежегодно после игровой эстафеты, посвящённой Дню защитника Отечества, на территории школы родители угощают всю школу настоящей солдатской кашей, организуя настоящую выездную армейскую кухню.
Существуют и проблемы, хотя в большей степени они касаются взаимоотношений детей и родителей. Именно поэтому последнее родительское собрание проводилось по теме «Конфликты и пути их разрешения». Зачастую усилия родителей направлены на формирование послушного ребёнка, не создающего лишних проблем. Цель нашего общего сотрудничества – признание права подростка на принятие самостоятельных решений, на уважительное отношение к его интересам и взглядам. Собрание проводилось совместно с детьми в форме деловой игры.
7. Говоря о саморазвитии детей, нельзя забывать и о собственном самосовершенствовании. Хороший педагог, как известно, продолжает учиться всю жизнь. И речь идёт не только о курсах повышения квалификации. Ежедневная работа над своими личными и профессиональными качествами, позитивное самовосприятие, умение находить общий язык со всеми участниками образовательного процесса, владение новыми образовательными технологиями позволяют педагогу решать сложные воспитательные задачи. Педагог должен верить в то, что ему под силу достижение самых смелых целей, должен ставить перед собой эти цели и идти вместе с детьми по очень непростому пути достижения этих целей.
«Он артист, но его слушатели и зрители не аплодируют ему. Он - скульптор, но его труда никто не видит. Он – врач, но его пациенты редко благодарят его за лечение и далеко не всегда хотят лечиться. Где же ему взять силы для каждодневного вдохновения? Только в самом себе, только в сознании величия своего дела». (С.Л. Соловейчик)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательной работе как средства развития личности.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последние время очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья уч-ся. Наряду с неблагоприятными ...
Системно-деятельностный подход в воспитательной работе
Визитка Кирилловой Раисы Петровны...
Доклад "Формирование качеств творческой личности школьника в процессе реализации программы воспитательной работы класса"
Представлен опыт работы классного руководителя 5 класса по формированию качеств творческой личности школьников в процессе реализации воспитательной программы. Рассматриваются основные направления восп...
"Использование личностно - деятельностного подхода в воспитательном процессе" (из опыта работы)
Основная идея личностно - деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной деятельности. Именно так и организуется ...
Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»
Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...
Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....
Системно - деятельностный подход в воспитательной работе
laquo;Если вы хотите воспитать – организуйте деятельность» ...