Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»
методическая разработка по химии

Ольга Михайловна Давыдова

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.

Наиболее перспективным в этом отношении и есть технология проектов.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_p_himii.docx25.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа. с.Царевщина Балтайского района Саратовской области

Обобщение опыта работы

учителя химии

Давыдовой Ольги Михайловны

Тема: «Проектная деятельность на уроках химии»

2018/2019 уч.год

Содержание

1.Введение

2. Метод проектов, как педагогическая технология.

3. Организация проектной  деятельности.

4. Применение метода проектов на уроках химии.

5. Список  использованной  литературы

1.ВВЕДЕНИЕ.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.

Наиболее перспективным в этом отношении и есть технология проектов.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям практически всех учебных дисциплин.

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества. Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной научной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде.

2. МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

     КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.

Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства.

Современная классификация учебных проектов сделана на основедоминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
  • исследовательский проект - исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
  • информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
  • творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт — альманахи, видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.
  • ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

По комплексности проекты могут быть монопроектами и межпредметными.

Монопроекты реализуются в рамках одного учебного предмета или одной области знания.

Межпредметные — выполняются во внеурочное время под руководством специалистов из разных областей знания.

По характеру контактов проекты бывают — внутриклассными,внутришкольными, региональными и международными. Два последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные проекты, с использованием возможностей Интернета и средств современных компьютерных технологий.

По продолжительности различают:

  • минипроекты — укладываются в один урок или даже его часть;
  • краткосрочные — на 4-6 уроков;
  • недельные, требующие 30-40 часов; предполагается сочетание классных и внеклассных форм работы; глубокое погружение в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;

• долгосрочные (годичные) проекты как индивидуальные, так игрупповые; выполняются, как правило, во внеурочное время.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться учителями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы

 предварительно важно определить этапы разработки проекта.

Обязательное требование — каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Системы действий учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Этапы метода проектов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Постановка проблемы задачи

- Подводит учеников к осознанию проблемы, цели деятельности.

- Подбирает приблизительное название проекта.

- Даёт задание, которое отражает форму выполнения проектов.

- Предлагает операционные карты по разработке тематических вопросов.

- Осознают проблему.

- Определяют цель деятельности.

- Подбирают варианты названий.

- Знакомятся с операционными картами.

2. Самостоятельная исследовательская работа

- Организует групповую исследовательскую работу учащихся, применяя активные и интерактивные методы.

- Следит за индивидуальной работой учеников.

- Обговаривают в группах аспекты тематических вопросов.

3. Критическая оценка промежуточных результатов

- Организует обсуждение тематических вопросов, создаёт благоприятную психологическую атмосферу.

- Следит за логической последовательностью изложения материала.

- Корректирует мыслительную деятельность учеников, тактично исправляет ошибки, высказывает пожелания, подводит к определённым выводам.

- Формулирует домашнее задание, указывая на термин выполнения.

- Высказывают своё мнение по тематическим вопросам.

- Раскрывают разные взгляды на проблемы.

- Занимают определённую позицию согласно со своим жизненным опытом, убеждениями, личностными ориентациями.

- Создают микропроект (если получили дополнительные задания).

- Оценивают работу друг друга.

4. Защита проекта

- Организует защиту учениками проектов на уроке или внеурочном мероприятии.

- Организует оценивание, выставляет итоговую оценку.

- Создают собственные проекты, соответственно их оформляя.

-Готовятся к защите проектов.

Принимают участие в подготовке итогового урока (мероприятия)

4. Применение метода проектов на уроках химии.

Для организации проектной деятельности использую два вида урочных занятий . 

Первый вид – проектный урок, который полностью состоит из работы над проектом. Как правило, на проект уходит 3 урока. На первом уроке происходит распределение по группам и знакомство с литературой. На втором - поиск нужной информации, исследовательские опыты. На третьем уроке – защита презентаций.

Второй вид – урок, на котором могут использоваться проекты, выполненные отдельными учащимися или группами учащихся во внеурочное время по каким-либо темам химического содержания, или межпредметные проекты.

А чаще на уроках, работая в группах, предлагаю создавать учебные проекты (мини-проекты), в которых наиболее полно и обобщенно рассматривается материал определенной темы.

Для повышения мотивации обучающихся к изучению какой-то темы я нередко начинаю урок с создания такой ситуации, которая привлечёт внимание детей и подтолкнёт их к поиску ответов на возникшие.

Немаловажно при этом уделить внимание формированию информационных, исследовательских и коммуникативных компетенций старшеклассников.

Темы для работы в группах:

1.История знакомства человечества с алкоголем;

2.Физиологическое действие алкоголя на организм человека;

3.Виды алкогольных напитков и география их употребления;

4.Социальные последствия употребления алкоголя, административная и уголовная ответственность за употребление алкогольных напитков.

При выполнении проектов качественно меняются роли учащихся и учителя. Они различны на разных этапах проектирования. Педагог на всех этапах выступает в роли консультанта и помощника, координатора проекта. Учащиеся выступают активными участниками процесса.

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности привело к следующим результатам:

1. Повышение интереса к химии. Это подтверждается следующими фактами:

  • уроки стали проходить более оживленно, учащиеся с нетерпением ожидают как момент начала работы над проектами, так и заключительный этап – презентацию;
  • увеличилось количество учащихся, выбирающих экзамен по химии для итоговой аттестации;
  • прикладной характер проектной деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся

2. У обучающихся, выполняющих проекты, формируются проектные умения: проблематизация, целеполагание, планирование, поисковые (исследовательские) умения, коммуникативные умения, презентационные умения, рефлексивные умения;

3. Учащиеся, выполняющие проекты по химии, принимают участие и занимают призовые места в олимпиадах и конкурсах.

Таким образом, как показывает практика, проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.

Самое главное, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт школьнику, невозможный при других формах обучения.

Вовлечение в создание проекта дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Проектная деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь, способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся.

Список  использованной  литературы

1. Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии. Методическое пособие. – Москва: Вентана-Граф , 2007 год. -  281с

2. Богомолова О.В. Об организации проектной деятельности учащихся // Химия в школе. – 2008 год, №2, стр. 23-28

3. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

4. Нечитайлова Е.В. Организация проектной деятельности на основе содержания школьного учебника // Химия в школе. – 2008 год, №5, стр. 47-49

5. Чайка А.Н. Метод проектов в образовательном пространстве школы // Химия  в школе. – 2006 год, №6, стр. 48-52.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование блочно-модульной технологии на уроках химии"

материал содержит теоретические основы данной технологии, классификацию учебных элементов, примерный тематический план курса органической химии с использованием блочно-модульной технологии...

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Обобщение опыта работы учителя химии

Данный материал составлялся для участия в конкурсе на гранд президента  "Лучший учительРФ",в котором обобщён опыт работы педагога, занял 31 в Республике Марий Эл место из 117....

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Управление развитием образовательных учреждений - инновационных площадок в условиях сетевого взаимодействия. Обобщение опыта работы учителя в рамках инновационной деятельности

Данный материал позволяет представить содержание работы учителя в инновационных условиях, увидеть возможности для достижения нового качества образования. В материале обобщается опыт работы по вопросу ...

Из опыта работы учителя химии МКОУ "Залининская СОШ" Журавлевой Людмилы Юрьевны по организации исследовательской деятельности учащихся.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся по химии: на уроках, элективных курсах, курсах по выбору, в объединении "Занимательная химия"-из опыта работы....

Мастер-класс для учителей химии "Приёмы мотивации учебной деятельности на уроках химии"

Выступление на 2 Региональном слете наставников и молодых педагогов Московской области "Учитель - учителю" в рамках региональных мероприятий Года педагога и наставника в Российской Федерации...