Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии
методическая разработка по химии (10 класс) по теме
Урок обобщения первоначальных понятий органической химии. Проводится после повторения материала об органических соединениях, изученного в девятом классе, и изучения основных типов химических реакций органической химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal_2.zip | 146.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Начальное профессиональное образование
Профессиональное училище №63
Г. Гуково Ростовской области
Конспект урока по химии
10 класс
Тема урока
« Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии»
Подготовила Берлизова Юлия Викторовна,
Преподаватель химии и биологии
первой категории
г. Гуково
2011 г.
Урок по химии по теме
« Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Обобщить и систематизировать сведения об основных сведениях строения атома углерода и молекул углеводородов.
- Расширить представления о многообразии и причинах многообразия органических соединений углерода.
- Показать взаимосвязь типов химических реакций с будущей профессиональной деятельностью.
- Выявить изменения продуктов питания при технологической обработке.
Развивающие:
- Развивать умения применять знания теории на практике.
- Совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
- Развивать наблюдательность, самостоятельность.
Воспитательные:
- Прививать интерес к предмету, чувства личной ответственности и сознательного отношения к работе.
- Воспитания чувства гордости за вклад русских ученых в развитие науки.
Тип урока – комбинированный.
Методы и приемы
- Приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
- Практические.
- ИКТ.
- Работа в группе.
Межпредметные связи:
- Органическая химия.
- Технология приготовления пищи.
- Биология.
- Физика.
Ход урока
- Организация начала урока.
Цель: подготовка учащихся к работе на уроке.
Слово учителя. Химия – предмет в достаточной степени трудный, сложный, опирающийся на знания по физике и биологии, но и дающий объяснение протекающим процессам в окружающем мире, а также изменениям веществ при их обработке, что непосредственно связано с вашей будущей профессией. Поэтому успехи в изучении химии зависят от вашего логического мышления, памяти, способности анализировать и сравнивать.
И сегодня мы займемся развитием этих способностей, обобщим знания о строении органических веществ, их характерных реакциях, расширим представления о причинах многообразия органических соединений.
Тема сегодняшнего урока «Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии». Слайд 1.
Цель урока: Слайд 2.
- Обобщить сведения о строении атома углерода и молекул углеводородов.
- Расширить представления о причинах многообразия органических соединений углерода.
- Выявить изменения продуктов питания при технологической обработке.
- Актуализация знаний учащихся.
Цель: подготовка к активной учебно-познавательной деятельности через актуализацию опорных знаний предыдущих тем, выявление уровня знаний учащихся по ранее изученным темам, ликвидация недостатков.
Пятерым учащимся предлагается индивидуальное задание собрать модели молекул веществ и объяснить особенности их строения. (Работа с моделями атомов для составления молекул).
Слово учителя: Пока ребята выполняют задания, проведем конкурс «Кто быстрее? Кто больше?» ( Зачитываются вопросы, отвечает тот кто первым поднимет руку. За каждый правильный ответ учащийся получает жетон. У кого будет пять или более жетонов получает сразу «5», у кого меньше пяти – зарабатывают их в течении урока).
- Кто создатель теории строения органических веществ? (Бутлеров А.М.)
- Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разные строение и свойства? (Изомеры).
- Как называют вещества, имеющие сходные строение и свойства, но разный состав? (Гомологи).
- При перекрывании каких орбиталей образуется Пи-связь в молекуле? (при боковом перекрывании р-орбиталей).
- При перекрывании каких орбиталей образуется Сигма-связь в молекуле? (горизонтальное перекрывание р-орбитали с s-орбиталью, р-орбитали с р-орбиталью, s-орбитали с s-орбиталью).
- Что такое гибридизация? (Процесс выравнивания орбиталей по форме, размерам и энергии).
- Какие виды гибридизации вам известны? (sp-, sp2-, sp3-).
- Какие типы реакций характерны для органических соединений? (Замещения, присоединения, отщепления, изомеризация).
- Какую валентность имеет углерод в органических соединениях? (4).
- σ- или π - связь более прочная? (σ- связь).
- Как называется реакция отщепления водорода? (Дегидрирование).
- Как называется реакция отщепления воды? (Дегидратация).
Подводятся итоги конкурса, выставляются оценки.
- Обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о строении углеводородов, расширить представления о многообразии и причинах многообразия органических соединений углерода.
Учащимся предлагается заполнить сравнительную таблицу, используя наглядные пособия по образованию связей в молекулах углеводородов, шаростержневые модели молекул, собранные в ходе выполнения индивидуального задания учащимися, материала учебника. Заполнение таблицы начинается с отчетов учащихся по выполнению индивидуальных заданий.
Вариант заполнения таблицы «Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения». Слайд 3.
Таблица
«Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения».
Общая формула | СnH2n+2 | СnH2n | СnH2n-2 | ||
Название | алкан | циклоалкан | алкен | алкадиен | алкин |
Отличительный признак строения | ан — | цикло, ан ○, — | ен ═ | диен ═,═ | ин ≡ |
Вид гибридизации | sp3- | sp3- | sp2- | sp2- | sp- |
Характеристика химической связи | λ=0,154 нм ∟= 109°28′ | λ=0,154 нм ∟= 109°28′ | λ=0,134 нм ∟= 120° | λ=0,134 нм ∟= 120° | λ=0,120 нм ∟= 180° |
Характерные виды изомерии | 1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета. | 1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета. 2.Изомерия между классами циклоалканов и алкенов. 3.Геометри-ческая изомерия. | 1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета. 2.Изомерия между классами алкенов и циклоалканов 3.Геометри-ческая изомерия. 4.Изомерия, обусловлен-ная положе-нием кратной связи. | 1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета. 2.Изомерия между классами алкадиенов и алкинов. 3.Геометри-ческая изомерия. 4.Изомерия, обусловлен-ная положе-нием кратной связи. | 1.Изомерия, обусловлен-ная разветв-лением углеродного скелета. 2.Изомерия между классами алкинов и алкадиенов. 4.Изомерия, обусловлен-ная положе-нием кратной связи. |
Слово учителя: А теперь сделаем выводы: что положено в основу классификации органических веществ? (Положения теории строения органических веществ А.М. Бутлерова).
Каковы причины многообразия органических соединений? (Она заключается в том, что атомы углерода обладают свойством соединяться друг с другом в цепи разной длинны. Эти цепи могут быть разветвленными и неразветвленным.)
- Межпредметная связь.
Задание на слайде 4. Определить типы химических реакций.
Выступление учащегося с докладом о превращениях веществ во время выпечки хлеба.
- Первичное закрепление полученных знаний, первичная проверка понимания учащимися материала.
Слово учителя: Полученные знания необходимо закрепить на практике, поэтому вам предлагается творческое задание для работы в паре. Карточки с заданием на столе и на слайде 5.
Правильность выполнения - контролирует учитель. Проверка проводиться с помощью слайдов 6-11.
- Закрепление знаний по строению и изомерии органических соединений.
Учащимся предлагается задание практикума для контроля уровня усвоения материала исходя из требований к уровню подготовки выпускников.
Цель: отработать требования к уровню подготовки выпускников по теме: «Основные понятия органической химии».
Имя
Фамилия _______________________________________________________________________
Практикум по теме
«Строение, изомерия и номенклатура предельных и непредельных углеводородов».
Базовый уровень | Требования к уровню подготовки выпускников | Уровень повышенной сложности | ||||||||||||||||||||
| СН3
| СН3 3) СН2=СН—СН=СН—СН3 4) СН—СН2—СН3 | С≡СН
СН3—СН—СН2—С≡СН | СН3
| Умение определять гомологи и изомеры различных классов органических соединений. Определять принадлежность к соответствующему классу. Называть вещества по химическим формулам. Составлять молекулярные и структурные формулы органических соединений. |
СН≡С—СН2— СН2—СН3
| | СН2--СН—СН3
4) Установите соответствие между названием вещества 2,3-диметилбутаном и его молекулярной формулой:
|
Таблица сдается на проверку, предварительно сделав самооценку.
- Подведение итогов урока.
Цель: дать общую характеристику работы класса, показать успешность урока, вскрыть недостатки и указать пути их исправления.
Слово учителя: обобщив знания об основных понятиях органической химии, мы пришли к выводу о том, что существуют соединения с одинарными, двойными, тройными связями. Они характеризуются тремя видами гибридизации, изомерией. Мы предположили характерные реакции для веществ определенного строения. Рассмотрели изменения, происходящие при сильном нагревании крахмала и влияние конечных продуктов на организм человека. Кроме того, мы расширили представления о причинах многообразия органических веществ и особенностях их строения, продолжили формировать умения по составлению молекулярных и структурных формул соединений различных классов, правила названия веществ по международной систематической номенклатуре.
- Оценки.
- Домашнее задание.
Цель: дать задание, которое способствует повышению обученности, повышает интерес к предмету.
Предположить характерные реакции для вещества «а» из творческого задания.
Приложение 1
«Сравнительная характеристика углеводородов предельного и непредельного строения».
Общая формула | |||||
Название | |||||
Отличительный признак строения | |||||
Вид гибридизации | |||||
Характеристика химической связи | |||||
Характерные виды изомерии |
Приложение 2
- Сколько веществ изображено? Поясните устно.
- Определите к какому классу углеводородов они принадлежат.
- Назовите вещества по международной систематической номенклатуре.
- Предположите характерные химические реакции для вещества «в».
а) Н Н б) Н в) СН2=С—Н
| | | |
Н—С—СН=СН—С—Н СН3—С=С—СН3 Н—С=СН2
| | |
Н Н Н
г) С2Н5—С≡СН д) СН2—СН2 е) СН=СН
| | | |
СН2—СН2 Н3С СН3
ж) СН2=СН—СН=СН2 з) СН3—С≡С—СН3 и) СН3
|
С≡С—СН3
Приложение 3
ФИО учащегося ____________________________________________________________________
Практикум по теме
«Строение, изомерия и номенклатура предельных и непредельных углеводородов».
Базовый уровень | Требования к уровню подготовки выпускников | Уровень повышенной сложности | ||||||||||||||||||||
| СН3
| СН3 3) СН2=СН—СН=СН—СН3 4) СН—СН2—СН3 | С≡СН
СН3—СН—СН2—С≡СН | СН3
| Умение определять гомологи и изомеры различных классов органических соединений. Определять принадлежность к соответствующему классу. Называть вещества по химическим формулам. Составлять молекулярные и структурные формулы органических соединений. |
СН≡С—СН2— СН2—СН3
| | СН2--СН—СН3
4) Установите соответствие между названием вещества 2,3-диметилбутаном и его молекулярной формулой:
|
За каждое правильно выполненное задание поставьте себе один бал.
Если сумма баллов 4, вы получаете «5».
Если сумма баллов 3, вы получаете «4».
Если сумма баллов 2, вы получаете «3».
Приложение 4
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №1 Соберите модель молекулы этана и объясните ее строение. |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2 Соберите модель молекулы циклобутана и объясните ее строение. |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №3 Соберите модель молекулы этена и объясните ее строение. |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №4 Соберите модель молекулы бутадиена-1,3 и объясните ее строение. |
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №5 Соберите модель молекулы этина и объясните ее строение. |
Приложение 5
Требование к уровню подготовки выпускников
В результате изучения данного материала учащиеся должны:
- Знать:
- Основные положения теории химического строения органических веществ А.М. Бутлерова.
- Типы химических реакций.
- Признаки классификации органических веществ.
- Причины многообразия органических соединений.
- Уметь:
2.1.Определять принадлежность веществ к соответствующему классу веществ.
2.2.Определять виды химической связи в соединениях.
2.3.Составлять молекулярные и структурные формулы органических соединений.
2.4.Собирать модели молекул углеводородов.
Список использованной литературы:
- Габриелян О. С. Химия.10 класс.- М.: «Дрофа», 2009 г.
- Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Методическое пособие. Химия 10 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 156 с.
- Саяпин В.Г., Первые уроки химии в 10 классе: методические рекомендации.- Ростов-на-Дону: изд-во облИУУ, 1996. - 34 с.
- Гаврилова Л.И. Органическая химия. 10 класс. Часть 1. Тетрадь с печатной основой. Саратов: «Лицей», 2001 – 80 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обобщение и систематизация знаний по подтеме "Химические реакции" ". Химия. 8 класс.
Урок обобщения и систематизации знаний по Тверской программе по химии. Проведён в рамках ИКТ с использованием ЦОР (Цифровых образовательных ресурсов)....
Обобщение и систематизация знаний по теме "Кислородсодержащие органические соединения"
Этот материал может быть применен в 10 классе в курсе "Органическая зимия" для обобщения имеющихся знаний учащихся и как подготовка к контрольной работе....
Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса
Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....
Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии.
Обобщение и систематизация знаний по курсу органической химии....
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"
Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...
Урок химии в 10 классе по теме "Обобщение и систематизация знаний о типах химических реакций в органической химии"
Содержание урока соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта....