Колесникова В.Я. Урок по химии в 8 кл. по теме " Химические свойства кислот "
учебно-методический материал по химии (8 класс) на тему
На этом уроке вводится понятие о кислотах, изучается состав, название и классификация кислот. Проводится опыт изменения окраски в кислой среде. Показывается тесная связь рассматриваемого материала с жизнью. Ключевые слова: Кислоты, классификация кислот, состав кислот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования Нижнеилимского района Муниципальное образовательное учреждение
«Рудногорская средняя общеобразовательная школа»
Районный конкурс профессионального мастерства педагогов
"Мой лучший урок"
направление естественно - научное
Автор: Колесникова Вера Яковлевна
учитель химии, 2 КК,
МОУ «Рудногорская сош»
Апрель, 2014 год
Цель урока: Сформировать представления учащихся о кислотах как классе неорганических соединений.
Задачи урока:
Образовательные.
- Познакомить учащихся с составом, названиями и классификацией кислот.
- Обратить внимание на обнаружение кислот с помощью индикаторов.
- Познакомить учащихся с важнейшими кислотами.
- Научиться составлять формулы оксидов соответствующих кислотам.
Развивающие.
- Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки и свойства объектов, классифицировать факты, делать выводы.
- Развивать логико-смысловое мышление учащихся, память, химический язык.
Воспитательные.
- Совершенствовать коммуникативные умения в ходе выполнения опытов.
- Развивать умения формулировать и аргументировать собственное мнение, самостоятельность.
- Прививать культуру умственного труда.
- Развивать коммуникабельность, умение работать в группах, парах.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, опережающее обучение, работа с учебником,лабораторная.
План урока.
- Организационный момент - 1 мин.
- Актуализация знаний - мотивационный этап - 6 мин.
- Объяснение нового материала - операционный этап - 25 мин.
- Закрепление нового материала (работа в группах) - 10 мин.
- Аналитический этап - 2 мин.
- Задание на дом - 1 мин.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
Организационный этап | ||
1. | Проверяется готовность к уроку | Готовятся к уроку |
Мотивационный этап | ||
1. | Ребята, на протяжении нескольких последних уроков мы с вами познакомились с различными веществами и узнали об их практическом использовании. Сегодня нам предстоит еще раз убедиться, что химия многолика. Повторение опорных понятий. Вопросы:
| Ответы:
|
2. | Из данного перечня веществ выпишите отдельно формулы оксидов и оснований. Вопрос:
Слайд 1. | Выполняют индивидуально с последующей взаимопроверкой и проверкой с доски Ответ: - их нельзя отнести ни к классу оксидов, ни к классу оснований |
Операционный этап | ||
1. | Вопросы:
Тема нашего урока - "Кислоты". Слайд 2. | Ответ: Кислоты |
2. | Вопрос: какие цели вы поставили бы перед собой при изучении данного вопроса, что нам необходимо узнать? Цели урока. Слайд 3. | Определяют дети |
3. | Обратитесь к учебнику, где представлен ряд кислот, найдите сходство между ними. Дайте определение кислот. Стихотворение: Кислота, когда здорова, Угостить друзей готова, Тем, что ей дала природа - Катионом водорода! | Записывают определение кислот в тетрадь |
4. | Познакомьтесь с номенклатурой кислот. Слайд 4. | Записывают формулы и названия кислот в тетрадь |
5. | Рассмотрите формулы кислот и ответьте на вопрос: как можно разделить кислоты по составу? Обратите внимание на то, сколько атомов водорода может быть в кислотах. Составьте и обсудите, работая в парах схему классификации кислот по этим двум признакам. Слайд 5. Сравните схему с той, которую составили вы сами. | Работают в парах. Высказывают мнения о различных вариантах деления кислот на группы. Подводят итог о возможных видах классификации кислот. Записывают признаки классификации в тетрадь. |
6. | Зная степень окисления элемента - неметалла, образующего кислотный остаток кислородсодержащей кислоты, можно определить какой оксид ей соответствует. Слайд 6. | Знакомятся с методикой определения и записывают себе в тетрадь. |
7. | Кислоты довольно распространены в природе. Лимонная присутствует в плодах лимона, яблочная в яблоках, молочная в молоке. Серную и азотную получают искусственным путем. А какая кислота находится в желудке? Вопросы:
| Ответ:(соляная) Ответы: - с помощью индикатора; - вещества, изменяющие свою окраску в разных средах; - лакмус, метилоранж, фенолфталеин, универсальный. |
8. | Как индикаторы изменяют окраску в растворах щелочей | Ответ учащихся |
9. | Лабораторный опыт 1.Слайд 7 Предлагаю исследовать действие индикаторов на растворы кислот. Вопрос:
Предлагаю шпаргалку: кислота - красный | Работают в парах. Учащиеся 1 -го ряда исследуют действие индикаторов на раствор соляной кислоты, 2 -й ряд исследует раствор серной кислоты, 3 -й ряд - раствор фосфорной кислоты. Результаты исследования записывают в таблицу. Ответ: - независимо от вида кислоты индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами. Осуществляют самопроверку. |
10. | Рассказ об отдельных представителях кислот - серной и соляной. Демонстрационные опыты 1. Действие кислоты на древесину, бумагу, обугливание сахарной пудры. 2. В электронном виде разбавление серной кислоты водой. Слайд 8. | Составляют памятку |
11. | С кислотами мы встречаемся ежедневно. Дождевая вода лишь на первый взгляд кажется чистой. На самом деле в ней растворено немало веществ, например, углекислый газ, оксиды серы и азота. Ежегодно с дождями на землю выпадает около 100 млн. т азотной, серной, сернистой и угольной кислот. | Просмотр фильма «Кислотные дожди» |
12. | Вопрос:
Слайд 9. | Высказывают свое мнение о вреде кислотных дождей Рассматривают слайд |
13. | Вопрос:
Слайд 10. | Участвуют в рассмотрении материала и отвечают на вопрос. |
Оценочный этап | ||
1. | Проблемный вопрос. Лабораторный опыт 2. Решите экспериментальную задачу: Определите кислоту и щелочь среди трех выданных растворов веществ. | Работают в парах.На столах инструкции Опытным путем определяют, в какой пробирке находится щелочь и кислота. Записывают свои наблюдения. Осуществляют самопроверку. |
2. | Выполнение теста на рабочей карточке. Слайд 11. 1.Подчеркните формулы кислот: НСl, ВаО, Н2SО4, SO3 2.Универсальная индикаторная бумага в кислой среде: синяя, красная, желтая. 3.Подчеркните бескислородные кислоты: Н2SО3,НCl, НNO3, Н2S. 4.Подчеркните двухосновные кислоты: НСL, Н2SO4, Н2SO3, H3PO4. 5.Выделите кислотный остаток и определите его валентность: НNO3, Н2SO4, H3PO4, HCl. 6. Какой кислоте соответствует оксид N2O3 | Работают в группах. Закрепление проходит в игровой форме. В течение одной минуты учащиеся сдают свой вариант ответа учителю. |
Аналитический этап | ||
1. | Рефлексия Сегодня на уроке: Я научился… Мне показалось важным… Мне понравилось... | . |
2. | Домашнее задание: § 20. Упр 1,3,5. Составить сказку по теме «Кислота» | Записывают домашнее задание |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по химии в 9 классе "Самая распространённая кислота в природе"
Разработка урока по химии, 9 класс. Комбинированный урок. Рассмотрены свойства угольной кислоты, как самой распространённой кислоты в природе., её способы получения, применение,природные соедине...
Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» на основе модулей ЭОР
Модель урока – изучения нового материала по теме «Химические свойства кислот» (8 класс) на основе модулей ЭОР. Цель урока – Изучить химические свойства, характерные для класса кислоты....
Разработка урока по химии в 8 классе "В мире кислот"
Урок изучения нового материала с элементами исследования с целью актуализации знаний учащихся о строении, физических и химических свойствах, применении кислот, рассмотрения химических свойств ки...
Урок по химии в 8 классе на тему: «Кислоты»
В настоящее время основной задачей работы учителя является развитие личностных качеств учащегося, раскрытие его способностей в обучении, воспитание навыков самостоятельного познания, а также угл...
урок по химии в 8 классе по теме "Кислоты"
План-конспект урока по химии в 8 классе с использованием ИКТ....
Методическая разработка урока по химии в 9 классе "Соли азотной кислоты". УМК Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс. М.: Просвещение, 2019
Структура урока включает в себя следующие этапы: Организационный этап, приветствие и проверка готовности к уроку, психологического настроя учащихся.Проверка домашнего задания. Выполн...