Урок по химии в 9 классе "Самая распространённая кислота в природе"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
Разработка урока по химии, 9 класс. Комбинированный урок. Рассмотрены свойства угольной кислоты, как самой распространённой кислоты в природе., её способы получения, применение,природные соединения солей, качественные реакции. С целью закрепления практических навыков, учащиеся проводят лабораторные опыты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок в 9 классе " Самая распространённая кислота в природе" | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
9 классс, урок по химии Учитель Власова Е.В.
Тема урока « Угольная кислота и её соли».
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с особенностями угольной кислоты;
2) С основными её природными соединениями;
3) Повторить понятия: кислые и средние соли на примере карбонатов и гидрокарбонатов и их техническими названиями;
4) Изучить химические свойства солей угольной кислоты и основными областями их применения;
5) Закрепить практические навыки при выполнении лабораторных опытов.
Оборудование:
1)Реактивы к Л/О (на столах уч-ся)
2)Плакат «Применение карбонатов»
3) Видео « Сталактиты и сталагмиты»
4) Табл. «Растворимость солей»
5) Коллекция « Минералы»
6) Тесты (на столах уч-ся)
7) Инструкция по ОТ №2 « Правила безопасности при выполнении лабораторных работ»
Знать:
1) Химические свойства кислых и средних солей угольной кислоты.
2) Качественную реакцию на карбонат-ион
3) Природные соединения угольной кислоты
4) Технические названия солей угольной кислоты и их практическое применение.
Уметь:
-- давать характеристику угольной кислоте
-- записывать формулы кислых и средних солей и их называть
-- записывать уравнения реакций, подтверждающие основные химические свойства солей в молекулярном и ионном виде
-- практически определять наличие анионов СО3 2-и НСО3 - в растворе
-- объяснять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов в природе
Ход урока:
Учитель:
В романе Г.Г.Хаггарда «Клеопатра» читаем: «… она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и опустила жемчужину в …?. Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».
Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой в природе кислоты: угольной.
Тема нашего урока: «Угольная кислота и её соли».
Учитель: А как вы думаете, почему это самая распространенная кислота в природе?
Ученики. Так как образуется в результате взаимодействия СО2 с водой (Н2О занимает ¾ поверхности Земли, а СО2 –обязательный компонент атмосферы).
Учитель: Вспомним, как получают СО2: а) в промышленности
б) в лаборатории (упр. №3 Д/З), Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс,
Ученик: Записывает на доске уравнения реакций:
а) СаСО3 = СаО + СО2
б) 2NaHCO3 = Na2CO3 + H2O + CO2.
Учитель: Упр.№4 проверяем вместе.
Физико-химическая характеристика реакции взаимодействия СО2 с водой: см. запись на доске:
СО2 (г) + Н2О (ж) ↔ Н2СО3 (ж) + Q
Ученик:
-соединения - обратимая
-не ОВР - гетерогенная
- некаталитическая - ЭКЗОТЕРМИЧЕСКАЯ
Учитель: А теперь выполняем упр. №5 стр.123 из рабочей тетради. Дайте характеристику угольной кислоте
Ученик: -- кислородосодержащая
-- двухосновная
--слабая
--нестабильная
Учитель: т.к. кислота нестабильная в ионных уравнениях записываем:
Н2СО3 ↔ Н2О + СО2 Запомни!
Т.к. кислота двухосновная, какие типы солей может образовывать?
Ученик: Кислые и средние
Учитель: - Как их называют?
-Какие ионы входят в их состав?
Ученик. Карбонаты и гидрокарбонаты. Ион СО32- и НСО3-
Учитель: Заполняем вместе схему в Раб. тетради формулами солей.
2 ученика у доски: Соли угольной кислоты + растворимость
карбонаты гидрокарбонаты
1.Na + | 1. Na + |
кальцинированная сода | питьевая сода |
2. K+ | 2. K+ |
поташ |
3 . NH4+ | 3 . NH4 + |
4. Ca2+ | 4 .Ca2+ |
мел |
5. Mg2+ | 5. Mg 2+ |
доломит |
Учитель: Проверяем. Есть ли ошибки? Технические названия солей:
сода кальцинированная и питьевая, поташ, доломит.
Федоровский в своей поэме « О Минералах » писал:
«По формуле как ни смотри они не отличаются никак,
Всё те же кальций це о три
Как мрамор, мел и известняк».
Демонстрация: Коллекция минералов.
Учитель: А ещё такую же формулу имеет и жемчуг, ракушечник, скорлупа яиц.
НРК. У нас на Кольском п/ве в Ковдорском массиве широко распространены карбонатные породы. Поступающие на поверхность воды растворяют и выносят их из горной породы. В виде каких химических соединений? И на этот вопрос мы сможем ответить, изучив химические свойства солей угольной кислоты.
Этап: Закрепление
А сейчас посмотрите на свои записи и ответьте на вопросы.
- Почему Н2СО3 образует 2 ряда солей?
- Как называются эти соли?
-Назовите формулу мела
-Мрамора
- Жемчуга?
-Питьевой соды?
Учитель: Чтобы ответить ещё на один вопрос:
«В чём же растворила жемчужину Клеопатра?», мы должны изучить химические свойства солей Н2СО3, выполнив лабораторные опыты согласно инструкции (на столах учащихся).
Соблюдайте правила по ТБ. Обращайтесь за помощью к консультантам.
3 ученика записывают ур-я р-ций на доске
Во время записи спросить на местах – результаты Л.О.
Ученики:
1 ряд. При добавлении НСL к кристаллической соли СаСО3 и раствору питьевой соды NаHСО3 происходит бурное «вскипание» в обеих пробирках за счёт выделения СО2. В 1-ой пробирке соль СаСО3 растворилась. Поэтому эти реакции можно считать качественными.
2 ряд. При добавлении к Nа2СО3 (р-р) ВаС12 и КС1, только в первой пробирке образовался осадок за счёт того, что получилась нерастворимая соль BаСО3
3ряд. При пропускании СО2 через известковую воду, она сначала помутнела за счёт образования нерастворимой соли СаСО3, а при дальнейшем пропускании СО2 муть исчезла, т.к. соль растворилась и получился растворимый гидрокарбонат кальция.
Учитель: А теперь проверьте ваши записи и уравнения реакций, записанные на доске.
Ученики проверяют и делают выводы:
1) Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты - взаимодействие их с кислотами. Признак реакции - «вскипание» за счёт выделения С О2.
2) Реагируют с солями, если образуется осадок.
3) Взаимопревращаются
Учитель: А вот как выглядят эти взаимопревращения в природе!
Видеофрагмент: Сталактиты и сталагмиты». После просмотра ответьте на вопрос: в виде каких соединений природные воды выносят на поверхность карбонатные породы и что с ними в дальнейшем происходит?
Ученики. В виде растворимых гидрокарбонатов кальция и магния. Эти соли под действием тепла разлагаются на карбонаты.
Учитель:
При значительном нагревании могут разлагаться и карбонаты.
Так вот это ещё одно свойство солей: разлагаются при нагревании. Исключение составляют карбонаты металлов I А группы.
А теперь сделаем общий вывод по химическим свойствам солей угольной кислоты.
Схема на доске:
1.Разлагаются при нагревании
2. Взаимодействуют с кислотами - это качественная реакция на ионы СО32- и НСО3-. Признак - «вскипание» за счёт выделения СО2.
3. Соль СО32- (р) + Соль(р) = Соль↓ + соль
4. Взаимопревращаются.
Учитель: Я думаю, сейчас вы сможете ответить на вопрос, прозвучавший в начале урока:
«В чём же растворила жемчужину Клеопатра?»
Ученики. - В кислоте
Учитель: - В какой? Соляной, серной? В пищевой, ведь она потом выпила полученный раствор.
Ученики. - В уксусной.
Учитель: - Правильно. Она продемонстрировала качественную реакцию на карбонаты.
Учитель: Большинство солей угольной кислоты имеют практическое применение. Слушаем сообщение учащегося: « Применение солей угольной кислоты»
Учитель: - Посмотрите внимательно на свои записи. Проверить и оценить свои знания, полученные на уроке, вы сможете, выполнив тестовую работу. Текст у каждого на парте.
На тест отводится 5 минут. Предлагается 1 вариант теста. После чего учащиеся, сидящие за одной партой, меняются тестами и проверяют друг друга. Ответы учитель может выписать на доске или проговорить устно.
Тест по теме: « Угольная кислота и её соли»
1. Какая характеристика относится к угольной кислоте:
а) нестабильная
б) одноосновная
в) сильная
2. Формула питьевой соды:
а) Са(НСО3)2
б) NаНСО3
в) Nа2СО3
3. Условие, необходимое для разложения карбонатов:
а) давление
б) температура
в) свет
4. Вещество, с помощью которого распознают карбонаты:
а) Н Сl
б) Са(ОН)2
в) ВаСl2
5. Где применяется питьевая сода?
а) в кондитерском деле
б) в строительстве
в) в производстве стекла
Ответы: 1-а; 2- б; 3-б; 4-а; 5-а. Оценки: «5»- 1 ош.; «4»- 2 ош.; «3»-3 ош.
Д/З :§30, упр. 10, рабочая тетрадь,125.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.
Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота....
Урок по химии в 8 классе" Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Конспект представлен в виде технологической карты. На данном уроке используются разнообразные формы и методы работы, что позволяет достигать хороших...
Урок по химии в 11 классе "Кислоты неорганические и органические"
Данный урок проводится в 11 классе с целью систематизации и обобщения знаний о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в повседневной жизни че...
Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Кислоты"
Технологическая карта - это непременное условие ФГОС второго поколения. Составлена к уроку химии в 8 классе "Кислоты№ по УМК О.С.Габриеляна....
Конспект урока по химии на тему: "Серная кислота".
Конспект урока по химии для 9 класса по теме "Серная кислота". Конспект урока направлен на изучение строения молекулы серной кислоты, её физических и химических свойств, получения и примен...
Презентация к уроку по химии для 8 класса "Кислоты"
Данная презентация может быть использована для изучения кислот в курсе химии 8 класса....
Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.
Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...