Урок по химии в 9 классе "Самая распространённая кислота в природе"
методическая разработка по химии (9 класс) на тему

Власова Елена Валерьевна

Разработка урока  по химии, 9 класс. Комбинированный урок. Рассмотрены свойства угольной кислоты, как самой распространённой кислоты в природе., её способы получения, применение,природные соединения солей, качественные реакции. С целью закрепления практических навыков, учащиеся проводят лабораторные опыты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       

9 классс, урок по химии Учитель Власова Е.В.

                                Тема урока «  Угольная кислота и её соли».

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с особенностями угольной кислоты;

2) С основными её   природными соединениями;

3) Повторить понятия: кислые и средние соли на примере карбонатов и гидрокарбонатов и их техническими названиями;

4) Изучить химические свойства солей угольной кислоты и основными областями их применения;

5) Закрепить практические навыки при выполнении лабораторных опытов.

Оборудование:

1)Реактивы к Л/О (на столах уч-ся)

2)Плакат «Применение карбонатов»

3) Видео « Сталактиты и сталагмиты»

4) Табл. «Растворимость солей»

5) Коллекция « Минералы»

6) Тесты (на столах уч-ся)

7) Инструкция по ОТ №2 « Правила безопасности при выполнении лабораторных работ»

Знать:

 1) Химические свойства кислых и средних солей угольной кислоты.

2) Качественную реакцию на карбонат-ион

3) Природные соединения угольной кислоты

4) Технические названия солей угольной кислоты  и их практическое применение.

Уметь:

-- давать характеристику угольной кислоте

-- записывать формулы кислых и средних солей и их называть

-- записывать  уравнения реакций, подтверждающие основные химические свойства солей в молекулярном и ионном виде

-- практически определять наличие анионов СО3 2-и НСО3 - в растворе

-- объяснять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов в природе

                                                    Ход урока:

Учитель:            

     В  романе  Г.Г.Хаггарда  «Клеопатра»  читаем:  «… она вынула из уха одну из 3-х огромных    жемчужин и опустила жемчужину в …?.  Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется, Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли».

   Объяснить растворение жемчужины мы сможем в ходе урока, изучив свойства солей самой распространённой  в природе кислоты:      угольной.

   Тема нашего урока:  «Угольная кислота и её соли».

Учитель:       А как вы думаете, почему это самая распространенная кислота в природе?

Ученики.    Так как образуется в результате  взаимодействия СО2  с водой (Н2О занимает ¾ поверхности Земли, а СО2 –обязательный компонент атмосферы).

Учитель:       Вспомним, как получают СО2:  а) в промышленности

б) в лаборатории (упр. №3 Д/З), Рабочая тетрадь к учебнику  О.С. Габриеляна «Химия» 9 класс,

Ученик:   Записывает на доске уравнения  реакций:  

       а)       СаСО3  =   СаО + СО2

       б)     2NaHCO3  =   Na2CO3  +  H2O + CO2.

Учитель:  Упр.№4 проверяем вместе.

 Физико-химическая характеристика  реакции взаимодействия СО2  с водой:   см. запись на доске:  

 

 СО2 (г) + Н2О (ж) ↔ Н2СО3 (ж)  + Q

Ученик:

-соединения                        - обратимая

 -не ОВР                                - гетерогенная

- некаталитическая             - ЭКЗОТЕРМИЧЕСКАЯ

  Учитель:       А теперь выполняем упр. №5 стр.123 из    рабочей тетради. Дайте характеристику  угольной кислоте

  Ученик:                 -- кислородосодержащая

                                 -- двухосновная

                                  --слабая

                                  --нестабильная

Учитель:    т.к. кислота нестабильная в ионных уравнениях записываем:  

           Н2СО3       ↔        Н2О +    СО2      Запомни!

     

Т.к.  кислота двухосновная, какие типы солей может образовывать?

Ученик:     Кислые и средние

Учитель:   - Как  их называют?  

-Какие ионы  входят в  их состав?      

 

Ученик.    Карбонаты и гидрокарбонаты.    Ион    СО32-    и     НСО3-

Учитель: Заполняем   вместе схему в Раб. тетради формулами солей.

2 ученика у доски:   Соли угольной кислоты     + растворимость

                          карбонаты        гидрокарбонаты

           1.Na +

1. Na +             

           кальцинированная сода

питьевая сода

            2. K+

2. K+

             поташ

            3 . NH4+

3 . NH4  + 

            4. Ca2+

4 .Ca2+

              мел

            5. Mg2+

5. Mg 2+ 

             доломит

Учитель:       Проверяем.   Есть ли ошибки?        Технические названия солей:

сода кальцинированная и питьевая, поташ, доломит.

Федоровский в своей поэме    « О Минералах »  писал:  

«По формуле как ни смотри они не отличаются никак,

Всё те же кальций це о три

Как мрамор, мел и известняк».

 Демонстрация:     Коллекция минералов.

 

Учитель: А ещё такую же формулу имеет  и   жемчуг,   ракушечник,  скорлупа  яиц.

НРК.   У нас на Кольском   п/ве в Ковдорском массиве широко распространены карбонатные породы.  Поступающие на поверхность воды растворяют и  выносят   их из горной породы.   В виде  каких химических соединений?     И на этот вопрос мы сможем ответить, изучив химические свойства солей  угольной кислоты.

Этап:  Закрепление

      А сейчас посмотрите на свои записи и ответьте на вопросы.

- Почему    Н2СО3    образует   2   ряда   солей?

- Как называются эти соли?

-Назовите формулу   мела  

-Мрамора

- Жемчуга?

-Питьевой соды?

Учитель:  Чтобы ответить  ещё на один вопрос:

   «В чём же растворила жемчужину Клеопатра?»,  мы должны изучить химические  свойства солей Н2СО3, выполнив лабораторные опыты  согласно инструкции (на столах учащихся).

    Соблюдайте правила по ТБ. Обращайтесь за помощью к консультантам.

 

     3 ученика записывают  ур-я  р-ций на доске

Во время записи спросить на местах – результаты  Л.О.

Ученики:

1 ряд.   При добавлении НСL  к   кристаллической соли СаСО3 и раствору  питьевой соды NаHСО3 происходит бурное «вскипание»   в обеих  пробирках за счёт выделения СО2.  В 1-ой пробирке соль СаСО3   растворилась.  Поэтому эти реакции можно считать качественными.

2 ряд.  При добавлении к  Nа2СО3 (р-р)    ВаС12   и   КС1, только в первой пробирке  образовался осадок за счёт того, что получилась нерастворимая соль BаСО3

3ряд.  При пропускании СО2 через известковую воду, она сначала помутнела за счёт образования  нерастворимой соли СаСО3, а при дальнейшем пропускании СО2  муть исчезла, т.к. соль растворилась и получился растворимый гидрокарбонат кальция.

Учитель: А теперь проверьте  ваши записи и уравнения реакций, записанные на доске.

 

Ученики проверяют  и делают выводы:

1)  Качественная реакция на карбонаты и гидрокарбонаты    - взаимодействие их с кислотами. Признак реакции  - «вскипание» за счёт выделения  С О2.

2)     Реагируют с солями, если образуется осадок.

3)     Взаимопревращаются

 Учитель:   А вот как выглядят эти взаимопревращения в природе!  

   Видеофрагмент: Сталактиты и сталагмиты». После просмотра  ответьте на вопрос:  в виде каких соединений  природные воды выносят на поверхность  карбонатные породы и что с ними в дальнейшем происходит?

Ученики.   В виде растворимых гидрокарбонатов кальция и магния. Эти соли под действием тепла разлагаются на карбонаты.

Учитель:  

При значительном нагревании  могут разлагаться и карбонаты.

Так вот это ещё одно свойство солей: разлагаются при нагревании. Исключение составляют карбонаты металлов I А группы.

А теперь сделаем общий вывод по химическим свойствам  солей угольной кислоты.

Схема на доске:

                 1.Разлагаются при нагревании

                2.  Взаимодействуют с кислотами - это качественная реакция на  ионы СО32-  и НСО3-. Признак  -   «вскипание» за счёт выделения  СО2.

                3.  Соль СО32- (р)   +  Соль(р)  =   Соль↓ +  соль

                4. Взаимопревращаются.

Учитель: Я думаю, сейчас вы сможете ответить на вопрос, прозвучавший в начале урока:

                                  «В чём же растворила жемчужину Клеопатра?»

Ученики.        -   В кислоте

 Учитель:       -   В какой?  Соляной, серной?   В пищевой, ведь она потом выпила полученный раствор.

 Ученики.  -       В уксусной.  

 

 Учитель:       - Правильно.   Она продемонстрировала качественную реакцию на карбонаты.

Учитель:        Большинство солей угольной  кислоты имеют практическое применение. Слушаем сообщение учащегося:  « Применение солей угольной кислоты»

Учитель:       -  Посмотрите внимательно на свои записи.    Проверить и оценить  свои знания, полученные на уроке, вы сможете,  выполнив тестовую работу.   Текст у каждого на парте.

На тест отводится 5 минут. Предлагается 1 вариант теста. После чего учащиеся, сидящие за одной партой, меняются тестами и проверяют друг друга. Ответы учитель может выписать на доске или проговорить устно.

                           

                    Тест по теме: « Угольная кислота и её соли»

1.    Какая характеристика относится к угольной кислоте:

     

      а)       нестабильная

      б)      одноосновная

      в)       сильная

2.   Формула питьевой соды:

       

       а)   Са(НСО3)2

       б)   NаНСО3

       в)    Nа2СО3

3.    Условие, необходимое для разложения карбонатов:

       

        а)     давление

        б)     температура

        в)     свет

4.   Вещество, с помощью которого  распознают карбонаты:

         

        а)      Н Сl

        б)      Са(ОН)2

        в)      ВаСl2

5. Где применяется питьевая сода?                                      

         а)     в кондитерском деле                

         б)     в строительстве

         в)     в производстве стекла

Ответы:  1-а;  2- б;  3-б;   4-а;   5-а.  Оценки:  «5»-  1 ош.; «4»-  2 ош.; «3»-3 ош.

 

Д/З :§30, упр. 10, рабочая тетрадь,125.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота....

Урок по химии в 8 классе" Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Конспект представлен в виде технологической карты. На данном уроке используются разнообразные формы и методы работы, что позволяет достигать хороших...

Урок по химии в 11 классе "Кислоты неорганические и органические"

Данный урок проводится в 11 классе с целью систематизации и обобщения  знаний о номенклатуре, классификации и свойствах неорганических и органических кислот, их роли в  повседневной жизни че...

Технологическая карта урока по химии в 8 классе "Кислоты"

Технологическая карта - это непременное условие ФГОС второго поколения. Составлена к уроку химии в 8 классе "Кислоты№ по УМК О.С.Габриеляна....

Конспект урока по химии на тему: "Серная кислота".

Конспект урока по химии для 9 класса  по теме "Серная кислота".  Конспект урока направлен на изучение строения молекулы серной кислоты, её физических и химических свойств, получения и примен...

Презентация к уроку по химии для 8 класса "Кислоты"

Данная презентация может быть использована для изучения кислот в курсе химии 8 класса....

Конспект урока по химии 9 класс Тема: Кислоты: понятие, классификация, названия.

Цель урока: познакомить учащихся с одним из классов неорганических веществ – кислотами, изучить их классификацию и номенклатуру. Задачи: 1. сформировать у учащихся понятия о кислотах, индик...