конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему

Козловская Наталья Андреевна

Работа содержит конспект урока по химии на тему "Электролитическая диссоциация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_40.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 40             Теория электролитической диссоциации 

Цели урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электролитическая диссоциация»; продолжить работу по развитию умений записывать полные и сокращенные химические уравнения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

- Самостоятельная работа по темам 2.1 и 2.2

- фронтальный опрос по теме «» Закономерности протекания химических реакций

III. Изучение нового материала

Лекция по плану:

- Молекулы воды как электрический диполь

- Механизм растворения в воде веществ с ионной и полярной связью

- Тепловые явления при растворении

- Электролитическая диссоциация, как обратимый процесс. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

   В 1887г. Шведский учёный Сванте Август Аррениус для объяснения особенностей водных растворов веществ предложил теорию электролитической диссоциации. В дальнейшем эта теория была развита многими учёными, в том числе И.А. Каблуковым и В.А. Кистяковским.

    Растворы всех веществ можно разделить на две группы: электролиты - проводят электрический ток, неэлектролиты - проводниками не являются. Это деление является условным, потому что все растворы веществ проводят электрический ток, все они в той или иной мере растворяются в воде и распадаются на катионы (положительно заряженные ионы) и анионы (отрицательно заряженные ионы).
  К
 неэлектролитам относится большая часть органических соединений, например диэтиловый эфир, бензол, глюкоза, сахароза, сухие соли, основания и безводные кислоты.

   К электролитам относится растворы соляной кислоты, хлорида натрия, гидроксид натрия. Раствор серной кислоты  - хороший проводник, а вот безводная серная кислота электрический ток не проводит.

Современное содержание ТЭД можно свести к четырем основным положениям.

I-е положение: Все вещества по их способности проводить электрический ток в

растворах делятся на электролиты и неэлектролиты.

Вещества в растворах

              Электролиты                                                    Неэлектролиты

 (водные растворы проводят эл.ток)                       (водные растворы не проводят эл. ток)

        

Вещества с ионной и                                     Вещества с ковалентной неполярной   ковалентной полярной связью                                             и слабополярной связью

                                              

Все растворимые кислоты,                                            Все простые вещества, все оксиды и                  

основания (щёлочи) и соли                                                н/р кислоты, основания и соли.

 

  Задания к I-му положению ТЭД

  1. Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
  1. Назовите по два вещества, которые являются электролитами и неэлектролитами.
  1. Укажите вид связи и принадлежность данных веществ к электролитам и неэлектролитам:   KCl, O2 , HNO3 ,CuO.
  1. Назовите из перечня веществ электролиты (не забудьте воспользоваться таблицей растворимости): BaCl2 , CaO, H2SO4 , NaOH, Cl2 , Zn(OH)2

II-е положение ТЭД: В растворах электролиты диссоциируют( распадаются ) на положительные и отрицательные ионы.

Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией (ЭД). Причиной диссоциации электролита является его взаимодействие с молекулами воды (гидратация).

Типы ионов

  1. По заряду: катионы (положительные) и анионы (отрицательные);
  1. По отношению к воде: Гидратированные и негидратированные ( в безводных средах)
  1. По составу: простые и сложные.

Схема электролитической диссоциации.

 

    Молекулы воды являются дипольными, т.е. один конец молекулы заряжен отрицательно, другой - положительно. Молекула отрицательным полюсом подходит к иону натрия, положительным - к иону хлора; окружают ионы со всех сторон и вырывают из кристалла, причём, только с его поверхности.

 Упрощённо процесс диссоциации изображают с помощью уравнений диссоциации:              

                                   NaCl = Na+   +  Cl-
                                  HCl  =  H
+   +  Cl-

   Электролитическую диссоциацию вызывает не только вода, но и неводные полярные растворители, такие как жидкий аммиак и жидкий диоксид серы.    

   Однако именно для воды характерно свойство ослаблять электростатическое притяжение между ионами в решётке выражено особенно ярко.

Механизм электролитической диссоциации

   1. Последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей):

1) ориентация молекул — диполей воды около ионов кристалла;
2) гидратация (взаимодействие с молекулами воды) ионов поверхностного слоя кристалла;
3) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы.

2. Последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ ковалентной полярной связи:

1) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита;
2) гидратация молекул электролита;
3) ионизация (превращение ковалентной полярной связи в ионную) молекул электролита
4) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы
                                               

                                                  Механизм ЭД:

Вещества с ионной связью:                                  Вещества с  ковалентной связью:

Ориентация   диполей воды                               Ориентация диполей воды

       гидратация                                                              гидратация

       диссоциация.                                                              ионизация

                                                                                            диссоциация.

III-е положение ТЭД: Беспорядочное (хаотичное) движение ионов в растворе под действием электрического поля становится направленным: положительно заряженные ионы (катионы) движутся к электроду с отрицательным зарядом (катоду), а анионы – к аноду.  

IV-е положение ТЭД:  Процесс диссоциации электролитов в водной среде (расплавах) является обратимым:

Задания ко II-му положению ТЭД:

  1. Сформулируйте второе положение ТЭД.
  1. Что такое электролитическая диссоциация?
  1. Что является причиной ЭД?
  1. Каков механизм ЭД: а)веществ с ионной связью, б) веществ с ковалентной связью?
  1. Назовите катионы и анионы в соединениях, формулы которых:CuCl2, AgNO3, Ca(OH)2, H3PO4 .  

 Для количественной оценки способности электролита распадаться на ионы введено понятие степени электролитической диссоциации.

Степень электролитической диссоциации (α) определяется отношением количества молекул, распавшихся на ионы к общему числу молекул.

 

Степень диссоциации выражают в долях единицы или в процентах.

Физический смысл этой величины заключается в том, что она показывает долю электролита, распавшегося на ионы.

Степень диссоциации является безразмерной величиной и может принимать значения от нуля до единицы (или от 0 до 100%).

В зависимости от значения степени диссоциации все электролиты делят на сильные и слабые.

Сильные электролиты – это соединения, которые в водных растворах практически полностью диссоциируют на ионы.

У таких электролитов степень диссоциации стремится к единице (это растворимые основания, соли, сильные кислоты).(кислоты - НN03, НСl, НВг, НI, НСIО4, НМnО4, Н2S04, щелочи - LiОН, NаОН, КОН, СsОН, Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2).

Слабые электролиты в незначительной степени распадаются на ионы, их степень диссоциации стремится к нулю. К слабым электролитам относятся слабые кислоты.

Сильные электролиты диссоциируют необратимо: HNO3 = H+ + NO3-.

Слабые электролиты диссоциируют обратимо: HNO2 ↔ H+ + NO2-.

Степень электролитической диссоциации зависит от:

- от вида вещества (слабые или сильные электролиты)

- от температуры (увеличение температуры способствует диссоциации)

- от концентрации электролита в растворе (разбавление раствора всегда  

   усиливает диссоциацию вещества).

IV. Закрепление.

- какие вещества проводят электрический ток, какие нет.

- определение электролитической диссоциации.

- механизм электролитической диссоциации

- основные положения ТЭД.

- степень электролитической диссоциации.

V. Домашнее задание.

Конспект, Шамшин стр.68-70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по химии "Электролитическая диссоциация"

Шульга Александр АлександровичМесто работы: МАОУ средняя общеобразовательная школа №5 г. КурганинскаДолжность: учитель химии и биологииПредмет: химияКласс: 8Тема и номер урока в теме: урок №6 в теме...

Конспект урока с презентацией в 8 классе по теме "Электролитическая диссоциация".

Данный урок призван сформировать у учащихся первоначальные  понятия "электролиты и неэлектролиты", электролитическая диссоциация веществ с различным типом связи", "гидратация". Урок построен в со...

Конспект урока по теме: "Основания в свете теории электролитической диссоциации"

Урок по химии в 8 классе построен с использованием обучающих структур сингапурской методики....

Конспект урока по химии 8 класса "Электролитическая диссоциация"

Основные понятия урока: ЭД, электролиты, не электролиты, катионы, анионы....

Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"

Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать ...

Конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"

На уроке планируется организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты. От...