конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (11 класс) на тему
Работа содержит конспект урока по химии на тему "Электролитическая диссоциация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_40.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 40 Теория электролитической диссоциации
Цели урока: обобщить и углубить знания учащихся по теме «Электролитическая диссоциация»; продолжить работу по развитию умений записывать полные и сокращенные химические уравнения.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
- Самостоятельная работа по темам 2.1 и 2.2
- фронтальный опрос по теме «» Закономерности протекания химических реакций
III. Изучение нового материала
Лекция по плану:
- Молекулы воды как электрический диполь
- Механизм растворения в воде веществ с ионной и полярной связью
- Тепловые явления при растворении
- Электролитическая диссоциация, как обратимый процесс. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
В 1887г. Шведский учёный Сванте Август Аррениус для объяснения особенностей водных растворов веществ предложил теорию электролитической диссоциации. В дальнейшем эта теория была развита многими учёными, в том числе И.А. Каблуковым и В.А. Кистяковским.
Растворы всех веществ можно разделить на две группы: электролиты - проводят электрический ток, неэлектролиты - проводниками не являются. Это деление является условным, потому что все растворы веществ проводят электрический ток, все они в той или иной мере растворяются в воде и распадаются на катионы (положительно заряженные ионы) и анионы (отрицательно заряженные ионы).
К неэлектролитам относится большая часть органических соединений, например диэтиловый эфир, бензол, глюкоза, сахароза, сухие соли, основания и безводные кислоты.
К электролитам относится растворы соляной кислоты, хлорида натрия, гидроксид натрия. Раствор серной кислоты - хороший проводник, а вот безводная серная кислота электрический ток не проводит.
Современное содержание ТЭД можно свести к четырем основным положениям.
I-е положение: Все вещества по их способности проводить электрический ток в
растворах делятся на электролиты и неэлектролиты.
Вещества в растворах
Электролиты Неэлектролиты
(водные растворы проводят эл.ток) (водные растворы не проводят эл. ток)
Вещества с ионной и Вещества с ковалентной неполярной ковалентной полярной связью и слабополярной связью
Все растворимые кислоты, Все простые вещества, все оксиды и
основания (щёлочи) и соли н/р кислоты, основания и соли.
Задания к I-му положению ТЭД
- Какие вещества называются электролитами и неэлектролитами?
- Назовите по два вещества, которые являются электролитами и неэлектролитами.
- Укажите вид связи и принадлежность данных веществ к электролитам и неэлектролитам: KCl, O2 , HNO3 ,CuO.
- Назовите из перечня веществ электролиты (не забудьте воспользоваться таблицей растворимости): BaCl2 , CaO, H2SO4 , NaOH, Cl2 , Zn(OH)2
II-е положение ТЭД: В растворах электролиты диссоциируют( распадаются ) на положительные и отрицательные ионы.
Процесс распада электролита на ионы называется электролитической диссоциацией (ЭД). Причиной диссоциации электролита является его взаимодействие с молекулами воды (гидратация).
Типы ионов
- По заряду: катионы (положительные) и анионы (отрицательные);
- По отношению к воде: Гидратированные и негидратированные ( в безводных средах)
- По составу: простые и сложные.
Схема электролитической диссоциации.
Молекулы воды являются дипольными, т.е. один конец молекулы заряжен отрицательно, другой - положительно. Молекула отрицательным полюсом подходит к иону натрия, положительным - к иону хлора; окружают ионы со всех сторон и вырывают из кристалла, причём, только с его поверхности.
Упрощённо процесс диссоциации изображают с помощью уравнений диссоциации:
NaCl = Na+ + Cl-
HCl = H+ + Cl-
Электролитическую диссоциацию вызывает не только вода, но и неводные полярные растворители, такие как жидкий аммиак и жидкий диоксид серы.
Однако именно для воды характерно свойство ослаблять электростатическое притяжение между ионами в решётке выражено особенно ярко.
Механизм электролитической диссоциации
1. Последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ с ионной связью (солей и щелочей):
1) ориентация молекул — диполей воды около ионов кристалла;
2) гидратация (взаимодействие с молекулами воды) ионов поверхностного слоя кристалла;
3) диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы.
2. Последовательность процессов, происходящих при диссоциации веществ ковалентной полярной связи:
1) ориентация молекул воды вокруг полюсов молекулы электролита;
2) гидратация молекул электролита;
3) ионизация (превращение ковалентной полярной связи в ионную) молекул электролита
4) диссоциация (распад) молекул электролита на гидратированные ионы
Механизм ЭД:
Вещества с ионной связью: Вещества с ковалентной связью:
Ориентация диполей воды → Ориентация диполей воды →
гидратация → гидратация→
диссоциация. ионизация→
диссоциация.
III-е положение ТЭД: Беспорядочное (хаотичное) движение ионов в растворе под действием электрического поля становится направленным: положительно заряженные ионы (катионы) движутся к электроду с отрицательным зарядом (катоду), а анионы – к аноду.
IV-е положение ТЭД: Процесс диссоциации электролитов в водной среде (расплавах) является обратимым:
Задания ко II-му положению ТЭД:
- Сформулируйте второе положение ТЭД.
- Что такое электролитическая диссоциация?
- Что является причиной ЭД?
- Каков механизм ЭД: а)веществ с ионной связью, б) веществ с ковалентной связью?
- Назовите катионы и анионы в соединениях, формулы которых:CuCl2, AgNO3, Ca(OH)2, H3PO4 .
Для количественной оценки способности электролита распадаться на ионы введено понятие степени электролитической диссоциации.
Степень электролитической диссоциации (α) определяется отношением количества молекул, распавшихся на ионы к общему числу молекул.
Степень диссоциации выражают в долях единицы или в процентах.
Физический смысл этой величины заключается в том, что она показывает долю электролита, распавшегося на ионы.
Степень диссоциации является безразмерной величиной и может принимать значения от нуля до единицы (или от 0 до 100%).
В зависимости от значения степени диссоциации все электролиты делят на сильные и слабые.
Сильные электролиты – это соединения, которые в водных растворах практически полностью диссоциируют на ионы.
У таких электролитов степень диссоциации стремится к единице (это растворимые основания, соли, сильные кислоты).(кислоты - НN03, НСl, НВг, НI, НСIО4, НМnО4, Н2S04, щелочи - LiОН, NаОН, КОН, СsОН, Са(ОН)2, Sr(ОН)2, Ва(ОН)2).
Слабые электролиты в незначительной степени распадаются на ионы, их степень диссоциации стремится к нулю. К слабым электролитам относятся слабые кислоты.
Сильные электролиты диссоциируют необратимо: HNO3 = H+ + NO3-.
Слабые электролиты диссоциируют обратимо: HNO2 ↔ H+ + NO2-.
Степень электролитической диссоциации зависит от:
- от вида вещества (слабые или сильные электролиты)
- от температуры (увеличение температуры способствует диссоциации)
- от концентрации электролита в растворе (разбавление раствора всегда
усиливает диссоциацию вещества).
IV. Закрепление.
- какие вещества проводят электрический ток, какие нет.
- определение электролитической диссоциации.
- механизм электролитической диссоциации
- основные положения ТЭД.
- степень электролитической диссоциации.
V. Домашнее задание.
Конспект, Шамшин стр.68-70
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по химии "Электролитическая диссоциация"
Шульга Александр АлександровичМесто работы: МАОУ средняя общеобразовательная школа №5 г. КурганинскаДолжность: учитель химии и биологииПредмет: химияКласс: 8Тема и номер урока в теме: урок №6 в теме...
Конспект урока с презентацией в 8 классе по теме "Электролитическая диссоциация".
Данный урок призван сформировать у учащихся первоначальные понятия "электролиты и неэлектролиты", электролитическая диссоциация веществ с различным типом связи", "гидратация". Урок построен в со...
Конспект урока по теме: "Основания в свете теории электролитической диссоциации"
Урок по химии в 8 классе построен с использованием обучающих структур сингапурской методики....
Конспект урока по химии 8 класса "Электролитическая диссоциация"
Основные понятия урока: ЭД, электролиты, не электролиты, катионы, анионы....
Конспект урока химии в 9 классе по теме "Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации"
Цели урока: - образовательные: обобщить и углубить знания обучающихся о составе, классификации, химических свойствах оснований, о реакциях ионного обмена, совершенствовать умения учащихся записывать ...
Конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"
На уроке планируется организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты. От...
План-конспект урока для 9 класса по химии на тему "Теория электролитической диссоциации"
Технологическая карта, конспект урока...