Конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (9 класс)
На уроке планируется организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты. Отработать умения самостоятельно составлять уравнения элетролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; познакомить их со строением иона гидроксония. умение работать индивидуально и в парах. Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале. Продолжить воспитание желания вести здоровый образ жизни через эмоциональные разрядки, игровые моменты, смену видов деятельности,
Обучение на уроке строилось по принципам: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.
Предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут дать определение кислотам, щелочам и растворимым солям как электролитам, будут знать их основные свойств; будут владеть умениями определять кислоты, основания в растворах электролитов; - усовершенствуют умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.docx | 746.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Электролитическая диссоциация
Цели урока:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты.
- Отработать умения самостоятельно составлять уравнения элетролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; познакомить их со строением иона гидроксония. умение работать индивидуально и в парах.
- Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
- Продолжить воспитание желания вести здоровый образ жизни через эмоциональные разрядки, игровые моменты, смену видов деятельности,
Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.
Когнитивные цели урока:
предполагается, что к окончанию урока учащиеся
- смогут дать определение кислотам, щелочам и растворимым солям как электролитам, будут знать их основные свойства ;
-- будут владеть умениями определять кислоты, основания в растворах электролитов; - усовершенствуют умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.
Цели личностного развития:
создавать ситуации для
- развития познавательных умений учащихся, умений производить учебно-логические действия (проведение лабораторного опыта,, наблюдение, анализ, выделение главного, вывод);
- формирования положительного отношения к химии как важнейшему компоненту общечеловеческой культуры.
Оборудование и учебные материалы: компьютер, мультимедийная презентация, тест, «Рабочий лист», трафареты «Скала»;
На столах учащихся: 2 пробирки с водными растворами кислот (соляной и серной), 2 пробирки с водными растворами щелочей (гидроксидов натрия и калия), ф-ф, лакмус, метилоранж. 2 пробирки с водными растворами солей (хлорида натрия и сульфата калия)
Ход урока.
1.Оргмомент. Слайд 2
Китайский мудрец и философ Конфуций когда-то говорил:
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – самый благородный,
путь подражания – самый легкий,
и путь опыта – это самый горький.
Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями.
I. Повторение и закрепление ранее изученного материала.
1. Ребята, в начале нашего урока, я предлагаю вам составить химический кластер из терминов, изученных нами ранее. Они напечатаны на карточках. Вы даете определение понятию и помещаете карточку на стенд.
Электролиты Слайд 3, кислоты,
Неэлектролиты Слайд 4, основания,
катионы, соли, диссоциация,
С.Аррениус Слайд 5 , анод,
анионы, сильные электролиты,
катод, слабые электролиты,
Чем можно объединить все эти определения и понятия? Все они входят в понятие Теории электролитической диссоциации.
2. Мы продолжим повторение изученных терминов, для этого немного поиграем. Для этого нам понадобятся карточки с цифрами от 1 до 7, лежащие у вас на столе.
Я читаю вопрос, вы даете ответ карточкой с номером, под которым, по вашему мнению, содержится ответ.
На слайде 6:
- Анионы.
- Электролитическая диссоциация.
- Катионы.
- Углекислый газ.
- Электролиты.
- Щелочь.
- Неэлектролиты.
Вопросы:
- Положительно заряженные ионы – это… (3)
- Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток, называются… (7)
- Распад веществ на ионы называется… (2)
- Отрицательно заряженные ионы – это… ( 1)
- К электролитам относится … (6)
- С позиции представлений об электролитической диссоциации вещества можно разделить на две группы: …(5 и 7).
- К неэлектролитам относится … (4).
МОЛОДЦЫ!
2. Актуализация знаний
Создает условия для восприятия учебного материала через актуализацию знаний:
Фронтальный опрос.
Учитель ставит перед учащимися вопросы, ответы на которые будут использованы в процессе изучения нового материала:
1) Какие основные классы неорганических соединений Вам известны?
(оксиды, кислоты, основания, соли)
2) Распределите вещества по классам неорганических соединений:
H2SО4, CuSO4, FeCl3, KOH, Ba(OH)2, K3PO4, Al2(SO4)3, HNO3, Ca(OH)2, H3PO4, Mg(NO3)2, H2СО3, LiOH.
кислоты | основания | соли |
Провепяем:
кислоты | основания | соли |
H2SО4 HNO3 H3PO4, H2СО3. | KOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2 LiOH. | FeCl3, CuSO4, K3PO4 Al2(SO4)3, Mg(NO3)2 |
3) Какие вещества относятся к классу кислот?
4) Какие вещества относятся к классу оснований и как их классифицируют по растворимости в воде?
5)Какие вещества называются солями?
3. Целеполагание.
Я думаю, вы догадались, что и дальше наш разговор пойдет о положительно и отрицательно заряженных ионах, электролитах и неэлектролитах. В то же время, мы вспомнили с вами определения кислот, оснований и солей. Понятно, что все эти понятия должны быть объединены темой нашего урока. Поэтому, исходя из рассуждений, предположите, как должна звучать тема нашего урока. (Дети выдвигают предположения).
Учитель вместе с учениками формулирует тему урока «Диссоциация кислот, щелочей и солей» слайд 9. Запишите тему в рабочую тетрадь.
Есть выражение: «Покорять горные вершины». Мы с вами тоже сегодня будем покорять горную вершину. На какой высоте вы видите себя в начале урока? Определите свое место на «скале» (учитель раздает ученикам заранее приготовленные трафареты «скалы»).
Слайд10
В начале урока
II. Изучение нового материала
- Выпишем из таблицы формулы азотной, серной и ортофосфорной кислот.
Откройте учебник на стр 201. Прочитайте определение кислоты. Слайд 11
Давайте составим уравнения их диссоциации.
HNO3 ⇄ H+ + NO3-
Надо сказать, что если у кислоты число атомов водорода больше одного, то кислоты диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации кислоты = ее основности (т.е. числу атомов водорода).
Ступенчатая диссоциация серной кислоты:
Рассмотри процесс электролитической диссоциации серной кислоты. Серная кислота диссоциирует ступенчато, в две стадии.
I–я стадия диссоциации
На первой стадии отрывается один катион водорода и образуется гидросульфат-анион.
H2SO4 ⇄ H+ + HSO4-
гидросульфат-анион.
II - я стадия диссоциации
На второй стадии происходит дальнейшая диссоциация гидросульфат - анионов.
HSO4- ⇄ H+ + SO4 2-
Эта стадия является обратимой, то есть, образующиеся сульфат - ионы могут присоединять к себе катионы водорода и превращаться в гидросульфат - анионы. Это показано знаком обратимости.
У доски, один из учащихся записывает диссоциацию фосфорной кислоты.
H3PO4 ⇄ H+ + H2PO4─
H2PO4- ⇄ H+ + HPO4 2-
HPO4 2- ⇄ H+ + PO4 3-
А теперь сделаем вывод: что общего вы увидели при диссоциации кислот?
Можем предположить общие свойства кислот. Какие? Чем обусловлены?
Выполним лабораторный опыт: «Обнаружение катионов водорода».
Общий вывод о кислотах. Слайд 12
- Кислый вкус
- Изменение окраски индикатора
- Взаимодействие с некоторыми металлами с выделением водорода
- Основания являются также электролитами. Но не все. А только щелочи.
Прочитайте определение оснований стр 201 учебника. Слайд 13
Запишем диссоциацию оснований (из нашей таблицы - гидроксиды калия, бария).
КОН ⇄ К+ + ОН-
Надо сказать, что основания, как и кислоты диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации основания = его кислотности (т.е. числу гидроксо-групп).
Ва(ОН)2 ⇄ ВаОН+ + ОН-
ВаОН+ ⇄ Ва2+ + ОН-
Какие общие черты вы заметили?
Какой вывод сделаем, какие общие черты для оснований вы можете предположить?
Выполнение лабораторного опыта (часть 2).
Общий вывод об основаниях. Слайд 14
- Мыльность на ощупь
- Едкое действие
- Изменение окраски индикатора
- Нам осталось рассмотреть последнюю группу веществ «Соли». На стр 202 читаем определение. Слайд 15
Запишем диссоциацию следующих солей
FeCl3, CuSO4, K3PO4, Al2(SO4)3, Mg(NO3)2
В отличие от кислот и оснований соли диссоциируют сразу (т.е.в одну ступень). Учитель работает на доске, а учащиеся в тетрадях.
FeCl3 ⇄ Fe3+ + 3Cl-
Al2(SO4)3 ⇄ 2Аl3+ + 3SO42-
Mg(NO3)2 ⇄ Mg2+ + 2NO3- и т.д.
Есть ли у них общие свойства? Чем обусловлены свойства растворов солей?
Слайд 16
Очевидно, что свойства солей определяются как катионами, так и анионами
кислотного остатка.
- Ребята, но при рассмотрении неорганических веществ мы говорили о четырех классах. О каких веществах мы еще не сказали?
Правильно ОКСИДЫ.
Так вот про эти вещества мы должны запомнить следующее правило: слайд 17
Оксиды – неэлектролиты. На ионы не распадаются, и, следовательно, электрический ток не проводят.
III. Закрепление.
Учитель предлагает поиграть учащимся:
а) игра «третий лишний»
- Углекислый газ, водород, соляная кислота;
- Сахар, сульфат натрия, хлорид калия;
- Вода, серная кислота, гидроксид натрия,
- нитрат алюминия, хлорид магния, фосфорная кислота.
б) игра «крестики-нолики» (соедините прямой линией):
А) вещества, являющиеся электролитами;
Б) вещества, являющиеся неэлектролитами;
В) соли
А)
Этиловый спирт | NaOH | HCl |
H2SO4 | Mg(NO3)2 | FeO |
Са(ОН)2 | CO2 | сахар |
Б)
HNO3 | NaCl | CO2 |
сахар | SO2 | ацетон |
Na2SO4 | KOH | CaCl2 |
В)
KOH | FeO | CaCl2 |
HCl | H2SO4 | Na2SO4 |
NaCl | Са(ОН)2 | Mg(NO3)2 |
В) составьте уравнения диссоциации кислот, оснований и солей из нашей таблицы, которые мы еще не рассматривали.
- Контроль усвоения.
Проверим уровень усвоения учебного материала, для этого предлагаю выполнить тестовое задание на 2 варианта по 5 вопросов
Тестовое задание:
1 вариант
1. Ступенчатой диссоциации подвергается вещество, формула которого:
А) MgCl2, б) Ca(OH)2, в)HNO3 г)KOH
2. Соли – это
а) электролиты, диссоциирующие на катион водорода и анион кислотного остатка б) соединения серы; в) электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка, г)соленые вещества.
3.Лакмус в кислотах приобретает окраску:
а)синюю; б) красную; в) желтую.
4. Электролит, который диссоциирует с образованием катиона металла – это:
А)NaOH, б) NH3 в)HNO3 г)FeO
5. При диссоциации 1 моль вещества, формула которого K2SO4 ,образуется общее число ионов:
А) 2 б) 3 в)4 г) 5
2 вариант
1. Ступенчатой диссоциации подвергается вещество, формула которого:
А) HNO3 б) НCl в) Н2S г) KOH
2. К электролитам не относится вещество, формула которого:
А) NaOH, б) NaCl, в)HNO3 г)FeO
3. Фенолфталеин в щелочах приобретает окраску:
А) синюю, б) красную; в) малиновую.
4. Электролит, который диссоциирует с образованием катиона водорода – это:
а) гидроксид натрия; б) серная кислота; в) нитрат натрия;
5. При диссоциации 1 моль вещества, формула которого Al (NO3)3 , образуется общее число ионов:
А) 2 б) 3 в)4 г)5
- Подведение итогов. Рефлексия. (3мин.)
- Ребята, мы сегодня с вами на уроке активно поработали и выполнили намеченный план.
- С какими новыми понятиями вы познакомились?
- Какие трудности вы испытали?
- Какие понятия вы усвоили и можете объяснить другу?
Надеюсь, что в ходе работы на уроке вы не только узнали много нового, но и многому научились. Предлагаю теперь определить свое местоположение на «скале знаний».
Слайд 25
Выборочно предлагаю учащимся озвучить свое мнение.
Домашнее задание: §36 стр 201 – 203 № 4,5 стр 203 учебника.
Учитель, обращаясь к ученикам: Спасибо за Вашу поддержку и понимание! Удачи при восхождении к новым вершинам знаний!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"
В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....
План-конспект урока по химии "Электролитическая диссоциация"
Шульга Александр АлександровичМесто работы: МАОУ средняя общеобразовательная школа №5 г. КурганинскаДолжность: учитель химии и биологииПредмет: химияКласс: 8Тема и номер урока в теме: урок №6 в теме...
конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"
Работа содержит конспект урока по химии на тему "Электролитическая диссоциация"...
Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации
Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...
План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.
Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"
Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...
Разработка урокапо географии Тывы "Реки Тывы"
Комбинированный урок...