Конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Лысоконь Ирина Алексеевна

На уроке планируется организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты. Отработать умения самостоятельно составлять уравнения элетролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; познакомить  их со строением иона гидроксония. умение работать индивидуально и в парах. Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале. Продолжить воспитание желания вести здоровый образ жизни через эмоциональные разрядки, игровые моменты, смену видов деятельности,

 Обучение на уроке строилось по принципам: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.

Предполагается, что к окончанию урока учащиеся смогут дать  определение кислотам, щелочам и растворимым солям как электролитам, будут знать их основные свойств;  будут владеть умениями определять кислоты, основания в растворах электролитов;  - усовершенствуют умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektroliticheskaya_dissotsiatsiya.docx746.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Электролитическая диссоциация

Цели урока:

  1. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: кислоты – электролиты, щелочи -электролиты, соли-электролиты.
  2. Отработать умения самостоятельно составлять уравнения элетролитической диссоциации кислот, щелочей и солей; познакомить  их со строением иона гидроксония. умение работать индивидуально и в парах.
  3. Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале.
  4. Продолжить воспитание желания вести здоровый образ жизни через эмоциональные разрядки, игровые моменты, смену видов деятельности,

 Принципы обучения: систематичность и последовательность формирования знаний, умений и навыков, самостоятельность.

Когнитивные цели урока:

предполагается, что к окончанию урока учащиеся

- смогут дать  определение кислотам, щелочам и растворимым солям как электролитам, будут знать их основные свойства ;

-- будут владеть умениями определять кислоты, основания в растворах электролитов;  - усовершенствуют умения составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей.

Цели личностного развития:

создавать ситуации для

- развития познавательных умений учащихся, умений производить учебно-логические действия (проведение лабораторного опыта,, наблюдение, анализ, выделение главного, вывод);

- формирования положительного отношения к химии как важнейшему компоненту общечеловеческой культуры.

Оборудование и учебные материалы: компьютер, мультимедийная презентация,  тест, «Рабочий лист», трафареты «Скала»;

На столах учащихся: 2 пробирки с водными растворами кислот (соляной и серной), 2 пробирки с водными растворами щелочей (гидроксидов натрия и калия), ф-ф, лакмус, метилоранж. 2 пробирки с водными растворами солей (хлорида натрия и сульфата калия)

Ход урока.

1.Оргмомент. Слайд 2

Китайский мудрец и философ Конфуций когда-то говорил:

Три пути ведут к знанию:

путь размышления – самый благородный,

путь подражания – самый легкий,

и путь опыта – это самый горький.

Я желаю вам идти к достижению цели трудными, но благородными путями.

       

 I. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

1. Ребята, в начале нашего урока, я предлагаю вам составить химический кластер  из терминов, изученных нами ранее. Они напечатаны на карточках.  Вы  даете определение понятию и помещаете карточку  на стенд.    

Электролиты Слайд 3,      кислоты,

Неэлектролиты Слайд 4,    основания,

катионы,       соли,  диссоциация,

С.Аррениус Слайд 5 ,   анод,

анионы,   сильные электролиты,  

 катод, слабые электролиты,  

Чем можно объединить все эти определения и понятия?  Все они входят в понятие Теории электролитической диссоциации.

2. Мы продолжим повторение изученных терминов, для этого немного поиграем. Для этого нам понадобятся карточки с цифрами от 1 до 7, лежащие у вас на столе.

Я читаю вопрос, вы даете ответ карточкой с номером, под которым, по вашему мнению, содержится ответ.

На слайде 6:   

  1. Анионы.
  2. Электролитическая диссоциация.
  3. Катионы.
  4. Углекислый газ.
  5. Электролиты.
  6. Щелочь.
  7. Неэлектролиты.

Вопросы:

  1. Положительно заряженные ионы – это… (3)
  2. Вещества,  водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток, называются… (7)
  3. Распад веществ на ионы называется… (2)
  4. Отрицательно заряженные ионы – это… ( 1)
  5. К электролитам относится  …  (6)
  1. С позиции представлений об электролитической диссоциации вещества можно разделить на две группы: …(5 и 7).
  2. К  неэлектролитам  относится   …  (4).

МОЛОДЦЫ!

2. Актуализация  знаний

Создает условия для  восприятия учебного материала через актуализацию  знаний:

Фронтальный опрос.

Учитель ставит перед учащимися вопросы, ответы на которые будут использованы в процессе изучения нового материала:

1) Какие основные классы неорганических соединений Вам известны?

(оксиды, кислоты, основания, соли)

        2) Распределите вещества по классам неорганических соединений:

H24, CuSO4, FeCl3, KOH, Ba(OH)2, K3PO4, Al2(SO4)3, HNO3, Ca(OH)2, H3PO4, Mg(NO3)2, H2СО3, LiOH.

кислоты

основания

соли

Провепяем:

кислоты

основания

соли

H2SО4

HNO3

H3PO4,

H2СО3.

KOH,

Ba(OH)2,

Ca(OH)2

LiOH.

FeCl3,

CuSO4,

K3PO4

Al2(SO4)3,

Mg(NO3)2

3) Какие вещества относятся к классу кислот?

4) Какие вещества относятся к классу оснований и как их классифицируют по растворимости в воде?

5)Какие вещества называются солями?

3. Целеполагание.

      Я думаю, вы догадались, что и дальше наш разговор пойдет о положительно и отрицательно заряженных  ионах,  электролитах  и  неэлектролитах. В то же время, мы вспомнили с вами определения кислот, оснований и солей. Понятно, что все эти понятия должны быть объединены темой нашего урока. Поэтому, исходя из рассуждений, предположите, как должна звучать тема нашего урока. (Дети выдвигают предположения).

Учитель вместе с учениками формулирует тему урока «Диссоциация кислот, щелочей и солей» слайд 9. Запишите тему в рабочую тетрадь.

        Есть выражение: «Покорять горные вершины». Мы с вами тоже сегодня будем покорять горную вершину.  На какой высоте вы видите себя в начале урока? Определите  свое  место на «скале» (учитель раздает ученикам заранее приготовленные трафареты «скалы»).

Слайд10

                    В начале урока

II.  Изучение нового материала

  1. Выпишем из таблицы  формулы  азотной, серной и ортофосфорной кислот.

Откройте учебник на стр 201. Прочитайте определение кислоты. Слайд 11

Давайте составим уравнения их диссоциации.

                                               HNO3 ⇄  H+  +  NO3-

Надо сказать, что если у кислоты число атомов водорода больше одного, то кислоты диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации кислоты = ее основности (т.е. числу атомов водорода).

Ступенчатая диссоциация серной кислоты:

Рассмотри процесс электролитической диссоциации серной кислоты. Серная кислота диссоциирует ступенчато, в две стадии.

I–я стадия диссоциации

На первой стадии отрывается один катион водорода и образуется гидросульфат-анион.

H2SO4 ⇄ H+ + HSO4-

                       гидросульфат-анион.                                                                              

II - я стадия диссоциации                                                                                                                        

На второй стадии происходит дальнейшая диссоциация гидросульфат - анионов.  

 HSO4- ⇄ H+ +  SO4 2-

Эта стадия является обратимой, то есть, образующиеся сульфат - ионы могут присоединять к себе катионы водорода и превращаться в гидросульфат - анионы. Это показано знаком обратимости.

У доски, один из учащихся записывает диссоциацию фосфорной кислоты.

H3PO4    H+ + H2PO4 

H2PO4-    H+ +  HPO4 2-

HPO4 2-    H+  + PO4 3-

А теперь сделаем вывод: что общего вы увидели при диссоциации кислот?

Можем предположить общие свойства кислот.  Какие?  Чем обусловлены?

    Выполним лабораторный опыт: «Обнаружение катионов  водорода».

    Общий вывод о кислотах. Слайд 12

  • Кислый вкус
  • Изменение окраски индикатора
  • Взаимодействие с некоторыми металлами с выделением водорода

  1. Основания являются также электролитами. Но не все. А только щелочи.

Прочитайте определение оснований стр 201 учебника. Слайд 13

Запишем диссоциацию оснований (из нашей таблицы - гидроксиды калия, бария).

         КОН    К+ + ОН-

Надо сказать, что основания, как и кислоты диссоциируют ступенчато. Число ступеней диссоциации основания = его кислотности (т.е. числу гидроксо-групп).

Ва(ОН)2    ВаОН+ + ОН-

ВаОН+    Ва2+ +  ОН-

Какие общие черты вы заметили?  

Какой вывод сделаем, какие общие черты для оснований  вы можете предположить?

Выполнение  лабораторного опыта (часть 2).

Общий вывод об основаниях. Слайд 14

  • Мыльность на ощупь
  • Едкое действие
  • Изменение окраски индикатора

  1. Нам осталось рассмотреть последнюю группу веществ «Соли». На стр 202 читаем определение. Слайд 15

Запишем  диссоциацию следующих солей  

FeCl3,  CuSO4, K3PO4, Al2(SO4)3, Mg(NO3)2 

В отличие от кислот  и  оснований соли диссоциируют сразу (т.е.в одну ступень). Учитель работает на доске, а учащиеся в тетрадях.

FeCl3    Fe3+   +  3Cl-

Al2(SO4)3    2Аl3+ + 3SO42-

Mg(NO3)2      Mg2+ + 2NO3- и т.д.

Есть ли у них общие свойства? Чем обусловлены  свойства растворов солей? 

Слайд 16

Очевидно, что свойства солей определяются как катионами, так и анионами    

кислотного остатка.

  1. Ребята, но при рассмотрении  неорганических веществ мы говорили о четырех классах. О каких веществах мы еще не сказали?

Правильно ОКСИДЫ.

Так вот про эти вещества мы должны запомнить следующее правило: слайд 17

Оксиды – неэлектролиты. На ионы не распадаются, и, следовательно, электрический ток не проводят.

III. Закрепление.

 Учитель предлагает поиграть учащимся:

а) игра «третий лишний»

  1. Углекислый газ, водород, соляная кислота;
  2. Сахар, сульфат натрия, хлорид калия;
  3. Вода, серная кислота, гидроксид натрия,
  4. нитрат алюминия, хлорид магния, фосфорная кислота.

б) игра «крестики-нолики» (соедините прямой линией):

А) вещества, являющиеся электролитами;

Б) вещества, являющиеся неэлектролитами;

В) соли

А)

Этиловый спирт

NaOH

HCl

H2SO4

Mg(NO3)2

FeO

Са(ОН)2

CO2

сахар

Б)

HNO3

NaCl

CO2

сахар

SO2

ацетон

Na2SO4

KOH

CaCl2

В)

KOH

FeO

CaCl2

HCl

H2SO4

Na2SO4

NaCl

Са(ОН)2

Mg(NO3)2

В) составьте уравнения диссоциации кислот, оснований и солей из нашей таблицы, которые мы еще не рассматривали.

  1. Контроль усвоения.

 Проверим уровень усвоения учебного материала, для этого предлагаю выполнить   тестовое  задание  на 2 варианта  по 5 вопросов

Тестовое задание:

1 вариант

1. Ступенчатой диссоциации подвергается вещество, формула которого:

А) MgCl2,    б)  Ca(OH)2,     в)HNO3    г)KOH

2. Соли – это

а) электролиты, диссоциирующие на катион водорода  и анион кислотного остатка б) соединения серы;  в) электролиты, диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка,  г)соленые вещества.

3.Лакмус в кислотах приобретает окраску:

а)синюю; б) красную; в) желтую.

4. Электролит, который диссоциирует с образованием катиона металла – это:

А)NaOH,    б) NH3      в)HNO3    г)FeO

5. При диссоциации 1 моль вещества, формула которого K2SO4 ,образуется общее число ионов:

А) 2     б) 3    в)4     г) 5    

2 вариант

1. Ступенчатой диссоциации подвергается вещество, формула которого:

А) HNO3             б)  НCl         в) Н2S      г) KOH

2. К электролитам не относится вещество, формула которого:

А) NaOH,    б) NaCl,            в)HNO3    г)FeO

3. Фенолфталеин в щелочах приобретает окраску:

А) синюю, б) красную;   в) малиновую.

4. Электролит, который диссоциирует с образованием катиона водорода – это:

а) гидроксид натрия; б)  серная кислота;  в) нитрат натрия;  

5. При диссоциации 1 моль вещества, формула которого Al (NO3)3 , образуется общее число ионов:

А) 2      б) 3         в)4        г)5

  1. Подведение итогов. Рефлексия. (3мин.)

- Ребята, мы сегодня с вами на уроке активно поработали и выполнили намеченный план.  

- С какими новыми понятиями вы познакомились?

- Какие трудности вы испытали?

- Какие понятия вы усвоили и можете объяснить другу?

Надеюсь, что в ходе работы на уроке вы не только узнали много нового, но и многому научились. Предлагаю теперь определить свое местоположение на «скале знаний».

Слайд 25

Выборочно предлагаю учащимся озвучить  свое мнение.

Домашнее задание:  §36 стр 201 – 203 № 4,5 стр 203 учебника.

Учитель, обращаясь к ученикам: Спасибо за Вашу поддержку и понимание! Удачи при восхождении к новым вершинам знаний!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урокапо теме "Уравнения. Решение задач с помощью уравнений"

В работе представлен конспект интегрированного урока "математика+физика+химия+литература"....

План-конспект урока по химии "Электролитическая диссоциация"

Шульга Александр АлександровичМесто работы: МАОУ средняя общеобразовательная школа №5 г. КурганинскаДолжность: учитель химии и биологииПредмет: химияКласс: 8Тема и номер урока в теме: урок №6 в теме...

конспект урока по теме "Электролитическая диссоциация"

Работа содержит конспект урока по химии на тему "Электролитическая диссоциация"...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...

План-конспект интегрированного урокапо физической культуре с ИКТ.

Урок по волейболу с использованием знаний по физике с ИКТ. ...

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"

Конспект урокапо чтению и развитию речи "Стихотворение Д.Берестова "Знакомый", стихи об учебных предметах"...