План-конспект урока для 9 класса по химии на тему "Теория электролитической диссоциации"
план-конспект урока по химии (9 класс)

Донен Милена Милановна

Технологическая карта, конспект урока

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О: Донен Милена Милановна

Тема урока: Теория электролитической диссоциации.

Тип урока: Комбинированный

Цели урока: 

  1. Обучающие: знать определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации
  2. Воспитывающие: формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов)
  3. Развивающие: способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное)

Методы обучения:

  1. Общелогические: индукция, абстрагирование, сравнение, конкретизация
  2. Общепедагогические: беседа, рассуждение, самостоятельная работа
  3. Специфические: демонстрационный химический эксперимент, наблюдение и описание химических объектов

Оборудование:

  1. Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
  2. Для выполнения лабораторной работы: прибор для проверки электрической проводимости растворов, дистиллированная вода, раствор хлорида натрия, сахар

Содержание и методика урока:

Вводная часть

Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверим ваши домашние задания.

а) Проверка домашнего задания:

§4 прочитать, вопрос 3, тест (1)  на стр.18-19

Домашнее задание:

Ответы:

Вопрос №3

Для какой химической реакции понижение температуры повлияет на смещение химического равновесия в сторону образования продуктов реакции?

3O2=2O3-Q

2H2O=2H2+O2-Q

C3H6+H2=C3H8+Q

C3H6+H2=C3H8+Q

Тест (1)

Обратимые химические реакции возможны между растворами

  1. ZnCL2 и Na2SO4
  2. KOH и HNO3
  3. KNO3 и Na3PO4
  4. AgNO3 и NaCl

  1. ZnCL2 и Na2SO4
  2. KNO3 и Na3PO4

б) Проверка раннее усвоенных понятий:

Понятия

Предполагаемые ответы

  1. Оксиды

Соединения, состоящие из двух элементов, одним их которых является кислород

  1. Кислоты

Сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться металлами, и кислотных остатков.

  1. Основания

Сложные вещества, молекулы которых в своём составе имеют одну или несколько гидрокси-групп OH. 

  1. Растворы

Раствор - это однородная смесь, состоящая из двух или более веществ

Основная часть

а) Сообщение темы и цели урока:  

Из уроков физики вы знаете, что такое электрический ток. Какие вещества хорошо проводят электрический ток? Правильно, металлы. Они хорошо проводят электрический ток, в отличие от неметаллов; это обусловлено наличием в их кристаллических решётках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля.

Молодцы! А теперь начнем изучение новой темы. Напишите сегодняшнюю дату и тему «Теория электролитической диссоциации».

Цели урока:

  1. Формирование понятий электролитов и неэлектролитов, электролитическая диссоциация.
  2. История открытия теории электролитической диссоциации
  3. Основные положения теории электролитической диссоциации.

б) Изучение нового материала.

Сейчас рассмотрим лабораторный опыт на электропроводность растворов.

  1. В гнезда выданной вам керамической пластинки поместите по одной ложечке хлорида натрия и сахара. Прибор для испытания электропроводности включите в сеть и прикоснитесь на несколько секунд электродами поочерёдно к каждому веществу. Что вы наблюдаете?

Правильно, Лампочка не загорается, это говорит о том, что сухие кристаллические вещества не проводят электрический ток.

  1. Аккуратно прилейте в каждое гнездо дистиллированную воду и вновь исследуйте электропроводность. Что вы наблюдаете?

Правильно, Лампочка загорается, значит растворы проводят электрический ток.
Рассмотрим процесс растворения соли в воде с видео-ролика. Кристаллическая решетка соли хлорида натрия состоит из катионов натрия и анионов хлора. При растворении положительный полюс молекулы воды притягивается к отрицательно-заряженному иону хлора, а отрицательный полюс молекулы воды – к положительно-заряженному иону натрию. Притяжение в кристаллической решетке соли ослабевает, решетка разрушается, и кристаллы соли переходят в раствор в виде ионов, связанных с молекулами воды. Весь процесс называют электролитической диссоциацией.

Растворы или расплавы электролитов проводят ток за счет наличия переносчиков заряда - ионов; а неэлектролиты – нейтральные молекулы, которые не способны переносить заряд.

Запишем определения:

Электролиты – это вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. (так как при растворении образуются ионы)

Неэлектролиты – это вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрический ток. (так как при растворении образуются молекулы)

 Схема на доске с примерами:

Электролиты: H2SO4, HCl, HNO3, KCl, Na2SO4, AgNO3, NaOH, KOH, Ba(OH)2.

Неэлектролиты: CaO, ZnO, CuO, CH3COOH, C2H5OH, C12H22O11, N2, O2, Cl2.

К электролитам относятся: кислоты, основания, соли.

История открытия теории электролитической диссоциации.

 История возникновения теории электролитической диссоциации связана с именем шведского физико-химика Сванте Аррениуса (1859— 1927). В 1882 году он окончил университет в Упсале. В 1895 году становится профессором физики Стокгольмского университета.

После того как были созданы основные положения этой теории, Аррениус показал ее применимость в различных областях естествознания. За разработку теории электролитической диссоциации Аррениус в 1903 году был удостоен Нобелевской премии.

Теория электролитической диссоциации впоследствии была усовершенствована благодаря работам, прежде всего, Н. Бьеррума, П. Дебая и Э. Хюккеля.

Записываем определение и положения:

«Электролитическая диссоциация — это процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении.»

Схема на доске:

Сильными электролитами принято считать электролиты, степень диссоциации которых больше 30%.

К сильным электролитам относятся:

1) все растворимые соли ( KCl, BaI2, ZnSO4)

           2) сильные кислоты (H2SO4, HCl, HNO3,HI, HBr, HCl);

 3) все щелочи (NaOH, KOH).

Электролитами средней силы принято считать электролиты, степень диссоциации которых меньше 30%, но больше 3%.

Малорастворимые соли ( PbF2, CaSO4, ZnSO3)

Кислоты H3PO4, HF

Малорастворимые основания ( Ca(OH)2, Mg(OH)2)

Слабые электролиты – такие электролиты, которые при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю. Слабыми электролитами считаются электролиты, степень диссоциации которых меньше 3%.

К слабым электролитам относятся:

1) слабые кислоты (H2S, H2CO3, HNO2, H2SO3);

2) Нерастворимые соли (CuS, CaCO3, BaF2)

3) Нерастворимые основания ( Zn(OH)2, Fe(OH)3, Cr(OH)3)

3) вода.

Основные положения теории электролитической диссоциации:

1. Электролиты при растворении в воде диссоциируют на ионы – положительные и отрицательные.

2. Причиной диссоциации электролита в водных растворах является действие полярных молекул воды.

3. Под действием электрического тока ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные частицы движутся к катоду, отрицательно заряженные – к аноду. Поэтому положительно заряженные частицы называются катионами, а отрицательно заряженные – анионами. (катод заряжен отрицательно, а анод – положительно).

000445.jpg

в) Закрепление изученного материала

И так, сегодня на уроке мы рассмотрели электролитов, неэлектролитов. Узнали, что химия связана и с физикой. В природе существуют много веществ, проводящие электрический ток.  

А теперь решим кроссворд, первые 3 пары, ответившие правильно получают оценку «5» , остальные «4»

Работа в парах: Решение кроссворда:

3

4

1

2

К

К

А

Э

А

А

1

Н

Е

Э

Л

Е

К

Т

Р

О

Л

И

Т

И

Е

О

И

О

К

Д

О

Н

Т

Н

Р

5

2

Д

И

С

С

О

Ц

И

А

Ц

И

Я

Л

Р

3

С

О

Л

И

Р

Т

Е

Н

4

И

О

Н

Ы

У

5

А

С

С

О

Ц

И

А

Ц

И

Я

По вертикали:

1.Отрицательно-заряженная частица.

2.Вещество, растворы или расплавы которого проводят электрический ток – это..

3. Отрицательно-заряженный электрод.

4. Положительно-заряженная частица.

5. Фамилия шведского ученого, который сформулировал положения теории электролитической диссоциации.

По горизонтали:

1. Вещество, раствор или расплав которого не проводит электрический ток – это…

2. Процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении – это..

3. Класс соединений, которые при растворении диссоциируют на ионы и проводят электрический ток.

4. При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на…

5. Процесс соединения ионов в молекулы – это …

в) Закрепление изученного материала

Чтобы закрепить сегодняшнюю тему ответьте на вопросы письменно на тетради, и в конце урока сдайте на проверку.

Вопрос учителя

Предполагаемые ответы

Почему раствор сахара не проводит электрический ток, а раствор хлорида натрия проводит?

Раствор сахара не проводит электрический ток потому, что сахар является неэлектролитом, т. е. при растворении не распадается на ионы.

Что называется электролитической диссоциацией?

Процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении

К каким электролитам относятся ZnSO4, HBr, NaOH

Сильные электролиты

К каким электролитам относятся CaCO3, HNO2, Fe(OH)3

Слабые электролиты

 

Заключительная часть

а) Подведение итогов урока: Сегодня мы изучали  новую тему «Теория электролитической диссоциации». И узнали что такое электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, историю открытия теории электролитической диссоциации, основные положения теории электролитической диссоциации.

б) Сообщение домашнего задания:

Ребята, запишите домашнее задание. Дома прочитать параграф, выучить основные определения,  ответить на вопросы 2,3 на странице 25 письменно в тетрадях.

Литература

  1. Рудзитис Г.Е. Химия / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 208 с. – Текст : непосредственный.
  2. Габриелян О.С. Химия / О. С. Габриелян. – 16-е издание. – Москва : Дрофа, 2009. – 270 с. – Текст : непосредственный.
  3. Гузей Л. С. Химия / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. – 7-е изд. – Москва : Дрофа, 2003. – 280 с. - Текст : непосредственный.


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

            Ф.И.О:Донен Милена Милановна

            Класс: 9 класс

Тема урока – «Теория электролитической диссоциации»

Тип урока – проблемный

Цели урока:

а) Деятельностная: формирование УУД вариативных способностей учащихся к новому способу действия

б) Предметно-дидактические: познакомить учащихся с понятием электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация

Планируемые образовательные результаты урока:

Предметные: знать определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации

Метапредметные: формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов)

Личностные: способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное)

Методы обучения:

Общелогические: Индукция, сравнение, абстрагирование, конкретизация

Общепедагогичекие: Беседа, рассуждение, самостоятельная работа

Специфические: Демонстрационный химический эксперимент, наблюдение и описание химических объектов

Оборудование урока:

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Для выполнения лабораторной работы: прибор для проверки электрической проводимости растворов, дистиллированная вода, раствор хлорида натрия, сахар.

Содержание и методика урока

Учебно-познавательные задачи урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Формируемые УУД

Вводная часть

Мотивация учебной деятельности, т.е. формирование у обучающихся внутренней потребности к освоению новых знаний и (или) видов учебных действий

Приветствует учащихся .Предлагает сдать, выполненное домашнее задание на проверку

Мотивирует учащихся к усвоению знаний о новой теме, сообщает информацию о конкретном примере:

- показывает слайд по теме «Электролитическая диссоциация»

Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места.

Сдают тетради с домашним заданием

Воспринимают информацию, значимую для организации учебной деятельности на уроке

Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания, анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений.

Регулятивные: планировать свою деятельность.

Коммуникативные: уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя; уметь работать в группе со сверстниками.

Личностные: формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности.

Вводная часть (10 мин)

Актуализация знаний и способов учебных действий, которые будут необходимы при освоении новых знаний и способов учебных действий; привлечение обучающихся к постановке цели урока и формулированию задач, необходимых для ее достижения, а также к планированию учебного занятия

Привлекает учащихся к целеполаганию и планированию урока.

Создает условия для актуализации знаний о новой теме, полученных на предыдущих уроках.

Задает вопросы.

 

Учащиеся определяют цель урока и формулировании задач, необходимых для ее достижения: предлагают варианты целеполаганий.

Работают фронтально – отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученный материал.

Предлагают тему урока, планируют свою работу и формулируют цель и задачи урока: изучить типы растворов, понятие электролитической диссоциации

Записывают тему урока в тетрадях

.Личностные: самоопределение учащихся среди коллектива и в общении с учителем; смыслообразование с помощью эпиграфа;

Познавательные: целеполагание: постановка целей и задач урока совместно с учителем; устанавливают причинно-следственную связь;

Коммуникативные: планирование учебногосотрудничества с учителем и сверстниками;

Основная часть (25-30 мин)

Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний или видов учебных действий

Демонстрирует эксперимент «Электропроводность веществ и их растворов»

Зафиксировать результаты в таблицу определить вид химической связи веществ, сформулировать вопросы на которые учащиеся хотят получить ответы (вопросы записывают на доске), сформулировать цели урока.

Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем, излагают свое мнение, аргументируя его

Познавательные: анализируют, классифицируют и обобщают факты; логически рассуждают; преобразуют информацию из одного вида в другой.

Регулятивные: выдвигают версии.

Личностные: осознают свой выбор; вырабатывают уважительное отношение к другим учащимся и учителю.

Основная часть (25-30 мин)

Освоение новых знаний или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление)

Организует самостоятельную работу учащихся по выполнению дифференцированных трехуровневых заданий.

Оказывает консультативную помощь

Участвует в дифференцированной работе самостоятельно, индивидуально работают с заданиями по предложенному плану.

Выполняют задания при консультативной помощи учителя, записывают в тетрадях

Познавательные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные: формирование научного мировоззрения, формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности.

Регулятивные: ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения.

Заключительная часть (5 мин)

Самопроверка (взаимопроверка) уровня освоения новых знаний или сформированности видов учебных действий при сопоставлении их с эталоном

Организует взаимопроверку выполненных дифференцированных заданий в парах.

Предлагает домашнее задание на следующий урок

Проверяют результаты учебной деятельности одноклассников, проверяют материал по эталону.

Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, осуществляют взаимооценивание

Открывают дневники, записывают домашние задания, задают вопросы

Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: оценивают свою деятельность и работу группы на уроке и результаты усвоения изучаемого материала.

Коммуникативные: изложение своего мнения; понимание позиции другого.

Заключительная часть (5 мин)

Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и формированию видов учебных действий

Формирует у учащихся способность к рефлексии и создает условие для заключительной рефлексии.

Осуществляют самоанализ, оценивают свою деятельность и свои знания на уроке

Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы

Регулятивные: навыки самооценки и самоанализа

Эталон для самопроверки

Задание

Элемент ответа и критерий оценивании, количество баллов

Понятие электролитической диссоциации

а) процесс распада электролита на отдельные атомы;
б) самораспад вещества на отдельные молекулы;
в) процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении. +

За правильный ответ: 1 балл

Какое название имеют электролиты, которые во время диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка:

а) кислоты; +
б) основания;
в) оксиды.

За правильный ответ: 1 балл

 При помощи таблицы растворимости определите, какое из перечисленных ниже веществ относят к неэлектролитам:

а) NaOH;
б) CuSO4;
в) Mg(OH)2; +

За правильный ответ: 1 балл

3. Каким уравнением можно выразить процесс диссоциации азотной кислоты:

а) HNO3 = H+ + NO3-; +
б) HNO3 = H+1 + NO3-1;
в) HNO3 = 3H+ + 3NO-

За правильный ответ: 1 балл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.

4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

План-конспект бинарного урока по биологии и химии.

Бинарный урок по биологии и химии....

План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»

Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

План-конспект открытого урока по классу блок-флейта

План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе  игр...

План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано

Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...