План-конспект урока для 9 класса по химии на тему "Теория электролитической диссоциации"
план-конспект урока по химии (9 класс)
Технологическая карта, конспект урока
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ф.И.О: Донен Милена Милановна
Тема урока: Теория электролитической диссоциации.
Тип урока: Комбинированный
Цели урока:
- Обучающие: знать определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации
- Воспитывающие: формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов)
- Развивающие: способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное)
Методы обучения:
- Общелогические: индукция, абстрагирование, сравнение, конкретизация
- Общепедагогические: беседа, рассуждение, самостоятельная работа
- Специфические: демонстрационный химический эксперимент, наблюдение и описание химических объектов
Оборудование:
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
- Для выполнения лабораторной работы: прибор для проверки электрической проводимости растворов, дистиллированная вода, раствор хлорида натрия, сахар
Содержание и методика урока:
Вводная часть
Здравствуйте ребята. Садитесь. Проверим ваши домашние задания.
а) Проверка домашнего задания:
§4 прочитать, вопрос 3, тест (1) на стр.18-19
Домашнее задание: | Ответы: |
Вопрос №3 Для какой химической реакции понижение температуры повлияет на смещение химического равновесия в сторону образования продуктов реакции? 3O2=2O3-Q 2H2O=2H2+O2-Q C3H6+H2=C3H8+Q | C3H6+H2=C3H8+Q |
Тест (1) Обратимые химические реакции возможны между растворами
|
|
б) Проверка раннее усвоенных понятий:
Понятия | Предполагаемые ответы |
| Соединения, состоящие из двух элементов, одним их которых является кислород |
| Сложные вещества, состоящие из атомов водорода, способных замещаться металлами, и кислотных остатков. |
| Сложные вещества, молекулы которых в своём составе имеют одну или несколько гидрокси-групп OH. |
| Раствор - это однородная смесь, состоящая из двух или более веществ |
Основная часть
а) Сообщение темы и цели урока:
Из уроков физики вы знаете, что такое электрический ток. Какие вещества хорошо проводят электрический ток? Правильно, металлы. Они хорошо проводят электрический ток, в отличие от неметаллов; это обусловлено наличием в их кристаллических решётках подвижных электронов, перемещающихся под действием электрического поля.
Молодцы! А теперь начнем изучение новой темы. Напишите сегодняшнюю дату и тему «Теория электролитической диссоциации».
Цели урока:
- Формирование понятий электролитов и неэлектролитов, электролитическая диссоциация.
- История открытия теории электролитической диссоциации
- Основные положения теории электролитической диссоциации.
б) Изучение нового материала.
Сейчас рассмотрим лабораторный опыт на электропроводность растворов.
- В гнезда выданной вам керамической пластинки поместите по одной ложечке хлорида натрия и сахара. Прибор для испытания электропроводности включите в сеть и прикоснитесь на несколько секунд электродами поочерёдно к каждому веществу. Что вы наблюдаете?
Правильно, Лампочка не загорается, это говорит о том, что сухие кристаллические вещества не проводят электрический ток.
- Аккуратно прилейте в каждое гнездо дистиллированную воду и вновь исследуйте электропроводность. Что вы наблюдаете?
Правильно, Лампочка загорается, значит растворы проводят электрический ток.
Рассмотрим процесс растворения соли в воде с видео-ролика. Кристаллическая решетка соли хлорида натрия состоит из катионов натрия и анионов хлора. При растворении положительный полюс молекулы воды притягивается к отрицательно-заряженному иону хлора, а отрицательный полюс молекулы воды – к положительно-заряженному иону натрию. Притяжение в кристаллической решетке соли ослабевает, решетка разрушается, и кристаллы соли переходят в раствор в виде ионов, связанных с молекулами воды. Весь процесс называют электролитической диссоциацией.
Растворы или расплавы электролитов проводят ток за счет наличия переносчиков заряда - ионов; а неэлектролиты – нейтральные молекулы, которые не способны переносить заряд.
Запишем определения:
Электролиты – это вещества, растворы или расплавы которых проводят электрический ток. (так как при растворении образуются ионы)
Неэлектролиты – это вещества, растворы или расплавы которых не проводят электрический ток. (так как при растворении образуются молекулы)
Схема на доске с примерами:
Электролиты: H2SO4, HCl, HNO3, KCl, Na2SO4, AgNO3, NaOH, KOH, Ba(OH)2.
Неэлектролиты: CaO, ZnO, CuO, CH3COOH, C2H5OH, C12H22O11, N2, O2, Cl2.
К электролитам относятся: кислоты, основания, соли.
История открытия теории электролитической диссоциации.
История возникновения теории электролитической диссоциации связана с именем шведского физико-химика Сванте Аррениуса (1859— 1927). В 1882 году он окончил университет в Упсале. В 1895 году становится профессором физики Стокгольмского университета.
После того как были созданы основные положения этой теории, Аррениус показал ее применимость в различных областях естествознания. За разработку теории электролитической диссоциации Аррениус в 1903 году был удостоен Нобелевской премии.
Теория электролитической диссоциации впоследствии была усовершенствована благодаря работам, прежде всего, Н. Бьеррума, П. Дебая и Э. Хюккеля.
Записываем определение и положения:
«Электролитическая диссоциация — это процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении.»
Схема на доске:
Сильными электролитами принято считать электролиты, степень диссоциации которых больше 30%.
К сильным электролитам относятся:
1) все растворимые соли ( KCl, BaI2, ZnSO4)
2) сильные кислоты (H2SO4, HCl, HNO3,HI, HBr, HCl);
3) все щелочи (NaOH, KOH).
Электролитами средней силы принято считать электролиты, степень диссоциации которых меньше 30%, но больше 3%.
Малорастворимые соли ( PbF2, CaSO4, ZnSO3)
Кислоты H3PO4, HF
Малорастворимые основания ( Ca(OH)2, Mg(OH)2)
Слабые электролиты – такие электролиты, которые при растворении в воде почти не диссоциируют на ионы. У таких электролитов значение степени диссоциации стремится к нулю. Слабыми электролитами считаются электролиты, степень диссоциации которых меньше 3%.
К слабым электролитам относятся:
1) слабые кислоты (H2S, H2CO3, HNO2, H2SO3);
2) Нерастворимые соли (CuS, CaCO3, BaF2)
3) Нерастворимые основания ( Zn(OH)2, Fe(OH)3, Cr(OH)3)
3) вода.
Основные положения теории электролитической диссоциации:
1. Электролиты при растворении в воде диссоциируют на ионы – положительные и отрицательные.
2. Причиной диссоциации электролита в водных растворах является действие полярных молекул воды.
3. Под действием электрического тока ионы приобретают направленное движение: положительно заряженные частицы движутся к катоду, отрицательно заряженные – к аноду. Поэтому положительно заряженные частицы называются катионами, а отрицательно заряженные – анионами. (катод заряжен отрицательно, а анод – положительно).
в) Закрепление изученного материала
И так, сегодня на уроке мы рассмотрели электролитов, неэлектролитов. Узнали, что химия связана и с физикой. В природе существуют много веществ, проводящие электрический ток.
А теперь решим кроссворд, первые 3 пары, ответившие правильно получают оценку «5» , остальные «4»
Работа в парах: Решение кроссворда:
3 | 4 | ||||||||||||||
1 | 2 | К | К | ||||||||||||
А | Э | А | А | ||||||||||||
1 | Н | Е | Э | Л | Е | К | Т | Р | О | Л | И | Т | |||
И | Е | О | И | ||||||||||||
О | К | Д | О | ||||||||||||
Н | Т | Н | |||||||||||||
Р | 5 | ||||||||||||||
2 | Д | И | С | С | О | Ц | И | А | Ц | И | Я | ||||
Л | Р | ||||||||||||||
3 | С | О | Л | И | Р | ||||||||||
Т | Е | ||||||||||||||
Н | |||||||||||||||
4 | И | О | Н | Ы | |||||||||||
У | |||||||||||||||
5 | А | С | С | О | Ц | И | А | Ц | И | Я |
По вертикали:
1.Отрицательно-заряженная частица.
2.Вещество, растворы или расплавы которого проводят электрический ток – это..
3. Отрицательно-заряженный электрод.
4. Положительно-заряженная частица.
5. Фамилия шведского ученого, который сформулировал положения теории электролитической диссоциации.
По горизонтали:
1. Вещество, раствор или расплав которого не проводит электрический ток – это…
2. Процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении – это..
3. Класс соединений, которые при растворении диссоциируют на ионы и проводят электрический ток.
4. При растворении в воде электролиты диссоциируют (распадаются) на…
5. Процесс соединения ионов в молекулы – это …
в) Закрепление изученного материала
Чтобы закрепить сегодняшнюю тему ответьте на вопросы письменно на тетради, и в конце урока сдайте на проверку.
Вопрос учителя | Предполагаемые ответы |
Почему раствор сахара не проводит электрический ток, а раствор хлорида натрия проводит? | Раствор сахара не проводит электрический ток потому, что сахар является неэлектролитом, т. е. при растворении не распадается на ионы. |
Что называется электролитической диссоциацией? | Процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении |
К каким электролитам относятся ZnSO4, HBr, NaOH | Сильные электролиты |
К каким электролитам относятся CaCO3, HNO2, Fe(OH)3 | Слабые электролиты |
Заключительная часть
а) Подведение итогов урока: Сегодня мы изучали новую тему «Теория электролитической диссоциации». И узнали что такое электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, историю открытия теории электролитической диссоциации, основные положения теории электролитической диссоциации.
б) Сообщение домашнего задания:
Ребята, запишите домашнее задание. Дома прочитать параграф, выучить основные определения, ответить на вопросы 2,3 на странице 25 письменно в тетрадях.
Литература
- Рудзитис Г.Е. Химия / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2016. – 208 с. – Текст : непосредственный.
- Габриелян О.С. Химия / О. С. Габриелян. – 16-е издание. – Москва : Дрофа, 2009. – 270 с. – Текст : непосредственный.
- Гузей Л. С. Химия / Л. С. Гузей, В. В. Сорокин, Р. П. Суровцева. – 7-е изд. – Москва : Дрофа, 2003. – 280 с. - Текст : непосредственный.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О:Донен Милена Милановна
Класс: 9 класс
Тема урока – «Теория электролитической диссоциации»
Тип урока – проблемный
Цели урока:
а) Деятельностная: формирование УУД вариативных способностей учащихся к новому способу действия
б) Предметно-дидактические: познакомить учащихся с понятием электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация
Планируемые образовательные результаты урока:
Предметные: знать определение электролитов и неэлектролитов, электролитической диссоциации
Метапредметные: формирование мировоззренческих знаний: показать зависимость свойств от их состава и строения (свойства ионов определяют свойства растворов электролитов)
Личностные: способствовать дальнейшему развитию логического мышления (умения сравнивать, выделять главное)
Методы обучения:
Общелогические: Индукция, сравнение, абстрагирование, конкретизация
Общепедагогичекие: Беседа, рассуждение, самостоятельная работа
Специфические: Демонстрационный химический эксперимент, наблюдение и описание химических объектов
Оборудование урока:
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Для выполнения лабораторной работы: прибор для проверки электрической проводимости растворов, дистиллированная вода, раствор хлорида натрия, сахар.
Содержание и методика урока
Учебно-познавательные задачи урока | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД | ||
Вводная часть Мотивация учебной деятельности, т.е. формирование у обучающихся внутренней потребности к освоению новых знаний и (или) видов учебных действий | ||||
Приветствует учащихся .Предлагает сдать, выполненное домашнее задание на проверку Мотивирует учащихся к усвоению знаний о новой теме, сообщает информацию о конкретном примере: - показывает слайд по теме «Электролитическая диссоциация» | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Сдают тетради с домашним заданием Воспринимают информацию, значимую для организации учебной деятельности на уроке | Познавательные: осознанно и произвольно строить речевые высказывания, анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков, осуществлять классификацию явлений. Регулятивные: планировать свою деятельность. Коммуникативные: уметь слушать и воспринимать на слух вопросы преподавателя; уметь работать в группе со сверстниками. Личностные: формировать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности. | ||
Вводная часть (10 мин) Актуализация знаний и способов учебных действий, которые будут необходимы при освоении новых знаний и способов учебных действий; привлечение обучающихся к постановке цели урока и формулированию задач, необходимых для ее достижения, а также к планированию учебного занятия | ||||
Привлекает учащихся к целеполаганию и планированию урока. Создает условия для актуализации знаний о новой теме, полученных на предыдущих уроках. Задает вопросы.
| Учащиеся определяют цель урока и формулировании задач, необходимых для ее достижения: предлагают варианты целеполаганий. Работают фронтально – отвечают на вопросы учителя, повторяют ранее изученный материал. Предлагают тему урока, планируют свою работу и формулируют цель и задачи урока: изучить типы растворов, понятие электролитической диссоциации Записывают тему урока в тетрадях | .Личностные: самоопределение учащихся среди коллектива и в общении с учителем; смыслообразование с помощью эпиграфа; Познавательные: целеполагание: постановка целей и задач урока совместно с учителем; устанавливают причинно-следственную связь; Коммуникативные: планирование учебногосотрудничества с учителем и сверстниками; | ||
Основная часть (25-30 мин) Формирование вариативных алгоритмов освоения новых знаний или видов учебных действий | ||||
Демонстрирует эксперимент «Электропроводность веществ и их растворов» | Зафиксировать результаты в таблицу определить вид химической связи веществ, сформулировать вопросы на которые учащиеся хотят получить ответы (вопросы записывают на доске), сформулировать цели урока. | Коммуникативные: поддерживают диалог с учителем, излагают свое мнение, аргументируя его Познавательные: анализируют, классифицируют и обобщают факты; логически рассуждают; преобразуют информацию из одного вида в другой. Регулятивные: выдвигают версии. Личностные: осознают свой выбор; вырабатывают уважительное отношение к другим учащимся и учителю. | ||
Основная часть (25-30 мин) Освоение новых знаний или видов учебных действий на основе алгоритма деятельности при выполнении учебных действий (закрепление) | ||||
Организует самостоятельную работу учащихся по выполнению дифференцированных трехуровневых заданий. Оказывает консультативную помощь | Участвует в дифференцированной работе самостоятельно, индивидуально работают с заданиями по предложенному плану. Выполняют задания при консультативной помощи учителя, записывают в тетрадях | Познавательные: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Личностные: формирование научного мировоззрения, формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности. Регулятивные: ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. | ||
Заключительная часть (5 мин) Самопроверка (взаимопроверка) уровня освоения новых знаний или сформированности видов учебных действий при сопоставлении их с эталоном | ||||
Организует взаимопроверку выполненных дифференцированных заданий в парах. Предлагает домашнее задание на следующий урок | Проверяют результаты учебной деятельности одноклассников, проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки, осуществляют взаимооценивание Открывают дневники, записывают домашние задания, задают вопросы | Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов на него; понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: оценивают свою деятельность и работу группы на уроке и результаты усвоения изучаемого материала. Коммуникативные: изложение своего мнения; понимание позиции другого. | ||
Заключительная часть (5 мин) Рефлексия учебной деятельности по освоению новых знаний и формированию видов учебных действий | ||||
Формирует у учащихся способность к рефлексии и создает условие для заключительной рефлексии. | Осуществляют самоанализ, оценивают свою деятельность и свои знания на уроке | Личностные: потребность в справедливом оценивании своей работы Регулятивные: навыки самооценки и самоанализа |
Эталон для самопроверки
Задание | Элемент ответа и критерий оценивании, количество баллов |
Понятие электролитической диссоциации | а) процесс распада электролита на отдельные атомы; За правильный ответ: 1 балл |
Какое название имеют электролиты, которые во время диссоциации образуют катионы водорода и анионы кислотного остатка: | а) кислоты; + За правильный ответ: 1 балл |
При помощи таблицы растворимости определите, какое из перечисленных ниже веществ относят к неэлектролитам: | а) NaOH; За правильный ответ: 1 балл |
3. Каким уравнением можно выразить процесс диссоциации азотной кислоты: | а) HNO3 = H+ + NO3-; + За правильный ответ: 1 балл |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект 83 урока, 9 класс,УМК Биболетовой М.З.
4 четверть9 классUnit 4. Make your choice, make your lifeSection 1. it’s time to think about your future career.Урок № 83(1)Тема «Модальные глаголы»Цели: развитие навыков устной речи и навыков а...
План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."
План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...
План-конспект бинарного урока по биологии и химии.
Бинарный урок по биологии и химии....
План-конспект интегрированного урока по географии и химии на тему: «Кремний и его соединения»
Показать роль и значение кремния в жизни человека, сформировать представление о силикатной промышленности, о производстве керамики, стекла, цемента. Показать применение соединений кремния для нужд чел...
План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».
План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...
План-конспект открытого урока по классу блок-флейта
План-конспект открытого урока поклассу духовых инструментов с учащаяся 1 класса . Тема урока "Подготовительные упражнения к различным видам техники". Цель урока " Обучение на начальном этапе игр...
План-конспект открытого урока в классе специального фортепиано
Открытый урок на тему: «Различные виды работ на уроке специального фортепиано»...