Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности".
опыты и эксперименты по истории (7 класс) на тему
Данная статья рассказывает о моем педагогическом опыте духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности»
статья
Учителя истории и обществознания
МБОУ «Средняя школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Ельца Липецкой обл.
Клейменовой Тамары Анатольевны.
Ни для кого не секрет, что помимо экономических трудностей Россия в конце XX - начале XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. К сожалению, в годы советской власти многое было сделано для того, чтобы величайшее культурное наследие нашего народа, основанное на идеях самодержавия и учении Православной веры, было забыто. В результате нарушились традиции, порвались нити, которые накрепко связывали старшие и младшие поколения. Сегодня большая часть молодых людей оказалась лишенной нравственных ориентиров, не имеющей духовной основы. Этим положением поспешили воспользоваться представители различных тоталитарных сект, религиозных учений, экстремистских идеологий, которые ни только не помогают человеку обрести смысл жизни, сформировать духовно-нравственные ценности и идеалы, а зачастую «обрабатывают» молодого человека для достижения своих корыстных целей. Стремление противостоять этому разрушению побуждает учителей обращаться к тому огромному духовно - нравственному потенциалу, который заложен в русской Православной культуре. Именно эти нравственные нормы и ценности никогда не устаревают, всегда были и остаются сущностью русского человека, сущностью его традиционного воспитания.
Поэтому так важно в наши дни возродить преемственность, передать нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от русских традиций в воспитательном процессе ведет к бездуховности, к потере душевного и психического здоровья.
Помочь в решении задач духовно-нравственного воспитания подрастаю-щего поколения может курс внеурочной деятельности «История культуры русского народа». Программа данного курса позволяет рассмотреть и изучить достаточно широкий перечень самых разнообразных тем: «История русского зодчества», «История русской иконописи», «История русской литературы», «Русские народные традиции и обряды».
Один из уроков курса посвящен крещению Руси, знакомству с причинами и последствиями принятия христианства. Митрополит Иоанн писал: «Приняв Православие, русский народ обрел в нем свое историческое призвание, идеалы духовной жизни, культуру и государственность. Православная вера стала глубочайшей нравственной основой русской души». После принятия христианства русское государство уже не мыслилось без Православной веры, с этого времени воспитание и духовное становление русского человека нераздельно связаны с Православием.
Глубочайший потенциал для духовно-нравственного воспитания учащихся содержится в памятниках древнерусской литературы. На уроках, посвященных истории русской литературы, я предлагаю учащимся ознакомиться с отрывками из литературных произведений разных исторических периодов. Ребята охотно работают с текстом, отвечают на вопросы.
В «Поучении сыновьям», написанном в начале XII века, киевский князь Владимир Мономах наставляет: «Не будьте ленивы ни на что доброе: прежде всего не ленитесь ходить в церковь… Больше же всего не забывайте убогих, но сколько можете по силе кормите, больше других помогайте сироте, сами оправдывайте вдов, и не позволяйте сильным губить человека…».
Среди литературных произведений XVI – XVII столетий особое внимание мной уделяется труду священника Сильвестра, жившего при дворе Ивана Грозного, под названием «Домострой». «Домострой» по сути представляет собой сборник житейских правил по ведению домашнего хозяйства и взаимоотношениям в семье. Это произведение ценно не только потому, что содержит сведения о повседневной жизни и быте русских людей, оно насквозь пропитано наставлениями к духовной жизни, советами, как благочестиво и праведно проводить свои дни: «Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, на клеветать, на завидовать, не обижать, на чужое не посягать, не осуждать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным, к средним – дружелюбным, к младшим и убогим – приветливым и милостивым. …Всякую же обиду с благодарностью терпеть Бога ради: и поношение, и укоризну. Если поделом … укоряют – соглашаться и новых ошибок избегать, а в ответ не мстить. Если же в чем не повинен ты – уже и за это от Бога получишь награду».
При изучении «Домостроя» особое внимание мной было уделено главе, где говорится о почитании родителей и воспитании детей. Работая в школе, я действительно знаю, что в отдельных семьях существует проблема непослушания детей. Нередко родители жалуются на отсутствие взаимопонимания с детьми, на неспособность выстроить нормальный диалог с ребенком. В связи с этим я считаю не лишним еще раз напомнить учащимся слова священника Сильвестра: «Чада, послушайте заповеди Господни: любите отца своего и матерь свою, и послушайте их, и повинуйтеся им по Бозе во всем… Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда,… ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе».
Издревле православные русские люди привыкли называть свою родную страну – Святою Русью, Русью Православной. И достойна была она этого имени, достойны были ее сыны называться сынами Руси Святой. «Не ведаю, - говорит один чужеземный путешественник древнего времени, - не ведаю, какие люди на свете благочестивее русских чтут имя Божие…». И действительно, любили наши предки храмы Божии, повсюду строили, и благолепно украшали, и со всем усердием их посещали. Андрей Курбский писал, что "вся земля Русская от края и до края, подобно чистой пшенице, держится верою в Бога. В ней Божий храмы числом подобны звездам небесным, в ней множество монастырей, которых никто не в силах перечислить".
Обилие прекрасных храмов создавало огромное намоленное пространство, духовную среду обитания нашего народа, формировало русский национальный характер. Созерцая Божественную красоту храма, весь чин православного богослужения, красоту иконостаса и чудотворных икон, внимая церковным песнопениям, русский человек воспринимал свою православную веру всею душою своею, в умилении от сердечной радости и доброты.
На уроках, посвященных знакомству с русским зодчеством, учащиеся рассматривают не только наиболее известные памятники архитектуры (Софийские соборы Киева и Новгорода, храмы Владимиро-Суздальской земли XII века, соборы Московского Кремля и др. ), но и знакомятся с внутренним устройством Православного храма, различными архитектурными стилями, особенностями внутреннего убранства и внешнего декора русских церквей.
Одним из главных украшений храма является икона. Если говорить о древнерусской живописи, то она почти полностью представлена иконами. Во время занятий учащиеся знакомятся с основными христианскими святынями и историей их создания, изучают различные типы икон Богоматери (Оранта, Одигитрия, Умиление), рассматривают творчество великих русских иконописцев: Андрея Рублева, Дионисия, Симона Ушакова.
Знакомство с наиболее известными христианскими иконами сопровождается небольшим сообщением об истории их создания и чудесных событиях, прославивших данную святыню, или о том, кто изображен на иконе. Так, знакомство со знаменитой иконой Андрея Рублева «Троица» сопровождается ветхозаветным рассказом о явлении праотцу Аврааму и его жене Сарре Бога в виде трех Ангелов с предсказанием о скором рождении у них сына. История Владимирской иконы Богоматери неразрывно связана с историей нашего Отечества и нашего города. Учащиеся с интересом прослушали сообщение о дивном заступлении нашего города от войск татаро-монгольского хана Тамерлана.
Таким образом, Православие веками формировало культуру России, нравственность общества, созидало духовные основы российской семьи. И сегодня, когда одной из важнейших проблем нашего общества является возрождение духовности, когда мы возвращаемся к истокам нашим, у учителя есть огромная возможность сделать свои уроки уроками «нравственного прозрения», уроками добра и красоты. Духовному началу, духовным ценностям в России всегда отдавалось предпочтение перед ценностями материальными. В этом основное отличие православной этики. Издавна считалось, что сила и величие русского народа - в его духовности, соборности, освященных Православием моральных нормах поведения человека в обществе. Духовность - это и терпимость, и любовь, и уважение к человеку как образу и подобию Божию, это гордость за свой народ, за свою Родину, защита ее интересов. Человек труда, человек нравственный, любящий свою Родину, ее историю, культуру, готовый душу положить за свою Православную веру - вот тот идеал, который сформировался в народной культуре. И наша задача, задача учителей русской культуры и истории, передать будущим поколениям те духовно-нравственные идеалы и ценности, которые были сформированы нашим народом за всю его тысячелетнюю историю.
Литература:
1. Воспитание здорового ребенка. – М.: Паломник, 2004.
2. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды.-М.: Изд-во Эксмо, 2003.
3. История русской культуры.\ Под ред. Т. Ямпольской. – М.: Эксмо, 2006.
4. Яшина О.Н. История Русской Православной церкви: Элективный курс. – М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"
Духовно-нравственное воспитание - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....
статья на тему духовно-нравственного воспитания детей
Роль педагога в нравственном воспитании детей...
Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.
Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...
Статья на тему "Духовно - нравственное воспитание школьников в рамках ФГОС"
Моя публикация на участие во Всероссийской научно - практической конференции...
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка в 5-7 классах"
Духовно-нравственное воспитание на урокахлитературы и русского языка в 5-7 классах Не позволяй душе лениться!Чтоб в ступе воду не толочь,Душа обязана трудитьсяИ день и ночь, и день и ночь!Николай...
Статья на тему "Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках английского языка"
В статье рассмотрены главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке английского языка, необходимость формирования в личности системы...