«Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности в предметной области математика"
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Обобщение опыта учителя математики во внеурочной деятельности представленного на районной конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya_rech.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районной конференции «Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности»
«Образовательный потенциал дополнительного образования. Математика. Из опыта работы учителя математики Жирновой А.Г.»
Духовно – нравственное начало, которое получают учащиеся на уроках, имеет продолжение и воплощение во внеурочной деятельности.
Всем известно, что «Математика - царица наук». Внедрение ФГОС позволяет расширить рамки изучения математики. 100-летие Морского собора, 310 лет Кронштадта способствовали расширению математических знаний, основанных на краеведческом изучении истории собора и нашего города.
Свою деятельность в этом плане, я провожу в трех направлениях: урочная, внеурочная, внеклассная деятельность.
- Первое направление. Урок в 5 классе.
Урок-путешествие для учащихся 5 класса призван систематизировать и обобщать знания учащихся по данной теме в ходе групповой, коллективной и индивидуальной форм работы.
Материал урока содержал ранее неизвестные интересные факты истории города. Межпредметный подход (знакомство с историей родного города Кронштадта) способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса к данной теме (действия с натуральными числами).
Активизирует развитие познавательных способностей детей. Дети учатся переносить знания с одного урока на другой и в результате получают некую целостную картину мира.
- Внеурочная деятельность проводилась в двух направлениях: деятельность кружка «Наглядная геометрия» для 5 класса и исследовательская работа в 5 , 9 классах.
А) Кружок «Наглядная геометрия». Цель - всестороннее развитие геометрического мышления обучающихся 5-6-х классов с помощью методов геометрической наглядностию Главная же цель курса-подготовка учащихся к овладению систематическим курсом геометрии в 7 – 9 классах.
Изучение и применение этих методов в конкретной задачной и житейской ситуациях способствуют развитию наглядно-действенного и наглядно-образного видов мышления.
Ребята делали макеты пространственных фигур, используя развертки, считали объем пирамиды Хеопса, искали в природе элементы симметрии.
В результате деятельности кружка достигнуты ожидаемые результаты:
1. Развитие пространственных представлений и логического мышления учащихся,
2. Подготовка к успешному усвоению систематического курса геометрии основной и средней школы.
«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг - геометрия». Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале XX в., очень точно характеризуют и наше время.
Посмотрите вокруг – всюду геометрия! Современные здания и космические станции, авиалайнеры и подводные лодки, машины, памятники, ажурные решетки парков и набережных, интерьеры квартир и бытовая техника, микросхемы и даже рекламные ролики… Наш мир наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Многие предметы имеют форму, похожую на уже знакомые нам геометрические фигуры. Оказывается их очень много. Просто мы их не всегда замечаем.
- Исследовательская деятельность проводилась в 5 и 9 классе.
В результате получилось несколько проектов:
1) «Геометрические формы в архитектуре» (Екатерининский парк, г. Пушкин),
2) Геометрия в зданиях нашего города,
3) Окружность в архитектуре Кронштадта,
4) Геометрия в архитектуре Морского собора.
Без знания законов геометрии архитектор не смог бы создать свои творения.
Недаром говорят, что «геометрия - грамматика архитектора»!
Шулепова Даша( автор проекта, ученица 9 класа):
«Морской Собор является символом истории Российского флота и украшением Кронштадта, на который съезжаются посмотреть туристы из разных городов. Выполнив исследовательскую работу, я узнала для себя много интересного и познавательного об истории создания Морского собора, о его архитектурном строительстве, а также о геометрических элементах, которые входят в архитектуру собора, что являлось главным акцентом в исследовании. Нужно знать историю своего города, в котором мы живем, о его архитектурных сооружениях. Нам остаётся только восхищаться «жемчужиной» Кронштадта, которая в его 310-ый юбилейный год неповторимо украшает город.»
Особое впечатление на ребят оказали геометрические экскурсии по родному Кронштадту. Всем известные архитектурные памятники, парки, скверы, Форты, дома и многие другие предметы города содержали уже знакомые и еще неизвестные геометрические фигуры. Здесь в доступной для ребят форме даются знания о малой родине, родном крае, его прошлом и настоящем.
Таким образом, возможности ФГОС позволяют активизировать деятельность учащихся как через урок, так и через внеурочную деятельность,
Внеурочная деятельность осуществляемая через дополнительное образование позволяет сделать уроки занимательными, наглядными, познавательными.
По мнению В.А. Сухомлинского, “духовно-нравственное воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями”. Духовно-нравственное воспитание направлено на “возвышение сердца” ребёнка как центра духовной жизни. Успехов, коллеги!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности реализации процесса духовно-нравственного развития и воспитания во внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления
Внеурочная деятельность является благотворительной почвой формирования духовно-нравственных качеств личности школьника......
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ново...
Организация внеурочной деятельности в предметной области математика и информатика с целью развития логического мышления: разработка учебно-методического комплекта «Элементы логики»
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению информатики и математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащ...
Формирование духовно – нравственной личности школьника во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Программа воспитания и социализации учащихся на ступени основного общего образования построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, гражданственн...
"Медиаресурсы музеев Санкт-Петербурга в процессе самообразования учителя и организации урочной и внеурочной деятельности в предметных областях ОРКСЭ и ОДНКНР"
Аннотация. В статье в качестве эффективного решения проблемы недостатка предметных и цифровых компетенций учителей предметной области ОРКСЭ и ОДНКНР предлагается использование медиаресурсов музе...
Модульная программа предметных областей (история, ОДНКНР) "Великое наследие христианской Руси", содержащая духовно - нравственное, историческое воспитание для обучающихся 6 классов
Данный материал будет особенно полезен для учителей истории и ОДНКНР, работающих в 6 классах....
Рабочая программа проектная деятельность в предметной области "Математика"
Программа обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследов...