рабочая программа по химии СПО 1 курс
рабочая программа по химии (11 класс) по теме
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» на основании государственного образовательного стандарта. Составлена на основе примерной программы по химии для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimiya_tekh_ekspluatatsiya_novaya_programma_-_kopiya_-_kopiya.docx | 75.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Рузаевский железнодорожно-промышленный техникум
имени А.П. Байкузова»
УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «РЖПТ им. А.П. Байкузова» ________________/ О.Н. Хрульков / |
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.06 ХИМИЯ
23.02.06 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
2014
Обсуждена и одобрена предметной (цикловой) комиссией Общеобразовательных дисциплин Протокол от «___»_______________2014г. Председатель П(Ц)К Т.П. Силантьева _________________ | Составлена в соответствии с требованиями гос. Стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 23.01.09 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог ___________________ М.В.Яхина «___»__________________2014 г. |
Рабочая программа дисциплины «Химия» разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 23.01.09 «Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог»
Авторы:
Щербакова Наталья Викторовна преподаватель
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 16 |
| 19 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании» на основании государственного образовательного стандарта. Составлена на основе примерной программы по химии для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина Химия – составная часть образовательной области «Естествознание»; она является обязательной для изучения и входит в состав федерального компонента государственного стандарта.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Основная содержательная цель курса – изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии.
Изучение этих вопросов составляет основу формирования таких мировоззренческих понятий, как материальное единство органических и неорганических веществ; единство природы химических связей и способов их преобразования при химических превращениях; о химии как производительной силе общества, о роли химии в решении экологических и экономических проблем.
Главная задача – развитие учащихся средствами предмета «Химия».
Особое внимание при обучении химии необходимо уделить эксперименту. Лабораторные и практические занятия дают возможность учащимся непосредственно соприкасаться с веществами, экспериментально изучать их свойства, знакомиться с закономерностями протекания химических реакций, позволяют решать познавательные задачи.
Программа по химии составлена с учетом будущих профессий обучающихся. Профилирование предметов связано с решением следующих задач:
- разъяснение роли науки в целом, отдельных изучаемых понятий, явлений, закономерностей в будущей профессиональной деятельности, в разработке используемого в отрасли (производстве) оборудования, технологий, техники в целом, а также в повседневной жизни;
- усвоение обучающимися тех учебных элементов которые необходимы для освоения общетехнических предметов, общей и специальной технологий;
- формирование профессионально значимых качеств личности.
Профилирование осуществляется следующими способами:
- целенаправленным отбором профессионально значимых учебных элементов;
- нахождением оптимального времени и места рассмотрения в курсе химии каждого профессионально значимого учебного элемента, а также места использования его в профцикле;
- более глубоким изучением профессионально значимого материала;
- выделением времени на организацию повторения;
- через систему специальных заданий, практических работ;
- с помощью подбора и изготовления дидактического материала.
Учебная программа предусматривает изучение основ общей, неорганической и органической химии, теории и практики. Она включает в себя следующие разделы:
- Общая и неорганическая химия.
- Органическая химия.
Преподавание химии включает в себя использование разнообразных форм и методов обучения. Особенно эффективно применение познавательных задач, творческих заданий, использование метода погружения учащихся в профессионально значимые ситуации, метода проектов и т. д.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 103 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 78 часов;
самостоятельной работы обучающегося- 25 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 103 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 14 |
практические занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося В том числе: Работа с учебником – составление конспекта. Составление логико-дидактических структур по теме. Работа с книгой и конспектом. Подготовка реферативных сообщений | 25 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
Тематический план и содержание учебной дисциплины ХИМИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | 1 | 1 |
РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 43 | ||
Тема 1.1 Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала: | 5 | |
Лекции 1. Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. 2. Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. 3. Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | 1 2 1 | 1 1 2 | |
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия Расчёты по химическим формулам | 1 | 3 | |
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. (Работа с книгой, конспектом | 2 | 3 | |
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала: | 4 | |
Лекции 1. Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). 2. Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов. Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | 1 2 | 1 1,2 | |
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия Определение положения элемента в Периодической системе. Составление схем строения атомов по предложенному образцу | 1 | 3 | |
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. (Работа с учебником- составление конспекта) | 2 | 3 | |
Тема 1.3 Строение вещества | Содержание учебного материала: | 8 | |
Лекции 1. Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. 2. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. 3. Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. 4. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. 5. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | 1 2 1 1 1 | 1,2 1,2 1 1,2
1 | |
Лабораторные работы
| 2 | 2 | |
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. (Составление логико-дидактических структур по теме) Определение степени окисления в сложных веществах. (Работа с книгой, конспектом.) | 3 | 3 | |
Тема 1.4 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала: | 5 | |
Лекции 1. Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. 2. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. | 1 2 | 1 1,2 | |
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия
| 2 | 2 | |
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. (Работа с учебником- составление конспекта) | 2 | 3 | |
Тема 1.5 Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала: | 7 | |
Лекции 1. Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. 2. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. 3. Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. | 1 1 2 | 1,2 1,2 1,2 | |
Лабораторные работы 1. Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. 2. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований.Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. | 2 | 2 | |
Практические занятия
| 1 | 3 | |
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды.. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. (Составление логико-дидактических структур по теме) 2. Диссоциация кислот, оснований, солей. Уравнение гидролиза. Ионные уравнения реакций. Уравнения электролиза. (Работа с книгой, конспектом.) | 2 | 3 | |
Тема 1.6 Химические реакции | Содержание учебного материала: | 6 | |
Лекции 1. Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. 2. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 2 2 | 1,2 1,2 | |
Лабораторные работы 1. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры. | 1 | 2 | |
Практические занятия
| 1 | 3 | |
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Окислительно- восстановительных реакции. (Работа с книгой, конспектом.) | 2 | 3 | |
Тема 1.7 Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала: | 8 | |
Лекции 1. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. 2. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | 2 2 | 1 1 | |
Лабораторные работы 1. Ознакомление со структурами серого и белого чугуна. Распознавание руд железа. | 1 | 2 | |
Практические занятия
| 1 1 | 3 3 | |
Контрольные работы | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов. (Подготовка реферативных сообщений) 2. Подгруппа галогенов, ее характеристика, свойства галогенов. Подгруппа кислорода и серы, их аллотропные видоизменения. Подгруппа углерода. Адсорбционная способность активированного угля. (Подготовка реферативных сообщений) | 2 | 3 | |
Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 34 | ||
Тема 2.1 Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала: | 5 | |
Лекции 1. Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. 2. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. 3. Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | 1 2 2 | 1 1 1 | |
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. (Работа с учебником- составление конспекта) | 2 | 3 | |
Тема 2.2 Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала: | 10 | |
Лекции 1. Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов: горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. 2. Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции, гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. 3. Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. 4. Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | 2 2 1 1 | 1,2 1,2 1,2 1,2 | |
Лабораторные работы 1. Изготовление моделей молекул органических веществ. 2. Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. 3. Получение этилена и опыты с ним 4. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. | 4 | 2 | |
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. (Составление логико-дидактических структур по теме) | 3 | 3 | |
Тема 2.3 Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала: | 9 | |
Лекции 1. Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. 2. Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. 3. Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | 2 2 2 | 1,2 1,2 1,2 | |
Лабораторные работы
| 3 | 3 | |
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся 1. Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ⎯→ полисахарид. (Работа с учебником- составление конспекта) | 3 | 3 | |
Тема 2.4 Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Содержание учебного материала: | 10 | |
Лекции 1. Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. 2. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. | 2 4 | 1 1 | |
Лабораторные работы
| 1 | 2 | |
Практические занятия
| 2 | 2 | |
Контрольные работы | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. (Работа с учебником- составление конспекта) 2. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. (Составление логико-дидактических структур по теме) | 2 | 3 | |
Итого | 78/25 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета Химии;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочных мест по количеству обучающихся – 36;
- стулья – 36;
- доска классная – 1;
- стеллаж для моделей и макетов – 1;
- шкаф для моделей и макетов – 1;
- рабочее место преподавателя – 1;
- рабочее место лаборанта – 1;
- шкафы для реактивов – 6;
- вытяжной шкаф – 1.
Методические разработки по курсу «Химия».
Учебно-методический комплекс дисциплины «Химия»
Учебно-методическая литература по дисциплине «Химия».
Учебные наглядные пособия:
- комплекты учебно-наглядных пособий по дисциплине:
- Портреты химиков;
- Химические реактивы
- Химическая посуда
- Учебные пособия для студентов (электронная версия учебника)
- Таблицы
- Плакаты
- Схемы – конспекты
- Дидактический материал
- Видеофильмы;
- Слайд - материалы
Технические средства обучения:
- компьютер
- экран проекционный;
- видеоплеер;
- телевизор;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2005.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
Браун Т., Лемей Г.Ю. Химия в центре наук: В 2 т. – М., 1987.
Ерохин Ю.М. Химия. – М., 2003.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
Титова И.М. Химия и искусство. – М., 2007.
Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.
Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник. – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие. – М., 2003.
Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2003.
Дополнительные источники:
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.
Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 2004.
Электронный ресурс Лабораторный практикум по химии. Форма доступа: http://shnic.narod.ru/
Сайты «Творческие мастерские» Развитие творческого мышления учащихся, http://school.holm.ru/ – школьный мир химии
Kонсультативные сайты для учителей и учеников http://www/alhimik.ru – полезные советы, виртуальный репетитор, решение задач, помощь абитуриентам, история химии.
Электронные энциклопедии. Поиск необходимой информации для рефератов, докладов, исследовательских работ, http://www.chem.ac.ru/ – программы для обработки, рефераты, курсовые работы
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ГБОУ РЖПТ им. А.П. Байкузова», реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение промежуточной аттестации и текущего контроля индивидуальных образовательных достижений – демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков.
Для проверки уровня подготовки и качества знаний обучаемых предусмотрены следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тематическое тестирование, тематические зачетные и проверочные работы, обобщающие уроки; подготовка и защита учащимися рефератов, проектных и исследовательских работ.
Текущий контроль проводится преподавателем в процессе проведения учебных, в том числе семинарских занятий и самостоятельных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, подготовки выступлений, проектов, исследований, творческих работ.
Обучение по учебной дисциплине завершается промежуточной аттестацией, в форме зачета, итоговой аттестацией в форме экзамена.
Промежуточная аттестация и текущий контроль осуществляется на основе фондов оценочных средств (ФОС).
ФОС включают в себя педагогические контрольно-измерительные материалы, предназначенные для определения соответствия (или несоответствия) индивидуальных образовательных достижений основным показателям результатов подготовки (таблицы).
Раздел (тема) | Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
Раздел 1 Тема 1.1 | Знать формулировки основных законов химии; состав, названия и характерные свойства основных классов неорганических соединений | Уметь производить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакции, определять типы химических реакций, характеризовать свойства классов неорганических соединений, составлять генетические ряды, образованные классами неорганических соединений | Семинарское занятие Самостоятельная работа |
Раздел 1 Тема 1.2 | Знать современную формулировку периодического закона и строение таблицы Д.И. Менделеева | Уметь определять элемент по описанным свойствам, определять элемент по электронной формуле; устанавливать по порядковому номеру элемента номер периода и номер группы, в которых он находится, а также формулы и характер высшего оксида и соответствующего ему гидроксида; записывать электронную формулу данного элемента и сравнивать с окружающими его элементами в периоде и группе | Семинарское занятие Тестирование Практическое занятие Самостоятельная работа |
Раздел 1 Тема 1.3 | Знать виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная, ионная, водородная, металлическая). Донорно-акцепторный механизм связи | Уметь определять характер химической связи в различных соединениях и степень окисления элемента; составлять структурные формулы молекулярных соединений | Семинарское занятие Тестирование Самостоятельная работа |
Раздел 1 Тема 1.4 | Знать основные факторы, влияющие на скорость химических реакций, на смещение химического равновесия | Уметь выявлять условия протекания обратимой реакции в нужном направлении, применять понятия: прямая и обратная реакции; эндо- и экзотермические реакции; скорость химической реакции; химическое равновесие и условия его смещения | Семинарское занятие Тестирование Самостоятельная работа Практическое занятие |
Раздел 1 Тема 1.5 | Знать теорию электролитической диссоциации Аррениуса и иметь понятие о современной теории кислот и оснований; иметь представление о гидролизе солей и об электролизе расплавов и растворов солей | Уметь записывать уравнения реакций ионного обмена, определять кислотность растворов кислотно-основными индикаторами; составлять полные и сокращенные ионные уравнения гидролиза солей; предсказывать реакцию среды в растворах солей; решать задачи на концентрацию растворов | Самостоятельная работа Тестирование Лабораторное занятие Семинарское занятие Практическое занятие |
Раздел 1 Тема 1.6 | Знать основные понятия и сущность окислительно-восстановительных реакций, правила составления уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса | Уметь классифицировать реакции с точки зрения степени окисления: определять и применять понятия – степень окисления, окислители и восстановители. Процессы окисления и восстановления: составлять электронный баланс для окислительно-восстановительных реакций и применять его для расстановки коэффициентов в молекулярном уравнении | Семинарское занятие Самостоятельная работа Тестирование Практическое занятие Контрольная работа |
Раздел 1 Тема 1.7 | Знать положение металлов в периодической системе, особенности строения их атомов: состав, свойства, получение и применение важнейших химических соединений металлов; общие и специфические свойства металлов главных подгрупп I-III групп; свойства представителей металлов побочных подгрупп периодической системы – железа, меди и хрома; понятие о коррозии и способы защиты металлов от коррозии | Уметь составлять электронные формулы атомов металлов малых и больших периодов: определять свойства металла в зависимости от его положения в электрохимическом ряду напряжений; находить сходство и различие в свойствах металлов одной группы; объяснять явление амфотерности на примере оксидов и гидроксидов алюминия; давать определения и применять понятия – металлическая связь, электрохимический ряд напряжений металлов | Семинарское занятие Самостоятельная работа Тестирование Практическое занятие Лабораторное занятие |
Раздел 2 Тема 2.1 | Знать что изучает органическая химия; основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова; явление изомерии; понятие углеводородов; способы разрыва ковалентной связи | Семинарское занятие Самостоятельная работа | |
Раздел 2 Тема 2.2 | Знать общую формулу углеводородов, характер связи в их молекулах: понятие гомологов; правила систематической номенклатуры (ИЮПАК) для алканов; эмпирические названия изучаемых углеводородов; свойства и практическое значение изуч енных углеводородов. | Уметь называть углеводороды по рациональной и систематической номенклатуре; составлять молекулярные и структурные формулы углеводородов и их галогенопроизводных; составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства предельных углеводородов | Семинарское занятие Тестирование Самостоятельная работа Практическое занятие |
Раздел 2 Тема 2.3 | Знать определение, состав, строение, применение, промышленное получение спиртов и фенолов; альдегидов и кетонов, предельных монокарбоновых кислот, моносахаридов (глюкозы и фруктозы), дисарарилов (сахарозы), полисахаридов (крахмала и целлюлозы); свойства глюкозы, сахарозы, крахмала, целлюлозы и их применение. Меры по охране окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол; о губительном действии на организм человека спиртов
| Уметь составлять структурные формулы спиртов и фенолов; альдегидов и кетонов; карбоновых кислот; Уметь называть их по систематической номенклатуре составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства и способы получения | Семинарское занятие Тестирование Лабораторное занятие |
Раздел 2 Тема 2.4 | Знать названия аминов; их свойства и их применение; строение аминокислот, структуру белка, свойства и значение белков. Знать состав, строение и свойства полимеров. Знать состав, названия и свойства представителей важнейших классов органических соединений, их функциональные группы; практическое значение изучаемых органических веществ | Уметь доказывать наличие основных свойств аминов, зависимость между строением и их свойствами; сравнивать свойства алифатических и ароматических аминов; объяснять химические свойства аминокислот на основании взаимного влияния функциональных групп друг на друга; определять наличие белковых соединений качественными реакциями | Семинарское занятие Самостоятельная работа Лабораторное занятие Тестирование |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка (зачетная) освоенных обучающимися общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по химии 8 класс Факультативный курс «Введение в мир химии»
пояснительная записка, тематическое планирование....
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочие программы по химии на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии за курс основной школы (8-9 класс) по О.С. Габриеляну
Рабочая программа по учебному курсу «Химия» в 8-9 классах составлена на основе «Программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа...
Рабочая программа по химии за курс 8 класса
Рабочая программа по химии разработана для обучения в 8 классах на основе примерной программы для основного общего образования по химии, федерального компонента государственног...
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 8 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна
Рабочая программа по химии для 9 класса, 2 часа в неделю,на основе программы авторского курса химии для 8-11 классов О.С. Габриеляна...
Рабочая программа по химии за курс основной школы (базовый уровень) 8 - 9 класс
Рабочая программа по химии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, на о...