Практическая работа № 4 «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»
план-конспект урока по химии на тему

Обабко Светлана Леонидовна

Урок 43

Тема урока:     Практическая работа №  4  «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

Цели урока: Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами в растворе, получать новые вещества из имеющихся реактивов; записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде; проводить наблюдения; делать выводы; соблюдать правила по технике безопасности

Оборудование: растворы солей: карбоната калия, хлорида бария, хлорида кальция,  нитрата серебра,  карбоната натрия, р.-ры гидроксида натрия, серной кислоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_43_prakticheskaya_rabota-1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 43 

Тема урока:     Практическая работа №  4  «Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших катионов и анионов»

Цели урока: Уметь доказывать опытным путем состав изученных веществ, проводить реакции между веществами в растворе, получать новые вещества из имеющихся реактивов; записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде; проводить наблюдения; делать выводы; соблюдать правила по технике безопасности

Оборудование: растворы солей: карбоната калия, хлорида бария, хлорида кальция,  нитрата серебра,  карбоната натрия, р.-ры гидроксида натрия, серной кислоты.

Ход урока

  1. Организационный момент. Подготовка к проведению практической работы.
  1.     Инструктаж по технике безопасности при работе с кислотами, щелочами, концентрированными веществами.
  1.     Беседа о ходе проведения работы.
  2.     Проверить подготовленность учащихся к практической работе.

II .      Проведение практической работы.

  1. Задачи на распознавание анионов (гидроксид, карбонат, хлорид).

Выполним все действия, описанные в учебнике.

В трех выданных пробирках находятся твердые белые вещества: NaOH. К2С03, ВаС12. Для распознавания данных соединений растворим их в воде После этого добавим во все 3 пробирки раствор серной кислоты. По результатам визуальных наблюдений сделаем вывод о соединениях, находящихся в пробирках:

а)        2NaOH + H2S04 = Na2S04 + 2H20

2Na+ + 20Н" + 2Н+ + S042" = 2Na+ + S042" + 2H,0

OH   + H+ = H20

Нет видимых изменений, но если потрогать пробирку руками, можно почувствовать тепло, т. к. реакции нейтрализации являются экзотермическими, протекают со значительным выделением тепла.

б)        К2С03 + 2H2S04 = K2S04 + Н20 + С02Т

+ + С032" + 2Н+ + S042' = 2К+ + S042- + Н20 + С02

 С032' + 2Н+ = Н20 + С02

 В данном случае, наблюдаем выделение газа.

в)        ВаС12 + H2S04 -> 2HC1 + BaS04

Ва2+ + 2С1" + 2Н+ + 2S042" -* 2Н+ + 2СГ + BaS04

Ва2+ + 2S042' -> BaS04

 Наблюдаем выделение белого осадка.

  1. Задача на распознавание  катиона (кальция)

Для доказательства качественного состава СаС12 проведем реакции, характерные для катиона кальция и хлорид-аниона. Для этого раствор СаС12 разольем на 2 пробирки.

1)        В одну из них добавим раствор карбоната натрия:

Na2C03 + СаС12 = CaC03 + 2NaCl 2Na+ + С032- + Са2+ + 2СГ = CaC03 + 2Na+ + 2СГ Са2+ + С032- = СаС03 Наблюдаем выделение белого осадка карбоната кальция СаС03.

2)        В другую пробирку прильем раствор нитрата серебра:

СаС12 + 2AgN03 = Ca(N03)2 + 2AgCl

2Са2+ + 2СГ + 2Ag+ + 2N03_ = Ca2+ + 2N03  + 2AgCl CI- + Ag+ = 2AgCl

Наблюдаем выделение белого творожистого осадка.

(После проведения работы, сделайте вывод, запишите все результаты в тетрадь, уберите рабочее место.)

Ш. Закрепление знаний, умений, навыков.

Домашнее задание: Оформить практическую работу. Подготовиться к практической работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

Конспект урока "Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода». 9 класс....

9 класс. Практическая работа № 4 Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших анионов.

Инструктивная карта к практической работе для 9 класса  Практическая работа "Решение экспериментальных задач на распознавание важнейших анионов."...

Практическая работа № 3 «Решение экспериментальных задач по распознаванию и получению веществ»

Конспект урока поможет провести Практическую работу в 9 классе. Здесь представлена методика проведения качественного анализа неорганических соединений....

11 класс Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме "Металлы"

Материал разработан для учащихся обучающихся по УМК Н.Е. Кузнецовой...

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"

Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме: "Металлы"...

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс

Открытый урок на тему: Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме "Металлы", 11 класс...