ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОЛУРЕАКЦИЙ В РЕАКЦИЯХ С УЧАСТИЕМ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
методическая разработка по химии (10 класс) на тему
В методическом материале подробно описан метод полуреакций, необходимый для расстановки коэффициентов в органических веществах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В документе подробно описан метод полуреакций, рациональный для применения в органическом синтезе | 63.3 КБ |
rasstanovka_koef.zip | 63.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Научно-методический центр МБОУ СОШ №15
Автор: Казакова Ирина Петровна
(учитель химии и биологии)
Тема :
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОЛУРЕАКЦИЙ
В РЕАКЦИЯХ С УЧАСТИЕМ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
(10 класс)
(учебно-методическое пособие для учителей химии)
(Научись решать ЕГЭ быстро и правильно)
(практическое руководство для выполнения задания С-3 в ЕГЭ)
г.Новый Уренгой
2014
Аннотация
Данная работа раскрывает методику расстановки коэффициентов в уравнениях с участием органических веществ.
В органических веществах степени окисления атомов углерода могут иметь разные значения, поэтому удобнее расставлять коэффициенты методом полуреакций, где используются ионы.
Метод полуреакций позволяет быстро и правильно расставить коэффициенты в уравнениях. Этот тип заданий включен в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Работу можно использовать как практическое руководство для подготовки к ЕГЭ, при решении генетической связи между органическими веществами в классах химико-биологического профиля.
Содержание
- Введение
- Основная часть
2.1 Преимущества метода полуреакций
2.2 Некоторые тонкости расстановки коэффициентов.
2.3 Окисление органических веществ: ОВР в органической химии.
2.3.1 Алкены.
2.3.2 Алкины.
2.3.3 Гомологи бензола
2.3.4 Спирты
2.3.5 Альдегиды
2.3.6 Карбоновые кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Список литературы
Введение
« Умение расставлять коэффициенты есть искусство,
приобретенное практикой.»
Научно-методическая разработка предназначена для учащихся 10-11 классов и носит предметно-ориентированный характер.
Расстановка коэффициентов в химическом образовании занимает важное место, так как любое химическое уравнение составляется на основе закона сохранения массы веществ (М.В.Ломоносов). Зачастую учащиеся расставляют коэффициенты методом электронного баланса, который включен в программу химического образования 8-11 классов и не пытаются другим, более рациональным способом.
Данный вопрос представляется актуальным, так как введен в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ для выпускников 11 класса. Он расширяет возможность совершенствования умений и навыков в расстановке коэффициентов, углубляет знания учащихся. Кроме того, система высшего химического образования требует знания именно этого способа расстановки коэффициентов. Поэтому начальные знания в этой области ученик должен приобрести в стенах школы.
Часто учащиеся выполняют задания по тому образцу, который предложен учителем и не пытаются найти более рациональный способ решения. При выполнении заданий ЕГЭ, когда ученик сталкивается с ограничением времени , необходим простой и быстрый способ решения задания.
Научно – методическая разработка имеет общеобразовательный характер и предназначена для углубленного изучения химических процессов.
Курс позволяет систематизировать знания о разных способах расстановки коэффициентов, его изучение способствует расширению предметных знаний по химии, лучшему усвоению материала на профильном уровне.
Цель данной научно-методической разработки:
- расширить знания учащихся о методах расстановки коэффициентов;
- сформировать умения и навыки при выполнении данного задания;
- сформировать умения рационального применения метода полуреакций;
- устранить пробелы в знаниях;
- лучше подготовиться к ЕГЭ;
Основными задачами являются:
*изучение количественных закономерностей химии:
*освоение способа расстановки коэффициентов и приобретение предметного навыка применения при выполнении заданий данного типа;
*создание условий для саморазвития личности учащегося;
* развитие у учащихся , как содержательной стороны мышления, так и действенной;
*развитие логического мышления;
*обеспечение самостоятельности и активности учащихся:
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
- Алгоритм действий по расстановке коэффициентов методом полуреакций;
- Чем отличается метод электронного баланса от метода полуреакций:
- Когда рационально применение данного метода;
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
- Расставлять коэффициенты методом полуреакций;
- Проводить анализ использования данного метода для данной ситуации;
- Грамотно оформлять решение;
- Составлять и применять алгоритмы последовательности действий при решении;
Итак, в процессе изучения происходит уточнение и закрепление действий учащихся, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний.
У учащихся в процессе усвоения воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
Умение расставлять коэффициенты развивается в процессе обучения, и развивать это умение можно только одним путем - постоянно, систематически выполнять данные задания.
2.1 Преимущества метода полуреакций .
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ включены задания по подбору коэффициентов в уравнениях ОВР методом электронного баланса (С-1).
Уравнивание ОВР методом электронного баланса хорош для реакций, протекающих в газовой среде.
Однако в задания (С-3) включены уравнения в которых желательно использовать метод полуреакций. Так как большинство процессов, как в химической промышленности, так и в живой природе происходит в растворе, как правило, водном, то, следует по подробнее познакомиться с методом полуреакций. Хотя и более сложным, но хорошо описывающем процессы, идущие в жидкой среде.
Практика показывает, что подбор коэффициентов в реакциях окисления органических веществ вызывает определенные затруднения, так как приходится иметь дело с весьма непривычными степенями окисления. Некоторые учащиеся из-за отсутствия опыта продолжают отождествлять степень окисления с валентностью и, вследствие этого, неправильно определяют степень окисления углерода в органических соединениях. Валентность углерода в этих соединениях всегда равна четырем, а степень окисления может принимать различные значения (от -3 до +4, в том числе дробные значения). Непривычным моментом при окислении органических веществ является нулевая степень окисления атома углерода в некоторых сложных соединениях. Если преодолеть психологический барьер, составление таких уравнений не представляет сложности. Преимущество этого метода заключается в том, что нет необходимости сразу угадывать и записывать продукты реакции. Они достаточно легко определяются в ходе уравнения.
Во-первых, давайте определимся, в каких случаях лучше использовать метод полуреакций:
- реакция происходит в растворе;
- в реакции принимают участие больше чем 2 реагента, да и продуктов реакции больше, чем 2:
ПРАВИЛА МЕТОДА ПОЛУРЕАКЦИЙ
- В кислой среде ни в левой, ни в правой части не должно быть ионов OH(-). Уравнивание осуществляется за счет ионов H(+) и молекул воды.
- В щелочной среде ни в левой, ни в правой части не должно быть ионов H(+). Уравнивание осуществляется за счет ионов OH(-) и молекул воды.
- В нейтральной среде ни ионов H(+), ни OH(-) в левой части быть не должно. Однако в правой части среди продуктов реакции они могут появиться.
2.2 Некоторые тонкости расстановки коэффициентов.
На наглядном примере познакомимся с некоторыми тонкостями этой методики.
Расстановка коэффициентов электронно-ионным методом в органической химии.
C6H5 CH3 + KMnO4 + H2SO4 = C6H5COOH + MnSO4 + K2SO4 + H2O
Выписываем молекулы органических веществ:
C7H8 C7H6O2
- Выравниваем O молекулой H2O :
C7H8 + 2H2O → C7H6O2.
- Уравниваем H катионами H+ :
C7H8 + 2H2O → C7H6O2 + 6H+
- Определяем заряды и переход электронов:
C7H8 + 2H2O - 6 e → C7H6O2 + 6H+
Выписываем ионы марганца
- MnO4 - → Mn2+
- Выравниваем O молекулой H2O :
MnO4 - → Mn2+ + 4 H2O
- Уравниваем H катионами H+ :
- MnO4 - + 8Н+ → Mn2+ + 4 H2O
Определяем заряды и переход электронов:
MnO4 - + 8Н+ +5 e → Mn2+ + 4 H2O
Записываем электронно-ионный баланс
C7H8 + 2H2O - 6 e → C7H6O2 + 6H+ / 6 /5
MnO4 - + 8Н+ +5 → Mn2+ + 4 H2O /5 /6
5 C6H5 CH3 + 6 KMnO4 + H2SO4 = 5 C6H5COOH + 6 MnSO4 + K2SO4 + H2O
Уравниваем калий, серу, водород и проверяем количество кислорода.
5 C6H5 CH3 + 6 KMnO4 + 9 H2SO4 = 5 C6H5COOH + 6 MnSO4 + 3 K2SO4 +18 H2O
2.3 Окисление органических веществ: ОВР в органической химии.
Реакции окисления органических веществ, в присутствии неорганических идут с образованием разных продуктов в зависимости от среды раствора и условий протекания.
2.3.1 Алкены.
- Мягкое окисление (нейтральная и слабощелочная среда)
При мягком окислении алкены превращаются в гликоли (двухатомные спирты).
Атомы-восстановители в этих реакциях – атомы углерода, связанные двойной связью. Разрывается только связь, при этом связь сохраняется. По месту разрыва связи присоединяются гидроксильные группы.
Реакция с раствором перманганата калия протекает в нейтральной или слабо -щелочной среде следующим образом:
C2H4 + KMnO4 + H2O = CH2OH–CH2OH + MnO2 + KOH (охлаждение)
Расставляем коэффициенты электронно-ионным методом
Выписываем молекулы органических веществ:
C2H4 C2H6O2
- Выравниваем O молекулой H2O :
C2H4 + 2H2O → C2H6O2.
- Уравниваем H катионами H+ :
C2H4 + 2H2O → C2H6O2 + 2H+
- Определяем заряды и переход электронов:
C2H4 + 2H2O - 2 e → C2H6O2 + 2H+
Выписываем ионы марганца
- MnO4 - → MnO2
- Выравниваем O молекулой H2O :
MnO4 - → MnO2 + 2 H2O
- Уравниваем H катионами H+ :
- MnO4 - + 4Н+ → MnO2 + 2 H2O
Определяем заряды и переход электронов:
MnO4 - + 4Н+ +3 e → MnO2 + 2 H2O
Записываем электронно-ионный баланс
C2H4 + 2H2O - 2 e → C2H6O2 + 2H+ / 2 /3
MnO4 - + 4Н+ +3 е → MnO2 + 2 H2O /3 /2
3C2H4 + 2KMnO4 + H2O =3CH2OH–CH2OH + 2MnO2 + KOH (охлаждение)
Уравниваем калий, водород и проверяем количество кислорода.
3C2H4 + 2KMnO4 +4H2O =3CH2OH–CH2OH + 2MnO2 + 2KOH (охлаждение)
- Запишите реакции окисления и расставьте коэффициенты
- Пропилен------------пропандиол-1,2 (нейтральная среда)
- Бутен-1--------------- (нейтральная среда)
1-2. _ Жесткие условия ( сернокислая и сильнощелочная среда)
В более жестких условиях окисление приводит к разрыву углеродной цепи по двойной связи и образованию двух кислот:
5CH3 -CH=CH-CH2 –CH3 + 8KMnO4 + 12H2SO4 = 5CH3COOH + 5C2H5COOH + 8MnSO4 + 4K2SO4 + 17H2O (нагревание)
Выписываем молекулы органических веществ:
C5H10 C2H4O2 + C3H6O2
- Выравниваем O молекулой H2O :
C5H10 + 4H2O → C2H4O2. + C3H6O2
- Уравниваем H катионами H+ :
C5H10 + 4H2O → C2H4O2 + C3H6O2 + 8H+
- Определяем заряды и переход электронов:
C5H10 + 4H2O - 8 e → C2H4O2 + C3H6O2 + 8H+
Выписываем ионы марганца
- MnO4 - → Mn2+
- Выравниваем O молекулой H2O :
MnO4 - → Mn2+ + 4 H2O
- Уравниваем H катионами H+ :
- MnO4 - + 8Н+ → Mn2+ + 4 H2O
Определяем заряды и переход электронов:
MnO4 - + 8Н+ +5 e → Mn2+ + 4 H2O
Записываем электронно-ионный баланс
C5H10 + 4H2O - 8 e → C2H4O2 + C3H6O2 + 8H+ /8 /5
MnO4 - + 8Н+ +5 е → Mn2+ + 4 H2O /5 /8
5CH3 -CH=CH-CH2 –CH3 + 8KMnO4 + H2SO4 = 5CH3COOH + 5C2H5COOH + 8MnSO4 + K2SO4 + H2O ( нагревание )
Уравниваем калий, серу, водород и проверяем количество кислорода.
5CH3 -CH=CH-CH2 –CH3 + 8KMnO4 + 12H2SO4 = 5CH3COOH + 5C2H5COOH + 8MnSO4 + 4K2SO4 + 17H2O (нагревание)
- Запишите уравнение реакции окисления перманганатом калия в кислой среде и расставьте коэффициенты.
- Бутен-2-----------2 молекулы уксусной кислоты
- Гексен-2-----------уксусная кислота + пропионовая кислота
- Если в молекуле двойная связь располагается с краю: двойная связь при этом разрывается. Крайний атом углерода окисляется в молекулу углекислого газа, а оставшаяся часть в соответствующую кислоту.
5CH3 -CH=CH2 + 10KMnO4 + 15H2SO4 = 5CH3COOH + 5CO2 + 10MnSO4 + 5K2SO4 + 20H2O (нагревание).
- Запишите уравнение реакции окисления перманганатом калия в кислой среде и расставьте коэффициенты.
- Бутен-1-------------
- Пентен -1------------ углекислый газ + бутановая кислота
(в сильно щелочной среде – двух солей) или кислоты и диоксида углерода (в сильно щелочной среде – соли и карбоната):
1-3 Если среда – сильнощелочная
В молекуле двойная связь располагается с краю: связь полностью разрушается, крайний атом превращается в среднюю соль (карбонат), оставшаяся часть - также в соответствующую соль.
CH3 -CH=CH2 + 10KMnO4 + 13KOH = CH3COOK + K2CO3 + 8H2O + 10K2MnO4 (нагревание)
В молекуле двойная связь располагается в середине молекулы: связь полностью разрушается, образуются 2 соли карбоновых кислот.
CH3 -CH=CH-CH2 -CH3 + 6KMnO4 + 10KOH = CH3COOK + C2H5COOK + 6H2O + 6K2MnO4 (нагревание)
2.3.2 Алкины
Алкины начинают окисляются в несколько более жестких условиях, чем алкены, поэтому они обычно окисляются с разрывом углеродной цепи по тройной связи. Как и в случае алканов, атомы-восстановители здесь – атомы углерода, связанные в данном случае тройной связью. В результате реакций образуются кислоты и диоксид углерода. Окисление может быть проведено перманганатом или дихроматом калия в кислотной среде, например:
5CH3 -C CH + 8KMnO4 + 12H2SO4 = 5CH3COOH + 5CO2 + 8MnSO4 + 4K2SO4 + 12H2O (нагревание)
Иногда удается выделить промежуточные продукты окисления. В зависимости от положения тройной связи в молекуле это или дикетоны (R1–CO–CO–R2), или альдокетоны (R–CO–CHO).
Ацетилен может быть окислен перманганатом калия в слабощелочной среде до оксалата калия:
3CH CH + 8KMnO4 = 3K2C2O4 +2H2O + 8MnO2 + 2KOH
В кислотной среде окисление идет до углекислого газа:
CH CH + 2KMnO4 +3H2SO4 = 2CO2 + 2MnSO4 + 4H2O + K2SO4
2.3.3. Гомологи бензола.
Окисление этих веществ дихроматом или перманганатом калия в кислотной среде приводит к образованию бензойной кислоты
C6H5 CH3 + KMnO4 + H2SO4 = C6H5COOH + MnSO4 + K2SO4 + H2O
Выписываем молекулы органических веществ:
C7H8 C7H6O2
- Выравниваем O молекулой H2O :
C7H8 + 2H2O → C7H6O2.
- Уравниваем H катионами H+ :
C7H8 + 2H2O → C7H6O2 + 6H+
- Определяем заряды и переход электронов:
C7H8 + 2H2O - 6 e → C7H6O2 + 6H+
Выписываем ионы марганца
- MnO4 - → Mn2+
- Выравниваем O молекулой H2O :
MnO4 - → Mn2+ + 4 H2O
- Уравниваем H катионами H+ :
- MnO4 - + 8Н+ → Mn2+ + 4 H2O
Определяем заряды и переход электронов:
MnO4 - + 8Н+ +5 e → Mn2+ + 4 H2O
Записываем электронно-ионный баланс
C7H8 + 2H2O - 6 e → C7H6O2 + 6H+ / 6 /5
MnO4 - + 8Н+ +5 → Mn2+ + 4 H2O /5 /6
5 C6H5 CH3 + 6 KMnO4 + H2SO4 = 5 C6H5COOH + 6 MnSO4 + K2SO4 + H2O
Уравниваем калий, серу, водород и проверяем количество кислорода.
5 C6H5 CH3 + 6 KMnO4 + 9 H2SO4 = 5C6H5COOH + 6 MnSO4 + 3K2SO4 +18H2O
5C6H5 -CH2 –CH3 + 12KMnO4+ 18 H2SO4 =5C6H5COOH +5CO2+ 12 MnSO4 + 6K2SO4 +28H2O
Гомологи бензола могут быть окислены раствором перманганата калия в нейтральной среде до бензоата калия:
C6H5CH3 +2KMnO4 = C6H5COOK + 2MnO2 + KOH + H2O (при кипячении)
C6H5 -CH2 –CH3 + 4KMnO4 = C6H5COOK + K2CO3 + 2H2O + 4MnO2 + KOH
2.3.4. Спирты.
Непосредственным продуктом окисления первичных спиртов являются альдегиды, а вторичных – кетоны.
Образующиеся при окислении спиртов альдегиды легко окисляются до кислот, поэтому альдегиды из первичных спиртов получают окислением дихроматом калия в кислотной среде при температуре кипения альдегида. Испаряясь, альдегиды не успевают окислиться.
3C2H5OH + K2Cr2O7 + 4H2SO4 = 3CH3CHO + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 7H2O (нагревание)
С избытком окислителя (KMnO4, K2Cr2O7) в любой среде первичные спирты окисляются до карбоновых кислот или их солей, а вторичные – до кетонов. Третичные спирты в этих условиях не окисляются, а метиловый спирт окисляется до углекислого газа. Все реакции идут при нагревании.
Двухатомный спирт, этиленгликоль HOCH2–CH2OH, при нагревании в кислотной среде с раствором KMnO4 или K2Cr2O7 легко окисляется до углекислого газа и воды, но иногда удается выделить и промежуточные продукты (HOCH2–COOH, HOOC–COOH и др.).
2.3.5. Альдегиды
Альдегиды – довольно сильные восстановители, и поэтому легко окисляются различными окислителями, например: KMnO4, K2Cr2O7 , [Ag(NH3)2]OH. Все реакции идут при нагревании:
3CH3CHO + 2 KMnO4 = CH3COOH + 2CH3COOK + 2MnO2+ H2O
3CH3CHO + K2Cr2O7 + 4H2SO4 = 3CH3COOH + Cr2(SO4)3 + 7H2O
CH3CHO + 2[Ag(NH3)2]OH = CH3COONH4 + 2Ag + H2O + 3NH3
Формальдегид с избытком окислителя окисляется до углекислого газа.
3СН 2О + 2K 2Cr 2O7 + 8H 2SO4 = 3CO2 +2K 2SO4 + 2Cr 2(SO 4)3 + 11H 2O
2.3.6 . Карбоновые кислоты.
Среди кислот сильными восстановительными свойствами обладают муравьиная и щавелевая, которые окисляются до углекислого газа.
НСООН + HgCl2 =CO2 + Hg + 2HCl
HCOOH+ Cl2 = CO2 +2HCl
HOOC-COOH+ Cl2 =2CO2 +2HCl
2.4 Задания для самостоятельной работы:
Закончите УХР и расставьте коэффициенты методом полуреакций:
CH3-CH=CH-CH3 + KMnO4 + H 2SO4 →
(CH3) 2C=C-CH3 + KMnO4 + H 2SO4 →
CH3-CH2-CH=CH2 + KMnO4 + H 2SO4 →
СH3-CH2-C≡C-CH3 + KMnO4 + H 2SO4 →
C 6H6-CH3 + KMnO4 +H 2O →
C 6H5-C 2H5 + KMnO4 + H 2SO4 →
C 6H5-CH3 + KMnO4 + H 2SO4 →
Литература:
- Карцова А.А, Левкин А. Н. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии //
Химия в школе. - 2004. - №2. – С.55-61.
2. Хомченко Г.П., Савостьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции: Пособие для учащихся . М.- : Просвещение , 1980.
3. Шарафутдинов В. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии // Башкортостан уkытыусыhы. - 2002. - №5. – С.79 -81.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Научно-методический центр МБОУ СОШ №15
Автор: Казакова Ирина Петровна
(учитель химии и биологии)
Тема :
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПОЛУРЕАКЦИЙ
В РЕАКЦИЯХ С УЧАСТИЕМ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ.
(10 класс)
(учебно-методическое пособие для учителей химии)
(Научись решать ЕГЭ быстро и правильно)
(практическое руководство для выполнения задания С-3 в ЕГЭ)
г.Новый Уренгой
2014
Аннотация
Данная работа раскрывает методику расстановки коэффициентов в уравнениях с участием органических веществ.
В органических веществах степени окисления атомов углерода могут иметь разные значения, поэтому удобнее расставлять коэффициенты методом полуреакций, где используются ионы.
Метод полуреакций позволяет быстро и правильно расставить коэффициенты в уравнениях. Этот тип заданий включен в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ.
Работу можно использовать как практическое руководство для подготовки к ЕГЭ, при решении генетической связи между органическими веществами в классах химико-биологического профиля.
Содержание
- Введение
- Основная часть
2.1 Преимущества метода полуреакций
2.2 Некоторые тонкости расстановки коэффициентов.
2.3 Окисление органических веществ: ОВР в органической химии.
2.3.1 Алкены.
2.3.2 Алкины.
2.3.3 Гомологи бензола
2.3.4 Спирты
2.3.5 Альдегиды
2.3.6 Карбоновые кислоты
- Задания для самостоятельной работы
- Список литературы
Введение
« Умение расставлять коэффициенты есть искусство,
приобретенное практикой.»
Научно-методическая разработка предназначена для учащихся 10-11 классов и носит предметно-ориентированный характер.
Расстановка коэффициентов в химическом образовании занимает важное место, так как любое химическое уравнение составляется на основе закона сохранения массы веществ (М.В.Ломоносов). Зачастую учащиеся расставляют коэффициенты методом электронного баланса, который включен в программу химического образования 8-11 классов и не пытаются другим, более рациональным способом.
Данный вопрос представляется актуальным, так как введен в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ для выпускников 11 класса. Он расширяет возможность совершенствования умений и навыков в расстановке коэффициентов, углубляет знания учащихся. Кроме того, система высшего химического образования требует знания именно этого способа расстановки коэффициентов. Поэтому начальные знания в этой области ученик должен приобрести в стенах школы.
Часто учащиеся выполняют задания по тому образцу, который предложен учителем и не пытаются найти более рациональный способ решения. При выполнении заданий ЕГЭ, когда ученик сталкивается с ограничением времени , необходим простой и быстрый способ решения задания.
Научно – методическая разработка имеет общеобразовательный характер и предназначена для углубленного изучения химических процессов.
Курс позволяет систематизировать знания о разных способах расстановки коэффициентов, его изучение способствует расширению предметных знаний по химии, лучшему усвоению материала на профильном уровне.
Цель данной научно-методической разработки:
- расширить знания учащихся о методах расстановки коэффициентов;
- сформировать умения и навыки при выполнении данного задания;
- сформировать умения рационального применения метода полуреакций;
- устранить пробелы в знаниях;
- лучше подготовиться к ЕГЭ;
Основными задачами являются:
*изучение количественных закономерностей химии:
*освоение способа расстановки коэффициентов и приобретение предметного навыка применения при выполнении заданий данного типа;
*создание условий для саморазвития личности учащегося;
* развитие у учащихся , как содержательной стороны мышления, так и действенной;
*развитие логического мышления;
*обеспечение самостоятельности и активности учащихся:
В результате изучения темы учащиеся должны знать:
- Алгоритм действий по расстановке коэффициентов методом полуреакций;
- Чем отличается метод электронного баланса от метода полуреакций:
- Когда рационально применение данного метода;
В результате изучения темы учащиеся должны уметь:
- Расставлять коэффициенты методом полуреакций;
- Проводить анализ использования данного метода для данной ситуации;
- Грамотно оформлять решение;
- Составлять и применять алгоритмы последовательности действий при решении;
Итак, в процессе изучения происходит уточнение и закрепление действий учащихся, вырабатывается смекалка в использовании имеющихся знаний.
У учащихся в процессе усвоения воспитывается трудолюбие, целеустремленность, развивается чувство ответственности, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.
Умение расставлять коэффициенты развивается в процессе обучения, и развивать это умение можно только одним путем - постоянно, систематически выполнять данные задания.
2.1 Преимущества метода полуреакций .
В контрольно-измерительных материалах ЕГЭ включены задания по подбору коэффициентов в уравнениях ОВР методом электронного баланса (С-1).
Уравнивание ОВР методом электронного баланса хорош для реакций, протекающих в газовой среде.
Однако в задания (С-3) включены уравнения в которых желательно использовать метод полуреакций. Так как большинство процессов, как в химической промышленности, так и в живой природе происходит в растворе, как правило, водном, то, следует по подробнее познакомиться с методом полуреакций. Хотя и более сложным, но хорошо описывающем процессы, идущие в жидкой среде.
Практика показывает, что подбор коэффициентов в реакциях окисления органических веществ вызывает определенные затруднения, так как приходится иметь дело с весьма непривычными степенями окисления. Некоторые учащиеся из-за отсутствия опыта продолжают отождествлять степень окисления с валентностью и, вследствие этого, неправильно определяют степень окисления углерода в органических соединениях. Валентность углерода в этих соединениях всегда равна четырем, а степень окисления может принимать различные значения (от -3 до +4, в том числе дробные значения). Непривычным моментом при окислении органических веществ является нулевая степень окисления атома углерода в некоторых сложных соединениях. Если преодолеть психологический барьер, составление таких уравнений не представляет сложности. Преимущество этого метода заключается в том, что нет необходимости сразу угадывать и записывать продукты реакции. Они достаточно легко определяются в ходе уравнения.
Во-первых, давайте определимся, в каких случаях лучше использовать метод полуреакций:
- реакция происходит в растворе;
- в реакции принимают участие больше чем 2 реагента, да и продуктов реакции больше, чем 2:
ПРАВИЛА МЕТОДА ПОЛУРЕАКЦИЙ
- В кислой среде ни в левой, ни в правой части не должно быть ионов OH(-). Уравнивание осуществляется за счет ионов H(+) и молекул воды.
- В щелочной среде ни в левой, ни в правой части не должно быть ионов H(+). Уравнивание осуществляется за счет ионов OH(-) и молекул воды.
- В нейтральной среде ни ионов H(+), ни OH(-) в левой части быть не должно. Однако в правой части среди продуктов реакции они могут появиться.
2.2 Некоторые тонкости расстановки коэффициентов.
На наглядном примере познакомимся с некоторыми тонкостями этой методики.
Расстановка коэффициентов электронно-ионным методом в органической химии.
C6H5 CH3 + KMnO4 + H2SO4 = C6H5COOH + MnSO4 + K2SO4 + H2O
Выписываем молекулы органических веществ:
C7H8 C7H6O2
- Выравниваем O молекулой H2O :
C7H8 + 2H2O → C7H6O2.
- Уравниваем H катионами H+ :
C7H8 + 2H2O → C7H6O2 + 6H+
- Определяем заряды и переход электронов:
C7H8 + 2H2O - 6 e → C7H6O2 + 6H+
Выписываем ионы марганца
- MnO4 - → Mn2+
- Выравниваем O молекулой H2O :
MnO4 - → Mn2+ + 4 H2O
- Уравниваем H катионами H+ :
- MnO4 - + 8Н+ → Mn2+ + 4 H2O
Определяем заряды и переход электронов:
MnO4 - + 8Н+ +5 e → Mn2+ + 4 H2O
Записываем электронно-ионный баланс
C7H8 + 2H2O - 6 e → C7H6O2 + 6H+ / 6 /5
MnO4 - + 8Н+ +5 → Mn2+ + 4 H2O /5 /6
5 C6H5 CH3 + 6 KMnO4 + H2SO4 = 5 C6H5COOH + 6 MnSO4 + K2SO4 + H2O
Уравниваем калий, серу, водород и проверяем количество кислорода.
5 C6H5 CH3 + 6 KMnO4 + 9 H2SO4 = 5 C6H5COOH + 6 MnSO4 + 3 K2SO4 +18 H2O
2.3 Окисление органических веществ: ОВР в органической химии.
Реакции окисления органических веществ, в присутствии неорганических идут с образованием разных продуктов в зависимости от среды раствора и условий протекания.
2.3.1 Алкены.
- Мягкое окисление (нейтральная и слабощелочная среда)
При мягком окислении алкены превращаются в гликоли (двухатомные спирты).
Атомы-восстановители в этих реакциях – атомы углерода, связанные двойной связью. Разрывается только связь, при этом связь сохраняется. По месту разрыва связи присоединяются гидроксильные группы.
Реакция с раствором перманганата калия протекает в нейтральной или слабо -щелочной среде следующим образом:
C2H4 + KMnO4 + H2O = CH2OH–CH2OH + MnO2 + KOH (охлаждение)
Расставляем коэффициенты электронно-ионным методом
Выписываем молекулы органических веществ:
C2H4 C2H6O2
- Выравниваем O молекулой H2O :
C2H4 + 2H2O → C2H6O2.
- Уравниваем H катионами H+ :
C2H4 + 2H2O → C2H6O2 + 2H+
- Определяем заряды и переход электронов:
C2H4 + 2H2O - 2 e → C2H6O2 + 2H+
Выписываем ионы марганца
- MnO4 - → MnO2
- Выравниваем O молекулой H2O :
MnO4 - → MnO2 + 2 H2O
- Уравниваем H катионами H+ :
- MnO4 - + 4Н+ → MnO2 + 2 H2O
Определяем заряды и переход электронов:
MnO4 - + 4Н+ +3 e → MnO2 + 2 H2O
Записываем электронно-ионный баланс
C2H4 + 2H2O - 2 e → C2H6O2 + 2H+ / 2 /3
MnO4 - + 4Н+ +3 е → MnO2 + 2 H2O /3 /2
3C2H4 + 2KMnO4 + H2O =3CH2OH–CH2OH + 2MnO2 + KOH (охлаждение)
Уравниваем калий, водород и проверяем количество кислорода.
3C2H4 + 2KMnO4 +4H2O =3CH2OH–CH2OH + 2MnO2 + 2KOH (охлаждение)
- Запишите реакции окисления и расставьте коэффициенты
- Пропилен------------пропандиол-1,2 (нейтральная среда)
- Бутен-1--------------- (нейтральная среда)
1-2. _ Жесткие условия ( сернокислая и сильнощелочная среда)
В более жестких условиях окисление приводит к разрыву углеродной цепи по двойной связи и образованию двух кислот:
5CH3 -CH=CH-CH2 –CH3 + 8KMnO4 + 12H2SO4 = 5CH3COOH + 5C2H5COOH + 8MnSO4 + 4K2SO4 + 17H2O (нагревание)
Выписываем молекулы органических веществ:
C5H10 C2H4O2 + C3H6O2
- Выравниваем O молекулой H2O :
C5H10 + 4H2O → C2H4O2. + C3H6O2
- Уравниваем H катионами H+ :
C5H10 + 4H2O → C2H4O2 + C3H6O2 + 8H+
- Определяем заряды и переход электронов:
C5H10 + 4H2O - 8 e → C2H4O2 + C3H6O2 + 8H+
Выписываем ионы марганца
- MnO4 - → Mn2+
- Выравниваем O молекулой H2O :
MnO4 - → Mn2+ + 4 H2O
- Уравниваем H катионами H+ :
- MnO4 - + 8Н+ → Mn2+ + 4 H2O
Определяем заряды и переход электронов:
MnO4 - + 8Н+ +5 e → Mn2+ + 4 H2O
Записываем электронно-ионный баланс
C5H10 + 4H2O - 8 e → C2H4O2 + C3H6O2 + 8H+ /8 /5
MnO4 - + 8Н+ +5 е → Mn2+ + 4 H2O /5 /8
5CH3 -CH=CH-CH2 –CH3 + 8KMnO4 + H2SO4 = 5CH3COOH + 5C2H5COOH + 8MnSO4 + K2SO4 + H2O ( нагревание )
Уравниваем калий, серу, водород и проверяем количество кислорода.
5CH3 -CH=CH-CH2 –CH3 + 8KMnO4 + 12H2SO4 = 5CH3COOH + 5C2H5COOH + 8MnSO4 + 4K2SO4 + 17H2O (нагревание)
- Запишите уравнение реакции окисления перманганатом калия в кислой среде и расставьте коэффициенты.
- Бутен-2-----------2 молекулы уксусной кислоты
- Гексен-2-----------уксусная кислота + пропионовая кислота
- Если в молекуле двойная связь располагается с краю: двойная связь при этом разрывается. Крайний атом углерода окисляется в молекулу углекислого газа, а оставшаяся часть в соответствующую кислоту.
5CH3 -CH=CH2 + 10KMnO4 + 15H2SO4 = 5CH3COOH + 5CO2 + 10MnSO4 + 5K2SO4 + 20H2O (нагревание).
- Запишите уравнение реакции окисления перманганатом калия в кислой среде и расставьте коэффициенты.
- Бутен-1-------------
- Пентен -1------------ углекислый газ + бутановая кислота
(в сильно щелочной среде – двух солей) или кислоты и диоксида углерода (в сильно щелочной среде – соли и карбоната):
1-3 Если среда – сильнощелочная
В молекуле двойная связь располагается с краю: связь полностью разрушается, крайний атом превращается в среднюю соль (карбонат), оставшаяся часть - также в соответствующую соль.
CH3 -CH=CH2 + 10KMnO4 + 13KOH = CH3COOK + K2CO3 + 8H2O + 10K2MnO4 (нагревание)
В молекуле двойная связь располагается в середине молекулы: связь полностью разрушается, образуются 2 соли карбоновых кислот.
CH3 -CH=CH-CH2 -CH3 + 6KMnO4 + 10KOH = CH3COOK + C2H5COOK + 6H2O + 6K2MnO4 (нагревание)
2.3.2 Алкины
Алкины начинают окисляются в несколько более жестких условиях, чем алкены, поэтому они обычно окисляются с разрывом углеродной цепи по тройной связи. Как и в случае алканов, атомы-восстановители здесь – атомы углерода, связанные в данном случае тройной связью. В результате реакций образуются кислоты и диоксид углерода. Окисление может быть проведено перманганатом или дихроматом калия в кислотной среде, например:
5CH3 -C CH + 8KMnO4 + 12H2SO4 = 5CH3COOH + 5CO2 + 8MnSO4 + 4K2SO4 + 12H2O (нагревание)
Иногда удается выделить промежуточные продукты окисления. В зависимости от положения тройной связи в молекуле это или дикетоны (R1–CO–CO–R2), или альдокетоны (R–CO–CHO).
Ацетилен может быть окислен перманганатом калия в слабощелочной среде до оксалата калия:
3CH CH + 8KMnO4 = 3K2C2O4 +2H2O + 8MnO2 + 2KOH
В кислотной среде окисление идет до углекислого газа:
CH CH + 2KMnO4 +3H2SO4 = 2CO2 + 2MnSO4 + 4H2O + K2SO4
2.3.3. Гомологи бензола.
Окисление этих веществ дихроматом или перманганатом калия в кислотной среде приводит к образованию бензойной кислоты
C6H5 CH3 + KMnO4 + H2SO4 = C6H5COOH + MnSO4 + K2SO4 + H2O
Выписываем молекулы органических веществ:
C7H8 C7H6O2
- Выравниваем O молекулой H2O :
C7H8 + 2H2O → C7H6O2.
- Уравниваем H катионами H+ :
C7H8 + 2H2O → C7H6O2 + 6H+
- Определяем заряды и переход электронов:
C7H8 + 2H2O - 6 e → C7H6O2 + 6H+
Выписываем ионы марганца
- MnO4 - → Mn2+
- Выравниваем O молекулой H2O :
MnO4 - → Mn2+ + 4 H2O
- Уравниваем H катионами H+ :
- MnO4 - + 8Н+ → Mn2+ + 4 H2O
Определяем заряды и переход электронов:
MnO4 - + 8Н+ +5 e → Mn2+ + 4 H2O
Записываем электронно-ионный баланс
C7H8 + 2H2O - 6 e → C7H6O2 + 6H+ / 6 /5
MnO4 - + 8Н+ +5 → Mn2+ + 4 H2O /5 /6
5 C6H5 CH3 + 6 KMnO4 + H2SO4 = 5 C6H5COOH + 6 MnSO4 + K2SO4 + H2O
Уравниваем калий, серу, водород и проверяем количество кислорода.
5 C6H5 CH3 + 6 KMnO4 + 9 H2SO4 = 5C6H5COOH + 6 MnSO4 + 3K2SO4 +18H2O
5C6H5 -CH2 –CH3 + 12KMnO4+ 18 H2SO4 =5C6H5COOH +5CO2+ 12 MnSO4 + 6K2SO4 +28H2O
Гомологи бензола могут быть окислены раствором перманганата калия в нейтральной среде до бензоата калия:
C6H5CH3 +2KMnO4 = C6H5COOK + 2MnO2 + KOH + H2O (при кипячении)
C6H5 -CH2 –CH3 + 4KMnO4 = C6H5COOK + K2CO3 + 2H2O + 4MnO2 + KOH
2.3.4. Спирты.
Непосредственным продуктом окисления первичных спиртов являются альдегиды, а вторичных – кетоны.
Образующиеся при окислении спиртов альдегиды легко окисляются до кислот, поэтому альдегиды из первичных спиртов получают окислением дихроматом калия в кислотной среде при температуре кипения альдегида. Испаряясь, альдегиды не успевают окислиться.
3C2H5OH + K2Cr2O7 + 4H2SO4 = 3CH3CHO + K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 7H2O (нагревание)
С избытком окислителя (KMnO4, K2Cr2O7) в любой среде первичные спирты окисляются до карбоновых кислот или их солей, а вторичные – до кетонов. Третичные спирты в этих условиях не окисляются, а метиловый спирт окисляется до углекислого газа. Все реакции идут при нагревании.
Двухатомный спирт, этиленгликоль HOCH2–CH2OH, при нагревании в кислотной среде с раствором KMnO4 или K2Cr2O7 легко окисляется до углекислого газа и воды, но иногда удается выделить и промежуточные продукты (HOCH2–COOH, HOOC–COOH и др.).
2.3.5. Альдегиды
Альдегиды – довольно сильные восстановители, и поэтому легко окисляются различными окислителями, например: KMnO4, K2Cr2O7 , [Ag(NH3)2]OH. Все реакции идут при нагревании:
3CH3CHO + 2 KMnO4 = CH3COOH + 2CH3COOK + 2MnO2+ H2O
3CH3CHO + K2Cr2O7 + 4H2SO4 = 3CH3COOH + Cr2(SO4)3 + 7H2O
CH3CHO + 2[Ag(NH3)2]OH = CH3COONH4 + 2Ag + H2O + 3NH3
Формальдегид с избытком окислителя окисляется до углекислого газа.
3СН 2О + 2K 2Cr 2O7 + 8H 2SO4 = 3CO2 +2K 2SO4 + 2Cr 2(SO 4)3 + 11H 2O
2.3.6 . Карбоновые кислоты.
Среди кислот сильными восстановительными свойствами обладают муравьиная и щавелевая, которые окисляются до углекислого газа.
НСООН + HgCl2 =CO2 + Hg + 2HCl
HCOOH+ Cl2 = CO2 +2HCl
HOOC-COOH+ Cl2 =2CO2 +2HCl
2.4 Задания для самостоятельной работы:
Закончите УХР и расставьте коэффициенты методом полуреакций:
CH3-CH=CH-CH3 + KMnO4 + H 2SO4 →
(CH3) 2C=C-CH3 + KMnO4 + H 2SO4 →
CH3-CH2-CH=CH2 + KMnO4 + H 2SO4 →
СH3-CH2-C≡C-CH3 + KMnO4 + H 2SO4 →
C 6H6-CH3 + KMnO4 +H 2O →
C 6H5-C 2H5 + KMnO4 + H 2SO4 →
C 6H5-CH3 + KMnO4 + H 2SO4 →
Литература:
- Карцова А.А, Левкин А. Н. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии //
Химия в школе. - 2004. - №2. – С.55-61.
2. Хомченко Г.П., Савостьянова К.И. Окислительно-восстановительные реакции: Пособие для учащихся . М.- : Просвещение , 1980.
3. Шарафутдинов В. Окислительно-восстановительные реакции в органической химии // Башкортостан уkытыусыhы. - 2002. - №5. – С.79 -81.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уравнивание окислительно-восстановительных реакций с участием органических веществ методом электронного баланса.
В статье обсуждается возможность описания ОВР с участием органических веществ с помощью метода электронного баланса. Также даны рекомендации по составлению уравнений реакций....
Разработка урока по теме "Окислительно- восстановительные реакции с участием органических веществ"
Данная разработка успешно применяется при проведении факультативных занятий,а также при подготовке учащихся к сдаче единого государственного экзамена по химии...
«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты»; «Тепловой эффект химических реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами»
Методические разработки по химии с использованием цифровой лаборатории "Архимед"...
окислительно-воостановительные реакции органических веществ
Теоретический и практический материал по окислительно-восстановительным реакциям в органической химии. Определение продуктов реакции в зависимости от оксляемого вещества, расстановка коэффициентов раз...
Качественные реакции на органические вещества
Качественные реакции на органические веществаВеществаФункциональные группыРеагентыНаблюдаемые явленияАлкены, алкадиены и другие вещества с двойными связями одна, две или (более) двойные связи1. B...
Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ. Алкены. Алкины. Арены. Кислородсодержащие вещества (для педагогов и учащихся)
В связи с введением для выпускников средней школы единого государственного экзамена (ЕГЭ) все большую актуальность приобретает подготовка старшеклассников к выполнению наиболее “дорогих” в балльном от...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ НА УРОКАХ ХИМИИ В 10-М КЛАССЕ
В статье рассматривается значимость информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения химии в старших классах. Данная проблема рассматривается на примере освоения раздела «Строение о...