Игра-викторина "Великолепная пятерка"
план-конспект занятия по химии (8 класс) по теме
Сценарий внеклассного мероприятия по химии для учащихся 8-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Внеклассное мероприятие | 93.5 КБ |
Презентация для игры | 747.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия по химии
«Великолепная пятёрка»
Игра – викторина для учащихся 8-х классов
Цели:
- развитие интереса к изучаемому предмету по средствам игры;
- развитие патриотическое воспитание на примере жизни и деятельности М.В. Ломоносова (либо любого другого русского ученого-химика);
- формирование умений анализировать информацию, давать аргументированные ответы, находить нестандартные решения, работать в команде.
Методы: беседа, химический эксперимент, самостоятельная работа.
Форма: игра – викторина; тип занятия – комплексное применение знаний, контроль.
Оборудование: раздаточный материал (карточки с заданиями), реактивы и оборудование для лабораторного опыта, слайды сопровождения (презентация) и оборудование для их воспроизведения.
Ход мероприятия:
- Вступительное слово ведущего (ученика или учителя).
- Вклад М.В. Ломоносова в развитие наук, литературы, живописи и т.д. (сообщение учащегося).
- Формирование команды (команды образуются из учащихся разных классов).
- Представление жюри: учащиеся старших классов.
- Конкурс 1 «Выбор названия»: оцениваются оригинальность названия, связь с химией, обоснование выбора, максимальный балл – 3.
- Конкурс 2 «Разминка»: вопросы командам задаются по очереди, если команда отвечает неправильно, право ответа переходит к остальным командам; правильный ответ – 1 балл.
- Конкурс 3: «Шесть слов », максимальный балл – 6, + 1 балл за формулировку Закона сохранения массы.
- Роль Ломоносова в развитии химии (сообщение учащегося).
- Конкурс 4 «Практический / Капитанов», максимальный балл – 5.
- Конкурс 6 «Конкурс художников»: нарисовать несуществующую химическую посуду и объяснить ее назначение, максимальный балл – 5.
- Конкурс 5: «Формула», правильно составленная формула – 1 балл, верное название вещества – 1 балл.
- Подведение итогов игры, награждение победителей.
- Заключительное слово ведущего.
Дидактические материалы для игры
Приветственное слово (О Ломоносове – ученом, поэте, художнике) | |
Формирование команд Команда1: объединяются элементы, у которых на внешнем слое столько же электронов, сколько их у самого легкого элемента периодической системы Команда2: объединяются элементы, у которых на внешнем слое столько же электронов, сколько их не хватает до его завершения Команда3: объединяются элементы, формула оксида которых в максимальной степени окисления – ЭО3 элементы - подсказки | 8А: K, C, Cr, Si 8Б: Na, Ge, Se, Fr 8В: Li, Sn, Pb, O, S, Ag, Po Кто быстрей образует команду 2 балла |
Конкурс 1: «Выбор названия» Определяются болельщики команд | Оригинальность, связь с изучаемым предметом, обоснование выбора 2 балла |
Конкурс 2: «Разминка» Вопросы задаются каждой команде по очереди, если команда не отвечает верно, право ответа переходит по час. стрелке | Правильный ответ 1 балл Уточняющий ответ 1 балл |
Конкурс 3: «Шесть слов » Участникам команд (и болельщикам!!!) предлагается записать 6 хим. понятий, начинающихся на одну и ту же букву: С. Ответы забираются после того, как задание выполнила первая команда Формулировка закона: + 1 балл | Металл Неметалл Химическое соединение Химическая реакция Химический термин Закон химии Металл Свинец Неметалл Сера Химическое соединение Соль Химическая реакция Соединения Химический термин Связь химическая Закон химии ЗСМ Правильный ответ: 1 балл, всего – 6 баллов |
Достижения М. В. Ломоносова в химии | |
Конкурс 4: «Практический / Капитанов»
| 5 баллов Объясняет другой ведущий |
Конкурс 5: «Формула» Участникам команд (и болельщикам!!!) предлагается записать максимально возможное число формул химических веществ, образованных Fe, S, O; назвать вещества; Участники выполняют задание без табл. раств. Правильно составленная формула: 1 балл Правильное название вещества: 1 балл | |
Конкурс 6: «Конкурс художников» Нарисовать химическую посуду, указать ее назначение | (фильтрование, стр 22) Колическво баллов: |
Конкурс 7: «Химическое уравнение» Расставить коэффициенты Указать тип реакции: 1 балл (за каждую) Подсчитать сумму коэффициентов: 1 балл (за каждую) | |
Конкурс 8: «Индукция / Дедукция» Что это такое? Правильный ответ 1 балл Методы научного познания (комментарий) Участникам (и болельщикам!!!) предлагается определить понятие, объединяющее данные понятия (индукция) и продолжить предложенную последовательность (дедукция) | Протон, нейтрон, электрон – АТОМ – ядро Соль, оксид, основание – СЛОЖНЫЕ вещества – кислота Нитрат, хлорид, сульфат – СОЛИ – фосфат |
Конкурс 2: «Разминка»
Правильный ответ 1 балл
Уточняющий ответ 1 балл
- Класс веществ, в котором каждой представитель состоит из двух элементов? бинарные соединения
- Как называется реакция, которая сопровождается выделением света и тепла? реакция горения
- Физическое свойство вещества, которое запрещено определять в химической лаборатории (вкус)
- Деталь лабораторного штатива
- Лабораторный сосуд для выпаривания (чашка)
- Способ разделения неоднородных смесей, основанный на различии в плотностях ее компонентов (отстаивание)
- Жидкая неоднородная смесь, представляющая собой пищевой продукт (молоко)
- Вещество, изменяющее цвет метилового оранжевого на желтый (щелочь, основание)
- Продукт взаимодействия неметалла и кислорода (оксид)
- Мера количества вещества * 1000 («Кмоль» киломоль)
- Элемент – гигант (титан)
- Условная запись в химии – это (формула, химический знак, химическое уравнение)
Конкурс 3: «Шесть слов »
Металл Свинец
Неметалл Сера
Химическое соединение Соль
Химическая реакция Соединения
Химический термин Связь химическая
Закон химии Закон сохранения массы вещества
Формулировка закона: + 1 балл
Правильный ответ: 1 балл, всего – 6 баллов
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Конкурс 4: «Практический / Капитанов»
Распознать вещества (щелочь, кислота, раствор сахара) в пронумерованных пробирках.
Количество баллов: 5
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Конкурс 5: «Формула»
Участникам команд (и болельщикам!!!) предлагается записать максимально возможное число формул химических веществ, образованных Fe, S, O;
назвать вещества;
Участники выполняют задание без таблицы растворимости
Правильно составленная формула: 1 балл
Правильное название вещества: 1 балл
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Конкурс 6: «Конкурс художников»
Нарисовать химическую посуду, указать ее назначение
Количество баллов: ______
Дополнительные материалы
Ломоносовская викторина Ответив на эти вопросы, вы многое узнаете о жизни и деятельности великого ученого-химика | М.В. Ломоносов – первый русский ученый естествоиспытатель мирового значения, поэт, художник, историк, поборник отечественного просвещения, развития русской науки и экономики. |
1. Когда и где родился М.В. Ломоносов? | М.В. Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года в семье крестьянина – помора Василия Дорофеевича Ломоносова в деревне Денисовка (ныне село Ломоносово Архангельской области) |
2. Назовите первые учебники, по которым учился Михайло Ломоносов. | «Грамматика» М. Смотрицкий «Математика» Л. Магницкий |
3. Где и когда М.В. Ломоносов учился в Москве? | В Москве М.В. Ломоносов учился в славяно-греко-латинской академии с 1731 по 1735год. |
4. Где М.В. Ломоносов продолжал свое образование после учебы в Москве? | С 1735г. М.В. Ломоносов учился в Академическом университете в Петербурге, а в 1736-1741г. продолжал образование в Германии. |
5. Какими языками владел М.В. Ломоносов? | М.В. Ломоносов владел в совершенстве, кроме русского и церковнославянского языков, латинским, немецким и французским. Кроме того, мог читать и на других языках. |
6. Когда была построена первая в России химическая лаборатория? | Первая химическая лаборатория в России была построена и оборудована по проекту М.В. Ломоносова в 1748 году |
7. Назовите основные открытия и идеи ученого-энциклопедиста. | М.В. Ломоносов развил атомно – молекулярное учение; обосновал теорию теплового движения молекул (корпускул); открыл принцип (закон) сохранения материи и движения; отверг теорию флогистона; заложил основы физической химии; выдвинул учение о цвете; открыл атмосферу на Венере; возродил производство цветных стекол и искусство мозаики; опубликовал труды по минералогии, металлургии, географии, истории, литературе, языкознанию и т.д. |
8. Когда был основан Московский университет? | В 1755 году по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский университет |
9. Приведите высказывания ученого о химии. | «Химия – наука изменений, происходящих в смешанном теле» «Химическая наука рассматривает количество и изменение тел» «Практическая часть химии состоит в историческом познании смешанного тела. Теоретическая часть химии состоит в философском познании изменений смешанного тела. Истинный химик должен быть теоретиком и практиком.» |
10. Как М.В. Ломоносов называл молекулы и атомы? | Атомы Ломоносов называл элементами, а молекулы – корпускулами. |
11. «Широко распростирает Химия руки свои в дела человеческие. Куда не посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания» – отрывок из доклада М.В. Ломоносова «Слово о пользе химии», прочитанного 6 сентября 1751 года «В публичном собрании императорской Академии наук» |
- Какой неметалл является лесом?
- Какой элемент всегда рад?
- Какой элемент состоит из двух животных?
- Какой элемент является настоящим гигантов?
- Какой элементы известны с глубокой древности?
- Где опаснее хранить бензин в полиэтиленовой бочке, наполненной доверху или только наполовину?
- Почему азот химически инертен?
- Что такое серный цвет?
- Почему относительная атомная масса химических элементов в периодической системе имеет нецелочисленные значения?
- Известняк и известь, можно ли поставить знак « = »?
- Чем отличается кальцинированная сода от кристаллической соды?
- Какие соединения называются халькогенидами?
- Какой газ утверждает, что он – это не он?
- Какой элемент вращается вокруг солнца?
- Какой благородный металл состоит из болотистых водорослей?
- В состав какого металла входит дерево?
- Какой химический элемент не пригоден для непрерывного нагревания или кипячения воды?
- От какого металла нужно отрезать одну прядь, чтобы получить кость скелета животного или человека?
- Какие химически элементы состоят из троек?
- Какой химический элемент входит в состав сооружения, которое вынужден был красить Том Сойер?
- Какие вещества образует химический элемент кислород в природе? (простые, сложные, простые и сложные)
- Загрязнение воздуха вызывают: водород и углекислый газ; водяные пары и азот; сернистый газ и оксид азота (4)
- Опаснее всего приближаться с горящей лучиной к сосуду, где находятся: водород, кислород, смесь водорода и кислорода
- При взаимодействии оксида неметалла с водой образуется: кислородсодержащая кислота, бескислородная кислота, любая кислота
- Какой определение физических свойств точнее всего характеризует соли: соль – тв. в. белого цвета, соль – тв. в. разного цвета, соль – ж или тв. в. разного цвета
- Соли одного и того же металла: всегда имеют одинаковую растворимость в воде, растворимость их в воде определяется наличием кислотного остатка, растворимость зависит от числа кислотных остатков
- Можно ли дождевую воду назвать дистиллированной?
- Воздух пропускают через сточные воды для: обогащения ее кислородом, уничтожения бактерий, окисления органических примесей
- Какой из нижеприведенных способов использования воды приводит к значительному уменьшению ее запасов: прямоточное использование, вторичное использование, водооборот
- Чем отличаются понятия «насыщенный раствор» и «концентрированный раствор»?
- Нерастворимое основание можно получать по реакции: замещения, разложения, обмена
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сочинение на ЕГЭ на пятерку!" по тексту Л.Успенского "О фамилиях"
Презентация поможет ученикам 11 класса подготовиться к экзамен по русскому языку (сочинение), научит правильному построению работы....
классный час "Вредная пятерка и полезная десятка"
В материал классного часа входят описание и четыре презентации....
"Как учиться на пятерки" методическая разработка классного часа для учащихся 5 классов
Классный час в 5 классе...
Большая пятерка качеств личности
Диагностика...
Разработка внеклассного мероприятия по математике в 7 классе "Великолепная пятерка"
Увлекательная интеллектуальная и познавательная игра. Конкурсы для команд и для зрителей. Возможно использование на неделе математики....
Три пятерки
Краеведческая игра (вопросы про Оренбургскую область)...
Торжественное открытие интеллектуального клуба «Великолепная пятерка»
Открытие интеллектуального клуба "Великолепная пятерка"...