Презентация "Сочинение на ЕГЭ на пятерку!" по тексту Л.Успенского "О фамилиях"
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме
Презентация поможет ученикам 11 класса подготовиться к экзамен по русскому языку (сочинение), научит правильному построению работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_na_ege_na_pyaterku.ppt | 1.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Слово о писателе Книги замечательного лингвиста Льва Васильевича Успенского увлекательно рассказывают о свойствах языка, его истории, о языках, существующих в мире сейчас и существовавших в далеком прошлом, о том, чем занимается великолепная наука – языкознание .
Знакомство с текстом русского писателя Л. Успенского о фамилиях. Имя – стихия разумного общения живых существ в свете смысла и умной гармонии, откровение таинственных ликов и светлое познание живых энергий бытия. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словами создан и держится мир. А.Ф.Лосев
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА « Что такое фамилия? Ученые говорят так: фамилия – общее имя членов одной семьи . Оно передается от одного поколения к другому. На Руси фамилии появились примерно 400 лет назад. Первый человек по фамилии Никифоров был сыном Никифора, а Петров – сыном Петра. Происходили фамилии и от названия места, где жил человек (Москвин, Самарцев). По фамилиям мы определяем занятия наших далеких предков (Кузнецов, Гончаров, Пастухов).
Фамилия судьбой дана не просто так, она совсем не прихоть- названье человека, записанное в паспорте, казалось бы, пустяк- придуманное слово, дошедшее от предка. Я слышу иногда, как говорят: "Отныне меня зовут не так, я стал совсем другим, фамилию сменил , а с отчеством и имя и прошлое моё ушло, как серый дым. Все данные теперь, созвучны, как поэма, не будет стыдно детям и внукам на веку! " Не понял человек, что память предков предал, и этим в Мирозданье свой Род перечеркнул. Давайте ж будем чтить своих отцов и дедов, фамилию нести, как гордость, сквозь века, и может в час лихой направит нас к победе незримая, но сильная РОД имая рука... ФАМИЛИЯ – семья, семейство; род, колено, поколение, племя, предки и потомство. А Даль все так же нужен почему-то, А Даль незаменим. М. Матусовский
Что в имени тебе моем… Мне имя дали при крещенье Анна , Сладчайшее для губ людских и слуха..." Так, и не без гордости, писала о себе поэтесса Анна Андреевна Ахматова
На Руси есть такие прозвища, что только плюнешь да перекрестишься, коли услышишь. Н. В. Гоголь. Женитьба ЛЮДСКИЕ И ЛОШАДИНЫЕ ...А фамилию вот и забыл!.. Васильичу... Черт... Как же его фамилия?.. Такая еще простая фамилия.., словно как бы лошадиная... - Кобылин? - Нет, не Кобылин... - Жеребцов, нешто? - Нет и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая – из головы вышибло... А. П. Ч е х о в. Лошадиная фамилия Приехали ко мне гости: Захар Кириллович Чухопупенко, Степан Иванович Курочка, Тарас Иванович Смачненький. заседатель Харлампий Кириллович Хлоста; приехал еще... вот позабыл, право, имя и фамилию... Осип... Осип... Боже мой, его знает весь Миргород! он еще, когда говорит, то всегда щелкнет наперед пальцем и подопрется в боки..." Н. В. Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки ...Я не Живаго, я не Живаго, Я не Мертваго, я не Мертваго, Я не Мертваго, я не Дурнаго, Я не Петраго, я не Петраго, Я не Петраго, не Соловаго, Я -- Ванька Каин, я -- Ванька Каин! А. К. Толстой. Юмористическая пьеска в письмах к неизвестному
Изучает фамилии особая наука - антропонимика Когда фамилий список пишут, Невольно мучает вопрос: "Зачем же люди клички ищут По цвету кожи, глаз, волос..." А часто и по тем предметам, Которых канул в лету век, По сказочным порой приметам Обозван милый человек. Порядок был когда-то русский: Спроси:"Ты чей, каких родов?" Ответ был ясен, горд по-русски: "Я сын Петра. Я есть Петров". Отец Андрей. Я дочь Андрея - Андреева(я из крестьян). А паспорт - данность берендеев, Смешавших тюрок и славян. «О фамилиях» Людмила Онучина Вот и живут среди нас в изобилии Очень простые,"земные" фамилии. Щедро природа нам всё подарила, Даже фамилии дать на забыла. Ты разберись в родословной своей, Может, найдёшь в ней из сказки людей.
По отцу и сыну честь
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ, Глава 11, Статья 58 Экспертизу по данном вопросу проводит учитель истории и права Ю.В.Харитонова Статья 58 . Право ребенка на имя, отчество и фамилию 1. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. 2. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае. 3. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребенку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации. 4. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства. 5. Если отцовство не установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребенка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия - по фамилии матери.
СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РФ, Глава 11, Статья 59 Статья 59. Изменение имени и фамилии ребенка 1. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. (в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ) 2. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. 3. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. 4. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия.
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ, Статья 19. Имя гражданина Статья 19. Имя гражданина 1. Гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. В случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним (вымышленное имя). 2. Гражданин вправе переменить свое имя в порядке, установленном законом. Перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем. Гражданин обязан принимать необходимые меры для уведомления своих должников и кредиторов о перемене своего имени и несет риск последствий, вызванных отсутствием у этих лиц сведений о перемене его имени. Гражданин, переменивший имя, вправе требовать внесения за свой счет соответствующих изменений в документы, оформленные на его прежнее имя. 3. Имя, полученное гражданином при рождении, а также перемена имени подлежат регистрации в порядке, установленном для регистрации актов гражданского состояния. 4. Приобретение прав и обязанностей под именем другого лица не допускается. 5. Вред, причиненный гражданину в результате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению в соответствии с настоящим Кодексом. При искажении либо использовании имени гражданина способами или в форме, которые затрагивают его честь, достоинство или деловую репутацию, применяются правила , предусмотренные статьей 152 настоящего Кодекса
В ФАМИЛИЯХ РАЗЛИЧНЫХ ЛИЦ, ПОРОЮ НАМ ЗНАКОМЫХ, ЗВЧАТ НАЗВАНЬЯ РЫБ И ПТИЦ, ЗВЕРЕЙ И НАСЕКОМЫХ: ЛИСИЧКИН, РАКОВ, ИНДЮКОВ, СЕЛЕДКИН, МЫШКИН, ТЕЛКИН, МОКРИЦЫН, ВОЛКОВ, МОТЫЛЬКОВ, БОБРОВ И ПЕРЕПЕЛКИН! С.МИХАЛКОВ Неблагозвучные фамилии
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ВСТУПЛЕНИЕ – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ - ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПРОБЛЕМА ПОЗИЦИЯ АВТОРА АРГУМЕНТ 1 СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КОММЕНТАРИЙ К ПРОБЛЕМЕ ВЫВОД АРГУМЕНТ 2
ВИДЫ И ФОРМЫ ВСТУПЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОБЛЕМЕ ССЫЛКА НА АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ ПО ВОПРОСУ, БЛИЗКОМУ К ОБСУЖДАЕМОЙ ПРОБЛЕМЕ СОЗДАНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАСТРОЯ ЧТО ТАКОЕ БЛАГОРОДСТВО И КАКУЮ РОЛЬ ЭТО ПОНЯТИЕ ИГРАЕТ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА? НАД ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ РАЗМЫШЛЯЕТ Д.С.ЛИХАЧЕВ. ЧТО ЛУЧШЕ:ТОСКОВАТЬ О НЕСБЫВШЕЙСЯ МЕЧТЕ ИЛИ, ПРЕОДОЛЕВ ТРУДНОСТИ, ДОСТИЧЬ ЖЕЛАЕМОГО? ТАКОВА ПРОБЛЕМА, КОТОРАЯ ПРИВЛЕКЛА ВНИМАНИЕ АВТОРА МЫ УЖЕ ДАВНО СЛЫШИМ СЕТОВАНИЯ НА ТО, ЧТО ЛЮДИ СТАЛИ МЕНЬШЕ ЧИТАТЬ, ЧТО ТЕЛЕВИЗОР И КОМПЬЮТЕР ПОТЕСНИЛИ КНИГУ… ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ ЭТО ТАК? КАКОВА РОЛЬ КНИГИ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА? ЭТОЙ ПРОБЛЕМЕ ПОСВЯЩЕН ТЕКСТ Д.С.ЛИХАЧЕВА. ПСИХОЛОГИ УТВЕРЖДАЮТ, ЧТО ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРА - ЭТО НАСТОЯЩАЯ БОЛЕЗНЬ МНОГИХ ЧЛЕНОВ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖДОМУ ИЗ НАС ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ ТЕПЕРЬ СВОЮ ЖИЗНЬ БЕЗ КОМПЬЮТЕРА. КАКУЮ ЖЕ РОЛЬ ОН ИГРАЕТ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? ЧТО ПРИНОСИТ КОМПЬЮТЕР В НАШ ДОМ – БЛАГО ИЛИ ЗЛО? НАД ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ ЗАУМАЛСЯ В. СОЛОУХИН. ВПЕЧАТЛЕНИЯ ДЕТСТВА, НАВЕРНОЕ, ОДНИ ИЗ САМЫХ ДОРОГИХ ВОСПОМИНАНИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ. МЕСТА, С КОТОРЫМИ СВЯЗАНО СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ, НАВСЕГДА ОСТАЮТСЯ В ПАМЯТИ, И МЫ НЕ ОДНАЖДЫ МЫСЛЕННО ВОЗВРАЩАЕМСЯ В ЭТОТ МИР, РАСЦВЕЧЕННЫЙ ЯРКИМИ КРАСКАМИ. КАКУЮ ЖЕ РОЛЬ ИГРАЕТ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ПАМЯТЬ О РОДНОМ ДОМЕ? НАД ЭТОЙ ПРОБЛЕМОЙ РАЗМЫШЛЯЕТ АВТОР. ЦЕЛЬ ВСТУПЛЕНИЯ – ПОДВЕСТИ К ФОРМУЛИРОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
ВИДЫ И ФОРМЫ ВСТУПЛЕНИЯ ОПИСАНИЕ ЧУВСТВ, МЫСЛЕЙ, ВПЕЧАТЛЕНИЙ, КОТОРЫЕ ВОЗНИКЛИ ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА ЦИТАТА ИЗ ИСХОДНОГО ТЕКСТА (ИЛИ ИЗ ДРУГОГО ИСТОЧНИКА ), СВЯЗАННАЯ С РАССМАТРИВАЕМОЙ ПРОБЛЕМОЙ ОБРАЩЕНИЕ К ФАКТАМ БИОГРАФИИ АВТОРА, ЕГО ВЗГЛЯДАМ, УБЕЖДЕНИЯМ ПРОЧИТАВ ТЕКСТ Ф. ИСКАНДЕРА, Я ВСПОМНИЛ ВСЕ ЛУЧШИЕ МОМЕНТЫ СВОЕГО ДЕТСТВА: ПОЕЗДКИ С РОДИТЕЛЯМИ И ДРУЗЬЯМИ ЗА ГОРОД, ПОБЕДЫ НА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ, ЛЕТО В ЛАГЕРЕ ОТДЫХА… СКОЛЬКО СВЕТЛЫХ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ ХРАНИТ ПАМЯТЬ КАЖДОГО ИЗ НАС! ПОЧЕМУ ЖЕ ДЕТСТВО ТАК МНОГО ЗНАЧИТ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА? КАКУЮ РОЛЬ ИГРАЕТ ДЕТСТВО В ЖИЗНИ КАЖДОГО ИЗ НАС? ЭТА ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕКАЕТ АВТОРА. «МОЖНО ЛИ ПРЕДСТАВИТЬ СОВРЕМЕННЫЙ МИР, ЛИШЕННЫЙ ПЕЧАТНОГО ЗНАКА»,- ПИШЕТ Ю.БОНДАРЕВ, ПРИГЛАШАЯ СВОИХ ЧИТАТЕЛЕЙ К РАЗМЫШЛЕНИЮ НАД ПРОБЛЕМОЙ ЗНАЧЕНИЯ КНИГИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА. ВСЯ ЖИЗНЬ ВАЛЕНТИНА РАСПУТИНА СВЯЗАНА С СИБИРЬЮ. ОН И СЕЙЧАС ЖИВЕТ В НЕБОЛЬШОМ ПОСЕЛКЕ НЕДАЛЕКО ОТ ЗНАМЕНИТОГО ОЗЕРА БАЙКАЛ. НЕ СЛУЧАЙНО ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРОБЛЕМ, К КОТОРОЙ ЧАСТО ОБРАЩАЕТСЯ ПИСАТЕЛЬ, - ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ ДЛЯ ПОТОМКОВ БАЙКАЛА, СБЕРЕЖЕНИЯ ЕГО КРАСОТЫ И ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ РОССИИ.
ЗАДАЧИ: НАЛАДИТЬ КОНТАКТ С ЧИТАТЕЛЕМ; ВВЕСТИ ЧИТАТЕЛЯ В ТЕМУ; ПОДГОТОВИТЬ К ВОСПРИЯТИЮ ТЕКСТА ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ НАПИСАНИЯ ВСТУПЛЕНИЯ СООБЩЕНИЕ О ПРОЧТЕНИИ ТЕКСТА РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ ЦИТАТА АФОРИЗМ СООБЩЕНИЕ О ТЕМЕ СООБЩЕНИЕ ОБ АВТОРЕ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС НАЗЫВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПАРАДОКС ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА АНАЛОГИЯ
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕКСТА (по Л.В.УСПЕНСКОМУ) 1.Проблема влияния фамилии на отношение к человеку. (Влияет ли фамилия на отношение к человеку, который ее носит?) Проблема отношения человека к своей фамилии (В чем заключаются особенности восприятия человеком своей фамилии?) Очень часто происходит, что фамилия, как одежда, определяет отношение к человеку, который ее носит, и должно пройти известное время, чтобы это отношение изменилось. Человек нередко воспринимает свою фамилию как источник бесконечных неприятностей, бывает, недоброжелатели превращают фамилию в «оружие, способное чувствительно ранить…» Основные проблемы Авторская позиция
Толерантность Я пришел в этот ми р Не для того, чтобы оправдать твои надежды, Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, Не для того, чтобы отвечать моим интересам, Не для того, чтобы оправдать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты . И если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! В нашем обществе не должно быть места оскорблению, насмешке , выражению пренебрежения, игнорированию человека!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Я СВОЙ СОВЕТ ДАЮ: НОСИТЕ ВСЕ С ДОСТОИНСТВОМ ФАМИЛИЮ СВОЮ! Автор работы Решетникова Анна Петровна , учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 14» города Братска
Домашнее задание: Написать сочинение по тексту Л.Успенского (в тетрадях для контрольных работ) к 7 февраля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Вредная пятерка и полезная десятка"
В материал классного часа входят описание и четыре презентации....
"Как учиться на пятерки" методическая разработка классного часа для учащихся 5 классов
Классный час в 5 классе...
Большая пятерка качеств личности
Диагностика...
проект Тайна фамилии много расскажет Значение фамилий.
Цель: ознакомление с историей происхождения фамилий и их толкованием для общего анализа фамилий в моём классеЗадачи:-Исследовать происхождение фамилий моих одноклассников.-Узнать значение фамилий, про...
Особенности происхождения английских и русских фамилий. Сравнительный анализ английских и русских фамилий.
Целью данной исследовательской работы являетсяизучение, систематизация и сравнение происхождения и образования фамилий в русском и английском языках....
Конкурс среди фамилий «Битва фамилий» (Фамилиялар демисели)
У каждого рода были свои источники и история появления своего рода, аймака...
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА "ФАМИЛИЯ КАК ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОРИИ СЕМЬИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАМИЛИЙ ОДНОКЛАССНИКОВ)"
Исследовательская работа на тему: "ФАМИЛИЯ КАК ЦЕННЫЙ ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ ОБ ИСТОРИИ СЕМЬИ (НА МАТЕРИАЛЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАМИЛИЙ ОДНОКЛАССНИКОВ)"Актуальность нашего исследования обусловлена тем...