Экологический практикум
проект по химии на тему
Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую социальную и практическую значимость благодаря их комплексности и возможности использования в предметной классной и внеклассной работе.Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую социальную и практическую значимость благодаря их комплексности и возможности использования в предметной классной и внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_praktikum.doc | 88 КБ |
Предварительный просмотр:
\
1
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26»
Муниципальный конкурс профессионального мастерства
«Педагог года-2015»
Номинация «Учитель года»
Первый тур конкурса
«Образовательный проект
«Экологический практикум»
Учитель химии МОУ “СОШ №26”
Рязановой Юлии Андреевны
г. Воскресенск, 2014
Содержание
1.Паспорт проекта………………………………………………………………..3
2.Аналитическое обоснование…………………………………………………..5
3.Исследовательская часть ……………………………………………………...9
Список литературы для учителей……………………………………………...12
Список литературы для учащихся………………………………………….….13
Паспорт проекта
Название проекта | «Экологический практикум» |
ФИО автора проекта, место и должность | Рязанова Юлия Андреевна, учитель химии МОУ «СОШ № 26» |
Обоснование актуальности проекта | Приобщение молодежи к практической экологической работе является важнейшим компонентом экологического воспитания и образования школьников, приобретение навыков практической природоохранной работы и формирования нравственного отношения к окружающей природной среде. Исследовательская деятельность ведется в соответствии с муниципальной программой «Охрана окружающей среды на территории Воскресенского муниципального района Московской области на 2014-2016 годы» |
Цель и задачи проекта | Цель: Подготовка и развитие практических умений учащихся в области экологической оценки состояния окружающей среды, а также ее охраны и восстановления. Задачи: 1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования. 2. Определить сущность и основное содержание понятий экологическое воспитание и природоохранная деятельность. 3. Разработать и экспериментально апробировать систему работы по организации природоохранной деятельности в процессе экологического воспитания школьников. |
Целевая аудитория проекта | Учащиеся МОУ «СОШ №26» 8-11 классов |
Ресурсное обеспечение |
|
География проекта | Образовательные учреждения Воскресенского района |
Сроки реализации проекта | Исследовательская деятельность ведется в соответствии с муниципальной программой «Охрана окружающей среды на территории Воскресенского муниципального района Московской области на 2014-2016 годы» |
Презентация проекта | Ссылка для ознакомления с проектом |
Аналитическое обоснование
Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую социальную и практическую значимость благодаря их комплексности и возможности использования в предметной классной и внеклассной работе.
Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у учащихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыков по оценке качеств окружающей среды, экологически оправданного поведения.
Приобщение молодёжи к практической экологической работе является важнейшим компонентом экологического образования и необходимым условием формирования экологического мировоззрения. Основной вклад в практическую экологическую деятельность учащихся вносят экологические исследования и работы по оценке состояния окружающей среды, которые в максимальной степени работают на содержание образования школьников и студентов. Практические навыки и знания, полученные учащимися в процессе подготовки и проведения школьных практических работ, полевых экологических экспедиций, как нельзя лучше отвечают целям школьного и дополнительного образования. Углублённое практическое изучение экологических проблем и их проявлений, так же как и натуралистическая работа экологической направленности, требуют владения методическим аппаратом — оборудованием и технологией выполнения исследований, для чего необходима и соответствующая дополнительная подготовка учащихся. Существенно, что участие школьников-абитуриентов в подобных работах обусловливает, в значительной степени, осознанный выбор их дальнейшего образовательного маршрута и успешное поступление в вузы.
Практические экологические исследования также дают учащимся и педагогам богатейший материал для использования, как в предметной классной работе, так и для творческих углублённых работ в кружках, на факультативах. Подобные материалы успешно используются учащимися на конференциях, олимпиадах, конкурсах, и хорошо представляют работу образовательного учреждения. Следует отметить, что результаты работ учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, при кажущемся непрофессионализме, могут иметь большую социальную значимость благодаря их комплексности и ориентации на гражданские интересы больших групп людей.
Следует особо отметить, что комплексность и системность программы не препятствует использованию в учебно-воспитательном процессе приведённых материалов как в сокращенном виде, так и в виде отдельных тем. Отдельные темы программы могут быть использованы при формировании базовых курсов предметов как естественнонаучного цикла с элементами экологии в её практическом аспекте, так и для предметов гуманитарного цикла (обществознания) — истории и даже литературы, например, через изучение состояния объектов культурного наследия, причём как в полной, так и в средней школе. Приведённые в проекте перечнь оборудования позволяют выбрать средства оснащения практических работ, наиболее подходящие для реализации проекта в выбранном варианте, с учётом возраста учащихся, их подготовленности, а также необходимой глубины содержания занятий.
Новизна проекта состоит в комплексном и системном подходе к оценке экологического состояния всех компонентов окружающей среды в школьном экологическом образовании, с выделением экологически неблагоприятных факторов (опасных и вредных), в том числе факторов антропогенной нагрузки на природные компоненты среды. Особо следует
отметить возможности контроля усвоения материала, достигаемые
при использовании контрольно-измерительных материалов, разработанных учебным центром ЗАО «Крисмас+».
Целевой группой проекта являются учащиеся 8-11 класса образовательных учреждений. Именно для них, в итоговом счете, организуются мероприятия в рамках реализации проекта. Вовлечение большого числа школьников в работу над проектом на местах, позволит наиболее масштабно реализовать проектную идею, а также, максимально эффективно реализовать создание проектного продукта.
Ожидаемые педагогические результаты:
— развитие практических умений учащихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;
— развитие исследовательских умений в области экологического образования;
— повышение безопасности жизнедеятельности детей в условиях экологически неблагоприятных ситуаций;
— создание мотивов долгосрочной работы учащихся в направлении оценки состояния окружающей среды;
—профессиональная ориентация учащихся, проявивших интерес и способности к исследовательской работе экологической направленности;
— развитие содержания экологического образования;
— повышение доли актуализированной практико-ориентированной деятельности учащихся в учебно-воспитательном процессе;
— повышение квалификации педагогов в части расширения области компетенции и приобретения специальной подготовленности.
Для диагностики результативности работы по программе могут быть применены методы отслеживания как текущих результатов (мотивации, успеваемости, роста познавательного интереса и др.), так и итоговых (интегральных) показателей (количество и уровень выполненных творческих работ, обоснованный выбор профессии, уровень и структура успеваемости за год по разным предметам и др.).
Умения и навыки учащихся могут быть отслежены в системе практической деятельности учащихся по результатам выполнения исследовательских и проектных работ, отчётов по результатам практических работ, через оценку поведения учащихся в ролевых играх, в системе педагогических наблюдений.
Исследовательская часть
Выполнение проектной работы способствовало реализации муниципальной программы «Охрана окружающей среды на территории Воскресенского муниципального района Московской области на 2014-2016 годы».На основе сотрудничества с МОУ ДПОС «Воскресенский научно-методический центр», с ресурсным центром по организации и проведению учебной, исследовательской и лабораторной деятельности школьников Воскресенского муниципального района была организована работа на базе МОУ «СОШ №26».
Календарный план реализации основных этапов проекта в 2013-2014 учебном году:
Месяц | Этап проекта |
Сентябрь | 1.Определение целей и задач проекта 2.Методы оценки качества воды (органолептические, химические, микробиологические) и оборудование, используемое для анализа: простейшие индикаторные средства(индикаторные бумажки ,тест-системы). |
Октябрь | Темы практических работ учащихся: 1. Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды ( мутности, цвета, запах). 2. Приготовление модельных загрязнений воды и их экспресс-определение. 3. Обор проб почвы |
Ноябрь, март | Темы практических работ учащихся: 1.Определение загрязнения воды водоёмов, сточных вод дождя, талой воды (снега, льда). 2.Приготовление почвенных вытяжек (водных) |
Декабрь | Темы практических работ учащихся: 1. Анализ почвенных вытяжек (определение pH, солевого состава) |
Февраль | Темы практических работ учащихся: 1. Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды ( мутности, цвета, запах). 2.Определение загрязнения талой воды (снега, льда). |
Апрель | Темы практических работ учащихся: 1. Отбор проб воды (дождя, снега) и определение общих показателей воды ( мутности, цвета, запах). 2.Анализ проб воды водоёмов, сточных вод дождя, талой воды (снега, льда). |
Май | 1.Подведение итогов работы, формирование отчета и задач на следующий учебный год. |
Для оценки показателей данной группы предусмотрено использование типового комплекта оборудования для лаборатории предназначенного для проведения учебно-исследовательских работ и практикумов экологической
направленности по тематике экологической оценки состояния окружающей среды в общем среднем (полном) образовании (химия,экология, биология, ОБЖ, технология, факультативы, профильные курсы), в профессиональном и дополнительном образовании. Комплект позволяет проводить демонстрационные опыты и лабораторные фронтальные работы (ученические эксперименты), работы базового и повышенного уровней в условиях класса, учебной лаборатории и в поле; выполнять творческие и проектные работы по тематике оценки состояния окружающей среды, здоровья, экологической безопасности. Используемые методы учебных исследований позволяют обучающимся реализовать оценку химических показателей окружающей среды, санитарно-пищевую оценку продуктов питания и столовых приборов, а также гидробиологическую оценку состояния водоёма, приобрести и усвоить соответствующие навыки и умения практической исследовательской работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
1. Исследование экологического состояния водных объектов:Руководство по применению ранцевой полевой лаборатории «НКВ-Р» / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. — СПб.: «Крисмас+», 2012. — 232 с.
2. Комплексная экологическая практика школьников и студентов. Программы. Методики. Оснащение: Учебно-методическое пособие / Под ред. проф. Л.А. Коробейниковой. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — СПб.: Крисмас+, 2002. — 268 с.
3. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9–11 классы. Школьный практикум. — М., 2001. — 112 с.
4. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды»: Задания, ответы, комментарии, участники и победители.— СПб.: Крисмас+, 2013.— 208
5. Мельник А.А. Контрольные измерительные материалы по оценке факторов экологического состояния окружающей среды: Сборник заданий и ответов / Под общ. ред. Муравьёва А.Г. — СПб.: Крисмас+, 2013. — 152 с.
6. Модернизация современного образования: к экологической компетентности — через экологическую деятельность: Материалы V Всероссийского научно-методического семинара 8–12 ноября 2006 г. Санкт-Петербург. — СПб.: «Крисмас+», 2006. — 264 с.
7. Муравьёв А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство / Под ред. А.Г. Муравьёва. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. —СПб.: Крисмас+, 2008. — 216 с.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
1. Алексеев С.В. Экология: Учебн. пособие для уч-ся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1997.
2. Алексеев С.В. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений разных видов. — СПб.: СМИО Пресс, 1998. — 352 с., ил.
3. Исследование экологического состояния водных объектов: Руководство по применению ранцевой полевой лаборатории «НКВ-Р» / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. — СПб.: «Крисмас+», 2012. — 232 с.
4. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города: 9–11 классы. Школьный практикум. — М., 2001. — 112 с.
5. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды»: Задания, ответы, комментарии, участники и победители.— СПб.: Крисмас+, 2013. — 208
6. Муравьёв А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство / Под ред. А.Г. Муравьёва. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. —СПб.: Крисмас+, 2008. — 216 с.
7. Муравьёв А.Г. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Крисмас+, 2000. —118 с.
8. Муравьёв А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций / Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва. — 3-е изд., испр. — СПб.: Крисмас+, 2012. — 176 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический практикум
Экологический практикум знакомит учащихся с миром природы, умением составлять коллекции и монтировать гербарии....
Экологический практикум изучения водного объекта
Практикум написан в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. на Всероссийском конкурсе методических разработок на экологическую тематику награжден дипломом 3 степени. Экология исследует сложнейшие вза...
Отчет по работе кружка "Экологический практикум"
Преобладающей формой работы кружка является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических...
Экологический практикум.
Данные инструкци экологического практикума помогут выполнить исследовательскую работу по экологии, провести занятие - исследование....
Элективный курс «Социально - экологический практикум школьника»
Представлено описание программы элективного курса...
Экологический практикум для обучающихся 5-6 классов «Я-эколог»
Программа ИГЗ «Я-эколог» рассчитана для учащихся 5-6 классов и предусматривает 35 учебных часов (1 час в неделю). Использование школьного экологического практикума как средства формирования...
Программа организации полевых экологических практикумов Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов в природе на полевых экологических практиках.
Программа экологического образования детей для проведения полевых практик 8,10 классов (профильная) естественнонаучного профиля.Организация практических занятий по естественнонаучным дисци...