Элективный курс «Социально - экологический практикум школьника»
методическая разработка по экологии на тему
Представлено описание программы элективного курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalinicheva_n.yu_._elektivnyy_kurs_sotsialno_-_ekologicheskiy_praktikum_shkolnika.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Социально - экологический практикум школьника»
В настоящее время одним из приоритетных направлений модернизации образования в рамках нового Образовательного стандарта является создание условий для выполнения учащимися проектных и учебно-исследовательских работ. Реализация данного направления в школе может быть успешной в том случае, если учитель владеет методикой построения или имеет возможность использовать и адаптировать с учетом условий каждого образовательного учреждения соответствующие образовательные программы. Одной из таких программ, изначально разработанной как элективный курс в профильном обучении, а в дальнейшем на протяжении ряда лет реализуемой отделом естествознания ДДЮТ Фрунзенского района Санкт-Петербурга на базе ГОУ СОШ №303 им. Ф.Шиллера является элективный курс «Социально-экологический практикум школьника».
Исходя из того, что образовательный стандарт предъявляет требования не только к сумме знаний, но и рассматривает достижения учащихся как набор умений, а содержание курса, форма его организации должна помогать обучающемуся оценивать свой потенциал, одной из форм проведения элективных курсов может являться практикум. Большая часть образовательных технологий - информационные, основанные на объяснительно-иллюстративном методе. Практикум соответствует новому образовательному запросу, т.е. является технологией активного обучения. Так как целью элективных курсов является не только приобретение определенных умений и навыков, но и формирование активной жизненной позиции, важен отбор материала и формулирование социально значимых тем. Практикумы по экологии давно и прочно вошли в систему экологического образования. Однако программы элективных курсов в учебно–методической литературе еще недостаточно представлены, а, в особенности - работы по социальной экологии.
Содержание и методический аппарат предлагаемой программы ориентированы на формирование у подростков восприятия экологической науки с одной стороны как системы уже открытых фактов и сформулированных теорий, а с другой – как процесса реального научного поиска.
Перед программой стоит задача формирования у подростков умений и навыков для решения практически важных задач, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути, активной жизненной позиции.
Экология как междисциплинарная область знаний, имеющая высокую социальную значимость – непременная основа профориентационной работы, обеспечивающая условия для развития поколения, способного воплотить в жизнь идеи устойчивого развития.
Социальная экология в первую очередь решает эти задачи, так как объектом изучения социальной экологии являются взаимоотношения человека с окружающей средой. Программа предусматривает реальную практически ориентированную деятельность в этом направлении.
Цель программы - способствовать социализации школьников, становлению их активной жизненной позиции, способствовать формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного поведения.
Задачи программы:
- создание условий для творческой самореализации и саморазвития;
- развитие экологического сознания, мышления, выработка на этой основе экологически грамотного поведения;
- освоение способов и методов оценки экологического состояния окружающей среды и ее компонентов, дальнейшее развитие исследовательских умений и навыков;
- углубление знаний о базовых экологических понятиях.
Курс представлен как отдельный элективный для старшей ступени школы и рассчитан на учащихся, не специализирующихся на естественнонаучном профиле. В связи с этим работы, представленные в программе, даны с учетом базового уровня познания в области биологии, других предметов естественнонаучного цикла, а также возможности использования знаний, полученных в ходе изучения профильных предметов соответствующих областей (компьютерные технологии - образовательная область «Технологии»; социология, география, обществознание образовательная область «Гуманитарные дисциплины»). Программа реализуется в течение 36 часов. Занятия проводятся на базе кабинетов биологии и географии школы или в форме выездов на экскурсии, в форме работы с респондентами при проведении социологических опросов.
При отборе материала и построении курса учитывалось современное состояние вопроса, наличие учебных пособий, возможностей интеграции. Авторы теоретических курсов достаточно свободно трактуют содержание раздела «Социальная экология», однако этот материал присутствует в определенной степени в любой базовой программе, существует ряд общих тем, которые возможно объединить в блоки.
В программу включены четыре основных блока:
- общественные отношения
- воздействие человека на окружающую среду
- оценка комфортности рабочей и жилой среды
- устойчивое развитие.
Эффективность обучения во многом зависит от избранных педагогом методик преподавания, форм проведения занятий, педагогических технологий.
Программой предусмотрено выполнение практических работ, каждая из которых содержит несколько заданий, имеющих разную степень сложности, разные формы организации и, соответственно, разный конечный результат. В учебно-методическом комплексе практикума дается примерная тематика и методика выполнения практических работ. Все они предусматривают реальную практико-ориентированную деятельность и могут быть условно разделены на 4 группы.
- работы исследовательской направленности по изучению компонентов окружающей среды с помощью инструментальных методов
- работы социологической направленности – анкетирование, социологический опрос
- работы по оценке состояния здоровья и влияния на него среды обитания
- работы мониторингового характера с элементами моделирования и прогноза.
Каждая из практических работ содержит несколько заданий, что позволяет учащимся выбрать индивидуальный образовательный маршрут: практические задания и порядок их выполнения.
1. Работы исследовательской направленности по изучению состояния окружающей среды (инструментальные исследования)
В качестве объекта изучения предлагается рабочая зона и рабочее место школьника. В ходе выполнения работ учащиеся оценивают санитарно-гигиеническое состояние, соответствие элементов труда гигиеническим нормам. При этом используется оборудование, как доступное, так и не всегда имеющееся в ОУ, поэтому содержание работ может быть изменено. Результаты, полученные при выполнении работ, могут лечь в основу исследовательской части проекта или быть использованы для организации учебного процесса.
2. Работы социологической направленности.
Работы предполагают изучение системы «Природа и общество». Учащиеся знакомятся с методикой проведения социологических опросов, обработки данных, самостоятельно разрабатывают материалы для проведения тестирования. Прогностические данные могут быть использованы на уроках географии, обществознания, для выполнения творческих работ.
3.Работы по оценке состояния здоровья и влияния на него среды обитания.
Оценка показателей индивидуального, группового и популяционного здоровья различными методами - основная цель данных работ. Тематика может корректироваться с учетом запроса аудитории, а полученные данные могут быть использованы не только при выполнении учебно-исследовательских работ, но и на уроках биологии и физической культуры.
4. Работы мониторингового характера с элементами моделирования и прогноза.
Элементы прогнозирования и моделирования могут быть представлены при выполнении практически любой проектно-исследовательской работы. Однако обучение методике проведения исследований данного типа наиболее полно используется при выполнении работ по оценке состояния окружающей среды. Отчетные материалы используются в произвольной форме как индивидуально, так и группой авторов. Возможно проведение защиты проектов, коллективное обсуждение, внесение в итоговую часть работы других элементов конкурса. Эколого-ориентированная проектная деятельность позволяет развивать коммуникативные умения старшеклассников.
Теоретические занятия, проводимые при изучении каждого блока, используются как теоретическая база, а также при моделировании проблемной ситуации или для раскрытия предлагаемой темы.
В процессе работы по данной программе может быть использован комплекс методов и приемов обучения, позволяющий эффективно развивать исследовательское мышление у ребят:
- Словесные методы: лекция, рассказ, объяснение используются при ознакомлении учащихся с основным содержанием понятий, для объяснения действий при выполнении наблюдений и опытов, беседа – при решении разнообразных проблемных задач, обсуждении полученных результатов.
- Наглядные методы: демонстрации опытов, приборов, объектов – при ознакомлении с образцом действий по проведению наблюдений или других форм исследования
- Практические методы: организация исследовательских работ, проводимых учащимися, консультации при подготовке отчетов и презентаций.
Проекты и учебно-исследовательские работы могут выполняться в рамках межпредметной интеграции, что расширяет возможности самореализации обучающегося, а в качестве соруководителей работ могут выступать преподаватели различных предметов школьного курса.
Важным элементом реализации курса является оценивание работы. Возможно использование различных методик оценки: бальная (рейтинговая система), система «зачетных единиц», использование анкеты «ЭЗОП». Предусматривается составление «Индивидуального образовательного маршрута», учитывается уровень знаний, умений, опыт публичных выступлений при обсуждении результатов. Успешность участия в мероприятиях районного экологического проекта, юношеских научно-практических конференциях различного масштаба, творческих конкурсах экологической тематики, исследовательских турах предметных олимпиад – основные формы оценки результативности занятий.
В заключение обучения возможно проведение анкетирования с последующим использованием материала при диагностике и для возможного корректирования программы. В настоящее время продолжается работа над созданием УМК элективного курса «Социально – экологический практикум школьника», возможно создание блока интегрированных элективных курсов в рамках изучаемых базовых дисциплин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике "Практикум по математике" 10 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 10 класса...
Авторская программа элективного курса по математике Практикум по математике: математика в задачах
Элективный курс "Математика в задачах" рассчитан на учащихся 11 классов общеобразовательных классов, имеющих слабую математическую подготовку при решении задач. ...
Рабочая программа элективного курса по физике "Практикум решения нестандартных задач по физике" 10 класс
Я размещаю рабочую программу элективного курса для учащихся 10 класса "Практикум решения нестандартных задач по физике". Программа содержит восемь раделов:.Пояснительная записка. 2.Общая характеристик...
Программа элективного курса Физико - химический практикум
программа элективного курса расчитана на один год обучения для учащихся 10-11 классов...
Элективный курс для учащихся 9 классов «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ШКОЛЬНИКА»
Содержание практикума предусматривает реальную практико-ориентированную деятельность учащихся по оценке экологического состояния окружающей среды, изучению влияния ее на собственное здоровье, вы...
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Рабочая программа элективного курса по математике «Практикум по решению задач по математике» 11 класс.
Назначение программы: для обучающихся программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых ...