Экологический практикум
календарно-тематическое планирование по экологии (8 класс) по теме
Экологический практикум знакомит учащихся с миром природы, умением составлять коллекции и монтировать гербарии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_praktikum.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический практикум
Цель: воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы.
задачи:
- закрепить и углубить знания, полученные на занятиях в школе;
- показать биоразнообразие беспозвоночных животных и растений;
- познакомить с местными представителями, имеющих значение для лесного и сельского хозяйства, медицины и ветеринарии, продемонстрировать многообразие экологических связей животных с условиями их обитания;
- на конкретных примерах изучить адаптивные способности организации и поведения животных, обитающих в различных экологических условиях;
- ознакомить с основными методами изучения беспозвоночных животных и растений;
- овладеть методами сбора и камеральной обработки собранного материала;
- привлечь школьников к самостоятельной, в том числе научно-исследовательской работе.
Полученные в процессе практики знания позволят:
- оценить взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах,
- определить роль антропогенных факторов в динамике наземных и водных биоценозов,
- обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных
зооценозов.
При прохождении практики школьники приобретают:
- навыки натуралистической и природоведческой работы,
- расширяют и углубляют знания по ботанике, полученные зимой,
- закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней,
- навыки флористической работы,
- осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.
Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов. При работе в природе школьники должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенное внимание следует уделить редким и исчезающим видам растений. Необходимо уметь пользоваться определителем непосредственно в природе, описывать и зарисовывать растения и животных на месте обитания, не нанося им ущерба.
Летняя практика способствует развитию у школьников
- наблюдательности,
- умения ориентироваться в природе,
- вызывает у них повышенный интерес к ботанике, зоологии и обеспечивает более
эффективное их усвоение. - мышления и практических умений.
В программе предусмотрены экскурсии в лес, к водоему, на поле, школьный учебно-опытный участок. Полученные в процессе практики знания позволят оценить взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах, определить роль антропогенных факторов в динамике наземных и водных биоценозов, обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных зооценозов.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ
1. Комплексные и тематические экскурсии в природу под руководством преподавателя или самостоятельные, на которых школьники знакомятся с представителями различных систематических групп беспозвоночных животных, методами учета животных и растений, принадлежащих к разнообразным жизненным формам.
2. Камеральная обработка собранных материалов.
3. Самостоятельное выполнение индивидуальных тем, взятых по выбору.
ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ
1. Альбом с зарисовками 20 видов наземных и водных беспозвоночных животных и растений, определением систематического положения каждого вида. Рисунки сопровождаются описанием морфологии животных и растений.
2. Сводная таблица видов собранных животных по следующей схеме:
№ | Тип, | Клас | Отряд | Семе | Род | Вид | Жизнен | Положение в |
п/н | подти | с | йство | ная | трофической | |||
п | форма | цепи | ||||||
3. Знание латинских названий определенных животных, растений и особенностей их строения.
4. Коллекция собранных животных.
5. Гербарий собранных растений
6.Знание теоретического материала, читаемого на вводной лекции и помещенного в данных методических указаниях.
7. Представление оформленной самостоятельной работы по выбранной теме, доклад на конференции или реферативное сообщение.
Планирование
1 день
- Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы.
- Изучение видового состава сорной растительности пришкольного учебно-опытного участка
- Камеральная обработка и определение растений.
2 день
- Изучение флористического состава лекарственных растений окрестностей школы.
- Изучение деятельности листогрызущих насекомых в биотопе школы.
- Камеральная обработка и определение растений.
- Определение повреждений насекомыми.
3 день
- Экскурсия в еловый лес
- Опыты со мхами в природе.
- Изучение видового разнообразия мхов и папоротников нашей местности.
- Сбор растений для определения.
- Закладка гербария.
4 день
- Экскурсия в лес.
- Изучение зависимости активности земляных муравьев от времени суток и состояния
погоды.
- Изучение состава пищи земляных муравьев.
- Наблюдение в природе.
5 день
- Экскурсия на стоячий водоем.
- Изучение беспозвоночных животных разных экологических групп.
- Изучение высших водных растений.
- Сбор растений для гербария.
6 день
- Экскурсия в лес.
- Растения елового леса.
- Сбор растений для гербария.
7 день
- Экскурсия - Болотные экосистемы.
- Изучение видового разнообразия животных и растений болота.
- Наблюдение за животными в природе.
8 день
- Изучение охраняемых растений в нашей местности.
- Оформление фотовыставки.
9 день
- Монтирование коллекций.
- Оформление гербария.
- Оформление отчета о проделанной работе.
10 день
- Закрытие интеллектуального лагеря.
- Презентация своей деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический практикум изучения водного объекта
Практикум написан в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. на Всероссийском конкурсе методических разработок на экологическую тематику награжден дипломом 3 степени. Экология исследует сложнейшие вза...
Отчет по работе кружка "Экологический практикум"
Преобладающей формой работы кружка является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических...
Экологический практикум.
Данные инструкци экологического практикума помогут выполнить исследовательскую работу по экологии, провести занятие - исследование....
Элективный курс «Социально - экологический практикум школьника»
Представлено описание программы элективного курса...
Экологический практикум
Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую с...
Экологический практикум для обучающихся 5-6 классов «Я-эколог»
Программа ИГЗ «Я-эколог» рассчитана для учащихся 5-6 классов и предусматривает 35 учебных часов (1 час в неделю). Использование школьного экологического практикума как средства формирования...
Программа организации полевых экологических практикумов Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов в природе на полевых экологических практиках.
Программа экологического образования детей для проведения полевых практик 8,10 классов (профильная) естественнонаучного профиля.Организация практических занятий по естественнонаучным дисци...