Экологический практикум
календарно-тематическое планирование по экологии (8 класс) по теме

Экологический практикум знакомит учащихся с миром природы, умением составлять коллекции и монтировать гербарии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_praktikum.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический практикум

Цель:  воспитание экологической культуры учащихся, познание законов природы.

задачи:

  1. закрепить и углубить знания, полученные на занятиях в школе;
  2. показать биоразнообразие беспозвоночных животных и растений;
  3. познакомить    с    местными    представителями, имеющих значение для лесного и сельского хозяйства, медицины и ветеринарии, продемонстрировать многообразие экологических связей животных с условиями их обитания;

-        на   конкретных    примерах    изучить    адаптивные    способности организации и поведения животных, обитающих в различных экологических условиях;

  1. ознакомить с основными методами изучения беспозвоночных животных и растений;
  2. овладеть методами сбора и камеральной обработки собранного материала;
  3. привлечь школьников к самостоятельной, в том числе научно-исследовательской работе.
    Полученные в процессе практики знания позволят:

  1. оценить взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах,
  2. определить роль антропогенных факторов в динамике наземных и водных биоценозов,
  1. обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных
    зооценозов.

При прохождении практики школьники приобретают:

  1. навыки натуралистической и природоведческой работы,
  2. расширяют и углубляют знания по ботанике, полученные зимой,
  3. закрепляют навыки правильного поведения в природе и бережного отношения к ней,

  1. навыки флористической работы,
  2. осваивают методику биоморфологического описания и определения растений.

Работа школьников складывается из экскурсий в природу и обработки собранного материала в лаборатории. На экскурсиях школьники знакомятся с разнообразием видового состава в районе практики и закономерностями сложения растительных сообществ, с биологией и экологией отдельных видов. При работе в природе школьники должны руководствоваться непреложным принципом: максимальное сохранение целостности флоры и растительности. Особенное внимание следует уделить редким и исчезающим видам растений. Необходимо уметь пользоваться определителем непосредственно в природе, описывать и зарисовывать растения и животных на месте обитания, не нанося им ущерба.

Летняя практика способствует развитию у школьников

  1. наблюдательности,
  2. умения ориентироваться в природе,
  3. вызывает у них повышенный интерес к ботанике, зоологии и обеспечивает более
    эффективное их усвоение.
  4. мышления и практических умений.

В программе предусмотрены экскурсии в лес, к водоему, на поле, школьный учебно-опытный участок. Полученные в процессе практики знания позволят оценить взаимоотношения, возникающие в естественных сообществах, определить роль антропогенных факторов в динамике наземных и водных биоценозов, обратить внимание на проблемы и формы охраны живой природы, сохранение природных зооценозов.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЛЕТНЕЙ ПРАКТИКИ

1. Комплексные  и  тематические  экскурсии в природу под  руководством преподавателя или самостоятельные, на которых школьники знакомятся с представителями различных систематических групп     беспозвоночных животных, методами  учета животных и растений, принадлежащих к разнообразным жизненным формам.

2. Камеральная обработка собранных материалов.

3. Самостоятельное выполнение индивидуальных тем, взятых по выбору.

ФОРМЫ ОТЧЕТНОСТИ

1. Альбом с зарисовками 20 видов наземных и водных беспозвоночных животных и растений, определением систематического положения каждого вида. Рисунки сопровождаются описанием морфологии животных и растений.

2. Сводная таблица видов собранных животных по следующей схеме:

Тип,

Клас

Отряд

Семе

Род

Вид

Жизнен

Положение в

п/н

подти

с

йство

ная

трофической

п

форма

цепи

3. Знание латинских названий определенных животных, растений и особенностей их строения.

4. Коллекция собранных животных.

5. Гербарий собранных растений

6.Знание теоретического материала, читаемого на вводной лекции и помещенного в данных методических указаниях.

7. Представление оформленной самостоятельной работы по выбранной теме, доклад на конференции или реферативное сообщение. 

Планирование

1 день

  1. Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы.
  2. Изучение видового состава сорной растительности пришкольного учебно-опытного участка
  3. Камеральная обработка и определение растений.

2 день

  1. Изучение флористического состава лекарственных растений окрестностей школы.
  2. Изучение деятельности листогрызущих насекомых в биотопе школы.
  3. Камеральная обработка и определение растений.
  4. Определение повреждений насекомыми.

3 день

  1. Экскурсия в еловый лес
  2. Опыты со мхами в природе.
  3. Изучение видового разнообразия мхов и папоротников нашей местности.
  4. Сбор растений для определения.
  5. Закладка гербария.

4 день

  1. Экскурсия в лес.
  2. Изучение зависимости активности земляных муравьев от времени суток и состояния

погоды.

  1. Изучение состава пищи земляных муравьев.
  2. Наблюдение в природе.

5 день

  1. Экскурсия на стоячий водоем.
  2. Изучение беспозвоночных животных разных экологических групп.
  3. Изучение высших водных растений.
  4. Сбор растений для гербария.

6 день

  1. Экскурсия в лес.
  2. Растения елового леса.
  3. Сбор растений для гербария.

7 день

  1. Экскурсия - Болотные экосистемы.
  2. Изучение видового разнообразия животных и растений болота.
  3. Наблюдение за животными в природе.

8 день

  1. Изучение охраняемых растений в нашей местности.
  2. Оформление фотовыставки.

9 день

  1. Монтирование коллекций.
  2. Оформление гербария.
  3. Оформление отчета о проделанной работе.

10 день

  1. Закрытие интеллектуального лагеря.
  2. Презентация своей деятельности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практикум изучения водного объекта

Практикум написан в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. на Всероссийском  конкурсе методических разработок на экологическую тематику награжден дипломом 3 степени. Экология исследует сложнейшие вза...

Отчет по работе кружка "Экологический практикум"

Преобладающей формой работы кружка является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических...

Экологический практикум.

Данные инструкци экологического практикума помогут выполнить исследовательскую работу по экологии, провести занятие - исследование....

Элективный курс «Социально - экологический практикум школьника»

Представлено описание программы элективного курса...

Экологический практикум

Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую с...

Экологический практикум для обучающихся 5-6 классов «Я-эколог»

Программа ИГЗ «Я-эколог» рассчитана для учащихся 5-6 классов и предусматривает 35 учебных часов  (1 час в неделю). Использование школьного экологического практикума как средства формирования...

Программа организации полевых экологических практикумов Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов в природе на полевых экологических практиках.

Программа экологического образования детей для проведения полевых практик   8,10 классов (профильная) естественнонаучного профиля.Организация практических занятий по естественнонаучным дисци...