Экологический практикум.
учебно-методический материал по экологии по теме

Худойкина Людмила Александровна

Данные инструкци экологического практикума помогут выполнить исследовательскую работу по экологии, провести занятие - исследование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_praktikum.doc327 КБ

Предварительный просмотр:

 «Экологический практикум»

 

 Лабораторный лист станции «Трофическая»

Трофический тип связей в сообществе основан на пищевых взаимоотношениях

1. Пищевая цепь- ряд передачи энергии по пищевой цепи от растения к последующим звеньям.

 Цепи питания бывают: выедания - начинаются с растений, или их производных( плодов, соков, семян, листьев, коры, древесины, корней). Число звеньев-4.Стрелка ставится от жертвы к хищнику.

Пример: Иголка сосны - непарный шелкопряд - серая жаба-коршун

Разложения - цепи, начинающиеся с растительного опада, отмерших частей растений, экскрементов животных, трупов. Число звеньев:3-4.

Труп ежа-личинки мясной мухи - красноперка

2. Пищевые сети - всевозможные пищевые цепи данного биоценоза, с учетом, что каждый вид - многояден, и он служит пищей многим организмам

3. Составьте по 2 цепи питания: разложения и выедания для данной территории

Лабораторный лист станции «Фабрическая»

Фабрический тип связей основан на основе создания живыми организмами сооружений для улучшения жизнеобеспечения вида.

1.Типы сооружений зависят : -от жизненной формы вида животного: роющие, ползающие, летающие, бегающие, прыгающие, порхающие

-от места обитания: крона дерева, нора, дупло, открытое пространство, лесная подстилка;

-от характера строительного материала

2. Назвать животных, обитающих на данной территории, указав тип жилища ( гнездо, нора, дупло, муравейник), материал послуживший для постройки жилища, местообитание животного(лесная подстилка, листва, крона дерева, среди густого подлеска)

Лабораторный лист станции « Топическая»

1.Топический тип связи – место обитания животного в биоценозе( сообществе)- , ярус, занимаемый данным животным

Форический тип связи - преобразование организмом места обитания в процессе жизнедеятельности ( ограничение роста растений, регуляция размещения насекомых, активирование всходов - копытень, фиалки, земляника – муравьями, перенос семян и плодов, расселение насекомых, грибов, уничтожение насекомых-вредителей, больных животных, рыхление почвы, регуляция водостока и увлажненности почвы, утилизация отмершего)

2. Раскрыть значимость видов растений и животных, обитающих на данной территории в природе и для человека. Указать степень преобразования окружающей среды данными видами, ярус, занимаемый данным животным.

Лабораторный лист станции «Литомониторинг»

Литомонитоинг - отслеживание состояния почвенного покрова

1. Механический состав почвы: глинистая - состоит из мелких частиц, легко склеиваемых между собой, плохо пропускают воду, воздух, долго удерживают влагу, не накапливает гумус; легкий суглинок-содержит крупные частицы песка, легко пропускает воду, воздух, плохо удерживает влагу, слабо накапливает гумус; средний суглинок - содержит мелкие частицы песка, способен накапливать гумус( перегнившие части), хорошо удерживает и пропускает воду и воздух; песчаная - состоит из крупных частиц песка, хорошо пропускает воду, воздух, плохо удерживает воду, не накапливает гумус; супесчаная-содержит мелкие частицы песка, хорошо пропускает воду, воздух, слабо удерживает влагу, слабо накапливает гумус.

2.Определить состав почвы : скатайте шар из пробы почвы, раскатайте из него жгут (если не удается - почва песчаная, если жгут рассыпается - супесчаная), согните жгут в кольцо ( если не удается - суглинистая, если кольцо образовалось - глинистая)

3. На листе белой бумаги проведите пробу «Жирности мазка»- размажьте пятно грязевой массой из образца почвы. Жирность мазка показывает содержание гумуса - чем интенсивнее мазок- тем богаче почва перегноем.

4.Определите степень плодородия почвы биоиндикационным методом: а) высокие , ярко зеленые листья растений, богатый видовой состав, густота покрова почвы – указывают на высокое содержание питательных веществ в почве.

5.На плодородных почвах произрастают: крапива, иван-чай, сныть, чистотел, кислица, валериана, чина луговая. На низкоплодородных почвах произрастают: мхи, наземные лишайники, кошачья лапка, белоус, ситник нитевидный.

Безразличны к плодородию: лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная.

Лабораторный лист станции « Гидрология»

Гидрология- наука о водной оболочке планеты.

1.Определите температуру воды: опустив термометр в водоем на 2-3 минуты

2.а)Определить запах воды,учитывая, что запахи бывают: Ароматический( цветочный), болотный(илистый, тенистый), гнилостный (сточной воды), древесный( мокрой щепы), землистый (прелый, свежевспаханной земли, глины), плесневый( застойный, затхлый), рыбный, сероводородный( тухлых яиц), травянистый( скошенной травы, сена), неопределенный.

Б)Интенсивность запаха-0-никакой, 1-очнь слабый, 2-слабый, 3-заметный, 4-отчетливый, 5-очень сильный

3. Определите цвет воды-напротив прозрачной, бесцветной емкости поставьте белый лист бумаги, укажите цвет воды

4.Определите прозрачность водоема, для этого опустите диск, закрепленный на стержне в водоем.

 Биоиндикация водоемов по водорослям (альгоиндикация)

1.В водоеме водоросли поселяются в трех зонах: 1) толща воды(планктон), здесь поселяются одноклеточные организмы: хламидомонады, кишечницы, хлореллы;

2)на дне водоема (бентос) поселяются нитчатые водоросли спирогиры, кладофоры(остающиеся виде «тряпок»

3)на поверхности погруженных в воду предметов (перифитон)-хлопья и оборванные нити, поднятые со дна.

2. Рассмотрите водоем в трех зонах, выделив одноклеточных, хорошо видимых в сосуде воды на свету, нитчатых многоклеточных водорослей прикрепленных ко дну.

3. Оценка загрязненности воды производится исходя из количественного состава водорослей и их обилия по 5-бальной шкале.

В олигосапробной зоне водоросли редко встречаются, но разнообразны, , в бета мезосапробной зоне- естественного загрязнения индикатором биологической чистоты является кладофора. Альфа олигосапробная зона имеет очаги загрязнения в водоемах, например - места сброса городской канализации, здесь в изобилии представлены одноклеточные водоросли, хорошо различимые при наличии теневых образований, легко заметны в прозрачной емкости. В застойных местах встречаются скопления хлореллы, представленной «цветущими шапками зеленой ваты». Полисапробная зона представляет массовое зарастание водоема водорослями.

Лабораторный лист станции « Гидромониторинг»

Гидромониторинг- система отслеживания состояния воды в водоеме.

Биоиндикаторы- организмы, обитающие в данной среде при необходимых, специфичных условиях существования.

1. Определить класс качества воды по наличию биоиндикаторов чистоты водоема по индексу Майера

Индекс Майера

Обитатели чистых вод

Организмы средней степени чувствительности

Обитатели загрязненных водоёмов

Нимфы веснянок

Бокоплав

Личинки комаров-звонцов

Нимфы поденок

Речной рак

Пиявки

Личинки ручейников

 

Личинки стрекоз  

Водяной ослик

Личинки вислокрылок

 

Личинки комаров-долгоножек

Прудовики

Двустворчатые моллюски

Моллюски-катушки

Личинки мошки

 

Моллюски-живородки

Малощетинковые черви

Нужно отметить, какие из приведённых в таблице индикаторных групп обнаружены в пробах. Количество обнаруженных групп из первого раздела таблицы необходимо умножить на три, количество групп из второго раздела — на два, а из третьего — на один. Получившиеся цифры складывают. Значение суммы и характеризует степень загрязнённости водоёма. Если сумма более 22 — вода относится к первому классу качества. Значения суммы от 17 до 21 говорят о втором классе качества (как и в первом случае, водоём будет охарактеризован как олигосапробный). От 11 до 16 баллов — третий класс качества (бета-мезосапробная зона). Все значения меньше 11 характеризуют водоём как грязный (альфа-мезосапробный или же полисапробный).

Лабораторный лист станции « Атмосфера»

Атмосфера - оболочка Земли, отражает состояние воздуха.

1.Лишайники- самые чувствительные организмы к загрязнению среды.Они способны долгое время пребывать в сухом , обезвоженном состоянии. Лишайники бывают: накипные(самые устойчивые), кустистые, листоватые. Чем больше разновидностей и площадь покрытия лишайников, тем лучше состояние среды, полное отсутствие лишайников-воздушный бассейн сильно загрязнен.Мхи- занимают второе место по степени устойчивости к загрязнению. Наиболее устойчивыми являются мхи, покрывающие почвенный покров, поселяющиеся на крышах строений, заборов, стен сооружений. Самыми чувствительными к загрязнению являются кустистые мхи. Определить состояние воздушного бассейна с помощью мхово-лишайникового покрова. 2.Определить загрязнение воздуха по состоянию побегов сосны. Самыми чувствительными являются иголки сосны- в незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои здорова, лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной среде появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.

Лабораторный лист станции « Антропогенная»

Антропогенное воздействие- воздействие в результате прямого и косвенного воздействия человека на окружающую среду.

1.Определить степень нарушения древостоя, жизненность растений, возраст деревьев.

2. Шкала визуальной оценки древостоя по внешним признакам

Баллы

Характеристика состояния

1

Здоровые деревья, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме.

2

Ослабленные деревья. Крона слабо ажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьях на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках.

3

Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, сухая вершина. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличенные. Прирост уменьшен или отсутствует. Смолотечение сильное. Значительные участки коры отмерли.

4

Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60 % от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами, усачами, златками.

5

Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины).

2. На основе таблицы определите деградацию лесной экосистемы

Степень деградации лесных экосистем

Степень деградации лесной растительности

Изменения лесной растительности

Удовлетворительная

изменения отдельных деревьев (суховершинность, усыхание листьев и т.п.)

Напряженная

гибель отдельных деревьев на фоне заметного общего угнетения растительности

Критическая

очаговое, весьма заметное нарушение древесной растительности

Катастрофическая

сплошная гибель древесных пород

3. Оценку обилия травянистых растений производят большей частью глазомерно по шестибалльной шкале. Балл 6 – растения данного вида образуют фон, т.е. надземные части смыкаются; балл 5 – растения встречаются очень обильно; балл 4 – обильно; балл 3 – довольно обильно; балл 2 – в небольшом количестве (рассеяно); балл 1 – в очень малом количестве (единично). По довольно широко используемой шкале Друде обилие обозначается специальными терминами: Sociales (Soc), Copiosae (Cop3, Cop2, Cop1), Sparsae (Sp), Solitariae (So), Unicum (Un), которые в основном соответствуют баллам приведенной выше шестибальной системы.

4. Определение жизненности растений

Жизненность видов охватывает реакции видов растений на среду обитания в растительном сообществе (фитоценозе). Для оценки жизненности применяется трехбалльная шкала.

I - жизненность хорошая (полная) - растение в фитоценозе нормально цветет и плодоносит (есть особи всех возрастных групп), взрослые особи достигают нормальных для данного вида размеров.

II - жизненность удовлетворительная (угнетено) - растение угнетено, что выражается в меньших размерах взрослых особей, семенное размножение при этом невозможно.

III - жизненность неудовлетворительная (сильно угнетено) - растение угнетено так сильно, что наблюдается резкое отклонение в морфологическом облике взрослых растений (ветвлении, форме листьев и т. д.); семенное размножение отсутствует (нет цветущих и плодоносящих побегов).

5. Определение возраста деревьев

1. Чтобы определить возраст дерева, его нужно измерить при помощи мерной ленты окружность ствола на высоте 1м над землей и разделить полученную величину на 2,5, полученное число будет соответствовать примерному возрасту дерева

Лабораторный лист станции « Рекреационная»

 «Рекреация» - зона отдыха. «Рекреационное воздействие» - воздействие на природное окружение отдыхающими.

Экологическая оценка территории

Признаки

баллы

Признаки

баллы

1

Наличие мусора на территории

1

11

Отсутствие видового разнообразия травянистых растений

1

2

Наличие несанкционированных тропинок

1

12

Отсутствие цветовой гаммы

1

3

Ожоговые пятна от костров на газонах

1

13

Отсутствие ярусности среди древесных растений и цветочных культур (на клумбах)

1

4

Неравномерный травянистый покров на газонах

1

14

Деревья затеняют окна

1

5

Сухие ветви на деревьях и кустарниках

1

15

На территории есть мусорные свалки

1

6

Отсутствие планировки в произрастании культур

1

16

Наличие необрезанных сучьев на деревьях, необорудованных пней

1

7

Нет оградных барьеров

1

17

Наличие ям, рытвин

1

8

Наличие сорняков

1

18

Отсутствие птиц на территории

1

9

Почва на клумбах уплотнена

1

19

Наличие больных деревьев и кустарников( грибы-трутовики, чага, повреждение древесными вредителями- короедами, молью, тлей)

1

10

Отсутствие видового разнообразия древесных растений

1

20

Отсутствие муравьев, мало дождевых червей

1

18-20 баллов-  экологическое состояние пришкольной территории неблагополучное

17-15- критическое состояние

14-10-напряженное состояние

9-5- удовлетворительное состояние

0-4- хорошее состояние

2. Дать оценку загрязнения прибрежной зоны.

Санитарная зона вдоль рек                                 Санитарная зона озер:

Расстояние

 от истока

Ширина водоохраной зоны

До10км

15м

До50км

100м

До100км

200м

До200км

300м

До500км

400м

Более 500км

500м

Площадь

водной

 поверхности

Ширина

 водоохраной

 зоны

До 2км2

300м

Более2км2

500м

Загрязненность прибрежных рекреационных территорий  

Признаки антропогенного воздействия

Оценка в баллах

да

нет

1.Бытовое загрязнение:

  • Наличие «плавуна» в русле и пойме реки, срубленных деревьев, наносов на дне

1

0

  • Свалки антропогенного характера в пределах санзоны

1

0

  • Наличие стихийных пляжей в пределах санитарной зоны

1

0

  • Наличие туристических стоянок в пределах санзоны

1

0

  • Наличие кострищ в пределах санзоны

1

0

  • Остатки пищевых отходов в пределах санзоны

1

0

2.Химическое загрязнение:

  • Наличие на склонах с/х полей выше по течению

1

0

  • Наличие стоков бытовых и промышленных вод

1

0

  • Наличие автодорог в пределах санитарной зоны

1

0

Радужные масляные пятна на поверхности воды

1

0

  • Азотные и фосфорные соли за счет смыва удобрений и органических остатков (бурное развитие водорослей)

1

0

3.Биологическое загрязнение:

  • Выпас КРС в пределах санитарной зоны

1

0

  • Расположение скотных дворов и летних ферм выше по течению и на склонах

1

0

  • Расположение населенных пунктов выше по течению и в долине реки

1

0

  • Наличие туалетов в пределах санитарной зоны

1

0

  • Наличие сине-зеленых водорослей

1

0

  • Наличие хлореллы (цветение воды)

1

0

  • Наличие ряски в водоеме

1

0

  • Отсутствие водомерок на поверхности

1

0

Итого

19

Степень загрязненности: Очень сильная – 17-19б; сильная – 12-16б; средняя – 6-11б; слабая – 1-5б.

Лабораторный лист станции «Гербологическая»

Гербология- наука о перерабоке мусора.

Нельзя сжигать полимерные материалы, придорожную листву, - выделяется токсичные газы, один из них - диоксин, обладающий высокой канцерогенностью( вызывает злокачественный рост клеток), обладает способностью накапливаться в организме.

1.Убрать замусоренный участок, с последующей утилизацией мусора, основанной на творчестве, научности, экологичности.

 

Источники информаций и иллюстраций:

1.Алексеев С.В., Груздева Н.В.Практикум по экологии.- М.: АО МДС ,1996.-192c.

2.Ашихмина Т.Я.Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар-Рандеву, 2000.

3.Боголюбов А.С. Методы экологического мониторинга/ Методич.пособие по полевой экологии.- М.: Экосистема, 2004.

4. Бобровская Е.В. Материалы эколого-краеведческой экспедиции «Мы познаем Алтай», г. Рубцовск

 5.Зверев А.Т.Экология .-М.: Оникс 21 век-Дом педагогики, 2002.

6. Криксунов Е.А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В.Экология.- М.: Дрофа, 1996.

7.Опарин Р.В. как организовать экологические исследования.-Горно-Алтайск, 2002.

8.http://www.akipkro.ru/

9.http://www.turizm.lib.ru/

10.http://www.asu.ru/ds/redbook

11.http://www.asu.ru/research/garden


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практикум

Экологический практикум знакомит учащихся с миром природы, умением составлять коллекции и монтировать гербарии....

Экологический практикум изучения водного объекта

Практикум написан в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. на Всероссийском  конкурсе методических разработок на экологическую тематику награжден дипломом 3 степени. Экология исследует сложнейшие вза...

Отчет по работе кружка "Экологический практикум"

Преобладающей формой работы кружка является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических...

Элективный курс «Социально - экологический практикум школьника»

Представлено описание программы элективного курса...

Экологический практикум

Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую с...

Экологический практикум для обучающихся 5-6 классов «Я-эколог»

Программа ИГЗ «Я-эколог» рассчитана для учащихся 5-6 классов и предусматривает 35 учебных часов  (1 час в неделю). Использование школьного экологического практикума как средства формирования...

Программа организации полевых экологических практикумов Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов в природе на полевых экологических практиках.

Программа экологического образования детей для проведения полевых практик   8,10 классов (профильная) естественнонаучного профиля.Организация практических занятий по естественнонаучным дисци...