Экологический практикум.
учебно-методический материал по экологии по теме
Данные инструкци экологического практикума помогут выполнить исследовательскую работу по экологии, провести занятие - исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_praktikum.doc | 327 КБ |
Предварительный просмотр:
«Экологический практикум»
Лабораторный лист станции «Трофическая»
Трофический тип связей в сообществе основан на пищевых взаимоотношениях
1. Пищевая цепь- ряд передачи энергии по пищевой цепи от растения к последующим звеньям.
Цепи питания бывают: выедания - начинаются с растений, или их производных( плодов, соков, семян, листьев, коры, древесины, корней). Число звеньев-4.Стрелка ставится от жертвы к хищнику.
Пример: Иголка сосны - непарный шелкопряд - серая жаба-коршун
Разложения - цепи, начинающиеся с растительного опада, отмерших частей растений, экскрементов животных, трупов. Число звеньев:3-4.
Труп ежа-личинки мясной мухи - красноперка
2. Пищевые сети - всевозможные пищевые цепи данного биоценоза, с учетом, что каждый вид - многояден, и он служит пищей многим организмам
3. Составьте по 2 цепи питания: разложения и выедания для данной территории
Лабораторный лист станции «Фабрическая»
Фабрический тип связей основан на основе создания живыми организмами сооружений для улучшения жизнеобеспечения вида.
1.Типы сооружений зависят : -от жизненной формы вида животного: роющие, ползающие, летающие, бегающие, прыгающие, порхающие
-от места обитания: крона дерева, нора, дупло, открытое пространство, лесная подстилка;
-от характера строительного материала
2. Назвать животных, обитающих на данной территории, указав тип жилища ( гнездо, нора, дупло, муравейник), материал послуживший для постройки жилища, местообитание животного(лесная подстилка, листва, крона дерева, среди густого подлеска)
Лабораторный лист станции « Топическая»
1.Топический тип связи – место обитания животного в биоценозе( сообществе)- , ярус, занимаемый данным животным
Форический тип связи - преобразование организмом места обитания в процессе жизнедеятельности ( ограничение роста растений, регуляция размещения насекомых, активирование всходов - копытень, фиалки, земляника – муравьями, перенос семян и плодов, расселение насекомых, грибов, уничтожение насекомых-вредителей, больных животных, рыхление почвы, регуляция водостока и увлажненности почвы, утилизация отмершего)
2. Раскрыть значимость видов растений и животных, обитающих на данной территории в природе и для человека. Указать степень преобразования окружающей среды данными видами, ярус, занимаемый данным животным.
Лабораторный лист станции «Литомониторинг»
Литомонитоинг - отслеживание состояния почвенного покрова
1. Механический состав почвы: глинистая - состоит из мелких частиц, легко склеиваемых между собой, плохо пропускают воду, воздух, долго удерживают влагу, не накапливает гумус; легкий суглинок-содержит крупные частицы песка, легко пропускает воду, воздух, плохо удерживает влагу, слабо накапливает гумус; средний суглинок - содержит мелкие частицы песка, способен накапливать гумус( перегнившие части), хорошо удерживает и пропускает воду и воздух; песчаная - состоит из крупных частиц песка, хорошо пропускает воду, воздух, плохо удерживает воду, не накапливает гумус; супесчаная-содержит мелкие частицы песка, хорошо пропускает воду, воздух, слабо удерживает влагу, слабо накапливает гумус.
2.Определить состав почвы : скатайте шар из пробы почвы, раскатайте из него жгут (если не удается - почва песчаная, если жгут рассыпается - супесчаная), согните жгут в кольцо ( если не удается - суглинистая, если кольцо образовалось - глинистая)
3. На листе белой бумаги проведите пробу «Жирности мазка»- размажьте пятно грязевой массой из образца почвы. Жирность мазка показывает содержание гумуса - чем интенсивнее мазок- тем богаче почва перегноем.
4.Определите степень плодородия почвы биоиндикационным методом: а) высокие , ярко зеленые листья растений, богатый видовой состав, густота покрова почвы – указывают на высокое содержание питательных веществ в почве.
5.На плодородных почвах произрастают: крапива, иван-чай, сныть, чистотел, кислица, валериана, чина луговая. На низкоплодородных почвах произрастают: мхи, наземные лишайники, кошачья лапка, белоус, ситник нитевидный.
Безразличны к плодородию: лютик едкий, пастушья сумка, мятлик луговой, черноголовка, ежа сборная.
Лабораторный лист станции « Гидрология»
Гидрология- наука о водной оболочке планеты.
1.Определите температуру воды: опустив термометр в водоем на 2-3 минуты
2.а)Определить запах воды,учитывая, что запахи бывают: Ароматический( цветочный), болотный(илистый, тенистый), гнилостный (сточной воды), древесный( мокрой щепы), землистый (прелый, свежевспаханной земли, глины), плесневый( застойный, затхлый), рыбный, сероводородный( тухлых яиц), травянистый( скошенной травы, сена), неопределенный.
Б)Интенсивность запаха-0-никакой, 1-очнь слабый, 2-слабый, 3-заметный, 4-отчетливый, 5-очень сильный
3. Определите цвет воды-напротив прозрачной, бесцветной емкости поставьте белый лист бумаги, укажите цвет воды
4.Определите прозрачность водоема, для этого опустите диск, закрепленный на стержне в водоем.
Биоиндикация водоемов по водорослям (альгоиндикация)
1.В водоеме водоросли поселяются в трех зонах: 1) толща воды(планктон), здесь поселяются одноклеточные организмы: хламидомонады, кишечницы, хлореллы;
2)на дне водоема (бентос) поселяются нитчатые водоросли спирогиры, кладофоры(остающиеся виде «тряпок»
3)на поверхности погруженных в воду предметов (перифитон)-хлопья и оборванные нити, поднятые со дна.
2. Рассмотрите водоем в трех зонах, выделив одноклеточных, хорошо видимых в сосуде воды на свету, нитчатых многоклеточных водорослей прикрепленных ко дну.
3. Оценка загрязненности воды производится исходя из количественного состава водорослей и их обилия по 5-бальной шкале.
В олигосапробной зоне водоросли редко встречаются, но разнообразны, , в бета мезосапробной зоне- естественного загрязнения индикатором биологической чистоты является кладофора. Альфа олигосапробная зона имеет очаги загрязнения в водоемах, например - места сброса городской канализации, здесь в изобилии представлены одноклеточные водоросли, хорошо различимые при наличии теневых образований, легко заметны в прозрачной емкости. В застойных местах встречаются скопления хлореллы, представленной «цветущими шапками зеленой ваты». Полисапробная зона представляет массовое зарастание водоема водорослями.
Лабораторный лист станции « Гидромониторинг»
Гидромониторинг- система отслеживания состояния воды в водоеме.
Биоиндикаторы- организмы, обитающие в данной среде при необходимых, специфичных условиях существования.
1. Определить класс качества воды по наличию биоиндикаторов чистоты водоема по индексу Майера
Индекс Майера
Обитатели чистых вод | Организмы средней степени чувствительности | Обитатели загрязненных водоёмов |
Нимфы веснянок | Бокоплав | Личинки комаров-звонцов |
Нимфы поденок | Речной рак | Пиявки |
Личинки ручейников
| Личинки стрекоз | Водяной ослик |
Личинки вислокрылок
| Личинки комаров-долгоножек | Прудовики |
Двустворчатые моллюски | Моллюски-катушки | Личинки мошки |
| Моллюски-живородки | Малощетинковые черви |
Нужно отметить, какие из приведённых в таблице индикаторных групп обнаружены в пробах. Количество обнаруженных групп из первого раздела таблицы необходимо умножить на три, количество групп из второго раздела — на два, а из третьего — на один. Получившиеся цифры складывают. Значение суммы и характеризует степень загрязнённости водоёма. Если сумма более 22 — вода относится к первому классу качества. Значения суммы от 17 до 21 говорят о втором классе качества (как и в первом случае, водоём будет охарактеризован как олигосапробный). От 11 до 16 баллов — третий класс качества (бета-мезосапробная зона). Все значения меньше 11 характеризуют водоём как грязный (альфа-мезосапробный или же полисапробный).
Лабораторный лист станции « Атмосфера»
Атмосфера - оболочка Земли, отражает состояние воздуха.
1.Лишайники- самые чувствительные организмы к загрязнению среды.Они способны долгое время пребывать в сухом , обезвоженном состоянии. Лишайники бывают: накипные(самые устойчивые), кустистые, листоватые. Чем больше разновидностей и площадь покрытия лишайников, тем лучше состояние среды, полное отсутствие лишайников-воздушный бассейн сильно загрязнен.Мхи- занимают второе место по степени устойчивости к загрязнению. Наиболее устойчивыми являются мхи, покрывающие почвенный покров, поселяющиеся на крышах строений, заборов, стен сооружений. Самыми чувствительными к загрязнению являются кустистые мхи. Определить состояние воздушного бассейна с помощью мхово-лишайникового покрова. 2.Определить загрязнение воздуха по состоянию побегов сосны. Самыми чувствительными являются иголки сосны- в незагрязненных лесных экосистемах основная масса хвои здорова, лишь малая часть хвоинок имеет светло-зеленые пятна и некротические точки микроскопических размеров, равномерно рассеянные по всей поверхности. В загрязненной среде появляются повреждения и снижается продолжительность жизни хвои сосны.
Лабораторный лист станции « Антропогенная»
Антропогенное воздействие- воздействие в результате прямого и косвенного воздействия человека на окружающую среду.
1.Определить степень нарушения древостоя, жизненность растений, возраст деревьев.
2. Шкала визуальной оценки древостоя по внешним признакам
Баллы | Характеристика состояния |
1 | Здоровые деревья, без внешних признаков повреждения, величина прироста соответствует норме. |
2 | Ослабленные деревья. Крона слабо ажурная, отдельные ветви усохли. Листья и хвоя часто с желтым оттенком. У хвойных деревьях на стволе сильное смолотечение и отмирание коры на отдельных участках. |
3 | Сильно ослабленные деревья. Крона изрежена, со значительным усыханием ветвей, сухая вершина. Листья светло-зеленые, хвоя с бурым оттенком и держится 1-2 года. Листья мелкие, но бывают и увеличенные. Прирост уменьшен или отсутствует. Смолотечение сильное. Значительные участки коры отмерли. |
4 | Усыхающие деревья. Усыхание ветвей по всей кроне. Листья мелкие, недоразвитые, бледно-зеленые с желтым оттенком, отмечается ранний листопад. Хвоя повреждена на 60 % от общего количества. Прирост отсутствует. На стволах признаки заселения короедами, усачами, златками. |
5 | Сухие деревья. Крона сухая. Листьев нет, хвоя желтая или бурая, осыпается или осыпалась. Кора на стволах отслаивается или полностью опала. Стволы заселены ксилофагами (потребителями древесины). |
2. На основе таблицы определите деградацию лесной экосистемы
Степень деградации лесных экосистем
Степень деградации лесной растительности | Изменения лесной растительности |
Удовлетворительная | изменения отдельных деревьев (суховершинность, усыхание листьев и т.п.) |
Напряженная | гибель отдельных деревьев на фоне заметного общего угнетения растительности |
Критическая | очаговое, весьма заметное нарушение древесной растительности |
Катастрофическая | сплошная гибель древесных пород |
3. Оценку обилия травянистых растений производят большей частью глазомерно по шестибалльной шкале. Балл 6 – растения данного вида образуют фон, т.е. надземные части смыкаются; балл 5 – растения встречаются очень обильно; балл 4 – обильно; балл 3 – довольно обильно; балл 2 – в небольшом количестве (рассеяно); балл 1 – в очень малом количестве (единично). По довольно широко используемой шкале Друде обилие обозначается специальными терминами: Sociales (Soc), Copiosae (Cop3, Cop2, Cop1), Sparsae (Sp), Solitariae (So), Unicum (Un), которые в основном соответствуют баллам приведенной выше шестибальной системы.
4. Определение жизненности растений
Жизненность видов охватывает реакции видов растений на среду обитания в растительном сообществе (фитоценозе). Для оценки жизненности применяется трехбалльная шкала.
I - жизненность хорошая (полная) - растение в фитоценозе нормально цветет и плодоносит (есть особи всех возрастных групп), взрослые особи достигают нормальных для данного вида размеров.
II - жизненность удовлетворительная (угнетено) - растение угнетено, что выражается в меньших размерах взрослых особей, семенное размножение при этом невозможно.
III - жизненность неудовлетворительная (сильно угнетено) - растение угнетено так сильно, что наблюдается резкое отклонение в морфологическом облике взрослых растений (ветвлении, форме листьев и т. д.); семенное размножение отсутствует (нет цветущих и плодоносящих побегов).
5. Определение возраста деревьев
1. Чтобы определить возраст дерева, его нужно измерить при помощи мерной ленты окружность ствола на высоте 1м над землей и разделить полученную величину на 2,5, полученное число будет соответствовать примерному возрасту дерева
Лабораторный лист станции « Рекреационная»
«Рекреация» - зона отдыха. «Рекреационное воздействие» - воздействие на природное окружение отдыхающими.
Экологическая оценка территории
№ | Признаки | баллы | № | Признаки | баллы |
1 | Наличие мусора на территории | 1 | 11 | Отсутствие видового разнообразия травянистых растений | 1 |
2 | Наличие несанкционированных тропинок | 1 | 12 | Отсутствие цветовой гаммы | 1 |
3 | Ожоговые пятна от костров на газонах | 1 | 13 | Отсутствие ярусности среди древесных растений и цветочных культур (на клумбах) | 1 |
4 | Неравномерный травянистый покров на газонах | 1 | 14 | Деревья затеняют окна | 1 |
5 | Сухие ветви на деревьях и кустарниках | 1 | 15 | На территории есть мусорные свалки | 1 |
6 | Отсутствие планировки в произрастании культур | 1 | 16 | Наличие необрезанных сучьев на деревьях, необорудованных пней | 1 |
7 | Нет оградных барьеров | 1 | 17 | Наличие ям, рытвин | 1 |
8 | Наличие сорняков | 1 | 18 | Отсутствие птиц на территории | 1 |
9 | Почва на клумбах уплотнена | 1 | 19 | Наличие больных деревьев и кустарников( грибы-трутовики, чага, повреждение древесными вредителями- короедами, молью, тлей) | 1 |
10 | Отсутствие видового разнообразия древесных растений | 1 | 20 | Отсутствие муравьев, мало дождевых червей | 1 |
18-20 баллов- экологическое состояние пришкольной территории неблагополучное
17-15- критическое состояние
14-10-напряженное состояние
9-5- удовлетворительное состояние
0-4- хорошее состояние
2. Дать оценку загрязнения прибрежной зоны.
Санитарная зона вдоль рек Санитарная зона озер:
Расстояние от истока | Ширина водоохраной зоны |
До10км | 15м |
До50км | 100м |
До100км | 200м |
До200км | 300м |
До500км | 400м |
Более 500км | 500м |
Площадь водной поверхности | Ширина водоохраной зоны |
До 2км2 | 300м |
Более2км2 | 500м |
Загрязненность прибрежных рекреационных территорий
Признаки антропогенного воздействия | Оценка в баллах | |
да | нет | |
1.Бытовое загрязнение: | ||
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
2.Химическое загрязнение: | ||
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
Радужные масляные пятна на поверхности воды | 1 | 0 |
| 1 | 0 |
3.Биологическое загрязнение: | ||
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
| 1 | 0 |
Итого | 19 |
Степень загрязненности: Очень сильная – 17-19б; сильная – 12-16б; средняя – 6-11б; слабая – 1-5б.
Лабораторный лист станции «Гербологическая»
Гербология- наука о перерабоке мусора.
Нельзя сжигать полимерные материалы, придорожную листву, - выделяется токсичные газы, один из них - диоксин, обладающий высокой канцерогенностью( вызывает злокачественный рост клеток), обладает способностью накапливаться в организме.
1.Убрать замусоренный участок, с последующей утилизацией мусора, основанной на творчестве, научности, экологичности.
Источники информаций и иллюстраций:
1.Алексеев С.В., Груздева Н.В.Практикум по экологии.- М.: АО МДС ,1996.-192c.
2.Ашихмина Т.Я.Школьный экологический мониторинг.- М.: Агар-Рандеву, 2000.
3.Боголюбов А.С. Методы экологического мониторинга/ Методич.пособие по полевой экологии.- М.: Экосистема, 2004.
4. Бобровская Е.В. Материалы эколого-краеведческой экспедиции «Мы познаем Алтай», г. Рубцовск
5.Зверев А.Т.Экология .-М.: Оникс 21 век-Дом педагогики, 2002.
6. Криксунов Е.А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В.Экология.- М.: Дрофа, 1996.
7.Опарин Р.В. как организовать экологические исследования.-Горно-Алтайск, 2002.
10.http://www.asu.ru/ds/redbook
11.http://www.asu.ru/research/garden
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический практикум
Экологический практикум знакомит учащихся с миром природы, умением составлять коллекции и монтировать гербарии....
Экологический практикум изучения водного объекта
Практикум написан в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. на Всероссийском конкурсе методических разработок на экологическую тематику награжден дипломом 3 степени. Экология исследует сложнейшие вза...
Отчет по работе кружка "Экологический практикум"
Преобладающей формой работы кружка является исследовательская, в частности экологический мониторинг окружающей среды человека (природной и бытовой), лесной мониторинг, изучение экологических...
Элективный курс «Социально - экологический практикум школьника»
Представлено описание программы элективного курса...
Экологический практикум
Работа проекта заключается в практических экологических исследованиях воды и почвы Воскресенского района для оценки экологического состояния окружающей среды. Данные исследования могут иметь большую с...
Экологический практикум для обучающихся 5-6 классов «Я-эколог»
Программа ИГЗ «Я-эколог» рассчитана для учащихся 5-6 классов и предусматривает 35 учебных часов (1 час в неделю). Использование школьного экологического практикума как средства формирования...
Программа организации полевых экологических практикумов Учебная и исследовательская деятельность школьников 8,10 классов в природе на полевых экологических практиках.
Программа экологического образования детей для проведения полевых практик 8,10 классов (профильная) естественнонаучного профиля.Организация практических занятий по естественнонаучным дисци...