уроки-презентации
презентация к уроку по химии (8 класс) по теме
по предмету химия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valentnost_8_kl.pptx | 312.59 КБ |
sostavlenie_formul_po_valentnosti_8_kl.pptm | 1009.69 КБ |
uroven_s_8kl-kartochki.docx | 18.86 КБ |
urok_3_alkany._struktura._fizicheskie_svoystva._nomenklatura.pptx | 202.78 КБ |
tipy_khimicheskikh_reakts.pptx | 95.64 КБ |
obobshchenie_knv.pptx | 357.06 КБ |
u-5_8kl._atomy._khimich._elementy.pptx | 117.29 КБ |
alkiny.pptx | 89.55 КБ |
aldegidy_i_ketony.pptx | 274.16 КБ |
ted_9kl_dissots_kislot_soley.pptx | 308.53 КБ |
uravneniya_reaktsiy_ionnogo_obmena.pptx | 182.5 КБ |
khim_svyaz.pptx | 134.41 КБ |
osnovaniya.ppt | 406.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА : «Валентность. Определение валентности по формулам» Цель: *уметь формулировать определение «валентность»; *определять валентность по готовым формулам
1. Понятие «валентность» HCl H 2 O H 3 N H 4 C I I I II I III I IV Валентность – это свойство атомов присоединять определенное число атомов других элементов. Обозначается: римской цифрой над знаком ХЭ.
ПОСТОЯННАЯ ПЕРЕМЕННАЯ I : H, Na, K, Ag, Li I , II : Hg, Cu II : O, Mg, Ca, Zn, Ba II , IV : C, Si, Pb , Sn III : B, Al I, III, V,VII : Cl , Br, I Au ( II, III ) ; Fe ( II,III ) ; P ( III,V ) S ( II,IV,VI ) N ( I, II, III, IV,V )
Алгоритм определения валентности: 1. Пишем химическую формулу вещества H 2 S 2. Отмечаем валентность известного элемента(постоянную) H 2 S 3. Находим НОК (наименьшее общее кратное). Для этого: Валентность известного элемента умножаем на число атомов (индекс) этого элемента. I * 2 = 2 ( НОК) ↓ «индекс» ат . «Н» I H 2 S 2 I
4. Вычисляем и проставляем валентность второго элемента. Для этого: НОК делим на «индекс» второго элемента. 2 : 1 = II 2 H 2 S 1 ( Аш - два- эс ) I II H 2 S II
Работа с алгоритмом (тренировочные задания) K 2 O, BaH 2
Алгоритм № 2 (по положению в ПСХЭ) Элементы металлы неметаллы Валентность равна № группы А Высшая = номеру группы Низшая (8 - № группы) С «О» С « Ме » « НеМ », «Н»
Работа с алгоритмом № 2 (тренировочные задания) CaS , P 2 O 5 , PH 3
Домашнее задание: 1) § 11, 12 стр. 32 – 34 2) ? 4 стр. 37
Проверочная работа 10 минут Вариант 1 Вариант 2 Составить формулу: Оксида азота. 1. Составить формулу: Бромида магния . В состав молекулы оксида азота входят: два атома ХЭ азота и пять атомов ХЭ кислорода. В состав молекулы бромида магния входят: один атом ХЭ магния и два атома ХЭ брома. 2. Вычислить относительную молекулярную массу оксида азота. 2. Вычислить относительную молекулярную массу бромида магния. 3. Найти массовую долю ХЭ азота в оксиде азота. 3. Найти массовую долю ХЭ брома в бромиде магния. 4. Определите валентность ХЭ в оксиде азота. 4. Определите валентность ХЭ в бромиде магния.
Проверка Д/З ? 4 стр. 37 II II I II III II II II IV II II II HgO K 2 S B 2 O 3 ZnO MnO 2 NiO I II IV II III II VI II V II VII II Cu 2 O SnO 2 Ni 2 O 3 SO 3 As 2 O 5 Cl 2 O 7 Выполнено верно: 11 – 12 формул - оценка «5» 8 – 10 - «4» 6 – 7 - «3» меньше 6 - «2»
Тема урока: «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УМЕНИЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВАЛЕНТНОСТЬ по формуле» Эпиграфы «Все оттенки смысла Умное число передает» Н.Гумилев «Если действовать Не будешь, Ни к чему ума палата» Шота Руставели.
Опросник 1. Что вы можете рассказать о валентности? 2. Что было бы, если атомы не соединялись бы друг с другом? 3. Как вы думаете, во сколько раз валентность углерода больше валентности хлора в CCl 4 ? 4. Что выбираем за единицу валентности? 5. Для чего нужна валентность?
Определить валентность, используя ПС ДИМ. PCl 5 , Na 2 S, SiCl 4
Определить валентность по алгоритму. Ag 2 O, Al 2 S 3 , CO
Названия бинарных (из 2-х ХЭ) соединений. Общая формула названия Me x O y , He x O y окс ид Me Cl y хлор ид Me x S y сульф ид Me x N y нитр ид Me Br y бром ид Me H y гидр ид
Домашнее задание. 1). Повторить § 11-12 стр. 32 – 34 2). Уровень А. Определить валентность в формулах: FeCl 3 , AlI 3 , Hg 2 O 3) Уровень В. Привести примеры к общим формулам бинарных соединений
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
К - 1. Уровень Б.
В каких соединениях валентность определена неправильно:
II II I II II II II III I II II I
Cu2O, Ag2O, FeO, Fe2O3, N2O, CaO
Дайте название первым трем формулам.
К - 2. Уровень Б.
В каких соединениях валентность определена неправильно:
III II III II II I II I III II I II
Al2S3, Ca3N2, BaH2, CrO, WO3, LiH
Дайте название первым трем формулам.
К - 3. Уровень Б.
Определить валентность азота в следующих оксидах:
NO, N2O, N2O3, N2O5, NO2
К - 4. Уровень Б.
Соедините линиями формулы и их названия:
Проставьте валентность в формулах.
К - 5. Уровень Б.
1. Соедините линиями формулы и их названия.
НИТРИД
ЙОДИД
Вa3N2
BI3
2. Допишите название веществ.
3. Проставьте валентности в формулах
К - 1. Уровень С
К - 2. Уровень С
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План. Строение алканов на примере метана. Пространственное строение предельных УГ, на примере пропана, бутана, пентана. Построение моделей атомов ПУГ. Изомерия и номенклатура. Физические свойства алканов .
АЛКАНЫ. предельные углеводороды (ПУВ); насыщенные УВ; парафины.
2. Строение алканов .
1 S + 3p → └ = 109 0 28 Sp 3 гибридизация λ = 0,154 нм СН 4 ТЕТРАЭДР
Особенности строения молекулы метана:
Алканы (предельные, насыщенные, парафины) – органические вещества, состоящие из атомов углерода и водорода, связанных между собой одинарными (сигма) связями.
3. Гомологический ряд метана. Вспомним! * Что такое гомологи? Гомологическая разность?
Общая формула алканов : C n H 2n + 2 Мет ан СН 4 окт ан Эт ан С 2 Н 6 нон ан Проп ан С 3 Н 8 дек ан Бут ан Пент ан Гекс ан гепт ан
Номенклатура алканов. Любая разветвленная цепь рассматривается как нормальная, в которой атомы «Н» замещены на радикалы. Найти самую длинную (главную) цепь углеродных атомов Пронумеровать атомы углерода главной цепи. Номер атома углерода , у которого находится заместитель (алкильный радикал), должен быть наименьшим. Указать положение заместителя. Назвать алкильный радикал (в порядке возрастания сложности, т.е. старшинства). Если одинаковых заместителей несколько, перед их названиями ставят приставки согласно греческим числительным. Назвать алкан , соответствующий главной цепи . Все цифры друг от друга отделять запятыми, буквы от цифр – дефисом. Если при одном углеродном атоме имеется не один, а два заместителя, его цифру повторить в названии дважды.
4. Изомерия алканов (работа с алгоритмом) Пример: гексан С 6 Н 14 1. ГЕКСА - 6 2. -АН- ↔ ординарная связь 3. 1 2 3 4 5 6 С – С – С – С – С - С 4. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 С – С – С – С – С ; ( С – С – С – С – С ) | | С С 2 - МЕТИЛПЕНТАН 3 - МЕТИЛПЕНТАН
5. 1 2 3 4 С – С – С – С | | С С С 1 2 | 3 4 ( С – С – С – С ) | С 2, 3 - ДИМЕТИЛБУТАН 2, 2 - ДИМЕТИЛбутан
Физические свойства. СН 4 -С 4 Н 10 С 5 Н 12 -С 15 Н 32 С 16 Н 34 Газы Жидкости Тв. В-ва (без запаха) (имеют запах) (без запаха) T кипения Т плавления увеличиваются. Алканы – бесцветные вещества, легче воды , плохо растворяются в воде, но растворяются в органических растворителях (бензол, тетрахлорметан ). Газообразные и жидкие алканы образуют взрывоопасные смеси с воздухом.
Домашнее задание: 1 ) § 2) ОК по физическим свойствам
Закрепление. ? 9 а, г стр. 35 ? 8 стр. 35 ( доп ) Изомеры : С 5 Н 12
У - 9 1. Экспресс- опрос. * Какие углеводороды называются алканами ? * Какова общая формула алканов ? * Что вы можете сказать о строении метана? Остальных УВ данного ряда? * Что такое гомологи? Назовите первые пять, дайте им названия.
* Какой вид изомерии характерен для алканов ; * Опишите физические свойства алканов .
Задание № 2. Дано название: 2,2,3 – триметилпентан . Напишите: А) формулу (структурную и молекулярную) данного вещества; Б) формулы трех изомеров и назовите их; В) формулы двух гомологов и назовите их.
Тема урока: «Химические свойства, получение и применение алканов »
1. Химические свойства алканов . (работа с ОК) А) Р. горения: Алкан + О 2 → СО 2 + Н 2 О СН 4 + 2О 2 → СО 2 + 2 Н 2 О Каталитическое окисление кат. 2С 4 Н 10 + 5О 2 → 4СН 3 СООН + 2Н 2 О
кат. 2СН 4 + О 2 → 2СН 3 ОН кат. 2СН 4 + 3О 2 → 2НСООН + 2Н 2 О Б) Р. Замещения: 1) нитрование (замещение ат . «Н» на «- NO 2 - ») Р. Коновалова Алкан + HNO 3 → нитроалкан +Н 2 О R – H + HO- NO 2 → R – NO 2 + H 2 O
Б) Галогенирование – р. Семенова (замещение ат . «Н» на « Hal ») свободнорадикальный механизм свет Алкан + Hal → Галогеналкан + Н H al свет R – H + Cl 2 → R – Cl + HCl ( Cl – Cl )
3 . Изомеризация с «С ≥ 4», t 0 = 100 0 , кат.( AlCl 3 ) кат., t 0 Алкан → алкан с разветвленной цепью (изомер)
4. Крекинг T 0 =1000 0 С 1 до С 3 → С + Н 2 С 1 до С 3 → С 2 Н 2 + Н 2 ацетилен С «С 4 » → алкан + алкен С 4 Н 10 → С 2 Н 6 + С 2 Н 4 этан этен T 0 =1500 0
Получение алканов . 1. Из природного сырья Нефть, газ, каменный уголь 2. Синтез метана из простых веществ . Условия: кат., t , р кат., t , р С + 2Н 2 ↔ СН 4 + Q 3. Синтез из СО и Н 2 (р. Фишера – Тропша ). Условия: кат., t n СО + (2n+1) Н 2 ↔ С n Н 2 n+2 + nH 2 O 4 . Гидролиз Al 4 C 3 Al 4 C 3 + 12Н 2 О → 3СН 4 ↑ + 4 Al(OH) 3
Гидрирование алкенов (+Н 2 ) Ni, т 0 c Алкен ( алкин ) + Н 2 → алкан Реакция Вюрца ( из галогеноалкана с мет. Натрием) На l алкан + Na → алкан + NaHal соль Реакция Дюма (из солей карбоновых кислот RCOOMe ) т 0 c RCOOMe + NaOH → → алкан + Na 2 CO 3 Реакция Кольбе (электролиз растворов солей карбоновых кислот) RCOOMe + Н 2 О → Алкан + СО 2 + Н 2 + + NaOH
Домашнее задание 1) § 6 стр. 36 – 42; ? 3 стр. 42 § 7 стр. 43 – 47; ? 5 стр. 47 Составить схему «Применение алканов »
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Схемы: типы химических реакций Реакция соединения: А + В → АВ или АВ + СД → АВСД Реакция разложения: АВ → А + В или АВСД → АВ + СД Реакции замещения: АВ + С → А + ВС Реакции обмена: АВ + СД → АД + СВ пр пр сл сл сл н ов. сл СЛ СЛ НОВЫЕ СЛ ПР ПР сл н ов. сл пр н ов. пр А сл сл н ов.сл н ов. сл
Групповая работа. (лабораторные опыты). Группа № 1 «Взаимодействие хлорида меди (II) с железом». Группа № 2 «Взаимодействие оксида меди (II) с соляной кислотой». Группа № 3 «Горение магния в кислороде» Группа № 4 «Разложение основного карбоната меди ( II) ».
Оформление работы. № ГРУППЫ 1) Название опыта 2) Наблюдение: А) признак реакции Б) условие протекания химической реакции 3) Уравнение реакции Название сложным веществам 5) Тип реакции 5 «Взаимодействие цинка с соляной кислотой» А) выделяется газ Б) * при комнатной температуре (обычные); * соприкосновение веществ I I II I Zn + HCl = ZnCl2 + H2 ↑ п р сл сл пр соляная хлорид кислота цинка Реакция ?
Б) по тепловому эффекту: Тепловой эффект химической реакции Количество теплоты , которое выделяется или поглощается при хим. реакции Обозначается Q Измеряется Дж
Домашнее задание § 9 стр. 43 -45 ? 5 у стр. 45 2) § 21 стр. 106 -108 ? 1 , 2 стр. 108 - 109
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вы попали в комнату, где много гостей. Необходимо найти хозяев (кислот и оксидов), выписать их, дать им название и указать классификацию. H 2 SO 4 , MgCl 2 , KOH, CaSO 4 , CuO , H 3 PO 4 , HBr , CsOH , P 2 O 5 , NaOH , K 2 O, BaCl 2 , Al 2 O 3 , HNO 3 H 2 SO 4 H 3 PO 4 , HBr , HNO 3 CuO , P 2 O 5 K 2 O Al 2 O 3 Кислоты оксиды
Бросаясь в кислоту Мы без оглядки Краснеем от кислот, Как от стыда А я попав в нее Не изменяюсь. Так кто же я тогда? (фенолфталеин)
Если кислоту с металлом нам сложить, Соль и водород мы можем получить Кислота должна быть не азотная , А металл активным должен быть .
Мы в основный оксид Добавим кислоты, Соль образуется тогда И капельки воды. Чтобы соль нам доказать Выпарим раствор мы, И получим мы кристаллы.
В щелочах у фенолфталеина Начнется не жизнь, А сплошная малина . Но стоит нам добавить кислоты : Нейтрализуется малина, Исчезая незаметно И останется тогда Соль нормальная плюс вода .
Чтобы вновь нам Соль с водою получить, Нужно основание с кислотою нам сложить. Основание должно быть Нерастворимое И его ты должен получить. А для этого возьмешь ты Соль и щелочь и осадок твой готов. .
Вывод: кислоты- химически активные вещества.
Жил на улице Бассейной Ученик рассеянный Составлял он уравнение Потерял решение Помогите вы ему А) ? + ? → K 2 SO 4 + H 2 O б) Fe + ? → ? + H 2 ↑ в) MgO + ? → MgCl 2 + ? г) Cu О + ? → ? + H 2 О д ) Cu(OH) 2 + ? → Cu(NO 3 ) 2 + ?
Чтобы вы не скучали, оксиды придумали игру: «Угадай» Назовите номера практически возможных реакций. А) Б) В) Г) Д) Е) Ж) Na 2 O + CaO Al 2 O 3 + HNO 3 SO 3 + BaO ZnO + H 2 O CO 2 + KOH SiO 2 + H 2 O BaO + H 2 O
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Работа с классом. З-1. Из перечня назовите отдельно вещества, тела: Медный купорос, резина, вода, мрамор, кружка, колба, сера, уголь, проволока, капля воды, воронка, крахмал, книга. З-2. По каким признакам поваренную соль можно ошибочно принять за сахар? Каким способом можно выделить поваренную соль от речного песка? З-3. Какие свойства позволяют: а) алюминию конкурировать с медью в электротехнике; б) использовать корунд для изготовления камней и наждачной бумаги; в) использовать ванилин и сахар в кондитерской промышленности?
2. Тестирование. К веществам относятся: 1 вариант 2 вариант А) пробирка, Б) мел, в) железо, г) гвоздь, д ) глина А) кислород, б) хлопок, в) ацетон, г) труба, д ) весы
2. Для характеристики вещества используют признаки: 1 вариант 2 вариант А) температуру плавления, б) радиус молекулы, в) твердость, г) массу молекулы А) цвет, б) электропроводность, в) форму молекулы, г) радиус атома.
3. Указать ошибку: 1 вариант тела вещества а) гвоздь б) парта, в) стол, г) железо, д) ручка А. Алюминий Б. Вода В. Бензол Г. Труба Д. лед 2 вариант тела вещества а) стол б) водород в) тетрадь г) дверь д) линейка А. Железо Б. Льдина В. Сода Г. Мел. Д. уксус
1 вариант. № 4 Сахарную пудру и порошок мела можно распознать: 2 вариант. Соль и сахар можно распознать: А) по цвету, Б) растворимости в воде, В) вкусу А) по растворимости в воде, Б) температуре плавления, В) цвету
5. Установите соответствие между веществами и телами: 1 вариант А. Тела Б.Вещества 2 вариант а) крахмал б) ручка в) сера г) азот д) стакан а) стул б) дерево в) пластмасса г) тумба д) ваза
6. Найди ошибку: 1 вариант А) б) в) 2 вариант а) б) в)
7. 1 вариант С помощью термометра можно определить: 2 вариант С помощью ареометра можно определить: А) растворимость, б) магнитные свойства, в) твердость, г) температуру плавления, д ) электропроводность, е) плотность
27.09.12г Урок № 8 Тема урока: «Язык химии. Относительная атомная масса химических элементов» Знать: *понятия: «атом», «химический элемент», относительная атомная масса; Уметь: Записывать символы химических элементов; Находить в таблице Д.И.Менделеева значения относительных атомных масс
1. Знаки химических элементов. ? Кто является автором славянской письменности алфавита? буквы слова предложения Знаки хэ Химические формулы Уравнения химических реакций
Химические символы (знаки химических элементов Алхимические обозначения железо серебро сера
Обозначение знаков (Берцелиус) ЛАТИНСКОЕ НАЗВАНИЕ ЗНАКА (НАЧАЛЬНАЯ ИЛИ ОДНА ИЗ ПОСЛЕДУЮЩИХ БУКВ) О ксигениум - O – кислород; Ау рум – Au - золото
2. Этимологические начала названий химических элементов.
Г) астрономические начала Золото - Солнце Серебро - Луна Медь - Венера Теллур - Земля Ртуть - Меркурий
3. Символ химического элемента. 8 порядковый номер о химический знак Кислород название хэ 15,89 атомная масса (относительная атомная масса)
4. Понятие «химический элемент». Элемент (от лат. Elementum – стихия) – первоначальное вещество, составная часть сложного вещества (определение из энциклопедического словаря). Элементарный – начальный, относящийся к основам чего-нибудь (словарь С.И.Ожегова) Х.Э – это вещество, которое нельзя разложить на более простые (Р.Бойль) Дальтон связал с понятием атом. ? Что такое атом? Химический элемент – это определенный вид атома.
Al c C Н Н Н 1 ( один) атом алюминия 2 (два) атома углерода 3 (три) атома водорода Al 2C 3H
Что такое молекула? н н о Молекула воды, Н 2 О состоящая из двух атомов хэ водорода и одного атома хэ кислорода н н Молекула водорода Н 2 о о Молекула кислорода О 2 о о о о Две молекулы кислорода ( 2О 2 )
Относительная атомная масса Обозначение Ar Единица измерения нет Находим в таблице Д.И.Менделеева Как записать? Ar ( Na) = 23 Ar (P) = 31 Ar (O) = 16 Как сравнить? (пример: Ar (P) и Ar (O) Ar (P) = 31 = 2 Ar (O) 16 → Ar (P) > Ar (O) в 2 раза
Закрепление 1. Что означают записи: 3N, N 2 , 5N 2 2 . Установите « Ar » следующих химических элементов: калия, водорода, серы. 3. Сравните « Ar » химических элементов: лития и водорода .
Домашнее задание § 7-8 стр. 21 – 24 ? 18 (п) стр. 25 Выучить знаки ХЭ (табл.2 стр.24)
Проверка знаков ХЭ. З-1. Найдите соответствие название элемента и символа 1. натрий 2. кальций 3. фосфор 4. азот 5. хлор А) P Б) N В) Na Г) Cl Д) Ca 1в, 2д, 3а, 4б, 5г
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
6. Тип гибридизации алкенов и алкадиенов : А) Sp 2 , Sp б) SP 2 , Sp 3 в) Sp 3 , Sp г) Sp, Sp 2 7. Реакция, схема которой С 2 Н 4 + Н 2 → С 2 Н 6 относится к типу : А) гидратации б) полимеризации в) дегидрирования г) гидрирования 8. Вещество Х в химической реакции, схема которой Х + Н 2 О → С 2 Н 5 ОН : А) этен б) пропан в) этан г) пропен 9. Вещество, которое может вступать в реакцию полимеризации: А) этен б) полиэтилен в) этан г) метан
10. Химическая реакция возможна между веществами, формулы которых: А) С 2 Н 4 и СН 4 б) С 2 Н 6 и Н 2 в) СН 4 и Н 2 О г) С 2 Н 4 и В r 2 1 1 . Реакции, лежащие в основе производства синтетического каучука: А) изомеризация б) полимеризация в) гидрирование г) гидратация 12. Продуктом вулканизации каучука: А) поливинилхлорид б) полипропилен в) резина г) полиэтилен
Тема урока: « Алкины . Строение, номенклатура, изомерия, физические свойства» Цель. Знать:* определение, общую формулу алкинов ; * Уметь объяснять строение, давать названия, определять изомеры
Работа с информационными картами
Домашнее задание. § 13 стр. 72- 79 ? 4, 5 стр. 79 Пр.р № 2 стр. 274-275
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2).Общая формула O // А) альдегида R ─ C \ H Б) Кетона R 1 ─ C ─ R 2 ║ O Sp² - гибридизация δ - и π - связи; ∟120 ⁰
Приложение № 2. Виды изомерии А) для предельных альдегидов: Изомерия УГ (углеродного скелета) Межклассовая изомерия (с кетонами) Б) для кетонов: Изомерия УГ Положения ФГ (функциональной группы – кетоной ) Межклассовая изомерия (с альдегидами)
Упр. 2 стр. 159-160 Изомеры: С 5 Н 10 О - А) В) Д) Е) С 6 Н 12 О - Б) Г) Ж)
Приложение № 3. Номенклатура. Название альдегидов образуется из: Названия соответствующего углеводорода с прибавлением суффикса – аль- O 3 2 1 // CH 3 - СН - С 2 - МЕТИЛ ПРОПАНАЛЬ | \ CH 3 H
Название кетонов образуется из названий: с оответствующих углеводородов ( алканов ) + суффикс – он- + цифра атома углерода от которого отходит кетонная группа 1 2 3 4 СН 3 – С – СН 2 - СН 3 ║ Бутан он - 2 О
Упр. 3 стр. 160 О 5 4 3 2 1 // А) СН 3 – СН – СН – СН 2 – С | | \ СН 3 СН 3 Н 1 2 3 4 5 Б) СН 3 – С – СН – СН 2 – СН 3 ║ | О С 2 Н 5 В) О 3 2 1 // СН 3 – СН – С | \ С l Н О 4 3 2 1 // Г) СН 3 – СН – СН – С | | \ СН 3 СН 3 Н
Приложение № 4 Физические свойства.
Приложение № 5. Химические свойства. Реакции восстановления - гидрирование: А) альдегидов O // Ni R – C + H 2 → R – CH 2 - OH \ первичный спирт H Б) кетонов Ni R 1 – C - R 2 + H 2 → R 1 – CH – R 2 ║ | O OH вторичный спирт
Реакции окисления : O O Общая схема процесса : // {O} // R – C → R - C \ \ H O H карбоновая к - та Качественные реакции: Реакция «серебряного зеркала» O O окисление аммиачным растворо // // оксида серебра R- C + Ag 2 O → R - C + 2Ag \ \ H OH Окисление O O свежеосажденным // t // Cu(OH) 2 R – C + 2Cu(OH) 2 → R – C + Cu 2 O↓ + H 2 O \ \ кр . H OH
Кетоны не окисляются ни кислородом воздуха, ни аммиачным раствором оксида серебра. Окисление кетонов идет значительно труднее, только при действии сильных окислителей и нагревании. При этом происходит разрыв углеродной цепи по обе стороны от карбонильной группы с образованием смеси карбоновых кислот.
Приложение № 6 Получение. Окисление или дегидрирование: O Первичных спиртов Ca, t // R – CH 2 – OH → R – C + H 2 ↑ спирт \ H альдегид Вторичных спиртов: {O} R 1 – CH – R 2 → R 1 – C – R 2 + H 2 ↑ | ║ OH O Спирт вторичный кетон
Реакция Кучерова (получение ацетальдегида) O HgSO 4 , H 2 SO 4 , t // HC ≡ CH + H 2 O CH 3 – C \ H Получение кетонов: HgSO 4 , H 2 SO 4 С H 3 – С ≡ СН + H 2 O CH 3 – C ═ O пропилен – 1 | CH 3 пропанон – 2 (кетон) Термическое разложение Ca или Ba солей карбоновых кислот: t Me(RCOO) 2 → R – C – R + MeCO 3 соль ║ карбоновой O кислоты кетон
Получение формальдегида (прямое окисление метана) H O | t = 500 ⁰ C // ( CH 4 ) H – C – H + O 2 H – C + HO Н | \ H H метан формальдегид ( метаналь ) Н Н
Приложение № 7 Применение. формальдегид Получение фенолформальдегидных смол Кожевенное производство В с/ х – для протравливания семян В быту, медицине
ацетальдегид Производство уксусной кислоты Получение этилового спирта ацетон растворитель Органические продукты
Д/З
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыт: 1. Смешаем сначала твердые вещества: гидроксид натрия и сульфат меди ( II) . 2. Затем их растворы. 3. Ваши наблюдения. 4. Запишите в тетрадях уравнение химической реакции. 2NaOH + CuSO 4 = Cu(OH) 2 ↓ + Na 2 SO 4 5 . Сделайте вывод.
Процесс растворения электролитов в воде ? Какие виды химической связи вам известны? О 2- Н+ Н+ Молекула воды полярна и представляет собой диполь
Механизм электролитической диссоциации NaCl (с ионной связью)
Na + Cl - Na+ Cl - Na + Cl - Na + Cl -
Диссоциация молекул HCl на ионы в водном растворе ( Ковалентно полярная связь)
H + Cl - H + Cl - H + Cl -
Доказательство ионов в растворах кислот, щелочей и солей реакциями обмена. Проведем опыты: Взаимодействие сульфата меди ( II) С : Нитратом бария; Хлоридом бария; Гидроксидом натрия; Гидроксидом кальция Взаимодействие нитрата серебра с : Соляной кислотой; Хлоридом натрия Записать уравнения химических реакций.
CuSO 4 + Ba (NO 3)2 = Cu(NO 3 ) 2 + BaSO 4 ↓ CuSO 4 + BaCl 2 = CuCl 2 + BaSO 4 ↓ CuSO 4 + BaCl 2 = CuCl 2 + BaSO 4 ↓ CuSO 4 + 2 NaOH = Na 2 SO 4 + Cu(OH) 2 ↓ CuSO 4 + Ca(OH) 2 = CaSO 4 + Cu(OH) 2 ↓ AgNO 3 + HCl = HNO 3 + AgCl ↓ AgNO3 + NaCl = NaNO 3 + AgCl ↓
Электролитическая диссоциация – это процесс распада электролита на ионы при растворении его в воде или расплавлении. Н Cl = H + + Cl - H Cl Катион водорода Хлорид-анион Соляная кислота
Na OH Na OH = + - + Гидроксид натрия Катион натрия Гидроксид-анион
Na Cl Na Cl = + + - Хлорид натрия Катион натрия Хлорид- анион
Диссоциация многоосновных кислот и солей. H 2 SO 4 H H SO 4 H = + + - H H SO 4 - H SO 4 - = + + 2-
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задание № 2. Выписать: А) сильные электролиты б) слабые электролиты. Запишите диссоциацию электролитов. Дать название ионам. NaOH , FeCO 3 , Zn(OH) 2 , Mg(NO 3 ) 2 , HClO 4 , H 2 S
Тема урока: «Уравнения реакций в ионном виде»
Эксперимент. K 2 SO 4 HCl K 2 SO 4 BaCl 2 Составьте УХР Укажите тип ХР В каких случаях реакция обмена протекает до конца Каким образом можно определить является ли данное вещество нерастворимым, выделится ли оно в виде осадка или останется в растворе? Какая из реакций пойдет до конца?
a) NaCl и Ca(OH)2 Реакции между ионами называют ионными реакциями, а уравнения таких реакций – ионными уравнениями . б ) Na 2 CO 3 и Ca(OH)2 в ) Na 2 CO 3 и HCl Вывод: РИО в растворах электролитов идут до конца, когда образуется осадок ( ↓ ), газ (↑), вода
Работа с алгоритмами Д/З § 12 стр. 61 – 64, ? 2 стр. 64 § 15 стр. 73 – 79 Повторить за 8 класс: «Химические свойства кислот, оснований, солей»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Понятие о химической связи. Химическая связь - это связь между элементами в соединении за счет электронов.
2. Основные положения теории химической связи: 1) В образовании связи участвуют наружные неспаренные электроны с противоположными спинами 2) Атомы в соединении стремятся приобрести устойчивую электронную оболочку соответствующих инертных газов; 3) При образовании связи выделяется энергия
Ковалентная связь. Химическая связь между атомами, осуществляемая общими электронными парами, называется ковалентной. Характерна для неметаллов Н 2 : 1 s 1 Н + Н → Н Н → Электронная формула Н Н СТРУКТУРНАЯ ФОРМУЛА
Электроотрицательность (ЭО) ЭО в периоде возрастает в группе Свойство атомов смещать к себе общие электронные пары, связывающие их с другими атомами, называется ЭО.
Виды к овалентной связи полярная неполярная (разные неметаллы) (одинаковые НЕ) HCl , NH 3 , CH 4 Cl 2 , N 2 , O 2 Образуются молекулы за счет общих электронных пар
Урок № 2 З – 1. В каких из приведенных ниже веществ химическая связь полярна , а в каких неполярна : А) H 2 , б) H 2 O, в) N 2 , г) O 2 , д ) HI, е) SO 3 , ж) H 2 S З – 2 . Изобразите образование химической связи с помощью электронных и структурных формул для веществ из З-1: В); Ж
Ионная связь Рассмотрим образование соединений сильно отличающихся по ЭО. Это соединения МЕ и НЕМ. Пример: NaCl 3р 5 Na : 3 s 1 ; Cl : 3s 2 1е .. .. Na * + * Cl : → Na +1 ** Cl : -1 → Na +1 Cl -1 •• •• ионное ЭО < ЭО соединение
Работа с учебником. СТР. 24: * ПОНЯТИЕ ИОННОЙ СВЯЗИ * ИОННЫЕ СОЕДИНЕНИЯ 2) ? В ТЕКСТЕ НА СТР.24 1 е ¨ ¨ Li* + *F : → Li + ** Cl : -1 → Li + Cl - о ¨ ¨ ЭО < ЭО
Закрепление. Определить вид химической связи: А) NH 3 , Б) CH 4 , В) I 2 , Г) KF, Д) CO 2 , Е) CaCl 2 , Ж) Li 2 S 2. Покажите механизм образования соединения Li 2 S ? 6 (а, в) стр. 28 ? 7 (а) стр. 28
Домашнее задание. 1) § 3 стр.24 – 28 2) Повторить § 1, 2 3) ? ∆ 4 (а), 6(б), 7(б) стр. 28 ◊ 1) Изобразить схемы образования ионной связи при взаимодействии: а) кальция с азотом; б) алюминия с бромом. 2) Составьте уравнения химических реакций для а), б) и укажите окислитель и восстановитель.
- Возникновение общих электронных пар приводит к образованию ковалентной химической связи между атомами . - Атомы образуют химические связи, чтобы приобрести устойчивую 8-электронную конфигурацию внешнего энергетического уровня. - Состав вещества можно выражать в виде: Молекулярной формулы HCl Электронной формулы Структурной формулы H– Cl Выводы:
23.09.10г Урок № 7 Степень окисления атомов в соединениях. 1. Работа с учебником § 4 СТР. 28 – 30 до слов «Как определяют степень окисления». Вопросы: * с каким известным понятием совпадает понятие «степень окисления»? * Что такое валентность?
а) N Ξ N б) H — N — H в) F — N — F | | H F * Сколько общих электронных пар в молекуле азота? Аммиака? Фторида азота? * Как можно объяснить различия этих веществ? Почему молекула азота неполярна ? Аммиака , фторида азота – полярны ? ЭО
А) N 0 ≡ N 0 Б) H δ + → N δ - ← H δ + ↑ H δ + В) F δ - ← N δ + → F δ - ↓ F δ -
ДЛЯ ЧЕГО ВВЕДЕНО ПОНЯТИЕ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ? ЧТО ТАКОЕ СТЕПЕНЬ ОКИСЛЕНИЯ? РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: СТР. 30 2абзац и 3 абзац
Работа с алгоритмом. *Как определяют степень окисления? *что для этого необходимо знать? Тренировочное задание: ? В тексте на стр. 30; ? Стр. 33 -5 -4 -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 +4 +5 Уменьшается СТ.ОК увеличивается Восстановление окисление
Степень окисления ст.о . элементов в простых веществах Fe 0 ,Cl 2 0 ,H 2 0
Определите степени окисления элементов Al 2 O 3 Ca 3 N 2 K 2 Se P 2 O 5 Cl 2 O 7 As 2 O 3 Al 2 +3 O 3 -2 Ca 3 +2 N 2 -3 K 2 +1 Se -2 P 2 +5 O 5 -2 Cl 2 +7 O 7 -2 As 2 +3 O 3 -2
Составление химических формул по степени окисления АЛГОРИТМ: Записать химические знаки элементов Al S Определить ст.о . элементов по таблице Д.И. Менделеева. Al +3 S -2 3 . Найти НОК и определить индексы. НОК=6 Al +3 S -2 ПРАВИЛО: алгебраическая сумма степеней окисления элементов равна нулю. 6 Al 2 S 3
Определение степени окисления в формуле из трех атомов химических элементов 3. Работа с учебником стр. 33-34 со слов «Степень окисления можно…» (предпоследний абзац) Тренировочное задание: H 3 PO 4 , CaCO 3, в тексте стр.34.
Домашнее задание. § 4 стр.28 – 35 Повторить § 1 – 3 ? 1 , 5 (устно) стр. 35 ? 2, 3 (в), 4 (б) стр. 35
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - игра по математике для 5 класса. (Конспект урока, презентация для проведения урока).
Первый урок математики в 5 классе проводится в форме игры для мотивации учащихся на изучение математики и повторения изученного в начальной школе. К разработке урока прилагается през...
Конспект урока, презентация, самоанализ урока, раздаточный и наглядный материал для урока в 4 классе по теме "Домашние обязанности"
Данный урок был проведен в рамках конкурса учитель года 2013 в районном этапе....
Разработка урока "What do Britains like to eat?", самоанализ урока, презентация к уроку
Разработка, самоанализ, презентация...
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по Редактировать Урок-презентация немецкого языка в 11-ом классе по теме "Bildende Kunst"
Знакомство учащихся с творчеством выдающихся художников немецкоговорящих стран, в частности с творчеством Альбрехта Дюрера...
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЦели учителя: формировать сущность понятия «десятичная дробь», умения и навыки алгоритма перевода обыкновенной дроби, знаменатель которой единица с несколькими нулями, в десятичну...
Урок математики (технологическая карта урока, презентация и приложения к уроку) в 6 классе "Нахождение дроби от числа"
Учитель: Дронова Ирина Александровна, МАОУ «СОШ №1 с УИОП», г. Губкин Белгородской областиЦели педагога:· обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нах...