Интеллекутальная игра по органической химии "Загадки химии углерода"
план-конспект занятия по химии (10 класс) на тему

Панов Егор Игоревич

Предметная область: Органическая химия

Участники: студенты 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования, учащиеся 10 класса.

Цель:  обобщение знаний обучающихся по органической химии, повышение заинтересованности к более глубокому изучению предмета.

В интеллектуальной игре принимают участие 3 команды. Перед началом игры командам дается задание придумать название и выбрать капитана. На доске оформляется экран соревнования, куда заносятся все результаты по ходу игры. Игра включает в себя несколько этапов: 1) викторина; 2) кроссворд; 3) назови вещества; 4) изобрази вещества; 5) угадай, о чем идет речь; 6) крестики-нолики

В конце жюри подводит общий итог интеллектуальной игры, участники награждаются грамотами, выставляются оценки за урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra_po_organicheskoy_khimii.doc600.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра по органической химии

«Загадки химии углерода»

Составитель: преподаватель общеобразовательных дисциплин Усть-Илимского филиала ГБПОУ «Иркутский энергетический колледж» Панов Егор Игоревич.

Предметная область: Органическая химия

Участники: студенты 1 курса образовательных учреждений среднего профессионального образования, учащиеся 10 класса.

Цель:  обобщение знаний обучающихся по органической химии, повышение заинтересованности к более глубокому изучению предмета.

В интеллектуальной игре принимают участие 3 команды. Перед началом игры командам дается задание придумать название и выбрать капитана. На доске оформляется экран соревнования, куда заносятся все результаты по ходу игры.

1. Викторина

На столах у участников команд лежат карточки с буквами A, B, C, D. Ведущий задает вопросы одновременно для всех команд и каждая поднимает карточку с нужным ответом.

1. Какое из данных химических веществ входит в сферу интересов органической химии?

  1. Металлы
  2. Неметаллы
  3. Щелочи
  4. Спирты

2.Какой алкан обозначает название директора факультета?

  1. С10Н18
  2. С10Н22
  3. С10Н20
  4. С5Н10

3.Какое из данных веществ является ароматическим соединением?

  1. Гексан
  2. Бензол
  3. Формальдегид
  4. Этилен

4.Какой углевод содержится в картофеле?

  1. Формалин
  2. Крахмал
  3. Пропан
  4. Сахароза

5.Какую общую формулу имеют алкены?

  1. СnH2n
  2. СnH2n+2
  3. СnH2n-6
  4. СnH2n-2

6.Бутин и бутадиен имеют одинаковое количество углерода и водорода.

  1. Да
  2. Нет

7.Какой из спиртов является сильнейшим ядом, поражающим в первую очередь зрительные нервы?

  1. Этанол
  2. Пропан
  3. Метанол
  4. Бензол

8. Какой 3-х атомный спирт мы каждый день берем в руки?

  1. Бензин
  2. Глицерин
  3. Этанол
  4. Метанол

9.  Как называется разделение нефти на фракции?

  1. Таргетирование
  2. Блюминг
  3. Крекинг
  4. Факторинг

10. Рыжие лесные муравьи обладают феромоном тревоги – кислотой, которая одновременно служит оружием. Она разлагается при нагревании, дает реакцию «серебряного зеркала».

  1. олеиновая кислота
  2. муравьиная кислота
  3. лауриновая кислота
  4. уксусная кислота

11. Почему нельзя записать химическую формулу нефти?

  1. нефть – смесь углеводородов
  2. формула не определена
  3. очень сложная формула
  4. нефть – это углерод

12. Молекула этого биополимера напоминает «нитку, унизанную разноцветными бусинками и скрученную в виде спирали».

  1. целлюлоза
  2. альдегид
  3. белок
  4. сложный эфир

13. Гормон, усиливающий работу сердца; его выработка увеличивается при эмоциональном напряжении.

  1. адреналин
  2. тироксин
  3. инсулин
  4. соматотропин

14. Аббревиатура, используемая для обозначения органических веществ, основной функцией которых является хранение генетической информации в организме.

  1. АТФ
  2. ДНК
  3. ВИЧ
  4. РНК


2. Кроссворд

Всем участникам одновременно предлагается разгадать кроссворд. Для определения победителя и дополнительной мотивации обучающимся сообщается: команда, которая сдает кроссворд на проверку первой получает дополнительно 3 балла, вторая команда – плюс 2 балла и третья команда – плюс 1 балл.


Вопросы:

  1. Фамилия ученого, сформулировавшего основные положения теории строения органических соединений.
  2. Вещества, имеющие одинаковый химический состав, но различное строение и свойства
  3. Реакция присоединения молекул воды. Может осуществляться без разрушения или с разрушением молекул воды.
  4. Органическое вещество, в котором ОН-ион непосредственно соединен с бензольным кольцом.
  5. Углеводороды, в которых содержатся две двойные связи.
  6. Валентность углерода в ацетитлене.
  7. Реакция присоединения галогенов
  8. Вещество, состоящее из 3-х атомов углерода, имеющее в своем составе одну тройную связь.
  9. Алкины содержат в своем составе одну кратную связь, как она называется.
  10. Число атомов углерода в молекуле пентана.

Ответы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

П

Я

Т

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ч

 

П

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Г

А

Л

О

Г

Е

Н

И

Р

О

В

А

Н

И

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Г

И

Д

Р

А

Т

А

Ц

И

Я

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

З

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Б

У

Т

Л

Е

Р

О

В

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

М

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

4

Ф

Е

Н

О

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Й

 

 

 

Р

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

Ы

 

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я

 

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ы

 

 

 

 

 

 

 

 


3. Назови вещества

Также как и в задании «Кроссворд» обучающимся одновременно выдаются карточки со структурными формулами органических соединений, в зависимости от правильности и скорости выполнения задания, команды получают дополнительные баллы.

А)        2-метилбутан

Б)                        2-метилпропен

В)                         пропанол

Г)                 2-метилбутен

4. Изобрази вещества

Командам выдаются карточки, на которых отдельно написаны атомы углерода и водорода, индексы и связи. Задание – как можно быстрее и правильнее собрать структурную формулу вещества.

1-метилциклобутан

Циклопентан

 

Бензол


5. Угадай, о чем идет речь?

Обучающимся необходимо по описанию угадать, о каком веществе идет речь. Также как и в предыдущих конкурсах за скорость команды получают дополнительные баллы.

1 группа - Органическое химическое соединение, бесцветная жидкость со специфическим сладковатым запахом. Происхождение названия группы соединений, к которой относится данное вещество, объясняется тем, что среди его производных много приятно пахнущих веществ. Простейший представитель данной группы соединений. Является исходным сырьём для производства лекарств, различных пластмасс, синтетической резины, красителей. О каком веществе идет речь? (Бензол)

2 группа - Представляет собой бесцветную жидкость с характерным резким запахом и кислым вкусом. Водные растворы широко используются в пищевой промышленности (пищевая добавка E260) и бытовой кулинарии, а также в консервировании. Что это за вещество? (Уксусная кислота)

3 группа - Представители этой группы веществ могут существовать в газообразном, жидком и твердом состоянии. Жидкости имеют характерный запах бензина. Характерным свойством для них является горючесть. Они практически не растворимы воде, но хорошо растворяются в органических растворителях. В их структуре все связи атома углерода задействованы на присоединение атомов водорода. О какой группе веществ идет речь? (Алканы)

5. Крестики-нолики

Заключительный этап интеллектуальной игры.

В конце жюри подводит общий итог интеллектуальной игры, участники награждаются грамотами, выставляются оценки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока химии "Углерод и его соединения" 9 кл

Конспект урока химии для 9 класса по программе О.С.Габиеляна, направлен на  самостоятельную работу учащихся на уроке. Имеется приложение - презентация....

разработка открытого урока по химии углерод

презентация и конспект урока...

Методическая разработка урока по химии:Углерод.

Урок построен с применением здоровьесберегающих технологий....

Открытое аудиторное занятие - конференция по химии «Углерод – основа всей живой природы"

Другого ничего в природе нетни здесь, ни там, в космических глубинах:все — от песчинок малых до планет —из элементов состоит единых.С. П. Щипачев, «Читая Менделеева»Цели урока:Обобщить и с...

Урок химии "Углерод"(презентация)

Разработка урока по химии с использованием опорного конспекта....

Презентация "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" химия 9 класс

Презентация к уроку химии 9 класса "Предмет органической химии. Теория химического строения органических веществ" составлена к учебнику О.С.Габриеляна. Презентация содержит эпиграф, проверку эмоционал...

Интеллектуальная игра по органической химии в 10 классе

Цели: углубить знания учащихся по органической химии, повысить интерес к предмету; развивать навыки работы с дополни­тельной литературой.Примечание: участвуют 5 команд по 5-6 человек.Ход игры1 кон...